Политика США в отношении конфликта в Сирии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В 21 В. 10
1.2 Политические интересы США в отношении Сирийской Арабской Республики 10
1.2 Экономические интересы США в отношении Сирийской Арабской Республики 16
ГЛАВА 2: ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Б.ОБАМЫ В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 20
2.1. Концептуальные основы политики администрации Б.Обамы в отношении сирийского конфликта до 2013 г. 20
2.2 Концептуальные основы политики администрации Б.Обамы в отношении сирийского конфликта после 2013г. 23
ГЛАВА 3: ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Д.ТРАМПА В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА В САР 33
3.1 Процесс формирования внешнеполитического курса администрации Д.Трампа в отношении сирийского конфликта до 2019 г. 33
3.2 Перспективы внешнеполитического курса администрации Д. Трампа в отношении сирийского конфликта после 2019 г. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА 1: СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В 21 В. 10
1.2 Политические интересы США в отношении Сирийской Арабской Республики 10
1.2 Экономические интересы США в отношении Сирийской Арабской Республики 16
ГЛАВА 2: ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Б.ОБАМЫ В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 20
2.1. Концептуальные основы политики администрации Б.Обамы в отношении сирийского конфликта до 2013 г. 20
2.2 Концептуальные основы политики администрации Б.Обамы в отношении сирийского конфликта после 2013г. 23
ГЛАВА 3: ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ Д.ТРАМПА В ОТНОШЕНИИ КОНФЛИКТА В САР 33
3.1 Процесс формирования внешнеполитического курса администрации Д.Трампа в отношении сирийского конфликта до 2019 г. 33
3.2 Перспективы внешнеполитического курса администрации Д. Трампа в отношении сирийского конфликта после 2019 г. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Ориентированность внешней политики США на определённые регионы всегда была обусловлена фактором наличия неких интересов государства в данном регионе, или проведением политики, против государств, которые составляют для США опасность. Одним из таких регионов для США является Ближний Восток, и в частности Сирия.
Гражданская война в Сирии-это продолжающийся многосторонний вооружённый конфликт между баасистской Сирийской Арабской Республикой во главе с президентом Башаром Асадом, а также внутренними и внешними союзниками и различными внутренними и внешними силами, противостоящими как сирийскому правительству, так и друг другу в различных комбинациях. Конфликт, начавшийся в 2011 г. на волне протестов в ходе "арабской весны", перерос в гражданскую войну в Сирии после того, как протесты, призывающие к смещению Б.Асада, были жестоко подавлены.
Война, начавшаяся 15 марта2011 г. с крупных беспорядков в Дамаске и Алеппо, ведётся несколькими группировками: вооружёнными силами сирийского правительства и его международными союзниками, разрозненным альянсом преимущественно суннитских оппозиционных повстанческих группировок (включая Свободную сирийскую армию), салафитскими джихадистскими группировками (включая Фронт "ан-Нусра"), смешанными курдско-арабскими Сирийскими демократическими силами (СДС) и Исламским государством Ирак и Левант (ИГИЛ), с рядом стран региона и за его пределами, которые либо непосредственно участвуют, либо оказывают поддержку той или иной фракции (Иран, Россия, Турция, Соединённые Штаты Америки, и другие).
Блок государств, выступающих за поддержку правительственных сил во главе с президентом Б.Асадом это: все страны БРИКС — Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, а также Иран и ряд латиноамериканских стран. Данный блок государств выступал против насильственной смены власти и призывал к диалогу о будущем Сирии всех участников конфликта. Также ими осуществлялись поставки вооружения, оказание гуманитарной помощи и т.д. Россия с сентября 2015 года проводила авиаудары и другие военные операции. Военное вмешательство России в сирийский конфликт происходило с официальной просьбы Б.Асада об этом, в отличии от военного вмешательства США.
Возглавляемая США международная коалиция, созданная в 2014 году с заявленной целью противодействия ИГИЛ, наносила авиаудары в первую очередь по ИГИЛ, а также по правительственным и проправительственным целям. Они также развернули силы специального назначения и артиллерийские подразделения для борьбы с ИГИЛ на местах. С 2015 года США оказывала поддержку демократической федерации Северной Сирии и её вооружённому крылу-ССО посредством финансового и материально-технического обеспечения.
Турция, с 2016 года активно участвовала в борьбе против сирийского правительства. Деятельность турецких вооружённых сил проявлялась не только в нанесении авиаударов по ИГИЛ совместно с коалицией, возглавляемой США, но и в активной поддержке сирийской оппозиции. Также, турецкая армия занимала большие участки северо-запада Сирии, участвуя в значительных наземных боях с ИГИЛ, СДС и сирийским правительством.
В период с 2011 по 2017 год боевые действия из Сирийской гражданской войны перешли в Ливан, поскольку ИГИЛ и Ан-Нусра вовлекли ливанскую армию в участие против сирийских правительственных сил.
Кроме того, будучи официально нейтральным, Израиль наносил авиаудары по "Хезболле" и иранским силам, присутствие которых на юго-западе Сирии он рассматривал как угрозу.
Стоит отметить, что политика США в отношении сирийского конфликта прошла эволюцию, от администрации президента Б.Обамы до администрации президента Д.Трампа. Для каждой из этих администраций характерен свой подход к определению собственного внешнеполитического курса.
Так, для администрации Б.Обамы, последствия «Арабской весны», развернувшейся в 2011 годув регионе Ближнего Востока, поставили крест на действиях, проводимых США в регионе, таких как, кампания по окончательному выводу войск из Ирака, и продолжение лоббирования интересов Израиля в регионе. События "Арабской весны" застали врасплох весь мир и администрацию Белого дома в том числе. Они требовали незамедлительной реакции со стороны США. Неподготовленность США к масштабным потрясениям такого рода, отсутствие видения и инструментария по вопросу урегулирования этих проблем – привело к кризису ближневосточной политики администрации Б.Обамы.
И если США столкнулись с трудностями в формировании своего внешнеполитического курса по сирийскому вопросу в период президентства Б.Обамы из-за неожиданности происходящих событий, то администрация Д.Трампа столкнулась с задачей определения собственного внешнеполитического курса в отношении конфликта в САР совершенно по другим причинам.
