Введение
Глава I. Теоретические основы развития земельных отношений в Российской Федерации
1.1. Социально-экономическая и правовая сущность земельных отношений в Российской Федерации
1.2. Теоретические аспекты содержания права собственности на землю в Российской Федерации
1.3. Особенности формирования механизма регулирования земельных отношений в Российской Федерации
1.4. Развитие земельного законодательства в Российской Федерации..22
Глава II. Условия формирования земельных отношений в Орловской области
2.1. Правовое обеспечение земельных отношений в Орловской области
2.2. Характеристика земельного фонда Орловской области…………...36
2.3. Земельные отношения в Орловской области в условиях рыночной экономики
Глава III. Основные направления совершенствования государственного регулирования земельных отношений в Орловской области
3.1. Регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения, как наиболее приоритетного в Орловской области…………......51
3.2. Совершенствование регулирования земельных отношений в рыночных условиях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
В настоящее время регулирование земельных отношений остается довольно сложной проблемой в системе радикальных преобразований, происходящих в Российской Федерации. По той причине, что это затрагивает важные аспекты политической и экономической жизни общества. Возникновению собственности на землю отводится особое место в текущем процессе. Сельское хозяйство и промышленная деятельность страны может стабильно развиваться в том случае, если проблема собственности решится с учётом публичных интересов и хорошо разработанной законодательной базы, в том числе и региональной.
Трудности и противоречия в юридическом обеспечении, которые встречаются при проведении земельной реформы во многих регионах Российской Федерации, усложняют развитие сельского хозяйства и промышленной деятельности в субъектах РФ.
Из-за недостаточной развитости земельных отношений и в силу некоторых экономических причин, земли сельскохозяйственного назначения выпадают из оборота, игнорируются природоохранные требования к использованию земли.
При решении вопросов о формах собственности на землю, а также при разработке региональной законодательной базы обязательно необходимо учитывать региональные особенности сложившегося землевладения и землепользования.
В условиях замедления земельной реформы в Орловской области важное значение приобретает научный анализ складывающихся обстоятельств, обоснование потенциальных направлений совершенствования земельных отношений в перспективе. Поэтому исследование всех вышеперечисленных проблем с учетом особенностей региона приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
Исследование публикаций, которые посвящены теме развития земельной реформы и ее влияния на земельные отношения, показало, что отечественная наука в дореформенный период уделяла большое внимание решению вопросов, которые связаны с землепользованием в сельском хозяйстве.
Отдельные теоретические и прикладные подходы к развитию земельных отношений в сельском хозяйстве Орловской области требуют дальнейших углубленных научных исследований. В стране продолжаются дискуссии, посвященные рыночному обороту земли (особенно сельскохозяйственного назначения), формам собственности на землю, механизмам регулирования земельных отношений со стороны государства. Данная проблема не только остается сложной и актуальной, особенно в Центральном регионе Российской Федерации, но и является важнейшим фактором экономической деятельности, а также стабильности и безопасности страны.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что земельные правоотношения в рыночных условиях требуют не только федерального, но и регионального регулирования, учитывающего специфику данного субъекта Российской Федерации. В этой связи рассмотрение особенностей развития земельных отношений Орловской области в аграрной сфере как наиболее приоритетной в хозяйственной деятельности, а также потребность в разработке направлений их совершенствования в рыночных условиях определили тему, цели и задачи, объект и предмет исследования.
Основной целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ сформировавшихся и формирующихся земельных отношений в аграрном секторе Орловской области, обоснование подходов и разработка практических предложений по дальнейшем развитию в регионе для наиболее рационального использования земель.
Для достижения цели необходимы постановка и решение ряда соответствующих задач:
- изучение особенностей современной российской земельной реформы, совершенствование земельного законодательства и правового обеспечения земельных отношений;
- рассмотрение социально-экономической сущности земельных отношений;
- исследование аспектов формирования отношений собственности, их развитие, а также теоретических аспектов содержания права собственности на землю;
- анализ территориальной системы землепользования с учетом специфики структуры земельного фонда Орловской области и развитие агропромышленного комплекса региона;
- обоснование наиболее приоритетных направлений развития земельных отношений в Орловской области в сочетании государственного регулирования оборота земель с рыночными механизмами.
Объект исследования – земельные отношения.
Предмет исследования – государственное регулирование земельных отношений на территории Орловской области.
Теоретические и методические положения выпускной квалификационной работы могут использоваться для обоснования наиболее приоритетных методов управления земельными преобразованиями в выбранном регионе.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования наших предложений для дальнейшей реализации земельной реформы в Орловской области, а также для разработки нормативно-правовых актов, регулирующих развитие земельных отношений в сельском хозяйстве области. Практическая значимость проведенного анализа обусловлена направленностью исследования на теоретическое и методическое обоснование предложений по пути дальнейшего углубления земельной реформы в Орловской области.
