ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Правовая основа ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета 5
1.2 Основные положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» 10
1.3 Особенности кадастрового учета различных объектов недвижимости 12
1.3.1 Особенности кадастрового учета при образовании объектов недвижимости 12
1.3.2 Особенности кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОБЛЕМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 20
2.1 Правовые вопросы осуществления государственного кадастрового учета на территории Санкт-Петербурга 20
2.2. Анализ проблем в сфере государственного кадастрового учета в Санкт-Петербурге 23
2.2.1 Технические и кадастровые ошибки кадастрового учета 23
2.2.2 Кадастровый учет зон с особыми условиями использования территории 26
2.2.2.1 Зоны с особыми условиями использования территорий, выделяемые по экологическим требованиям 27
2.2.2.2 Охранные зоны объектов 31
2.2.2.3 Зоны затопления и подтопления 32
2.2.2.4 Территории и зоны охраны объектов культурного наследия 32
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА 35
3.1 Рекомендации по устранению ошибок при кадастровом учете 35
3.2 Рекомендации по совершенствованию кадастрового учета территорий с особыми режимами использования 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 47
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
Принятый 24.07.2007 г. Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» позволил изменить сложившуюся в Российской Федерации (РФ) систему учета объектов недвижимости, так как заменил государственный кадастровый учет земельных участков и технический учет зданий, строений и сооружений единым государственным кадастровым учетом недвижимого имущества.
В указанном выше Федеральном законе определено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом, который должен:
• признавать права и обязанности граждан и юридических лиц на землю и иные объекты недвижимости, защищать от неопределенности и мошенничества, уменьшать количество земельно-имущественных споров;
• служить основой для оценки объектов недвижимости, а также земельного и имущественного налогообложения;
• обеспечивать получение пространственных и статистических данных об использовании и особенностях объектов недвижимости для осуществления земельно-имущественной политики, для целей управления и контроля, территориального планирования, развития инфраструктуры и др.;
• оказывать поддержку природоохранной деятельности;
• содействовать активному развитию рынка недвижимости;
• содействовать инвестированию в развитие территорий и объектов недвижимости;
• способствовать улучшению качества жизни населения.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости является важным общественным продуктом и по уровню его развития можно судить об уровне развития общества.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью модернизации и оптимизации системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости с целью приведения ее в соответствие с современными требованиями общества.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на территории Санкт-Петербурга.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• анализ законодательных актов федерального и регионального уровней, являющихся правовой основой ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
• анализ особенностей и проблем осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга;
• разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга.
В первой главе выпускной квалификационной работы:
1. Проанализированы основные аспекты правового регулирования земельно-имущественных отношений в Российской Федерации, представленные в Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в Гражданском (от 30.11.1994 № 51-ФЗ), Земельном (от 25.10.2001 № 136-ФЗ), Лесном (от 04.12.2006 № 200-ФЗ), Водном (от 03.06.2006 № 74-ФЗ), Градостроительном (от 29.12.2004 № 190-ФЗ), Жилищном (от 29.12.2004 № 188-ФЗ) Кодексах РФ.
2. Представлены понятия «государственный кадастр недвижимости» и «государственный кадастровый учет недвижимого имущества» в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
3. Представлены основные принципы осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
4. Проанализированы особенности кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, а также проанализированы особенности кадастрового учета различных видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков, лесных участков, общественных зданий, жилых объектов, линейных объектов, водных объектов.
5. Сделаны выводы о том, что государственная политика РФ в сфере земельно-имущественных отношений направлена на рациональное использование земель и объектов недвижимости, а также на обеспечение государственных гарантий права собственности и иных вещных прав на объекты недвижимости.
6. Отмечено, что регулирование сферы земельно-имущественных отношений находится в процессе развития и совершенствования, так как на современной этапе в РФ реализуется Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)», а с 1 января 2017 года начнет действовать новый Федеральный закон от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Выдвинут тезис о том, что улучшение ситуации в сфере кадастрового учета невозможно без развития системы межведомственного взаимодействия, совершенствования качества сведений, усиления ответственности собственников и специально уполномоченных лиц.
