Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной компетентности подростков

Работа №132542

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной компетентности подростков 7
1.1 Понятие и характеристика социальной компетентности 7
1.2 Процесс социализации личности в условиях современного общества и особенности проявления социальной компетентности у подростков 22
Глава 2. Эмпирическая часть: диагностика и формирование социальной компетентности у подростков 36
2.1 Возможности и ограничения агентов формирования социальной компетентности 36
2.2 Разработка варианта технологии формирования социальной компетентности 51
Заключение 68
Список литературы 73
Приложение 1 80
Приложение 2 81
Приложение 3 82
Приложение 4 84

Актуальность темы исследования. Технологический прогресс не стоит на месте: каждый день на потребительский рынок выходят новые предложения и решения. Это даёт толчок к новым возможностям, и одновременно меняет устоявшиеся тенденции, влияет на развитие и функционирование общества. Подростковая преступность приобретает новый характер - количество уличных грабежей и разбоев уменьшается, но развиваются новые виды преступлений закона, связанные с неосознанным нанесением вреда самому себе: «зацепинг1», «руфинг2» и т.д.
Современное развлечение «зацепинг» появилось всего несколько лет назад, и уже приобрело популярность, с ежегодно растущим количеством летальных исходов. Транспортная полиция и СКР приводят с 2011-года - единичные случаи неудавшихся развлечений, потом десятки, а с 2014-года - сотни. Последствия - от травм до смертей. Точные данные уже подсчитать невозможно по причине участившихся случаев: пострадавшие подростки убегают от органов контроля с места преступления, скрываются и не признаются в истинности полученных травм. Существующий штраф в размере 100 рублей не является препятствием для повторения трюков.
Несовершеннолетние «зацеперы» и «руферы» имеют тенденцию объединяться в группы и заниматься сверхопасными экстремальными развлечениями коллективно. Подобные сообщества также растут в количестве ежегодно. Появляются даже платные курсы от опытных «зацеперов» и «руферов». Однако, подобного рода деятельность запрещена законом, быстро пресекается соответствующими органами.
Социальную ситуацию в Российской Федерации можно охарактеризовать количеством несчастных случаев среди подростков: молодые люди падают с крыш домов и других сооружений, гибнут от ударов высоковольтным током в запрещённых для них местах, гибнут от колёс поездов и электричек, наносят непоправимый вред своему здоровью - лишаются рук и ног по глупости. При этом, проблемы подросткового алкоголизма, курения, ранних половых связей и употребления наркотических средств остаются по-прежнему актуальными. Вдобавок, подростки XXI-го века большую часть жизни проводят у компьютера и интернета, что тоже имеет свои последствия. И как результат количество подростковых суицидов в России в 3 раза выше, чем общемировой показатель3 4. Соответственно, можно сделать вывод, что технологический прогресс влечёт за собой прямую необходимость в создании новых условий, способствующих благополучной социальной адаптации подростков.
Воспитанники двадцать первого века, под влиянием свободного доступа к интернету и средствам массовой информации, демонстрируют новые модели поведения и особенности формирования современной личности: наблюдается более раннее взросление с одной стороны, и затяжная инфантильность, и отвращение к труду - с другой. Вдобавок, современное молодое поколение транслирует дух индивидуализма и конкуренции,
В последние несколько лет начали появляться и активно распространяться новые виды курительных смесей и наркотические вещества. Одно из них - «спайс»5. И соответственно, в СМИ начали появляться массовые случаи отравления и даже смертей. В первую волну продажи «спайса» в 2014 году пострадало более 700 россиян, более 20 человек погибло6. Треть из них составляют - подростки: их знакомство с наркотиками происходит в среднем с 12-13 лет7, как и подростковый алкоголизм.
Подростковый период - зона высокого социального риска: молодые люди подвержены неосознанному созданию кризисных ситуаций, а критический рост несчастных случаев среди подростков создаёт угрозу для будущего Российского общества.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что необходимо детально изучать причины возникновения аналогичных случаев и разрабатывать соответствующие формы контроля над ними в среде сверстников. От того, как пройдёт этап социализации подростка, зависит дальнейшая профессиональная, а также, семейная жизнь.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - изучить социальную компетентность и разработать технологии её формирования у подростков.
Для этого следует решить задачи:
1. Исследовать понятие социальной компетентности, выявить её структуру, компоненты;
2. Выявить влияние различных агентов социализации на формирование социальной компетентности;
3. Проанализировать существующие технологии формирования социальной компетентности;
4. Разработать вариант технологии формирования социальной компетентности;
Объект исследования - подростки Санкт-Петербурга в возрасте 14-17 лет.