Предвыборная риторика Д.Трампа, в большинстве своём, заключалась в критике действий администрации Б.Обамы в Сирии. И не смотря на заявления Д.Трампа о поддержке военной операции России в Сирии, в последствии, мы сможем наблюдать смену политической риторики по данному вопросу в противоположную сторону.
Как известно США выделяет урегулирование конфликта в Сирии как одну из приоритетных задач своей внешней политики. Поскольку США является важным политическим игроком на международной арене, и принятые ими решения влияют на развитие мировой политики в целом, то изучение внешней политики США в Сирии и их влияния на развитие межсирийского противостояния является актуальной темой на сегодняшний день.
Объект исследования: внешняя политика США
Предмет исследования: внешняя политика администраций Б.Обамы и Д.Трампа в отношении сирийского конфликта
Цель исследования: проследить эволюцию внешней политики США в отношении конфликта в Сирийской Арабской Республике, выявить преемственность и инновации во внешнеполитической линии Д.Трампа.
Для достижения поставленной цели, в ходе работы будут решаться следующие задачи:
• Исследовать особенности внешней политики США в Сирийской Арабской Республике в 21 в.
• Выявить экономические и политические интересы США в Сирии
• Изучить концептуальные основы и содержание политики администрации Б.Обамы в отношении сирийского конфликта
• Изучить концептуальные основы и содержание политики администрации Д.Трампа в отношении сирийского конфликта
Проблема достаточно хорошо изучена как в России, так и за рубежом. Изучение политики США и её вмешательства в межсирийское противостояние привлекло внимание многих учёных и исследователей:
Е.Сатановского , А.Шумилина , М.Сучкова , Р.М. Хаддада , С.Мобаеда П.Амара и В.Прашата , Д.Леша и других. Среди использованных автором источников и литературы можно выделить следующие группы.
К первой группе относятся работы, в которых затрагиваются различные аспекты политики США в отношении конфликта в САР. Прежде всего к ним относятся труды А.Шумилина, М.Сучкова, С.Мобаеда.
Работы А.Шумилина, в особенности его монография: «Политика США на Ближнем Востоке в контексте «Арабской весны»», - является одной из ключевых работ по исследованию данной темы. В монографии чётко описывается ситуация в ближневосточном регионе и влияние США на её развитие со второй половины 20 века, до наших дней, особое внимание уделяется периоду «арабской весны».
Статьи М.Сучкова, в большей степени специализируются на деталях внешней политики, проводимой США. Так, в своей статье "Стратегия «достаточного присутствия»: политика США на Ближнем Востоке при Д. Трампе", автор анализирует основные политические фигуры, назначенные при администрации поверенными по делам Ближнего Востока, и анализирует кандидатуры советников по вопросам национальной безопасности на Ближнем Востоке. А также, проводит сравнительный анализ двух администраций президента Б.Обамы и Д.Трампа. Данная статья важна для написания дипломной работы, поскольку аспект кадровой расстановки в администрации Д.Трампа играет важнейшую роль в формировании внешнеполитического курса страны.
Для понимания причинно-следственных связей тех или иных событий, происходящих между Сирией и США в настоящий момент, требовалось обратиться к истории отношений между этими двумя государствами. Так, монография С.Мобаеда «Сирия и США», в которой автор анализирует отношения США и Сирии, начиная с 1950-х гг. и заканчивая нашим временем является исчерпывающим ресурсом для установления основных закономерностей отношений, сложившихся между Сирией и США.
Ко второй группе относятся исследования, в которых основное внимание уделяется событиям, происходящим в Сирии. Прежде всего к ним относятся труды Е.Сатановского , Д.Леша , П.Амара и В.Прашада .
Работы Е.И.Сатановского являются важным материалом, для изучения проблематики дипломной работы. Работы данного автора касаются всех аспектов конфликта в Сирии, и факторов, влияющих на его протекание. Так, в своей работе: «Сирийское затишье», он детально анализирует феномен «арабской весны», и даёт развёрнутый анализ межсирийскому противостоянию.
Одной из ключевых монографий, потребовавшихся для написания данной дипломной работы, является монография американского профессора Д.Леша «Сирия: падение дома Асада», в которой он приводит взгляд на развитие Сирийского конфликта в контексте истории страны и обстоятельств прихода к власти Б. Асада
Также, стоит отметить монографию американских авторов П.Амара и В. Прашада: «Разочарования от Арабской Весны: понимание нового Ближнего Востока» в которой анализируются ожидания и результаты событий арабской весны по странам региона в целом.
Источниковой базой данной выпускной квалификационной работы выступают:
1. Резолюции СБ ООН по вопросам урегулирования сирийского конфликта .
2. Документы США стратегического характера ; ,
3. документы органов исполнительной и законодательной власти США , в т.ч. доклады исследовательской службы конгресса ; ,
4. Заявления официальных лиц США ; , заявления официальных лиц других государств ; ,
5. Материалы информационных агентств ; .
Новизна работы заключается в сопоставление подходов администраций Д. Трампа и Б.Обамы по вопросам урегулирования конфликта в Сирии. Определённый элемент научной новизны заключается в обращении к относительно новым источникам времени президентства Д. Трампа. В данной исследовательской работе, была подробно рассмотрена внешняя политика США по сирийскому конфликту, её влияние на ход межсирийского противостояния, а также эволюция внешней политики США в отношении конфликта в САР.
В данной выпускной квалификационной работе широко используются такие общенаучные методы исследования, как:
• метод анализа (для выделения и изучения отдельных частей объектов исследования),
• метод обобщения (используется для выявления процесса преемственности внешнеполитических концепций администраций США в 21 в).
• метод анализа документов (используется для извлечения информации по политике США в 21 в отношении Сирии и применении этой информации для комплексного анализа интересов США в САР).
• сравнительный (компаративный) метод (используется для сопоставления концептуальных основ и конкретных мер внешней политики администраций Б.Обамы и Д.Трампа).
