Введение 3
Глава 1. Метод наблюдения в контексте истории документалистики 8
1.1. Метод наблюдения как основа документальности 8
1.2. Экспериментальные направления в документалистике: от 30-х к "cinema verite" и "direct cinema" 22
1.3. Метод наблюдения в контексте советского документального кино 60-70-х гг: расцвет телефильма 37
1.4. Фильм-наблюдение как феномен документалистики постсоветского периода 46
Глава 2. Наблюдение как метод: основные техники и приемы, скрытые и явные возможности 58
2.1. Виды наблюдения в документалистике 58
2.2. "Метод наблюдения" - "фильм-наблюдение": трансформация понятий 64
2.3. Создание фильма-наблюдения: основные техники и приемы 73
Глава 3. Фильмы-наблюдения 2000-х: традиции и современные тенденции 86
3.1. Традиции современных московской и петербургской документальных школ 86
3.2. Современная зарубежная документалистика и кинонаблюдение 105
3.3. Применение метода наблюдения для создания гибридных жанров 112
Заключение 123
Список литературы 127
Фильмография 136
Приложение 1 142
Приложение 2 152
Наблюдение - важный инструмент изучения действительности. Оно обладает широкими возможностями не только фиксации явлений, но и раскрытия их в процессе деятельности, в развитии. В документалистике, основной задачей которой является отражение реальности (или же ее воссоздание, моделирование на экране) метод наблюдения определяет способы съемки, приемы, инструменты.
В то же время наблюдение способствовало развитию художественности в неигровом кинематографе: явления жизни, запечатленные камерой, представляют ценный материал для формирования авторской мысли, эстетического вкуса и образности в данном типе фильмов.
Актуальность исследования обусловлена распространенной практикой использования метода наблюдения в современной документалистике. Упрощение технической стороны производства фильмов-наблюдений увеличивает интерес к созданию таких фильмов, а практика становится основой для новых теоретических концепций, связанных с методом. Возникла необходимость систематизации теоретических представлений о методе наблюдения, подвергавшихся трансформации на протяжении истории документального кинематографа, а также необходимость описания и оценки вариантов его применения.
Новизна исследования в системном подходе при анализе процесса взаимодействия практики и теории применения метода наблюдения в документалистике, а также в сопоставительном анализе вариативных практик наблюдения в современных и уже ставших классикой кинематографа документальных фильмах.
Цель магистерской диссертации - определить специфику и вариативность применения метода наблюдения в документальном кино.
Поставленная цель определила следующие задачи:
• проследить использование метода наблюдения в различные временные периоды развития кинематографа;
• охарактеризовать основные варианты использования метода и присущие ему приемы, применяемы при съемке ;
• классифицировать современные неигровые ленты, созданные на основе метода наблюдения, выявить основные тенденции в использовании метода наблюдения.
Объект исследования - отечественные и зарубежные документальные фильмы.
Предмет исследования - специфика метода наблюдения и вариативность его использования в документальном кино.
Степень исследованности и разработанности научной темы. Основная часть изученной автором литературы представляет собой либо комплексный подход к истории кинематографа в целом, либо к истории документального кино в частности. Некоторыми исследователями (среди них, к примеру, Г.С.Прожико и В.Ф.Познин) затрагиваются определенные аспекты неигрового кинематографа: художественно-выразительные средства, подача факта, реализация мифа, моделирование реальности и т.д. Однако ни один исследователь полностью не описал и не систематизировал метод наблюдения в контексте истории кинематографа. На эту тему существуют отдельные статьи, посвященные сравнению течений (С.Сычев "Документальная ложь"), подходов документалистов (В.Листов: "ХХ век в творчестве Вертова и Флаэрти"), отдельных фильмов (Л. Кагановская "Материальность звука: кино касания Эсфири Шуб") или работе определенного режиссера (С.В. Дробашенко "Кинорежиссер Йорис Ивенс" ). Однако изучаемый нами метод, несомненно, достоин большего внимания со стороны исследователей: необходим комплексный подход, основанный на историческом анализе, сопоставлении широкого спектра произведений, созданных с использованием данного метода и т.д.
