Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования лидерства
1.1. Формирование взглядов на проблему лидерства…………….……13
1.2. Лидерство как объект социолого-управленческого анализа………20
Глава 2. Формирование лидерства в системе управленческих практик.33
2.1. Лидерство в управленческой деятельности………………………...33
2.2 Потенциал лидера в организации на основе модели принятия решений
Глава 3 Исследование на тему «Управленческий потенциал руководителя»
3.1. Общая характеристика компании KellyServices……..……………54
3.2. Описание процедуры исследования
3.3. Интерпретация результатов исследования ……………………...…63
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Мы живем во времена быстрых изменений, в таком мире взаимодействие, коммуникации и отношения приобретают противоречивый и неоднородный характер. Мир организаций отражает изменения в социальных пространствах. Многим руководителям приходится отказаться от привычного последовательного управленческого мышления и перейти к организации параллельных процессов. «Управленческая деятельность оказывается стимулирующим фактором изменчивости мира» .
Одной из отраслей изучаемой науки выступает социология лидерства. В рамках нее рассматриваются закономерности функционирования и развития деятельности лидеров различных уровней во всей сложности и многообразии общественных структур и социальных процессов, их роли и значения в современной жизни, проблемы формирования социальных элит, формирования общественного мнения об их деятельности. Сама проблема становления лидерства широко распространена во всех сферах жизнедеятельности социума.
У руководителей есть интерес, который определяется потребностью в принятии обоснованных управленческих решений о:
• системном анализе противоречий организационной среды как объекта управления;
• неустойчивой мотивации себя и коллектива;
• конфликтной социальной жизни;
• прогнозировании изменений в работе подразделения.
Все обозначенные выше вопросы в управленческой практике поднимаются довольно часто, но средства для их решения недоступны, неизвестны, слишком сложны или не подходят по специфике содержания .
Актуальность темы, выбранной для изучения, обусловлена тем, что ни один коллектив не может существовать без лидера, человека (субъекта), пользующегося большим, признанным авторитетом и обладающего влиянием, которое проявляется как управляющие действия. В трудовом коллективе, есть официально назначенный руководитель, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых ситуациях. Как правило, это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Для того чтобы развивать и поддерживать в себе лидерский потенциал, руководители активно используют лидерские практики. Примером такой практики в успешных компаниях может служить поддержка и мотивация к участию в конкурсе управленцев «Лидеры России» на федеральном уровне. В рамках него руководители могут в полной мере показать свои способности, приобрести бесценный опыт и наметить пути для дальнейшего развития. Кроме того, во многих компаниях развита программа стажировок, где руководитель выступает как наставник, делится своими навыками. Обучение и повышение квалификации за счет компании, также является одной из распространённых лидерских практик. Для сотрудников это отличная возможность освоить компетенции по программам менеджмента или профессиональной переподготовки. С помощью таких программ формируется кадровый резерв организации.
Оба понятия «руководство» и «лидерство» пересекаются достаточно часто, поэтому грань между этими терминами просто стирается. Важно помнить, что это две стороны процесса социального управления, несмотря на то, что «руководство» по должности и «лидерство» далеко всегда соединяются в одном лице.
Степень научной разработанности темы
Проблему лидерства ученые исследовали еще с давних времен. В зарубежной науке анализом и разработкой теорий лидерства занимались различные социологи, философы и психологи, такие как Ф.Ницше , Платон Н.Макиавелли, Т. Карлейл, которые подробно изучали личность лидера как исключительного индивида.
Природу власти ее трансформацию в обществе рассматривали М.Вебер, Гюстав Лебон, Габриэль Тард и многие другие.
В российской науке социально-политическое и философское направление лидерства разрабатывалось в концепциях идеологии народничества Н.К. Михайловским, П.Н. Ткачевым, М.А. Бакуниным , П.Л. Лавровым .
На современном этапе лидерство широко исследуется в политической психологии, где лидерство рассматривается как институт, Г.К. Ашиным, Г.И. Авциновой, О.В. Великановой, Т.М. Рысковой, Г.Г. Дилигенским, Е.Б. Шестопал.
В процессе изучения лидерства было выявлено множество концепций и трактовок данного понятия. Изначально в роли лидеров описывались выдающиеся исторические личности. Геродот и Плутарх, ставили в центр исторического повествования биографии государей и знаменитых стратегов.
