Введение 3
Глава 1. Этнографический предмет в музее
1.1. Историографический анализ литературы по проблеме экспонирования
этнографических предметов в музеях Российской Федерации 7
1.2. Этнографический предмет - от материального предмета до музейного
экспоната 13
1.3. История экспонирования этнографических предметов в музеях России и
зарубежья 25
Глава 2. Этнографический предмет - особенности экспонирования
2.1. Этнографические коллекции в системе классификации музеев (в музеях разных
профилей) 30
2.2. Методы экспонирования этнографических предметов 36
2.3. Восприятие этнографических предметов в контексте пространства музея 47
2.4. Современные проблемы экспонирования этнографических предметов 54
Заключение 62
Список литературы 65
Список музеев 72
Приложение
Актуальность темы исследования. Этнографический предмет - культурное наследие, важная составляющая характеристики этноса, любой эпохи и её культуры. Традиционная культура Российской федерации разнообразна, но исторические процессы, глобализация, практически уничтожили её, теперь «прикоснуться» к ней можно только в музеях.
Музейные этнографические коллекции всегда служили двоякой цели: выставлялись для посетителей, которые интересовались культурным прошлым разных народов, и являлись важнейшим источником для исследователей этих культур.
Этнографический музей как социокультурный институт, предназначенный для сохранения, изучения и трансляции историко-культурного наследия, отражает важнейшие культурные и этнические процессы. Музейные сотрудники стремятся превратить этнографический предмет в объект музейного показа с целью максимального сохранения, выявления его историко¬культурной, научной, эстетической, образовательно-воспитательной ценности. Активно включать этнографический предмет в современное общество позволяет экспозиционная деятельность музеев.
В последние годы в связи с возрастающим вниманием общества к феномену музея расширяется количество и тематика музееведческих исследований. И, в первую очередь, это касается историко-этнографических музеев как наименее представленных и изученных. Вот уже много лет на базе крупных этнографических музеев Петербурга сформировались центры этнографического музееведения. От основополагающей науки о музеях - музееведения «отделилось» направление, которое занимается изучением этнографических предметов в музейной среде. В статье «Компаративное этномузееведение и этноискусствоведение (на примере материальной культуры народов тропической Африки) сотрудника МАЭ РАН А.Ю.Москвиной (Сиим) приводится определение «Этнографическое музееведение - это наука по расшифровке образных кодов чужих культур, данных в материальных предметах, а также искусство демонстрации этих кодов в музейной экспозиции через правильно подобранные комплексы вещей». В связи, с чем исследование феномена этнографического предмета представляется более чем актуальной.
Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе дается общий обзор научной литературы по проблемам экспонирования этнографических предметов в музеях Российской Федерации, прослеживаются изменения этнографических предметов - от материального предмета до музейного экспоната и история экспонирования этнографических предметов в музеях России и зарубежья. Вторая глава посвящена выявлению этнографических коллекций в системе классификации музеев. А также особенностям экспонирования этнографических предметов: методам, восприятию в контексте музейного пространства и современным проблемам экспонирования этнографических предметов.
Объектом исследования является этнографический предмет как музейный предмет, обладающий документальной, культурной и информативной ценностью.
Предмет исследования - принципы музейного экспонирования этнографического предмета как музейного предмета.
Цель: исследовать особенности экспонирования этнографических
предметов в музеях Российской Федерации
Музей - визуальное пространство восприятия, где осваивается язык предметов, постигается их скрытое культурное значение. Осознается факт их антропогенности и рукотворности.
Задачами этнографических экспозиций, является показ культуры и быта народов, этапы расселения, этнические и межэтнических процессы в контексте социально-экономических и общественно-политических событий. А также сохранение и популяризация собственных традиций и представлений о жизни традиционного общества.
Этнографические материалы являются наиболее адекватными для решения задач ознакомления населения с традиционной культурой народов, поскольку они многофункциональны, как многофункционален и окружающий мир, обладают большим потенциалом информативности и коммуникационных связей.
Являясь частью культуры этноса, материальный предмет несет в себе самую различную информацию, так как включается в самые разнообразные подсистемы этнографической культуры: производственную,
жизнеобеспечивающую, соционормативную, познавательную. Он содержит информацию о процессах этногенеза и этнической истории народа, этнических взаимодействий, традиционно-бытовых укладов, архаических религиозных воззрений.
Собирание коллекций - извлечение объектов из культурного пространства бессмысленно без включения их в новый контекст. Построение новой среды не возможно без научного описания и интерпретации этнографических объектов. Музей и музейная экспозиция, и выступают в качестве такой новой среды. В зависимости от того, в каком экспозиционном контексте оказывается этнографический предмет, так и раскрывается содержащаяся в нём информация об этнических проявлениях традиционно - бытовой культуры.
Особенности этнографических предметов, выявляются на всех стадиях их бытования - от материальных объектов, использующихся в быту, источника исследований до музейного предмета. Этнографические предметы характеризуются типичностью и многофункциональностью.
