Государственное регулирование земельных отношений в рыночных условиях на примере Орловской области
|
Введение
Глава I. Теоретические основы развития земельных отношений в Российской Федерации
1.1. Социально-экономическая и правовая сущность земельных отношений в Российской Федерации
1.2. Теоретические аспекты содержания права собственности на землю в Российской Федерации
1.3. Особенности формирования механизма регулирования земельных отношений в Российской Федерации
1.4. Развитие земельного законодательства в Российской Федерации..22
Глава II. Условия формирования земельных отношений в Орловской области
2.1. Правовое обеспечение земельных отношений в Орловской области
2.2. Характеристика земельного фонда Орловской области…………...36
2.3. Земельные отношения в Орловской области в условиях рыночной экономики
Глава III. Основные направления совершенствования государственного регулирования земельных отношений в Орловской области
3.1. Регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения, как наиболее приоритетного в Орловской области…………......51
3.2. Совершенствование регулирования земельных отношений в рыночных условиях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Глава I. Теоретические основы развития земельных отношений в Российской Федерации
1.1. Социально-экономическая и правовая сущность земельных отношений в Российской Федерации
1.2. Теоретические аспекты содержания права собственности на землю в Российской Федерации
1.3. Особенности формирования механизма регулирования земельных отношений в Российской Федерации
1.4. Развитие земельного законодательства в Российской Федерации..22
Глава II. Условия формирования земельных отношений в Орловской области
2.1. Правовое обеспечение земельных отношений в Орловской области
2.2. Характеристика земельного фонда Орловской области…………...36
2.3. Земельные отношения в Орловской области в условиях рыночной экономики
Глава III. Основные направления совершенствования государственного регулирования земельных отношений в Орловской области
3.1. Регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения, как наиболее приоритетного в Орловской области…………......51
3.2. Совершенствование регулирования земельных отношений в рыночных условиях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
В настоящее время регулирование земельных отношений остается довольно сложной проблемой в системе радикальных преобразований, происходящих в Российской Федерации. По той причине, что это затрагивает важные аспекты политической и экономической жизни общества. Возникновению собственности на землю отводится особое место в текущем процессе. Сельское хозяйство и промышленная деятельность страны может стабильно развиваться в том случае, если проблема собственности решится с учётом публичных интересов и хорошо разработанной законодательной базы, в том числе и региональной.
Трудности и противоречия в юридическом обеспечении, которые встречаются при проведении земельной реформы во многих регионах Российской Федерации, усложняют развитие сельского хозяйства и промышленной деятельности в субъектах РФ.
Из-за недостаточной развитости земельных отношений и в силу некоторых экономических причин, земли сельскохозяйственного назначения выпадают из оборота, игнорируются природоохранные требования к использованию земли.
При решении вопросов о формах собственности на землю, а также при разработке региональной законодательной базы обязательно необходимо учитывать региональные особенности сложившегося землевладения и землепользования.
В условиях замедления земельной реформы в Орловской области важное значение приобретает научный анализ складывающихся обстоятельств, обоснование потенциальных направлений совершенствования земельных отношений в перспективе. Поэтому исследование всех вышеперечисленных проблем с учетом особенностей региона приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
Исследование публикаций, которые посвящены теме развития земельной реформы и ее влияния на земельные отношения, показало, что отечественная наука в дореформенный период уделяла большое внимание решению вопросов, которые связаны с землепользованием в сельском хозяйстве.
Отдельные теоретические и прикладные подходы к развитию земельных отношений в сельском хозяйстве Орловской области требуют дальнейших углубленных научных исследований. В стране продолжаются дискуссии, посвященные рыночному обороту земли (особенно сельскохозяйственного назначения), формам собственности на землю, механизмам регулирования земельных отношений со стороны государства. Данная проблема не только остается сложной и актуальной, особенно в Центральном регионе Российской Федерации, но и является важнейшим фактором экономической деятельности, а также стабильности и безопасности страны.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что земельные правоотношения в рыночных условиях требуют не только федерального, но и регионального регулирования, учитывающего специфику данного субъекта Российской Федерации. В этой связи рассмотрение особенностей развития земельных отношений Орловской области в аграрной сфере как наиболее приоритетной в хозяйственной деятельности, а также потребность в разработке направлений их совершенствования в рыночных условиях определили тему, цели и задачи, объект и предмет исследования.
