Современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов
|
Введение 3
Глава 1. Дизайн как средство проектирования современной музейной экспозиции 17
1.1. История становления экспозиционного дизайна музеев 17
1.2 Теоретические основы современной музейной экспозиции 37
Глава 2 . Современные приемы и тенденции в экспозиционном дизайне. 54
2.1 Основные свойства современного музейного дизайна 54
2.2. Современные подходы к дизайну экспозиции. 64
2.3. Технологические и социальные инновации в дизайне музейной экспозиции 76
2.4. Роль куратора в дизайне музейной экспозиции 90
Глава 3. Экспозиционно выставочная деятельность ЦВЗ «Манеж» г.Санкт-Петербург 101
3.1 Театрализация, интерактивность и коммуникативность как экспозиционные приемы на выставке Lexus Hybrid Art. «Предвосхищение. Конструктор будущего». ЦВЗ «Манеж» 2016 102
3.2. «Китайская армия. Свет китайской цивилизации.» Дизайнерское решение выставки работ современных военных художников Китая. 106
Заключение 110
Список литературы 114
Приложение 1. Интервью. 128
Приложение 2. Иллюстрации. 134
Глава 1. Дизайн как средство проектирования современной музейной экспозиции 17
1.1. История становления экспозиционного дизайна музеев 17
1.2 Теоретические основы современной музейной экспозиции 37
Глава 2 . Современные приемы и тенденции в экспозиционном дизайне. 54
2.1 Основные свойства современного музейного дизайна 54
2.2. Современные подходы к дизайну экспозиции. 64
2.3. Технологические и социальные инновации в дизайне музейной экспозиции 76
2.4. Роль куратора в дизайне музейной экспозиции 90
Глава 3. Экспозиционно выставочная деятельность ЦВЗ «Манеж» г.Санкт-Петербург 101
3.1 Театрализация, интерактивность и коммуникативность как экспозиционные приемы на выставке Lexus Hybrid Art. «Предвосхищение. Конструктор будущего». ЦВЗ «Манеж» 2016 102
3.2. «Китайская армия. Свет китайской цивилизации.» Дизайнерское решение выставки работ современных военных художников Китая. 106
Заключение 110
Список литературы 114
Приложение 1. Интервью. 128
Приложение 2. Иллюстрации. 134
За последние десятилетия искусство экспозиции, как основная и зримая часть музейной работы, прочно утвердилось в качестве самостоятельного вида деятельности. Методика создания экспозиции – динамично развивающаяся область современной музеологии. Актуальные выставочные проекты отличает открытость к вариативности смыслов и интерпретаций, они предельно креативны и зачастую провоцируют зрителя на активную позицию по отношению к увиденному, включают его в творческий процесс, приглашают к сотрудничеству. И, тем не менее, новые открытия, опыты и эксперименты в создании современных экспозиций базируются на теоретических разработках и утвердившихся во времени принципах проектирования.
В настоящее время можно отметить активное развитие экспозиционно-выставочной деятельности музеев и выставочных залов. Экспозиция, как культурный феномен играет важную роль в жизни современного человека – она источник знаний, транслятор эстетических канонов, составляющая социальной коммуникации.
Подходы к изучению дизайна экспозиции как искусству организации музейного и выставочного пространства в современном музейном деле представляют особую значимость. Систематизация методов моделирования и теоретических основ дизайна экспозиции позволят сделать практические выводы относительно современных тенденций и перспективных направлений в развитии экспозиционного дизайна в России.
Актуальность выявление новейших тенденций в экспозиционном дизайне музеев и выставочных залов продиктовано стремлением музеев занимать позиции современных и передовых культурных центров, идущих в ногу со временем, институций, формирующих мировоззрение и ставящих острые, злободневные вопросы. Изучение и применение современных экспозиционных приемов дает, возможность проектировать выставочное пространство так, что оно будет длительное время сохранять свою актуальность.
