Формирование вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счета на уроках математики (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО СЧЁТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 6
1.1 Основные приемы устных вычислений на уроках математики 6
1.2 Организация и методика проведения устных вычислений на уроках математики 5-6 классов для формирования вычислительных навыков 21
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ 32
2.1 Задания для организации устного счета, направленные на формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах 32
2.2 Игры для организации устного счета, направленные на формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах…………………………………………….………………………………..….50
2.3 Разработка фрагментов технологических карт уроков математики с применением заданий и игр для проведения устного счета на уроках математики в 6 классе. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта урока по математике 6 класса по теме «Произведение целых чисел»…75
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО СЧЁТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 6
1.1 Основные приемы устных вычислений на уроках математики 6
1.2 Организация и методика проведения устных вычислений на уроках математики 5-6 классов для формирования вычислительных навыков 21
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ 32
2.1 Задания для организации устного счета, направленные на формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах 32
2.2 Игры для организации устного счета, направленные на формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах…………………………………………….………………………………..….50
2.3 Разработка фрагментов технологических карт уроков математики с применением заданий и игр для проведения устного счета на уроках математики в 6 классе. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта урока по математике 6 класса по теме «Произведение целых чисел»…75
Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что в системе школьных учебных предметов математике отводится одна из самых интересных ролей, потому как именно она наделяет учеников теми самыми знаниями, умениями и навыками, столько необходимыми для изучения иных школьных предметов, особенно при последующем изучении в старших классах алгебры, геометрии, а также физики и информатики. В процессе изучения математики дети прилагают много волевых и умственных усилий, концентрации внимания, а также развивают свое воображение, которое применяют при решении множества задач.
Помимо вышесказанного, изучение математики достаточно эффективно сказывается на формировании логики и расширении кругозора детей. Именно исходя из этого важно развивать в детях познавательный процесс к данному предмету. Это представляется возможным благодаря применению разного рода форм устных упражнений.
Важно, что вычислительный навык – это базовый навык изучения математики и иных школьных предметов. Помимо этого, вычисления запускают процессы памяти детей, активируют их внимание и устремление к логичной деятельности, а также все остальные качества, которые оказывают непосредственное влияние на их развитие. При этом, многие дети так или иначе натыкаются на проблему вычисления, будь то в школе, в магазине или даже дома. Именно поэтому ключевой является проблема развития у детей вычислительной культуры.
Повышение уровня сложности и числа видов практической деятельности, появление новых наук и развитие старых, совершенствование технологий (в том числе и вычислительных), а также развитие многих разделов математических наук практически постоянно дополняют перечень вычислительных задач, делая процесс вычисления более значимым в жизни.
Динамичное развитие информационных технологий фактически требует от современных учеников развития в них вычислительной культуры, потому как базисом существенного числа компьютерных процессов является именно математическая модель, в которой навыки по скорости и рациональности проведения вычисления являются ключевыми.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 5-6 классов в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: формирование вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счета на уроках математики.
Цель исследования: организационно-дидактические материалы по математике, направленные на развитие вычислительных навыков в процессе организации и проведения устного счета на уроках математики в 5-6 классах
Задачи исследования:
1. Определить сущность устного счета как средства развития вычислительных навыков.
2. Выделить и описать теоретические основы формирования вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счёта на уроках математики.
3. Разработать виды заданий, игр для проведения устного счета, направленные на формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах.
4. Разработать фрагменты технологических карт уроков по математике с применением заданий и игр для проведения устного счета на уроках математики в 5-6 классах.
Теоретико-методологические основы. Вопросы формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда вызывала интерес со стороны психологов, методистов, учителей. Среди исследователей, обративших внимание на эту проблему можно назвать М. А. Бантову, Е. С. Дубинчук, О. А. Ивашову, Н. Б. Истомину, А. А. Клецкину, С. С. Минаеву, М. И. Моро, Н. Л. Стефанову, А. А. Столяра, Я. Ф. Чекмареву, С. Е. Цареву и др.
Практическая значимость состоит в том, результаты исследования могут быть использованы педагогами образовательных учреждений в качестве дополнительного методического материала при обучении математике. Полученные результаты также могут быть использованы как ресурс расширения фактологической базы в применении различных методов обучения для развития вычислительных навыков при проведении устного счета обучающихся. Разработанные нами комплекс заданий, игр и технологические карты могут использоваться на учебных занятиях в 5-6 классах, в качестве источника активизации развития вычислительного навыка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформулированы предмет, объект, определены цель и задачи исследования, описывается структура данной работы.
