Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Православные праздники в народном мировосприятии

Работа №132526

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере романа И. Шмелева «Лето Господне»)

Введение 8
Глава 1. И.С. Шмелев как представитель духовного реализма в литературе XX века 11
1.1. Литература и религия: православная культура и церковность 11
1.1.1. Истоки православной русской литературы 11
1.1.2. Духовный реализм 14
1.1.3. Календарь православной духовности 16
1.2. «Лето Господне» как автобиографический роман 18
1.2.1. Раннее творчество И.С. Шмелева 15
1.2.2. Жизненный путь И.С. Шмелева как отражение творческого движения к замыслу романа «Лето Господне» 22
1.2.3. История создания романа 27
1.2.4. Идейно-художественное своеобразие романа 28
Глава 2. Изображение православных праздников в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» 31
2.1. Великий пост как приготовление к Пасхе 31
2.1.1. Чистый понедельник 32
2.1.2. «Ефимоны» 30
2.1.3. Крестопоклонная 31
2.1.4. Говенье 32
2.1.5. Вербное воскресенье 33
2.1.6. Страстная неделя 34
2.2. Пасха 40
2.3. «Разговины» 42
2.4. Радуница 42
2.5. Двунадесятые праздники 39
2.5.1. Благовещенье 40
2.5.2. Рождество 40
2.5.3. Святки как переход от Рождества ко Крещению 43
2.5.4. Крещенье 43
2.5.5. Троицын день 44
2.6. Масленица 50
2.7. Яблочный Спас 52
2.8. «Петровками» 49
2.9. День памяти Донской иконы Божьей Матери 50
2.10. Покров 52
2.11. Егорьев день 53
2.12. Именины 54
2.13. Сценарий внеклассного мероприятия по теме «Именины-осенины» 60
Заключение 61
Список литературы: 63

Творчество Ивана Сергеевича Шмелева - поистине православного писателя - имеет глубокие религиозные основания: патриархальный уклад жизни в его семье, воспитание в детстве в духе православных традиций определили художественный стиль писателя. Жанровое своеобразие творчества Ивана Сергеевича Шмелева, мифопоэтика, глубокая религиозность составили самобытность его художественного мира.
Православные праздники являлись и являются до сих пор неотъемлемой частью жизни и всецело повлияли на культуру и традиции православного русского народа. В своём исследовании я рассматриваю такие православные календарные события как Великий Пост [43, с. 3], Чистый понедельник [43, с. 3 ], Ефимоны [43, с. 14], Крестопоклонная [43, с. 323], Вербное Воскресенье [43, с. 348] ), Светлая Пасха [43, с. 54], Радуница [43, с. 385], День Святой Троицы [43, с. 90], Благовещенье [43, с. 40], Рождество Христово [43, с. 114], Крещение Господне [43, с. 152], Яблочный Спас [43, с. 103], день памяти Архангела Михаила [43, с. 269], Георгия Победоносца [43, с. 374], Петра и Павла [43, с. 197], Донской иконы Божьей Матери [43, с. 208], Покрова Пресвятой Богородицы [43, с. 224], которые были описаны И.С. Шмелевым в автобиографическом романе «Лето Господне» [43].
Детские впечатления Ивана Сергеевича Шмелева, выросшего в патриархальной России, сохранили всю красоту православия и составили содержание его самобытного творчества. Роман «Лето Господне» [43] доказывает это. Именно поэтому я выбрала такую тему исследования.
Главы романа: «Праздники» [43, с. 3], «Праздники-радости» [43, с. 183], «Скорби» [43, с. 398] соотнесены с церковным календарем, праздники, горести, радости семьи - все сосредоточилось в отцовском доме, в храме, в православной Москве. Внутренний мир мальчика, его размышления, чувства, отношения с домашними наполняют повествовательную ткань произведения. Мы рассматриваем только первые две главы: «Праздники» [43, с. 3], «Праздники-радости» [43, с. 183], потому что в нашем исследовании нам интересно влияние православных праздников на народное мировосприятие.
Актуальность данного исследования объясняется необходимостью изучения художественного мира Ивана Сергеевича Шмелева для восстановления целостности русского литературного процесса ХХ века.
Научный опыт изучения творчества И.С. Шмелева представлен в исследованиях М.М. Дунаева [6, 7, 8], A.M. Любомудрова [24, 25], И.А. Ильина [14, 15], И.А. Есаулова [9], Е.А. Осьмининой [29], И.Н. Клеутиной [16] и других.
Объект исследования: роман И.С. Шмелева «Лето Господне» [43].
Предмет исследования: отражение в романе русских православных праздников в народном мировосприятии и связанных с ними традиций.