Цели и задачи исследования определили её структуру. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы
Гражданская война в Сирии-это продолжающийся многосторонний вооружённый конфликт между баасистской Сирийской Арабской Республикой во главе с президентом Башаром Асадом, а также внутренними и внешними союзниками и различными внутренними и внешними силами, противостоящими как сирийскому правительству, так и друг другу в различных комбинациях. Конфликт, начавшийся в 2011 г. на волне протестов в ходе "арабской весны", перерос в гражданскую войну в Сирии после того, как протесты, призывающие к смещению Б.Асада, были жестоко подавлены.
Война, начавшаяся 15 марта2011 г. с крупных беспорядков в Дамаске и Алеппо, ведётся несколькими группировками: вооружёнными силами сирийского правительства и его международными союзниками, разрозненным альянсом преимущественно суннитских оппозиционных повстанческих группировок (включая Свободную сирийскую армию), салафитскими джихадистскими группировками (включая Фронт "ан-Нусра"), смешанными курдско-арабскими Сирийскими демократическими силами (СДС) и Исламским государством Ирак и Левант (ИГИЛ), с рядом стран региона и за его пределами, которые либо непосредственно участвуют, либо оказывают поддержку той или иной фракции (Иран, Россия, Турция, Соединённые Штаты Америки, и другие).
Блок государств, выступающих за поддержку правительственных сил во главе с президентом Б.Асадом это: все страны БРИКС — Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, а также Иран и ряд латиноамериканских стран. Данный блок государств выступал против насильственной смены власти и призывал к диалогу о будущем Сирии всех участников конфликта. Также ими осуществлялись поставки вооружения, оказание гуманитарной помощи и т.д. Россия с сентября 2015 года проводила авиаудары и другие военные операции. Военное вмешательство России в сирийский конфликт происходило с официальной просьбы Б.Асада об этом, в отличии от военного вмешательства США.
Возглавляемая США международная коалиция, созданная в 2014 году с заявленной целью противодействия ИГИЛ, наносила авиаудары в первую очередь по ИГИЛ, а также по правительственным и проправительственным целям. Они также развернули силы специального назначения и артиллерийские подразделения для борьбы с ИГИЛ на местах. С 2015 года США оказывала поддержку демократической федерации Северной Сирии и её вооружённому крылу-ССО посредством финансового и материально-технического обеспечения.
Турция, с 2016 года активно участвовала в борьбе против сирийского правительства. Деятельность турецких вооружённых сил проявлялась не только в нанесении авиаударов по ИГИЛ совместно с коалицией, возглавляемой США, но и в активной поддержке сирийской оппозиции. Также, турецкая армия занимала большие участки северо-запада Сирии, участвуя в значительных наземных боях с ИГИЛ, СДС и сирийским правительством.
В период с 2011 по 2017 год боевые действия из Сирийской гражданской войны перешли в Ливан, поскольку ИГИЛ и Ан-Нусра вовлекли ливанскую армию в участие против сирийских правительственных сил.
Кроме того, будучи официально нейтральным, Израиль наносил авиаудары по "Хезболле" и иранским силам, присутствие которых на юго-западе Сирии он рассматривал как угрозу.
Стоит отметить, что политика США в отношении сирийского конфликта прошла эволюцию, от администрации президента Б.Обамы до администрации президента Д.Трампа. Для каждой из этих администраций характерен свой подход к определению собственного внешнеполитического курса.
Так, для администрации Б.Обамы, последствия «Арабской весны», развернувшейся в 2011 годув регионе Ближнего Востока, поставили крест на действиях, проводимых США в регионе, таких как, кампания по окончательному выводу войск из Ирака, и продолжение лоббирования интересов Израиля в регионе. События "Арабской весны" застали врасплох весь мир и администрацию Белого дома в том числе. Они требовали незамедлительной реакции со стороны США. Неподготовленность США к масштабным потрясениям такого рода, отсутствие видения и инструментария по вопросу урегулирования этих проблем – привело к кризису ближневосточной политики администрации Б.Обамы.
И если США столкнулись с трудностями в формировании своего внешнеполитического курса по сирийскому вопросу в период президентства Б.Обамы из-за неожиданности происходящих событий, то администрация Д.Трампа столкнулась с задачей определения собственного внешнеполитического курса в отношении конфликта в САР совершенно по другим причинам.
Предвыборная риторика Д.Трампа, в большинстве своём, заключалась в критике действий администрации Б.Обамы в Сирии. И не смотря на заявления Д.Трампа о поддержке военной операции России в Сирии, в последствии, мы сможем наблюдать смену политической риторики по данному вопросу в противоположную сторону.
Как известно США выделяет урегулирование конфликта в Сирии как одну из приоритетных задач своей внешней политики. Поскольку США является важным политическим игроком на международной арене, и принятые ими решения влияют на развитие мировой политики в целом, то изучение внешней политики США в Сирии и их влияния на развитие межсирийского противостояния является актуальной темой на сегодняшний день.
Объект исследования: внешняя политика США
Предмет исследования: внешняя политика администраций Б.Обамы и Д.Трампа в отношении сирийского конфликта
Цель исследования: проследить эволюцию внешней политики США в отношении конфликта в Сирийской Арабской Республике, выявить преемственность и инновации во внешнеполитической линии Д.Трампа.
Для достижения поставленной цели, в ходе работы будут решаться следующие задачи:
• Исследовать особенности внешней политики США в Сирийской Арабской Республике в 21 в.
• Выявить экономические и политические интересы США в Сирии
• Изучить концептуальные основы и содержание политики администрации Б.Обамы в отношении сирийского конфликта
• Изучить концептуальные основы и содержание политики администрации Д.Трампа в отношении сирийского конфликта
Проблема достаточно хорошо изучена как в России, так и за рубежом. Изучение политики США и её вмешательства в межсирийское противостояние привлекло внимание многих учёных и исследователей:
Е.Сатановского , А.Шумилина , М.Сучкова , Р.М. Хаддада , С.Мобаеда П.Амара и В.Прашата , Д.Леша и других. Среди использованных автором источников и литературы можно выделить следующие группы.
