Совершенствование государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Российской Федерации (На примере Санкт-Петербурга)
|
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛА ГРАЖДАН БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА 10
§1.1. Основные аспекты и факторы появления лиц без определенного места жительства 10
§1.2. Граждане без определенного места жительства как объект социальной защиты 19
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА 24
§2.1. Основные направления политики по социальной защите граждан без определенного места жительства в Санкт-Петербурге 24
§2.2. Анализ зарубежного законодательства по социальной защите граждан без определенного места жительства 42
§2.3. Эмпирическое исследование особенностей государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Санкт-Петербурге 53
Заключение. 71
Список литературы. 76
Приложения. 81
Введение 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛА ГРАЖДАН БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА 10
§1.1. Основные аспекты и факторы появления лиц без определенного места жительства 10
§1.2. Граждане без определенного места жительства как объект социальной защиты 19
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА 24
§2.1. Основные направления политики по социальной защите граждан без определенного места жительства в Санкт-Петербурге 24
§2.2. Анализ зарубежного законодательства по социальной защите граждан без определенного места жительства 42
§2.3. Эмпирическое исследование особенностей государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Санкт-Петербурге 53
Заключение. 71
Список литературы. 76
Приложения. 81
Работа посвящена проблеме бездомности в городе Санкт-Петербурге, при этом внимание уделено причинам возникновения бездомности, а также мерам принимаемыми государством для защиты и поддержки граждан без определенного места жительства и особенностям проводимой политике в этой сфере.
Проблема бездомности носит массовый характер, трудно решаема и является актуальной для современного российского общества ввиду того, что социальный феномен бездомности последние несколько лет имеет тенденцию к увеличению.
В России нет достоверных данных о том, сколько в стране бездомных людей. Власти с начала 2021 года планируют создать единый реестр лиц без определенного места жительства и начать оказывать им социальную и медицинскую помощь, но пока этим занимаются в первую очередь благотворительные организации.
На волне пандемии увеличилось число граждан без определенного места жительства, как латентных (не имеющих регистрации по месту пребывания), так и фактических, не имеющих определенного места жительства, в следствии сокращения рабочих мест, финансовой нестабильности и потере жилья.
Согласно данным Левада-Центра приняли участие в переписи населения около 52% опрошенных респондентов, 42% россиян сообщили, что не принимали участия. Стоит отметить, что перепись населения учитывает только тех, кто добровольно согласился принять в ней участие, однако, сколько тех, кого сотрудники в силу ряда причин не внесли в перепись неизвестно.
Ввиду того, что данные Росстата на этот счёт не точны, поскольку в опубликованном первом томе результатов переписи населения 2020-2021 года категория «лица, без определенного места жительства отсутствует», а последний их учёт проводился в переписи 2010 года – 64 077 тыс. чел., то следует обратиться к данным некоммерческих организаций занимающихся благотворительностью, поскольку они непосредственно работают с этой группой населения.
Так по данным благотворительной организации «Ночлежка» количество бездомных колеблется 50человек до максимального количества 70 тысяч человек, и это только в среднем по городу Санкт-Петербург.
Данные Комитета за 2021 год указывают, что в Центр учёта обратилось 3 352 бездомных, что в сравнении с деятельностью благотворительных организаций, говорит о том, что лишь малому количеству бездомных была оказана социальная помощь.
Власти, опираясь на официальную статистику, до настоящего момента не считают проблему бездомных достаточно острой, чтобы создавать и активно развивать государственные учреждения помощи, переложив заботу о них на волонтёров и благотворительные организации, создавая риск увеличения данной категории, отсутствие надлежащего правового регулирования в данной сфере только усугубляет проблему бездомности. Государству необходимо признать и выделить бездомных в отдельную группу населения предоставив и законодательно закрепив им права и обязанности.
Таким образом актуальность темы исследования обусловлена как фактическими данными статистики, так и социально-политическими факторами о бездомности в обществе.
