Формирование лидеров в организации: социологический анализ современных практик
|
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования лидерства
1.1. Формирование взглядов на проблему лидерства…………….……13
1.2. Лидерство как объект социолого-управленческого анализа………20
Глава 2. Формирование лидерства в системе управленческих практик.33
2.1. Лидерство в управленческой деятельности………………………...33
2.2 Потенциал лидера в организации на основе модели принятия решений
Глава 3 Исследование на тему «Управленческий потенциал руководителя»
3.1. Общая характеристика компании KellyServices……..……………54
3.2. Описание процедуры исследования
3.3. Интерпретация результатов исследования ……………………...…63
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования лидерства
1.1. Формирование взглядов на проблему лидерства…………….……13
1.2. Лидерство как объект социолого-управленческого анализа………20
Глава 2. Формирование лидерства в системе управленческих практик.33
2.1. Лидерство в управленческой деятельности………………………...33
2.2 Потенциал лидера в организации на основе модели принятия решений
Глава 3 Исследование на тему «Управленческий потенциал руководителя»
3.1. Общая характеристика компании KellyServices……..……………54
3.2. Описание процедуры исследования
3.3. Интерпретация результатов исследования ……………………...…63
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Мы живем во времена быстрых изменений, в таком мире взаимодействие, коммуникации и отношения приобретают противоречивый и неоднородный характер. Мир организаций отражает изменения в социальных пространствах. Многим руководителям приходится отказаться от привычного последовательного управленческого мышления и перейти к организации параллельных процессов. «Управленческая деятельность оказывается стимулирующим фактором изменчивости мира» .
Одной из отраслей изучаемой науки выступает социология лидерства. В рамках нее рассматриваются закономерности функционирования и развития деятельности лидеров различных уровней во всей сложности и многообразии общественных структур и социальных процессов, их роли и значения в современной жизни, проблемы формирования социальных элит, формирования общественного мнения об их деятельности. Сама проблема становления лидерства широко распространена во всех сферах жизнедеятельности социума.
У руководителей есть интерес, который определяется потребностью в принятии обоснованных управленческих решений о:
• системном анализе противоречий организационной среды как объекта управления;
• неустойчивой мотивации себя и коллектива;
• конфликтной социальной жизни;
• прогнозировании изменений в работе подразделения.
Все обозначенные выше вопросы в управленческой практике поднимаются довольно часто, но средства для их решения недоступны, неизвестны, слишком сложны или не подходят по специфике содержания .
Актуальность темы, выбранной для изучения, обусловлена тем, что ни один коллектив не может существовать без лидера, человека (субъекта), пользующегося большим, признанным авторитетом и обладающего влиянием, которое проявляется как управляющие действия. В трудовом коллективе, есть официально назначенный руководитель, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых ситуациях. Как правило, это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Для того чтобы развивать и поддерживать в себе лидерский потенциал, руководители активно используют лидерские практики. Примером такой практики в успешных компаниях может служить поддержка и мотивация к участию в конкурсе управленцев «Лидеры России» на федеральном уровне. В рамках него руководители могут в полной мере показать свои способности, приобрести бесценный опыт и наметить пути для дальнейшего развития. Кроме того, во многих компаниях развита программа стажировок, где руководитель выступает как наставник, делится своими навыками. Обучение и повышение квалификации за счет компании, также является одной из распространённых лидерских практик. Для сотрудников это отличная возможность освоить компетенции по программам менеджмента или профессиональной переподготовки. С помощью таких программ формируется кадровый резерв организации.
Оба понятия «руководство» и «лидерство» пересекаются достаточно часто, поэтому грань между этими терминами просто стирается. Важно помнить, что это две стороны процесса социального управления, несмотря на то, что «руководство» по должности и «лидерство» далеко всегда соединяются в одном лице.
Степень научной разработанности темы
Проблему лидерства ученые исследовали еще с давних времен. В зарубежной науке анализом и разработкой теорий лидерства занимались различные социологи, философы и психологи, такие как Ф.Ницше , Платон Н.Макиавелли, Т. Карлейл, которые подробно изучали личность лидера как исключительного индивида.