Первая глава является теоретической базой, в которой определяется специфика проведения устного счета для развития вычислительных навыков на уроках математики, а также определены основные приемы проведения устного счета и методика проведения устных вычислений на уроках математики.
Во второй главе представлены организационно-дидактические материалы по математике, направленные на развитие вычислительных навыков в процессе организации и проведения устного счета на уроках математики в 5-6 классах.
В заключении представлены общие выводы по теме выпускной квалификационной работы.
Помимо вышесказанного, изучение математики достаточно эффективно сказывается на формировании логики и расширении кругозора детей. Именно исходя из этого важно развивать в детях познавательный процесс к данному предмету. Это представляется возможным благодаря применению разного рода форм устных упражнений.
Важно, что вычислительный навык – это базовый навык изучения математики и иных школьных предметов. Помимо этого, вычисления запускают процессы памяти детей, активируют их внимание и устремление к логичной деятельности, а также все остальные качества, которые оказывают непосредственное влияние на их развитие. При этом, многие дети так или иначе натыкаются на проблему вычисления, будь то в школе, в магазине или даже дома. Именно поэтому ключевой является проблема развития у детей вычислительной культуры.
Повышение уровня сложности и числа видов практической деятельности, появление новых наук и развитие старых, совершенствование технологий (в том числе и вычислительных), а также развитие многих разделов математических наук практически постоянно дополняют перечень вычислительных задач, делая процесс вычисления более значимым в жизни.
Динамичное развитие информационных технологий фактически требует от современных учеников развития в них вычислительной культуры, потому как базисом существенного числа компьютерных процессов является именно математическая модель, в которой навыки по скорости и рациональности проведения вычисления являются ключевыми.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 5-6 классов в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: формирование вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счета на уроках математики.
Цель исследования: организационно-дидактические материалы по математике, направленные на развитие вычислительных навыков в процессе организации и проведения устного счета на уроках математики в 5-6 классах
Задачи исследования:
1. Определить сущность устного счета как средства развития вычислительных навыков.
2. Выделить и описать теоретические основы формирования вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счёта на уроках математики.
3. Разработать виды заданий, игр для проведения устного счета, направленные на формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах.
4. Разработать фрагменты технологических карт уроков по математике с применением заданий и игр для проведения устного счета на уроках математики в 5-6 классах.
Теоретико-методологические основы. Вопросы формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда вызывала интерес со стороны психологов, методистов, учителей. Среди исследователей, обративших внимание на эту проблему можно назвать М. А. Бантову, Е. С. Дубинчук, О. А. Ивашову, Н. Б. Истомину, А. А. Клецкину, С. С. Минаеву, М. И. Моро, Н. Л. Стефанову, А. А. Столяра, Я. Ф. Чекмареву, С. Е. Цареву и др.
Практическая значимость состоит в том, результаты исследования могут быть использованы педагогами образовательных учреждений в качестве дополнительного методического материала при обучении математике. Полученные результаты также могут быть использованы как ресурс расширения фактологической базы в применении различных методов обучения для развития вычислительных навыков при проведении устного счета обучающихся. Разработанные нами комплекс заданий, игр и технологические карты могут использоваться на учебных занятиях в 5-6 классах, в качестве источника активизации развития вычислительного навыка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформулированы предмет, объект, определены цель и задачи исследования, описывается структура данной работы.
Первая глава является теоретической базой, в которой определяется специфика проведения устного счета для развития вычислительных навыков на уроках математики, а также определены основные приемы проведения устного счета и методика проведения устных вычислений на уроках математики.
Во второй главе представлены организационно-дидактические материалы по математике, направленные на развитие вычислительных навыков в процессе организации и проведения устного счета на уроках математики в 5-6 классах.
В заключении представлены общие выводы по теме выпускной квалификационной работы.