Степень научной разработанности темы исследования.
Вопросом положения бездомных с социологической точки зрения занимались такие социологи, как Я. И. Глинский, В. С. Афанасьев, В. С. Соколов, в работах которых внимание уделено рассмотрению социальных характеристик бездомных, их пола, возраста и образования, а также параметров жизни и их места в социальной структуре общества.
С. А. Стивенсон и О. Б. Милушкиной было обращено внимание на изучение образа жизни и социальной организации бездомных, структурных причин бездомности, ролей и статусов бездомных внутри группы, их идентичности, юридических аспектов бездомности и некоторых особенностей личности бездомных, которые были выявлены и описаны в работах И.З. Карлинского.
Анализ литературных источников показывает явное недостаточное научное сопровождение разрабатываемой темы исследования, в том числе существенно и то, что социально-экономические условия в обществе изменились, что привело к реформированию законодательства, что обуславливает необходимость изучения имеющихся нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты.
Объектом исследования выступает государственная политика по социальной защите граждан без определенного места жительства.
Предмет исследования: процессы совершенствования государственной политики по социальной защите граждан без определенного места жительства в Российской Федерации на примере Санкт-Петербурга.
Теоретическая цель исследования: изучение и выявление содержания и основных направлений совершенствования государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Российской Федерации, включая социологический анализ действующего в этой области законодательства.
Прикладная цель исследования: разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию социальной политики по защите граждан без определенного места жительства.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в настоящее время действующее в России законодательство по социальной защите бездомных не в полной мере способствует проведению надлежащей региональной социальной политики в данной области.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и причины становления граждан бездомными;
2.Проанализировать действующее законодательство Санкт-Петербурга по социальной защите граждан без определенного места жительства;
3.Проанализировать особенности реализации государственной политики по социальной защите граждан без определенного места жительства на примере Санкт-Петербурга;
4.Сформулировать предложения по решение существующих проблем.
Общенаучными методами в исследовании выступили анализ, синтез, дедукция и индукция. Специальными социологическими методами стали теоретическое обоснование, анализ документов, вторичный анализ социологических данных.
При разработке программы эмпирического исследования использован метод социологического анализа документов.
Научная новизна работы заключается в авторской попытке выявления содержания и основных направлений совершенствования государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Российской Федерации, включая социологический анализ действующего в этой области законодательства.
Нормативно-правовая база исследования представлена на общероссийском уровне: Конституция РФ с ред. от 01.07.2020 г.; федеральными законами (ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и иными); постановлением правительства РФ №713 от 15.11.2022 г. «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учёта…».
На региональном уровне: законом Санкт-Петербурга «Социальный кодекс»; «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге»; «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга»; «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
Эмпирическая база исследования представлена результатами проведенного социологического анализа документов и вторичные социальные данные по вопросам государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования в качестве материалов для предложений по совершенствованию законодательства в социальной сфере в отношении лиц без определенного места жительства.
Результаты исследования были апробированы:
1. Публикацией статьи «Анализ политики государства по социальной защите граждан без определенного места жительства в РФ на примере Санкт-Петербурга» в сборнике «Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции XVI Ковалевские чтения 17-19 ноября 2022 года» .
Структура работы. Выпускная квалификационная состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Содержание работы. Во введении диссертации обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень научной разработанности проблемы бездомности, определены объект и предмет, цель и задачи, гипотеза исследования, выделяются научная новизна, раскрываются источники, методология, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
В первой главе вводятся термины, раскрывается понятие социальной политики. Перечисляется совокупность факторов влияющих на появление бездомных в обществе. Путем анализа вторичных данных проводиться оценка мнения населения по отношению к бездомным, а также приводятся причины, в соответствии с которыми бездомных необходимо выделить как отдельную группу населения и предоставить им меры социальной поддержки.