Музейная экспозиция отражает социальные и идеологические изменения в обществе, художественные открытия и научно-технические достижения. Экспозиционный дизайн как направление деятельности музея, чутко откликается на изменения, происходящие не только в музейной отрасли, но и в обществе в целом. Каждому времени соответствуют свои стилистические инновации, продуктивные подходы, поэтому в силу постоянно происходящих усовершенствований - будь то новейшие технологические разработки или новые приемы визуализации, и возможность их включения в экспозиционное пространство, вопросы исследования и выявления наиболее интересных и современных тенденций в дизайне всегда будет актуальны.
Изучению истории возникновения дизайна и феноменов его функционирования посвящены труды западных теоретиков Шарлотты и Петера Филл, Клер Зиммерман, Петера Шмидта, Джеймса Куно. Среди российских исследователей можно отметить работы таких специалистов В.Л. Глазычева, А.Н. Лаврентьева, В.Ф. Рунге, М.М. Каган и других. Дизайн представляется важной и значимой областью исследования, поскольку художественная и экспозиционная практика постоянно расширяются, претерпевают множество изменений.
К вопросам изучения экспозиционного дизайна отечественные исследователи обращаются с 60-х годов прошлого века. В данной области стоит особо отметить работу Михайловской A.И., которая была одним из первых трудов, посвященных систематизации научных, содержательных и «технических» подходов к созданию экспозиции. Работы Т.П. Калугиной освещают эстетические аспекты экспозиционной деятельности, описывают экспозиционные приемы, применяемые в выставочном дизайне. Т.П. Поляков сформулировал авторский подход к проектированию экспозиции, разработал методико-методологическую базу создания экспозиции. В работах М.Т.Майстровской рассматриваются вопросы подходов к дизайну экспозиионного пространства.
Истории становления художественного проектирования и изучению экспозиционных практик, посвятили свои труды такие авторы, как Закс А.Б. Бхаскаран Д., Мелодинский Д.Л., Е.Н. Мастеница, Д.А. Равикович, А.М. Разгон, Клике Р.Р., Шляхтина Л.М. и др.
Экспозиционная деятельность как основной канал коммуникации между музеем и зрителем рассматривалась в работах, Е.А. Розенблюм, Е.О. Торопова, Желондиевская Л.В. Гнедовский М.Б., Генисарецкий О.И.,
Теоретические аспекты исследовали Ф.А. Костриц, В.В. Литвинов, А.В. Ляшко, М.Т. Майстровская, Н.В. Мазный, С.В. Пшеничная, Гусев Э.Б. и многие другие.
Изучением цифровых и мультимедийных технологий и обоснованием их применения занимались Галлеев Б. М., Кан Д., Рязанова A.A. Смирнова Т.А. и многие другие
Институту кураторства и его роли в экспозиционном дизайне посвятили свои работы Гройс Б. Мизиано В. Самарская А., Х. Зееман. Об особенностях в дизайна для людей с ограниченными возможностями писала Клюкина А. И.
Появляются сборники научных статей: «Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века» (1997), «Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков» (2001), «Музей и современные технологии» (2005).
В зарубежной литературе к проблеме дизайна экспозиции обращаются Э.Богль, Х. Хааке, Н. Симон, Н. Хейних и М. Поллак.
Современные дизайнерские практики активно освещают электронные ресурсы: «Лаборатория музейного проектирования» и museum.ru , в которых представлены научные статьи, теоретические исследования и примеры практической реализации экспозиционных решений.
Представленное исследование является анализом теоретических основ изучения экспозиционного дизайна, а также выявляет наиболее значимые изменения в практических подходах к дизайну экспозиций музеев и выставочных залов.
Объектом исследования данной работы являются современные экспозиции музеев и выставочных залов.
Предметом исследования – научно-теоретические, практические и технологические изменения в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов
Цель исследования диссертационной работы - выявить и проанализировать основные современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов.
Для достижения данной цели в рамках диссертационной работы будут решены конкретные исследовательские задачи:
• Рассмотреть историю и периодизацию становления экспозиционного дизайна;
• Раскрыть особенности в подходах к дизайну выставок и экспозиций;
• Выявить и проанализировать основные свойства дизайна экспозиций;
• Проанализировать новые экспозиционные практики.
Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с 60-х годов ХХ века по настоящий момент - начало XXI века.
