Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ценностям Православия при подготовке и проведении праздников в Воскресной школе

Работа №93610

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ 12
1.1. Приобщение детей к ценностям Православия как педагогическая
проблема 12
1.2. Воспитательный потенциал Воскресной школы в приобщении детей
старшего дошкольного возраста к ценностям Православия 17
1.3. Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям Православия при подготовке и проведении праздников в Воскресной школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ п
28
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня приобщения
старших дошкольников к ценностям Православия 28
2.2. Содержание работы по приобщению детей к ценностям Православия при подготовке и проведении праздников в Воскресной школе 55
2.3. Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ценностям 70 Православия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 111

Актуальность проблемы приобщения детей к ценностям Православия обусловлена сегодняшним состоянием современного общества. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ пришёл на смену Закону РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Уже к 1993 г. появились проекты поправок к Закону «О свободе вероисповеданий». Среди его недостатков, вызывавших наиболее многочисленные претензии, в основном со стороны представителей органов власти и традиционных для России конфессий, были: отсутствие чётко сформулированных признаков для установления религиозного характера объединения; необеспеченность контроля над соблюдением законодательства (особенно после того, как в 1993 г. прекратили существовать Советы народных депутатов). Согласно данному закону «в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе, создавая религиозные объединения» [59]. Настоящий Закон считает Российскую Федерацию светским государством и подчёркивает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении ценностных основ личности. Это время, когда формируется осознанное восприятие окружающего мира. Исследованиями проблемы приобщения к Православным ценностям в дошкольном возрасте занимались такие авторы, как Б.Г. Ананьев, О. С. Богданова, Р.С. Буре, В.Н. Быковская,
А.М. Виноградова, А.В. Гилева, А.Я. Данилюк, К.Я. Кожурин, Л.П. Князева,
3
В.С. Колесникова, О.А. Кулолаева, А.Н. Леонтьев, Н.А. Ветлугина, Л.Ф. Островская, С.В. Погодина, О.А. Казаков, А.В. Соколов, Е.В. Тростникова, Н.П. Шитякова, Е.В. Щеголева.
Особые возможности в приобщении детей к ценностям Православия открываются в условиях Воскресной школы. «Положение о деятельности Воскресных школ» утверждено Священным Синодом Русской Православной Церкви для использования в епархиях, находящихся на территории Российской Федерации, с учётом реальных возможностей на местах. В нём говорится: «Задачами дошкольной ступени являются православное
воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение» [44]. Открытие Воскресных школ необходимо для формирования ценностей Православия у различных возрастных групп людей.
Огромным потенциалом в приобщении детей к ценностям Православия обладают праздники. Праздники преобразуют повседневную жизнь ребенка, несут радость общения, приобщают его к духовно-нравственным ценностям через эмоциональное переживание значимых для жизни общества событий. Большим воспитательным потенциалом обладает не только само присутствие ребенка на празднике, но и подготовка к этому событию, в процессе которой происходит освоение ценностно значимой информации, погружение в нее. Основу православных праздничных ритуалов составляет деятельностный, художественно-образный способ восприятия евангельских сюжетов, что близко пониманию ребенка, способу его освоения ценностей окружающего мира. Православные праздники подразумевают совместное участие детей и взрослых, что также обладает большим воспитательным потенциалом.
В то же время на сегодняшний день ощущается недостаточность методических разработок, связанных с реализацией воспитательного потенциала православного праздника.
Таким образом, анализ данной проблемы выявил следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между наличием социального заказа на приобщение детей к ценностям Православия и недостаточной готовностью Воскресных школ к реализации этого процесса применительно к периоду дошкольного детства;
• на научно-педагогическом уровне - между признанием значимости деятельностного и полихудожественного подходов к освоению детьми нравственных ценностей и недостаточной теоретической обоснованностью применением данных подходов в процессе приобщения дошкольников к ценностям Православия;
• на научно-методическом уровне - востребованностью потенциала праздников в приобщении детей к ценностям Православия и отсутствием методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике дошкольного образования.
Из противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в определении эффективных подходов к приобщению детей к ценностям Православия в условиях образовательного процесса Воскресной школы.
На основании актуальности, выявленных противоречий и обозначенной проблемы определена тема диссертационного исследования: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ценностям Православия при подготовке и проведении праздников в Воскресной школе»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы. В результате исследования были решены поставленные задачи.