Природу власти ее трансформацию в обществе рассматривали М.Вебер, Гюстав Лебон, Габриэль Тард и многие другие.
В российской науке социально-политическое и философское направление лидерства разрабатывалось в концепциях идеологии народничества Н.К. Михайловским, П.Н. Ткачевым, М.А. Бакуниным , П.Л. Лавровым .
На современном этапе лидерство широко исследуется в политической психологии, где лидерство рассматривается как институт, Г.К. Ашиным, Г.И. Авциновой, О.В. Великановой, Т.М. Рысковой, Г.Г. Дилигенским, Е.Б. Шестопал.
В процессе изучения лидерства было выявлено множество концепций и трактовок данного понятия. Изначально в роли лидеров описывались выдающиеся исторические личности. Геродот и Плутарх, ставили в центр исторического повествования биографии государей и знаменитых стратегов.
Настоящий интерес к проблеме лидерства развивается в XIX в. В тот момент возникает множество новых концепций. А в основу социологического подхода входит изучение природы власти в ее высшем иерархическом воплощении и трансформации в обществе. Теперь исследуется власть, но и ее антропологический аспект, теории вождя и лидера.
Крупнейший вклад в изучение лидерства с социально-философской позиции внесли Макс Вебер , Гюстав Лебон, Габриэль Тард и др. Вебер ввел в оборот социально-философское понятие «харизматический лидер». Развивая концепция харизматического господства, М.Вебер делает акцент на героизме, фанатичной преданности идее, святости. Продолжая эту тему, Гантер М.А. выделяет характеристики, присущие харизматическому лидеру.
Все теории лидерства XХ в. дополняют и воздействуют друг на друга, поэтому их следует рассматривать в совокупности. Проанализировав историю изучения проблемы лидерства, можно понять, что данная тема исследуется уже очень давно.
Лидерство в контексте социолого-управленческого анализа рассматривается в рамках персоналистического подхода, где в большей степени исследуются качества лидеров. Этой концепции придерживались Ф.Гольтон, О. Тид(Teаd, 1929), Э. Вигэм (Wiggam, 1931), Дж. Доуд (Dowd, 1936), Ф. Вудс (Woods, 1936), Э. Боргатта (Borgatta, 1954) и другие.
В качестве альтернативы, в первой половине ХХ в. развивается ситуационный подход к исследованию проблемы лидерства. В рамках него изучаются особенности влияния ситуационных факторов на эффективность лидерства. Положительный вклад сторонников ситуационного подхода американский ученый Э. Хартли. Он разработал модель, доказывающую тот факт, что не только ситуация определяет выдвижение лидеров. В дальнейшем исследователи попытались преодолеть ограничения теорий, поэтому в формулу лидерства стали добавлять переменные из разных концепций, что способствовало развитию системных теорий.
Несмотря на то что феномен лидерства привлекал внимание исследователей на протяжении всего ХХ в ., проблема лидерства сохраняет актуальность и в настоящее время. В современной научной литературе достаточно подробно описаны роли, задачи и функции как лидера, так и управляющего (менеджера). Эти вопросы поднимаются довольно часто, но средства их решения недоступны, неизвестны, слишком сложны или не подходят по специфике содержания. В большинстве случаев приходится опираться на личный опыт и интуицию. Поэтому возникает потребность в инструменте управления. В качестве такого инструмента может выступить технология формирования управленческого потенциала в коллективе формальной организации. Выбор именно этого класса технологий, направленных на изучение решений руководителей в управленческой ситуации связан с тем, что во многом успех организации зависит от личности руководителя .
Объектом изучения выпускной квалификационной работы является феномен лидерства в организации.
Предметом изучения является механизм формирования лидерства.
Цель работы – выявить особенности формирования лидерства в организации.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
• рассмотреть понятие лидерства с позиций классических и современных социологических теорий;
• проанализировать проблему организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя;
• изучить компоненты лидерского потенциала организационного лидера;
• определить взаимосвязь между стилем руководства и типом организационной культуры.
