Журналист в современной зарубежной поп-культуре: трансформация образа
|
Введение
Глава 1. Современная поп-культура …………………...………….....7
1.1. Современная поп-культура: условия и этапы развития……......7
1.2. Понятие образа и критерии сравнительного анализа образа журналиста в современной поп-культуре
Глава 2. Журналист как субъект поп-культуры..……………………67
2.1. Образ журналиста в массовой литературе…………....................67
2.2. Образ журналиста в коммерческом кино…………….….……..106
2.3. Образ журналиста в телесериалах…
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава 1. Современная поп-культура …………………...………….....7
1.1. Современная поп-культура: условия и этапы развития……......7
1.2. Понятие образа и критерии сравнительного анализа образа журналиста в современной поп-культуре
Глава 2. Журналист как субъект поп-культуры..……………………67
2.1. Образ журналиста в массовой литературе…………....................67
2.2. Образ журналиста в коммерческом кино…………….….……..106
2.3. Образ журналиста в телесериалах…
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность. Исследование образа журналиста в современной зарубежной популярной культуре – это уникальный способ оценить отношение общественности к работникам СМИ. Профессия журналиста в какой-то мере парадоксальна: с одной стороны, это публичная профессия, а с другой – она является одной из самых закрытых. Люди редко посещают редакции, у них нет возможности применить метод включенного наблюдения и побыть один день в роли репортера. Поэтому образ журналиста в массовом сознании складывается благодаря популярной культуре.
Для зрителей или читателей не имеет значения, вымышленный это персонаж или прототип реально существующего журналиста – определенный образ журналиста все равно формируется в сознании за счет фильмов, книг или сериалов. Чаще всего именно интересные герои, захватывающий сюжет затмевают менее яркие и гротескные прототипы. Не имеет значения, насколько истинны или ложны представления о журналистах, важно то, что они существуют в массовом сознании и подкрепляются «продуктами» современной поп-культуры.
Взаимодействие художественного образа и массового сознания – один из важных вопросов, который волнует антропологов, культурологов, и медиа-исследователей. Журналисты могут стать героями собственно «журналистских» фильмов или книг, но также они появляются и в произведениях о знаменитостях, политиках, полицейских. Аудитория может быть далека от журналистики, может не интересоваться работой СМИ, но так или иначе встречает журналистов в кино или романах, а значит, определенным образом воспринимает эту профессию и её конкретных представителей. Кроме того, следует отметить, что поп-культура, демонстрирующая образ журналиста, нередко оказывает определенное влияние на тех, кто выбирает данную профессию.
Американский исследователь и преподаватель журналистики Джо Зальцман создал и регулярно обновляет базу данных, где уже сейчас можно найти фильмы, сериалы, книги и комиксы, в которых встречается образ журналиста. Зальцман полагает, что именно популярная культура, а не собственно работа СМИ, влияет на формирование определенных представлений о журналистах в массовом сознании.
Нами было проведено два опроса: один среди студентов, обучающихся по направлению «журналистика», другой среди так называемой массовой аудитории, то есть людей, никаких не связанных с данной профессией. Целью опроса было составить собирательный образ журналиста, который преобладает в подсознании респондентов.
Один из наших вопросов касался того, повлияли ли образы журналистов, тиражируемые поп-культурой, на их выбор профессии, и большинство респондентов дало утвердительный ответ. Также мы задали вопрос, что повлияло больше всего, по их мнению, на образ журналиста, который существует в их подсознании: фильмы, сериалы, художественные романы или наблюдения за работой реальных журналистов. Среди респондентов обеих групп преобладал ответ – фильмы. В том числе, и среди студентов-журналистов, которые уже имеют опыт практики и работы в СМИ .
Данные опросы подтверждают актуальность настоящего исследования.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней выявлены основные критерии для сравнения трансформации образа журналистов в современной зарубежной поп-культуре, что позволяет проследить эту трансформацию и выявить сходства и различия. Результаты исследования помогут не только рассмотреть отдельные образы журналистов, но и проследить причины и характер изменений.
Объектом исследования является образ журналиста в современной зарубежной популярной культуре.
Предмет – трансформация образа журналиста в зарубежной поп-культуре.
Цель работы – составить характеристику образов журналистов, представленных в современной зарубежной поп-культуре, а также проследить их трансформацию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и генезис образа в поп-культуре;
2. выделить этапы развития образа журналиста в зарубежной поп-культуре;
3. выявить критерии анализа образов журналистов;
4. проанализировать образы журналистов в фильмах, романах и телесериалах;
5. сравнить полученные результаты.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (описание, анализ, синтез, аналогия) и методы контент-анализа фильмов, книг и сериалов, а также сравнительного анализа образов журналистов.
