Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №32379

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

этнография, этнология и антропология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических подходов к исследованию магических практик 6
1.1. Религиозный подход к исследованию магических
практик 6
1.2. Оккультный подход к исследованию магических практик 8
1.3. Философский подход к исследованию магических
практик 9
1.4. Психологический подход к исследованию магических
практик 11
1.5. Антропологический подход к исследованию магических
практик 13
1.6. Социологический подход к исследованию магических практик 16
Глава 2. Интернет-пространство как источник антропологической информации 26
2.1. Социальные сети как источник информации 26
2.2. Исследования магических практик в современной системе
антропологических знаний 31
Глава 3. Особенности восприятия магических практик пользователями социальных сетей (по результатам исследования социальных сетей Вконтакте и
Instagram.) 38
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложения


Магия, возникнув на заре человечества и пройдя сквозь века и тысячелетия, продолжает существовать до сих пор как специфический феномен, имеющий свою структуру, по-прежнему выполняющий многочисленные функции в обществе.
Существует научная гипотеза о том, что она появилась у неандертальцев, живших 80 - 50 тысяч лет назад. Так, в частности, склады медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох и Петерсхёле, как предполагают исследователи, имеют отношение к магическим действиям, совершавшимся неандертальскими обитателями этих пещер . Но, даже если эта гипотеза и не верна, феномен магии прослеживается на всем обозримом протяжении развития общества, начиная от первобытности и заканчивая современностью.
Данное понятие интересно тем, что его рассмотрением занимались и деятели науки, и популяризаторы эзотерической культуры. Изучение научных, философских и исторических источников позволяет выделить в исследовании сущности магии несколько подходов, а именно: религиозный, оккультный, философский, психологический, антропологический и социологический. Основные направления, в которых представлены трудами эволюционистов Г. Спенсера и Э. Тэйлора, структуралиста К. Леви-Стросса, психоаналитика 3. Фрейда, представителя советской историографии С.А. Токарева, функционалистов Дж. Фрэзера, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, Э. Дюркгейма, М. Мосса, М. Вебера, и этнографа П.Ф. Преображенского.
В данной работе мы используем термины, которым стоит дать определение. Начать стоит с определения магии. Энциклопедический справочник Ф. Брокгауза и И. Ефрона магию объясняет сходным образом:
Черная магия - (Оккульт.) Колдовство; некромантия, или воскрешение мертвых, и другие эгоистические злоупотребления анормальными силами. Это злоупотребление может быть ненамеренным, но все же это "черная магия» всякий раз, когда что-либо произведено
-5
феноменальным образом просто ради собственного удовлетворения .
Колдовство, Магические, таинственные приемы, имеющие целью воздействовать на силы природы, на людей, исцелять их или наводить болезни, беды.
Б елая магия (божественная магия) — вид магического искусства,
применение таинственных сил природы и человека в целях добра, — в отличие
.. 4
от черной магии или гоэции, направленных во вред людям.
В связи с тем, наша работа связана с изучением магии в социальных сетях, следует дать определение Социальной сети.
Социал ьная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт,
предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.5
Значимость социальной сети трудно переоценить, сегодня этот тип коммуникации является не только инструментом общения, налаживания коммуникативных связей, но и источником предоставления информации, а также ее поиска. Кроме того, социальные сети предоставляют пользователю многочисленные возможности для самовыражения.
2 Энциклопедический справочник Ф. Брокгауза и И. Ефрона Т. 18, С. 307
3 Теософский словарь. — М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.
4 Оккультизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
5 Социальная сеть. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B 0%D1%8F %D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C
Говоря о значимости сетевого ресурса и сетевого взаимодействия в сегодняшнем информационном пространстве, нельзя не упомянуть концепцию «сетевого общества» М. Кастельса. Сетевое общество он определяет как динамичную открытую систему, в которой генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. Сеть, по его мнению, это множество взаимосвязанных узлов, где конкретное содержание каждого узла зависит от характера конкретной сетевой структуры .