Гипотеза: верификация (проверка) и фальсификация (опровержение) которой осуществлялась в рамках выпускной квалификационной работы:
• формирование лидерства в организации зависит от лидерского потенциала руководителя.
Теоретико-методологическая база.
Основу теоретико-методологической базы составляет обоснование термина «лидерство», описание его истоков. Рассмотрение социологии лидерства, как науки, изучающей закономерности построения, функционирования индивидов в рамках социального взаимодействия и их участия во властных отношениях.
Для социологического подхода характерно изучение природы власти в ее высшем иерархическом воплощении и трансформации в обществе. Крупнейший вклад в изучение лидерства с социально-философской позиции внесли Макс Вебер, Гюстав Лебон, Габриэль Тард, Л.А.Гегель,
Н. Макиавелли, Т. Карлейл ,Р.Лайкерт , Ф.Фидлер, В.В. Бинхам, О. Тэд, Дж.С. Хоманс , Дж.К. Хемфилд, Д. Мак Грегор, Шестопал Е.Б.,
КотляровИ.В., Великанова О.В.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляет собственное социологическое исследование посвященное соотношению факторов типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства трудовым коллективом. Основное внимание в нашем исследовании сосредоточено на изучении особенностей доминирующего типа организационной культуры в Компании.
Новизна выпускной квалификационной работы интересна методом исследования, в качестве которого применяется две выбранные методики. Это методика К. Камерона и Р. Куинна, а также опросник В.П.Захарова. Первая методика позволит определить тип организационной культуры в Компании, вторая даст понять доминирующий стиль руководства трудовым коллективом. Проведенное исследование позволило определить, какой тип культуры имеется в организации сейчас, и какой более предпочтительный для сотрудников. Важно отметить, что оценка осуществлялась объективно, т.к. в выборочную совокупность были включены не только сами руководители, но и их подчиненные.
Теоретическая значимость работы заключается в проработке понятий «руководства» и «лидерства» в коллективе. На основе теорий классиков были выделены особенности руководства и их типологии, а также изучение процесса лидерства в системе управления. В ходе эмпирического исследования осуществлялась проверка выделенных факторов применительно к трудовому коллективу.
Практическая значимость заключается в том, что рассмотрение заявленной темы представляет научный интерес, потому что ни одна формальная социальная группа не может существовать без лидера-человека (субъекта), пользующегося большим, признанным авторитетом и обладающего влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Расширив эмпирическое исследование, помимо полученных данных, можно выявить тенденцию развития организационного типа культуры, повторив заявленную методику через год. Для этого необходимо включить в выборочную совокупность сотрудников из других офисов Компании. По итогам исследования провести сравнительный анализ, на основе которого составить рекомендации для дальнейшего пути развития.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений. Во введении обосновывается степень её научной разработанности, формируются цели и задачи работы, определяется объект, предмет и гипотезы исследования, практическая значимость, а также теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.
Первая глава состоит из двух параграфов и раскрывает теоретико-методологические основы исследования лидерства. В первом параграфе рассматривается процесс формирования взглядов на проблему лидерства: Дж. Коулмана, С. Хэммэна, Богардуса Е.С., Левина К., В. Белл, Р.Дж. Хилла и С.В. Миллза, Уманского Л.И., Парыгина Б.Д., Крысько В.Д, Котлярова И.В. Во втором параграфе изучаются теории и взгляды классиков социологии: Макиавелли Н, Карлейля Т., Вебера М, Лебона Г.,Тарда Г.,Гантера М.А., Шиффера И., Михайловского Н.К., ГолтонаФ. а также ученых современности ТкачеваП.Н, Бакунина М.А.,. Лаврова П.Л, Ашина Г.К., Авциновой Г.А., Великановой О.В., Рысковой Т.М., Дилигенский Г.Г., ШестопалЕ.Б.,Раймонда Арона, Ральфа Стогдилла, Маргарет Дж. Херманн, Жана Блонделя,Брюс Авелио, Бернард Басса, ДжейКонджера и РабиндраКанунго, Р. Гринлифа и К. Ходжкинсона, Г. Фейр-хольма и Т. С. Кучма. Большое внимание уделяется теории харизматического лидерства М.Вебера.