Рабочая гипотеза исследования. Мы предположили, что активное использование метода наблюдения в современной документалистике и его адаптация к сегодняшнему высокому уровню развития техники и способам производства документального кино способствуют существенной трансформации эстетики фильмов, созданных таким методом.
Научно-теоретическую базу магистерской работы составили труды теоретиков кино А.Базена, Л.Н.Джулай, З.Кракауэра, С.В.Дробашенко, Ю.Я.Мартыненко, С.А.Муратова, Г.С.Прожико, В.Ф.Познина, С.И. Юткевича, а также выдающихся кинематографистов Дз.Вертова, М.Ромма, А.Тарковского, Р.Флаэрти, Э.Шуб. и др.
В качестве эмпирического материала использованы отечественные и зарубежные картины, снятые методом наблюдения с 1990-х и по настоящее время. Автором работы было проанализировано более 30-ти таких картин.
Методология исследования предполагает комплексный подход, который объединяет теоретические и эмпирические методы: историко-хронологический метод; метод эмпирического, сопоставительного, системного, типологического анализа и анализ контента.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации основных техник и приемов съемки при создании документального произведения методом наблюдения, выявление основных тенденций в применении данного метода, его основных особенностей, что может использоваться в научных трудах и методических указаниях по теме создания документального фильма.
Практическая значимость работы определяется описанием вариантов использования наблюдения в документальном кино и арсенала соответствующих приемов съемки, необходимых для профессиональной подготовки обучающихся в сфере аудиовизуальной журналистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии, библиографии и приложений. В первой главе описываются достижения наблюдательного кино в истории документального кинематографа (идеологические, технологические, эстетические аспекты). Во второй главе описаны теоретические аспекты метода кинонаблюдения: его классификации, особенности, а также методы и приемы, используемые при создании наблюдательного фильма. В третьей главе раскрываются основные тенденции и особенности современных наблюдательных фильмов. В Приложении 1 предложено интервью автора работы с режиссером- оператором Сергеем Цихановичем, в Приложении 2 автором предложен синопсис фильма-эссе о различиях использования метода наблюдения в социальных и научно-популярных фильмах.
Положения, выносимые на защиту:
• Метод наблюдения определяет не только специфику и разнообразие видов съемки, лежит в основе экспериментальных и иных жанров, но также формирует концепции, течения в кинематографе.
• Документальность ленты не зависит от степени вмешательства режиссера в процесс фиксации "жизни врасплох".
• Современная тенденция использования метода наблюдения в экранной и теледокументалистике, телевизионной журналистике: создание гибридных жанров с использованием данного метода.
Апробация результатов исследования. Положения, выносимые на защиту, были представлены на нескольких всероссийских и международных научных семинарах и конференциях, по итогам которых опубликованы следующие материалы:
1. Жанрообразующий фактор в современном документальном фильме- наблюдении// Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. Санкт-Петербург, 2015 (ТЕЗИСЫ) Автор лучшего доклада в секции.
2. Документальный фильм-наблюдение: история и современность // Современная медиасреда: творчество и коммуникативные практики. Санкт-Петербург, 2015 (СТАТЬЯ). Финалист конкурса научных работ ВЖШиМК 2016.
3. Наблюдение в документальном фильме: реальность и реалити-шоу // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. Санкт-Петербург, 2016. (ТЕЗИСЫ).
