Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы конфликтного взаимодействия исполнительной власти и общества

Работа №132384

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы отношений власти и общества в условиях конфликтного взаимодействия 7
§1.1. Сущность социально-политического конфликта 7
§1.2. Особенности политической власти 14
§1.3. Роль некоммерческих организаций (НКО) в обществе 23
§1.4. Формы конфликтных отношений власти и общества 31
Глава 2. Власть как субъект социально-политического конфликта 39
§2.1. Ресурсный актив исполнительной власти 40
§2.2. Поведенческие модели власти в ситуации конфликта 49
§2.3. Взаимодействие исполнительной власти и НКО: конфликтологический анализ 57
Заключение 68
Список литературы 70

Конфликтные процессы всегда существовали в обществе. Их значение в современном мире неуклонно возрастает, а сама структура конфликта усложняется. Они оказывают влияние на людей, коммерческие, обществен­ные и политические процессы и государства. Но несмотря на негативное от­ношение социума к данному явлению, конфликты выполняют одну из значи­мых функций — являются «инструментом» достижения целей для его участ­ников и возможным способом развития общественных структур и системы в целом.
Особое место в процессе социального взаимодействия занимают кон­фликты с участием властных структур. Исторически, отношения власти и общества в России произрастали на конфликтной основе. Детерминантным посылом всегда было и остается стремление политической власти навязать свою волю оппоненту и идентификацией его, в лице общественных объеди­нений, не как равноправного партнера, а как объект воздействия. Специфич­ность такого взаимодействия обусловлена наличием весомых ресурсов и до­минирующим положением в социуме, позволяющие органам власти едино­временно контактировать со многими элементами общества, и тем самым расширять конфликтное поле. С другой стороны, уровень легитимности поз­воляет представителям власти вмешиваться и управлять конфликтными про­цессами, а также выступать в качестве арбитра. Но несмотря на все свои пре­имущества, власть представляет собой элемент социума, который вовлекает­ся в конфликт и может выступать его активным субъектом.
Сегодня, в условиях переходного периода и социальной модернизации особое место занимают такие структурные единицы общества как некоммер­ческие организации (НКО). В настоящее время проблема взаимоотношений между политической властью и НКО стоит весьма остро для самих участни­ков и всего российского общества.
Здесь стоит отметить тот факт, что в современной действительности существует разрыв между реальным положением дел и концептуальными воззрениями существующих теоретических исследований. В связи с этим в СМИ, исследованиях, общественных докладах и иных документах говорится о необходимости партнерских отношений, но на практике фиксируется большая неопределенность в подходах и понимании этих отношений.
Участие общественных организаций и политической власти в кон­фликтном взаимодействии обусловлено совокупностью факторов и проявля­ется в разнообразных формах.
Форма есть некий способ существования содержания, неотделимого от него и служащая его выражением1. В широком смысле форма конфликтного проявления представляет собой удобоваримый для акторов способ защиты и реализации своих интересов. Сама форма конфликта определяется конфлик­тующими сторонами, их поведенческими программами, методами и сред­ствами реагирования относительно объективного противоречия или некото­рого действия в ситуации конфликта с учетом внешней среды и ресурсного актива.
Данная диссертационная работа посвящена изучению специфике форм конфликтного взаимодействия исполнительной власти и общества (на при­мере НКО)
Злободневность рассматриваемой проблемы заключается в том, что ис­полнительная власть в ситуации конфликта или в его потенциальной воз­можности, действуя согласно нормативным предписаниям политической власти с целью его урегулирования, способна выходить за рамки админи­стративного регулирования социальных проблем и, тем самым вступает в противоборство с общественными группами и инициирует развитие кон­фликтных отношений.
В свою очередь, «третий сектор», как совокупность всех существую­щих НКО, также стремится к собственному влиянию на общество, упорству­ет в исполнении своих обязательств, что вызывает соответствующую реак­цию у власти. Подобного рода конфликты в силу своей асимметричности, отличаются крайней напряженностью, иррациональностью и весьма редко разрешаются мирным путем за счет удовлетворения интересов всех кон­фликтующих сторон.
Актуальность исследования также связанна с анализом алгоритмов по­веденческих реакций исполнительной власти в ситуации конфликтного взаи­модействия. Выбор властными структурами той или иной стратегии поведе­ния отражается на взаимоотношениях с обществом и приводит к трансфор­мации этих отношений.