Содержащиеся предложения и выводы могут использоваться в высших учебных заведениях при преподавании основных дисциплин и специальных курсов «Региональная экономика», «Земельные отношения в Орловской области», а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров.
Земельные отношения в хозяйственной деятельности имеют важное значение как в производственном, так и в экономическом плане. Они участвуют в соблюдении интересов субъектов данных отношений при реализации прав по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
В Российской Федерации регулирование земельных отношений в рыночных условиях осуществляется в зависимости от земельной политики страны. Функции государственного управления земельными отношениями распределяются между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Стимулирование наиболее рационального использования земли и формы ответственности должны быть адаптированы в каждом регионе в соответствии с местными условиями. Следует иметь в виду, что в каждом из субъектов, спрос также дифференцирован в зависимости от качества земли, а система земельных отношений базируется на собственной правовой базе.
Государство обеспечивает организацию кадастровой оценки и кадастрового учета земель, а также информирует о состоянии земель и их рынка. Для передачи земельных участков к наиболее эффективным собственникам, государство регулирует земельный рынок, формируя пакеты нормативно-правовых актов, связанных с эмиссией, ипотекой, а также движением ценных бумаг, которые обеспечены земельными активами. Спрос на землю в субъектах Российской Федерации зависит от наличия надлежащих критериев для привлечения инвесторов.
Экономическое регулирование земельных отношений в стране направлено на повышение темпов роста производства, сохранение и повышение уровня плодородия земли, стабилизацию отношений собственности. К таким регуляторам можно отнести: различные виды платежей; размер земельного налога, залоговой цены земли, арендной платы за землю; страховую стоимость земли; налоги на куплю-продажу, дарение и наследование земельных участков. При этом в Российской Федерации действуют не только рыночные механизмы регулирования, но и государственные.
Механизм регулирования земельных отношений – довольно сложная система, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Основными их задачами являются рациональное и эффективное землепользование, защита прав собственности, стимулирование активизации земельного рынка.
Право собственности на землю регулируется обширным количеством законов и нормативно-правовых актов, тесно переплетается с гражданским законодательством. Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения имеет специфические черты. Например, разные права у нескольких собственников участков, которые имеют одинаковые природные характеристики и месторасположение; ограничения по субъектам на однотипные участки и т.д.
Существующий порядок землепользования в СССР тормозил развитие рыночных отношений в важнейших отраслях экономики – промышленности и сельском хозяйстве. Начавшаяся в 1990-х годах земельная реформа привела к перераспределению земель между сельскохозяйственными организациями и населением, что значительно увеличило число землепользователей в Российской Федерации. Это привело к росту их доли в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства до 50%. Трансформация системы земельной собственности являлась главным фактором и своеобразной несущей конструкцией земельной реформы последнего десятилетия XX века.
В качестве промежуточных итогов земельной реформы в нашей стране можно выделить:
- продолжающиеся процессы приватизации собственности на землю, в том числе сельскохозяйственного назначения;
- разграничение земель на федеральные и муниципальные, а также земли граждан;
- увеличение землепользования КФХ и ЛПХ населения;
- увеличение доли частной собственности на землю;
- совершенствование управления земельными ресурсами при помощи обеспечения кадастровых, землеустроительных работ, организации мониторинга земель;
- увеличение сделок по аренде, купле-продаже муниципальных и государственных земель.
В Орловской области ведется эффективная работа по систематизации нормативно-правового регулирования земельных и смежных с ними отношений. Сочетаются государственно-административное и экономическое регулирование земельных отношений. Поэтому необходимо обеспечить их полную взаимосвязь с помощью ведения кадастрового учета земель, регистрации прав на землю и других землеустроительных работ. Опыт проведения земельной реформы показывает, что при проникновении рыночных отношений в экономику, государство начинает сильнее контролировать гражданский земельный оборот. Государственный механизм запускает, контролирует и регулирует земельный оборот, делая возможным соблюдение общественных интересов.
Экономическая и качественная характеристика земельного фонда Орловской области показывает ее многоплановость. Область обладает значительными площадями сельскохозяйственных земель, занимающих82,5% от всего земельного фонда, что позволяет отнести ее хозяйственную деятельность к аграрной.
Сельскому хозяйству Орловской области принадлежит особое значение в самостоятельном обеспечении региона. В сельском хозяйстве производится 30% валового регионального продукта. Поэтому сельское хозяйство в значительной степени определяет экономику региона. В последние годы обозначилась положительная тенденция роста объемов сельскохозяйственной продукции. Однако, остаются многочисленные нерешенные земельные вопросы, например, очень интенсивное использование земель сельскохозяйственных угодий, неравномерность размещения сельскохозяйственного производства, противоречия в нормативно-правовой базе и другие, которые сдерживают развитие агропромышленного комплекса региона.