Во второй главе выпускной квалификационной работы:
1. Отмечено, что город федерального значения согласно п.3 ст. 5 Конституции РФ, имеет свой устав и законодательство, принимаемые его представительным органом.
2. Представлено региональное законодательство в сфере территориального развития Санкт-Петербурга (СПб) в составе, в том числе, Закона СПб от 21.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», Закона СПб от 04.02.2009 № 29-10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», Закона СПб от 19.09.2007 № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования», Закона СПб от 23.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», Закона СПб от 28.10.2009 № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», Закона СПб от 05.07.2006 № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
3. Представлены нормативно-методические документы, обуславливающие особенности осуществления кадастрового учета объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, в том числе особенности структуры кадастровых номеров земельных участков, первичных и вторичных объектов недвижимости Санкт- Петербурга.
4. Проанализированы проблемы в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, среди которых приоритетными на данный момент можно назвать технические ошибки, ошибки, возникающие при осуществлении кадастровой деятельности, в частности при определении границ и площадей земельных участков, а также проблемы, связанные с кадастровым учетом зон с особым режимом использования территорий, в том числе зон, выделенных по экологическим требованиям, охранных зон промышленных и инфраструктурных объектов, территорий и зон охраны объектов культурного наследия.
В третьей главе выпускной квалификационной работы:
1. Даны рекомендации по совершенствованию государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга в части устранения кадастровых ошибок. Среди которых:
— создание правовой базы для обеспечения права на представление в орган кадастрового учета документов об исправлении кадастровой ошибки любому физическому или юридическому лицу, чьи интересы затрагивает такая ошибка;
— введение механизма профессиональной экспертизы кадастровых ошибок, которую может осуществить саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер, инициирующий проведение такой экспертизы, или любая другая саморегулируемая организация кадастровых инженеров;
— создание и реализация системы личного и (или) коллективного страхования ответственности кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций;
— разработка методической основы для осуществления идентификации кадастровых ошибок;
— повышение эффективности процесса верификации данных посредством ввода в АИС ГКН алгоритмов автоматического исправления ошибочных данных, создания протоколов сравнения данных, автоматического обновления и корректировки кадастровых данных;
— оптимизация информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
2. Даны рекомендации по совершенствованию государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга в части совершенствования системы кадастрового учета зон с особыми режимами использования территорий. Среди которых:
— оптимизация учета особо охраняемых природных территорий в кадастре недвижимости как единых объектов;
— определение порядка проведения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга кадастровых работ по уточнению границ особо охраняемых природных территорий;
— уточнение определения понятия «зоны с особыми режимами использования территорий» в части обязательности отражения границ таких зон в государственном кадастре недвижимости;
— закрепление возможности кадастрового учета зон с особыми режимами использования территорий не только на основании информационного взаимодействия, но и по заявлениям любых лиц;
— создание актуальной картографической основы для идентификации границ земельных участков и иной недвижимости, что позволит однозначно определить местоположение всех учетных единиц и пределы действия вещных прав на них.
Проблемы, связанные с ведением государственного кадастрового учета объектов недвижимости, крайне негативно влияют на факторы и условия, обеспечивающие устойчивое функционирование и развитие Санкт-Петербурга, и требуют скорейшего разрешения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc law 13744/
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc law 33773/
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51040/
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51057/
7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc law 60683/
8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc law 64299/
9. Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ред. от 28.12.2013) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156884
10. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 13.07.2015) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183250
11. Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (ред. от 12.03.2014) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160119
12. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 01.05.2016) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15287/
13. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 28.11.2015) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189622
14. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (ред. от 13.07.2015) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182888
15. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 09.03.2016) // Система «КонсультантПлюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194967
...