Новизна работы состоит в развитии теоретической базы актуальных для российской действительности вариантов и форм поведения исполнитель­ной власти в условиях конфликтного взаимодействия с общественными ор­ганизациями. Практическая значимость исследования ориентирована на по­следующую выработку эффективных механизмов регулирования конфликт­ных процессов с участием властных структур.
Цель работы заключается в анализе форм конфликтных поведенческих реакций и действий исполнительной власти в качестве субъекта конфликта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. рассмотреть ключевые понятия, используемые в работе: конфликт­ное взаимодействие, политическая власть, гражданское общество и НКО;
2. проанализировать сущность конфликтного взаимодействия;
3. сформировать особенности политической власти;
4. обозначить место и современную роль некоммерческих организа­ций в структуре гражданского общества;
5. определить формы конфликта с участием власти;
6. изучить ресурсный актив исполнительной власти;
7. исследовать методы и способы реагирования власти в ситуации конфликта;
8. проанализировать формы конфликтного взаимодействия исполни­тельной власти и НКО.
Объект диссертационной работы - конфликтное взаимодействие власт­ных структур и социума.
Предмет исследовательской работы - формы конфликтного взаимодей­ствия исполнительной власти и общества.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: ис­полнительная власть и общество, в лице НКО, формально стремятся к кон­структивным формам взаимодействия, но на практике, склоны прибегать и к конфликтным. Формы конфликтных отношений между властью и «третьим сектором» обусловлены субъект-объектным характером, определяются орга­нами власти и представляют собой вариации социально-политического кон­троля.
В первой главе, рассматриваются теоретико-методологические основы отношений власти и гражданского общества в условиях конфликтного взаи­модействия. Для этого выявлены и описаны ключевые понятия магистерской работы и их характеристики. Цель главы заключается в формировании рабо­чего определения социально-политического конфликта и установлении его отличительных аспектов; в выявление главных особенностей политической власти и рассмотрении сущности власти исполнительной; в анализе совре­менного состояния общества России и обозначении в нем роли НКО; в опи­сании и классификации форм конфликтного взаимодействия с участием властных структур.
Вторая глава посвящена исследованию исполнительной власти в роли активного субъекта социально-политического конфликта. Состоит она из 3-х параграфов, ориентированных на выявление ее ресурсной базы, исследова­ние поведенческих моделей в конфликтной ситуации и на конфликтологиче­ский анализ форм взаимодействия исполнительной власти и некоммерческих организаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанного исследования были зафиксированы формы кон­фликтного взаимодействия исполнительной власти и общества и проанали­зированы формы социально-политического конфликта между органами ис­полнительной власти и НКО.
Определив социально-политический конфликт, как форму взаимоот­ношений, выраженную в противоборстве между социальными и политиче­скими общностями и обусловленную их интересами, структурным положе­нием и субъективным восприятием, с целью изменения или сохранения усто­явшейся системы властных отношений, мы рассмотрели особенности и ха­рактеристики таких общностей, как исполнительная власть и «третий сек­тор».
Перед исполнительной властью, как институтом государственного управления, стоят важные задачи, такие как: мониторинг и прогнозирование конфликтных ситуаций, планирование и координирование действий органов управления, правовое регулирование, проверка и контроль событий, объек­тов и организаций в случае обнаружения потенциальной угрозы от них. В целом она действует в рамках административного права либо по указу поли­тической власти. Как правило, действия исполнительной власти направлены на обеспечение национальной безопасности, сохранение государственной целостности, отслеживание и ликвидацию возможных опасностей, а также на защиту своих интересов. Для реализации таких мер, у нее имеется большой ресурсный актив, который подкрепляет ее доминирующий статус.
С другой стороны, исполнительная власть имеет не только преимуще­ства, но и проблемные точки, которые затрудняют ее работу и действия в со­циально-политических конфликтах. К ним можно отнести, во-первых, реак­ционный характер действий; во-вторых, выбор неадекватной конфликтной ситуации модели поведения; в-третьих, наличие строгой иерархии, которая влечет искажение и принятие некомпетентных мер; в-четвертых, отсутствие гибкости и мобильности в принятии управленческих решений; в-пятых, наличие бюрократических схем и возможностей для замещения обществен­ных интересов личными. Следствием таких действий является включения исполнительной власти в конфликтное взаимодействие в качестве субъекта, что для нее нежелательно и опасно. С другой стороны, это также способству­ет усилению конфликта и развитию его в деструктивном направлении.
