ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ (ЭКОДУКОВ) НА ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЯХ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА 6
1.1. Понятие экодуков как средства минимизации количество ДТП с участием диких животных 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование создания экологических мостов для сохранения окружающего мира природы 11
1.3. Примеры использования зеленых мостов (экодуков) в Российской Федерации 17
1.4. Строительство экодуков в целях сохранения животного мира в разных странах 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ ДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ ЭКОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 28
2.1. Современное состояние дел об инженерной защите животных на транспортных магистралях Санкт-Петербурга 28
2.2. Результаты мониторинга аварийности с участием диких животных в Санкт-Петербурге 32
2.3. Проблема аварийности на дорогах города, связанная с наездом на диких животных автомобильным транспортом 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОЯВЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ТРАНСПОРТНЫХ МАГИСТРАЛЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 37
3.1. Перспективы правового регулирования организации биопереходов для животных (как диких животных, так и домашних животных) через линейные объекты транспортной инфраструктуры 38
3.2. Организация экодуков на высокоскоростных магистралях Санкт-Петербурга 40
3.3. Строительство дополнительных дорожных объектов, относительно безболезненно разграничивающих территории и пути перемещения людей и диких животных 46
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире активно и интенсивно происходит глобализация и интернационализация экономики различных государств и ее необходимая составная часть-логистика, логистические системы, цепи поставок, структурные звенья и элементы, коммуникации, в том числе и дорожные на национальном и международном уровнях. Любая человеческая деятельность вмешивается в окружающую, природную среду, экологию и может наносить ей существенный вред.
Для развития и распространения логистических коммуникаций строятся новые дорожные покрытия, а это значит, что быстро вырубаются леса, и человек вмешивается в ареал обитания диких животных. Нередко дороги прокладываются в местах миграции животных, и это приводит к тому, что животное, выходя на дорожную часть, подвергает риску свою жизнь. Чаще всего страдают лоси, в остальных случаях олени, косули и кабаны.
Согласно исследованию 2005 года в США, полтора миллиона аварий происходит из-за выхода оленей на проезжую часть. Некоторые виды животных просто-напросто вымирают, потому что их отделили от привычной среды обитания, и они не могут своевременно добраться до пищи или воды. Важный фактор воздействия автодорожного комплекса на окружающую среду учитывает уничтожение животных на путях их миграции через автодороги, которое, надо сказать, носит массовый характер. Ежегодно в период с апреля по июль на дорогах погибает более 36 тыс. земноводных и около 8 тыс. птиц. Нередко под колеса попадают и крупные животные: лоси, кабаны, косули, зайцы. Наиболее радикальное решение в этом случае — направить участки транспортных коридоров в тоннели в местах миграции или устроить специальные путепроводы, так называемые экодуки, для животных с сохранением на них элементов ландшафта.
Согласно информации Госавтоинспекции, в Ленинградской области ежегодно происходит более 100 ДТП с животными. 90% из них – с лосями. По данным ГИБДД Подмосковья, в 2013 году произошло 16 ДТП с участием диких животных, 9 человек погибло, 16 получили ранения. Транспортные и логистические системы: проблемы и перспективы развития ГИБДД Ивановской области сообщила, что в регионе участились ДТП с дикими животными, за 8 месяцев в регионе произошло 3 случая наезда на лосей, в которых пострадало 5 человек. По данным Свердловской ГИБДД почти втрое увеличилось количество дорожных происшествий с участием диких животных на трассах Свердловской области. Если еще в 2006 году было зафиксировано только девять случаев столкновений машин с лесным зверьем, то в 2018 г. уже более 40. Причем большая часть - со смертельным исходом, как для водителя, так и для диких "пешеходов". С января по начало марта 2019 года на транспортных магистралях Санкт-Петербурга случилось 14 аварий с участием диких и домашних животных. В них пострадали 19 человек.
Объектом исследования является проектирование экодуков в целях сохранения животного мира.
Целью работы является исследования эффективности экодуков как средство защиты животных на транспортных магистралях.
Для достижения поставленной цели в работе, должны быть решены следующие задачи:
проведен критический анализ научных подходов эксплуатации мостовых сооружений (экодуков) на транспортных магистралях в России и странах Запада;
изучено современное состояние дел об инженерной защите животных на транспортных магистралях Санкт-Петербурга;
проведена комплексная характеристика проблем аварийности на дорогах города, связанная с наездом на диких животных автомобильным транспортом;
разработаны мероприятия по предотвращению появления животных на транспортных магистралях Санкт-Петербурга;
обосновано строительство дополнительных дорожных объектов, относительно безболезненно разграничивающих территории и пути перемещения людей и диких животных.
