Работа сделана на материале сообщества «Мемы про студентов».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕМ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1 К проблеме появления и определения мема 5
1.2 Характеристика мемов в сети Интернет 6
1.3 Типология мемов в современной науке 12
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕМОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ СООБЩЕСТВА «МЕМЫ ПРО СТУДЕНТОВ») 17
2.1 Типология и количественные показатели мемов как инструментов коммуникации в сети Интернет (на основе сообщества «Мемы про студентов») 17
2.2 Специфические черты типологии мемов в сообществе «Мемы про студентов» 19
2.3 Сравнительно-сопоставительное описание разнотипных мемов в сообществе «Мемы про студентов» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. С появлением и распространением Интернета, социальных сетей и распространением феномена «digital culture» начали трансформироваться такие сферы, как социализация, коммуникация, практики и паттерны взаимодействия внутри определенных сообществ.
Одной из неотъемлемых частей Интернет-коммуникации, в том числе отечественной, являются мемы. Мемы и мематический контент обычно определяются как определенное сообщение (новости, информация об определенных событиях / явлениях, демонстрация позиции человека и т. д.), представленное в специфическом формате.
Ричард Докинз, впервые описавший этот термин, определил мемы как носители культурной информации. Несмотря на то, что с первого взгляда процесс создания, обмена и распространения мемов может казаться хаотичным, при более детальном исследовании этого явления можно сделать вывод, что мемы являются отражением большого количества социальных процессов.
Мемы являются не только отдельным течением и/или видом визуальной обработки данных в социальных сетях, их используют для коммуникации как способ реакции на определенные события и выражения собственного мнения. При этом мемы являются комплексным феноменом, который включает в себя большое количество аспектов, таких как контекст, процесс создания мемов, разделение платформ для публикации на приемлемые и неприемлемые.
Культура мемов является комплексным феноменом, который включает в себя большое количество различных параметров и оказывает значительное влияние на характер коммуникации и взаимодействия внутри определенного коллектива. При этом наличие большого количества теоретических концептов и подходов к определению этого явления несколько усложняет изучение и дальнейшее объяснение практического использования мематического контента и его роли в повседневной жизни людей.
Четкие пределы такого явления определить сложно, потому что такие текстовые мемы можно рассматривать как в культурном, так и в собственном языковом контексте. Следовательно, все виды медиадискурса, в частности Интернет-дискурс, охватывают различные сферы общественной жизни, служат платформой для формирования и развития социальной мысли, прямо или косвенно влияя на человеческое мышление.
Учитывая указанные характеристики, анализ мемов актуален не только учитывая потенциальную возможность изучения специфики коммуникации в киберпространстве. Мемы могут предоставлять необходимый «инсайт» для изучения характеристик определенных социальных групп, в частности учатников образовательного процесса.
Объектом исследования выступают мемы (мематический контент), а предметом – характеристика мемов в сообществе «Мемы про студентов».
Целью исследования является определить специфику и характеристики феномена мемов с точки зрения их коммуникативного потенциала на материале сообщества «Мемы про студентов».
Для достижения цели исследования был поставлен ряд задач:
1. Обратиться к проблеме появления и определения мема ;
2. Дать характеристику мемов в сети Интернет ;
3. Описать типологию мемов в современной науке;
4. Охарактеризовать авторскую типологию и количественные показатели мемов как инструментов коммуникации в сети Интернет (на основе сообщества «Мемы про студентов»);
5. Выделить специфические черты типологии мемов в сообществе «Мемы про студентов»);
6. Предоставить сравнительно-сопоставительное описание разнотипных мемов в сообществе «Мемы про студентов».
1. Барт, Р. (1989). Смерть автора. Избранные работы: Семиотика. [Ebook]. Поэтика. Retrieved from http://yanko.lib.ru/books/cultur/bartall.htm#_Toc34617021
2. Беловодская, А. (2016). Интернет-мемы как репрезентанты медиаконцепта (к вопросу о методике анализа медиаобраза). PRZEGLĄD RUSYCYSTYCZNY. No4 (156). 118-131.
3. Бочаров А.Б., Демидов М.О. (2020). Мемы, мем-вирусы: их сущность и распространение в инфосфере и медийном пространстве. Управленческое консультирование.No9. .92–100.
4. Голубева, А., & Семилет, Т. (2017). Мем как феномен культуры. Культура И Текст, 3, 193-205.
5. Гофман, И. (1994). Мода и люди (Novaya teoriya mody` i modnogo povedeniya). Moskva: KDU. Retrieved from: http://lib.co.ua/psychology/gofmanab/modailydi.jsp
6. Докинз, Р. (1993). Эгоистичный ген. Мир. Знание. 318.
7. Канашина, С.В. (2017). Что такое интернет мем? Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. No 28 (277).
8. Мид, М. (1983). Культура и мир детства. Москва: Наука, C. 322– 361.
9. Рашкофф Д. (2003). Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М. УльтраКультура. 368.
10. Щурина, Ю.В (2014). Интернет-мемы: проблема типологии. Вестник Череповецкого государственного университета. 6 (59). 85-89.
11. Щурина, Ю.В. (2014). Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. 6(81).34-38.
12. Ягодкина, М.В. (2019). Мемы в интернет-коммуникации. ART LOGOS. No2 (7).142-151.
