Введение 4
ГЛАВА 1. Методологические основы изучения системы государственной гражданской службы 11
1.1. Бюрократия: социологические взгляды. Институционализация государственной гражданской службы. 11
1.2. Развитие государственной гражданской службы в контексте теории Public Administration 21
ГЛАВА 2. Направления совершенствования государственной гражданской службы в РФ 29
2.1. Реформы государственной гражданской службы в РФ как общемировой тренд административных реформ 29
2.2. Этические проблемы как стержень современного этапа реформирования государственной гражданской службы 44
2.3. Оценка регулирующего воздействия как новая технология взаимодействия государства и населения 51
ГЛАВА 3. Административные реформы как социальная и управленческая проблема современного российского общества 60
3.1. Анализ процессов реформирования в системе органов исполнительной власти Ленинградской области (по результатам прикладного исследования) 60
3.2. Тематика административных реформ на публичной арене российских научных журналов 66
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 87
Приложение 1. Основные отличия системы Public Administration от традиционного государственного управления 87
Приложение 2. Базовые исследования по тематике Public Administration в США 89
Приложение 3. Базовые исследования по тематике Public Administration в Европе 93
Приложение 4. Публикации, посвященные административных реформам найденные в журналах 94
Приложение 5. Программа исследования «Интервью государственных гражданских служащих Администрации Ленинградской области» 96
Приложение 6. Анализ тематики административных реформ на публичной арене российских научных журналов 99
Приложение 7. Транскрипт интервью 100
Реформа государственной гражданской службы – основное направление повышения эффективности государственного управления, а соответственно и качества жизни, социально-экономического прогресса, роста управляемости социальными процессами, включая экологические, научно-технические, демографические, социальные, этнические и пр.
Реформа идет. Формируются и расширяются новые области соверен совершенствования государственного управления. Предлагаются новые инициативы, которые успешно реализуются, накапливая уверенность общества в своих возможностях. Становятся все более активными международные правительственные и неправительственные организации, ее направляющие и корректирующие. Развивается наука, обобщающая опыт реформирования в разных странах, а также предлагающая новые технологии и методы ее изучения, осмысления трудностей и перспектив.
Государственная гражданская служба становится все более открытой, конкурентоспособной и престижной. Она все в большей мере ориентируется на решение конкретных задач, которые ставит перед ней общество и Президент РФ, все качественнее обслуживает население, все активнее взаимодействует с институтами гражданского общества. Именно государственная гражданская служба претворяет в жизнь политику государства в сфере экономики, образования, культуры, социального развития. От успешности ее функционирования зависят уровень и качество жизни населения страны, национальная безопасность.
Актуальность реформирования системы государственного управления в нашей стране не подергается сомнению еще и потому, что после распада СССР построение нового демократического государственного аппарата происходило без целенаправленного руководства и достаточно стихийно. Оно характеризовалось максимальной политизацией государственного управления при очевидной слабости аппарата.
Административные реформы в РФ начались в 2010 году и по своей сути должны стать постоянными, воплощая новые возможности и требования государственного управления на стадии PublicAdministration. Реформы должны реализовать потенциал гражданского общества и системы государственной службы, учтя современные возможности цифровизации.
Несмотря на объемность преобразований, сложность поставленных задач, бесспорное наличие видимых успехов, общество мало знает об этом процессе. Как показали наши исследования, население не осведомлено о них. Имеющиеся успехи: рост открытости информации, повышение качества государственного обслуживания населения, реализацию конкретных направлений, например: антикоррупционного плана, внедрения ОРВ и других – воспринимаются людьми как данность, а не как результат огромных усилий работников. Обществу не известны ни авторы инноваций, ни герои, их внедряющие их в практику управления.
Степень разработанности темы исследования.
К сожалению, в литературе сложилась странная ситуация. При огромном количестве публикаций за рубежом, что оправдано, поскольку тематика более, чем значима и разнообразна по направлениям исследования, дисциплинарным подходам и методам. В нашей стране, несмотря на очевидную значимость проблем совершенствования государственного направления, литературы гораздо меньше, причем работы по оценке административных реформ практически отсутствуют. Думается, что частично снижение интереса к тематике объясняется сокращением научного потенциала страны в этой области.