Для достижения цели и решения задач необходимо будет определить основные проблемы экологических инновационных проектов.
Теоретической и методологической основой исследования являются методологические принципы, теоретические положения и выводы, содержащиеся в фундаментальных и прикладных исследованиях зарубежных и отечественных учёных по проблемам организации биопереходов для животных (как диких животных, так и домашних животных) через линейные объекты транспортной инфраструктуры. Особый вклад в развитие методологии, теоретического и практического знания по данному вопросу внесли В. Н. Фунтов, А. С. Товб и Г.Л. Ципес, С. А. Мишин, В. Богданов, Э. Голдрат, И. Адизес, О. Н. Ильина, В.М. Аньшин. В процессе исследования предполагается использовать общенаучную методологию, а также такие методы исследования, как анализ и синтез, методы индукции и дедукции, метод сравнения, а также прогностический, сравнительный и другие виды анализов.
В качестве информационной базы проекта выступают документы, взятые из открытого архива Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, а также нормативные документы, такие как Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, постановление «О правилах землепользования и застройки города Санкт-Петербурга» и другие.
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании методов, направленных на организацию экодуков на высокоскоростных магистралях Санкт-Петербурга.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные мероприятия могут найти практические применение на транспортных магистралях Санкт-Петербурга.
В первой главе исследовано строительство экодуков как метод сохранения животного мира. Приведены примеры использования экодуков в разных странах. Отмечено главное достоинство мостов для животных – возможность для диких животных переходить дороги безопасно для своей жизни.
Определено, что для снижения наездов на диких животных во многих регионах страны приняты решения о строительстве экодуков. Экодуком называют переход над дорогой, который предназначен для миграции диких животных. Они представляют собой инженерные сооружения, которые позволяют диким животным безопасно перемещаться над дорожно-транспортной сетью, не создавая помех автомобильному транспорту. Экодуки, как средство минимизации ДТП с участием диких животных, и как возможность для миграции этих животных через автомобильные дороги, активно используются многими странами Европы уже больше 60 лет. В России экодуки начали использовать совсем недавно, вследствие чего был выявлен ряд проблем, связанный как с конструктивными особенностями объектов, так и с климатическими особенностями районов расположения объектов.
Для крупных или стадных животных экодуки выполняются в виде мостов и виадуков, а также в виде тоннелей и водопропускных труб для мелких млекопитающих, таких как выдры и ежи.
Пути пересечения дорог животными концентрируются на отдельных небольших по протяженности участках, местоположение которых устанавливается в результате анализа линейных графиков дорожно-транспортных происшествий с животными, выявляющих наиболее опасные места с высокой плотностью аварийных ситуаций в соответствии с методикой, изложенной в ОДМ 218.4.005-2010.
Первый экодук туннельного типа на Дальнем Востоке в Приморском крае в заповеднике «Земля леопарда» [6]. Второй экодук мостового типа в Калужской области на трассе М-3 «Украина» на участке 124-174 км дороги.
В феврале 2019 года завершены основные строительно-монтажные работы еще на одном экодуке третьего пускового комплекса ЦКАД. 53-метровое мостовое сооружение шириной 21 метр находится в Дмитровском районе Московской области и предназначено для перехода диких животных через скоростную трассу. Место экодука было определено в соответствии с путями миграции животных с учетом рекомендаций специалистов по природоохранной деятельности.
Санкт-Петербург называют второй столицей России. Это крупнейший город, на территории которого есть все виды транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильные дороги, крупные магистрали, развязки, пешеходные переходы, велодорожки, структура общественного транспорта.
С развитием регионов увеличивается количество транспортных сетей, населенных пунктов, промышленных предприятий и происходит значительное уменьшение природных территорий, являющихся средой обитания для многих диких животных.
Транспортные сети разделяют лесные массивы на отдельные части, в которых находятся представители тех или иных видов диких животных. Для нормального существования животным необходимо менять территорию своего обитания, постоянно перемещаться. Как известно, многие животные вынуждены мигрировать в течение года или сезона для поиска пищи или условий для выживания и размножения. Транспортные магистрали создают иногда даже вовсе непреодолимые барьеры на пути животных, что заставляет их либо разворачиваться, либо бежать под колеса.
По данным правительства, за прошлый год в регионе произошло 161 ДТП с участием диких животных. Самым опасным обитателем леса посчитали лося, так как при столкновении с ним было зафиксировано максимальное количество смертельных случаев. В мае эти животные начинают массовую миграцию с потомством, поэтому вынуждены переходить через дороги.