Вторая глава состоит из двух параграфов и включает в себя рассмотрение лидерства в системе управленческих практик. В первом параграфе подробно лидерство в управленческой деятельности, где рассматриваются руководящие роли и специфика принятия решений: Кравченко А.И., Тюрина А.О. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А., Адезис А., Камерон К., Куинн Р. Во втором параграфе отражены особенности лидерского потенциала руководителя организации, где более подробно рассматриваются модели управления, модели руководства трудовым коллективом: Гоулман Д., Левин К., Макгрегор Д., Лайкерт Р., Маслоу А.
Третья глава представляет собой собственное социологическое исследование на тему «Управленческий потенциал руководителя в компании KellyServicesCIS».Первый параграф включает в себя информацию о компании и ее структуре, второй параграф содержит описание процедуры исследования, третий параграф посвящен анализу результатов исследования.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по данной работе. В приложении представлены методики, которые применялись для сбора эмпирических данных.
Одной из отраслей изучаемой науки выступает социология лидерства. В рамках нее рассматриваются закономерности функционирования и развития деятельности лидеров различных уровней во всей сложности и многообразии общественных структур и социальных процессов, их роли и значения в современной жизни, проблемы формирования социальных элит, формирования общественного мнения об их деятельности. Сама проблема становления лидерства широко распространена во всех сферах жизнедеятельности социума.
У руководителей есть интерес, который определяется потребностью в принятии обоснованных управленческих решений о:
• системном анализе противоречий организационной среды как объекта управления;
• неустойчивой мотивации себя и коллектива;
• конфликтной социальной жизни;
• прогнозировании изменений в работе подразделения.
Все обозначенные выше вопросы в управленческой практике поднимаются довольно часто, но средства для их решения недоступны, неизвестны, слишком сложны или не подходят по специфике содержания .
Актуальность темы, выбранной для изучения, обусловлена тем, что ни один коллектив не может существовать без лидера, человека (субъекта), пользующегося большим, признанным авторитетом и обладающего влиянием, которое проявляется как управляющие действия. В трудовом коллективе, есть официально назначенный руководитель, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых ситуациях. Как правило, это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Для того чтобы развивать и поддерживать в себе лидерский потенциал, руководители активно используют лидерские практики. Примером такой практики в успешных компаниях может служить поддержка и мотивация к участию в конкурсе управленцев «Лидеры России» на федеральном уровне. В рамках него руководители могут в полной мере показать свои способности, приобрести бесценный опыт и наметить пути для дальнейшего развития. Кроме того, во многих компаниях развита программа стажировок, где руководитель выступает как наставник, делится своими навыками. Обучение и повышение квалификации за счет компании, также является одной из распространённых лидерских практик. Для сотрудников это отличная возможность освоить компетенции по программам менеджмента или профессиональной переподготовки. С помощью таких программ формируется кадровый резерв организации.
Оба понятия «руководство» и «лидерство» пересекаются достаточно часто, поэтому грань между этими терминами просто стирается. Важно помнить, что это две стороны процесса социального управления, несмотря на то, что «руководство» по должности и «лидерство» далеко всегда соединяются в одном лице.
Степень научной разработанности темы
Проблему лидерства ученые исследовали еще с давних времен. В зарубежной науке анализом и разработкой теорий лидерства занимались различные социологи, философы и психологи, такие как Ф.Ницше , Платон Н.Макиавелли, Т. Карлейл, которые подробно изучали личность лидера как исключительного индивида.
Природу власти ее трансформацию в обществе рассматривали М.Вебер, Гюстав Лебон, Габриэль Тард и многие другие.
В российской науке социально-политическое и философское направление лидерства разрабатывалось в концепциях идеологии народничества Н.К. Михайловским, П.Н. Ткачевым, М.А. Бакуниным , П.Л. Лавровым .
На современном этапе лидерство широко исследуется в политической психологии, где лидерство рассматривается как институт, Г.К. Ашиным, Г.И. Авциновой, О.В. Великановой, Т.М. Рысковой, Г.Г. Дилигенским, Е.Б. Шестопал.