Приведем названия работ, ставших классическими, выделив, прежде всего, те, в которых раскрывается понятие и анализируется содержание бюрократии. На протяжении длительного периода институт государства отождествлялся лишь с конкретной личностью правителя, но в XIX – начале XX века произошли значительные изменения, благодаря которым уже не личность правителя, а сама система государственного управления стала рассматриваться субъект функционирования. Государство, как персонифицированный институт, воплощенный в личности правителя, уступил место бюрократии.
В классической социологии, первым, кто обратил внимание на значимость бюрократии как системы управления, был немецкий социолог М. Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент должен работать максимально эффективно.
К. Маркс и социологи первой половины XXвека - Ч. Миллс, Г. Маркузе и другие утверждали, что государственная служба является властвующим классом, который принимает участие в организации общественной жизни, но часто использует свое положение в собственных интересах.
Изучением государственной службы занимались представители Франкфуртской школы иструктурного функционализма. Англо–германский социолог Р. Дарендорф считал, что для строительства богатого и разностороннего гражданского общества в рамках стройной и эффективной государственной конституции необходимы стратегические реформы. Ее, по его мнению, следует заменить «сетью мелких групп социальной помощи» .
Представители институционального направления под государственной службой понимали социальный институт, который имеет в своем распоряжении большой объем идеологических, материальных и социально-принудительных ресурсов. обеспечивающий особую роль и статус работников органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Важной вехой в развитии государственной службы стало обоснование ее новой роли и функций, которые выявили (в самом конце Х1Х века) представители нового направления- PublicAdministration. Ее развитие было усилено появлением новой области научного знания - теорией «научной организация труда». Основоположники нового направления: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Э. Мэйо и другие - обосновали и реализовали на практике научные принципы управления предприятием. Их идеи позже подтолкнули науку к переносу выявленных принципов на сферу государственного управления. К знаковым фигурам того времени причисляют таких авторов, как Д. Розенблюм и Дж. Томпсон (США), М. Крозье (Франция) и других.
М. Крозье в своей работе «Феномен бюрократии» представил социологическое исследование, отразив в нем социальный портрет бюрократии. Будучи главой центра социологических организаций, он смог собрать и опубликовать данные о структуре и ценностях государственных служащих того времени.
В 80-е годы XX века в рамках «Public Administration» оформилась концепция «Новый государственный менеджмент» (НГМ). Ее авторы(Г. Питерс, Д. Кеттл, Дж. Пьер, К. Худ.) представили новую традицию в определении государственной службы и ее роли в государственном управлении. Эта модель пришла на смену традиционной бюрократической модели управления государством. Она предполагает необходимость преобразования больших бюрократических структур в полуавтономные агентства, отличающиеся высокой степенью подвижности, способностью к конкуренции и склонностью принимать рискованные решения. Чиновничество стало восприниматься как организация по предоставлению государственных услуг.
В Российской Федерации исследованиями в области государственной службы занимались такие ученые, как Т.Г. Архипова, Г.В. Атаманчук, Х.А. Беков, Н.П. Ерошкин, В.Г. Игнатов, Н.М. Казанцев, В.М. Манохин, В.С. Нечипоренко, М.Ф. Румянцева, А.С., Е. А. Васильева, Л. Т. Волчкова, Г.А. Меньшикова, В.Н. Минина, Н. А. Пруель, А.В. Тихонов, А. А. Ткачев, О.А. Уржа, В.И. Франчук и многие другие.
Объектом исследования является: государственная служба и процессы ее реформирования (административные реформы).
Предметом исследования выступают: новые формы организации государственной службы как результат административных реформ.
Цель работы состоит в анализе процессов реформирования государственной гражданской службы, выявления направлений ее совершенствования.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Описать процесс институционализации государственной службы.
2. Выявить особенности государственной службы на этапеPublicAdministration.
3. Оценить ход и основные направления административных реформ.
4. Проанализировать новую технологию, в полной мере воплощающую принципы PublicAdministration – оценку регулирующего (фактического) воздействия (ОРВ).
5. Дать оценку этическим проблемам как стержневым в государственной гражданской службе (вообще и в РФ, в частности).
6. Провести анализ уровня актуальности административной реформы как социальной проблемы российского общества (по материалам журнальных публикаций).
7. Выявить влияние процесса реформирования государственной службы на профессиональную деятельность гражданского служащего и описать отношение чиновника к данному процессу (по материалам интервью).