В сравнении с другими областями Центрального федерального округа, в Орловской области сохраняются самые низкие показатели наличия земель сельскохозяйственного назначения в собственности юридических лиц, что создает возможность для активного вмешательства инвесторов в земельные активы.
Средние показатели кадастровой стоимости в Орловской области продолжают не совпадать с реалиями современного рынка. Рыночная стоимость имеет активный потенциал для развития, а также тенденцию к повышению. Рыночная стоимость земель сельскохозяйственных угодий в Орловской области будет увеличиваться и в рублях, и в валюте в связи с возрастающим на нее спросом.
Аргументом в пользу развития арендных отношений в Орловской области является то, что в перспективе ситуация на рынке сельскохозяйственных земель зависит от финансового положения сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, которые по определению должны стать ведущими субъектами рынка земель сельскохозяйственного назначения. На современном этапе аренда земли – наиболее перспективная форма пользования землей, которая не требует крупных финансовых средств для приобретения права на использование земли.
В показателях регионального агропромышленного комплекса находят отражение многие проблемы функционирования экономики. В течение 2016 г. правительству Орловской области удалось переломить ситуацию в лучшую сторону в аграрной сфере и обеспечить развитие земельных отношений в рыночных условиях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
4. Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
5. Закон РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».
6. Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре".
7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О землеустройстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
8. Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
9. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017).
11. Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об ипотечных ценных бумагах".
12. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
13. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
14. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (ред. от 28.08.2014) "Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы".
15. Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
16. Указ Президента РФ от 24.12.1993 №2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».
17. Закон Орловской области от 15.04.2003 N 320-ОЗ "О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан".
18. Закон Орловской области от 05.06.2003 N 331-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области".
19. Закон Орловской области от 23.12.2003 N 369-ОЗ "Об областной целевой программе "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Орловской области".
20. Закон Орловской области от 08.09.2013 N 802-ОЗ "О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области".
21. Постановление Правительства Орловской области от 30.04.2009 N 21 "Об утверждении Положения о Департаменте сельского хозяйства Орловской области".
22. Постановление Правительства Орловской области от 22.04.2010 N 117 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Орловской области".
23. Аллахвердиев А.А. Государственное регулирование земельных отношений. М., 2013. 176 с.
24. Боголюбов С. А. Правовое обеспечение развития сельского хозяйства в России. М., 2005.200 с.
25. Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник. М., 2009. 234 с.
26. Бойко В. Н. Злоупотребление правом в контрольной деятельности органов государственного управления в регионе при регулировании современных рыночных отношений. М., 2015. 151 с.
27. Бутусов Д. В. Основные направления совершенствования законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения // О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Аналитический вестник №24 (623). 2016.
28. Быстров Г. Е., Гусев Р. К. Земельное право: учебник для вузов.
М., 2006. 231 с.
29. Галиновская Е. О развитии законодательного регулирования земельных отношений // Хозяйство и право, 2009. №12. 135 с.
30. Дегтярева С. М. Проблемы оценки земель сельскохозяйственного назначения // Вестник ОрелГАУ №4. 2015. С. 56 – 58.
31. Жариков Ю. Г. Земельное право России. М., 2006. 126 с.
32. Казанников А. И. Институциональная основа совершенствования земельных отношений в транзитивной экономике России // Вестник института экономики РАН. 2007. № 1. С. 163 – 179.
33. Канинберг Ю. Н. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений. М., 2014. 147 с.
34.Кошарная Г.Б., Белякова В.А. Методологические подходы к долгосрочному прогнозированию потребительского поведения на основе теорий потребностей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. - № 4. – 215 с.
35. Кресникова Н. И. Новая экономическая модель земельных отношений: система научных понятий и принципов в исследовании // Кадастр недвижимости. 2007. № 4. С. 48 – 59.
36.Кресникова Н. И. Институциональные основы земельных отношений в России и зарубежных странах. М., 2006. 271 с.
37. Липски С. А. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров. М., 2016. 129 с.
38. Милосердов В. В. Государственное регулирование земельных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 2. С. 8-11.
39. Миндрин А. С. Совершенствование системы планирования и организации рационального использования земельных ресурсов. М., 2013. 325 с.
40. Миндрин А. С. Роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских территорий // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2011. № 5. С. 12 – 16.
41. Парамонов П. Ф., Комлацкий Г. В. Теоретические и методологические аспекты современной концепции /Научный журнал КубГАУ, №66(02), 2011. С.3 – 7.
42. Петров В. В. Земельное право. М., 1991. 189 с.
43. Тихомиров М. Ю. Собственность на землю в Российской Федерации: практическое пособие. М., 2008. 198 с.
44. Улицкая Н. Ю. Маркетинг земельных ресурсов в системе муниципального управления территориями // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. 130 с.
45. Фетисов Д. Н. Экономический механизм управления земельными отношениями. М., 2015. 198 с.