Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Журналистика Web 2.0 в КНР: мировые тенденции и национальные особенности

Работа №132546

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социальные медиа КНР: становление и современное состояние 6
1.1. Web 2.0, социальные сети и новые медиа: понятийный аппарат 6
1.2. Основные этапы развития китайских социальных медиа 21
Глава 2. Специфика функционирования социальных медиа в КНР 45
2.1. Национальные особенности китайских ресурсов Web 2.0 45
2.2. Журналистика Web 2.0. и политика: опыт Китая 66
Заключение 93
Библиографический список литературы 97
Приложение 104

Актуальность. В настоящее время со стремительным развитием интернета и информационных технологий, в журналистике происходят качественные изменения как в структуре, типологии, функционировании, так и в системе распространения. Все эти изменения приводят к формированию журналистики Web 2.0.
Согласно медиа-исследованиям, журналистика Web 2.0 - это веб-платформы c доминированием контента, созданного пользователями. Акцент Web 2.0 сосредоточен на взаимодействии пользователей, где они играют роль не только посетителей сайтов, но и производителей контента. В связи с этим возникли социальные медиа, их количество в последние годы стремительно увеличивается, и, соответственно, растет число пользователей.
Общеизвестно, что социальные медиа впервые появились в западных странах, и особенно в США и Западной Европе развиваются наиболее быстро. Однако, в настоящее время социальные медиа значительно прогрессируют и в других регионах. В этом контексте опыт КНР является уникальным и одновременно показательным.
Современная медиа-система Китая развивается в системе общемировых тенденций, но в то же время имеет ряд национальных отличий. Объясняется это экономическими, культурными и социально-политическими факторами. По мере того, как китайские социальные сети «расширяют свои границы» и становятся важным инструментом как в работе журналистов, так и в функционировании всего общества в целом, актуальным является исследование принципов и особенностей развития современной журналистики КНР в эпоху Web 2.0.
Объектом данного исследования является китайская журналистика Web 2.0. В качестве предмета была выбрана специфика функционирования китайских платформ с пользовательским контентом.
Цель диссертации - выявление особенностей китайских ресурсов Web 2.0 в контексте мировых тенденций развития социальных медиа. Исходя из цели, автор ставит перед собой решение следующих конкретных научно-практических задач:
1. Дать характеристику современного состояния социальных медиа КНР;
2. Рассмотреть механизмы государственного регулирования ресурсов Web 2.0 в КНР;
3. Провести сравнительный анализ китайских социальных медиа;
4. Определить принципы работы китайских журналистов в эпоху Web 2.0;
5. Изучить особенности функционирования ресурсов Weibo, WeChat, QQ, Ozone, Renren, Youku.
Степень научной разработанности темы. Феномен социальных медиа рассматривался на основе работ Д.П. Гавры, Г.Г Почепцова, В.Б. Кашкина, Е.А. Нахимовой, А.П. Чудинова, С.А. Лоури и Ц. Гул. Большой вклад в разработку вопросов новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как: И.П. Яковлев, Л.М. Землянова, Д.К. Дэвис, А.Э. Грант, П. Пакссон, Р.Д. Уиммер и Ч. Тянь. Кроме того, определенную роль в формировании системного понимания современной медиасистемы сыграли работы Е. Л. Вартановой и Р Пикарда, а анализ новых медиа и их свойств был бы невозможен без монографий и статей И.А. Быкова, А.И. Акопова, Е.И. Горошко и других.
В контексте специфики функционирования социальных медиа особенное внимание уделяется трудам Д.А. Губанова, Д.А. Новикова, А.Г. Чхартишвили, В.М. Сазонова, А. Белла, С. Прелла, Д. Мурти, Г. Соломона, Л. Шрума, Дж. Эрла, К. Кимпорта и Л. Сафко, а рассуждая о правовом регулировании пользовательского контента, мы обращались к материалам А.Г. Рихтера, С.А. Михайлова, С.Б. Никонова, Дж. Гланвилла, Х. Хуана, В. Вэйгуана и других.