В течение более чем столетней истории развития кинематографа специфика применения метода наблюдения менялась, так же как и отношение к нему кинематографистов. Вся история метода наблюдения в неигровом кино - это поиск ответа на вопросы: насколько объективен метод? каковы его возможности? насколько этично его использовать? нужно ли вмешиваться в ход событий на экране или просто запечатлеть драматургию и режиссуру жизни? Все ответы на эти вопросы неоднозначны. Применение историко-хронологического метода позволило нам сделать вывод, что, использовать метод наблюдения для создания документального фильма можно по-разному и в разных обстоятельствах: как притворяясь "мухой на стене", так и моделируя ситуации для наблюдения. При этом, вне зависимости от того, какой стиль выбирает режиссер такого кино, фильм остается документальным, и тому много исторических подтверждений.
Эмпирический анализ современных фильмов-наблюдений позволил нам сделать вывод, что современные авторы находят применение методу наблюдения не только в классическом его понимании, но и экспериментируя, создавая гибриды, добавляя современные достижения техники.
Сопоставительный анализ современных и классических произведений показал, что традиционное применение метода, несмотря на все прогрессивные достижения, более чем актуально сейчас. Мы увидели в работах молодых авторов и принцип тщательности подбора героя Р.Флаэрти, и ассоциативный монтаж Дз.Вертова, и оригинальную съемку М.Кауфмана, и поэзию Й.Ивенса, и политичность и остросициальность Р.Дрю и Р.Ликока, и многое другое. Это доказывает, что инструментарий и приемы, наработанные классиками, актуальны в наше время: привычная, скрытая камеры, субъективная камера, организованная ситуация, отвлечение от камеры, скрывание камеры, создание особенных психологических ситуаций и т.д.
Как показало исследование, современными авторами создается новая эстетика фильмов-наблюдений, которая основана на объективной фиксации реальности и воссоздании ее на экране с минимальными художественными средствами. При этом классическая эстетика таких фильмов (с применением художественных приемов) также имеет место, однако постепенно уступает "действительному кино". В тематике современных фильмов-наблюдений преобладает интерес к личности человека и к острым актуальным проблемам, гораздо реже появляются картины, в которых исследуются явления жизни.
Современная практика показала, что применение в наше время метода наблюдения в качестве основы для экспериментов по созданию гибридных жанров привело к упрощенному понимаю его роли в создании произведения. Реалити-шоу, докусоуп, веб-докъюментари - продукт для массового зрителя, ценностный пласт таких жанров к сожалению, сдвигается в сторону развлечения. Из чего мы можем сделать вывод, что постулат "жизнь врасплох" стал пониматься несколько иначе: если раньше это была борьба документалистов за право открыть таинства жизни своим зрителям, то сейчас это чаще всего просто желание просто запечатлеть. Вот почему необходимо выстроенное нами понимание отличия наблюдения от созерцания и "подглядывания", а также от иных методов в документалистике. Поскольку в современном мире телевизионное вещание охватывает большую территорию и служит одним из основных источников информации для населения - это заставляет документалистику подстраиваться под принятые на телевидении форматы, что в свою очередь и приводит к упрощению метода наблюдения и превращение фильмов, созданных таким методов в редкость и элитный авторский пласт, показываемый в рамках фестивалей.
Несмотря на это идет всестороннее развитие техники и способов моделирования реальности. Сейчас мы как никогда близки к формированию на экране ощутимого и передаваемого зрителям мира: и духовно, и физически. Вполне возможно, что вскоре воспроизводимое произведение будет передавать не только объемные звуки, объемное изображение, тактильные ощущения, но даже запах! Уже сейчас человек может в реальном времени почувствовать себя, к примеру, членом французского парламента. Другой вопрос, как эти возможности направить из развлекательного русла в познавательное.
Российская документалистика движется вперед. Типологизация этапов современности показала, что в сравнении с кризисом первого периода, во втором намечаются положительные тенденции. Мы полагаем, что примерно в 2020х годах мы вступим в новый, третий период, когда документалистика станет таким же модным трендом как сейчас чтение книги. Будут продолжать создаваться центры показа неигрового кино, а государство выделит подконтрольное ему ведомство (унитарное предприятие), что будет означать создание централизованной системы для будущей индустрии документального российского кино.