«Третий сектор», образованный множеством и совокупностью разно­направленных НКО, в действительности является весьма слабым субъектом общества и находится в подчинении у исполнительной власти и населения. Общественные объединения, получившие законное право на свое существо­вание в 1995-1996гг., фактически не имели ни ресурсов, ни какой-либо под­держки для этого. Оказавшись в весьма непростом положении, НКО увидели возможность для себя и своей деятельности за счет получения международ­ных грандов. Но и это продолжалось короткое время. Сегодня НКО снова ощущают дефицит ресурсов и поддержки. В силу этих фактов, можно заклю­чить, что в действительности общественные объединения не являются субъ­ектами взаимодействия.
На основании выше описанного отметим, что как такового конфликта между исполнительной властью и «третьим сектором» нет. А для того чтобы та или иная кризисная ситуация между властью и НКО перешла в стадию конфликта сторонам необходимо привлечь большое количество ресурсов. Следовательно, в данной ситуации уместнее говорить о реальной и потенци­альной угрозе, которую видят для себя органы власти в лице «третьего сек­тора».
Органы власти условно разграничивают общественные объединения на 3 категории: политические, социальные и аполитичные. В отношении каждой из групп исполнительная власть придерживается определенной стратегии.
В отношении НКО политического толка она действует весьма строго и открыто, преграждая ей путь к зарубежным источникам финансирования. Основная угроза здесь заключается в формировании предпосылок для расша­тывания равновесия с помощью правозащитных организаций в обществе и увеличении количества недовольных властью в целом.
В отношении СО НКО политическая власть также предпринимает ме­ры, связанные с блокированием и ограничением ресурсов. Одним из спосо­бов управления СО НКО является принцип grass roots. В ее рамках органы исполнительной власти, получившие разрешение сверху, оказывают на ме­стах помощь и содействие в работе узкоспециализированным НКО. А в до­полнение к этому, свою лояльность проявляет и политическая власть.
Сами аполитичные НКО у исполнительной власти каких-либо опасе­ний не вызывают. Но ситуация с «Платоном» показала, что и такие общности могут быть потенциально опасными. Исполнительная власть, не готовая к таким событиям, весьма быстро была втянута в конфликтную ситуацию, и смогла вернуть себе управление за счет преимущества в ресурсах.
Подводя итог диссертационной работы, основываясь на поставленных нами вначале задачах, мы можем сделать ряд выводов:
1. Социально-политический конфликт в современном мире является ин­струментом развития таких социальных структур, как политические общно­сти и гражданское общество, а также элементом противостоянии социально­экономических систем цивилизаций, и может выступать в качестве компо­нента гибридных войн.
2. В силу того, что российское гражданское общество состоит из слабо­развитых формальных и неформальных самоорганизаций, находящихся под контролем политической власти, на практике существует противоречие меж­ду исполнительной властью и НКО и указывает на патерналистский характер их взаимоотношений.
3. В качестве рекомендации для исполнительной власти можно предло­жить создание системы конфликтологического мониторинга и экспертизы социально-ориентированных НКО и аполитичных объединений.


1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 2002г.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов - 4-е изд. - М.: Экспо, 2009г.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006г.
4. Аристотель. Политика. Афинская Полития. М., 1997г.
5. Бандорина Н.С. Автореферат: «Органы исполнительной власти как субъекты гражданских процессуальных правоотношений». - Саратов, 2010г.
6. Баранова Г.В. Конструктивные и деструктивные формы гражданской активности//Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии/ Под ред. А.И. Стребкова, А.В. Алейникова, А.Г. Пинкевич. - С-Петербург: Фонд развития конфликтологии, 2015г.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003г.
8. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведе­ния. М., 1990г.
9. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979г.
10. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБ- РОКОМ», 2010г.
11. Головацкий Е.В. Политические ресурсы: понятие, структура, использо­вание: уч. Пособие / под.ред. Л.Л. Шпак; ГОУ ВПО «Кемеровский госун-т». - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005г.
12. Герасимов А.В., Жигаев. К.В. Государственная власть и гражданское общество в современной России: проблемы взаимодействия: монография. - М.:МГГЭУ, 2014г.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - С-Пб.: Питер, 2008г.
14. Давыдов Л.В. Конфликтная природа безопасности: методологический аспект. Монография. СПб., 2009г.
15. Давыдов Л.В. Политический конфликт: развитие определения и понима­ния // Конфликтология, вып. 3, 2011г.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