Гипотезы
1. Административные реформы в РФ идут, требуя огромных усилий работников государственной гражданской службы, но публичная арена (СМИ) осознанно их замалчивает.
2. Ученые не считают нужным анализировать ход, успехи и неудачи реформы. Большинству их не известны такие направления, как ОРВ. Мало кто знает о государственных планах противодействия коррупции, а соответственно, их реализация, которая по закону должна пройти на каждом предприятии, часто носит формальный характер.
3. Работники государственной службы (по крайней мере ее отдельные сегменты) находятся на «передней линии» создания общества нового типа, что не осознается российским обществом.
Методологические основы написания магистерской диссертации:
Основой магистерской диссертации послужили работы представителей классической и современной социологии. Изучив множество их работ, нами использовались труды М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Ч. Миллса, Т. Парсонса, Р. Мертона и др.
Важным источником информации для нашей диссертации стали труды ученых, которых считают основоположниками концепции Public Administration – В. Вильсона, А. Ф.Вивьена, а также их последователей: Д. Розенблюма, Дж. Томпсона, М. Крозье, М. Лонга, А. Бланка, Р. Катрин, Р. Грегоруа, Ч. Линдблома М. Липскии многих других.
Методы научного исследования: в ходе написания диссертации нами использовались общенаучные методы исторический, диалектический, сравнительного анализа и др., а также социологические: интервью и анализ документов.
Научная значимость исследования:
1. Выявлены и представлены характерные черты бюрократии нового типа, носителей закономерности государственной службы в период Public Аdministration.
2. Сделана попытка актуализировать внимание на административных реформах, выявить новые направления совершенствования государственной гражданской службы.
Практическая значимость исследования:
- выявлен низкий уровень представленности одной из важнейшей проблем современности – качество государственного управления на публичной арене научных исследований,
- сделана попытка описать силами работников государственной службы специфику их труда и ответственности.
Структура работы:
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы, включая источники на русском и английском языках и 7 приложений. Объем работы составляет 105 страниц, из которых75 страниц составляют основной текст диссертации. Содержится 10 таблиц.
Сегодня мы можем наблюдать, что государственная гражданская служба становится все более открытой, конкурентоспособной и престижной. Она все в большей мере ориентируется на решение конкретных задач, которые ставит перед ней общество и Президент РФ, все качественнее обслуживает население, все активнее взаимодействует с институтами гражданского общества. Именно государственная гражданская служба претворяет в жизнь политику государства в сфере экономики, образования, культуры, социального развития. От успешности ее функционирования зависят уровень и качество жизни населения страны, национальная безопасность.
Цель, поставленная нами в начале исследования, была достигнута: мы смогли проанализировать процессы реформирования государственной гражданской службы, выявили направления ее совершенствования и можем c уверенностью заявить, что административные реформы стали постоянными. Они проходят во всех странах, воплощая новые возможности и требования государственного управления на стадии PublicAdministration. Реформы направлены на включение гражданского общества в систему государственного управления, параллельно учитывая современные возможности цифровизации.
В ходе наших исследований, мы смогли подтвердить наши гипотезы: административные реформы в РФ проходят и требуют огромных усилий работников государственной гражданской службы, но публичная арена (СМИ, научная общественность) их или не видит, или замалчивает. Ученые не считают нужным анализировать ход, успехи и неудачи реформы. Большинству их не известны такие направления, как ОРВ, антикоррупционные планы, цели устойчивого развития, которые поставлены перед всеми государствами. Соответственно, их реализация, которая по закону должна пройти на каждом предприятии, часто носит формальный характер. Работники государственной службы (по крайней мере ее отдельные сегменты) находятся на «передней линии» создания общества нового типа, что не осознается российским обществом.
Задачи, поставленные нами, также были достигнуты. Нами был проведен генезис подходов исследователей (преимущественно социологов) к феномену бюрократии, дано собственное определение гражданской службы, а также выявлены два критерия (и два этапа) ее институционализации. Первый этап (его критерий - автономность от правителя и компетентность работников как основа выполнения своих функциональных обязанностей) начался в конце ХIХ века. Второй этап - формирование государственной службы, основанной на принципах демократии и PublicAdministration, воплощен в проведении административных реформ (70-е годы ХХ века) и он еще продолжается.