Объект исследования - социальные сети как источник
антропологической информации.
Предмет исследования - магические практики как явление социальной жизни.
Цель работы: выявить как репрезентуются магические практики в контексте современной виртуальной культуры.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических подходов к исследованию магических практик.
2. Дать характеристику интернет-пространству как источнику.
3. Рассмотреть специфику репрезентации магических практик в социальных сетях.
Гл ава 1. Анал из теоретических подходов к иссл едованию магических
практик
Вся история общественной мысли пронизана интересом к магии как одному из древнейших элементов человеческой жизни. И каждая историческая эпоха давала собственные образы мага и его практики, соответствующие их реальной социальной роли, с одной стороны, и с другой - отношение к магии со стороны общественного сознания.
Данное понятие интересно тем, что его рассмотрением занимались и деятели науки, и популяризаторы эзотерической культуры. Изучение научных, философских и исторических источников позволяет выделить в исследовании сущности магии несколько подходов, а именно: религиозный, оккультный,
философский, психологический, антропологический и социологический. Основные направления, в которых представлены трудами эволюционистов Г. Спенсера и Э. Тэйлора, структуралиста К. Леви-Стросса, психоаналитика 3. Фрейда, представителя советской историографии С.А. Токарева, функционалистов Дж. Фрэзера, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, Э. Дюркгейма, М. Мосса, М. Вебера, и этнографа П.Ф. Преображенского


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, подводя итог, следует констатировать, магия - сложный, многогранный и противоречивый феномен, о чём свидетельствует наличие значительного количества разнообразных подходов к определению его сущности. Проведённый анализ различных источников позволил выделить, по меньшей мере, шесть таких теоретических подходов в исследовании феномена
Там же 
магии: религиозный, оккультный, философский, психологический,
антропологический и социологический, которые раскрывают разные грани понимания магии. Хотелось бы согласиться с Б. Малиновским, А. Радклифф- Брауном, Э. Дюркгеймом и др., что магия - это социальное явление, тесно связанное с общественными структурами и механизмами и обусловливающее собой тип мотивации поведения людей. В этой связи социально-культурное значение магии может быть рассмотрено и понято только в контексте всей общественной жизни социума.
Были выявлены отличия социальной сети от других видов интернетсервисов, функции социальных сетей, какие положительные и отрицательные стороны существуют в процессе использования социальных сетей в качестве источника информации.
По нашему мнению, социальная сеть на данный момент представляет собой не просто глобальную виртуальную площадку для общения, но ещё и платформу для внедрения интерактивных медиатехнологий, которая играет огромную роль в формировании общественного мнения и современного информационного пространства в целом.
Чтобы выявить, как и насколько сильно разум людей подвержен различным суевериям и приметам, насколько часто люди встречаются с магией в повседневной жизни, нами был разработан инструментарий. Инструментарий состоит из опроса, который был реализован с помощью Google-формы.
Опрос состоит из 20 вопросов, прошли опрос 194 человека. Опрос проводился с 30 июля 2018 года до 30 января 2019 года. Активная ссылка на анкету была опубликована в социальных сетях Вконтакте и Instagram.
В опросе приняли участие 194 человека, из которых 62,9% - женщины (122 человека) и 37,1% - мужчины (72 человека). Перевес в сторону женщин вполне себе оправдан, женщины легче соглашаются на подобного рода опросы, им это более интересно. Подавляющее большинство (164 человека - 84,5%) прошедших данный опрос являются жителями Казани. Стоит отметить, что в основном в опросе приняли участие жители Республики Татарстан, а именно, большинство опрошенных являются жителями столицы Республики Татарстан - Казани.
Первое, что бросается в глаза это то, что большинство, принявшее участие в опросе это молодёжь от 16 до 24 лет. Оно и понятно, ведь большинство пользователей социальных сетей Вконтакте и Instagram составляют как раз-таки молодые люди.