Основной целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ сформировавшихся и формирующихся земельных отношений в аграрном секторе Орловской области, обоснование подходов и разработка практических предложений по дальнейшем развитию в регионе для наиболее рационального использования земель.
Для достижения цели необходимы постановка и решение ряда соответствующих задач:
- изучение особенностей современной российской земельной реформы, совершенствование земельного законодательства и правового обеспечения земельных отношений;
- рассмотрение социально-экономической сущности земельных отношений;
- исследование аспектов формирования отношений собственности, их развитие, а также теоретических аспектов содержания права собственности на землю;
- анализ территориальной системы землепользования с учетом специфики структуры земельного фонда Орловской области и развитие агропромышленного комплекса региона;
- обоснование наиболее приоритетных направлений развития земельных отношений в Орловской области в сочетании государственного регулирования оборота земель с рыночными механизмами.
Объект исследования – земельные отношения.
Предмет исследования – государственное регулирование земельных отношений на территории Орловской области.
Теоретические и методические положения выпускной квалификационной работы могут использоваться для обоснования наиболее приоритетных методов управления земельными преобразованиями в выбранном регионе.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования наших предложений для дальнейшей реализации земельной реформы в Орловской области, а также для разработки нормативно-правовых актов, регулирующих развитие земельных отношений в сельском хозяйстве области. Практическая значимость проведенного анализа обусловлена направленностью исследования на теоретическое и методическое обоснование предложений по пути дальнейшего углубления земельной реформы в Орловской области.
Содержащиеся предложения и выводы могут использоваться в высших учебных заведениях при преподавании основных дисциплин и специальных курсов «Региональная экономика», «Земельные отношения в Орловской области», а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров.
Трудности и противоречия в юридическом обеспечении, которые встречаются при проведении земельной реформы во многих регионах Российской Федерации, усложняют развитие сельского хозяйства и промышленной деятельности в субъектах РФ.
Из-за недостаточной развитости земельных отношений и в силу некоторых экономических причин, земли сельскохозяйственного назначения выпадают из оборота, игнорируются природоохранные требования к использованию земли.
При решении вопросов о формах собственности на землю, а также при разработке региональной законодательной базы обязательно необходимо учитывать региональные особенности сложившегося землевладения и землепользования.
В условиях замедления земельной реформы в Орловской области важное значение приобретает научный анализ складывающихся обстоятельств, обоснование потенциальных направлений совершенствования земельных отношений в перспективе. Поэтому исследование всех вышеперечисленных проблем с учетом особенностей региона приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
Исследование публикаций, которые посвящены теме развития земельной реформы и ее влияния на земельные отношения, показало, что отечественная наука в дореформенный период уделяла большое внимание решению вопросов, которые связаны с землепользованием в сельском хозяйстве.
Отдельные теоретические и прикладные подходы к развитию земельных отношений в сельском хозяйстве Орловской области требуют дальнейших углубленных научных исследований. В стране продолжаются дискуссии, посвященные рыночному обороту земли (особенно сельскохозяйственного назначения), формам собственности на землю, механизмам регулирования земельных отношений со стороны государства. Данная проблема не только остается сложной и актуальной, особенно в Центральном регионе Российской Федерации, но и является важнейшим фактором экономической деятельности, а также стабильности и безопасности страны.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что земельные правоотношения в рыночных условиях требуют не только федерального, но и регионального регулирования, учитывающего специфику данного субъекта Российской Федерации. В этой связи рассмотрение особенностей развития земельных отношений Орловской области в аграрной сфере как наиболее приоритетной в хозяйственной деятельности, а также потребность в разработке направлений их совершенствования в рыночных условиях определили тему, цели и задачи, объект и предмет исследования.
Основной целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ сформировавшихся и формирующихся земельных отношений в аграрном секторе Орловской области, обоснование подходов и разработка практических предложений по дальнейшем развитию в регионе для наиболее рационального использования земель.
Для достижения цели необходимы постановка и решение ряда соответствующих задач:
- изучение особенностей современной российской земельной реформы, совершенствование земельного законодательства и правового обеспечения земельных отношений;
- рассмотрение социально-экономической сущности земельных отношений;
- исследование аспектов формирования отношений собственности, их развитие, а также теоретических аспектов содержания права собственности на землю;
- анализ территориальной системы землепользования с учетом специфики структуры земельного фонда Орловской области и развитие агропромышленного комплекса региона;
- обоснование наиболее приоритетных направлений развития земельных отношений в Орловской области в сочетании государственного регулирования оборота земель с рыночными механизмами.