Во второй главе описываются направления социальной политики в отношении бездомных, которые закреплены законодательно. Сравнивается объем оказания помощи бездомным государством и некоммерческими организациями Санкт-Петербурга. Также приводится примеры опыта иностранных государств по проведению политики помощи бездомным.
Третий параграф второй главы является эмпирическим исследованием, включающим в себя программу исследования с установленными целями и задачами, основной гипотезой, а также выводами по его результатам, рекомендациями по указанным проблемам.
В заключении обобщены выводы исходя из целей и задач, установленных во введении, также включены рекомендации и выводы, к которым пришел автор, проведя эмпирическое исследование.
Проблема бездомности носит массовый характер, трудно решаема и является актуальной для современного российского общества ввиду того, что социальный феномен бездомности последние несколько лет имеет тенденцию к увеличению.
В России нет достоверных данных о том, сколько в стране бездомных людей. Власти с начала 2021 года планируют создать единый реестр лиц без определенного места жительства и начать оказывать им социальную и медицинскую помощь, но пока этим занимаются в первую очередь благотворительные организации.
На волне пандемии увеличилось число граждан без определенного места жительства, как латентных (не имеющих регистрации по месту пребывания), так и фактических, не имеющих определенного места жительства, в следствии сокращения рабочих мест, финансовой нестабильности и потере жилья.
Согласно данным Левада-Центра приняли участие в переписи населения около 52% опрошенных респондентов, 42% россиян сообщили, что не принимали участия. Стоит отметить, что перепись населения учитывает только тех, кто добровольно согласился принять в ней участие, однако, сколько тех, кого сотрудники в силу ряда причин не внесли в перепись неизвестно.
Ввиду того, что данные Росстата на этот счёт не точны, поскольку в опубликованном первом томе результатов переписи населения 2020-2021 года категория «лица, без определенного места жительства отсутствует», а последний их учёт проводился в переписи 2010 года – 64 077 тыс. чел., то следует обратиться к данным некоммерческих организаций занимающихся благотворительностью, поскольку они непосредственно работают с этой группой населения.
Так по данным благотворительной организации «Ночлежка» количество бездомных колеблется 50человек до максимального количества 70 тысяч человек, и это только в среднем по городу Санкт-Петербург.
Данные Комитета за 2021 год указывают, что в Центр учёта обратилось 3 352 бездомных, что в сравнении с деятельностью благотворительных организаций, говорит о том, что лишь малому количеству бездомных была оказана социальная помощь.
Власти, опираясь на официальную статистику, до настоящего момента не считают проблему бездомных достаточно острой, чтобы создавать и активно развивать государственные учреждения помощи, переложив заботу о них на волонтёров и благотворительные организации, создавая риск увеличения данной категории, отсутствие надлежащего правового регулирования в данной сфере только усугубляет проблему бездомности. Государству необходимо признать и выделить бездомных в отдельную группу населения предоставив и законодательно закрепив им права и обязанности.
Таким образом актуальность темы исследования обусловлена как фактическими данными статистики, так и социально-политическими факторами о бездомности в обществе.
Степень научной разработанности темы исследования.
Вопросом положения бездомных с социологической точки зрения занимались такие социологи, как Я. И. Глинский, В. С. Афанасьев, В. С. Соколов, в работах которых внимание уделено рассмотрению социальных характеристик бездомных, их пола, возраста и образования, а также параметров жизни и их места в социальной структуре общества.
С. А. Стивенсон и О. Б. Милушкиной было обращено внимание на изучение образа жизни и социальной организации бездомных, структурных причин бездомности, ролей и статусов бездомных внутри группы, их идентичности, юридических аспектов бездомности и некоторых особенностей личности бездомных, которые были выявлены и описаны в работах И.З. Карлинского.
Анализ литературных источников показывает явное недостаточное научное сопровождение разрабатываемой темы исследования, в том числе существенно и то, что социально-экономические условия в обществе изменились, что привело к реформированию законодательства, что обуславливает необходимость изучения имеющихся нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты.