Настоящий интерес к проблеме лидерства развивается в XIX в. В тот момент возникает множество новых концепций. А в основу социологического подхода входит изучение природы власти в ее высшем иерархическом воплощении и трансформации в обществе. Теперь исследуется власть, но и ее антропологический аспект, теории вождя и лидера.
Крупнейший вклад в изучение лидерства с социально-философской позиции внесли Макс Вебер , Гюстав Лебон, Габриэль Тард и др. Вебер ввел в оборот социально-философское понятие «харизматический лидер». Развивая концепция харизматического господства, М.Вебер делает акцент на героизме, фанатичной преданности идее, святости. Продолжая эту тему, Гантер М.А. выделяет характеристики, присущие харизматическому лидеру.
Все теории лидерства XХ в. дополняют и воздействуют друг на друга, поэтому их следует рассматривать в совокупности. Проанализировав историю изучения проблемы лидерства, можно понять, что данная тема исследуется уже очень давно.
Лидерство в контексте социолого-управленческого анализа рассматривается в рамках персоналистического подхода, где в большей степени исследуются качества лидеров. Этой концепции придерживались Ф.Гольтон, О. Тид(Teаd, 1929), Э. Вигэм (Wiggam, 1931), Дж. Доуд (Dowd, 1936), Ф. Вудс (Woods, 1936), Э. Боргатта (Borgatta, 1954) и другие.
В качестве альтернативы, в первой половине ХХ в. развивается ситуационный подход к исследованию проблемы лидерства. В рамках него изучаются особенности влияния ситуационных факторов на эффективность лидерства. Положительный вклад сторонников ситуационного подхода американский ученый Э. Хартли. Он разработал модель, доказывающую тот факт, что не только ситуация определяет выдвижение лидеров. В дальнейшем исследователи попытались преодолеть ограничения теорий, поэтому в формулу лидерства стали добавлять переменные из разных концепций, что способствовало развитию системных теорий.
Несмотря на то что феномен лидерства привлекал внимание исследователей на протяжении всего ХХ в ., проблема лидерства сохраняет актуальность и в настоящее время. В современной научной литературе достаточно подробно описаны роли, задачи и функции как лидера, так и управляющего (менеджера). Эти вопросы поднимаются довольно часто, но средства их решения недоступны, неизвестны, слишком сложны или не подходят по специфике содержания. В большинстве случаев приходится опираться на личный опыт и интуицию. Поэтому возникает потребность в инструменте управления. В качестве такого инструмента может выступить технология формирования управленческого потенциала в коллективе формальной организации. Выбор именно этого класса технологий, направленных на изучение решений руководителей в управленческой ситуации связан с тем, что во многом успех организации зависит от личности руководителя .
Объектом изучения выпускной квалификационной работы является феномен лидерства в организации.
Предметом изучения является механизм формирования лидерства.
Цель работы – выявить особенности формирования лидерства в организации.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
• рассмотреть понятие лидерства с позиций классических и современных социологических теорий;
• проанализировать проблему организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя;
• изучить компоненты лидерского потенциала организационного лидера;
• определить взаимосвязь между стилем руководства и типом организационной культуры.
Гипотеза: верификация (проверка) и фальсификация (опровержение) которой осуществлялась в рамках выпускной квалификационной работы:
• формирование лидерства в организации зависит от лидерского потенциала руководителя.
Теоретико-методологическая база.
Основу теоретико-методологической базы составляет обоснование термина «лидерство», описание его истоков. Рассмотрение социологии лидерства, как науки, изучающей закономерности построения, функционирования индивидов в рамках социального взаимодействия и их участия во властных отношениях.
Для социологического подхода характерно изучение природы власти в ее высшем иерархическом воплощении и трансформации в обществе. Крупнейший вклад в изучение лидерства с социально-философской позиции внесли Макс Вебер, Гюстав Лебон, Габриэль Тард, Л.А.Гегель,
Н. Макиавелли, Т. Карлейл ,Р.Лайкерт , Ф.Фидлер, В.В. Бинхам, О. Тэд, Дж.С. Хоманс , Дж.К. Хемфилд, Д. Мак Грегор, Шестопал Е.Б.,
КотляровИ.В., Великанова О.В.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляет собственное социологическое исследование посвященное соотношению факторов типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства трудовым коллективом. Основное внимание в нашем исследовании сосредоточено на изучении особенностей доминирующего типа организационной культуры в Компании.