Методологическую основу исследования составили принципы и понятия, разработанные ведущими теоретиками и практиками отечественной музеологии Т.М. Майстровской, Т.П. Поляковым, Е.А. Розенблюмом и др
Пространственно-географические границы охватывают музеи и выставочные залы России, стран Европы и США.
В ходе исследования был применен комплексный подход к изучению темы, который включал сравнительно-исторический, аналитический, метод структурного анализа, типологический метод, а также экспериментальный метод, который позволил на практике проверить основные современные подходы к дизайну экспозиции.
В процессе исследовательской работы был проведен комплексный анализ дизайна музейных экспозиций и выставочных проектов российских и зарубежных музеев. Автор лично посетила экспозиции музеев Тель-Авива, Вашингтона, Нью-Йорка, Хельсинки, Токио, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, где была произведена фотофиксация экспозиционных решений, на основании которых был осуществлен комплексный анализ дизайна экспозиций. Были проведены личные встречи с кураторами и экспозиционерами, в ходе которых были обозначены основные, наиболее остро стоящие проблемы и подходы к экспозиционному дизайну.
Научная новизна исследования:
• В данной работе выявлены свойства дизайна современной экспозиции;
• Проанализированы экспозиционные приемы в дизайне не только экспозиций музеев, но и выставочных залов, на примере ЦВЗ «Манеж» г. Санкт-Петербург
• Разработаны подходы к дизайну экспозиционного пространства.
Научно-практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных программ по курсу «Визуальные технологии в музее», для студентов высших учебных заведений, проходящих обучение по программе изучения музееведения. Предложенные разработки могут служить практическими рекомендациями при создании дизайна экспозиций музеев и выставочных залов, а также разработке учебно-методических пособий.
Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, а также иллюстративного материала.
Апробация
Международная научно-практическая конференция «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г), доклад «Музейное пространство, подходы к определению».
Автор лично принимал участие в создании дизайна экспозиций ЦВЗ «Манеж» - «Мерцание гладкой яшмы», представляющей монументальные работы современного китайского художника Цуй Жучжо, выставки современного Греческого искусства «Гений места», выставки работ художников китайской народной освободительной армии «Свет нации», а так же в создании реконцепции Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко.
В настоящее время можно отметить активное развитие экспозиционно-выставочной деятельности музеев и выставочных залов. Экспозиция, как культурный феномен играет важную роль в жизни современного человека – она источник знаний, транслятор эстетических канонов, составляющая социальной коммуникации.
Подходы к изучению дизайна экспозиции как искусству организации музейного и выставочного пространства в современном музейном деле представляют особую значимость. Систематизация методов моделирования и теоретических основ дизайна экспозиции позволят сделать практические выводы относительно современных тенденций и перспективных направлений в развитии экспозиционного дизайна в России.
Актуальность выявление новейших тенденций в экспозиционном дизайне музеев и выставочных залов продиктовано стремлением музеев занимать позиции современных и передовых культурных центров, идущих в ногу со временем, институций, формирующих мировоззрение и ставящих острые, злободневные вопросы. Изучение и применение современных экспозиционных приемов дает, возможность проектировать выставочное пространство так, что оно будет длительное время сохранять свою актуальность.
Музейная экспозиция отражает социальные и идеологические изменения в обществе, художественные открытия и научно-технические достижения. Экспозиционный дизайн как направление деятельности музея, чутко откликается на изменения, происходящие не только в музейной отрасли, но и в обществе в целом. Каждому времени соответствуют свои стилистические инновации, продуктивные подходы, поэтому в силу постоянно происходящих усовершенствований - будь то новейшие технологические разработки или новые приемы визуализации, и возможность их включения в экспозиционное пространство, вопросы исследования и выявления наиболее интересных и современных тенденций в дизайне всегда будет актуальны.
Изучению истории возникновения дизайна и феноменов его функционирования посвящены труды западных теоретиков Шарлотты и Петера Филл, Клер Зиммерман, Петера Шмидта, Джеймса Куно. Среди российских исследователей можно отметить работы таких специалистов В.Л. Глазычева, А.Н. Лаврентьева, В.Ф. Рунге, М.М. Каган и других. Дизайн представляется важной и значимой областью исследования, поскольку художественная и экспозиционная практика постоянно расширяются, претерпевают множество изменений.