В процессе изучения лидерства было выявлено множество концепций и трактовок данного понятия. Изначально в роли лидеров описывались выдающиеся исторические личности. Геродот и Плутарх, ставили в центр исторического повествования биографии государей и знаменитых стратегов.
Настоящий интерес к проблеме лидерства развивается в XIX в. В тот момент возникает множество новых концепций. А в основу социологического подхода входит изучение природы власти в ее высшем иерархическом воплощении и трансформации в обществе. Теперь исследуется власть, но и ее антропологический аспект, теории вождя и лидера.
Крупнейший вклад в изучение лидерства с социально-философской позиции внесли Макс Вебер , Гюстав Лебон, Габриэль Тард и др. Вебер ввел в оборот социально-философское понятие «харизматический лидер». Развивая концепция харизматического господства, М.Вебер делает акцент на героизме, фанатичной преданности идее, святости. Продолжая эту тему, Гантер М.А. выделяет характеристики, присущие харизматическому лидеру.
Все теории лидерства XХ в. дополняют и воздействуют друг на друга, поэтому их следует рассматривать в совокупности. Проанализировав историю изучения проблемы лидерства, можно понять, что данная тема исследуется уже очень давно.
Лидерство в контексте социолого-управленческого анализа рассматривается в рамках персоналистического подхода, где в большей степени исследуются качества лидеров. Этой концепции придерживались Ф.Гольтон, О. Тид(Teаd, 1929), Э. Вигэм (Wiggam, 1931), Дж. Доуд (Dowd, 1936), Ф. Вудс (Woods, 1936), Э. Боргатта (Borgatta, 1954) и другие.
В качестве альтернативы, в первой половине ХХ в. развивается ситуационный подход к исследованию проблемы лидерства. В рамках него изучаются особенности влияния ситуационных факторов на эффективность лидерства. Положительный вклад сторонников ситуационного подхода американский ученый Э. Хартли. Он разработал модель, доказывающую тот факт, что не только ситуация определяет выдвижение лидеров. В дальнейшем исследователи попытались преодолеть ограничения теорий, поэтому в формулу лидерства стали добавлять переменные из разных концепций, что способствовало развитию системных теорий.
Несмотря на то что феномен лидерства привлекал внимание исследователей на протяжении всего ХХ в ., проблема лидерства сохраняет актуальность и в настоящее время. В современной научной литературе достаточно подробно описаны роли, задачи и функции как лидера, так и управляющего (менеджера). Эти вопросы поднимаются довольно часто, но средства их решения недоступны, неизвестны, слишком сложны или не подходят по специфике содержания. В большинстве случаев приходится опираться на личный опыт и интуицию. Поэтому возникает потребность в инструменте управления. В качестве такого инструмента может выступить технология формирования управленческого потенциала в коллективе формальной организации. Выбор именно этого класса технологий, направленных на изучение решений руководителей в управленческой ситуации связан с тем, что во многом успех организации зависит от личности руководителя .
Объектом изучения выпускной квалификационной работы является феномен лидерства в организации.
Предметом изучения является механизм формирования лидерства.
Цель работы – выявить особенности формирования лидерства в организации.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
• рассмотреть понятие лидерства с позиций классических и современных социологических теорий;
• проанализировать проблему организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя;
• изучить компоненты лидерского потенциала организационного лидера;
• определить взаимосвязь между стилем руководства и типом организационной культуры.
Гипотеза: верификация (проверка) и фальсификация (опровержение) которой осуществлялась в рамках выпускной квалификационной работы:
• формирование лидерства в организации зависит от лидерского потенциала руководителя.
Теоретико-методологическая база.
Основу теоретико-методологической базы составляет обоснование термина «лидерство», описание его истоков. Рассмотрение социологии лидерства, как науки, изучающей закономерности построения, функционирования индивидов в рамках социального взаимодействия и их участия во властных отношениях.