Объектом исследования выступает государственная политика по социальной защите граждан без определенного места жительства.
Предмет исследования: процессы совершенствования государственной политики по социальной защите граждан без определенного места жительства в Российской Федерации на примере Санкт-Петербурга.
Теоретическая цель исследования: изучение и выявление содержания и основных направлений совершенствования государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Российской Федерации, включая социологический анализ действующего в этой области законодательства.
Прикладная цель исследования: разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию социальной политики по защите граждан без определенного места жительства.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в настоящее время действующее в России законодательство по социальной защите бездомных не в полной мере способствует проведению надлежащей региональной социальной политики в данной области.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и причины становления граждан бездомными;
2.Проанализировать действующее законодательство Санкт-Петербурга по социальной защите граждан без определенного места жительства;
3.Проанализировать особенности реализации государственной политики по социальной защите граждан без определенного места жительства на примере Санкт-Петербурга;
4.Сформулировать предложения по решение существующих проблем.
Общенаучными методами в исследовании выступили анализ, синтез, дедукция и индукция. Специальными социологическими методами стали теоретическое обоснование, анализ документов, вторичный анализ социологических данных.
При разработке программы эмпирического исследования использован метод социологического анализа документов.
Научная новизна работы заключается в авторской попытке выявления содержания и основных направлений совершенствования государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Российской Федерации, включая социологический анализ действующего в этой области законодательства.
Нормативно-правовая база исследования представлена на общероссийском уровне: Конституция РФ с ред. от 01.07.2020 г.; федеральными законами (ФЗ-442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и иными); постановлением правительства РФ №713 от 15.11.2022 г. «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учёта…».
На региональном уровне: законом Санкт-Петербурга «Социальный кодекс»; «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге»; «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга»; «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
Эмпирическая база исследования представлена результатами проведенного социологического анализа документов и вторичные социальные данные по вопросам государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования в качестве материалов для предложений по совершенствованию законодательства в социальной сфере в отношении лиц без определенного места жительства.
Результаты исследования были апробированы:
1. Публикацией статьи «Анализ политики государства по социальной защите граждан без определенного места жительства в РФ на примере Санкт-Петербурга» в сборнике «Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции XVI Ковалевские чтения 17-19 ноября 2022 года» .
Структура работы. Выпускная квалификационная состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Содержание работы. Во введении диссертации обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень научной разработанности проблемы бездомности, определены объект и предмет, цель и задачи, гипотеза исследования, выделяются научная новизна, раскрываются источники, методология, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
В первой главе вводятся термины, раскрывается понятие социальной политики. Перечисляется совокупность факторов влияющих на появление бездомных в обществе. Путем анализа вторичных данных проводиться оценка мнения населения по отношению к бездомным, а также приводятся причины, в соответствии с которыми бездомных необходимо выделить как отдельную группу населения и предоставить им меры социальной поддержки.
Во второй главе описываются направления социальной политики в отношении бездомных, которые закреплены законодательно. Сравнивается объем оказания помощи бездомным государством и некоммерческими организациями Санкт-Петербурга. Также приводится примеры опыта иностранных государств по проведению политики помощи бездомным.
Третий параграф второй главы является эмпирическим исследованием, включающим в себя программу исследования с установленными целями и задачами, основной гипотезой, а также выводами по его результатам, рекомендациями по указанным проблемам.
В заключении обобщены выводы исходя из целей и задач, установленных во введении, также включены рекомендации и выводы, к которым пришел автор, проведя эмпирическое исследование.
На основе проведенного в настоящей работе анализа проблем совершенствование государственной политики социальной защиты граждан без определенного места жительства в Российской Федерации были освещены причины и факторы появления лиц без определенного места жительства в российском обществе, представлены имеющиеся в литературе и законодательстве определения понятия бездомный, а также перечислены основные направления социальной защиты, которые предоставляются бездомным государственными и негосударственными организациями. Также в работе были проанализированы вторичные эмпирические данные, как российских, так и зарубежных организаций, связанные с проблемой бездомности и её распространением. Последние демонстрируют тенденции схожих показателей бездомности в других странах, в частности на основе аналогии причин воспроизводства данной категории граждан.