1. На основе анализа философской, культурологической, педагогической литературы уточнено содержание педагогического процесса приобщения детей к православным ценностям, выделены его основные характеристики с учетом личности старшего дошкольника: представления о доброте, сочувствии, отзывчивости, доброжелательном отношении к окружающим, уважении и послушании родителям, заботе о близких, трудолюбии, уважении к труду старших и сверстников, вежливости, правдивости, скромности.
2. Раскрыт воспитательный потенциал Воскресной школы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к ценностям Православия. Сегодня, преподавая в Воскресной школе, необходимо отвлечься от старых дореволюционных форм преподавания, когда применялись в большинстве своём, только лишь беседы, а дети были пассивными слушателями. Современные педагоги постоянно находятся в поиске новых форм и методов проведения занятий и праздников в Воскресной школе. В занятиях всегда даётся информация о православных праздниках, которая будет быстрее воспринята в условиях духовно­нравственной среды. Это один из важных аспектов воспитания в Воскресной школе.
3. Теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие приобщение детей к православным ценностям:
- построение воспитательного процесса на основе деятельностного и полихудожественного подходов, которые позволяют осваивать образы и сюжеты Евангелия через переживание художественных образов, их воспроизведение и закрепление в совместной с взрослыми художественно­творческой деятельности;
• разработка программы приобщения к православным ценностям детей старшего дошкольного возраста при подготовке и проведении праздников в воскресной школе.
В рамках программы приобщения детей к ценностям православия разработан алгоритм подготовки и проведения праздника, включающий этапы:
• предподготовительный. На данном этапе важно заинтересовать старших дошкольников предстоящим праздничным событием. Дети активно включаются в беседу о празднике, чем он знаменателен, основные его события и особенности празднования. Большая роль отводится воспитателю. Именно он должен заинтересовать детей на данном этапе;
• подготовительный. На данном этапе дети самостоятельно подыскивают материал для праздника, совместно с педагогами и родителями готовят сценарий, костюмы и декорации;
• репетиции и сам праздник. Здесь ребёнок проявляет себя творческой личностью, изучает и разыгрывает свою роль в театрализованной постановке, закрепляет полученные знания о ценностях Православия на практике. Ребёнок посещает храм в день праздника.
3. Проведено диагностическое исследование исходного уровня приобщённости старших дошкольников к ценностям Православия. В исследовании приняли участие 10 старших дошкольников, посещающих Воскресную школу при Местной Православной Религиозной Организации Приход в Честь Иконы Божией Матери «Порт-Артурская» города Екатеринбурга, среди которых 6 девочек и 4 мальчика.
4. Для диагностики по когнитивному критерию за основу была взята методика О.А. Ореховой «Изучение духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста». Методика была нами переработана для изучения знаний и представлений ценностей Православия у детей старшего дошкольного возраста, посещающих Воскресную школу при Местной Православной Религиозной Организации Приход в Честь Иконы Божией Матери «Порт-Артурская» города Екатеринбурга.
40% детей (4 дошкольника из 10) имеют высокий уровень развития знаний и представлений о ценностях Православия. 30% детей (3 человека из 10) имеют уровень развития знаний и представлений о ценностях Православия средний. 30% дошкольников (3 человека из 10) имеют уровень развития знаний и представлений о ценностях Православия низкий.
Далее изучили эмоционально-ценностный критерий представлений у старших дошкольников о ценностях Православия. Мы обратились к методике Н.С. Ежковой «Широта ценностных ориентаций», основанной на анкетировании детей.
60% (6 человек из 10) старших дошкольников имеют общий уровень развития широты ценностных ориентаций средний. 10% детей (1 старший дошкольник из 10) имеет высокий уровень развития широты ценностных ориентаций. 30% детей (3 человека из 10) имеют низкий уровень развития широты ценностных ориентаций.
Для диагностики по деятельностному критерию мы проводили наблюдения за детьми в процессе подготовки и проведения праздничных мероприятий. С этой целью нами была разработана анкета наблюдения за детьми.
20% детей (2 человека из 10) имеют высокий уровень развития ценностей Православия по деятельностному критерию. Они и их родители активны, всегда с желанием принимают участие в православных праздниках, регулярно посещают храм. 60% старших дошкольников (6 человек из 10) имеют средний уровень развития ценностей Православия по деятельностному критерию. Они не всегда активны, не всегда с желанием участвуют в православных праздниках, не полностью понимают значение православных ценностей, не всегда применяют их в активной деятельности. 20% детей (2 человека из 10) имеют низкий уровень развития ценностей Православия по деятельностному критерию. Они неактивны, безынициативны, их родители редко посещают храм и праздники, не поддерживают своих детей в позитивных начинаниях. Ценности ими не усвоены и не применяются в практической деятельности.