Цель исследования: рассмотреть особенности отражения народного мировосприятия в контексте православной традиции на основании текста романа «Лето Господне» [43] Ивана Сергеевича Шмелева.
Задачи исследования:
• рассмотреть влияние православия на русскую словесность;
• охарактеризовать образ православной Святой Руси в творчестве Ивана Шмелева;
• исследовать специфику отражения русского православного быта в романе «Лето Господне» [43] Ивана Сергеевича Шмелева.
• выявить особенности изображения церковных православных праздников и обрядов в романе «Лето Господне» [43].
Для достижения цели и задач исследования используются такие методы, как биографический, культурно-исторический, историко-типологический, ритуально-мифологический.
Значимость исследования определяется тем, что материал работы можно рассматривать как в рамках изучения творчества И.С. Шмелева, так и в рамках изучения православных традиций русского народа. Новизна работы заключается в попытке исследовать миропонимание русского народа посредством анализа религиозных праздников и традиций. Материал работы можно использовать при подготовке к урокам русской литературы, классным часам, внеклассным мероприятиям, так как научно-методической литературы касательно православных праздников и традиций русского народа в настоящее время недостаточно.
Цель и задачи исследования полностью определяют структуру работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность, значимость, новизна, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе содержатся сведения о соотношении литературы и религии, духовном реализме, повествуется о биографии И.С. Шмелева, анализируется его раннее творчество, объясняется идейно-художественное своеобразие романа «Лето Господне» [43]. Вторая глава посвящена Пасхе и всему, что с ней связано: Великому посту как приготовлению к Светлому Воскресению Христову, Разговинам, Радунице; описываются празднования и традиции таких двунадесятых праздников, как Благовещенье, Рождество Христово, день Святой Троицы, Крещение Господне, содержатся сведения об оставшихся праздниках, не имеющих отношение к Пасхе и двунадесятым праздникам: Масленице, Яблочном Спасе, дне Петра и Павла, Георгия Победоносца и именинам. Помимо этого, пятая глава содержит в себе сценарий внеклассного мероприятия, который посвящен осенним именинам. Заключение содержит в себе подведение итогов и обобщение полученного материала.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрение особенностей народного мировосприятия православных праздников на основании текста романа «Лето Господне» [43] было достигнуто посредством поставленных задач исследования: рассмотрения влияния православия на русскую словесность, характеристики образа Святой Руси в творчестве И.С. Шмелева, рассмотрения русского православного быта на основании романа, выявления особенностей изображения церковных праздников и обрядов в народном мировосприятии.
Православие нашло свое отражение в творчестве И.С. Шмелева. Писатель показал на примере своего романа, что народная речь претерпела на себе влияние евангельского учения, духовных стихов, канонических текстов и др. Религия стала фактором, которая сплачивала простых людей между собой. Православие воздействовало с помощью ежедневных молитв, аскез, богомыслия на ум, мышление, мировоззрение, народный дух русских людей, что передавалось и передается из поколения в поколение. Каждодневный быт христианина определялся православным календарем, религиозными традициями. Как последовательна цепочка православных праздников, так и последовательна жизнь, быт людей в соответствии с этими праздниками. С каждым приближением праздника меняется и обстановка в доме, цвет лампадок, занавесок, молитвы, еда, настроение, разговоры и многое другое. Живут и приметы, связанные с церковным календарем. Например, на Троицу всегда ждут дождь, на Покров – снег, к Яблочному Спасу непременно все плоды на деревьях уже созреют. Рацион пищи тоже зависит от церковного календаря. Так, на Пасху все едят крашенные яйца и куличи, на Яблочный Спас и после него – яблоки, груши, сливы, вишню и т.д., на Крестопоклонную пекут печенья в форме крестов. Читатель вдруг начинает осознавать, что православие перестает быть чем-то отвлеченным, церковным, а становится частью души, чем-то зримым, знакомым, родным. «Лето Господне» [43] пропитано христианским благочестием, где жизнь, труд, быт, вера, календарные праздники взаимосвязаны друг с другом. Красота православных праздников завораживает, очаровывает своей таинственностью и проникает в самую душу, песнопения на богослужении и обряды наполняют жизнь священным ритмом и приобретают сакральное значение.
Православная церковная культура органично и естественно наполняла жизнь маленького Вани, воспитывая доверчивую детскую душу. Жизнь ребенка и его семьи в романе отмерена церковными праздниками и обрядами, молитвами, приготовлениями к Великому Посту и радостью от светлого праздника Пасхи. Благостный свет озаряет жизненный путь и защищает от горестей и бед.