Предмет исследования - формирование социальной компетентности у подростков.
Методы
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: анализ, сравнение, анкетный опрос, интервью, анализ количественных данных с помощью программы SPSS Statistics.
Эмпирическая база исследования:
1. ГБОУСОШ №274 в Кировском районе;
2. ГБОУСОШ №26 в Невском районе;
3. Типичный подростковый клуб Невского района;
Выборка исследования:
Выборка формировалась из подростков мальчиков и девочек 9-11 классов, возрастом 14-17 лет. Суммарно в исследовании принимало участие 163 респондента.
Описание структуры ВКР:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объём ВКР - 92 страниц машинописного текста. Список литературы включает 66 источников.
Гипотеза исследования:
Дополняющие социализирующие возможности семьи, школы, предложенные недирективные методы оказываются востребованными контингентом подростков и выполняют функцию необходимого инструмента по формированию социальной компетентности подростков.
Научная новизна исследования:
1. Дана трактовка социальной компетентности в контексте понятия социальной рефлексии;
2. Определены принципы влияния различных агентов социализации на формирование социальной компетентности подростков;
3. Разработана и опробована на практике технология, строящаяся на адекватизации понятия социальной рефлексии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день социальная компетентность расценивается как сложное, многоаспектное, многокомпонентное явление, интегративное личностное образование, которое включает умение, знание, способность, навыки и практические действия, формирующиеся в ходе социализации, которые позволяют человеку успешно адаптироваться к требованиям, выдвигаемым обществом и благополучно функционировать в социальном окружении. Важнейшим её компонентом выступает социальная рефлексия, которая подробно исследовалась в данной работе и является резко завышенной и неадекватной в подростковой среде.
Предложенная комплексная технология, включающая в себя как диагностирующий, так и активно-формирующий компоненты, даёт в качестве результата возможность корректировать социальную рефлексию подростков, адекватизировать их представления о жизненном успехе, ориентировать в конечном счёте в выборе адекватного пути самореализации.
Результаты исследования показали, что рефлексия у подростков - неадекватна, а их ожидания в отношении своего будущего - необоснованно завышены. Из успешных личностей для них фигурируют мировые олигархи, российские чиновники и миллионеры, представители шоу-бизнеса такие как: Роман Абрамович, Стив Джобс, Путин Владимир Владимирович, Егор Крид, Билл Гейтс и другие. По их мнению, успеха им удалось добиться исключительно благодаря денежным средствам, связям и знакомствам, и никакой труд роли не сыграл. Как следствие, для подростков успех выражается в лёгкой жизни, колоссальных доходах и мировой популярности. Амбиции в таком возрасте - не есть плохо, однако, подобные ориентиры заведомо ставят подростков в уязвимое и проигрышное положение в отношении их будущего, из-за желания получить «всё», как можно быстрее и без усилий.
Главными показателями успеха в жизни подростки считают - наличие дорогого автомобиля, большой квартиры и загородного дома. При чём все указывают, что планируют обзавестись всем этим имуществом в срок от 1 до 5 лет работы после окончания учебного заведения.
Распределение свободного времени у подростков происходит совершенно нерационально. Абсолютное большинство подростков, как уже было сказано раннее, проводят за компьютером в среднем от 2 до 4 часов в день. Специфика занятий - общение в социальных сетях, просмотр фильмов, видеороликов и фотографий, а также - компьютерные игры. Встречается немало случаев, когда подростки «живут» компьютерными играми, всё делают ради того, чтобы вернуться в игру и готовы проводить за ними всё свободное время. Наше исследование показало однозначную связь: чем меньше подросток уделяет времени учёбе, хобби и собственному физическому и интеллектуальному развитию, взамен на праздное и инфантильное времяпровождение за интернетом и компьютерными играми - тем больше у него ожиданий и запросов от будущего, которые выражаются в неадекватно высокой заработной плате и кратких сроков обогащения материальными ценностями. И наоборот - чем больше подросток посвящает времени учёбе, подготовке к поступлению в учебные заведения, спорту, хобби и своим развивающим интересам, тем адекватнее его представления собственных перспектив, ожиданий от будущего и трезвее оценка сроков достижения материального благополучия. Однако, второй случай встречается достаточно редко, поскольку он требует активного включения родителей в формирование личности собственных детей, путём эффективного воспитания, общения, найма дополнительных репетиторов и тренеров, а также постоянной моральной поддержки и сопровождения. Этот случай требует больших финансовых и временных вложений, на которые готовы далеко не все родители. Однако, такой подход на сегодняшний день является самым эффективным для благополучной социализации, профориентации и самореализации подростка в будущем, что в итоге позволит ему добиться успеха социально приемлемым путём и создать свою благополучную семью.