В методологической основе диссертации лежат: контент-анализ, наблюдение, описательный метод.
Эмпирической базой исследования послужили материалы китайских (Weibo, WeChat, QQ, Ozone, Renren, Youku и другие) и иностранных («В Контакте», Facebook, Twitter и другие) социальных медиа. Вместе с тем, в основе эмпирической составляющей диссертации также лежали статьи в традиционных СМИ («Жэньминь жибао», «Компьютерра», The Daily Mail, The New York Times, The Guardian и другие) и новых медиа.
Хронологические рамки исследования охватывают период развития китайских социальных медиа (2010-2017 гг.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются социальные медиа в КНР: становление и современное состояние. В второй главе внимание автора, в основном, сосредоточено на особенностях государственного регулирования пользовательского контента в Китае. Также в этой части подробно рассказывается о влиянии такого регулирования на общество-политические процессы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в ходе данного исследования мы выявили особенности китайских ресурсов Web 2.0 в контексте мировых тенденции развития социальных медиа. Для реализация этой цели нами была дана характеристику современного состояния социальных медиа КНР. Кроме того, мы рассмотрели механизмы государственного регулирования пользовательского контента в китайском сегменте интернета и провели сравнительный анализ китайских социальных медиа с точки зрения их функциональных особенностей.
Известно, что журналистика как важная часть мировой культуры и общественного движения, наряду с экономикой и политикой, представляет собой сильный пласт человеческой цивилизации, а также является мощной общественной силой, зародившейся в Европе в начале XVII века, в России - на век позже, а в Китае - в 19 веке. По мере того, как журналистка вступает в эпоху Web 2.0, а Интернет и информационные технологии проходят стадии бурного развития, социальные медиа становятся ведущей тенденцией в системе СМИ.
Социальные сети в Китае не останавливаются в своём развитии, постоянно дорабатываются, совершенствуются и будут продолжать делать это и в будущем. Следуя за мировыми трендами, китайское правительство раскрывает и поощряет творческую инициативу, активно развивает национальные социальные платформы, например, WeChat, Weibo, QQ, которые в максимальной степени отвечают потребностям и интересам народа. Они становятся широко распространены в массах и приобретают известность в других странах.
В отличие от мировых ресурсов, китайские ресурсы Web 2.0 обладают рядом особенностей, и в данное время именно они являются основной платформой трансляции актуальной информации и важным инструментом для политической мобилизации граждан.
Доступность, открытость и специфика Интернета являются технологическими факторами процветания социальных медиа. В последние годы правительство КНР не прекращает попыток ужесточить контроль над информационными потоками в сети. И это обусловлено очевидными причинами - социальные сети являются настоящей «золотой жилой» и обладают собственной спецификой. Основываясь на особых внутренних обстоятельствах, правительство разрабатывает разные эффективные способы. Очевидно, что успешной и действенной политикой является государственное регулирование социальных сетей, благодаря чему они достигли нынешнего процветания.
В ходе данной работы мы сформулировали следующие основные выводы.
Во-первых, в условиях определенного однообразия в КНР традиционных СМИ общественный интерес постепенно смещается в сферу социальных медиа. В настоящее время именно журналистика Web 2.0, как никто и никогда ранее, выполняет функции «сторожевого пса» (watch dog), являясь площадкой для информирования, дискуссий, диалога с государственными институтами, совместного решения тех или иных социальных проблем, а также восстановления справедливости. Вместе с тем, китайские социальные медиа представляют своей аудитории огромные возможности для развлечений, бизнеса и досуга. Иными словами, медиа­рацион современного китайца невозможно представить без присутствия в нем ресурсов Web 2.0, мессенджеров и мобильных приложений.