13. Blackmore, S. (2000). The Power of Memes. Scientific American, 283(4), 64-73.
14. Börzsei, L. (2013). Makes a Meme Instead A Concise History of Internet Memes. Utrecht University
15. Chick, G. The Units of Culture . – URL: http://www.personal.psu.edu/gec7/Units.pdf
16. Dennett, D. The Evolution of Culture. – URL: https://www.edge.org/conversation/the-evolution-of-culture
17. Gal, N., Shifman, L., & Kampf, Z. (2016). “It Gets Better”: Internet memes and the construction of collective identity. New Media & Society, 18(8), 1698-1714.
18. Gil, P. 50 Internet Memes That Have Won Our Hearts. – URL: https://www.lifewire.com/internet-memes-that-have-won-ourhearts-3573553
19. Gleick, J. What defines a meme? [Internet recourse] / James Gleick // Smithsonian magazine. – 2011. . – URL: http://www.smithsonianmag.com/arts-culture/what-defines-a-meme-1904778/
20. Kien, G. (2013). Media Memes and Prosumerist Ethics. Cultural Studies ↔ Critical Methodologies, 13(6), 554-561.
21. Kuznetsov, I.S., I. and Soldatkina, Y.V., Y., 2017. POLITICAL MEDIA MEMES’ PERSUASION AND FUNCTIONING IN SOCIAL MEDIA. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 22(2), pp.333-339.
22. Marino, G. (2015). Semiotics of spreadability: A systematic approach to Internet memes and virality. Punctum. International Journal Of Semiotics, 1(1), 43-66.
23. Shifman, L. (2015). Memes in digital culture. Boca Raton: CRC Press.
24. Suharnanik, S. (2020). Women and Make-Up: The Dilemma of Bourdieu's Subjectivism-Objectivism on Social Media. The Journal Of Society And Media, 4(1), 16.
1. Барт, Р. (1989). Смерть автора. Избранные работы: Семиотика. [Ebook]. Поэтика. Retrieved from http://yanko.lib.ru/books/cultur/bartall.htm#_Toc34617021
2. Беловодская, А. (2016). Интернет-мемы как репрезентанты медиаконцепта (к вопросу о методике анализа медиаобраза). PRZEGLĄD RUSYCYSTYCZNY. No4 (156). 118-131.
3. Бочаров А.Б., Демидов М.О. (2020). Мемы, мем-вирусы: их сущность и распространение в инфосфере и медийном пространстве. Управленческое консультирование.No9. .92–100.
4. Голубева, А., & Семилет, Т. (2017). Мем как феномен культуры. Культура И Текст, 3, 193-205.
5. Гофман, И. (1994). Мода и люди (Novaya teoriya mody` i modnogo povedeniya). Moskva: KDU. Retrieved from: http://lib.co.ua/psychology/gofmanab/modailydi.jsp
6. Докинз, Р. (1993). Эгоистичный ген. Мир. Знание. 318.
7. Канашина, С.В. (2017). Что такое интернет мем? Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. No 28 (277).
8. Мид, М. (1983). Культура и мир детства. Москва: Наука, C. 322– 361.
9. Рашкофф Д. (2003). Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М. УльтраКультура. 368.
10. Щурина, Ю.В (2014). Интернет-мемы: проблема типологии. Вестник Череповецкого государственного университета. 6 (59). 85-89.
11. Щурина, Ю.В. (2014). Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. 6(81).34-38.
12. Ягодкина, М.В. (2019). Мемы в интернет-коммуникации. ART LOGOS. No2 (7).142-151.
13. Blackmore, S. (2000). The Power of Memes. Scientific American, 283(4), 64-73.
14. Börzsei, L. (2013). Makes a Meme Instead A Concise History of Internet Memes. Utrecht University
15. Chick, G. The Units of Culture . – URL: http://www.personal.psu.edu/gec7/Units.pdf
16. Dennett, D. The Evolution of Culture. – URL: https://www.edge.org/conversation/the-evolution-of-culture
17. Gal, N., Shifman, L., & Kampf, Z. (2016). “It Gets Better”: Internet memes and the construction of collective identity. New Media & Society, 18(8), 1698-1714.
18. Gil, P. 50 Internet Memes That Have Won Our Hearts. – URL: https://www.lifewire.com/internet-memes-that-have-won-ourhearts-3573553
19. Gleick, J. What defines a meme? [Internet recourse] / James Gleick // Smithsonian magazine. – 2011. . – URL: http://www.smithsonianmag.com/arts-culture/what-defines-a-meme-1904778/
20. Kien, G. (2013). Media Memes and Prosumerist Ethics. Cultural Studies ↔ Critical Methodologies, 13(6), 554-561.
21. Kuznetsov, I.S., I. and Soldatkina, Y.V., Y., 2017. POLITICAL MEDIA MEMES’ PERSUASION AND FUNCTIONING IN SOCIAL MEDIA. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 22(2), pp.333-339.
22. Marino, G. (2015). Semiotics of spreadability: A systematic approach to Internet memes and virality. Punctum. International Journal Of Semiotics, 1(1), 43-66.
23. Shifman, L. (2015). Memes in digital culture. Boca Raton: CRC Press.
24. Suharnanik, S. (2020). Women and Make-Up: The Dilemma of Bourdieu's Subjectivism-Objectivism on Social Media. The Journal Of Society And Media, 4(1), 16.