Концепция Public Аdministration, сформулированная за рубежом в начале ХХ в., инициировал создание нового этап функционирования государственной гражданской службы. Обосновав новые возможности, зарубежные ученые, прежде всего, В.Вильсон, стали перестраивать систему национального государственного управления. Новые идеи способствовали созданию специальных комитетов, которые начали модернизацию системы государственного управления. Исследователями – социологами (М.Крозье и др.) были проведены социологические исследования, отразившие социальный портрет бюрократии середины ХХ века.
Начиная с 70-х годов большинство стран мира (пусть в разных форматах) стали реализовывать административные реформы, однако, практически все страны высказали свое неудовлетворение полученными результатами: коррупцию полностью устранить не удается, повышения эффективности работы не произошло. После периода пессимизма, реформы продолжились: новыми направлениями их стали рост этической ответственности и профессиональной компетентности работников.
Административные реформы в РФ начались с 40-летним запаздыванием, что помогло нашей стране активно использовать опыт, накопленный в мире. Учитывая, что система гос. службы в нашей стране только формируется, поле ее обновления более, чем широко.
Как и в западных странах, стержнем реформ в РФ стало внедрение этических принципов и, как их следствие, - борьба с коррупцией. В настоящее время во всех государственных структурах созданы этические комиссии, которые не только борются с коррупцией и непрофессионализмом работников, но и обучают их правильным действиям в случае конфликта интересов.
Нами подробно описана суть, процесс внедрения и современные проблемы оценки регулирующего воздействия, как новой аналитической технологии совершенствования законодательной базы. Как современное направление совершенствования государственной гражданской службы, она позволяет блокировать принятие решений, которые подготовлены без достаточной проработки и не способствую развитию бизнеса.
В ходе написания диссертации автор провел два эмпирических исследования: провел три интервью с чиновниками (руководителями подразделений Правительства Ленинградской области) (1), проанализировал содержание базовых тематических журналов, на предметы выяснения степени популярности административных реформ (2). В ходе первого исследования (трех интервью) –нами выявлено влияние процесса реформирования государственной службы на профессиональную деятельность гражданского служащего, выделены мотивы выбора работниками этой сферы занятости и трудности, с которыми они сталкиваются. Выводом по второму стало утверждение о том, что тематика административных реформ замалчивается наукой, что закрывает от общества суть процесса, его успехи и неудачи.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
3. Указ Президента от 19.11.2002 №1336 «О Федеральной программе "Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 гг.)"» // СЗ РФ. 2002, № 47, ст. 4664. 9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. № 11, 15.03.2004, ст. 945.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» // СЗ РФ. 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
5. Концепция реформирования системы государственной службы РФ от 15 августа 2001 г.
Учебные издания, монографии на русском языке:
1. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 310 c.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Моск. Филос. Фонд и др., 1995. – 332 с.
3. Борисов Н. И. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие / Н.И. Борисов. М.: КНОРУС, 2017. - 472 с.
4. Васильева Е. А. Управление социальным потенциалом государственной гражданской службы (на примере Республики Саха (Якутия)). СПб.:Астерион, 2014. – 180 с.
5. Вагина Л.В. Оплата труда: государственная гражданская служба. М.: РАГС, 2007. - 99 с.
6. Вебер М. Избранное. Образ общества. –М.: Юрист, 1994. – 702 с.
7. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. – 804 с.
8. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: прогресс, 1984. – 367 с.
9. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. П. Альгин [и др.] ; под ред. Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 484 с.
10. Государственная служба: сб. нормативных документов. М.: Академия народного хозяйства: Дело, 2000. – 430 с.
11. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учебник для бакалавров / В. Д. Граждан. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. - 641 с.
12. Добреньков, В.И., Методы социологического исследования: учеб. пособие / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. М.: Инфра-М, 2004. - 768с.
13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. – 430 с.
14. Калгин А.С. Административная реформа и административные ценности: анализ реформ в русле Нового государственного управления. М.: НИУ ВШЭ, 2014. - 221 с.
15. Классики теории государственного управления: американская школа. — М.: Изд-во МГУ, 2002. – 307 с.
16. Клименко А.В, Барабашев А.Г. Административная реформа и реформа государственной службы в России – вопросы реализации и координации. М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 80 с.
17. Крючкова П.В. Улучшение законодательного регулирования экономической деятельности: Европейский опыт и перспективы для России. М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 207 с.
18. Кулакова Т. А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества / Т. А. Кулакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 209 с.