Объект исследования – земельные отношения.
Предмет исследования – государственное регулирование земельных отношений на территории Орловской области.
Теоретические и методические положения выпускной квалификационной работы могут использоваться для обоснования наиболее приоритетных методов управления земельными преобразованиями в выбранном регионе.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования наших предложений для дальнейшей реализации земельной реформы в Орловской области, а также для разработки нормативно-правовых актов, регулирующих развитие земельных отношений в сельском хозяйстве области. Практическая значимость проведенного анализа обусловлена направленностью исследования на теоретическое и методическое обоснование предложений по пути дальнейшего углубления земельной реформы в Орловской области.
Содержащиеся предложения и выводы могут использоваться в высших учебных заведениях при преподавании основных дисциплин и специальных курсов «Региональная экономика», «Земельные отношения в Орловской области», а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров.
Земельные отношения в хозяйственной деятельности имеют важное значение как в производственном, так и в экономическом плане. Они участвуют в соблюдении интересов субъектов данных отношений при реализации прав по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
В Российской Федерации регулирование земельных отношений в рыночных условиях осуществляется в зависимости от земельной политики страны. Функции государственного управления земельными отношениями распределяются между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Стимулирование наиболее рационального использования земли и формы ответственности должны быть адаптированы в каждом регионе в соответствии с местными условиями. Следует иметь в виду, что в каждом из субъектов, спрос также дифференцирован в зависимости от качества земли, а система земельных отношений базируется на собственной правовой базе.
Государство обеспечивает организацию кадастровой оценки и кадастрового учета земель, а также информирует о состоянии земель и их рынка. Для передачи земельных участков к наиболее эффективным собственникам, государство регулирует земельный рынок, формируя пакеты нормативно-правовых актов, связанных с эмиссией, ипотекой, а также движением ценных бумаг, которые обеспечены земельными активами. Спрос на землю в субъектах Российской Федерации зависит от наличия надлежащих критериев для привлечения инвесторов.
Экономическое регулирование земельных отношений в стране направлено на повышение темпов роста производства, сохранение и повышение уровня плодородия земли, стабилизацию отношений собственности. К таким регуляторам можно отнести: различные виды платежей; размер земельного налога, залоговой цены земли, арендной платы за землю; страховую стоимость земли; налоги на куплю-продажу, дарение и наследование земельных участков. При этом в Российской Федерации действуют не только рыночные механизмы регулирования, но и государственные.
Механизм регулирования земельных отношений – довольно сложная система, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Основными их задачами являются рациональное и эффективное землепользование, защита прав собственности, стимулирование активизации земельного рынка.
Право собственности на землю регулируется обширным количеством законов и нормативно-правовых актов, тесно переплетается с гражданским законодательством. Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения имеет специфические черты. Например, разные права у нескольких собственников участков, которые имеют одинаковые природные характеристики и месторасположение; ограничения по субъектам на однотипные участки и т.д.
Существующий порядок землепользования в СССР тормозил развитие рыночных отношений в важнейших отраслях экономики – промышленности и сельском хозяйстве. Начавшаяся в 1990-х годах земельная реформа привела к перераспределению земель между сельскохозяйственными организациями и населением, что значительно увеличило число землепользователей в Российской Федерации. Это привело к росту их доли в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства до 50%. Трансформация системы земельной собственности являлась главным фактором и своеобразной несущей конструкцией земельной реформы последнего десятилетия XX века.
В качестве промежуточных итогов земельной реформы в нашей стране можно выделить:
- продолжающиеся процессы приватизации собственности на землю, в том числе сельскохозяйственного назначения;
- разграничение земель на федеральные и муниципальные, а также земли граждан;
- увеличение землепользования КФХ и ЛПХ населения;
- увеличение доли частной собственности на землю;
- совершенствование управления земельными ресурсами при помощи обеспечения кадастровых, землеустроительных работ, организации мониторинга земель;
- увеличение сделок по аренде, купле-продаже муниципальных и государственных земель.