Исторический обзор развития и деятельности этнографических музеев, как России, так и зарубежья, показал, что показ этнографических предметов зависит не только от состояния этнологической науки, но и от музеологических походов
Анализ классификаций музеев по профилю выявил разнообразие музеев в фондах и экспозициях, которых присутствуют этнографические предметы. Этнографические материалы входят в коллекции и экспозиции самых разных музеев: этнографических, исторических, краеведческих, а также
естественнонаучных, литературных и технических. Во всех музеях набор предметов один и тот же и представляется практически везде одинокаво, при этом не учитывается, что традиционная культура очень различна.
Обобщение и анализ экспозиционного опыта музеев выявляет проблемы экспонирования этнографических предметов.
Методы и принципы экспонирования отражают контекст, в который может попасть предмет. В зависимости от того в какой музейный контекст попадет этнографический предмет, и от того как он будет интерпретирован зависит раскрытие заложенной в нем информации. С помощью методов экспонирования экспозиционер посредством предметов, объединенных сюжетом и композицией, как бы разворачивает «модель этнической культуры».
Контекст экспонирования этнографические музеи создают различными методами и средствами. Остаются актуальными приемы создания жанровых сценок и реконструкций. Большое внимание музеи уделяют современным визуальным технологиям. Последние добавляют новое измерение в экспозиции, позволяя давать более обширные и глубокие трактовки коллекционного материала.
При этом не куда не девается основная проблема экспонирования этнографических предметов: представление на этнографических экспозициях - образа традиционной культуры, которая, воспринимаются посетителями как объективная реальность. Так как эта иллюзия достоверности изображения этнографической действительности основывается на взгляде на предметы как «документы эпохи», «овеществленные реалии культуры».
Анализ проблем экспонирования этнографических предметов показал, что можно выделить разнообразные варианты решения проблем экспонирования этнографических предметов в музеях.
Все они активно, так или иначе, используется в музеях. Это относится, как и методам экспонирования, так и интерпретации собственно этнографических предметов, так и репрезентируемой культуре.
Музей - это единственное место сохраняющее традиционную культуру. Несмотря ни на что, у сотрудников музеев должна сохраняться убежденность в актуальности показа музеями народной культуры прошлого во всем многообразии ее проявлений, не только предметов материальной культуры, но и ремесел, обрядности, фольклора.
1. Аронов В. Вещь в искусствоведении // Декоративное искусство. СССР. - 1985. - № 11.
2. Арсеньев В.Р. Этнографические музеи сегодня // Антропологический
форум. — 2007. — № 6. — 9-19 с.
3. Астапович А. Этнографические музеи сегодня // Антропологический
форум. — 2007. — № 6. — 19-21 с.
4. Балаш А. Н. Вещь в музее: размышления о судьбе «предмета музейного значения» // Вопросы музеологии, № 1 (7), 2013.- 19 - 24 с.
5. Баранов Д. А. Образ советского народа в репрезентативных практиках Государственного музея этнографии народов СССР во второй половине XX века. // Э. Гучинова, Г. Комарова. Антропология социальных перемен. Исследования по социальнокультурной антропологии: сборник ст. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.
6. Баранов Д.А. Музей и репрезентации этнографической реальности / А.Б. 60. Сборник статей к 60-летию Альберта Кашфулловича Байбурина. СПб., 2007. - 384-396 с.
7. Баранов Д.А. Этнографические музеи сегодня // Антропологический форум. — 2007. — № 6. — 21-25 с.
8. Баранова И.И., Котова Е.Н., Кононова Е. Ф. и др.; Под ред. д.ист.н., проф. И.В. Дубова. Атрибуция музейного памятника. Справочник. - М-во культуры Рос. Федерации, Рос. этнограф. музей. - СПб.: Лань, 1999. - 346 с.
9. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры / Под ред. А.С. Мыльникова. Л., 1989. - 67-88 с.
10. Байбурин, А. К. Семиотический статус вещей и мифология Текст. / А. К. Байбурин // Сборник Музея антропологии и этнографии. Материальная культура и мифология. JI., 1981. - Т. 37. - 215 - 226 с.
11. Безмоздин Л. Культурно-социологический анализ вещи // Вопросы
социологии искусства. Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1979. - 104-127 с.
12. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / АН СССР. ИЭ. — М.: Наука, 1973. — 283 с.
13. Воронов. Н. На пороге «вещеведения» // Декоративное искусство СССР. - 1986 г. - № 10.
14. Галян Г. И. К вопросу об этнографических экспозициях / Г. И. Галян // Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея: редкол. Т. Г. Емельяненко, Е. Л. Мадлевская, А. Б. Островский, И. И. Шангина. - Санкт-Петербург - Кишинев: Nestor-Historia, 2002. - 333-336 с.
15. Галкина Е. Нетрадиционные формы работы музеев с этнографическими коллекциями // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция / Рос. ин-т культурологии; Редкол.: Майстровская М.Т.(отв. ред.), Никишин Н.А., Поляков Т.П. - М., 1998. - 89 - 98 с.