Для социологического подхода характерно изучение природы власти в ее высшем иерархическом воплощении и трансформации в обществе. Крупнейший вклад в изучение лидерства с социально-философской позиции внесли Макс Вебер, Гюстав Лебон, Габриэль Тард, Л.А.Гегель,
Н. Макиавелли, Т. Карлейл ,Р.Лайкерт , Ф.Фидлер, В.В. Бинхам, О. Тэд, Дж.С. Хоманс , Дж.К. Хемфилд, Д. Мак Грегор, Шестопал Е.Б.,
КотляровИ.В., Великанова О.В.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляет собственное социологическое исследование посвященное соотношению факторов типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства трудовым коллективом. Основное внимание в нашем исследовании сосредоточено на изучении особенностей доминирующего типа организационной культуры в Компании.
Новизна выпускной квалификационной работы интересна методом исследования, в качестве которого применяется две выбранные методики. Это методика К. Камерона и Р. Куинна, а также опросник В.П.Захарова. Первая методика позволит определить тип организационной культуры в Компании, вторая даст понять доминирующий стиль руководства трудовым коллективом. Проведенное исследование позволило определить, какой тип культуры имеется в организации сейчас, и какой более предпочтительный для сотрудников. Важно отметить, что оценка осуществлялась объективно, т.к. в выборочную совокупность были включены не только сами руководители, но и их подчиненные.
Теоретическая значимость работы заключается в проработке понятий «руководства» и «лидерства» в коллективе. На основе теорий классиков были выделены особенности руководства и их типологии, а также изучение процесса лидерства в системе управления. В ходе эмпирического исследования осуществлялась проверка выделенных факторов применительно к трудовому коллективу.
Практическая значимость заключается в том, что рассмотрение заявленной темы представляет научный интерес, потому что ни одна формальная социальная группа не может существовать без лидера-человека (субъекта), пользующегося большим, признанным авторитетом и обладающего влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Расширив эмпирическое исследование, помимо полученных данных, можно выявить тенденцию развития организационного типа культуры, повторив заявленную методику через год. Для этого необходимо включить в выборочную совокупность сотрудников из других офисов Компании. По итогам исследования провести сравнительный анализ, на основе которого составить рекомендации для дальнейшего пути развития.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений. Во введении обосновывается степень её научной разработанности, формируются цели и задачи работы, определяется объект, предмет и гипотезы исследования, практическая значимость, а также теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.
Первая глава состоит из двух параграфов и раскрывает теоретико-методологические основы исследования лидерства. В первом параграфе рассматривается процесс формирования взглядов на проблему лидерства: Дж. Коулмана, С. Хэммэна, Богардуса Е.С., Левина К., В. Белл, Р.Дж. Хилла и С.В. Миллза, Уманского Л.И., Парыгина Б.Д., Крысько В.Д, Котлярова И.В. Во втором параграфе изучаются теории и взгляды классиков социологии: Макиавелли Н, Карлейля Т., Вебера М, Лебона Г.,Тарда Г.,Гантера М.А., Шиффера И., Михайловского Н.К., ГолтонаФ. а также ученых современности ТкачеваП.Н, Бакунина М.А.,. Лаврова П.Л, Ашина Г.К., Авциновой Г.А., Великановой О.В., Рысковой Т.М., Дилигенский Г.Г., ШестопалЕ.Б.,Раймонда Арона, Ральфа Стогдилла, Маргарет Дж. Херманн, Жана Блонделя,Брюс Авелио, Бернард Басса, ДжейКонджера и РабиндраКанунго, Р. Гринлифа и К. Ходжкинсона, Г. Фейр-хольма и Т. С. Кучма. Большое внимание уделяется теории харизматического лидерства М.Вебера.
Вторая глава состоит из двух параграфов и включает в себя рассмотрение лидерства в системе управленческих практик. В первом параграфе подробно лидерство в управленческой деятельности, где рассматриваются руководящие роли и специфика принятия решений: Кравченко А.И., Тюрина А.О. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А., Адезис А., Камерон К., Куинн Р. Во втором параграфе отражены особенности лидерского потенциала руководителя организации, где более подробно рассматриваются модели управления, модели руководства трудовым коллективом: Гоулман Д., Левин К., Макгрегор Д., Лайкерт Р., Маслоу А.