Теоретическая база. В ходе работы нами был использован широкий круг источников, в которых была представлена информация, во-первых, об этапах развития массовой и популярной культуры, во-вторых, о генезисе и понятии образа, отличие медийного образа и художественного образа. Также мы использовали источники, описывающие историю образа журналиста в популярной культуре, а также психологию идентичности в журналистской профессии для того, чтобы выявить критерии анализа образов.
Для изучения истории образа журналиста в массовом сознании нами была использована работа Дж. Зальцмана «Анализ образа журналиста в массовой культуре». Для изучения этапов и условий развития популярной и массовой культуры нами были взяты труды Хосе Ортега-и-Гассета, Карла Ясперса, Жана Бодрийяра, Маршалла Маклюэна, Элвина Тоффлера, Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Е.В. Карамзиной. О генезисе и понятии образа мы использовали теоретическую основу из работы Юлии Белоусовой «Генезис образа и его функционирование в медиапространстве».
Для выявления критериев анализа образа журналиста нам помогла работа А.М. Сосновской «Журналист: Личность и профессионал (психология идентичности)».
Эмпирическая база исследования включает в себя фильмы второй половины XX - начала XXI века: «Туз в рукаве» (1951, Билли Уайлдер), «Сладкая жизнь» (1960, Федерико Феллини), «Вся президентская рать» (1976, Алан Пакула), «Сальвадор» (1985, Оливер Стоун), «Безумный город» (1997, Коста-Гаврас), «Стрингер» (2014, Дэн Гилрой), «В центре внимания» (2015, Томас Маккарти).
Художественные романы XX – начала XXI вв.: «Фиеста» Эрнеста Хемингуэя (1926), «Ромовый дневник» Хантера Томпсона (1960), «Спортивный журналист» Ричарда Форда (1986), «Вечерние новости» Артура Хейли (1990), «Дьявол носит Прада» Лорен Вайсбергер (2003), «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона (2004).
Сериалы начала XXI века: «Час» (2011-2012), «Служба новостей» (2012-2014), «Карточный домик» (2013).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Для зрителей или читателей не имеет значения, вымышленный это персонаж или прототип реально существующего журналиста – определенный образ журналиста все равно формируется в сознании за счет фильмов, книг или сериалов. Чаще всего именно интересные герои, захватывающий сюжет затмевают менее яркие и гротескные прототипы. Не имеет значения, насколько истинны или ложны представления о журналистах, важно то, что они существуют в массовом сознании и подкрепляются «продуктами» современной поп-культуры.
Взаимодействие художественного образа и массового сознания – один из важных вопросов, который волнует антропологов, культурологов, и медиа-исследователей. Журналисты могут стать героями собственно «журналистских» фильмов или книг, но также они появляются и в произведениях о знаменитостях, политиках, полицейских. Аудитория может быть далека от журналистики, может не интересоваться работой СМИ, но так или иначе встречает журналистов в кино или романах, а значит, определенным образом воспринимает эту профессию и её конкретных представителей. Кроме того, следует отметить, что поп-культура, демонстрирующая образ журналиста, нередко оказывает определенное влияние на тех, кто выбирает данную профессию.
Американский исследователь и преподаватель журналистики Джо Зальцман создал и регулярно обновляет базу данных, где уже сейчас можно найти фильмы, сериалы, книги и комиксы, в которых встречается образ журналиста. Зальцман полагает, что именно популярная культура, а не собственно работа СМИ, влияет на формирование определенных представлений о журналистах в массовом сознании.
Нами было проведено два опроса: один среди студентов, обучающихся по направлению «журналистика», другой среди так называемой массовой аудитории, то есть людей, никаких не связанных с данной профессией. Целью опроса было составить собирательный образ журналиста, который преобладает в подсознании респондентов.
Один из наших вопросов касался того, повлияли ли образы журналистов, тиражируемые поп-культурой, на их выбор профессии, и большинство респондентов дало утвердительный ответ. Также мы задали вопрос, что повлияло больше всего, по их мнению, на образ журналиста, который существует в их подсознании: фильмы, сериалы, художественные романы или наблюдения за работой реальных журналистов. Среди респондентов обеих групп преобладал ответ – фильмы. В том числе, и среди студентов-журналистов, которые уже имеют опыт практики и работы в СМИ .
Данные опросы подтверждают актуальность настоящего исследования.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней выявлены основные критерии для сравнения трансформации образа журналистов в современной зарубежной поп-культуре, что позволяет проследить эту трансформацию и выявить сходства и различия. Результаты исследования помогут не только рассмотреть отдельные образы журналистов, но и проследить причины и характер изменений.
Объектом исследования является образ журналиста в современной зарубежной популярной культуре.
Предмет – трансформация образа журналиста в зарубежной поп-культуре.
Цель работы – составить характеристику образов журналистов, представленных в современной зарубежной поп-культуре, а также проследить их трансформацию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и генезис образа в поп-культуре;
2. выделить этапы развития образа журналиста в зарубежной поп-культуре;
3. выявить критерии анализа образов журналистов;
4. проанализировать образы журналистов в фильмах, романах и телесериалах;
5. сравнить полученные результаты.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (описание, анализ, синтез, аналогия) и методы контент-анализа фильмов, книг и сериалов, а также сравнительного анализа образов журналистов.