К первой группе относятся работы, в которых затрагиваются различные аспекты политики США в отношении конфликта в САР. Прежде всего к ним относятся труды А.Шумилина, М.Сучкова, С.Мобаеда.
Работы А.Шумилина, в особенности его монография: «Политика США на Ближнем Востоке в контексте «Арабской весны»», - является одной из ключевых работ по исследованию данной темы. В монографии чётко описывается ситуация в ближневосточном регионе и влияние США на её развитие со второй половины 20 века, до наших дней, особое внимание уделяется периоду «арабской весны».
Статьи М.Сучкова, в большей степени специализируются на деталях внешней политики, проводимой США. Так, в своей статье "Стратегия «достаточного присутствия»: политика США на Ближнем Востоке при Д. Трампе", автор анализирует основные политические фигуры, назначенные при администрации поверенными по делам Ближнего Востока, и анализирует кандидатуры советников по вопросам национальной безопасности на Ближнем Востоке. А также, проводит сравнительный анализ двух администраций президента Б.Обамы и Д.Трампа. Данная статья важна для написания дипломной работы, поскольку аспект кадровой расстановки в администрации Д.Трампа играет важнейшую роль в формировании внешнеполитического курса страны.
Для понимания причинно-следственных связей тех или иных событий, происходящих между Сирией и США в настоящий момент, требовалось обратиться к истории отношений между этими двумя государствами. Так, монография С.Мобаеда «Сирия и США», в которой автор анализирует отношения США и Сирии, начиная с 1950-х гг. и заканчивая нашим временем является исчерпывающим ресурсом для установления основных закономерностей отношений, сложившихся между Сирией и США.
Ко второй группе относятся исследования, в которых основное внимание уделяется событиям, происходящим в Сирии. Прежде всего к ним относятся труды Е.Сатановского , Д.Леша , П.Амара и В.Прашада .
Работы Е.И.Сатановского являются важным материалом, для изучения проблематики дипломной работы. Работы данного автора касаются всех аспектов конфликта в Сирии, и факторов, влияющих на его протекание. Так, в своей работе: «Сирийское затишье», он детально анализирует феномен «арабской весны», и даёт развёрнутый анализ межсирийскому противостоянию.
Одной из ключевых монографий, потребовавшихся для написания данной дипломной работы, является монография американского профессора Д.Леша «Сирия: падение дома Асада», в которой он приводит взгляд на развитие Сирийского конфликта в контексте истории страны и обстоятельств прихода к власти Б. Асада
Также, стоит отметить монографию американских авторов П.Амара и В. Прашада: «Разочарования от Арабской Весны: понимание нового Ближнего Востока» в которой анализируются ожидания и результаты событий арабской весны по странам региона в целом.
Источниковой базой данной выпускной квалификационной работы выступают:
1. Резолюции СБ ООН по вопросам урегулирования сирийского конфликта .
2. Документы США стратегического характера ; ,
3. документы органов исполнительной и законодательной власти США , в т.ч. доклады исследовательской службы конгресса ; ,
4. Заявления официальных лиц США ; , заявления официальных лиц других государств ; ,
5. Материалы информационных агентств ; .
Новизна работы заключается в сопоставление подходов администраций Д. Трампа и Б.Обамы по вопросам урегулирования конфликта в Сирии. Определённый элемент научной новизны заключается в обращении к относительно новым источникам времени президентства Д. Трампа. В данной исследовательской работе, была подробно рассмотрена внешняя политика США по сирийскому конфликту, её влияние на ход межсирийского противостояния, а также эволюция внешней политики США в отношении конфликта в САР.
В данной выпускной квалификационной работе широко используются такие общенаучные методы исследования, как:
• метод анализа (для выделения и изучения отдельных частей объектов исследования),
• метод обобщения (используется для выявления процесса преемственности внешнеполитических концепций администраций США в 21 в).
• метод анализа документов (используется для извлечения информации по политике США в 21 в отношении Сирии и применении этой информации для комплексного анализа интересов США в САР).
• сравнительный (компаративный) метод (используется для сопоставления концептуальных основ и конкретных мер внешней политики администраций Б.Обамы и Д.Трампа).
Цели и задачи исследования определили её структуру. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы
Распад биполярной системы мироустройства в конце 20 в. привёл к усилению роли США на международной арене. Как следствие, внешняя политика, проводимая США, стала одним из ключевых факторов, влияющих на формирование международной политики в целом.
Регион Ближнего Востока, является одним из приоритетных пунктов внешней политики США. Исходя из анализа внешнеполитических концепций США в 21 в., ему уделяется достаточно много внимания со стороны администраций президентов. И как можно заметить, для Вашингтона он является самым опасным и наиболее спорным регионом, поскольку его нестабильность только растёт.
В начале нового тысячелетия, возросла роль международного терроризма как фактора угрозы тому или иному государству и его населению. После теракта 9//11 в США, Дж.Буш мл. пересматривает внешнеполитическую концепцию США в которую, как следствие, добавляется пункт борьбы с международным терроризмом.
Как мы говорили ранее, США выделяет Сирию как государство – наиболее нестабильное в регионе, которое мешает установлению лидерского положения США на Ближнем Востоке. Дело в том, что вокруг сирийского конфликта сталкиваются интересы многих государств. И когда конфликт в Сирии перерос из статуса локального в международный, то появилось две стороны конфликта, противостоящих друг другу: первая из них – это коалиция государств, выступающих на стороне официального правительства Сирии, а вторая - союз государств, выступающих на стороне оппозиции. В первом случае – это государства, к чьей помощи прибегли официальные власти Дамаска, воспользовавшись нормами международного права. Во втором – это государства –союзники Соединённых Штатов.
Исследование особенностей внешней политики США в 21 в. привело к выводу, что, у Соединённых Штатов существует ряд политических и экономических интересов в Сирии, что влияет на формирование внешнеполитического курса США в отношении САР.
И если до начала "Арабской Весны" интересы США в Сирии больше сосредотачивались на экономической сфере, то после 2011 г. и с началом гражданской войны в Сирии, политические интересы США по уровню важности стали на одну чашу весов с экономическими.