К вопросам изучения экспозиционного дизайна отечественные исследователи обращаются с 60-х годов прошлого века. В данной области стоит особо отметить работу Михайловской A.И., которая была одним из первых трудов, посвященных систематизации научных, содержательных и «технических» подходов к созданию экспозиции. Работы Т.П. Калугиной освещают эстетические аспекты экспозиционной деятельности, описывают экспозиционные приемы, применяемые в выставочном дизайне. Т.П. Поляков сформулировал авторский подход к проектированию экспозиции, разработал методико-методологическую базу создания экспозиции. В работах М.Т.Майстровской рассматриваются вопросы подходов к дизайну экспозиионного пространства.
Истории становления художественного проектирования и изучению экспозиционных практик, посвятили свои труды такие авторы, как Закс А.Б. Бхаскаран Д., Мелодинский Д.Л., Е.Н. Мастеница, Д.А. Равикович, А.М. Разгон, Клике Р.Р., Шляхтина Л.М. и др.
Экспозиционная деятельность как основной канал коммуникации между музеем и зрителем рассматривалась в работах, Е.А. Розенблюм, Е.О. Торопова, Желондиевская Л.В. Гнедовский М.Б., Генисарецкий О.И.,
Теоретические аспекты исследовали Ф.А. Костриц, В.В. Литвинов, А.В. Ляшко, М.Т. Майстровская, Н.В. Мазный, С.В. Пшеничная, Гусев Э.Б. и многие другие.
Изучением цифровых и мультимедийных технологий и обоснованием их применения занимались Галлеев Б. М., Кан Д., Рязанова A.A. Смирнова Т.А. и многие другие
Институту кураторства и его роли в экспозиционном дизайне посвятили свои работы Гройс Б. Мизиано В. Самарская А., Х. Зееман. Об особенностях в дизайна для людей с ограниченными возможностями писала Клюкина А. И.
Появляются сборники научных статей: «Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века» (1997), «Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков» (2001), «Музей и современные технологии» (2005).
В зарубежной литературе к проблеме дизайна экспозиции обращаются Э.Богль, Х. Хааке, Н. Симон, Н. Хейних и М. Поллак.
Современные дизайнерские практики активно освещают электронные ресурсы: «Лаборатория музейного проектирования» и museum.ru , в которых представлены научные статьи, теоретические исследования и примеры практической реализации экспозиционных решений.
Представленное исследование является анализом теоретических основ изучения экспозиционного дизайна, а также выявляет наиболее значимые изменения в практических подходах к дизайну экспозиций музеев и выставочных залов.
Объектом исследования данной работы являются современные экспозиции музеев и выставочных залов.
Предметом исследования – научно-теоретические, практические и технологические изменения в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов
Цель исследования диссертационной работы - выявить и проанализировать основные современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов.
Для достижения данной цели в рамках диссертационной работы будут решены конкретные исследовательские задачи:
• Рассмотреть историю и периодизацию становления экспозиционного дизайна;
• Раскрыть особенности в подходах к дизайну выставок и экспозиций;
• Выявить и проанализировать основные свойства дизайна экспозиций;
• Проанализировать новые экспозиционные практики.
Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с 60-х годов ХХ века по настоящий момент - начало XXI века.
Методологическую основу исследования составили принципы и понятия, разработанные ведущими теоретиками и практиками отечественной музеологии Т.М. Майстровской, Т.П. Поляковым, Е.А. Розенблюмом и др
Пространственно-географические границы охватывают музеи и выставочные залы России, стран Европы и США.
В ходе исследования был применен комплексный подход к изучению темы, который включал сравнительно-исторический, аналитический, метод структурного анализа, типологический метод, а также экспериментальный метод, который позволил на практике проверить основные современные подходы к дизайну экспозиции.
В процессе исследовательской работы был проведен комплексный анализ дизайна музейных экспозиций и выставочных проектов российских и зарубежных музеев. Автор лично посетила экспозиции музеев Тель-Авива, Вашингтона, Нью-Йорка, Хельсинки, Токио, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, где была произведена фотофиксация экспозиционных решений, на основании которых был осуществлен комплексный анализ дизайна экспозиций. Были проведены личные встречи с кураторами и экспозиционерами, в ходе которых были обозначены основные, наиболее остро стоящие проблемы и подходы к экспозиционному дизайну.