Представленное нами широкое видовое разнообразие метода наблюдения в неигровом кино дает неограниченные возможности авторам: от цели, поставленной перед собой режиссером будет зависеть, какая идея будет представлена зрителю, а грамотно выбранный метод - его вид и знание присущего этому методу инструментария, насколько она будет понятной и целостной. Понимание процесса наблюдения, его разнообразия и скрытых возможностей может дать режиссеру толчок к исследовательской работе в процессе создания фильма.
Согласимся с современными документалистами, что совершенно необходимо заслонить поток создающегося некачественного контента - созданием ли экспертного совета или другого контролирующего органа или же созданием неких критериев качественного неигрового кино: "Вот почему, говоря о совершенствовании техники съемки, мы не должны забывать, что дело, в конечном счете, не в наличии сверхчувствительной пленки, помогающей распроститься с осветительными приборами, а в душевной чувствительности человека с камерой, в его пристрастии к драмам времени, в способности заново открывать (или объяснять) окружающую действительность. "Нам не хватает не снимаемого материала, а критериев", - справедливо заметил французский критик в дискуссии, посвященной проблемам "киноправды", реализма и достоверности."1
Метод наблюдения, столь популярный в современности в силу облегчения и доступности технических средств для его создания - самое опасное оружие в неумелых руках, поскольку в понимании необразованного человека этот метод заключается во включении камеры, съемки всего подряд и последующего монтажа самых интересных кадров.
1) Андреева, Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
2) Базен, А. Что такое кино? Сб. ст. - М.: Искусство, 1972. - 384с. Переводы с французского В. Божовича (книга I) и Я. Эпштейн (книги II, III, IV).
3) Введение в экранную культуру : новые аудиовизуальные технологии: учеб. пособие/ К. Э. Разлогов; под ред. К. Э. Разлогова. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. - 488 с.
4) Голдовская, М. Е. Человек крупным планом. Заметки теледокументалиста/ М. Е. Голдовская. - М.: Искусство, 1981. - 215 с.
5) Головня, А. Д. Мастерство кинооператора: учеб. пособие/ А. Д. Головня. - М.: Искусство, 1965. - 240 с.
6) Джулай, Л. Н. Документальный иллюзион/ Л. Н. Джулай. - М.: Материк-альфа, 2005 . - 240 с.
7) Дробашенко, С. В. Кинорежиссер Йорис Ивенс/ С. В. Дробашенко. - М.: Искусство, 1964. - 142 с.
8) Дробашенко, С. В. Пространство экранного документа/ С. В. Дробашенко. - М.: Искусство, 1986. - 320 с.
9) Дробашенко, С. В. Экран и жизнь. О художественном образе в документальном фильме/ С. В. Дробашенко. - М.: Искусство, 1962. - 240 с.
10) Егоров, В. В. Телевидение: теория и практика: учеб. пособие/ В. В. Егоров. - М.: МНЭПУ, 1992. - 312 с.
11) Кашинская, Л. В. Метод наблюдения в журналистике: учеб. пособие/ Л. В. Кашинская. - М.: Факультет журналистики МГУ, 1987. - 58 с.
12) Ким, М. Н. Методы журналистики: учебное пособие для студентов факультетов журналистики/ М. Н. Ким, Г. С. Мельник. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2006. - 272 с.
13) Кино: Энциклопедический словарь/С. И. Юткевич [и др.] ; под ред. С. И. Юткевича [и др.] ; - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 832 с.
14) Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности (сокращенный перевод с английского Д.Ф.Соколовой). - М.: Искусство, 1974. - 235 с.
15) Лейтес, Л. С. Развитие техники ТВ-вещания в России: справочник/ Л. С. Лейтес. - М.: ФГУП "ТТЦ "Останкино", 2008. - 568 с.
...