Более 90% ДТП происходят с участием лосей, в остальных случаях – кабанов, косуль, медведей.
В работе предлагается спроектировать экодук для пропуска потока транспорта по трассе Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга — А121.
Тоннель предполагается засыпать грунтами, обеспечивающими свободный пропуск фильтрационных вод, а верхний слой насыпи является растительным и предназначен для посадки в нем трав и кустарников. Вдоль всей насыпи и на подъезде к сооружению предполагается установка защитного ограждения для предотвращения выхода на дорогу животных. Вдоль ограждений осуществляется высадка кустарников и мелких деревьев для уменьшения шумового воздействия со стороны дороги.
Для увеличения функциональности сооружения решено было разместить его в точке пересечения строящейся автострады с грунтовой проселочной дорогой, используемой в основном туристами и местными жителями.
В данном проекте в качестве растительных насаждений применены различные по высоте кустарники и травы. Для увеличения шумовой защиты более высокие кустарники высаживаются вдоль защитных ограждений. Затем высаживаются более низкие кустарники.
Растительность экодука украшает архитектуру конструкции и придает ей более эстетичный вид со стороны магистрали, идеально вписывая ее в окружающий ландшафт.
1. СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*»: утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 822 (ред. от 03.12.2016).
2. ГОСТ 33161-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах.
3. ГОСТ Р ИСО 21500-2015. Руководство по проектному менеджменту. 2015.-78с.
4. ГОСТ Р 54869-2011. Требования к управлению проектом. 2011.-14с.
5. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018).
6. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 (ред. от 13.03.2008) "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи".
7. СТО АВТОДОР 7.4-2016 «Требования к экодукам на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор» (приказ от 01.09.2016 № 174).
8. СТО АВТОДОР 7.5-2016 «Требования к производственному экологическому контролю (мониторингу) на объектах Государственной компании «Автодор» (приказ от 11.01.2017 № 1).
9. СТО АВТОДОР 7.3-2016 «Требования к устройству гидроботанических площадок на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор» (приказ от 07.06.2016 № 102).
10. СТО АВТОДОР 7.2-2016 «Устройство защитных насаждений на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор» (приказ от 07.06.2016 № 101).
11. СТО АВТОДОР 2.9-2014 «Рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации акустических экранов на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор» (приказ от 16.09.2014 № 193).
12. СТО АВТОДОР 2.10-2015 «Порядок проведения паспортизации, разработки и актуализации технических паспортов автомобильных дорог Государственной компании «Автодор» (приказ от 24.04.2015 № 63).
13. СТО АВТОДОР 7.1-2013 «Зелёный стандарт Государственной компании «Автодор» (приказ от 05.09.2013 № 176).
14. Агапов А.Г., Корольченко Д.А. Промышленная безопасность при реконструкции и строительстве новых мостов // Вестник МГСУ. – 2011. – № 1. – С. 434–439.
15. Андрианов Ю.А. Актуальность проблемы эксплуатационной надежности мостов // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. – 2014. – № 2 (37). – С. 77–81.
16. Аньшин В.М., Ильина О.Н. Управление проектами: фундаментальный курс. Учебник для вузов. -М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. - 624с.
17. Балашов А.И., Рогова Е.М., Тихонова М.В. Управление проектами. Учебник и практикум для бакалавров. -М.: Изд. дом ЮРАЙТ, 2018. - 383с.
18. Барикаев Е.Н., Черняк В.З. Управление рисками в проектах. Изд.: Юнити-Дана, 2016. - 132с.
19. Баянов Б., Кабанов В. Строительные сметы. -М.: Изд. дом Проспект,2016.-438с.
20. Березин И. Маркетинговый анализ. Изд.: Журнал "Управление персоналом". 2014. - 352с.
21. Боронина Л.Н., Сенук З.В. Основы управление проектами. Изд.: Уральский университет. 2015. - 112с.
22. Веселова В.Д. Современные тренды зеленой логистики в условиях глобализации / В.Д. Веселова // NovaInfo. Ru. – 2016. – Т. 1. – №47. – С. 178–182
23. Винокуров В. Управление проектами в сфере строительства. Научная статья, 2017. – 16 с.
24. Грекул В., Коровкина Н., Куприянов Ю. Проектное управление в сфере строительства. Изд.: Лаборатория знаний, 2013. - 320с.
25. Гулицкая Л.В., Кущ Н.Н., Шиманская О.С. О загрязнении рек при строительстве и капитальном ремонте мостов // Вестник БНТУ. – 2012. – № 6. – С. 55–57.