Научная новизна исследования:
• В данной работе выявлены свойства дизайна современной экспозиции;
• Проанализированы экспозиционные приемы в дизайне не только экспозиций музеев, но и выставочных залов, на примере ЦВЗ «Манеж» г. Санкт-Петербург
• Разработаны подходы к дизайну экспозиционного пространства.
Научно-практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных программ по курсу «Визуальные технологии в музее», для студентов высших учебных заведений, проходящих обучение по программе изучения музееведения. Предложенные разработки могут служить практическими рекомендациями при создании дизайна экспозиций музеев и выставочных залов, а также разработке учебно-методических пособий.
Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, а также иллюстративного материала.
Апробация
Международная научно-практическая конференция «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г), доклад «Музейное пространство, подходы к определению».
Автор лично принимал участие в создании дизайна экспозиций ЦВЗ «Манеж» - «Мерцание гладкой яшмы», представляющей монументальные работы современного китайского художника Цуй Жучжо, выставки современного Греческого искусства «Гений места», выставки работ художников китайской народной освободительной армии «Свет нации», а так же в создании реконцепции Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко.
Проведенное исследование современных тенденций в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов позволило рассмотреть и проанализировать историю и периодизацию становления экспозиционного дизайна, его эволюцию от продукта промышленного производства до самостоятельного вида экспозиционной деятельности современного музея. Музейный дизайн представляет собой архитектурные и дизайнерские находки и решения, предназначенные для обустройства музейной среды, представления музея и его коллекции широкому зрителю и продвижения музейного продукта. Понятие «дизайн экспозиции» в современной музееведческой терминологии понимается как «искусство средового проектирования, использующего комплекс проектировочных, конструктивных, технологических и других средств для создания художественно образного строя выставок»
В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что экспозиция создается с учетом грядущих изменений, она ориентирована на будущее, поэтому первостепенную важность для дизайнера и проектировщика экспозиций музеев и выставочных залов приобретают умение ориентироваться в современных дизайнерских приемах, знание новейших технологий, навыки грамотного синтеза традиционных классических подходов и новомодных течений. Умение предвосхитить время, создать экспозицию, которая в течение нескольких лет не потеряет своей актуальности отличает работу профессионального дизайнера.
Выявлено, что выставочные проекты, чей срок «экспозиционной жизни» относительно короткий – от нескольких недель до нескольких лет, отличает смелость в дизайнерских решениях, эксперименты с использованием оригинальных временных выставочных конструкций и возможность использовать ультрасовременные технологии. В то время как подходы к дизайну музейных экспозиций, создаваемых на длительный период времени, отличаются большей основательностью и консервативностью подходов. Они принимают во внимание целый комплекс факторов, оказывающих воздействие на процесс художественного и эстетического восприятия человека, его способность усваивать определенное количество информации.
Исследование показало открытость современных экспозиционных проектов к вариативности смыслов и интерпретаций, они предельно креативны и зачастую провоцируют зрителя на активную позицию по отношению к увиденному, включают его в творческий процесс, приглашают к сотрудничеству. Однако, следует иметь ввиду, что новые открытия, опыты и эксперименты в создании современных экспозиций базируются на теоретических разработках и утвердившихся во времени принципах проектирования.
Современная экспозиция обладает рядом свойств, наличие которых определяет ее актуальность. Это функциональность, информативность, коммуникативность, интерактивность, экспрессивность и универсальность.
Экспозиционеры стараются находить и вырабатывать собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов для того, чтобы привлечь в музей посетителя с новым, современным типом мышления, в котором «органично соединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования». Креативность современной экспозиционно-выставочной деятельности, внедрение новых форм и приемов при разработке дизайна экспозиции, нацелены на качественные улучшения восприятия экспозиционного материала и авторской задумки посетителем.