В контексте современной социальной политики, проводимой с 1997 года на всероссийском уровне, а с 2012 года в Санкт-Петербург предпринимаются попытки сократить показатели бездомности, что, безусловно, соответствует нуждам общества и подтверждается сложившейся в нем ситуации. В условиях современной рыночной экономики и экономической ситуации в целом, бездомных с каждым годом становится все больше: распространение коронавирусной инфекции в 2019 году, финансовый кризис 2022 года лишь усугубили имеющиеся в обществе проблемы. Тем не менее, социальная политика по защите бездомных проводится на локальном уровне, в частности на примере города Санкт-Петербурга, где местным законодательством закреплены права лиц без определённого места жительства, виды оказания им помощи, а также разрабатываются проекты по профилактике бездомности среди населения .
Авторское эмпирическое исследование, проведенное в рамках данной выпускной квалификационной работы, частично подтвердило гипотезу о том, что в настоящее время действующее в России законодательство по социальной защите бездомных не в полной мере способствует проведению надлежащей региональной социальной политики в данной области. Вместе с тем оно помогло выявить характерные недостатки имеющегося законодательства по социальной защите граждан без определённого места жительства.
1. Социальное явление бездомности не ограничивается юридическими или бытовыми признаками отсутствия права проживания в определенном приемлемом с санитарно-технической точки зрения жилище и (или) регистрации по месту жительства (проживанию). Бездомность определяется, прежде всего, массовым вытеснением индивидов из сферы владения или пользования жилым помещением, что систематически лишает их доступа к гарантированным в данном обществе возможностям участия в общественной, экономической, культурной и политической жизни. Таким образом, сокращается социальное пространство субъекта в положении бездомности, резко ограничиваются возможности его самореализации, удовлетворения и развития потребностей, возрастают социальные издержки в связи с преодолением вопиющих последствий проблемы бездомности.
2. Внедрение опыта других стран в обеспечении жильем и работой бездомных является огромным шагом на пути к ресоциализации этой категории людей в России. Данный подход, который предполагает обеспечение бездомных постоянным местом жительства и работой, вероятно, может быть эффективен в наших реалиях. В России большинство бездомных не имеют регистрации по месту жительства, что затрудняет обеспечение их стабильной работы. Кроме того, отсутствие соответствующей нормативной базы для социальной реабилитации бездомных препятствует государственным учреждениям в оказании этой категории людей необходимой поддержки.
3. Из проведенного исследования системы оказания помощи бездомным, анализа опыта деятельности организаций и изучения нормативно-правовых актов следует, что эффективная система предотвращения бездомности в России находиться в процессе становления.
Круг бездомных, которым оказывается реальная помощь, ограничен, а объем помощи остается незначительным. Факторы, приводящие к бездомности, не полной мере учитываются в текущей системе помощи, из-за чего многие бездомные не могут получить поддержку Опыт работы благотворительных организаций, оказывающих помощь бездомным, показывает, что они ограничены в своих возможностях и не могут решить проблему бездомности полностью, даже при наличии финансирования от правительства для реализации программ совместно с неправительственными организациями.
Сотрудничество между государством и благотворительными организациями в России развивается недостаточно быстро и активно, а в основном ограничивается выделением грантов и дотаций. Следовательно, необходимо разработать и принять нормативные акты и программы на государственном уровне для помощи бездомным и развить взаимовыгодное сотрудничество между государством и благотворительными организациями.