Теоретическая база. В ходе работы нами был использован широкий круг источников, в которых была представлена информация, во-первых, об этапах развития массовой и популярной культуры, во-вторых, о генезисе и понятии образа, отличие медийного образа и художественного образа. Также мы использовали источники, описывающие историю образа журналиста в популярной культуре, а также психологию идентичности в журналистской профессии для того, чтобы выявить критерии анализа образов.
Для изучения истории образа журналиста в массовом сознании нами была использована работа Дж. Зальцмана «Анализ образа журналиста в массовой культуре». Для изучения этапов и условий развития популярной и массовой культуры нами были взяты труды Хосе Ортега-и-Гассета, Карла Ясперса, Жана Бодрийяра, Маршалла Маклюэна, Элвина Тоффлера, Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Е.В. Карамзиной. О генезисе и понятии образа мы использовали теоретическую основу из работы Юлии Белоусовой «Генезис образа и его функционирование в медиапространстве».
Для выявления критериев анализа образа журналиста нам помогла работа А.М. Сосновской «Журналист: Личность и профессионал (психология идентичности)».
Эмпирическая база исследования включает в себя фильмы второй половины XX - начала XXI века: «Туз в рукаве» (1951, Билли Уайлдер), «Сладкая жизнь» (1960, Федерико Феллини), «Вся президентская рать» (1976, Алан Пакула), «Сальвадор» (1985, Оливер Стоун), «Безумный город» (1997, Коста-Гаврас), «Стрингер» (2014, Дэн Гилрой), «В центре внимания» (2015, Томас Маккарти).
Художественные романы XX – начала XXI вв.: «Фиеста» Эрнеста Хемингуэя (1926), «Ромовый дневник» Хантера Томпсона (1960), «Спортивный журналист» Ричарда Форда (1986), «Вечерние новости» Артура Хейли (1990), «Дьявол носит Прада» Лорен Вайсбергер (2003), «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона (2004).
Сериалы начала XXI века: «Час» (2011-2012), «Служба новостей» (2012-2014), «Карточный домик» (2013).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Поп-культура оказывает сильное воздействие на массовое сознание людей. Кино, телевидение, литература подарили нам огромное количество образов журналистов. Популярная культура влияет на наше восприятие явлений, событий, людей и профессий, а также и создаваемые ей образы. Они способны поднимать престиж одних профессий, создавать вокруг них романтичную ауру, поддерживать благородные мифы, связанные с ней, или же, наоборот, развенчивать их и высвечивать недостатки представителей определенной профессии. Это особенно верно, когда аудитория имеет ограниченный опыт общения с представителями той или иной профессии, которые изображены в фильмах, сериалах или романах. Редко кто в своей повседневной жизни часто сталкивается с прессой. Таким образом, поп-культура фактически имеет монополию на образ СМИ среди общественности, а образы журналистов имеют больше власти на массовое сознание, чем реальные журналисты, которые нередко становятся прототипами персонажей.
Существует три варианта того, какую роль в сюжете играют образы журналистов: 1) журналисты являются ключевыми персонажами, а сама журналистика является основным фокусом; 2) герои работают журналистами, но их профессия мало отражена в сюжете; 3) герои-журналисты нужны лишь для развития сюжета. Нас интересовали фильмы, сериалы и романы, в которых журналисты и журналистика находятся в главном фокусе повествования.
В подобных сюжетах необходимо было классифицировать следующие черты: специфическая культура профессионального сообщества, его процессы и процедуры, дискурс, культурные представления и восприятия и так далее. А профессиональная среда должна быть стержнем сюжета.
Образ журналисты встречается не только в современной поп-культуре, но и в древнегреческих и древне римских драмах, которые создавали образы гонцов. Затем образы репортеров встречались на протяжении всей человеческий истории, особенно их любили английские и американские писатели. С приходом XX века, с появлением кинематографа режиссеры пытались показать профессию репортера с разных сторон. С одной стороны, журналисты в фильмах были показаны честными борцами за правду и справедливость, а с другой – лжецами, циниками, чужаками по отношению к собственной аудитории, которые считали, что их профессия дает им определенные привилегии и власть, чем надо пользоваться в соответствии с собственной выгодой. Благодаря такому двоякому изображению представителя прессы в кино, образ журналиста разделился на два противоположных – образ журналиста-героя и образ журналиста-злодея.