Во-вторых, государственная программа контроля интернет-потоков в КНР приводит к блокировке иностранных сетевых платформ, в частности, самых популярных в мире социальных медиа: Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, WordPress и так далее. С одной стороны, такая политика приводит к критическому отношению к китайскому правительству со стороны других (в особенности западных) стран и международных общественных организаций. По их мнению, цензура в интернете на государственном уровне является попыткой ограничить демократические процессы и формирование гражданского общества. С другой стороны, на наш взгляд, государственное регулирование онлайн-пространства принесло много пользы как Китаю в целом, так и китайскому обществу в частности. Как оказалось, это крайне положительно сказывается на экономке, в особенности на бизнесе в сфере IT. Отсутствие иностранных агентов в этом поле дает возможность активно и эффективно развиваться китайским стартапам. Иными словами, если бы в Китае работали Facebook и Twitter, мы не имели бы сейчас Weibo и WeChat; если бы не заблокировали Amazon и eBay, вряд ли был бы успешным в настоящее время сервис AliExpress.
В-третьих, выделенные нами характеристики китайской журналистики Web 2.0. (непосредственное участие пользователей в создании и распространении контента, доступные интерактивные коммуникации, универсальность и мобильность) доказывают то, что она является состоявшимся социальным институтом, который позволяет людям мобильно реагировать на актуальные политические события, формировать и наращивать социальный капитал.
В-четвертых, такие платформы, как Weibo, WeChat, QQ, Ozone, Renren Youku обладают собственными механизмами формирования повестки дня, медиатизируют общественно-политические процессы как внутри Китая, так и вне его, и, в немалой степени, являются площадкой для гражданской журналистики, по определению.
И, наконец, в-пятых, из-за своей в каком-то смысле анархической основы журналистика Web 2.0. характеризуется огромным объемом лживой информации и фальсификаций. Китайские социальные медиа - не исключение. Очень часто, даже в условиях жесткого контроля государства, Weibo, WeChat, QQ являются платформами для организации противоправных, экстремистских действий и националистических акций.
Тем не менее, несмотря на определенные проблемы, все-таки следует отметить, что, так или иначе, китайские социальные медиа формируют новую среду для критического отношения к действительности, и сетевая общественность получает возможность влиять на реализацию публичной политики, что, в свою очередь, способствует взаимодействию власти и обычных людей, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций.


1. Амзин А., Галустян А., Гатов В. и другие. Как новые медиа изменили журналистику (2012—2016). М., Екатеринбург, 2016. С. 289.
2. Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А., Лосева Н.Г., Лукина М.М., Лученко К.В., Рихтер А.Г., Смирнова О.В., Фомичева И.Д. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов/под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект пресс, 2010. С. 348.
3. Бобровский С. Эволюция и искусственная жизнь // РС Week Review. М., 2005. № 4. С. 32-33.
4. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999. С. 77.
5. Гиллин П. Новые средства медиа, новые агенты влияния и способы применения медиа-технологий в PR-деятельности. М., 2010. С. 67.
6. Сазанов В.М. Социокибернетика виртуальных сетей: модели и приложения. М.: Лаборатория СВМ, 2012. С. 10.
7. Севальников А. Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности. М., 2004. С. 208.
8. Стинс О., Д. Ван Фухт. Новые медиа. М., 2008. С. 22.
9. Холмогоров В. Социальные сети. Добавь Интернет в друзья. Белогород, 2012. С. 312.
10. Жанры в теории и практике журналистики: учебно-методическое пособие / Л. В. Шибаева. Ростов, 2001.
11. Зарубежная журналистика в 2011 году: Сб. статей / Науч. ред. А. С. Пую, Е. С. Георгиева. СПб.: СПбГУ, 2012.
12. Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: Юнити-Дана, 2012.
13. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
14. Проблемы самоопределения современной культуры: глобальное, региональное, национальное в современных социокультурных процессах: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Н. В. Тишуниной. СПб.: Янус, 2004.
15. Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции / Отв. ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