Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование земельных отношений в рыночных условиях на примере Орловской области

Работа №132669

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы развития земельных отношений в Российской Федерации
1.1. Социально-экономическая и правовая сущность земельных отношений в Российской Федерации
1.2. Теоретические аспекты содержания права собственности на землю в Российской Федерации
1.3. Особенности формирования механизма регулирования земельных отношений в Российской Федерации
1.4. Развитие земельного законодательства в Российской Федерации..22
Глава II. Условия формирования земельных отношений в Орловской области
2.1. Правовое обеспечение земельных отношений в Орловской области
2.2. Характеристика земельного фонда Орловской области…………...36
2.3. Земельные отношения в Орловской области в условиях рыночной экономики
Глава III. Основные направления совершенствования государственного регулирования земельных отношений в Орловской области
3.1. Регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения, как наиболее приоритетного в Орловской области…………......51
3.2. Совершенствование регулирования земельных отношений в рыночных условиях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения


В настоящее время регулирование земельных отношений остается довольно сложной проблемой в системе радикальных преобразований, происходящих в Российской Федерации. По той причине, что это затрагивает важные аспекты политической и экономической жизни общества. Возникновению собственности на землю отводится особое место в текущем процессе. Сельское хозяйство и промышленная деятельность страны может стабильно развиваться в том случае, если проблема собственности решится с учётом публичных интересов и хорошо разработанной законодательной базы, в том числе и региональной.
Трудности и противоречия в юридическом обеспечении, которые встречаются при проведении земельной реформы во многих регионах Российской Федерации, усложняют развитие сельского хозяйства и промышленной деятельности в субъектах РФ.
Из-за недостаточной развитости земельных отношений и в силу некоторых экономических причин, земли сельскохозяйственного назначения выпадают из оборота, игнорируются природоохранные требования к использованию земли.
При решении вопросов о формах собственности на землю, а также при разработке региональной законодательной базы обязательно необходимо учитывать региональные особенности сложившегося землевладения и землепользования.
В условиях замедления земельной реформы в Орловской области важное значение приобретает научный анализ складывающихся обстоятельств, обоснование потенциальных направлений совершенствования земельных отношений в перспективе. Поэтому исследование всех вышеперечисленных проблем с учетом особенностей региона приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
Исследование публикаций, которые посвящены теме развития земельной реформы и ее влияния на земельные отношения, показало, что отечественная наука в дореформенный период уделяла большое внимание решению вопросов, которые связаны с землепользованием в сельском хозяйстве.
Отдельные теоретические и прикладные подходы к развитию земельных отношений в сельском хозяйстве Орловской области требуют дальнейших углубленных научных исследований. В стране продолжаются дискуссии, посвященные рыночному обороту земли (особенно сельскохозяйственного назначения), формам собственности на землю, механизмам регулирования земельных отношений со стороны государства. Данная проблема не только остается сложной и актуальной, особенно в Центральном регионе Российской Федерации, но и является важнейшим фактором экономической деятельности, а также стабильности и безопасности страны.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что земельные правоотношения в рыночных условиях требуют не только федерального, но и регионального регулирования, учитывающего специфику данного субъекта Российской Федерации. В этой связи рассмотрение особенностей развития земельных отношений Орловской области в аграрной сфере как наиболее приоритетной в хозяйственной деятельности, а также потребность в разработке направлений их совершенствования в рыночных условиях определили тему, цели и задачи, объект и предмет исследования.
Основной целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ сформировавшихся и формирующихся земельных отношений в аграрном секторе Орловской области, обоснование подходов и разработка практических предложений по дальнейшем развитию в регионе для наиболее рационального использования земель.
Для достижения цели необходимы постановка и решение ряда соответствующих задач:
- изучение особенностей современной российской земельной реформы, совершенствование земельного законодательства и правового обеспечения земельных отношений;
- рассмотрение социально-экономической сущности земельных отношений;
- исследование аспектов формирования отношений собственности, их развитие, а также теоретических аспектов содержания права собственности на землю;
- анализ территориальной системы землепользования с учетом специфики структуры земельного фонда Орловской области и развитие агропромышленного комплекса региона;
- обоснование наиболее приоритетных направлений развития земельных отношений в Орловской области в сочетании государственного регулирования оборота земель с рыночными механизмами.
Объект исследования – земельные отношения.
Предмет исследования – государственное регулирование земельных отношений на территории Орловской области.
Теоретические и методические положения выпускной квалификационной работы могут использоваться для обоснования наиболее приоритетных методов управления земельными преобразованиями в выбранном регионе.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования наших предложений для дальнейшей реализации земельной реформы в Орловской области, а также для разработки нормативно-правовых актов, регулирующих развитие земельных отношений в сельском хозяйстве области. Практическая значимость проведенного анализа обусловлена направленностью исследования на теоретическое и методическое обоснование предложений по пути дальнейшего углубления земельной реформы в Орловской области.