Понятие «хобби» - теряет свою актуальность. Точнее сказать, оно перерастает в формат «занятия от скуки», нежели занятия с неподдельным интересом и увлечённостью, что в итоге может создать новые перспективы для подростка. В результате опроса, в качестве хобби подростки указывают чаще всего - общение в социальных сетях и компьютерные игры. Всё реже подростки указывают такие занятия, как: танцы, спорт, музыка. При этом, уделяя им всего от одного до нескольких часов в неделю. И только в единичных случаях подростки готовы уделять своему хобби от одного до нескольких часов в день, что наиболее вероятно может привести их к получению профессии в данном направлении.
В отношении получения высшего образования подростки убеждены, что оно им необходимо, независимо от того, понадобится им диплом об окончании в будущем или нет. Однако, необходимость подростков получения высшего образования несёт скорее характер «статусности», чем фактического получения знаний и получения профессии.
Опрос показал, что никто из подростков не занимается планированием своих дел и времени, что тоже говорит о праздном отношении к собственным ресурсам.
Основная часть подростков ориентируется на заработок после окончания университета от 50 до 100 тыс. руб. в месяц, независимо от среднестатистической зарплаты по Санкт-Петербургу, которая для 70% предложенных вакансий колеблется от 18 тыс.руб. до 43 тыс.руб.1 в месяц, для 20% - от 43 тыс.руб до 65 тыс.руб. с месяц, и лишь 10% - зарплаты свыше 65 тыс.руб. в месяц. И зарабатывать денежные средства подростки готовы любым путём, особо не ориентируясь на труд и усилия. Главное для них приоритет - получить высокий социальный статус в короткий срок.
Низкий уровень рефлексии у преимущественной доли подростков под негативным влиянием интернета и гаджетов, вместе с понижающимся социализирующим потенциалом семьи и школы в современном российском обществе создают необходимость разработки новых методов и технологий формирования социальной компетентности недирективного характера, соответствующих их интересам.
В типичных общеобразовательных школах уделяют внимание по большей части - классическим научным дисциплинам, включая работу психолога по профориентации, однако не уделяется внимание на формирование социально-приемлемого успешного образа жизни в головах подростков, поэтому они вынуждены питать иллюзии в отношении жизненного успеха из интернета, от родителей, друзей и сверстников, полагая, что их субъективная точка зрения - единственный ход развития событий в их жизни.
Исследование показало, что подростки развращаются под влиянием интернета и компьютера. Почти у всех наблюдается зависимость от социальных сетей, и в некоторых случаях от компьютерных игр. Виртуальная жизнь замещает реальную: подростки бросают свои хобби, пренебрегают учёбой и выполнением домашнего задания, прогрессирует инфантильно-потребительская модель поведения, при которой труд - необязателен, а ожидаемая зарплата на будущей работе - завышена в 2-3 раза от среднестатистической по городу Санкт-Петербургу.
Из-за того, что абсолютно все компьютерные игры строятся на принципе бесконечности циклов повтора и количества жизней персонажа, понимание и чувство ценности жизни снижается, страх смерти уменьшается, и у подростков косвенно формируется чувство наличия «второго шанса, второй попытки» в случае неудачи. Также, выяснилось, что систематическое длительное времяпровождение перед компьютером способствует накоплению дефицита физической активности, выделения адреналина, острых чувств и эмоциональных переживаний. Поэтому, подростки начинают искать способы быстрого получения острых чувств, за месяцы и годы монотонного неподвижного сидения за компьютером. Поэтому и прогрессируют такие занятия, как «руфинг» и «зацепинг», а отсутствие страха смерти и чувство наличия второго шанса неизбежно приводят огромному риску и иногда - невосполнимым потерям.
Исследование показало, что уровень жизненных возможностей растёт, тенденции меняются, а качество воспитания и уровень образованности выпускников типичных общеобразовательных школ - снижаются, поскольку подходы прошлых лет устаревают, становятся неактуальными при современных условиях и требуют кардинальных корректировок, методологических и технологических обновлений. Как следствие, в большинстве случаев подростки не в состоянии адекватно выбрать профессию для жизни, учатся другой специальности, не имея интереса и соответствующих способностей к ней, потом не могут реализовать в полной мере свой потенциал в силу потерянных временных ресурсов, и вынуждены работать - «где получится» или «где придётся» за зарплату на порядок ниже, а в некоторых случаях - и в несколько раз меньше ожидаемой. Как следствие, неблагополучная социализация приводит к полному личностному краху, частым конфликтам и ссорам, к распаду семейных и дружеских отношений, чрезмерному употреблению на почве затянувшегося стресса - алкоголя, психотропных веществ, курению и, следовательно, развитию различных аддикций, зависимости от азартных и компьютерных игр, социальных сетей и бесполезного сидения в интернете, затяжных депрессий и рефлексии о собственной несостоятельности. И это, не говоря уже о финансовой несостоятельности и неспособности выплачивать имеющиеся кредитные задолженности, которые в свою очередь, только увеличиваются и ещё больше усугубляют трудное положение человека. Нередко, «жертвы» подобного сценария совершают суицид, т.к. больше не находят смысла в существовании при таких условиях.