Третья глава представляет собой собственное социологическое исследование на тему «Управленческий потенциал руководителя в компании KellyServicesCIS».Первый параграф включает в себя информацию о компании и ее структуре, второй параграф содержит описание процедуры исследования, третий параграф посвящен анализу результатов исследования.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по данной работе. В приложении представлены методики, которые применялись для сбора эмпирических данных.
В проделанной работе нам удалось достигнуть следующих результатов.
Во-первых, мы рассмотрели теоретико-методологические основы исследования лидерства, акцентируя внимание на основных подходах к изучению понятия и самого процесса. Описали процесс формирования теорий и взглядов классиков социологии относительно феномена лидерства. Отметили особенности и тенденции в расширении понятия самого термина. Необходимо отметить, что прослеживается эволюция теорий лидерства. В начальный период представления о лидерстве имели духовно-религиозный характер, но впоследствии язык описания феноменов стал более точным, что облегчило включение новых социологических понятий. Можно утверждать, что изучение лидерства представляет интерес в современном обществе, которое подтверждается увеличившимся числом эмпирических исследований феномена. Теории лидерства разных ученых позволяют социологу по-новому взглянуть на общество. Более того, можно утверждать, что процесс изучения приводит к изменению угла зрения на социум. В описанных теоретических подходах, посвященных разработке теорий лидерства, общее заключается в постановке в центр внимания ситуации, под которую лидер должен уметь подстроиться и выбрать нужное поведение.
Во-вторых, в рамках лидерства, как объекта социолого-управленческого анализа, выяснили, что в основном внимание ученых сосредоточено на личности лидера и на рассмотрении его поведения в процессе управления. Кроме того, без внимания не осталась дискуссионная тема, посвященная выявлению сходств и различий лидера и руководителя. Пришли к выводу, что социологи и психологи придерживаются мнения о том, что грань между этими понятиями стирается, потому что на практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. При этом лидерство изучается как специфический тип отношений в управлении, а работа руководителя чаще всего строится на фактах и в рамках установленных целей.
В-третьих, проанализировали проблему организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя. Рассмотрели функции, управленческие стили и лидерские практики, применяемые в современных организациях. В ходе изучения, пришли к выводу, что совокупность этих факторов представляет собой модель успешного руководителя. Стиль, который использует лидер в своей управленческой практике и при принятии решений не может быть делом только самого носителя стиля.
В-четвертых, изучили компоненты лидерского потенциала организационного лидера. В качестве которых выделили исполнение необходимых функций, стиль управления трудовым коллективом, организационную культуру. Все эти факторы, так или иначе, формируют лидерские практики, которыми пользуются руководители в современных организациях.
В-пятых, выявляли взаимосвязь между стилем руководства и типом организационной культуры. В рамках собственного эмпирического исследования выявляли соотношение типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации. Кроме того, подтверждали заявленные в программе исследования гипотезы. Изначально интерпретировали результаты опроса, который бы посвящен стилю руководства трудовым коллективом, в дальнейшем подробно описывали тип организационной культуры в компании KellyServices. Мы выявили соотношение типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации, кроме того, были подтверждены заявленные гипотезы. После сопоставления результатов, были предложены рекомендации для дальнейшего укрепления и развития кланового типа культуры. Немаловажно отметить, что в ходе проведенного исследования подтверждены все выдвинутые гипотезы и выполнены заявленные задачи, что привело к достижению цели исследования.
По итогам исследования, мы пришли к общему выводу, что организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обусловливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является управленческое лидерство.
Важно обозначить, что успешная модель эффективного управленческого лидерства совмещает в себе единство видения цели и направления организационных усилий с адекватной системой правил и процедур, подходящей структурой организации и распределением неформальных социальных ролей. А это значит, что формирование лидерства в организации напрямую зависит от лидерского потенциала руководителя. В рамках такой модели менеджмент в полном объеме выполняет функции лидера организации на всех уровнях.