Новизна выпускной квалификационной работы интересна методом исследования, в качестве которого применяется две выбранные методики. Это методика К. Камерона и Р. Куинна, а также опросник В.П.Захарова. Первая методика позволит определить тип организационной культуры в Компании, вторая даст понять доминирующий стиль руководства трудовым коллективом. Проведенное исследование позволило определить, какой тип культуры имеется в организации сейчас, и какой более предпочтительный для сотрудников. Важно отметить, что оценка осуществлялась объективно, т.к. в выборочную совокупность были включены не только сами руководители, но и их подчиненные.
Теоретическая значимость работы заключается в проработке понятий «руководства» и «лидерства» в коллективе. На основе теорий классиков были выделены особенности руководства и их типологии, а также изучение процесса лидерства в системе управления. В ходе эмпирического исследования осуществлялась проверка выделенных факторов применительно к трудовому коллективу.
Практическая значимость заключается в том, что рассмотрение заявленной темы представляет научный интерес, потому что ни одна формальная социальная группа не может существовать без лидера-человека (субъекта), пользующегося большим, признанным авторитетом и обладающего влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Расширив эмпирическое исследование, помимо полученных данных, можно выявить тенденцию развития организационного типа культуры, повторив заявленную методику через год. Для этого необходимо включить в выборочную совокупность сотрудников из других офисов Компании. По итогам исследования провести сравнительный анализ, на основе которого составить рекомендации для дальнейшего пути развития.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений. Во введении обосновывается степень её научной разработанности, формируются цели и задачи работы, определяется объект, предмет и гипотезы исследования, практическая значимость, а также теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.
Первая глава состоит из двух параграфов и раскрывает теоретико-методологические основы исследования лидерства. В первом параграфе рассматривается процесс формирования взглядов на проблему лидерства: Дж. Коулмана, С. Хэммэна, Богардуса Е.С., Левина К., В. Белл, Р.Дж. Хилла и С.В. Миллза, Уманского Л.И., Парыгина Б.Д., Крысько В.Д, Котлярова И.В. Во втором параграфе изучаются теории и взгляды классиков социологии: Макиавелли Н, Карлейля Т., Вебера М, Лебона Г.,Тарда Г.,Гантера М.А., Шиффера И., Михайловского Н.К., ГолтонаФ. а также ученых современности ТкачеваП.Н, Бакунина М.А.,. Лаврова П.Л, Ашина Г.К., Авциновой Г.А., Великановой О.В., Рысковой Т.М., Дилигенский Г.Г., ШестопалЕ.Б.,Раймонда Арона, Ральфа Стогдилла, Маргарет Дж. Херманн, Жана Блонделя,Брюс Авелио, Бернард Басса, ДжейКонджера и РабиндраКанунго, Р. Гринлифа и К. Ходжкинсона, Г. Фейр-хольма и Т. С. Кучма. Большое внимание уделяется теории харизматического лидерства М.Вебера.
Вторая глава состоит из двух параграфов и включает в себя рассмотрение лидерства в системе управленческих практик. В первом параграфе подробно лидерство в управленческой деятельности, где рассматриваются руководящие роли и специфика принятия решений: Кравченко А.И., Тюрина А.О. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А., Адезис А., Камерон К., Куинн Р. Во втором параграфе отражены особенности лидерского потенциала руководителя организации, где более подробно рассматриваются модели управления, модели руководства трудовым коллективом: Гоулман Д., Левин К., Макгрегор Д., Лайкерт Р., Маслоу А.
Третья глава представляет собой собственное социологическое исследование на тему «Управленческий потенциал руководителя в компании KellyServicesCIS».Первый параграф включает в себя информацию о компании и ее структуре, второй параграф содержит описание процедуры исследования, третий параграф посвящен анализу результатов исследования.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по данной работе. В приложении представлены методики, которые применялись для сбора эмпирических данных.
В проделанной работе нам удалось достигнуть следующих результатов.
