Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы отношений власти и общества в условиях конфликтного взаимодействия 7
§1.1. Сущность социально-политического конфликта 7
§1.2. Особенности политической власти 14
§1.3. Роль некоммерческих организаций (НКО) в обществе 23
§1.4. Формы конфликтных отношений власти и общества 31
Глава 2. Власть как субъект социально-политического конфликта 39
§2.1. Ресурсный актив исполнительной власти 40
§2.2. Поведенческие модели власти в ситуации конфликта 49
§2.3. Взаимодействие исполнительной власти и НКО: конфликтологический анализ 57
Заключение 68
Список литературы 70
Конфликтные процессы всегда существовали в обществе. Их значение в современном мире неуклонно возрастает, а сама структура конфликта усложняется. Они оказывают влияние на людей, коммерческие, общественные и политические процессы и государства. Но несмотря на негативное отношение социума к данному явлению, конфликты выполняют одну из значимых функций — являются «инструментом» достижения целей для его участников и возможным способом развития общественных структур и системы в целом.
Особое место в процессе социального взаимодействия занимают конфликты с участием властных структур. Исторически, отношения власти и общества в России произрастали на конфликтной основе. Детерминантным посылом всегда было и остается стремление политической власти навязать свою волю оппоненту и идентификацией его, в лице общественных объединений, не как равноправного партнера, а как объект воздействия. Специфичность такого взаимодействия обусловлена наличием весомых ресурсов и доминирующим положением в социуме, позволяющие органам власти единовременно контактировать со многими элементами общества, и тем самым расширять конфликтное поле. С другой стороны, уровень легитимности позволяет представителям власти вмешиваться и управлять конфликтными процессами, а также выступать в качестве арбитра. Но несмотря на все свои преимущества, власть представляет собой элемент социума, который вовлекается в конфликт и может выступать его активным субъектом.
Сегодня, в условиях переходного периода и социальной модернизации особое место занимают такие структурные единицы общества как некоммерческие организации (НКО). В настоящее время проблема взаимоотношений между политической властью и НКО стоит весьма остро для самих участников и всего российского общества.
Здесь стоит отметить тот факт, что в современной действительности существует разрыв между реальным положением дел и концептуальными воззрениями существующих теоретических исследований. В связи с этим в СМИ, исследованиях, общественных докладах и иных документах говорится о необходимости партнерских отношений, но на практике фиксируется большая неопределенность в подходах и понимании этих отношений.
Участие общественных организаций и политической власти в конфликтном взаимодействии обусловлено совокупностью факторов и проявляется в разнообразных формах.
Форма есть некий способ существования содержания, неотделимого от него и служащая его выражением1. В широком смысле форма конфликтного проявления представляет собой удобоваримый для акторов способ защиты и реализации своих интересов. Сама форма конфликта определяется конфликтующими сторонами, их поведенческими программами, методами и средствами реагирования относительно объективного противоречия или некоторого действия в ситуации конфликта с учетом внешней среды и ресурсного актива.
Данная диссертационная работа посвящена изучению специфике форм конфликтного взаимодействия исполнительной власти и общества (на примере НКО)
Злободневность рассматриваемой проблемы заключается в том, что исполнительная власть в ситуации конфликта или в его потенциальной возможности, действуя согласно нормативным предписаниям политической власти с целью его урегулирования, способна выходить за рамки административного регулирования социальных проблем и, тем самым вступает в противоборство с общественными группами и инициирует развитие конфликтных отношений.
В свою очередь, «третий сектор», как совокупность всех существующих НКО, также стремится к собственному влиянию на общество, упорствует в исполнении своих обязательств, что вызывает соответствующую реакцию у власти. Подобного рода конфликты в силу своей асимметричности, отличаются крайней напряженностью, иррациональностью и весьма редко разрешаются мирным путем за счет удовлетворения интересов всех конфликтующих сторон.
Актуальность исследования также связанна с анализом алгоритмов поведенческих реакций исполнительной власти в ситуации конфликтного взаимодействия. Выбор властными структурами той или иной стратегии поведения отражается на взаимоотношениях с обществом и приводит к трансформации этих отношений.
Новизна работы состоит в развитии теоретической базы актуальных для российской действительности вариантов и форм поведения исполнительной власти в условиях конфликтного взаимодействия с общественными организациями. Практическая значимость исследования ориентирована на последующую выработку эффективных механизмов регулирования конфликтных процессов с участием властных структур.
Цель работы заключается в анализе форм конфликтных поведенческих реакций и действий исполнительной власти в качестве субъекта конфликта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. рассмотреть ключевые понятия, используемые в работе: конфликтное взаимодействие, политическая власть, гражданское общество и НКО;
2. проанализировать сущность конфликтного взаимодействия;
3. сформировать особенности политической власти;
4. обозначить место и современную роль некоммерческих организаций в структуре гражданского общества;
5. определить формы конфликта с участием власти;
6. изучить ресурсный актив исполнительной власти;
7. исследовать методы и способы реагирования власти в ситуации конфликта;
8. проанализировать формы конфликтного взаимодействия исполнительной власти и НКО.
Объект диссертационной работы - конфликтное взаимодействие властных структур и социума.
Предмет исследовательской работы - формы конфликтного взаимодействия исполнительной власти и общества.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: исполнительная власть и общество, в лице НКО, формально стремятся к конструктивным формам взаимодействия, но на практике, склоны прибегать и к конфликтным. Формы конфликтных отношений между властью и «третьим сектором» обусловлены субъект-объектным характером, определяются органами власти и представляют собой вариации социально-политического контроля.