Так, например, одним из политических интересов США в Сирии выступает свержение правящего режима Б.Асада, что в свою очередь является очень выгодным для США, поскольку и без того, ослабленная войной Сирия становится ещё более уязвимой. Это является для США очень хорошим моментом, для проведения более активной поддержки сирийской повстанческой армии, которая сможет одержать победу на возможных (после свержения режима Асада) выборах.
Установление в верхушку сирийского правительства своего "ставленника" приведёт к полному подчинению Сирии- США в экономическом и политическом аспектах. Как следствие Иран и Россия лишатся союзника, их позиции станут более слабыми, а позиции США на Ближнем Востоке усилятся. Это даст возможность для США решить ещё одну из задач своей внешней политики в регионе Ближнего Востока – недопущение влияния какого-либо государства на ближневосточный регион.
В экономическом аспекте, при подобном сценарии развития событий, США получают приятный бонус в виде доступа к нефтегазовым трубопроводам, что способствовало бы более упрощённой системе поставки нефти и газа в Европу через сирийскую территорию.
Политику, проводимую каждой из администраций можно разделить по хронологическому принципу. Так, не желая втягивать США в ещё один ближневосточный конфликт, политика Обамы до 2013г. в отношении Сирии характеризовалась оказанием гуманитарной помощи, использованием инструментов дипломатического влияния на режим Б.Асада, созданием неправительственной организации под названием Сирийская группа поддержки, в чьи полномочия входило финансирование Свободной сирийской армии.
Изменение политики администрации Б.Обамы произошло после недоказанного применения режимом Б.Асада химоружия в 2013 г. и усиления позиций ИГИЛ.Это повлекло за собой официальное вступление США в конфликт. Данному событию поспособствовали также давление на Обаму со стороны конгресса, и других представителей высшего политического эстеблишмента, постепенное снижение роли США на международной арене, экспансионистские планы на установление своего контроля над регионом.
При непосредственном участии Соединённых штатов противостояние в Сирии, при президентстве Б.Обамы, переросло в статус международного конфликта, хотя принимаемые США попытки удержать конфликт внутри государства были, но не привели к успеху. Конфликт разросся до регионального и мирового масштаба, повлёк за собой гибель значительного числа мирного населения, десятки миллионов вынуждены были мигрировать в другие страны. Как следствие, резко обострилось религиозное противостояние на Ближнем Востоке. В результате конфликта усилилась деятельность террористических группировок, не только в регионе Ближнего Востока, но также в ряде других государств мира.
Непродуманная политика США способствовала становлению и усилению мощнейшей террористической организации, которая имела имеет все признаки государства. ИГИЛ– новый виток развития мирового терроризма. И их созданию, косвенно, поспособствовала США, спонсируя и поставляя вооружение ССА в которой были, как радикальные, так и более умеренные группировки.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что политика США в отношении сирийского конфликта при президентстве Б.Обамы характеризовалась следующими чертами:
1. Б.Обама, считал, что для демократических преобразований в Сирии требуется смена существующего режима власти Б.Асада, и как следствие – последний должен был уйти в отставку.
2. Б.Обама поддерживал демократические преобразования в Сирии, посредством оказания помощи сирийским повстанцам, курдским формированиям на территории Сирии, и другим не – террористическим группировкам, оказанием давления на Б.Асада через международные правовые институты и путём наложения экономических и торговых санкций на САР.
3. Усиление ИГИЛ поспособствовало тому, что Б.Обама увеличил объёмы оказываемой помощи ССА и курдским формированиям.
4. После недоказанного применения химоружия, политика Б.Обамы стала более решительной в своих действиях. Теперь присутствие США в Сирии можно было оправдывать не только борьбой с ИГИЛ, но и противостоянием "тираническому" асадовскому режиму, который для достижения своих целей использует химоружие.
5. Военная кампания, проводимая админстрацие Обамы по борьбе с ИГИЛ и режимом Б.Асада включала в себя создание коалиции по борьбе с ИГИЛ, в которую входят страны-союзники США.
6. Также, была учреждена специальная операция "непоколебимая решимость" в ходе которой по Сирии наносились скоординированные воздушные удары и осуществлялась подготовка и оснащение местных сил безопасности.
7. К концу своего второго президентского срока Б.Обама продолжал поддерживать ССА признавая за ними право на решение дальнейшей судьбы Сирии.
Несмотря на то, что в своей предвыборной риторике Д.Трамп критиковал политику администрации Б.Обамы в отношении Сирии, с приходом к власти, политика его администрации не изменила основного вектора действий, заложенного администрацией Б.Обамы. Трамп продолжил поддерживать сирийские и курдские повстанческие войска, в их борьбе с ИГИЛ с одной стороны, и противостоянию режиму Б.Асада с другой. Также, продолжил наносить авиаудары по правительственным войскам, оправдывая свои действия применением последними химоружия.
Заявление о выводе американских войск из Сирии, сделанное Д.Трампом в конце 2018 г., на наш взгляд, не свидетельствует об отходе от предыдущего курса проводимой политики в отношении Сирии. А наоборот, является дипломатическим манёвром, направленным на демонстрирование того, что Д.Трамп сдерживает свои предвыборные обещания.
Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что политика Д.Трампа в отношении Сирии характеризуется следующими чертами:
1. Осуждение режима Асада за сложившуюся ситуацию в Сирии и как следствие проведение жёсткой анти-асадовской политики
2. Продолжение спонсирования ССА и курдских повстанцев путём поставок продовольствия, оружия, военного персонала для обучения повстанцев и т.д.
3. Продолжение начатых Обамой действий, осуществляемых коалицией анти-ИГИЛ, тайных операций, проводимых ЦРУ и др.
4. Нанесение авиаударов по якобы игиловским позициям, однако в большинстве своём это оказывались здания и территории подконтрольные официальному правительству Сирии, что свидетельствует о противостоянии США коалиции военных сил САР, Ирана и России.
5. Усиление давления на Сирию, путём выхода из иранской ядерной сделки, и признанием территории Голанских высот за Израилем.