4. Недостаточная развитость межведомственного взаимодействия государственных органов не позволяет комплексно оказать помощь в ресоциализации лиц без определенного места жительства. Необходим единый законодательный акт, содержащий положения о правовом статусе лица без определенного места жительства, с непосредственным указанием государственных органов и их полномочий способных оказать нормативно установленную социальную помощь бездомному, а также способствовать его дальнейшей ресоциализации.
5. При отсутствии достоверной статистики о параметрах бездомности в субъекте Российской Федерации невозможно точно рассчитать потребности в учреждениях временного прибывания, однако это не должно являться причиной для отказа от принятия норм, по увеличению строительства фонда временного пребывания для бездомных, а наоборот должно являться основанием для их пересмотра и уточнения по мере получения статистических данных (в том числе, и прежде всего за счет социального учета).
Следует также отметить, что положение бездомных зависит не только от наличия (отсутствия) специализированных учреждений, но и от состояния и доступности учреждений, предназначенных для общего пользования. Этот вопрос также должен быть проработан на предмет достаточности, состояния и доступности для бездомных.
6. Отношение общества к бездомным.
Негативное отношение общества к бездомным в значительной степени основано на стереотипах, фобиях, механизмах психологической самозащиты и постоянно усиливается использованием с научной точки зрения некорректным, освещением к бездомности в СМИ. В последних употребляется устоявшаяся и имеющая негативную окраску аббревиатуры «БОМЖ».
Согласно анализу исследований, большинство граждан не смотря на сложившиеся в обществе стереотипы в отношении бездомных, стараются им помочь, большинство охотнее бы помогло, если бы знало нахождение благотворительных организаций и пунктов помощи бездомным. В связи с этим через СМИ необходимо проинформировать о нахождении благотворительных организации, пунктов помощи бездомным, представить перечень необходимой помощи для данный организаций, чтобы в последствии они могли распределить ее между нуждающимися.
Таким образом можно заключить, что проведение социальной политики в отношении бездомных должно проводиться комплексно в разных направления (занятость, здравоохранение, жилье и т.д.), а также при межведомственном сотрудничестве органов власти с целью обеспечить комплексную помощь бездомному, способствовать его ресоциализации и таким образом сократить бездомность в городе.
В контексте современной социальной политики, проводимой с 1997 года на всероссийском уровне, а с 2012 года в Санкт-Петербург предпринимаются попытки сократить показатели бездомности, что, безусловно, соответствует нуждам общества и подтверждается сложившейся в нем ситуации. В условиях современной рыночной экономики и экономической ситуации в целом, бездомных с каждым годом становится все больше: распространение коронавирусной инфекции в 2019 году, финансовый кризис 2022 года лишь усугубили имеющиеся в обществе проблемы. Тем не менее, социальная политика по защите бездомных проводится на локальном уровне, в частности на примере города Санкт-Петербурга, где местным законодательством закреплены права лиц без определённого места жительства, виды оказания им помощи, а также разрабатываются проекты по профилактике бездомности среди населения .
Авторское эмпирическое исследование, проведенное в рамках данной выпускной квалификационной работы, частично подтвердило гипотезу о том, что в настоящее время действующее в России законодательство по социальной защите бездомных не в полной мере способствует проведению надлежащей региональной социальной политики в данной области. Вместе с тем оно помогло выявить характерные недостатки имеющегося законодательства по социальной защите граждан без определённого места жительства.
1. Социальное явление бездомности не ограничивается юридическими или бытовыми признаками отсутствия права проживания в определенном приемлемом с санитарно-технической точки зрения жилище и (или) регистрации по месту жительства (проживанию). Бездомность определяется, прежде всего, массовым вытеснением индивидов из сферы владения или пользования жилым помещением, что систематически лишает их доступа к гарантированным в данном обществе возможностям участия в общественной, экономической, культурной и политической жизни. Таким образом, сокращается социальное пространство субъекта в положении бездомности, резко ограничиваются возможности его самореализации, удовлетворения и развития потребностей, возрастают социальные издержки в связи с преодолением вопиющих последствий проблемы бездомности.