Во-первых, мы рассмотрели теоретико-методологические основы исследования лидерства, акцентируя внимание на основных подходах к изучению понятия и самого процесса. Описали процесс формирования теорий и взглядов классиков социологии относительно феномена лидерства. Отметили особенности и тенденции в расширении понятия самого термина. Необходимо отметить, что прослеживается эволюция теорий лидерства. В начальный период представления о лидерстве имели духовно-религиозный характер, но впоследствии язык описания феноменов стал более точным, что облегчило включение новых социологических понятий. Можно утверждать, что изучение лидерства представляет интерес в современном обществе, которое подтверждается увеличившимся числом эмпирических исследований феномена. Теории лидерства разных ученых позволяют социологу по-новому взглянуть на общество. Более того, можно утверждать, что процесс изучения приводит к изменению угла зрения на социум. В описанных теоретических подходах, посвященных разработке теорий лидерства, общее заключается в постановке в центр внимания ситуации, под которую лидер должен уметь подстроиться и выбрать нужное поведение.
Во-вторых, в рамках лидерства, как объекта социолого-управленческого анализа, выяснили, что в основном внимание ученых сосредоточено на личности лидера и на рассмотрении его поведения в процессе управления. Кроме того, без внимания не осталась дискуссионная тема, посвященная выявлению сходств и различий лидера и руководителя. Пришли к выводу, что социологи и психологи придерживаются мнения о том, что грань между этими понятиями стирается, потому что на практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. При этом лидерство изучается как специфический тип отношений в управлении, а работа руководителя чаще всего строится на фактах и в рамках установленных целей.
В-третьих, проанализировали проблему организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя. Рассмотрели функции, управленческие стили и лидерские практики, применяемые в современных организациях. В ходе изучения, пришли к выводу, что совокупность этих факторов представляет собой модель успешного руководителя. Стиль, который использует лидер в своей управленческой практике и при принятии решений не может быть делом только самого носителя стиля.
В-четвертых, изучили компоненты лидерского потенциала организационного лидера. В качестве которых выделили исполнение необходимых функций, стиль управления трудовым коллективом, организационную культуру. Все эти факторы, так или иначе, формируют лидерские практики, которыми пользуются руководители в современных организациях.
В-пятых, выявляли взаимосвязь между стилем руководства и типом организационной культуры. В рамках собственного эмпирического исследования выявляли соотношение типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации. Кроме того, подтверждали заявленные в программе исследования гипотезы. Изначально интерпретировали результаты опроса, который бы посвящен стилю руководства трудовым коллективом, в дальнейшем подробно описывали тип организационной культуры в компании KellyServices. Мы выявили соотношение типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации, кроме того, были подтверждены заявленные гипотезы. После сопоставления результатов, были предложены рекомендации для дальнейшего укрепления и развития кланового типа культуры. Немаловажно отметить, что в ходе проведенного исследования подтверждены все выдвинутые гипотезы и выполнены заявленные задачи, что привело к достижению цели исследования.
По итогам исследования, мы пришли к общему выводу, что организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обусловливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является управленческое лидерство.
Важно обозначить, что успешная модель эффективного управленческого лидерства совмещает в себе единство видения цели и направления организационных усилий с адекватной системой правил и процедур, подходящей структурой организации и распределением неформальных социальных ролей. А это значит, что формирование лидерства в организации напрямую зависит от лидерского потенциала руководителя. В рамках такой модели менеджмент в полном объеме выполняет функции лидера организации на всех уровнях.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМ ИМИДЖЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Корпоративная социальная ответственность в сфере fashion-ритейла: экономико-социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Формирование благоприятного имиджа организации на примере КГБУЗ «Идринская районная больница»
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - «Управление талантами в современной организации: социологический
анализ»
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - Современная практика корпоративной социальной ответственности ТНК в России
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Формирование стратегии развития организации на основе использования ключевых показателей эффективности (на примере ООО «Единая информационная система», г. Пенза)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Компетенции лидера в организации
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Тенденции и методы развития электронной коммерции в Китае и России: социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2022 - Современная практика корпоративной социальной ответственности ТНК в России
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017