Политика США в отношении сирийского конфликта прошла свою эволюцию от администрации Б.Обамы до ныне действующей администрации Д.Трампа. Анализ особенностей внешнеполитических концепций этих администраций в отношении конфликта в Сирии, приводит автора к выводу, что политика, в отношении изучаемого вопроса, является преемственной, и лишь незначительно видоизменяется при президентстве Д.Трампа.
Таким образом, мы можем выделить общие и различные черты характерные для внешней политики США в отношении сирийского конфликта при администрации Б.Обамы и Д.Трампа.
Общим во внешнеполитической линии двух администраций является:
• Сохранение значительного военного присутствия на Ближнем Востоке и в частности в Сирии. Поскольку ближневосточный регион для США является стратегически важным как в политическом, так и экономическом плане.
• Борьба с терроризмом в виде ИГИЛ, как одна из приоритетных задач, которую США ставит перед собой в СНБ
• Проведение жёсткой анти-асадовской политики, признание официального представительства власти за сирийскими повстанцами
• Проведение военных операций по борьбе с ИГИЛ и правительственными силами для свержения правящего режима и установления протектората над Сирией
Различным для двух администраций является:
1. Для администрации Б.Обамы позиция в отношении установления демократических преобразований в Сирии была однозначной, в отличии от Д.Трампа, поскольку последний считал, что режим Асада не самый лучший, но сирийская оппозиция выглядит ещё хуже, и как следствие для установления мира требуется поддерживать режим Асада. Позднее Трамп полностью изменит свою риторику в отношении этого вопроса.
2. Б.Обама критиковал вмешательство России в войну в Сирии, в отличии от Д.Трампа, который считал, что Россия совместно с правительственными войсками сможет достичь определённых успехов. Однако заступив на пост президента, Д.Трамп отказался от мысли о том, что Россия способна разрешить конфликт на территории САР.
3. Б.Обама, вмешиваясь в конфликт, стремился показать лидерское положение США в регионе, работая на повышение престижа США на международной арене, в то время как Д.Трамп стремится ограничить участие США в международных конфликтах, сосредотачиваясь больше на внутренних проблемах страны. Поскольку военные операции и оказываемая помощь в Сирии обходится бюджету США в достаточно большие суммы, что непосредственно влияет на экономику страны.
4. Б.Обаме не удалось беспрепятственно вывести американские войска из конфликта, поскольку ситуация в Сирии, на момент окончания его второго срока президентства, была осложнена фактором усиления позиций ИГИЛ, и политикой нераспространения усиления влияния других государств на регион Ближнего Востока (речь идёт о России и Иране). В то время как Д.Трамп в начале 2019 г. заявил о выводе войск из Сирии, хотя на данный момент остаются территории подконтрольные ИГИЛ, позиции ССА не является достаточно сильными, для того чтобы оставить их без поддержки, правительственные силы во главе с Асадом укрепили свои позиции, благодаря помощи России и Ирана, которые в свою очередь усилили своё влияние и присутствие в регионе.
Резюмируя все выше сказанное, мы можем сделать вывод, что политика США в Сирии проводиться под эгидой извлечения максимальной собственной выгоды из данного конфликта, как в экономическом, так и в политическом планах. Соединённые Штаты являются ярыми сторонниками смещения Б.Асада с поста главы САР, мотивируя это тем, что внутриполитические изменения в республике невозможны при его руководстве.
Создавая очаги нестабильности в регионе, США стремится сохранить крупнейший рынок сбыта своего вооружения, а также, сохраняют и наращивают своё военное присутствие в регионе. Для увеличения зависимости стран ближневосточного региона от Соединённых Штатов.
На наш взгляд, политика США, проводимая в Сирии, была направлена, прежде всего, не на решение конфликта, а на его углубление, и перевод в максимально долгосрочный статус.
С переходом конфликта в статус международного истинная цель политики США в данном конфликта изменилась. На наш взгляд она заключалась в нанесение максимального экономического и политического ущерба основным игрокам на Ближнем Востоке: России, Ирану, Турции, Саудовской Аравии, и Израилю. Потому что продолжение конфликта несёт за собой:
• прямые военные расходы стран – участниц конфликта,
• расходы на миграцию людей из зоны боевых действий,
• экономические потери, спровоцированные нестабильностью цен на нефть и газ,
• ведение санкций США, которые чаще всего поддерживаются её европейскими партнёрами, в отношении некоторых стран участниц конфликта, что, в свою очередь, ухудшает эконмическое положение государств, и ослабляет их значение на международной арене.
На наш взгляд, сейчас, достаточно сложно спрогнозировать дальнейшее развитие политики США в отношении сирийского конфликта. Поскольку проводимая на данный момент внешнеполитическая линия характеризуется непоследовательностью и непостоянством в своих действиях, что свидетельствует о не сформированном до конца внешне – политическом курсе ныне действующей администрации в отношении конфликта в Сирии.
Регион Ближнего Востока, является одним из приоритетных пунктов внешней политики США. Исходя из анализа внешнеполитических концепций США в 21 в., ему уделяется достаточно много внимания со стороны администраций президентов. И как можно заметить, для Вашингтона он является самым опасным и наиболее спорным регионом, поскольку его нестабильность только растёт.
В начале нового тысячелетия, возросла роль международного терроризма как фактора угрозы тому или иному государству и его населению. После теракта 9//11 в США, Дж.Буш мл. пересматривает внешнеполитическую концепцию США в которую, как следствие, добавляется пункт борьбы с международным терроризмом.
Как мы говорили ранее, США выделяет Сирию как государство – наиболее нестабильное в регионе, которое мешает установлению лидерского положения США на Ближнем Востоке. Дело в том, что вокруг сирийского конфликта сталкиваются интересы многих государств. И когда конфликт в Сирии перерос из статуса локального в международный, то появилось две стороны конфликта, противостоящих друг другу: первая из них – это коалиция государств, выступающих на стороне официального правительства Сирии, а вторая - союз государств, выступающих на стороне оппозиции. В первом случае – это государства, к чьей помощи прибегли официальные власти Дамаска, воспользовавшись нормами международного права. Во втором – это государства –союзники Соединённых Штатов.