19. Любимов А.П. Депутатская этика и нравственность, см. «Парламентская этика в Р». Сборник материалов комиссии ГД ФС РФ по этике.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Том 1. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. - 698 с.
21. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: АСТ, 2002. – 526 с.
22. Масловский М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1997. – 87 с.
23. Мэннинг Н. Реформа государственного управления. М.: Весь Мир, 2003. - 278 с.
24. Нечипоренко В. С. Теория и организация государственной службы: курс лекций. М.: РАГС, 2008.
25. Нисневич Ю. А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М.: Фонд "Ноосфера", 1999. – 351 с.
26. Норт Д., Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 188 с.
27. Оболонский А.В., Сменникова Л. И., Ноздрачев А. Ф. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей учеб. программ по гос. упр., политологии, праву, экономике, социологии, истории. М.: Дело и др., 2000. – 439 с.
28. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие для вузов / Д. М. Овсянко, Моск. гос. юридическая акад. – 4-е изд., перераб. и доп . М.: Юристъ, 2008 . – 447 с.
29. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): современный подход: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. Г. А. Меньшикова, Н. А. Пруель. М.: Издательство Юрайт, 2018. - 340 с.
30. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия управленческих решений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / отв. ред. Г. А. Меньшикова, Н. А. Пруель. М.: Издательство Юрайт, 2018. – 387 с.
31. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018.
32. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с.
33. Политика развития и политико-административные отношения. Сб. научн. ст. / Отв. ред. Сморгунов Л.В., Морозова Е.В. Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2009. 420 с.
34. Политико-административные отношения: концепты, практика и качество управления / Под ред. Л.В.Сморгунова. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2010. 322 с.
35. Публичная политика: институты, цифровизация, развитие / под ред. Сморгунова Л.В. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 349 с.
36. Служебное право (Государственная гражданская служба): учеб. пособие / общ. ред. И.Н. Барциц, рук. авт. кол. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д., 2007. – 480 с.
37. Сморгунов Л.В. В поисках управляемости: концепции и трансформации государственного управления в XXI веке. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2012. 362 с.
38. Сморгунов Л.В. Политико-административное управление. М: РАГС, 2004. – 496 с.
39. Соколова О. Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013. – 205 с.
40. Турен А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998. – 204 с.
41. Управление государственной гражданской службой Российской Федерации: монография; под общ. ред. А.И. Турчинова М.: Изд-во РАГС, 2009. – 271 с.
42. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебное пособие / В.В. Черепанов, В.П. Иванов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. – 575 с.
43. Шафритца Дж., Хай А. Классики теории государственного управления: Американская школа. М.: Изд-во Московского университета, 2003. — 800 с.
Статьи в журналах на русском языке
1. Адамович А. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации // Государственная служба. 2014, № 1. С. 80–83.
2. Антошин В. А. Роль этики профессионального развития в профилактике коррупции государственных и муниципальных служащих // Вопросы политологии и социологии. 2012, № 1. С. 85-90.
3. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Российские бюджетные реформы: от программ социальноэкономического развития до государственных программ РФ // Вопросы государственного и муниципального управления (далее – ВГМУ). 2014, № 2. С. 48-64.
4. Бергер П. Общество в человеке // Социологический журнал. 1995, №2. – С. 162-180.
5. Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // ВГМУ. 2016, № 3. С. 163-194.
6. Барабашев А.Г. Теоретические ориентиры дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации // ВГМУ. 2007, № 1. С. 19–52.
7. Барциц И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы // Журнал российского права. 2008, № 6;
8. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие // Государство и право. 1996, № 6. С. 10–18.
9. Борисов А. Ф. Концепция социальной сферы в современном социогуманитарном дискурсе // Ученые записи Петрозаводского государственного университета. 2012, №3. С. 51-55.
10. Бойков В.Э. Реформа государственной службы: предпосылки проблемы: социологический анализ // Социология власти. 2003, № 1.
11. Буровой М. Публичная социология прав человека // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007, Т. 10, № 4. С. 187-193.
12. Вольманн Х. Оценивание реформ государственного управления: «третья волна» // Социс. 2010., № 10. С. 93-99.
13. Дерман Д.О. Стратегия внедрения ОРВ в трансформирующихся странах // Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение». Сборник материалов. Вып. V. М., 2010. С. 122-153.