В Орловской области ведется эффективная работа по систематизации нормативно-правового регулирования земельных и смежных с ними отношений. Сочетаются государственно-административное и экономическое регулирование земельных отношений. Поэтому необходимо обеспечить их полную взаимосвязь с помощью ведения кадастрового учета земель, регистрации прав на землю и других землеустроительных работ. Опыт проведения земельной реформы показывает, что при проникновении рыночных отношений в экономику, государство начинает сильнее контролировать гражданский земельный оборот. Государственный механизм запускает, контролирует и регулирует земельный оборот, делая возможным соблюдение общественных интересов.
Экономическая и качественная характеристика земельного фонда Орловской области показывает ее многоплановость. Область обладает значительными площадями сельскохозяйственных земель, занимающих82,5% от всего земельного фонда, что позволяет отнести ее хозяйственную деятельность к аграрной.
Сельскому хозяйству Орловской области принадлежит особое значение в самостоятельном обеспечении региона. В сельском хозяйстве производится 30% валового регионального продукта. Поэтому сельское хозяйство в значительной степени определяет экономику региона. В последние годы обозначилась положительная тенденция роста объемов сельскохозяйственной продукции. Однако, остаются многочисленные нерешенные земельные вопросы, например, очень интенсивное использование земель сельскохозяйственных угодий, неравномерность размещения сельскохозяйственного производства, противоречия в нормативно-правовой базе и другие, которые сдерживают развитие агропромышленного комплекса региона.
В сравнении с другими областями Центрального федерального округа, в Орловской области сохраняются самые низкие показатели наличия земель сельскохозяйственного назначения в собственности юридических лиц, что создает возможность для активного вмешательства инвесторов в земельные активы.
Средние показатели кадастровой стоимости в Орловской области продолжают не совпадать с реалиями современного рынка. Рыночная стоимость имеет активный потенциал для развития, а также тенденцию к повышению. Рыночная стоимость земель сельскохозяйственных угодий в Орловской области будет увеличиваться и в рублях, и в валюте в связи с возрастающим на нее спросом.
Аргументом в пользу развития арендных отношений в Орловской области является то, что в перспективе ситуация на рынке сельскохозяйственных земель зависит от финансового положения сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, которые по определению должны стать ведущими субъектами рынка земель сельскохозяйственного назначения. На современном этапе аренда земли – наиболее перспективная форма пользования землей, которая не требует крупных финансовых средств для приобретения права на использование земли.
В показателях регионального агропромышленного комплекса находят отражение многие проблемы функционирования экономики. В течение 2016 г. правительству Орловской области удалось переломить ситуацию в лучшую сторону в аграрной сфере и обеспечить развитие земельных отношений в рыночных условиях.
В Российской Федерации регулирование земельных отношений в рыночных условиях осуществляется в зависимости от земельной политики страны. Функции государственного управления земельными отношениями распределяются между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Стимулирование наиболее рационального использования земли и формы ответственности должны быть адаптированы в каждом регионе в соответствии с местными условиями. Следует иметь в виду, что в каждом из субъектов, спрос также дифференцирован в зависимости от качества земли, а система земельных отношений базируется на собственной правовой базе.
Государство обеспечивает организацию кадастровой оценки и кадастрового учета земель, а также информирует о состоянии земель и их рынка. Для передачи земельных участков к наиболее эффективным собственникам, государство регулирует земельный рынок, формируя пакеты нормативно-правовых актов, связанных с эмиссией, ипотекой, а также движением ценных бумаг, которые обеспечены земельными активами. Спрос на землю в субъектах Российской Федерации зависит от наличия надлежащих критериев для привлечения инвесторов.
Экономическое регулирование земельных отношений в стране направлено на повышение темпов роста производства, сохранение и повышение уровня плодородия земли, стабилизацию отношений собственности. К таким регуляторам можно отнести: различные виды платежей; размер земельного налога, залоговой цены земли, арендной платы за землю; страховую стоимость земли; налоги на куплю-продажу, дарение и наследование земельных участков. При этом в Российской Федерации действуют не только рыночные механизмы регулирования, но и государственные.
Механизм регулирования земельных отношений – довольно сложная система, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Основными их задачами являются рациональное и эффективное землепользование, защита прав собственности, стимулирование активизации земельного рынка.