16. Грицкевич, Валентин Петрович. История музейного дела до конца XVIII века [Текст] / В.П. Грицкевич. - Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2004. - 408 с.
17. Гронье, Ф. Этнология: наука и музейная экспозиция // Мнзенш. - 2001. - № 209. - 51 - 56 с.
18. Губогло М. Н., Дубова Н. А. Этнографический музей: уважай прошлое, твори будущее// Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70 - летию академика В.А. Тишкова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.:: Наука, 2011. - 670 с.
19. Доллак Я. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция / Рос. ин-т культурологии; Редкол.: Майстровская М.Т.(отв. ред.), Никишин Н.А., Поляков Т.П. - М., 1998. - 89 - 98 с.
20. Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. Музейное дело. М.: Наука. - 1988г. - 382 с.
21. Дукельский В.Ю. Терминологические проблемы теории музейного
предмета./В.Ю.Дукельский//Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр.НИИК. - М.,1986. - 27-34 с.
22. Дукельский, В. Музейный предмет / В. Дукельский // Советский музей. - 1986. - №1 (87). - 36-37 с.
23. Дюкло Ж.-К., Вейяр Жан-Ив. Музеи этнографии и политика // MUSEUM. 1993. № 1 (175). - 5 с.
24. Жауль М. Этнографический музей сегодня // MUSEUM. 1993. № 1 (175). - 4 с.
25. Жеребина Т.В. Этнология и музееведение: теория и практика взаимосвязей (на примере чукотской коллекции Государственного музея истории религии) // Реальность этноса: Национально-региональный компонент в образовании: Содержание, структура, функции: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.: (2; 25-28 апр. 2000, Санкт-Петербург) / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПБ., 2001. - 221 - 222 с.
26. Программа для собирания сведений по этнографии // Живая старина. Периодическое издание отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Под ред. В. И. Ламанского. Вып. 1.- СПб., 1890 - 48-52 с.
27. Семенов-Тян-Шанский В.П. В.И. Ламанский как антропогеограф и
политикогеограф // Живая старина. Периодическое издание отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Под ред. В. И. Ламанского. Вып. 1.- СПб., 1915 - 14 с.
28. Инструкция собирания предметов для русской этнографической выставки и русского музея // Изв. Антропологического отделения общества любителей естествознания - М., 1865. - Т. 1. - 4 - 5 с.
29. Калашникова Н.М.О принципах комплектования этнографических памятников на современном этапе //Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. Л., 1987. - 3-15 с.
30. Калашникова Н. М. Выставочные проекты «Антропология вещи» в Российском этнографическом музее (изучение и экспонирование) / Н. М. Калашникова // Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI вв. Научный журнал, посвященный 110-летию Российского Этнографического музея: гл. ред. Д.Г. Савинов. - СПб.: Российский этнографический музей. - 2012. - № 1. - 94-104 с.
31. Калугина, Т.П. Художественный музей в современной культуре / Т.П.
Калугина // Радищевский музей: история, настоящее, будущее : мат. 8-х Боголюбовских чтений (2-5 апр. 2002 г.; Саратов). - Саратов : Б.и., 2003. 119
- 121 с.
32. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис. - 2008. - 244 с.
33. Карташева Е. И. Микроистория музейного предмета: к проблеме метода экспозиционной интерпретацтии // Вопросы музеологии, № 1, 2010.- 126-132 с.
34. Каулен М.Е. Нематериальные объекты наследия в современном мире // От краеведения к культурологи. Российскому институту культурологи 70 лет: Сб. науч. ст. М. - 2002.
35. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музееведение. Музеи мира. М., 1991. - 111-143 с.
36. Кондратьев В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Проблемы использования и сохранения музейных ценностей: Сб. науч. тр. НИИК. № 136. М. - 1985.
37. Кондратьев В.В. Музейный предмет как основа музейной работы // Музейное дело в СССР: Сб. науч. тр. Центрального музея Революции СССР. М., 1987 г.
38. Коновалов, А. В., Тимофеева, Е. Я. Понятие «этнографический предмет» Текст. / А. В. Коновалов, Е. Я. Тимофеева // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. Л., 1987. - 16 - 22 с.
39. Котилайнен Эйя-Майя. Этнографические музеи сегодня //
Антропологический форум. — 2007. — № 6. — 48 - 56 с.
40. Купина Ю. Этнографические музеи сегодня // Антропологический форум. — 2007. — № 6. — 56 - 65 с.
41. Кучеренко М.Е. Функциональный аспект в процессе изучения музейных предметов // Проблемы теории, истории и методики музейной работы: Сб. науч. тр. Центрального музея Революции СССР. М., 1995.
42. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.
43. Лысенко О.В. Мифология музея: сакральный предмет в музейном
пространстве// Мифология и религия в системе культуры этноса. Материалы Вторых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2003. - 33-34 с.
44. Лысенко О.В. Этнографические музеи сегодня // Антропологический форум. — 2007. — № 6. — 65 - 72 с.