Поп-культура XX-начала XXI вв. создал огромное количество разных образов журналистов. Он обращался не только к переменам в обществе, но и в самой профессии, а также в настроениях народа, которому в определенный момент нужен был либо герой, либо «козел отпущения». Журналист мог выступать в роли того и другого, потому что именно через него можно показать все изменения в обществе, все стороны жизни, как экономические и политические, так и социальные. Несмотря на такое разнообразие в образах, все фильмы о журналистах и работе СМИ, построены по одной схеме. Образы журналистов, которые мы анализировали, имеют некоторые закономерности, а иначе говоря те стереотипы, повторения, о которых пишут исследователи массовой культуры. Именно поэтому многие образы журналистов в кинематографе, например, можно однозначно поделить на две группы – герои и злодеи. Их поступки очень часто схожи так же, как и их мотивация и методы работы, их внешний вид, их сюжетные линии. Это говорит о том, что образы не создаются заново, а собирают черты предшествующих образов, уже апробированных среди аудитории. Особенно это касается кинематографа, где выработаны свои традиции для создания образа журналиста, поэтому сюжеты про журналистов-злодеев похожи один на другой, как и сюжеты о журналистах-героях.
Кроме того, в кино можно встретить множество других образов, таких как «журналист-детектив», «журналист-мужчина с недостатками», «женщина-журналистка», «военный корреспондент», «критик» и так далее. Но все они подпадают под категории «злодеев» или «героев», поэтому эти две категории являются наиболее значимыми, так как они отображают ценности журналистской профессии, заключенные таких вещах, как отношение к профессии, методы работы, мотивация журналиста. В сериалах мы отметили эту же тенденцию.
Что касается художественной массовой литературы, то здесь иногда встречались образы, которые можно найти и в кинематографе. К тому же множество фильмов о журналистах являются экранизациями романов. Практически все выбранные нами произведения были адаптированы для кино. Поэтому для многих поп-культурных образов основой послужила именно художественная литература. Несмотря на то, что она оказывает меньше влияния на массовую аудиторию, чем, кинематограф, она все равно имеет огромное значение для исследования образа журналиста.
Эти образы тоже достаточно типичные и уже знакомые нам. Например, нами был отмечен образ храброго военного корреспондента, образ честолюбивого карьериста-ведущего программы новостей, образ журналиста-новичка и строго редактора. Но в литературе можно чаще встретить такого журналиста, который пошел в эту профессию только потому, что у него не удается быть писателем.
Но нашей целью было не только проанализировать данные образы, составить их характеристики, но и за счет найденных нами общих и различных черт рассмотреть трансформацию образа журналиста в поп-культуре.
Мы сравнили разные образы журналистов, представленных в современной зарубежной поп-культуре, по одинаковым критериям, которые помогли нам выявить общее и различное. Можно заметить, что персонажи-журналисты в кино менялись в зависимости от происходящих в мире событий, в зависимости от развивающихся тенденций в самой журналистике, от появления новых технологий, новых возможностей в профессии.
Они могли быть мужчинами и женщинами, газетчиками и телевизионщиками, газетчиками и фотографами, с образованием и без него, они могли освещать тему войны, политики и криминала. Но объединяли или, наоборот, разъединяли эти образы именно ценности, методы работы, мотивация, а также отношение к выбранной ими профессии. Именно это помогло нам объединить совершенно разные образы журналистов в две противоположные группы: журналисты-герои и журналисты-злодеи. Эти образы встречаются и в фильмах, и в сериалах, и в романах.
При всей существующей внешней трансформации образа благодаря этому делению мы нашли некую константу: журналист-герой все так же готов бороться за правду, отстаивать свое право на свободу слова, идти в тюрьму ради защиты своего источника или рисковать жизнью ради общественного интереса; журналист-злодей готов предавать, подставлять, манипулировать, провоцировать, шантажировать ради сенсации, ради тиража или рейтинга, ради собственной выгоды. Несмотря на происходящую динамику образа журналиста в американском кинематографе, идеалы журналистской профессии не меняются. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1. Из нашего исследования видно, что иностранный корреспондент или международный журналист представляют собой большой интерес для писателей. Режиссеры часто выбирают военных корреспондентов, а также журналистов-детективов. В сериалах доминируют работники телевидения, которые освещают важные политические, экономические и социальные новости.
2. Как правило, романы и сериалы представляют не один образ журналиста, а много самых разных образов. В романах доминирующим является один образ, а в сериалах два или три. Кинематограф начал идти по этому же пути, и в последних фильмах о журналистах мы видим не одиночку-журналиста, а команду, работающую сообща.
3. В произведениях о журналистах присутствует два главных конфликта: профессиональный и связанный с личной жизнью журналистов. Иногда сюжет закручивается именно из-за конфликта в личной жизни журналиста, а иногда в профессиональной. Бывает, что герою приходится делать выбор между профессией и семьей. Также, например, в сериалах очень распространен образ «редакционной семьи», когда личная жизнь тесно переплетена с работой.