26. Гулицкая Л.В., Кущ Н.Н., Шиманская О.С. Проблема пересечения животными автомобильных дорог в Республике Беларусь // Автомобильные дороги и мосты. – 2016. – № 1 (17). – С. 82–84.
27. Джестон Д. Руководство по реализации проектов. Деловая литература. -М.: Альпина Паблишер, 2016. - 190с.
28. Жидких В. В. Развитие логистики дорожного сообщения с целью сохранения экологии [Текст] / В. В. Жидких // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 187–190.
29. Зуб А.Т., Управление проектами. Учебник и практикум для бакалавров. -М.: Изд.: Юрайт, 2016. - 389с.
30. Ильин В.В., Проектный менеджмент. Практическое пособие. -М.: Альфа Пресс, 2017.-253с.
31. Кашкина Е.В., Хандогина А.В. К вопросу обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. – 2013. – № 2. – С. 16–19.
32. Кон М. Оценка и планирование проектов. Изд.: Альпина Паблишер, 2018. - 418с.
33. Лич Л. Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цели. Изд.: Альпина Паблишер, 2017г. - 352с.
34. Михайлова Э.А., Орлова Л.Н. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие. 2015. - 156с.
35. Поливко А. Г. Экодуки и их роль в современном мире / А. Г. Поливко // Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных сооружений: материалы 73-й студенческой научно-технической конференции. Том 1 [Электронный ресурс]. - Минск : БНТУ, 2017. - С. 69-70.
36. Попов А.В., Чернова Г.А. Основы путей сообщения. Автомобильные дороги: учеб. пособие. – Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. техн. ун-та, 2015. – 207 с.
37. Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорого промышленных предприятий ( к СНиП 2.05.07-85). Режим доступа: http://www.vashdom.ru/snip/P20507-85/, 2016.
38. Проблемы экологической безопасности дорожно-строительных и ремонтных работ [Электронный ресурс] / Е.В. Путинцева, М.С. Агафонова, В.С. Малыхина, А.В. Барышова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 519–529. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570103.htm. (дата обращения: 10.09.2018).
39. Рачков Д.С. Модели оценки эффективности управления строительными проектами. Диссертация. 2016.-170 с.
40. Ремонт и восстановление элементов конструкций транспортных сооружений с использованием полимерных композиционных материалов / А.Б. Бондарев [и др.] // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2015. – № 39 (58). – С. 17–25.
41. Рубцов А.А., Евгеньев Г.И. Экодуки на автомобильных дорогах I категории// Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-7. С. 1044-1048.
42. Тихомирова А.Т. Управление проектом. Комплексный подход и системный анализ. -М.: Инфра-М, 2017. - 300с.
43. Ткаченко А.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Учебное пособие. 2013. - 78с.
44. Трофименко Ю.В., Якубович А.Н. Методика прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций природного характера на сети автомобильных дорог // Безопасность в техносфере. 2015; 2: 73–82.
45. Трофименко Ю.В., Лелюхин А.М. Переходы для животных как метод снижения аварийности на автомобильных дорогах // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. – 2016. – № 1 (44). – С. 114–122.
46. Хелдман К. Профессиональное управление проектом. Изд.: Лаборатория знаний. 2017. - 714с.
47. Филиппов Е.Е. Социальная логистика: инструмент решения социальнообщественных проблем / Е.Е. Филиппов // Управление. – 2015. – Т. 3. – №2. – С. 65–67
48. Шабанов В.В., Маркин В.Н. Мониторинг состояния берегов и режима использования водоохранных зон // Природоустройство. – 2014. – № 4. – С. 6–11.
49. Hans Bekker, Rijkswaterstaat, Centre Traffic and Shipping, Bert Stegehuis, Rijkswaterstaat East Netherlands, Hans de Vries, Rijkswaterstaat, Centre Traffic and Navi-gation - Defragmentation measures for the protection of our wildlife heritageRijkswater- staat 2018.
50. Natural England Commissioned Report NECR181 - Green Bridges Режим доступа: www.gov.uk/govemment/organisations/natural-england, 2018).
51. Iuell, B. (ed.). 2003. Wildlife and traffic: A European handbook for identifying conflicts and designing solutions. KNNV Publishers, Utrecht, The Netherlands.
52. Rob Jongman and Dana Kamphorst, Ecological corridors in land use planning and development policies national approaches for ecological corridors of countries imple-menting the Pan-European Landscape and Biological Diversity Strategy. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/40193676, 2018.
53. Heinrich Diederik van BOHEMEN A Practical Set of Ecological Engineering Principles for Road Infrastructure and Coastal Management.