Право собственности на землю регулируется обширным количеством законов и нормативно-правовых актов, тесно переплетается с гражданским законодательством. Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения имеет специфические черты. Например, разные права у нескольких собственников участков, которые имеют одинаковые природные характеристики и месторасположение; ограничения по субъектам на однотипные участки и т.д.
Существующий порядок землепользования в СССР тормозил развитие рыночных отношений в важнейших отраслях экономики – промышленности и сельском хозяйстве. Начавшаяся в 1990-х годах земельная реформа привела к перераспределению земель между сельскохозяйственными организациями и населением, что значительно увеличило число землепользователей в Российской Федерации. Это привело к росту их доли в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства до 50%. Трансформация системы земельной собственности являлась главным фактором и своеобразной несущей конструкцией земельной реформы последнего десятилетия XX века.
В качестве промежуточных итогов земельной реформы в нашей стране можно выделить:
- продолжающиеся процессы приватизации собственности на землю, в том числе сельскохозяйственного назначения;
- разграничение земель на федеральные и муниципальные, а также земли граждан;
- увеличение землепользования КФХ и ЛПХ населения;
- увеличение доли частной собственности на землю;
- совершенствование управления земельными ресурсами при помощи обеспечения кадастровых, землеустроительных работ, организации мониторинга земель;
- увеличение сделок по аренде, купле-продаже муниципальных и государственных земель.
В Орловской области ведется эффективная работа по систематизации нормативно-правового регулирования земельных и смежных с ними отношений. Сочетаются государственно-административное и экономическое регулирование земельных отношений. Поэтому необходимо обеспечить их полную взаимосвязь с помощью ведения кадастрового учета земель, регистрации прав на землю и других землеустроительных работ. Опыт проведения земельной реформы показывает, что при проникновении рыночных отношений в экономику, государство начинает сильнее контролировать гражданский земельный оборот. Государственный механизм запускает, контролирует и регулирует земельный оборот, делая возможным соблюдение общественных интересов.
Экономическая и качественная характеристика земельного фонда Орловской области показывает ее многоплановость. Область обладает значительными площадями сельскохозяйственных земель, занимающих82,5% от всего земельного фонда, что позволяет отнести ее хозяйственную деятельность к аграрной.
Сельскому хозяйству Орловской области принадлежит особое значение в самостоятельном обеспечении региона. В сельском хозяйстве производится 30% валового регионального продукта. Поэтому сельское хозяйство в значительной степени определяет экономику региона. В последние годы обозначилась положительная тенденция роста объемов сельскохозяйственной продукции. Однако, остаются многочисленные нерешенные земельные вопросы, например, очень интенсивное использование земель сельскохозяйственных угодий, неравномерность размещения сельскохозяйственного производства, противоречия в нормативно-правовой базе и другие, которые сдерживают развитие агропромышленного комплекса региона.
В сравнении с другими областями Центрального федерального округа, в Орловской области сохраняются самые низкие показатели наличия земель сельскохозяйственного назначения в собственности юридических лиц, что создает возможность для активного вмешательства инвесторов в земельные активы.
Средние показатели кадастровой стоимости в Орловской области продолжают не совпадать с реалиями современного рынка. Рыночная стоимость имеет активный потенциал для развития, а также тенденцию к повышению. Рыночная стоимость земель сельскохозяйственных угодий в Орловской области будет увеличиваться и в рублях, и в валюте в связи с возрастающим на нее спросом.
Аргументом в пользу развития арендных отношений в Орловской области является то, что в перспективе ситуация на рынке сельскохозяйственных земель зависит от финансового положения сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, которые по определению должны стать ведущими субъектами рынка земель сельскохозяйственного назначения. На современном этапе аренда земли – наиболее перспективная форма пользования землей, которая не требует крупных финансовых средств для приобретения права на использование земли.
В показателях регионального агропромышленного комплекса находят отражение многие проблемы функционирования экономики. В течение 2016 г. правительству Орловской области удалось переломить ситуацию в лучшую сторону в аграрной сфере и обеспечить развитие земельных отношений в рыночных условиях.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право на жилище в современной России: содержание, обеспечение и защита
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Влияние Столыпинской аграрной реформы в Енисейской губернии (История России с древнейших времён до XX века, Санкт-Петербургский государственный университет)
Курсовые работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