Устный счет как средство формирования вычислительных навыков – одна из важнейших тем выпускных квалификационных работ по методике обучения математике. Эта работа раскрыла ряд вопросов, которым необходимо уделять особое внимание в педагогической деятельности. Можно с уверенностью сказать, что большинство преподавателей обходят стороной один из важнейших этапов урока, этап актуализации знаний. И это вполне очевидно, потому как подготовка к уроку – это большой труд, занимающий существенное количество времени и ресурсов. Однако в этой связи каждый учитель понимает, что устные упражнения – это важнейшая часть каждого урока, имеющая ключевое значение не только для них самих, но и для всех учеников. И это понятно, потому как:
во-первых, во время устной работы можно выяснить, хорошо ли понят теоретический материал учащимися;
во-вторых, соответствующий выбор вопросов и упражнений делает возможным приготовить к восприятию нового;
в-третьих, устный счет – это одна из самых подходящих и комфортных форм проведения уроков с повторением. Помимо этого, в ходе устной работы появляется возможность завлечь в нее существенное число учащихся, что дает возможность в полной мере придать уроку жизнь, сделать его более легким, эмоционально окрашенным. В прямой зависимости от того, какой будет форма устной работы на уроке, можно проследить и то, как хорошо дети овладели конкретными умениями, как правильно они выстраивают свои предложения.
Цель исследования достигнута, а именно разработаны организационно-дидактические материалы по математике, направленные на формирование вычислительных навыков в процессе организации и проведения устного счета на уроках в 5-6 классах.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Определена сущность устного счета как средства развития вычислительных навыков.
2. Выделены и описаны теоретические основы формирования вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счёта на уроках математики.
3. Разработаны виды заданий, игр для проведения устного счета, направленные на формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах.
4. Разработаны фрагменты технологических карт уроков по математике с применением заданий и игр для проведения устного счета на уроках математики в 5-6 классах.
В выпускной квалификационной работе описаны основные приёмы упрощения арифметических действий, которые остаются необходимыми при полной механизации всех наиболее трудоёмких вычислительных процессов. Именно освоение описанных приёмов устного счёта позволило учащимся среднего звена быстро выполнять арифметические действия, что поспособствовало развитию вычислительных навыков у школьников.
В практической части были использованы различные формы проведения устных упражнений в 5-6 классах – это цепочки вычислений; различные схемы, блок-схемы, задания с пропусками, упражнения на установление истинности выражения. Таким образом, всё вышесказанное ещё раз доказывает необходимость организации и проведения устного счета как средства развития вычислительных навыков.
во-первых, во время устной работы можно выяснить, хорошо ли понят теоретический материал учащимися;
во-вторых, соответствующий выбор вопросов и упражнений делает возможным приготовить к восприятию нового;
в-третьих, устный счет – это одна из самых подходящих и комфортных форм проведения уроков с повторением. Помимо этого, в ходе устной работы появляется возможность завлечь в нее существенное число учащихся, что дает возможность в полной мере придать уроку жизнь, сделать его более легким, эмоционально окрашенным. В прямой зависимости от того, какой будет форма устной работы на уроке, можно проследить и то, как хорошо дети овладели конкретными умениями, как правильно они выстраивают свои предложения.
Цель исследования достигнута, а именно разработаны организационно-дидактические материалы по математике, направленные на формирование вычислительных навыков в процессе организации и проведения устного счета на уроках в 5-6 классах.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Определена сущность устного счета как средства развития вычислительных навыков.
2. Выделены и описаны теоретические основы формирования вычислительных навыков обучающихся 5-6 классов посредством организации и проведения устного счёта на уроках математики.
3. Разработаны виды заданий, игр для проведения устного счета, направленные на формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах.
4. Разработаны фрагменты технологических карт уроков по математике с применением заданий и игр для проведения устного счета на уроках математики в 5-6 классах.
В выпускной квалификационной работе описаны основные приёмы упрощения арифметических действий, которые остаются необходимыми при полной механизации всех наиболее трудоёмких вычислительных процессов. Именно освоение описанных приёмов устного счёта позволило учащимся среднего звена быстро выполнять арифметические действия, что поспособствовало развитию вычислительных навыков у школьников.
В практической части были использованы различные формы проведения устных упражнений в 5-6 классах – это цепочки вычислений; различные схемы, блок-схемы, задания с пропусками, упражнения на установление истинности выражения. Таким образом, всё вышесказанное ещё раз доказывает необходимость организации и проведения устного счета как средства развития вычислительных навыков.