14. Клименко А.В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы // ВГМУ. 2014, № 1. С. 8-51.
15. Клименко А.В., Минченко О.С. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика // ВГМУ. 2016, № 3. С. 7–30.
16. Клименко А.В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы // Вопросы ГМУ. 2014, № 1. С. 8-51.
17. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. №1789-р // Собрание законодательства РФ.
18. Медушевский А.Н. Алексис де Токвиль. Социология государства и права // Социс. 2005, № 10. С. 119-128.
19. Меньшикова Г. А., Миронова А. А., Пруель Н.А. Оценка регулирующего воздействия как общественная экспертиза управленческих решений // Вестник санкт-петербургского университета. 2016, №3. С. 110-117.
20. Применение оценок регулирующего воздействия в контексте модернизации системы государственного регулирования // Фонд «Бюро экономического анализа». Информационно-аналитический бюллетень. 2005, № 70. С. 2.
21. Пушкарева Г.В. Государственная служба в системе механизмов формирования государственной политики // Вестник Московского университета. 2010, № 3. С. 21-38.
22. Цыганков Д.Б. Внедрение оценки регулирующего воздействия в России — на пути к «умному» регулированию? // Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение». Сб. материалов. Вып. V. М., 2010. С. 214-237.
23. Цыганков Д.Б. Практика оценки в государственных структурах // Оценка программ: методология и практика. Под ред. Кузьмина А.И. М., 2009. —-С. 170-192.
Электронные источники:
1. Вводное руководство по проведению анализа регулирующего воздействия. URL: www.oecd.org/dataoecd/30/7/42048074.pdf (дата обращения: 20.02.2019)
2. Волочкова Л. Т., Минина В. Н. Реформирование государственного управления в контексте основных тенденций развития современного общества // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №7. 15.02.2006 г. [Сайт] URL: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2006/Volochkova.pdf (дата обращения 11.12.2018).
3. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному обществу [Электронный ресурс] URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Darendorf_1993-5.pdf (дата обращения: 25.11.2018).
4. Детерминанты качества анализа регулирующего воздействия. Доклад Организации экономического сотрудничества и развития. 2006. [Электронный ресурс] URL: www.oecd.org/dataoecd/29/53/42047676.pdf (дата обращения: 6.02.2019).
5. Порядок проведения эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия в деятельность органов исполнительной власти Республики Северная Осетия — Алания, утвержденный постановлением Правительства Республики Северная Осетия Алания от 22 мая 2009 г. № 159. [Электронный ресурс] URL: www.rso-a.ru (дата обращения: 06.02.2019).
6. Шевченко И.К., Костенко М.А., Федотова А.Ю. Генезис моделей оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в социально-экономическом развитии: зарубежный опыт и российская перспектива // Известия ЮФУ. Технические науки. URL: izv-tn,tti.sfedu/wpcontent/uploads/2012/8/8.pdf (дата обращения: 22.02.2019)
Литература на английском языке:
1. Arndt Ch., Baker A.C., Querbach T., Schultz R. Regulatory Indicators of Policy and Governance: Design, Methodology and Key Results, OECG Regulatory Policy working papers N 1. Paris, OECG publishing,2015, 65 p
2. Arndt C. The Politics of Governance Ratings. International Public Management Journal, 2008, 3, рр. 275–297.
3. Barabashev A., Straussman J.D. Public Service Reform in Russia, 1991–2006 // Public Administration Review. 2007. No. 67 (3). P. 373–382.
4. Barber M. Instruction to deliver: Tony Blair, public services и the challenge of achieving targets. 2007. London: Politico's, XIII, 418. 370 р.
5. Bevir M.M., Rhodes R.W., Weller P.P. Traditions of Governance: Interpreting the changing Role of the Public Sector. Public Administration, 2003, 81, рр.
6. Boyne G.A. Sources of Public Service Improvement: A critical review and research agenda // Journal of Public Administration Research and Theory, 2003. Vol. 13, рр. 367–394
7. Callahan K. Elements of Effective Governance: Measurement, Accountability and Participation. USA, Harrisburg, Middletown, Pennsylvania, CRC Press, Tailor and Francis Group, 2007. 349 p.
8. Cohen N. Forgoing New Public Management and Adopting Post-New Public Management Principles: The On-Going Civil Service Reform in Israel. Public Administration and Development, 2016, Vol. 36, Is. 1, pp. 20–34.