Исследование особенностей внешней политики США в 21 в. привело к выводу, что, у Соединённых Штатов существует ряд политических и экономических интересов в Сирии, что влияет на формирование внешнеполитического курса США в отношении САР.
И если до начала "Арабской Весны" интересы США в Сирии больше сосредотачивались на экономической сфере, то после 2011 г. и с началом гражданской войны в Сирии, политические интересы США по уровню важности стали на одну чашу весов с экономическими.
Так, например, одним из политических интересов США в Сирии выступает свержение правящего режима Б.Асада, что в свою очередь является очень выгодным для США, поскольку и без того, ослабленная войной Сирия становится ещё более уязвимой. Это является для США очень хорошим моментом, для проведения более активной поддержки сирийской повстанческой армии, которая сможет одержать победу на возможных (после свержения режима Асада) выборах.
Установление в верхушку сирийского правительства своего "ставленника" приведёт к полному подчинению Сирии- США в экономическом и политическом аспектах. Как следствие Иран и Россия лишатся союзника, их позиции станут более слабыми, а позиции США на Ближнем Востоке усилятся. Это даст возможность для США решить ещё одну из задач своей внешней политики в регионе Ближнего Востока – недопущение влияния какого-либо государства на ближневосточный регион.
В экономическом аспекте, при подобном сценарии развития событий, США получают приятный бонус в виде доступа к нефтегазовым трубопроводам, что способствовало бы более упрощённой системе поставки нефти и газа в Европу через сирийскую территорию.
Политику, проводимую каждой из администраций можно разделить по хронологическому принципу. Так, не желая втягивать США в ещё один ближневосточный конфликт, политика Обамы до 2013г. в отношении Сирии характеризовалась оказанием гуманитарной помощи, использованием инструментов дипломатического влияния на режим Б.Асада, созданием неправительственной организации под названием Сирийская группа поддержки, в чьи полномочия входило финансирование Свободной сирийской армии.
Изменение политики администрации Б.Обамы произошло после недоказанного применения режимом Б.Асада химоружия в 2013 г. и усиления позиций ИГИЛ.Это повлекло за собой официальное вступление США в конфликт. Данному событию поспособствовали также давление на Обаму со стороны конгресса, и других представителей высшего политического эстеблишмента, постепенное снижение роли США на международной арене, экспансионистские планы на установление своего контроля над регионом.
При непосредственном участии Соединённых штатов противостояние в Сирии, при президентстве Б.Обамы, переросло в статус международного конфликта, хотя принимаемые США попытки удержать конфликт внутри государства были, но не привели к успеху. Конфликт разросся до регионального и мирового масштаба, повлёк за собой гибель значительного числа мирного населения, десятки миллионов вынуждены были мигрировать в другие страны. Как следствие, резко обострилось религиозное противостояние на Ближнем Востоке. В результате конфликта усилилась деятельность террористических группировок, не только в регионе Ближнего Востока, но также в ряде других государств мира.
Непродуманная политика США способствовала становлению и усилению мощнейшей террористической организации, которая имела имеет все признаки государства. ИГИЛ– новый виток развития мирового терроризма. И их созданию, косвенно, поспособствовала США, спонсируя и поставляя вооружение ССА в которой были, как радикальные, так и более умеренные группировки.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что политика США в отношении сирийского конфликта при президентстве Б.Обамы характеризовалась следующими чертами:
1. Б.Обама, считал, что для демократических преобразований в Сирии требуется смена существующего режима власти Б.Асада, и как следствие – последний должен был уйти в отставку.
2. Б.Обама поддерживал демократические преобразования в Сирии, посредством оказания помощи сирийским повстанцам, курдским формированиям на территории Сирии, и другим не – террористическим группировкам, оказанием давления на Б.Асада через международные правовые институты и путём наложения экономических и торговых санкций на САР.
3. Усиление ИГИЛ поспособствовало тому, что Б.Обама увеличил объёмы оказываемой помощи ССА и курдским формированиям.
4. После недоказанного применения химоружия, политика Б.Обамы стала более решительной в своих действиях. Теперь присутствие США в Сирии можно было оправдывать не только борьбой с ИГИЛ, но и противостоянием "тираническому" асадовскому режиму, который для достижения своих целей использует химоружие.
5. Военная кампания, проводимая админстрацие Обамы по борьбе с ИГИЛ и режимом Б.Асада включала в себя создание коалиции по борьбе с ИГИЛ, в которую входят страны-союзники США.
6. Также, была учреждена специальная операция "непоколебимая решимость" в ходе которой по Сирии наносились скоординированные воздушные удары и осуществлялась подготовка и оснащение местных сил безопасности.
7. К концу своего второго президентского срока Б.Обама продолжал поддерживать ССА признавая за ними право на решение дальнейшей судьбы Сирии.
Несмотря на то, что в своей предвыборной риторике Д.Трамп критиковал политику администрации Б.Обамы в отношении Сирии, с приходом к власти, политика его администрации не изменила основного вектора действий, заложенного администрацией Б.Обамы. Трамп продолжил поддерживать сирийские и курдские повстанческие войска, в их борьбе с ИГИЛ с одной стороны, и противостоянию режиму Б.Асада с другой. Также, продолжил наносить авиаудары по правительственным войскам, оправдывая свои действия применением последними химоружия.
Заявление о выводе американских войск из Сирии, сделанное Д.Трампом в конце 2018 г., на наш взгляд, не свидетельствует об отходе от предыдущего курса проводимой политики в отношении Сирии. А наоборот, является дипломатическим манёвром, направленным на демонстрирование того, что Д.Трамп сдерживает свои предвыборные обещания.
Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что политика Д.Трампа в отношении Сирии характеризуется следующими чертами:
1. Осуждение режима Асада за сложившуюся ситуацию в Сирии и как следствие проведение жёсткой анти-асадовской политики
2. Продолжение спонсирования ССА и курдских повстанцев путём поставок продовольствия, оружия, военного персонала для обучения повстанцев и т.д.
3. Продолжение начатых Обамой действий, осуществляемых коалицией анти-ИГИЛ, тайных операций, проводимых ЦРУ и др.