4. Большое внимание уделяется социализации журналиста в своем профессиональном сообществе. Журналист демонстрирует опять же принципиально разные стратегии поведения со своими коллегами. Одни действуют по принципу «я в лодке, а вы в воде», то есть все его коллеги для него как конкуренты, которые собираются отобрать его историю. Так ведут себя чаще всего журналисты-злодеи. Другие ощущают себя частью одного объединяющего всех персонажей образа «редакционной семьи», то есть коллеги для него становятся друзьями или даже семьей. То есть журналисты всегда показаны в работе с коллегами, либо в команде с ними, либо в конфликте с кем-то из них. Это может быть конфликт журналист и журналист или журналист и редактор.
5. Имидж персонажей представлен двояко: с одной стороны, это презентабельный ведущий новостей в дорогом костюме или стильный редактор модного журнала в дорогой дизайнерской одежде, а с другой стороны, это военный корреспондент или международный журналист, который постоянно находится в эпицентре событий, который много пьет и мало спит.
6. Представленные образы журналистов в литературе очень сложные. Если в кинематографе можно составить классификации образов журналистов, объединив их по каким-то критериям, то в литературе это сделать сложнее, так как у персонажей мало схожих черт.
7. Постепенно появляются женские образы журналистов. Если сравнивать художественную литературу, кинематограф и телевидение, то именно сериалы представляют массовой аудитории наиболее сильные женские образы. Они часто являются доминирующими и имеют большое влияние на своих коллег-мужчин.
8. Трансформация образа журналиста чаще всего происходит в связи с происходящими изменениями в мире, а также с переменами, связанными с профессиональной сферой. Например, это объясняет резкий интерес поп-культуры к телевизионным журналистам или военным корреспондентам.
9. Нами была выявлена некоторая константа, на которую не влияли изменения в мире и в журналистике – профессиональные ценности и установки журналиста. Среди наших критериев выявить ценности персонажей журналистов нам помогли: его методы работы, его мотивация, его отношение к журналистской профессии, его миссия как журналиста. И как уже было сказано, эти критерии
10. Поп-культура поддерживает миф о саморегулировании прессы, когда именно коллега выводит на чистую воду коллегу-журналиста, раскрывая его аферу или правду, которую тот пытался скрыть. Или же журналист-злодей сам раскрывают правду, когда понимает, что был неправ.
11. Для журналистов-злодеев важнее всего личная выгода, а журналисты-герои верят в то, что общественный интерес – на первом месте. Для журналистов-героев важнее всего то, какие последствия для общества последуют за публикацией их материала. В то время как для журналистов-злодеев важнее всего их личность и то, как публикация повлияет на них самих.
12. Героями, как правило, в поп-культуре выступают военные корреспонденты и журналисты-детективы, которые рискуют жизнью ради правды. Злодеями часто показаны фотографы, папарацци, которые лезут в частную жизнь людей.
13. Журналисты-злодеи ставят под сомнение основные принципы журналистики – объективность, правдивость, честность, беспристрастность. Они не следуют этим принципам в своей работе, поэтому часто используют нечестные, даже не журналистские методы работы. Журналисты-герои, наоборот, показывают силу воли и духа, которая помогает им отстаивать в своей работе эти принципы. Они следуют им и вдохновляют других журналистов своим примером, своей борьбой за право журналистов работать независимо, честно, объективно, свободно, ответственно ради справедливости, ради общественного интереса, даже если он затрагивает интересы властей.
14. Фильмы о журналистах-героях поднимают тему о благородстве профессии журналиста, о ее важном месте в функционировании демократии и в американском обществе. Фильмы о журналистах-злодеях поднимают тему злоупотребления журналистами своей власти, свободой слова, доверием своей аудитории, когда они в погоне за сенсациями и славой пренебрегают основными принципами журналистики.
15. Журналисты-герои чаще всего участвуют в битве с силами власти, когда пресса выступает за свободу слова и право сохранять конфиденциальность своих источников, а правительство за национальную безопасность. Журналистам-героям приходится доказывать, что общественный интерес важнее национальной безопасности.
16. Журналисты-злодеи чаще всего гоняются за сенсациями, но в связи с отсутствием таких интересных громких сенсаций как Уотергейт, им приходится самим выдумывать такие истории.
17. Журналисты-злодеи часто злоупотребляют своим положением, используя журналистику для управления общественным мнением ради собственной выгоды. Они злоупотребляют доверием аудитории, потворствуя ее потребностям в скандалах, сплетнях и насилии. Они монополизируют информацию или даже целое событие. Они лезут в чужую жизнь, занимаются коррупцией, шантажом и фальсификацией. Они манипулируют фактами, вольно обращаются с ними, заменяя их иногда догадками или выдумками.
18. Журналисты-герои используют свои возможности только на благо общества, на борьбу с несправедливостью, на поиски правды и помощь людям. Они никогда не злоупотребляют своим положением и властью, которую им дает их профессия. Они упорны, честны, храбры, умны, изобретательны, вежливы, понимающие. Они заботятся о своих источниках информации и своей аудитории, так как знают, что несут определенную ответственность за них. Они всегда очень внимательны, наблюдательны и осторожны с выводами и всегда оперируют фактами.