9. Colton T., Holmes S., eds. The State after Communism: Governance in the New Russia. Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 2006.
10. Considine M. Making Public Policy. Ney York: Polity Press, 2005.
11. Denhardt R.B., Denhardt J.V. The New Public Service: Serving Rather Than Steering. Public Administration Review, 2000, Vol. 60, Issue 6, рр. 549-559.
12. Drechsler W. The Re-emergence of «Weberian» Public Administration after the Fall of New Public Management // The Central and Eastern European Perspective. 2005. No 6, pр. 94–108.
13. Drechsler W. The Rise and Demise of the New Public Managementю. Post-autistic economics review. 2005. Issue 33. рр. 17–28.
14. Elling R., Thompson L. Human Resource Problems and State Management Performance across Two Decades: The Implications for civil Service Reform // Review of Public Personnel Administration. 2006, No 26, Vol. 4, рр. 302-334.
15. Forbes M., Lynn L.E. How Does Public Management Affect Government Performance? Findings from International Research // Journal of Public Administration Research and Theory, 2005, vol. 15, is. 4, pp. 559-584.
16. Fung A. Putting the Public Back into Governance: The Challenges of Citizen Participation and Its Future. Public Administration Review, 2015, Vol. 75, Issue 4, рp. 513–522.
17. Gaman-Golutvina O. State and State Bureaucracy in the Context of Public Administration Reforms. In: Oleinik A., ed. Administrative Reform in Post-Socialist Countries. London: Routledge, 2008;
18. Guba E.G., Lincoln Y. S. Fourth Generation Evaluation. USA, Newbury Park, CA, Sage Publ., 1989. 296 p.
19. Habermas J. L’espace public. Paris: Payot, 1987; Frazer N. Rethinking the Public Sphere: A Contribution to the Critique of Actually Existing Democracy // Habermas and Public Sphere / Ed. by C. Calhoun. Cambridge, 1992. P. 109—142.
20. Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge: Polity, 1996. 307 p.
21. Hardiman N., Scott C. Governance as Polity: An Institutional Approach to the Evolution of State Functions in Ireland. Public Administration, 2010, 88 (1), 170-189.
22. Impact Assessment Guidelines (European Commission). — SEC, 2009. Р. 4.
23. Indicators of Regulatory Management System. 2009 Report. URL: http://www.oecd.org/ regreform/regulatory-policy/44294427.pdf (дата обращения: 23.02.2019). Р. 9.
24. Levy B. Governance Reform: Getting the Fit Right. Public Administration and Development, 2015, Vol. 35, I. 4, pp. 238–249.
25. Nistotskaya M., Cingolani L. Bureaucratic Structure, Regulatory Quality, and Entrepreneurship in a Comparative Perspective: Cross-Sectional and Panel Data Evidence Journal of Public Administration Research and Theory, 2015, 8, 1-25.
26. Oliveira J.A.P. de, Jing Y., Collins P. Public Administration for Development: Trends and the Way Forward. Public Administration andDevelopment, 2015, Vol. 35, Is. 2, pp. 65–72.
27. Public Administration. The State of Discipline / Ed.by N. Lynn, A. Wildawsrky. Chartham, New York, 1990. 235 p.
28. Rosenbloom D. H. Public Administration Theory and the Separation of Powers // Shafritz J. M. Classics of Public Administration. New York: Harcourt Brace, 1997.
29. Rethinking Political Institutions. In: The Art of the State / Ed. by Shapiro, I., Skowronek, S., Galvin, D. New York: NY University Press, 2006.
30. Riggs F. Presidentialism versus Parliamentarism: Implications for Representativeness and Legitimacy. International Political Science Review. 1997. Vol. 18. № 3. P. 274-275.
31. Robinson N. The Political Origins of Russia’s ‘Culture Wars’. Limerick: University of Limerick, Department of Politics and Public Administration, 2014.
32. .Stoker G. Public value management - A new narrative for networked governance?AmericanReviewof Public Administration, 2006, 36 (1), 41-57.
33. Thompson D.F. Ethics in Congress. From Individual to Institutional Corruption, 1995. 257 p.
34. Toffler A. Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. Bantam Books, 1990. 585 с
35. Wilson W. The Study of Administration // Political science quarterly. Vol. 2 (June). 1887.P. 197-222.