2. Внедрение опыта других стран в обеспечении жильем и работой бездомных является огромным шагом на пути к ресоциализации этой категории людей в России. Данный подход, который предполагает обеспечение бездомных постоянным местом жительства и работой, вероятно, может быть эффективен в наших реалиях. В России большинство бездомных не имеют регистрации по месту жительства, что затрудняет обеспечение их стабильной работы. Кроме того, отсутствие соответствующей нормативной базы для социальной реабилитации бездомных препятствует государственным учреждениям в оказании этой категории людей необходимой поддержки.
3. Из проведенного исследования системы оказания помощи бездомным, анализа опыта деятельности организаций и изучения нормативно-правовых актов следует, что эффективная система предотвращения бездомности в России находиться в процессе становления.
Круг бездомных, которым оказывается реальная помощь, ограничен, а объем помощи остается незначительным. Факторы, приводящие к бездомности, не полной мере учитываются в текущей системе помощи, из-за чего многие бездомные не могут получить поддержку Опыт работы благотворительных организаций, оказывающих помощь бездомным, показывает, что они ограничены в своих возможностях и не могут решить проблему бездомности полностью, даже при наличии финансирования от правительства для реализации программ совместно с неправительственными организациями.
Сотрудничество между государством и благотворительными организациями в России развивается недостаточно быстро и активно, а в основном ограничивается выделением грантов и дотаций. Следовательно, необходимо разработать и принять нормативные акты и программы на государственном уровне для помощи бездомным и развить взаимовыгодное сотрудничество между государством и благотворительными организациями.
4. Недостаточная развитость межведомственного взаимодействия государственных органов не позволяет комплексно оказать помощь в ресоциализации лиц без определенного места жительства. Необходим единый законодательный акт, содержащий положения о правовом статусе лица без определенного места жительства, с непосредственным указанием государственных органов и их полномочий способных оказать нормативно установленную социальную помощь бездомному, а также способствовать его дальнейшей ресоциализации.
5. При отсутствии достоверной статистики о параметрах бездомности в субъекте Российской Федерации невозможно точно рассчитать потребности в учреждениях временного прибывания, однако это не должно являться причиной для отказа от принятия норм, по увеличению строительства фонда временного пребывания для бездомных, а наоборот должно являться основанием для их пересмотра и уточнения по мере получения статистических данных (в том числе, и прежде всего за счет социального учета).
Следует также отметить, что положение бездомных зависит не только от наличия (отсутствия) специализированных учреждений, но и от состояния и доступности учреждений, предназначенных для общего пользования. Этот вопрос также должен быть проработан на предмет достаточности, состояния и доступности для бездомных.
6. Отношение общества к бездомным.
Негативное отношение общества к бездомным в значительной степени основано на стереотипах, фобиях, механизмах психологической самозащиты и постоянно усиливается использованием с научной точки зрения некорректным, освещением к бездомности в СМИ. В последних употребляется устоявшаяся и имеющая негативную окраску аббревиатуры «БОМЖ».
Согласно анализу исследований, большинство граждан не смотря на сложившиеся в обществе стереотипы в отношении бездомных, стараются им помочь, большинство охотнее бы помогло, если бы знало нахождение благотворительных организаций и пунктов помощи бездомным. В связи с этим через СМИ необходимо проинформировать о нахождении благотворительных организации, пунктов помощи бездомным, представить перечень необходимой помощи для данный организаций, чтобы в последствии они могли распределить ее между нуждающимися.
Таким образом можно заключить, что проведение социальной политики в отношении бездомных должно проводиться комплексно в разных направления (занятость, здравоохранение, жилье и т.д.), а также при межведомственном сотрудничестве органов власти с целью обеспечить комплексную помощь бездомному, способствовать его ресоциализации и таким образом сократить бездомность в городе.
Подобные работы
- КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Совершенствование системы управления социальными услугами
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В РЕГИОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В
СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: правовые проблемы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