5. Разработали и реализовали программу по приобщению детей к ценностям Православия при подготовке и проведении 12 главных Двунадесятых праздников в Воскресной школе.
Нами были разработаны сценарии занятий и мероприятий, посвящённых Двунадесятым православным праздникам. В программу вошли 36 занятий, посвящённых празднованию 12 Двунадесятых праздников.
6. Провели диагностическое исследование итогового уровня приобщённости старших дошкольников к ценностям Православия. По когнитивному критерию количество старших дошкольников с высоким уровнем знаний и представлений о ценностях Православия увеличилось с 40% до 50% (с 4 до 5 человек). Это говорит о том, что в процессе подготовки и проведения православных праздников у старших дошкольников повысился уровень развития знаний и представлений о ценностях Православия. Количество старших дошкольников с низким уровнем знаний и представлений о ценностях Православия уменьшилось с 30% до 20% (с 3 до 2 человек).
По эмоционально-ценностному критерию количество старших дошкольников, имеющих высокий уровень широты ценностных ориентаций, увеличилось с 30% до 40% (с 3 до 4 человек). Количество старших дошкольников, имеющих средний уровень развития широты ценностных ориентаций, увеличилось с 30% до 50% (с 3 до 5 человек). Количество старших дошкольников, имеющих низкий уровень развития широты ценностных ориентаций, снизилось с 40% до 10% (с 4 до 1 человека).
По деятельностному критерию количество старших дошкольников, имеющих высокий уровень развития ценностей Православия по деятельностному критерию, увеличилось с 20% до 40% (с 2 до 4 человек).
Можно отметить, что дети стали активнее, общительнее, их родители также стали активнее участвовать в подготовке и организации православных праздников. Старшие дошкольники стали проявлять доброту и отзывчивость по отношению друг к другу и старшим. Дети стали вежливее относиться друг к другу, употреблять в речи вежливые слова (здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста). Количество детей, имеющих низкий уровень развития ценностей Православия по деятельностному критерию, уменьшилось с 20% до 0%. Можно также сказать, что система подготовки и проведения православных праздников, разработанная нами, явилась эффективной для приобщения детей старшего дошкольного возраста, посещающих Воскресную школу при Местной Православной Религиозной Организации Приход в Честь Иконы Божией Матери «Порт-Артурская» города Екатеринбурга, к ценностям Православия.


1. Ананьев, Б.Г. Воспитание дошкольников [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Спарк. - 2016. - 189 с.
2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М. Архангельский. - М., 2016. - 238 с.
3. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя [Текст] / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение,
2015. - 318 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение. 2011. - 389с.
5. Буре, Р.С. Основы нравственного воспитания детей [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Перспектива. - 2018. - 298с.
6. Быковская, В.Н. Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ
на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства/ В.Н. Быковская. - URL: https://pedportal.net/po-
zadache/upravleniedou/organizaciya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v- dou-na-osnove-vzaimodeystviya-vsehsubektov-obrazovatelnogo-prostranstva- 446004. (дата обращения: 16.09.2019г.) - Текст: электронный.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] // Под ред. А.М. Виноградовой. - М. Просвещение, 2016. - 210с.
8. Гилева, А.В. Православные праздники как средство приобщения детей
старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям/ А.В. Гилева, Е.В. Клокова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2019/196042.htm. 3 (дата обращения: 15.09.2019г.) - Текст: электронный.
9. Година, Г.Н. Нравственность и воспитание [Текст] / Г.Н. Година. - М.: Спарк. - 2015. - 289с.
10. Гофман, В., протоиерей. Искусство быть христианином. Ответы на вопросы прихожан [Текст] / В. Гофман. - Н. Новгород: Изд-во НП ПЦ «Глагол», 2017. - 192 с.
11. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2017. - 26 с.
12. Двунадесятые и Великие Праздники. (Библиотека воскресной школы). Выпуск 1. сост. К. Я. Кожурин [Текст]. - М., СПб.: РС ДПЦ, 2018. - 68 с.
13. Детская библия. Православные праздники [Текст] / Сост. Н.Б. Горбачева. - М.: АСТ, Астрель, Дизайн. Информация. Картография, 2015. - 414с.
14. Душевный лекарь. Святые Отцы - мирянам [Текст]. - М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2016. - 184 с.
15. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 года № 08-250. - URL: https://pravobraz.ru/instruktivno-normativnoe-pismo-ob-obuchenii-osnovam- religioznyx-kultur-i-. (дата обращения: 16.09.2019г.) - Текст: электронный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