Содержащиеся предложения и выводы могут использоваться в высших учебных заведениях при преподавании основных дисциплин и специальных курсов «Региональная экономика», «Земельные отношения в Орловской области», а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Земельные отношения в хозяйственной деятельности имеют важное значение как в производственном, так и в экономическом плане. Они участвуют в соблюдении интересов субъектов данных отношений при реализации прав по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
В Российской Федерации регулирование земельных отношений в рыночных условиях осуществляется в зависимости от земельной политики страны. Функции государственного управления земельными отношениями распределяются между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Стимулирование наиболее рационального использования земли и формы ответственности должны быть адаптированы в каждом регионе в соответствии с местными условиями. Следует иметь в виду, что в каждом из субъектов, спрос также дифференцирован в зависимости от качества земли, а система земельных отношений базируется на собственной правовой базе.
Государство обеспечивает организацию кадастровой оценки и кадастрового учета земель, а также информирует о состоянии земель и их рынка. Для передачи земельных участков к наиболее эффективным собственникам, государство регулирует земельный рынок, формируя пакеты нормативно-правовых актов, связанных с эмиссией, ипотекой, а также движением ценных бумаг, которые обеспечены земельными активами. Спрос на землю в субъектах Российской Федерации зависит от наличия надлежащих критериев для привлечения инвесторов.
Экономическое регулирование земельных отношений в стране направлено на повышение темпов роста производства, сохранение и повышение уровня плодородия земли, стабилизацию отношений собственности. К таким регуляторам можно отнести: различные виды платежей; размер земельного налога, залоговой цены земли, арендной платы за землю; страховую стоимость земли; налоги на куплю-продажу, дарение и наследование земельных участков. При этом в Российской Федерации действуют не только рыночные механизмы регулирования, но и государственные.
Механизм регулирования земельных отношений – довольно сложная система, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Основными их задачами являются рациональное и эффективное землепользование, защита прав собственности, стимулирование активизации земельного рынка.
Право собственности на землю регулируется обширным количеством законов и нормативно-правовых актов, тесно переплетается с гражданским законодательством. Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения имеет специфические черты. Например, разные права у нескольких собственников участков, которые имеют одинаковые природные характеристики и месторасположение; ограничения по субъектам на однотипные участки и т.д.
Существующий порядок землепользования в СССР тормозил развитие рыночных отношений в важнейших отраслях экономики – промышленности и сельском хозяйстве. Начавшаяся в 1990-х годах земельная реформа привела к перераспределению земель между сельскохозяйственными организациями и населением, что значительно увеличило число землепользователей в Российской Федерации. Это привело к росту их доли в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства до 50%. Трансформация системы земельной собственности являлась главным фактором и своеобразной несущей конструкцией земельной реформы последнего десятилетия XX века.
В качестве промежуточных итогов земельной реформы в нашей стране можно выделить:
- продолжающиеся процессы приватизации собственности на землю, в том числе сельскохозяйственного назначения;
- разграничение земель на федеральные и муниципальные, а также земли граждан;
- увеличение землепользования КФХ и ЛПХ населения;
- увеличение доли частной собственности на землю;
- совершенствование управления земельными ресурсами при помощи обеспечения кадастровых, землеустроительных работ, организации мониторинга земель;
- увеличение сделок по аренде, купле-продаже муниципальных и государственных земель.
В Орловской области ведется эффективная работа по систематизации нормативно-правового регулирования земельных и смежных с ними отношений. Сочетаются государственно-административное и экономическое регулирование земельных отношений. Поэтому необходимо обеспечить их полную взаимосвязь с помощью ведения кадастрового учета земель, регистрации прав на землю и других землеустроительных работ. Опыт проведения земельной реформы показывает, что при проникновении рыночных отношений в экономику, государство начинает сильнее контролировать гражданский земельный оборот. Государственный механизм запускает, контролирует и регулирует земельный оборот, делая возможным соблюдение общественных интересов.
Экономическая и качественная характеристика земельного фонда Орловской области показывает ее многоплановость. Область обладает значительными площадями сельскохозяйственных земель, занимающих82,5% от всего земельного фонда, что позволяет отнести ее хозяйственную деятельность к аграрной.
Сельскому хозяйству Орловской области принадлежит особое значение в самостоятельном обеспечении региона. В сельском хозяйстве производится 30% валового регионального продукта. Поэтому сельское хозяйство в значительной степени определяет экономику региона. В последние годы обозначилась положительная тенденция роста объемов сельскохозяйственной продукции. Однако, остаются многочисленные нерешенные земельные вопросы, например, очень интенсивное использование земель сельскохозяйственных угодий, неравномерность размещения сельскохозяйственного производства, противоречия в нормативно-правовой базе и другие, которые сдерживают развитие агропромышленного комплекса региона.