Образ журналиста в массовой литературе представлен самым разным – от международного и спортивного журналиста до начинающего работника глянцевой индустрии и экономического обозревателя, который готов пойти на много для того, чтобы мошенники были наказаны. Образ журналиста в кино прошел большой путь от амбициозного газетчика и злоупотребляющего своей профессией телерепортера до храброго военного корреспондента и жаждущих справедливости журналистов из отдела расследований. Образ журналиста в сериалах стремился показать команду идеалистов-телевизионщиков, которые любой ценой хотят обойти цензуру и власть рейтингов для того, чтобы открыть обществу правду.
Тема требует дальнейшего изучения, поскольку фильмы о журналистах не теряют актуальности, а кинематографисты и писатели – интереса к персонажам-журналистам. В информационную эпоху работник СМИ становится героем времени, поэтому, образ журналиста все так же будет оставаться частью поп-культуры. В сериалах мы уже можем наблюдать появление персонажей-представителей новых медиа. Поэтому, возможно, трансформация образа журналиста свернет туда же, куда указывают последние и тенденции в медиасфере.
Существует три варианта того, какую роль в сюжете играют образы журналистов: 1) журналисты являются ключевыми персонажами, а сама журналистика является основным фокусом; 2) герои работают журналистами, но их профессия мало отражена в сюжете; 3) герои-журналисты нужны лишь для развития сюжета. Нас интересовали фильмы, сериалы и романы, в которых журналисты и журналистика находятся в главном фокусе повествования.
В подобных сюжетах необходимо было классифицировать следующие черты: специфическая культура профессионального сообщества, его процессы и процедуры, дискурс, культурные представления и восприятия и так далее. А профессиональная среда должна быть стержнем сюжета.
Образ журналисты встречается не только в современной поп-культуре, но и в древнегреческих и древне римских драмах, которые создавали образы гонцов. Затем образы репортеров встречались на протяжении всей человеческий истории, особенно их любили английские и американские писатели. С приходом XX века, с появлением кинематографа режиссеры пытались показать профессию репортера с разных сторон. С одной стороны, журналисты в фильмах были показаны честными борцами за правду и справедливость, а с другой – лжецами, циниками, чужаками по отношению к собственной аудитории, которые считали, что их профессия дает им определенные привилегии и власть, чем надо пользоваться в соответствии с собственной выгодой. Благодаря такому двоякому изображению представителя прессы в кино, образ журналиста разделился на два противоположных – образ журналиста-героя и образ журналиста-злодея.
Поп-культура XX-начала XXI вв. создал огромное количество разных образов журналистов. Он обращался не только к переменам в обществе, но и в самой профессии, а также в настроениях народа, которому в определенный момент нужен был либо герой, либо «козел отпущения». Журналист мог выступать в роли того и другого, потому что именно через него можно показать все изменения в обществе, все стороны жизни, как экономические и политические, так и социальные. Несмотря на такое разнообразие в образах, все фильмы о журналистах и работе СМИ, построены по одной схеме. Образы журналистов, которые мы анализировали, имеют некоторые закономерности, а иначе говоря те стереотипы, повторения, о которых пишут исследователи массовой культуры. Именно поэтому многие образы журналистов в кинематографе, например, можно однозначно поделить на две группы – герои и злодеи. Их поступки очень часто схожи так же, как и их мотивация и методы работы, их внешний вид, их сюжетные линии. Это говорит о том, что образы не создаются заново, а собирают черты предшествующих образов, уже апробированных среди аудитории. Особенно это касается кинематографа, где выработаны свои традиции для создания образа журналиста, поэтому сюжеты про журналистов-злодеев похожи один на другой, как и сюжеты о журналистах-героях.
Кроме того, в кино можно встретить множество других образов, таких как «журналист-детектив», «журналист-мужчина с недостатками», «женщина-журналистка», «военный корреспондент», «критик» и так далее. Но все они подпадают под категории «злодеев» или «героев», поэтому эти две категории являются наиболее значимыми, так как они отображают ценности журналистской профессии, заключенные таких вещах, как отношение к профессии, методы работы, мотивация журналиста. В сериалах мы отметили эту же тенденцию.
Что касается художественной массовой литературы, то здесь иногда встречались образы, которые можно найти и в кинематографе. К тому же множество фильмов о журналистах являются экранизациями романов. Практически все выбранные нами произведения были адаптированы для кино. Поэтому для многих поп-культурных образов основой послужила именно художественная литература. Несмотря на то, что она оказывает меньше влияния на массовую аудиторию, чем, кинематограф, она все равно имеет огромное значение для исследования образа журналиста.
Эти образы тоже достаточно типичные и уже знакомые нам. Например, нами был отмечен образ храброго военного корреспондента, образ честолюбивого карьериста-ведущего программы новостей, образ журналиста-новичка и строго редактора. Но в литературе можно чаще встретить такого журналиста, который пошел в эту профессию только потому, что у него не удается быть писателем.