67,5% опрошенных на данный момент являются студентами. 8,8% опрошенных работают в сфере образования, науки, культуры и искусства. 6,7% работают в сфере услуг (ЖКХ, торговля, общественное питание, гостиничный бизнес). 4,6% безработные. На остальных группах, я думаю нет смысла останавливаться, так как они составляют меньшинство.
Согласно опросу 66,5% опрошенных верят в магию и в сверхъестественные способности гадалок. К этой цифре можно прибавить 12,9% опрошенных, которые верят в магию, но в другой реальности. Основываясь на проведенном опросе, мы видим картину, в которой почти 80% опрошенных верят в магию, хотя и относятся к ней по-разному.
Изучив данные, первое, что бросается в глаза это то, что и среди мусульман, и среди православных, и среди атеистов очень мало людей, которые относятся к магии положительно. Среди мусульман - 2 человека, среди православных - 3 и среди атеистов - 3. Большинство людей относится к магии отрицательно или с недоверием.
Именно верующие люди (православные и мусульмане) больше верят в то, что существуют люди со сверхъестественным даром, способностями. Среди приверженцев ислама этот ответ выбрали практически половина опрошенных - 47,4%. Среди приверженцев православной религии - 40,5%. К слову, процент атеистов, которые выбрали этот вариант ответа равняется всего лишь 16,6%, и это на 2,5 раза меньше, чем у верующих. Опираясь на эти данные, мы можем сделать вывод, что люди, которые верят в Бога, так же и верят, в то, что некоторые люди обладают экстраординарными способностями.
На вопрос «Пользовались ли Вы услугами экстрасенсов, магов, колдунов, гадалок?» подавляющее большинство (74,2%) ответили, что никогда не пользовались и не собираются. Данный ответ может быть обоснован тем, что люди либо не верят в способности экстрасенсов, либо боятся и недолюбливают их, не доверяют им. Вторым по популярности ответом стал такой ответ: «Не пользовался, но возможно в будущем пойду к ним за решением трудной проблемы в жизни». За этот ответ проголосовали 10,3% опрошенных.
Следующий вопрос звучит так: «Пользовались ли Ваши родственники, друзья и знакомые услугами экстрасенсов, магов, колдунов, гадалок?» И здесь мы видим похожую ситуацию. Большинство (67%) никогда не слышали о подобном. 21,6% знакомых опрашиваемых, которые обращались к гадалкам решили свою проблему, а 11,3% не решили.
Респондентам был задан открытый вопрос: «Известны ли Вам случаи магического воздействия? (Если да, то какие?)». Вот какие ответы оставили респонденты: порча, чистки, гипноз, чёрная магия, родовое проклятие, целительство путём передачи энергии, здоровье человека заметно улучшилось, приворот, телекинез, осознанные сны, если это можно считать таковым.
Лет 10 назад пользователи социальных сетей активно пересылали так называемые «письма счастья». «Письма счастья» — это сообщения, которые надо переслать нескольким людям, и в результате чего произойдет что-то хорошее. В случае же не исполнения требований письмо проклинает адресата. На данный момент это встречается не так часто.
Мы решили узнать у пользователей как же они относятся к этим самым «письмам счастья». Почти 70% опрошенных никогда не пересылали такие письма и относятся к ним крайне негативно. 14,4% опрошенных пересылали такие сообщения в прошлом. И лишь совсем небольшой процент людей (2,6%) пересылают такие сообщения и не видят в них ничего плохого. 2,1% пересылают эти сообщения, так как боятся проклятия.