Во-первых, мы рассмотрели теоретико-методологические основы исследования лидерства, акцентируя внимание на основных подходах к изучению понятия и самого процесса. Описали процесс формирования теорий и взглядов классиков социологии относительно феномена лидерства. Отметили особенности и тенденции в расширении понятия самого термина. Необходимо отметить, что прослеживается эволюция теорий лидерства. В начальный период представления о лидерстве имели духовно-религиозный характер, но впоследствии язык описания феноменов стал более точным, что облегчило включение новых социологических понятий. Можно утверждать, что изучение лидерства представляет интерес в современном обществе, которое подтверждается увеличившимся числом эмпирических исследований феномена. Теории лидерства разных ученых позволяют социологу по-новому взглянуть на общество. Более того, можно утверждать, что процесс изучения приводит к изменению угла зрения на социум. В описанных теоретических подходах, посвященных разработке теорий лидерства, общее заключается в постановке в центр внимания ситуации, под которую лидер должен уметь подстроиться и выбрать нужное поведение.
Во-вторых, в рамках лидерства, как объекта социолого-управленческого анализа, выяснили, что в основном внимание ученых сосредоточено на личности лидера и на рассмотрении его поведения в процессе управления. Кроме того, без внимания не осталась дискуссионная тема, посвященная выявлению сходств и различий лидера и руководителя. Пришли к выводу, что социологи и психологи придерживаются мнения о том, что грань между этими понятиями стирается, потому что на практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. При этом лидерство изучается как специфический тип отношений в управлении, а работа руководителя чаще всего строится на фактах и в рамках установленных целей.
В-третьих, проанализировали проблему организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя. Рассмотрели функции, управленческие стили и лидерские практики, применяемые в современных организациях. В ходе изучения, пришли к выводу, что совокупность этих факторов представляет собой модель успешного руководителя. Стиль, который использует лидер в своей управленческой практике и при принятии решений не может быть делом только самого носителя стиля.
В-четвертых, изучили компоненты лидерского потенциала организационного лидера. В качестве которых выделили исполнение необходимых функций, стиль управления трудовым коллективом, организационную культуру. Все эти факторы, так или иначе, формируют лидерские практики, которыми пользуются руководители в современных организациях.
В-пятых, выявляли взаимосвязь между стилем руководства и типом организационной культуры. В рамках собственного эмпирического исследования выявляли соотношение типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации. Кроме того, подтверждали заявленные в программе исследования гипотезы. Изначально интерпретировали результаты опроса, который бы посвящен стилю руководства трудовым коллективом, в дальнейшем подробно описывали тип организационной культуры в компании KellyServices. Мы выявили соотношение типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации, кроме того, были подтверждены заявленные гипотезы. После сопоставления результатов, были предложены рекомендации для дальнейшего укрепления и развития кланового типа культуры. Немаловажно отметить, что в ходе проведенного исследования подтверждены все выдвинутые гипотезы и выполнены заявленные задачи, что привело к достижению цели исследования.
По итогам исследования, мы пришли к общему выводу, что организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обусловливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является управленческое лидерство.
Важно обозначить, что успешная модель эффективного управленческого лидерства совмещает в себе единство видения цели и направления организационных усилий с адекватной системой правил и процедур, подходящей структурой организации и распределением неформальных социальных ролей. А это значит, что формирование лидерства в организации напрямую зависит от лидерского потенциала руководителя. В рамках такой модели менеджмент в полном объеме выполняет функции лидера организации на всех уровнях.
1. Авцинова Г.И. Гегемонизм// Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. Том 1. М., 2003.с.210.
2. Адизес И. К. Развитие лидеров: как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. М.: Альпина Паблишер, 2014. С. 260.
3. Аллаярова Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена//Известия Томского политехнического университета, 2010, Т. 316, № 6,С.203.
4. Ананченко М.Ю. Сущность и источники лидерства// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2001, № 1. C.50
5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. 608 с.
6. Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства М., 1978. - 137 с.
7. Базаров Т.Ю. Лидерство и руководство: реинтерпретация традиции и рефлексия новой ситуации // Российский психологический журнал. 2010. № 3.
8. Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем. 1828—1876 / под ред. и с примеч. Ю. М. Стеклова. — М.: Изд-во Всесоюз. О-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1934—1935.
9. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. СПб., 2009.
10. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. - М.: Б.и., 1992. - 136 с.
11. Вебер М. Харизматическое господство// СоцИС №5. 1988.С. 68.
12. Вебер М. Харизматическое господство//Социологические исследования.1988.№5.