4. Нанесение авиаударов по якобы игиловским позициям, однако в большинстве своём это оказывались здания и территории подконтрольные официальному правительству Сирии, что свидетельствует о противостоянии США коалиции военных сил САР, Ирана и России.
5. Усиление давления на Сирию, путём выхода из иранской ядерной сделки, и признанием территории Голанских высот за Израилем.
Политика США в отношении сирийского конфликта прошла свою эволюцию от администрации Б.Обамы до ныне действующей администрации Д.Трампа. Анализ особенностей внешнеполитических концепций этих администраций в отношении конфликта в Сирии, приводит автора к выводу, что политика, в отношении изучаемого вопроса, является преемственной, и лишь незначительно видоизменяется при президентстве Д.Трампа.
Таким образом, мы можем выделить общие и различные черты характерные для внешней политики США в отношении сирийского конфликта при администрации Б.Обамы и Д.Трампа.
Общим во внешнеполитической линии двух администраций является:
• Сохранение значительного военного присутствия на Ближнем Востоке и в частности в Сирии. Поскольку ближневосточный регион для США является стратегически важным как в политическом, так и экономическом плане.
• Борьба с терроризмом в виде ИГИЛ, как одна из приоритетных задач, которую США ставит перед собой в СНБ
• Проведение жёсткой анти-асадовской политики, признание официального представительства власти за сирийскими повстанцами
• Проведение военных операций по борьбе с ИГИЛ и правительственными силами для свержения правящего режима и установления протектората над Сирией
Различным для двух администраций является:
1. Для администрации Б.Обамы позиция в отношении установления демократических преобразований в Сирии была однозначной, в отличии от Д.Трампа, поскольку последний считал, что режим Асада не самый лучший, но сирийская оппозиция выглядит ещё хуже, и как следствие для установления мира требуется поддерживать режим Асада. Позднее Трамп полностью изменит свою риторику в отношении этого вопроса.
2. Б.Обама критиковал вмешательство России в войну в Сирии, в отличии от Д.Трампа, который считал, что Россия совместно с правительственными войсками сможет достичь определённых успехов. Однако заступив на пост президента, Д.Трамп отказался от мысли о том, что Россия способна разрешить конфликт на территории САР.
3. Б.Обама, вмешиваясь в конфликт, стремился показать лидерское положение США в регионе, работая на повышение престижа США на международной арене, в то время как Д.Трамп стремится ограничить участие США в международных конфликтах, сосредотачиваясь больше на внутренних проблемах страны. Поскольку военные операции и оказываемая помощь в Сирии обходится бюджету США в достаточно большие суммы, что непосредственно влияет на экономику страны.
4. Б.Обаме не удалось беспрепятственно вывести американские войска из конфликта, поскольку ситуация в Сирии, на момент окончания его второго срока президентства, была осложнена фактором усиления позиций ИГИЛ, и политикой нераспространения усиления влияния других государств на регион Ближнего Востока (речь идёт о России и Иране). В то время как Д.Трамп в начале 2019 г. заявил о выводе войск из Сирии, хотя на данный момент остаются территории подконтрольные ИГИЛ, позиции ССА не является достаточно сильными, для того чтобы оставить их без поддержки, правительственные силы во главе с Асадом укрепили свои позиции, благодаря помощи России и Ирана, которые в свою очередь усилили своё влияние и присутствие в регионе.
Резюмируя все выше сказанное, мы можем сделать вывод, что политика США в Сирии проводиться под эгидой извлечения максимальной собственной выгоды из данного конфликта, как в экономическом, так и в политическом планах. Соединённые Штаты являются ярыми сторонниками смещения Б.Асада с поста главы САР, мотивируя это тем, что внутриполитические изменения в республике невозможны при его руководстве.
Создавая очаги нестабильности в регионе, США стремится сохранить крупнейший рынок сбыта своего вооружения, а также, сохраняют и наращивают своё военное присутствие в регионе. Для увеличения зависимости стран ближневосточного региона от Соединённых Штатов.
На наш взгляд, политика США, проводимая в Сирии, была направлена, прежде всего, не на решение конфликта, а на его углубление, и перевод в максимально долгосрочный статус.
С переходом конфликта в статус международного истинная цель политики США в данном конфликта изменилась. На наш взгляд она заключалась в нанесение максимального экономического и политического ущерба основным игрокам на Ближнем Востоке: России, Ирану, Турции, Саудовской Аравии, и Израилю. Потому что продолжение конфликта несёт за собой:
• прямые военные расходы стран – участниц конфликта,
• расходы на миграцию людей из зоны боевых действий,
• экономические потери, спровоцированные нестабильностью цен на нефть и газ,
• ведение санкций США, которые чаще всего поддерживаются её европейскими партнёрами, в отношении некоторых стран участниц конфликта, что, в свою очередь, ухудшает эконмическое положение государств, и ослабляет их значение на международной арене.
На наш взгляд, сейчас, достаточно сложно спрогнозировать дальнейшее развитие политики США в отношении сирийского конфликта. Поскольку проводимая на данный момент внешнеполитическая линия характеризуется непоследовательностью и непостоянством в своих действиях, что свидетельствует о не сформированном до конца внешне – политическом курсе ныне действующей администрации в отношении конфликта в Сирии.
Подобные работы
- Сравнительная характеристика политики США на Ближнем Востоке на примере Афганистана, Ирана, и Ирака в конце ХХ - начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ЮЖНОЙ АЗИИ В КОН. XX - НАЧ. XXI ВВ. (ПАКИСТАНСКИЙ ВЕКТОР)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ США (2008-2016 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ США(1991-2020)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Военно-политическая стратегия США в Сирии в период президентства Д. Трампа
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020 - Ближний Восток на стыке интересов США и России
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КОАЛИЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЭВИДА КЭМЕРОНА- НИКА КЛЭГГА (2010-2015 ГОДА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В СИРИИ В 2010-2016 гг.
(НА ПРИМЕРЕ: ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ США)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США В ЮЖНОЙ АЗИИ В КОН. XX - НАЧ.
XXI ВВ. (ПАКИСТАНСКИЙ ВЕКТОР)
Главы к дипломным работам, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



