Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка (Московский Международный Университет)

Работа №132675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка 6
1.1. Особенности семейной среды и детско-родительских отношений 6
1.2. Понятие эмоционально-личностных особенностей ребенка 14
1.3. Проблема взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка в психологических исследованиях 19
Выводы по Главе 1: 23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка 25
2.1. Программа и этапы эмпирического исследования взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка 31
2.2.1. Результаты диагностики взаимоотношений в семьях 31
2.2.2. Результаты диагностики эмоционально-личностных особенностей детей 35
2.2.3. Взаимосвязь взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка 39
2.3. Практические рекомендации по психологическому консультированию семей по вопросам взаимоотношений и эмоционально-личностных особенностей детей 41
Выводы по Главе 2: 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что семейное воспитание имеет непосредственное и наиболее сильное влияние на формирование личности ребенка. В современном мире ведущая роль в становлении личности ребенка отведена детско-родительским отношениям. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их чуткости, характер семейных связей оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, на них построены формы выстраивания отношений с другими людьми. Именно благоприятная семейная обстановка способствует удовлетворению всех потребностей ребенка, дает возможности для наиболее полного раскрытия его психических и индивидуальных способностей, делает первые шаги в социализации, установлению им оптимальных отношений с окружающими, создает основу для эмоционального благополучия ребенка.
Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы и исследования многих известных отечественных и зарубежных психологов, таких как К. Роджерс, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, В.С. Мухина. Какие бы подходы в своих работах не применяли ученые, однозначно мнение о важности семейного воспитания и его влияние на становление личности ребенка, в частности его эмоциональной сферы.
Проблематика детско-родительских отношений остается острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В данный момент, по мнению ученых, наблюдается кризис семейных взаимоотношений, когда родители не заботятся о влиянии семейной среды на ребенка, установлению с ним дружеских и близких контактов. Именно поэтому мы выбрали для исследования проблему взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка.
Объект исследования – эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между особенностями взаимоотношений в семье (стили воспитания и эмоциональное отношение матерей к детям) и эмоционально-личностными особенностями ребенка.
Цель исследования – выявить взаимосвязь взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к исследованию взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка
2. Дать определение понятий «эмоциональная сфера личности», «эмоционально-личностные особенности ребенка».
3. Охарактеризовать особенности семейной среды и детско-родительских отношений и их связь с развитием эмоциональной сферы личности ребенка.
4. Разработать программу эмпирического исследования взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка
5. Провести эмпирическое исследование и осуществить анализ результатов диагностики взаимоотношений в семьях и эмоционально-личностных особенностей детей
6. Определить наличие взаимосвязи взаимоотношений в семье и эмоционально-личностных особенностей ребенка
7. Сформулировать выводы и практические рекомендации по психологическому консультированию семей по вопросам взаимоотношений и эмоционально-личностных особенностей детей.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), из которых 16 – девочки, 14 – мальчики. Все дети посещают детский сад. В исследовании также приняли участие матери дошкольников в количестве 30 человек. Возраст матерей 23- 30 лет.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования
2. Методы сбора эмпирических данных: тестирование, опрос с использованием специальных методик: тест тревожности «Выбери нужное лицо» (авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (автор Е.И. Захарова), «Анализ семейных взаимоотношений» (авторы Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
3. Методы анализа эмпирических данных: качественно-количественные методы с использование математической статистики: корреляционный анализ Спирмена.
Практическая значимость исследования: укрепление семейных ценностей и семьи как института – одна из самых важных задач современности, которая в определенной степени определяет будущее развитие нашей страны. Иными словами, образ семьи предопределяет демографическую ситуацию у нашего будущего поколения. Именно поэтому вопрос формирования образа семьи у детей является таким актуальным в настоящее время.
Проведенное в данной работе исследование дает основания для дальнейшего изучения формирования семейных ценностей и представлений о семье у дошкольников. Подготовка дошкольников к будущей семейной жизни возможна в условиях дошкольной образовательной организации с помощью приведенной в данной работе программе по формированию образа семьи посредством лепки. Описанные автором методики могут также стать частью содержания воспитательной работы в качестве дополнительного материала при работе детских студий и кружков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2015. – 302 с.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. – 288 с.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. – М., 144 с.
4. Большой психологический словарь. Под ред. Б. Мещерякова, В.Зинченко. - М.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. – 511 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – 302 с.
6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб: Питер, 2001. – 402 с.
7. Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?» - М.: «Профиздат», 1992. – 144 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.
9. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи//Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996. – 196 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. – 412 с.
12. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. - Спб: Речь, 2004. – 188 с.
13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение. 2019. – 402 с.
14. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К., 2004. – 302 с.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. – 311 с.
16. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: 1981. – 402 с.
17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 311 с.
18. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей//Вестник Московского университета.- 2000.- № 1. – С.123
19. Родители и дети: психология взаимоотношений/Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003. – 288 с.
20. Роджерс К. Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being//The Counseling Psychologist. 1975.
21. Романов А.А. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (альбом диагностических методик). - М.: «Принт», 2000. – 204 с.
22. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций//Семья и формирование личности. 1991. – С.58
23. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики//Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина.1989.- № 3. – С.87
24. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии//Вопросы психологии. -2002. - № 4. – С.102
25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 144 с.
26. Хазанова М.А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях//Мир психологии. - 1996. - № 1 (6). – С.87
27. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989. – 204 с.
28. Шахмалова И.Ж. Основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников [Текст] / И.Ж. Шахмалова, Е.С. Кириллин // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 3. – С. 182-184.
29. Шуркина Е.В. Особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития дошкольника и стилей родительских отношений с учетом образовательной программы [Текст] / Е.В. Шуркина, А.А. Дубовова // «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». материалы конференции. – Краснодар, 2020. – С. 324-325.
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер, 1999. – 402 с.
32. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др., - М., 2000. – 288 с.



1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2015. – 302 с.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. – 288 с.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. – М., 144 с.
4. Большой психологический словарь. Под ред. Б. Мещерякова, В.Зинченко. - М.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. – 511 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – 302 с.
6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб: Питер, 2001. – 402 с.
7. Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?» - М.: «Профиздат», 1992. – 144 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.
9. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи//Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996. – 196 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. – 412 с.
12. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. - Спб: Речь, 2004. – 188 с.
13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение. 2019. – 402 с.
14. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К., 2004. – 302 с.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. – 311 с.
16. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: 1981. – 402 с.
17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 311 с.
18. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей//Вестник Московского университета.- 2000.- № 1. – С.123
19. Родители и дети: психология взаимоотношений/Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003. – 288 с.
20. Роджерс К. Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being//The Counseling Psychologist. 1975.
21. Романов А.А. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (альбом диагностических методик). - М.: «Принт», 2000. – 204 с.
22. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций//Семья и формирование личности. 1991. – С.58
23. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики//Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/Под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина.1989.- № 3. – С.87
24. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии//Вопросы психологии. -2002. - № 4. – С.102
25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 144 с.
26. Хазанова М.А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях//Мир психологии. - 1996. - № 1 (6). – С.87
27. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989. – 204 с.
28. Шахмалова И.Ж. Основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников [Текст] / И.Ж. Шахмалова, Е.С. Кириллин // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 3. – С. 182-184.
29. Шуркина Е.В. Особенности взаимосвязи эмоционально-личностного развития дошкольника и стилей родительских отношений с учетом образовательной программы [Текст] / Е.В. Шуркина, А.А. Дубовова // «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». материалы конференции. – Краснодар, 2020. – С. 324-325.
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер, 1999. – 402 с.
32. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др., - М., 2000. – 288 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