13. Великанова О.В. Функции и образ лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и советская Россия.с.30.
14. Вестник Белгородского университета потребительской кооперации международный научно-теоретический журнал. Выпуск 3(31) 2009, с 108.
15. Волков И.П. Стиль руководства при решении задач социального развития коллектива предприятия // Социальная психология и социальное планирование. – Л., 1973. C. 84 .
16. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия 1875 г. пер. с англ.; СПб. : [Б. и.], 1875. - 299 с.
17. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность. - 2010. № 2.с. 38-39.
18. Денисов А. А. проблемы эффективного управления в России. / А. и Денисов / / Менеджмент в России и за рубежом. - 2010 . - № 2 . - с. 125
19. Дилигенский Г.Г.Социально-политическая психология / Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
20. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография / О.В. Евтихов. – Красноярск :СибЮИ МВД России, 2011 – 288 с. – ISBN 978-5-7889-0186-2.
21. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий капитал в модернизации России: институциональный и корпоративный аспекты / Предисл. Е.П. Велихова. М.: Едиториал УРСС, 2011.
22. Ерушкина Л.В. Социология управления: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. – 73 с.
23. Жалевич А. мудрость лидера:.Эксмо, 2015, - с.529.
24. Занковский Н.А. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012, № 145, С.72-81.
25. Зубанова Л.Б. Лидерство XXI века: проблемы и перспективы интеграции социокультурного пространства// Вестник Челябинской государственной культуры и искусства №3( 19), 2009.
26. Ибрагимова А.С. К вопросу о теориях лидерства: социологический подход// Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3, С.82-85.
27. Камерон, К. Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Куинн Р. Камерон: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. – С. 98.
28. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб.: Издание В.И. Яковенко, 1908. 264 с.
29. Карякин А. М. Организационное поведение/ Учебное пособие/Под ред. Н.О.Козиной. – Иваново, 2001, с.218.
30. Кирсанов М.В. Лидерский потенциал антикризисных управляющих :дис. канд. психол. наук. М., 2003.
31. Котляров И.В. Социология лидерства Теоритические, методологические и аксиологические аспекты Минск :Беларус. навука, 2013. С.481.
32. Кравченко А.И., Тюрина А.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2008 – 983 с., с.167.
33. КреймсДж.А. 4 правила лидерства Джека Уэлча. Как реализовать формулу лидерства GeneralElectric в вашей организации: Пер. А.Модестов:. Из-во Поколение, 2007, - с.110.
34. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос-Пресс, 2003. 448 с., С. 189.
35. Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления // Философия и образование – пространство диалога: Материалы II Педагогических чтений и VII Областной студенческой науч. конф. / Подред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. Архангельск, 2000. С. 23–25.
36. Лавров П. Л. Философия и социология: В 2 т. — М.: Мысль, 1965. на сайте Руниверс.
37. Лебон Г. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011. - 238 с.
38. Лебон Г. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011. - 238 с.
39. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. 408 с.
40. Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. Е. Сурпина. СПб.: Речь, 2000. С. 167.
41. Конкурс управленцев «Лидеры России» [Электронный ресурс] URL.: https://лидерыроссии.рф (дата обращения 18.04.2019).
42. Макиавелли Н. «Государь», М.: Планета, 1990. 512 с.
43. Управленческие решения: учебник/под.ред. Ю.В. Меркурьевой. – Москва: - Проспект, 2017.-384с.
44. Мирзоян В.А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 3-15.
45. Миронава Т.Л. К вопросу о лидерстве и руководстве //Вестник Бурятского государственного университета. 2013. №5. С.33-42.
46. Михайловский Н.К Герои и толпа. Избранные труды по социологии. СПб.: Алетейя.1998.с.300.
47. Ницше Ф. Сочинение в 2 т. /Пер. с нем; Под ред.К.Сваскян.-М:Мысль,1990.-820с.(т.1),829с.(т.2).
48. Ольшанский Д.В. Политико-психологическая типология лидерства. Политическая психология. М. 2002 г. С.161.
49. Официальный сайт KellyServices Россия [Электронный ресурс] URL.:https://www.kellyservices.ru/ (дата обращения 18.02.2019).
50. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971. - 348 с. // Правоведение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, № 1. С. 116-117 .