В приведенном исследовании была создана новая технология, способствующая формированию социальной компетентности у подростков, представляющая собой лекционные занятия на темы успеха в жизни, просмотр видеоматериалов и дальнейшего обсуждения. Она была опробована на подростках возраста 14-17 лет типичных подростковых клубов и общеобразовательных школ Кировского и Невского района Санкт-Петербурга и дала активно-формирующий и обучающий эффект.
Разработанная технология выступает, как перспективное и эффективное недирективное средство формирования социальной компетентности подростков, так как вызвала положительную реакцию и оценку и весомый интерес.
Поставленные цели и задачи исследования достигнуты. Результаты проделанной работы показали, что технология - перспективна и востребована, и может быть использована в учебных заведениях, в подростковых и молодёжных клубах, и в других образовательных учреждениях государственного и коммерческого статуса.
Исследование показало актуальные направления дальнейшего развития приведенной технологии по формированию социальной компетентности подростков. Следовательно, важными являются следующие направления:
• Создание практических занятий по теме жизненного успеха в формате общения и ролевых игр: разработка ситуативных жизненных задач с различными условиями и несколькими ролями, влияющими на решение проблемы;
• Создание современной профориентационной технологии для выявления способностей, предрасположенности и противопоказаний подростков к определённым профессиям на ранних стадиях, а также для определения перспективности выбранных профессий;
• Внедрение в образовательную программу учебных заведений занятий по просмотру и обсуждению мотивирующих фильмов, соответствующих проблематике подростков и положительно влияющих на дальнейшее формирование их успешной и благополучной жизненной позиции.
С подростками необходима работа не только образовательная по научным дисциплинам, но и по формированию ценностей, по обсуждению жизненного успеха путём лекций, практических занятий и ролевых игр. Образ жизненного успеха и шаблоны решения проблем помогают визуализировать мотивирующие фильмы, социальные рекламы и ролики, и дальнейшее их обсуждение с социальным педагогом. Подростки испытывают к этому неподдельный интерес и волнение, поскольку понимают, насколько данная тема касается их будущего.


1) Аксенов Д. Что делать, если ребенок «заболел» компьютером? // Мой район. КР. 26.08.05. N25 (129) - С.
2) Баранова Л.А., Социальная компетентность: условия формирования и проявления // Человек и общество/ Под ред. В.Е, Семенова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.
3) Байков Ю.Н., Егоров Д.Е., Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса // Журнал прикладной психологии. - 2002.
4) Болотов В.А., Сериков В.В., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10. - С.8-14.
5) Васильева С.А., Васильева С.М., Воронова Е.А. Проблемы социальной работы с молодёжью: учебн.-метод.пособие. СПб.: издат-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 328 с.
6) Вестник Санкт-Петербургского университета: психология, социология, педагогика. Серия 12, выпуск 2 / изд-во С.-Петерб.университета, 2013.
7) Галкин Д.В. Компьютерные игры как феномен совеременной культуры: опыт междисциплинарного исследования (Электронный ресурс) / Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика». 2012. Вып.4.
URL: http://huminf,tsu.ru/e-jurnal/magazine/4/gal2.htm (дата обращения 04.04.2017).
8) Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. - 525 с.
9) Гидденс Э. Элементы теории структурации// современная социальная теория:Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995.
10) Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. Вып. 54. С.183.
11) Дементьева И.Ф. Факторы риска современного детства (Электронный ресурс) / Социологические исслежования. 2011. №10. С. 108-114.
URL:http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/02/1269107074/Dementjeva.pdf
12) (дата обращения: 04.04.2017).
13) Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / под ред. В.Н. Келасьева, И.В. Яковлева, Н.М. Полуэктовой, Н.В. Старкова, С.А. Васильева. Москва - 1994; - 128 с.
14) Дудина В.И. Методология и методы социологического исследования: учебник/ под ред. Е.Э. Смирновой; С.-Петерб.гос.ун-т. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. - 388 с.
15) Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб. - 1998.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