Целостный мир ремесленников, купцов, крестьян в романе воплощает в себе всю духовную культуру православия. Горкин Михаил Панкратыч как герой романа является ярчайшим представителем простого народа, который, хоть и является старостой местной церкви, все-таки необразован и прост по своей натуре. Плотник незамысловато и доходчиво рассказывает мальчику историю Спасителя; объясняет названия, смыслы праздников несложным языком, как сам понимает; часто вспоминает приметы и поверья, связанные с каждым календарным событием. Горкин для Вани как ангел-хранитель. Однако мальчик хоть и учится у Горкина, но многие вещи понимает со своей позиции, как ребенок, через призму детского сознания.
Но помимо церковных празднеств мы наблюдаем и следы прошлого язычества: Масленицу, Святки, Ивана Купала. Это свидетельствует о двоеверии, синтезе языческой и православной культур.
Замоскворецкое детство, как чистый родник, на всю жизнь наделило творчество Ивана Сергеевича Шмелева самобытной художественностью, образностью, православным содержанием.
Глубоко православное сознание И.С. Шмелева, поиски веры нашли свое наиболее полное выражение в романе «Лето Господне»



1. Бердяев, Н. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. Бердяев. - Париж: YMCA-Press, 1946. – 258 c.
2. Булгаков, С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей / С.В. Булгаков. – М., 1993. Т. 1.
3. Бухаркин, П.Е. Православная Церковь и светская литература в новое время: основные аспекты проблемы / П.Е. Бухаркин // Христианство и русская литература: сб. ст. / Рос. АН. Институт рус. лит. (Пушкин. дом); сб. 2 / Отв. ред. В. А. Котельников. - СПб: Наука, - 1996. - С. 32-60.
4. Бухаркин, П.Е. Православная Церковь и русская литература в ХVIII-ХІХ веках: Проблемы культурного диалога / П.Е. Бухаркин. - СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1996. - 172 с.
5. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, читаемый на первой седмице Великого поста, Житие преподобной Марии Египетской. – М.: ООО «Духовное преображение», 2017. – 96 с.
6. Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках / М.М. Дунаев. — Престиж, 2003. — 1056 с.
7. Дунаев, М.М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 6-ти частях. Ч.1 / М.М. Дунаев. - М.: Христианская литература, 1996. - 320 с.
8. Дунаев, М.М. Творчество И.С. Шмелева (1873-1950) // Православие и русская литература. Ч.5. / М.М. Дунаев. – М., 2003. 614 с.
9. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. - Петрозаводск: Изд. Петрозаводского университета, 1995. - 288 с.
10. Зачем крестился Христос, если Он – Бог? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://foma.ru/zachem-krestilsja-hristos-esli-on-bog.html (дата обращения: 28.04.2022).
11. Зеньковский, В.В. Основы христианской философии, т. 1-2. / В.В. Зеньковский. – Париж, 1961-64.
12. Золотухина, О.Ю. «Христианство и русская литература» − основные научные подходы к проблеме [Электронный ресурс] / О.Ю. Золотухина // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hristianstvo-i-russkaya-literatura-osnovnye-nauchnye-podhody-k-probleme (дата обращения: 29.04.2022).
13. Ильин, И.А. Собр. соч.: Переписка двух Иванов (1927-1934) / И.А. Ильин. – М., 2000.
14. Ильин, И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин - Ремизов – Шмелев // Ильин И.А. Собр. Соч. в 10 т.- М.- 1996. - Т. 6. - Кн. 1.
15. Ильин, И.А. Собрание сочинений: В 10 т. / И.А. Ильин. – М., 1996. Т. 6. - Кн. 1. – 572 с.
16. Клеутина, И.Н. Способы введения церковнославянской лексики в канву произведения Ивана Шмелева «Лето Господне» / И.Н. Клеутина // Вестник Брянского госуниверситета. - 2016. - № 1. - С. 262-263.
17. Котельников, В., Герасимов, Ю., Любомудров, А. Христианство и русская культура [Электронный ресурс] / В. Котельников, Ю. Герасимов, А. Любомудров // Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10626 (дата обращения: 01.03.2022).
18. Кутырина, Ю.А. Иван Сергеевич Шмелев / Ю.А. Кутырина. - Париж. - 1960. – 103 с.
19. Лето Господне [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лето_Господне (дата обращения: 14.02.2022).
20. Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920—1940 годы): Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. А.И. Смирнова, А.В. Млечко, В.В. Компанеец и др.; Под общ. ред. д-ра филол. наук, проф. А.И. Смирновой. Волгоград: Изд-во ВолГУ. - 2003. - 244 с.
21. Лихачева О.В. Прецедентный текст в романе И. Шмелева «Лето Господне» / О.В. Лихачева // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 10 (50). - С. 50-53.
22. Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция [Электронный ресурс] / Ю.М. Лотман // Режим доступа: - http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/LOTMAN/LOTMAN09.HTM (дата обращения: 03.03.2022).