51. Платон. Диалоги. СПб.: Азбука, 2000. 448 с. 12. Платон. Законы / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999.-с 832
52. Плотников М.В. Социальный технологии менеджмента. HI-Tech в управлении: модели, методы, практики. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 148 с.
53. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера.//Вестник МГУ, серия 12.1997.№ 3.
54. Сиверцев М. А. Типология лидерства // Власть: философско-политические аспекты, М., 1989.С. 26-42.
55. Симоненко С.И. Модель эффективного руководителя в рамках концепции динамического лидерства// Известия Саратовского университета. Нов.сер. 2012. Т.12. Вып.4. С.90-96.
56. Стогдилл, Р. Лидерство и структура управления персоналом / Р. Стогдилл. – М. : Норд-Вест, 2000. – 224 с.
57. В.А. Спивак, Корпоративная культура : Теория и практика. - СПб. [и др.] : Питер, 2001. - 345 с.
58. Тайкова Л.В. Проблема лидерства и руководства :теоритический аспект// Вестник новгородского государственного университета. 2013. № 74. Т.2. С.67-69.
59. Законы подражания (Lesloisdel’imitation): Пер. с фр. / [Соч.] Ж. Тарда. - СПб.: Ф. Павленков, 1892.
60. Тард, Габриэль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890—1907.
61. Тид О. «Искусство администрирования/О.Тид. – М.:Наука, 1996. – 370c.
62. Ткачёв П. Н. Избранные сочинения: в 6 т. - М., 1932—37.- 6 т.
63. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / под ред. Е.В. Шороховой. М., 1977.
64. Шейн, Э. Корпоративная культура и лидерство / Э. Шейн. - СПб.: Питер, 2008. – С. 48.
65. Шестопал Е.Б. Политическое лидерство в новых условиях: смена парадигмы восприятия //Мониторинг общественного мнения № 3(115), 5/6, 2013.с.82-90.
66. Шкурко О.В. Соотношение понятий «Лидерство» и «Руководство»: современный взгляд на проблему// Омский научный вестник. 2011. № 1 (95).
67. Чеснова Н.Е., Денисова Т.И. Феномен лидерства в современном мире //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, № 1 (13). 2015.С. 69.
68. Avolio, B. Full Leadership Development: Building the Vital Forces in Organizations / B. Avolio. – New York : Thousand Oaks, 1999. – 244 р.
69. Avolio, B. Full Range Leadership Development / B. Avolio. – Washington : University of Washington, 2011. – 280 р.
70. Bird C. Social Psychology. N.Y.: Appleton-Centure, 1940 P.180.
71. Bogardus E. Leaders and Leadership. N.Y., 1934. 138 p.
72. Borgatta E. Some Findings Relevant to a Great Man Theory of Leadership // American Sociological Review. Vol. 19. 1954. pp. 755-759.
73. Coleman J.C., Hammen C.L. The Individual and the Group // A Study of Organizational Leadership. Harrisburg, 1976. P. 161.
74. Douglas McGregor Human Side Of Enterprise // Management Review. № 11. 1957. 41-49 pp.
75. Fiedler, F.E. (1958) Leader Attitudes and Group Effectiveness, Urbana, IL: University of Illinois Press. Fiedler, F.E. (1967) A Theory of Leadership Effectiveness, New York: McGraw-Hill. An introduction to social psychology, N. Y., 1926
76. Homans, George Caspar, and Charles P. Curtis, Jr. 1934. An Introduction to Pareto, His Sociology. NewYork: Knop.
77. Dowd J. Control in Human Societies. N.Y., 1936.
78. Gunter Dr. Michael M. www.tntech.edu. Archived from the original on 2008-04-09. Retrieved 2008-07-09.
79. Fiedler, F.E. (1967) A Theory of Leadership Effectiveness, New York: McGraw-Hill.
80. Oxford dictionaries// [Электронный ресурс] English Oxford living Dictionaries [сайт]. URL: https:// en.oxforddictionaries.com(дата обращения 15.12.2018).
81. Stogdill R. Personal Factors associated with Leadership: A Survey of Literature // Journal of Psychology. 1948 Vol. 25 P. 35–71
82. Wiggam A. E. The Biology of Leadersship // Business Leadership. N.Y., 1931.
83. Woods F. A. The Influence of monarchs. Vol. 11. N.Y., 1913.