Но нашей целью было не только проанализировать данные образы, составить их характеристики, но и за счет найденных нами общих и различных черт рассмотреть трансформацию образа журналиста в поп-культуре.
Мы сравнили разные образы журналистов, представленных в современной зарубежной поп-культуре, по одинаковым критериям, которые помогли нам выявить общее и различное. Можно заметить, что персонажи-журналисты в кино менялись в зависимости от происходящих в мире событий, в зависимости от развивающихся тенденций в самой журналистике, от появления новых технологий, новых возможностей в профессии.
Они могли быть мужчинами и женщинами, газетчиками и телевизионщиками, газетчиками и фотографами, с образованием и без него, они могли освещать тему войны, политики и криминала. Но объединяли или, наоборот, разъединяли эти образы именно ценности, методы работы, мотивация, а также отношение к выбранной ими профессии. Именно это помогло нам объединить совершенно разные образы журналистов в две противоположные группы: журналисты-герои и журналисты-злодеи. Эти образы встречаются и в фильмах, и в сериалах, и в романах.
При всей существующей внешней трансформации образа благодаря этому делению мы нашли некую константу: журналист-герой все так же готов бороться за правду, отстаивать свое право на свободу слова, идти в тюрьму ради защиты своего источника или рисковать жизнью ради общественного интереса; журналист-злодей готов предавать, подставлять, манипулировать, провоцировать, шантажировать ради сенсации, ради тиража или рейтинга, ради собственной выгоды. Несмотря на происходящую динамику образа журналиста в американском кинематографе, идеалы журналистской профессии не меняются. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1. Из нашего исследования видно, что иностранный корреспондент или международный журналист представляют собой большой интерес для писателей. Режиссеры часто выбирают военных корреспондентов, а также журналистов-детективов. В сериалах доминируют работники телевидения, которые освещают важные политические, экономические и социальные новости.
2. Как правило, романы и сериалы представляют не один образ журналиста, а много самых разных образов. В романах доминирующим является один образ, а в сериалах два или три. Кинематограф начал идти по этому же пути, и в последних фильмах о журналистах мы видим не одиночку-журналиста, а команду, работающую сообща.
3. В произведениях о журналистах присутствует два главных конфликта: профессиональный и связанный с личной жизнью журналистов. Иногда сюжет закручивается именно из-за конфликта в личной жизни журналиста, а иногда в профессиональной. Бывает, что герою приходится делать выбор между профессией и семьей. Также, например, в сериалах очень распространен образ «редакционной семьи», когда личная жизнь тесно переплетена с работой.
4. Большое внимание уделяется социализации журналиста в своем профессиональном сообществе. Журналист демонстрирует опять же принципиально разные стратегии поведения со своими коллегами. Одни действуют по принципу «я в лодке, а вы в воде», то есть все его коллеги для него как конкуренты, которые собираются отобрать его историю. Так ведут себя чаще всего журналисты-злодеи. Другие ощущают себя частью одного объединяющего всех персонажей образа «редакционной семьи», то есть коллеги для него становятся друзьями или даже семьей. То есть журналисты всегда показаны в работе с коллегами, либо в команде с ними, либо в конфликте с кем-то из них. Это может быть конфликт журналист и журналист или журналист и редактор.
5. Имидж персонажей представлен двояко: с одной стороны, это презентабельный ведущий новостей в дорогом костюме или стильный редактор модного журнала в дорогой дизайнерской одежде, а с другой стороны, это военный корреспондент или международный журналист, который постоянно находится в эпицентре событий, который много пьет и мало спит.
6. Представленные образы журналистов в литературе очень сложные. Если в кинематографе можно составить классификации образов журналистов, объединив их по каким-то критериям, то в литературе это сделать сложнее, так как у персонажей мало схожих черт.
7. Постепенно появляются женские образы журналистов. Если сравнивать художественную литературу, кинематограф и телевидение, то именно сериалы представляют массовой аудитории наиболее сильные женские образы. Они часто являются доминирующими и имеют большое влияние на своих коллег-мужчин.
8. Трансформация образа журналиста чаще всего происходит в связи с происходящими изменениями в мире, а также с переменами, связанными с профессиональной сферой. Например, это объясняет резкий интерес поп-культуры к телевизионным журналистам или военным корреспондентам.
9. Нами была выявлена некоторая константа, на которую не влияли изменения в мире и в журналистике – профессиональные ценности и установки журналиста. Среди наших критериев выявить ценности персонажей журналистов нам помогли: его методы работы, его мотивация, его отношение к журналистской профессии, его миссия как журналиста. И как уже было сказано, эти критерии
10. Поп-культура поддерживает миф о саморегулировании прессы, когда именно коллега выводит на чистую воду коллегу-журналиста, раскрывая его аферу или правду, которую тот пытался скрыть. Или же журналист-злодей сам раскрывают правду, когда понимает, что был неправ.