Было определено, что грамотное использование новейших цифровых и мультимедийных технологий в дизайне экспозиции существенно повышают ее информативность и коммуникативные функции. Позволяют более полно раскрыть потенциал подлинного музейного предмета. Социальные и технологические инновации в современном музее, интегрируясь в экспозиционно-выставочное пространство, создают новые огромные ресурсы для его жизнедеятельности, открывают новые возможности передачи информации посетителям. Однако не стоит забывать, что любая технология является лишь вспомогательным элементом в презентации музейного предмета и используется дизайнерами не вместо, а вместе и для привлечения внимания и повышения информативности музейной экспозиции.
В работе была проанализирована фигура куратора, как творца экспозиции и определена его главенствующая роль принятии экспозиционных решений. Он рассматривается как человек, который формирует художественный процесс, становится проводником между художником и зрителем. Его авторская позиция, творческие интерпретации, поиск новых смыслов и оригинальных способов их визуализировации привлекают музейного зрителя.
В последние несколько лет набирает популярность прием включения музейного посетителя в экспозиционное действие. Он становится соавтором, активным участников экспозиционных процессов. При использовании в дизайне экспозиций подобных подходов меняется в лучшую сторону усвоение информационного сообщения музея, эмоциональное вовлечение посетителя, повышается лояльность к конкретному музею или выставочному залу.
Сейчас к дизайнерам-проектировщикам приходит понимания необходимости создания комфорта для восприятия экспозиционного пространства музейным зрителем. Речь идет об изменении «масштабности» экспозиционного проекта. Выставки последних лет становятся меньше, с помощью экспозиционных приемов выставочное пространство «дробится» на небольшие, соразмерные человеку, и комфортные для усвоения материала зоны. Поэтому дизайнерами активно используются различного рада перегородки. Вслед за демократизацией самого музея, изменения его парадигмы от хранилища материальных ценностей к коммуникативной многофункциональной институции, изменился и подход к дизайну выставок – они становятся «проще», уходит пафос и неприступность. Сомасштабность, антропомерность являются значимыми критериями для создания экспозиционного дизайна.
Результаты данного исследования показывают, что современная экспозиционная практика стремится в своей деятельности к созданию целостного образа, будь то коллекция, интерьер или иллюстративный комплекс. Поэтому экспозиции, спроектированные в последние годы отвечают принципам внутреннего единства, информационной емкости, что создает в конечном итоге художественную образность, приближает саму музейную экспозицию к новому виду искусства. В последнее время в современной экспозиционной деятельности музеев особой популярностью пользуется музейно-образный метод создания экспозиции, поскольку именно он в наибольшей степени отвечает интересам современного общества, искушенного легкой доступностью информации, высоким включением технологий во все процессы жизни. Экспозиционные приемы, основанные на данном методе и описанные в представленном исследовании, способны вызывать духовные и душевные переживания, оказывать глубокое эмоциональное воздействие на музейного зрителя.
В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что экспозиция создается с учетом грядущих изменений, она ориентирована на будущее, поэтому первостепенную важность для дизайнера и проектировщика экспозиций музеев и выставочных залов приобретают умение ориентироваться в современных дизайнерских приемах, знание новейших технологий, навыки грамотного синтеза традиционных классических подходов и новомодных течений. Умение предвосхитить время, создать экспозицию, которая в течение нескольких лет не потеряет своей актуальности отличает работу профессионального дизайнера.
Выявлено, что выставочные проекты, чей срок «экспозиционной жизни» относительно короткий – от нескольких недель до нескольких лет, отличает смелость в дизайнерских решениях, эксперименты с использованием оригинальных временных выставочных конструкций и возможность использовать ультрасовременные технологии. В то время как подходы к дизайну музейных экспозиций, создаваемых на длительный период времени, отличаются большей основательностью и консервативностью подходов. Они принимают во внимание целый комплекс факторов, оказывающих воздействие на процесс художественного и эстетического восприятия человека, его способность усваивать определенное количество информации.
Исследование показало открытость современных экспозиционных проектов к вариативности смыслов и интерпретаций, они предельно креативны и зачастую провоцируют зрителя на активную позицию по отношению к увиденному, включают его в творческий процесс, приглашают к сотрудничеству. Однако, следует иметь ввиду, что новые открытия, опыты и эксперименты в создании современных экспозиций базируются на теоретических разработках и утвердившихся во времени принципах проектирования.