В сравнении с другими областями Центрального федерального округа, в Орловской области сохраняются самые низкие показатели наличия земель сельскохозяйственного назначения в собственности юридических лиц, что создает возможность для активного вмешательства инвесторов в земельные активы.
Средние показатели кадастровой стоимости в Орловской области продолжают не совпадать с реалиями современного рынка. Рыночная стоимость имеет активный потенциал для развития, а также тенденцию к повышению. Рыночная стоимость земель сельскохозяйственных угодий в Орловской области будет увеличиваться и в рублях, и в валюте в связи с возрастающим на нее спросом.
Аргументом в пользу развития арендных отношений в Орловской области является то, что в перспективе ситуация на рынке сельскохозяйственных земель зависит от финансового положения сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, которые по определению должны стать ведущими субъектами рынка земель сельскохозяйственного назначения. На современном этапе аренда земли – наиболее перспективная форма пользования землей, которая не требует крупных финансовых средств для приобретения права на использование земли.
В показателях регионального агропромышленного комплекса находят отражение многие проблемы функционирования экономики. В течение 2016 г. правительству Орловской области удалось переломить ситуацию в лучшую сторону в аграрной сфере и обеспечить развитие земельных отношений в рыночных условиях.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
4. Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
5. Закон РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».
6. Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре".
7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О землеустройстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
8. Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
9. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017).
11. Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об ипотечных ценных бумагах".
12. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
13. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
14. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (ред. от 28.08.2014) "Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы".
15. Указ Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
16. Указ Президента РФ от 24.12.1993 №2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».
17. Закон Орловской области от 15.04.2003 N 320-ОЗ "О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан".
18. Закон Орловской области от 05.06.2003 N 331-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области".
19. Закон Орловской области от 23.12.2003 N 369-ОЗ "Об областной целевой программе "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Орловской области".
20. Закон Орловской области от 08.09.2013 N 802-ОЗ "О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области".
21. Постановление Правительства Орловской области от 30.04.2009 N 21 "Об утверждении Положения о Департаменте сельского хозяйства Орловской области".
22. Постановление Правительства Орловской области от 22.04.2010 N 117 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Орловской области".
23. Аллахвердиев А.А. Государственное регулирование земельных отношений. М., 2013. 176 с.
24. Боголюбов С. А. Правовое обеспечение развития сельского хозяйства в России. М., 2005.200 с.
25. Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник. М., 2009. 234 с.
26. Бойко В. Н. Злоупотребление правом в контрольной деятельности органов государственного управления в регионе при регулировании современных рыночных отношений. М., 2015. 151 с.
27. Бутусов Д. В. Основные направления совершенствования законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения // О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Аналитический вестник №24 (623). 2016.
28. Быстров Г. Е., Гусев Р. К. Земельное право: учебник для вузов.
М., 2006. 231 с.
29. Галиновская Е. О развитии законодательного регулирования земельных отношений // Хозяйство и право, 2009. №12. 135 с.
30. Дегтярева С. М. Проблемы оценки земель сельскохозяйственного назначения // Вестник ОрелГАУ №4. 2015. С. 56 – 58.
31. Жариков Ю. Г. Земельное право России. М., 2006. 126 с.
32. Казанников А. И. Институциональная основа совершенствования земельных отношений в транзитивной экономике России // Вестник института экономики РАН. 2007. № 1. С. 163 – 179.
33. Канинберг Ю. Н. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений. М., 2014. 147 с.
34.Кошарная Г.Б., Белякова В.А. Методологические подходы к долгосрочному прогнозированию потребительского поведения на основе теорий потребностей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. - № 4. – 215 с.
35. Кресникова Н. И. Новая экономическая модель земельных отношений: система научных понятий и принципов в исследовании // Кадастр недвижимости. 2007. № 4. С. 48 – 59.
36.Кресникова Н. И. Институциональные основы земельных отношений в России и зарубежных странах. М., 2006. 271 с.
37. Липски С. А. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров. М., 2016. 129 с.
38. Милосердов В. В. Государственное регулирование земельных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 2. С. 8-11.
39. Миндрин А. С. Совершенствование системы планирования и организации рационального использования земельных ресурсов. М., 2013. 325 с.
40. Миндрин А. С. Роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских территорий // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2011. № 5. С. 12 – 16.
41. Парамонов П. Ф., Комлацкий Г. В. Теоретические и методологические аспекты современной концепции /Научный журнал КубГАУ, №66(02), 2011. С.3 – 7.
42. Петров В. В. Земельное право. М., 1991. 189 с.
43. Тихомиров М. Ю. Собственность на землю в Российской Федерации: практическое пособие. М., 2008. 198 с.
44. Улицкая Н. Ю. Маркетинг земельных ресурсов в системе муниципального управления территориями // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. 130 с.
45. Фетисов Д. Н. Экономический механизм управления земельными отношениями. М., 2015. 198 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