Большинство респондентов, принявших участие в опросе, являются студентами, от 16 до 22 лет. В силу своего возраста, категория этих молодых людей не имеют детей, и поэтому самый популярный ответ на вопрос «Выкладываете ли фотографии своих детей, если их нет, то, как к этому относитесь?» стал «детей нет, отношусь хорошо/спокойно/нейтрально». Этот ответ выбрали 80,4% опрошенных. 9,3% ответили, что детей у них нет, но относятся они к этому негативно. А среди тех опрошенных у кого есть дети результаты, следующие: 3,6%, не выкладывают фотографии с детьми, потому что не хотят. 2,6% выкладывают. Согласно результатам, мы видим, что подавляющее большинство опрошенных совершенно спокойно относятся к тому, чтобы выкладывать фотографии своих детей и относятся к этому без каких-либо мыслей, что ребенка могут сглазить или навести порчу. Лишь 15% опрошенных против того, чтобы выкладывать фотографии своих детей в социальные сети. Но даже те родители, что охотно выставляют фотографии своих детей в соцсети, так же подвержены страху, что их ребенка сглазят. Нередко можно увидеть, как родители цепляют на своих чад всевозможные булавки с глазиком, или могут надеть на руку ребенка браслетик с глазиками. Если ребенок плачет после того, как несколько человек его увидело, многие родители объясняют плач ребенка тем, что его сглазили взрослые.
Защиту от магии и злых сил используют 34,5%, в то время как 66,5% не видят в этом необходимости. 18% носят крестик или ладанку, 5,7% носят амулеты, 2,6% молятся и посещают церкви. Среди ответов встречаются и такие: носил обереги, сейчас нет, читаю суры, читаю намаз, провожу ритуалы раз в неделю, ношу полумесяц, считаю это бредом. Анализируя результаты, мы заметили, что почти 70% мусульман не используют защиту от магии и от злых сил. 60% православных так же не пользуются защитой от злых сил.
Согласно нашему исследованию лишь 38,7% человек не верят в гороскопы. Столько же затрудняются ответить. 22,7% опрошенных верят в гороскопы. Как же относятся респонденты к гороскопам? Результаты показывают, что 71,1% опрошенных выбрали ответ «Нормально, иногда могу почитать, посмеяться». Большинство опрошенных несерьёзно относится к гороскопам. Они воспринимают гороскоп как шутку, они проявляют интерес, но не относятся к гороскопу как предсказателю. 17,5% опрошенных не читают гороскопы, не видят в этом смысла. Лишь только 9,3% хорошо относятся к гороскопам, читают и верят им. Согласно данным, можно сделать вывод о том, что большинство людей не раздражают гороскопы, они относятся к ним с юмором. 33% опрошенных не читают гороскоп своего знака в интернете. Остальные 67% опрошенных читают. 42,8% делают это редко, 17% иногда и 6,2% часто, 1% обращаются к астрологам.
Магия, как может показаться на первый взгляд, очень далека от современных людей. Но на самом деле это не так. Люди, надеясь на некие сверхъестественные, непонятные для них силы, пытаются облегчить себе жизнь, извлечь из этого выгоду. Студенты махают зачетками в форточки, кладут пять рублей под пятку, люди, которые хотят богатства, обставляют свою квартиру денежными деревьями. Люди, потерявшие почву под ногами, фундамент в лице идеологии приобщаются к неоязычеству и религии, надеясь на те же самые сверхъестественные силы. СМИ и интернет, играя на чувствах людей подпитывает их веру. В каждой газете мы можем найти рекламу услуг гадалок и колдунов. Многие каналы не брезгуют звать этих самых гадалок и шарлатанов к себе в эфир, тем самым затуманивая мозг простым телезрителям. На фоне всего этого, магическое мышление не исчезает и даже солидные люди, которые во всём ищут научный подход, лишний раз не осмелятся перейти дорогу, если ее перебежала кошка.



1. Агриппа К.Г. Магия Арбателя. - Минск. 1991.
2. Андрианова Л.А. и др. Философия / Под ред. Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачёва. -Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001.
3. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия - М.: Терра. 1991.
4. Архипова А., Фрухтманн Я. «Приманю деньги быстро и дешево»: денежная магия в современной России. Антропологический форум № 18 online
5. Барнс, Дж. Классы и собрания в норвежском островном приходе. Париж, 1934.
6. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - Калининград. Калининградская правда. 1986.
7. Вебер М. Избранные произведения / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс. 1990.
8. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Классики мирового религиоведения:Антология: пер. с англ., нем., фр. - М.: Канон+. 1998.
9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Пер. М.И. Левиной / Избранныепроизведения. М.: Прогресс. 1990.
10. Вершинин, М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001
11. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005 С.
12. Гегель Г. Философия религии. - М.: Мысль. Т. 1 1976.
13. Громыко, Н.В. Интернет, постмодернизм и современное образование / Образовательное пространство и сеть // Кентавр. - 2001. - № 27.
14. Гронский И.А. Социально-философские основания активности интернетаудитории в сетевой коммуникации: дис. канд. философ. наук / И.А. Гронский.
- Н. Новгород, 2011.
15. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Мистика. Религия. Наука //Классики мирового религиоведения: Антология: Пер. с англ., нем., фр. - М.: Канон+. 1998.
16. История религий. / Под ред. проф. Д.П. Шантени де ля Соссей. - М.: Свято- Преображенский Валаамский монастырь. Т. 1. 1992.
17. Казаков М.Ю. Социально-коммуникативные основы формирования социальной солидарности в сетевом сообществе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Н. Новгород, 2014- М.: Республика. 2000.
18. Кант И. Трактаты и письма / Ред. Б.М. Кедров. - М.: Наука, 1986.
19. Кастанеда К. Учения дона Хуана / Пер. с англ. - М.: ЭКТСО-пресс. 2000.
20. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Россия в конце XX века: Тез. докл. Междунар. конф. - М.: 1998.
21. Карлос Кастанеда и др. Лекции и интервью: Часть 2 / Сост. И. Старых. - К.: София; М.:ИД Гелиос. 2001.
22. Кроули А. Магия в теории и на практике. В 2-х томах. Локид, Миф. 1998.
23. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. С. П. Евтушенко / Общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова.
24. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Просвещение. 1983.
25. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М: ТЕРРА. 1999.
Лемешева Е.М. Неоязычество как социальный феномен в современном российском обществе. 2011
26. Малиновский Б. Магия, наука и религия: Пер. с англ. - М.: Рефл-бук. 1998.
27. Мосс М. Социальные функции священного (избранные произведения) Издательство: СПб. Евразия. 2000.
28. Мясникова, Л. Интеллектуализация сетей социального капитала / Л. Мясникова // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 2.
- С. 29-3
29. Преображенский П.Ф. Курс этнологии. Едиториал УРСС. 2005.
30. Рейнгольд, Г. Виртуальное сообщество: заселение электронного порубежья. Эдисон-Уэсли, 1993
31. Рогалева, О.С., Шкайдерова Т.В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) / Вестник Омского университета, №1, 2015. - С. 222-225.
32. Свечников В.С., Чевтаева Л.Н. «Телевидение и интернет - новые возможности распространения магического мышления» Вестник СГТУ. 2011.
№ 4 (60). Выпуск 2
33. Сергодеев, В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики / В.А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Выпуск №1, 2013.
34. Священник Родион. Люди и демоны. - Калуга. 1992.
35. Соловьёв В.С. Избранное / Сост. А.В. Гулыги, С.Л. Кравца. - М. Советская Россия.1990.
36. Таратухина Ю.В., Мальцева С.В. Сетевые сообщества: коммуникационные аспекты. Автоматизация и современные технологии. - 2008. -№2
37. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Политиздат. 1990.
38. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: Политиздат. 1989.
39. Угринович Д.М. Психология религии. - М.: Политиздат. 1986.
40. Фрейд З. Психология бессознательного (Сборник произведений) / Пер. с нем. - М.:Просвещение. 1989.
41. Фрейд З., Психоанализ. Религия. Культура (Сборник призведений) / Пер. с нем. - М.:Ренессанс. 1992.
42. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: Пер. с англ., 2-е изд. - М.:Политиздат. 1986.
43. Radcliffe-Brown A.R. Structure and Function in Primitive Society. London, 1952; idem.Method in Social Anthropology. Chicago, 1958.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