11. Для журналистов-злодеев важнее всего личная выгода, а журналисты-герои верят в то, что общественный интерес – на первом месте. Для журналистов-героев важнее всего то, какие последствия для общества последуют за публикацией их материала. В то время как для журналистов-злодеев важнее всего их личность и то, как публикация повлияет на них самих.
12. Героями, как правило, в поп-культуре выступают военные корреспонденты и журналисты-детективы, которые рискуют жизнью ради правды. Злодеями часто показаны фотографы, папарацци, которые лезут в частную жизнь людей.
13. Журналисты-злодеи ставят под сомнение основные принципы журналистики – объективность, правдивость, честность, беспристрастность. Они не следуют этим принципам в своей работе, поэтому часто используют нечестные, даже не журналистские методы работы. Журналисты-герои, наоборот, показывают силу воли и духа, которая помогает им отстаивать в своей работе эти принципы. Они следуют им и вдохновляют других журналистов своим примером, своей борьбой за право журналистов работать независимо, честно, объективно, свободно, ответственно ради справедливости, ради общественного интереса, даже если он затрагивает интересы властей.
14. Фильмы о журналистах-героях поднимают тему о благородстве профессии журналиста, о ее важном месте в функционировании демократии и в американском обществе. Фильмы о журналистах-злодеях поднимают тему злоупотребления журналистами своей власти, свободой слова, доверием своей аудитории, когда они в погоне за сенсациями и славой пренебрегают основными принципами журналистики.
15. Журналисты-герои чаще всего участвуют в битве с силами власти, когда пресса выступает за свободу слова и право сохранять конфиденциальность своих источников, а правительство за национальную безопасность. Журналистам-героям приходится доказывать, что общественный интерес важнее национальной безопасности.
16. Журналисты-злодеи чаще всего гоняются за сенсациями, но в связи с отсутствием таких интересных громких сенсаций как Уотергейт, им приходится самим выдумывать такие истории.
17. Журналисты-злодеи часто злоупотребляют своим положением, используя журналистику для управления общественным мнением ради собственной выгоды. Они злоупотребляют доверием аудитории, потворствуя ее потребностям в скандалах, сплетнях и насилии. Они монополизируют информацию или даже целое событие. Они лезут в чужую жизнь, занимаются коррупцией, шантажом и фальсификацией. Они манипулируют фактами, вольно обращаются с ними, заменяя их иногда догадками или выдумками.
18. Журналисты-герои используют свои возможности только на благо общества, на борьбу с несправедливостью, на поиски правды и помощь людям. Они никогда не злоупотребляют своим положением и властью, которую им дает их профессия. Они упорны, честны, храбры, умны, изобретательны, вежливы, понимающие. Они заботятся о своих источниках информации и своей аудитории, так как знают, что несут определенную ответственность за них. Они всегда очень внимательны, наблюдательны и осторожны с выводами и всегда оперируют фактами.
Образ журналиста в массовой литературе представлен самым разным – от международного и спортивного журналиста до начинающего работника глянцевой индустрии и экономического обозревателя, который готов пойти на много для того, чтобы мошенники были наказаны. Образ журналиста в кино прошел большой путь от амбициозного газетчика и злоупотребляющего своей профессией телерепортера до храброго военного корреспондента и жаждущих справедливости журналистов из отдела расследований. Образ журналиста в сериалах стремился показать команду идеалистов-телевизионщиков, которые любой ценой хотят обойти цензуру и власть рейтингов для того, чтобы открыть обществу правду.
Тема требует дальнейшего изучения, поскольку фильмы о журналистах не теряют актуальности, а кинематографисты и писатели – интереса к персонажам-журналистам. В информационную эпоху работник СМИ становится героем времени, поэтому, образ журналиста все так же будет оставаться частью поп-культуры. В сериалах мы уже можем наблюдать появление персонажей-представителей новых медиа. Поэтому, возможно, трансформация образа журналиста свернет туда же, куда указывают последние и тенденции в медиасфере.
Подобные работы
- Проблематика защиты прав заключенных в современных отечественных СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Особенности современной музыкальной журналистики (на примере изданий Америки, Великобритании и России)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ: ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКАНАЛОВ «МУЗ-ТВ» И «КУЛЬТУРА»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Образ семьи в российских электронных СМИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗЫ КИТАЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ПЕРЕВОДАХ ВАЛЕРИЯ ПЕРЕЛЕШИНА
Магистерская диссертация, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗЫ КИТАЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В
ПЕРЕВОДАХ ВАЛЕРИЯ ПЕРЕЛЕШИНА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Социальные факторы формирования образа России в представлениях японских студентов
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Музыкальный андеграунд в советской культуре в конце 1960-х - начале 1990-х гг
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ ЖИЗНИ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