Современная экспозиция обладает рядом свойств, наличие которых определяет ее актуальность. Это функциональность, информативность, коммуникативность, интерактивность, экспрессивность и универсальность.
Экспозиционеры стараются находить и вырабатывать собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов для того, чтобы привлечь в музей посетителя с новым, современным типом мышления, в котором «органично соединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования». Креативность современной экспозиционно-выставочной деятельности, внедрение новых форм и приемов при разработке дизайна экспозиции, нацелены на качественные улучшения восприятия экспозиционного материала и авторской задумки посетителем.
Было определено, что грамотное использование новейших цифровых и мультимедийных технологий в дизайне экспозиции существенно повышают ее информативность и коммуникативные функции. Позволяют более полно раскрыть потенциал подлинного музейного предмета. Социальные и технологические инновации в современном музее, интегрируясь в экспозиционно-выставочное пространство, создают новые огромные ресурсы для его жизнедеятельности, открывают новые возможности передачи информации посетителям. Однако не стоит забывать, что любая технология является лишь вспомогательным элементом в презентации музейного предмета и используется дизайнерами не вместо, а вместе и для привлечения внимания и повышения информативности музейной экспозиции.
В работе была проанализирована фигура куратора, как творца экспозиции и определена его главенствующая роль принятии экспозиционных решений. Он рассматривается как человек, который формирует художественный процесс, становится проводником между художником и зрителем. Его авторская позиция, творческие интерпретации, поиск новых смыслов и оригинальных способов их визуализировации привлекают музейного зрителя.
В последние несколько лет набирает популярность прием включения музейного посетителя в экспозиционное действие. Он становится соавтором, активным участников экспозиционных процессов. При использовании в дизайне экспозиций подобных подходов меняется в лучшую сторону усвоение информационного сообщения музея, эмоциональное вовлечение посетителя, повышается лояльность к конкретному музею или выставочному залу.
Сейчас к дизайнерам-проектировщикам приходит понимания необходимости создания комфорта для восприятия экспозиционного пространства музейным зрителем. Речь идет об изменении «масштабности» экспозиционного проекта. Выставки последних лет становятся меньше, с помощью экспозиционных приемов выставочное пространство «дробится» на небольшие, соразмерные человеку, и комфортные для усвоения материала зоны. Поэтому дизайнерами активно используются различного рада перегородки. Вслед за демократизацией самого музея, изменения его парадигмы от хранилища материальных ценностей к коммуникативной многофункциональной институции, изменился и подход к дизайну выставок – они становятся «проще», уходит пафос и неприступность. Сомасштабность, антропомерность являются значимыми критериями для создания экспозиционного дизайна.
Результаты данного исследования показывают, что современная экспозиционная практика стремится в своей деятельности к созданию целостного образа, будь то коллекция, интерьер или иллюстративный комплекс. Поэтому экспозиции, спроектированные в последние годы отвечают принципам внутреннего единства, информационной емкости, что создает в конечном итоге художественную образность, приближает саму музейную экспозицию к новому виду искусства. В последнее время в современной экспозиционной деятельности музеев особой популярностью пользуется музейно-образный метод создания экспозиции, поскольку именно он в наибольшей степени отвечает интересам современного общества, искушенного легкой доступностью информации, высоким включением технологий во все процессы жизни. Экспозиционные приемы, основанные на данном методе и описанные в представленном исследовании, способны вызывать духовные и душевные переживания, оказывать глубокое эмоциональное воздействие на музейного зрителя.
Подобные работы
- Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Конструирование выставочного пространства: основания вовлеченного опыта
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2023 - Конструирование выставочного пространства: основания вовлеченного опыта
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ РОССИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2023 - КОСТЮМ И МОДА В СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ И ЭКСПОЗИЦИЯХ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - СТРИТ-АРТ В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - Конструирование выставочного пространства: основания вовлеченного опыта
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - РАЗРАБОТКА WEB-ДИЗАЙНА МУЗЕЙНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ИОАННО-БОГОСЛОВСКОГО КОМПЛЕКСА Г. БАРНАУЛА
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Влияние визуальной айдентики на выставочный дизайн на примере проекта выставки «депрессия-улыбка»
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022