В первой главе, рассматриваются теоретико-методологические основы отношений власти и гражданского общества в условиях конфликтного взаимодействия. Для этого выявлены и описаны ключевые понятия магистерской работы и их характеристики. Цель главы заключается в формировании рабочего определения социально-политического конфликта и установлении его отличительных аспектов; в выявление главных особенностей политической власти и рассмотрении сущности власти исполнительной; в анализе современного состояния общества России и обозначении в нем роли НКО; в описании и классификации форм конфликтного взаимодействия с участием властных структур.
Вторая глава посвящена исследованию исполнительной власти в роли активного субъекта социально-политического конфликта. Состоит она из 3-х параграфов, ориентированных на выявление ее ресурсной базы, исследование поведенческих моделей в конфликтной ситуации и на конфликтологический анализ форм взаимодействия исполнительной власти и некоммерческих организаций.
В ходе проделанного исследования были зафиксированы формы конфликтного взаимодействия исполнительной власти и общества и проанализированы формы социально-политического конфликта между органами исполнительной власти и НКО.
Определив социально-политический конфликт, как форму взаимоотношений, выраженную в противоборстве между социальными и политическими общностями и обусловленную их интересами, структурным положением и субъективным восприятием, с целью изменения или сохранения устоявшейся системы властных отношений, мы рассмотрели особенности и характеристики таких общностей, как исполнительная власть и «третий сектор».
Перед исполнительной властью, как институтом государственного управления, стоят важные задачи, такие как: мониторинг и прогнозирование конфликтных ситуаций, планирование и координирование действий органов управления, правовое регулирование, проверка и контроль событий, объектов и организаций в случае обнаружения потенциальной угрозы от них. В целом она действует в рамках административного права либо по указу политической власти. Как правило, действия исполнительной власти направлены на обеспечение национальной безопасности, сохранение государственной целостности, отслеживание и ликвидацию возможных опасностей, а также на защиту своих интересов. Для реализации таких мер, у нее имеется большой ресурсный актив, который подкрепляет ее доминирующий статус.
С другой стороны, исполнительная власть имеет не только преимущества, но и проблемные точки, которые затрудняют ее работу и действия в социально-политических конфликтах. К ним можно отнести, во-первых, реакционный характер действий; во-вторых, выбор неадекватной конфликтной ситуации модели поведения; в-третьих, наличие строгой иерархии, которая влечет искажение и принятие некомпетентных мер; в-четвертых, отсутствие гибкости и мобильности в принятии управленческих решений; в-пятых, наличие бюрократических схем и возможностей для замещения общественных интересов личными. Следствием таких действий является включения исполнительной власти в конфликтное взаимодействие в качестве субъекта, что для нее нежелательно и опасно. С другой стороны, это также способствует усилению конфликта и развитию его в деструктивном направлении.
«Третий сектор», образованный множеством и совокупностью разнонаправленных НКО, в действительности является весьма слабым субъектом общества и находится в подчинении у исполнительной власти и населения. Общественные объединения, получившие законное право на свое существование в 1995-1996гг., фактически не имели ни ресурсов, ни какой-либо поддержки для этого. Оказавшись в весьма непростом положении, НКО увидели возможность для себя и своей деятельности за счет получения международных грандов. Но и это продолжалось короткое время. Сегодня НКО снова ощущают дефицит ресурсов и поддержки. В силу этих фактов, можно заключить, что в действительности общественные объединения не являются субъектами взаимодействия.
На основании выше описанного отметим, что как такового конфликта между исполнительной властью и «третьим сектором» нет. А для того чтобы та или иная кризисная ситуация между властью и НКО перешла в стадию конфликта сторонам необходимо привлечь большое количество ресурсов. Следовательно, в данной ситуации уместнее говорить о реальной и потенциальной угрозе, которую видят для себя органы власти в лице «третьего сектора».
Органы власти условно разграничивают общественные объединения на 3 категории: политические, социальные и аполитичные. В отношении каждой из групп исполнительная власть придерживается определенной стратегии.
В отношении НКО политического толка она действует весьма строго и открыто, преграждая ей путь к зарубежным источникам финансирования. Основная угроза здесь заключается в формировании предпосылок для расшатывания равновесия с помощью правозащитных организаций в обществе и увеличении количества недовольных властью в целом.
В отношении СО НКО политическая власть также предпринимает меры, связанные с блокированием и ограничением ресурсов. Одним из способов управления СО НКО является принцип grass roots. В ее рамках органы исполнительной власти, получившие разрешение сверху, оказывают на местах помощь и содействие в работе узкоспециализированным НКО. А в дополнение к этому, свою лояльность проявляет и политическая власть.
Сами аполитичные НКО у исполнительной власти каких-либо опасений не вызывают. Но ситуация с «Платоном» показала, что и такие общности могут быть потенциально опасными. Исполнительная власть, не готовая к таким событиям, весьма быстро была втянута в конфликтную ситуацию, и смогла вернуть себе управление за счет преимущества в ресурсах.
Подводя итог диссертационной работы, основываясь на поставленных нами вначале задачах, мы можем сделать ряд выводов:
1. Социально-политический конфликт в современном мире является инструментом развития таких социальных структур, как политические общности и гражданское общество, а также элементом противостоянии социальноэкономических систем цивилизаций, и может выступать в качестве компонента гибридных войн.
2. В силу того, что российское гражданское общество состоит из слаборазвитых формальных и неформальных самоорганизаций, находящихся под контролем политической власти, на практике существует противоречие между исполнительной властью и НКО и указывает на патерналистский характер их взаимоотношений.
3. В качестве рекомендации для исполнительной власти можно предложить создание системы конфликтологического мониторинга и экспертизы социально-ориентированных НКО и аполитичных объединений.