23. Лысенко, Л.А. Поэма в прозе «Лето Господне» И. Шмелева как энциклопедия русских православных праздников / Л.А. Лысенко //Филологические науки. - Вестник НВГУ. - № 4. - 2014.- С. 2 - 5.
24. Любомудров, A.M. Духовный реализм в литературе Русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев /А.М. Любомудров. – СПб. - 2003. – 289 с.
25. Любомудров, А.М. Церковность как критерий культуры / А.М. Любомудров // Христианство и русская литература: сб. ст. / Рос. АН. Институт рус. лит. (Пушкин. дом); сб. 4 / Отв. ред. В. А. Котельников. - СПб: Наука, - 2002. - С. 87-109.
26. Морозов, Н.Г. Лето Господне И.С. Шмелева / Н.Г. Морозов // Шмелев И.С. Лето Господне. - М., 1998.
27. Москвина, О., У Бога все живы! Ведомости Нижегородской митрополии - 4 (202), [Электронный ресурс]/ О. Москвина // Режим доступа: https://nne.ru/u-boga-vse-zhivy/ (дата обращения: 11.04.2022).
28. Мочульский, К. В. Великие русские писатели XIX века: публицистика / К. В. Мочульский. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 116 с.
29. Осьминина, Е.А. Радости и скорби Ивана Шмелева / Е.А. Осьминина // Москва. - 1994. - № 9.
30. Панченко, А.М. Пушкин и русское православие [Электронный ресурс] / А.М. Панченко // Режим доступа: http://panchenko.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2337 (дата обращения: 01.03.2022).
31. Панченко, А.М. Русский поэт, или мирская святость как религиозно-культурная проблема [Электронный ресурс] / А.М. Панченко // Режим доступа: https://magazines.gorky.media/zvezda/2002/9/russkij-poet-ili-mirskaya-svyatost-kak-religiozno-kulturnaya-problema.html (дата обращения: 01.03.2022).
32. Подвигина, Н.Б. Национальные особенности традиций и праздников в произведении И. С. Шмелева «Лето Господне» / Н.Б. Подвигина // Лингвокультурология. - Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. – 2006. - №1.
33. Пословицы и поговорки о масленице для детей и взрослых: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slavclub.ru/poslovicy-i-pogovorki/o-maslenice (дата обращения: 12.05.2022).
34. Праздников праздник и торжество из торжеств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vladivostok-eparhia.ru/mitropolja/arseniev/?id=27039 (дата доступа: 26.04.2022).
35. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) / В. Я. Пропп. – СПб.: Терра - Азбука, 1995. – 176 с.
36. Пушкин, А.С. Два чувства дивно близки нам… [Электронный ресурс] / А.С. Пушкин // Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/5690/dva-chuvstva-divno-blizki-nam (дата обращения: 18.04.2022).
37. Пушкин, А.С. Именины [Электронный ресурс] / А.С. Пушкин // Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/4509/imeniny (дата обращения: 15.05.2022).
38. Савельева, Л.В. Языковая экология: Русское слово в культурно-историческом освещении / Л. В. Савельева. - Петрозаводск: Издательство Петрозаводского госуниверситета. - 1997. – 144 с.
39. У Бога все живы. Рассказ сельского священника: [Электронный ресурс] – Псковский район, 1994. – Режим доступа: https://www.shamordino-m.ru/osnovy-very/azbuka-very/o-pominovenii-usopshikh/u-boga-vse-zhivy-rasskaz-selskogo-svyashchennika.html. (дата обращения: 25.05.2022).
40. Человек – образ Божий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravoslavie.ru/103548.html (дата обращения: 11.05.2022).
41. Шмелев, И. С. Автобиография / Публ А. П. Черникова // Русская литература. – 1973. – № 4. – С. 143.
42. Шмелев, И.С. Богомолье: повести и рассказы. Сост. Л.А. Чуткова / Иван Сергеевич Шмелев. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022, - 462 с.
43. Шмелев, И.С. Лето Господне / И. С. Шмелев. - М.: Издательство «Светлый берег», 2009. - 509 с.
44. Шмелев, И.С. На скалах Валаама. За гранью мира.: очерк / Иван Шмелев. – М.: Издательство «Новое небо», 2019. – 184 с.
45. Шмелев, И.С. Старый Валаам.: очерк / Иван Шмелев. – М.: Издательство «Новое небо», 2019. – 126 с.
46. Шмелев, И. С. Гражданин Уклейкин / И. С. Шмелев. – Москва: Директ-Медиа, 2010. – 175 с.
47. Шмелев, И. С. Человек из ресторана. Чортов балаган / И. С. Шмелев. – Москва: Директ-Медиа, 2010. – 270 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