ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 9
1.1. Общая характеристика трэвел-журналистики 9
1.2. Этапы развития трэвел-журналистики на отечественном телевидении 15
1.3. Тенденции в развитии трэвел-журналистики на современном российском телевидении 25
Выводы 33
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 34
2.1. Характеристика программы «Орел и решка» 35
2.1.1. Анализ особенностей программы 42
2.2. Характеристика программы «Непутевые заметки» 53
2.2.1. Анализ особенностей программы 55
2.3. Сравнение программ «Орел и решка» и «Непутевые заметки» 63
Выводы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Журналистика путешествий прошла долгий путь развития и изменений. Удовлетворение потребности в открытии новых стран, народов, освоении связи с ними - одна из основополагающих функций журналистики. Исторически назначение СМИ было, в том числе в том, чтобы давать людям информацию о мире. Один из примеров такой информации - трэвел- журналистика.
В настоящее время потребность в данном направлении массмедиа обусловлена особенностью развития сферы туризма и, как следствие, получение новых необходимых сведений о той или иной стране. В этом ключе журналистские материалы могут дать гораздо больше информации, нежели туристические гиды и путеводители. Трэвел-журналистика показывает мир не только с внешней стороны, давая сухую статистику и факты, но и с внутренней, знакомя аудиторию с бытом, обычаями и непосредственно жизнью страны и ее народа.
Телевидение, несомненно, является одним из самых влиятельных и популярных средств массовой информации. Оно наполняет жизнь человека разнообразием, формирует мнение, способно вызвать всевозможные эмоции, преподносит информацию при помощи звука и движущегося изображения. Отличается своей динамичностью и зрелищностью.
Современная программа о путешествиях многогранна и совмещает в себе несколько жанров одновременно. Если раньше научно-популярные программы содержали в себе элементы документального фильма, образовательной лекции или путевого очерка, то сейчас журналистика путешествий представляет собой гибрид развлекательного ток-шоу с участием ведущего, рекламного ролика и просветительской программы.
Актуальность работы определяется растущей популярностью созданных для российского рынка телепрограмм о путешествиях и, соответственно, увеличением конкурентной борьбы в этом тематическом сегменте.
Новизна работы связана с появлением на российском телевидении трэвел-программ нового формата и его незначительным изучением со стороны науки.
В настоящее время создатели программ делают ставку на развлечения, тем самым стараясь привлечь внимание зрителя всевозможными способами. Путевая журналистика на телевидении представляет собой обширную разноплановую тематическую область. Появление множества познавательных каналов и передач о путешествиях дало возможность зрителю выбирать, основываясь на личные предпочтения и хобби. На данный момент существует более десяти специализированных каналов о путешествиях, представляющих разнообразный контент. Некоторые из них:
1. Моя планета;
2. Ocean-TV;
3. Russian Travel Guide;
4. Живая планета;
5. Travel + Adventure;
6. Поехали!
Таким образом, «показывать» страну стало проще, рассказ о ней не ограничен лишь местными достопримечательностями и народом, он также ведется через гастрономию, национальные праздники, искусство, ремесло и так далее.
Объектом исследования являются выпуски программа «Орел и решка» на телеканале «Пятница!» и «Непутевые заметки» на Первом канале.
Предметом исследования является специфика современных программ о путешествиях на российском телевидении.
Цель работы - выявление особенностей подачи информации в современных трэвел программах на российском телевидении.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть основные этапы формирования трэвел- журналистики на российском телевидении;
2. изучить общие тенденции в развитии современной трэвел- журналистики;
3. сопоставить программы «Непутевые заметки» и «Орел и решка» в целях выявления отличительных характеристик в способе подачи информации и ведения телепрограммы;
4. определить специфику современных трэвел-передач.
С целью получения многоаспектного и полного анализа были использованы не только общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), но и сопоставительный анализ, дискурсный анализ, методы сравнения и обобщения, также применяется методика контент-анализа телевизионных СМИ.
Отмечая рост интереса со стороны аудитории к данному направлению массмедиа, количество научно-исследовательских работ на данную тематику незначителен. Проблемам трэвел-медиатекста, его феномену посвящены научные статьи Редькиной Т. Ю., журналистике путешествий и ее развитии на отечественном телевидении посвящены статьи Показаньевой И.В., Гегелова Н.С., Сапожниковой О.Д., Катрич К.В., Демченко С.В.
Трэвел-журналистике как средству построения межкультурного диалога посвящены работы Ревы Е.К., Бывших В.П. и Вольф О.А. Жанровая специфика трэвел-журналистики освещена в статьях Федосеевой Н.А. и Муха А.В.
Теоретическую базу исследования по жанровым особенностям литературного «путешествия» составляют работы исследователей и литературоведов Гуминского В.М., Масловой Н.М., Шадриной М.Г. Для изучения данной темы также актуальны работы по жанровой теории в журналистике, которые представлены такими современными исследователями, как Ким М.Н. и Тертычный А.А. Кроме того, в работе использовались статьи блогеров Григория Кубатьяна, Марии Желиховской, в которых они затрагивают тему развития «трэвел-журналистики». Мы также обратились к блогам таких путешественников, как Иван Дементиевский, занимающийся фотоэкспедицициями по малоизвестным местам, Марии Дубровской, пропагандирующей самостоятельный туризм, Эльнара Мансурова, который ведет блог о бюджетных путешествиях, Сергея Баловина, путешественника-художника, начавшего открывать мир в 2009 году без денег, рисуя портреты в обмен на еду, подарки и билеты на все виды транспорта.
Практическая часть исследования строится в основном на изучении современных телевизионных программ, а также блогов и интернет-ресурсов, которые можно отнести к жанру журналистики путешествий. Особое внимание для изучения интересующих вопросов уделяется выпускам телепрограмм «Орел и Решка» и «Непутевые заметки», как одним из самых популярных передач о путешествиях на современном российском телевидении. Программа «Орел и решка» привлекла многомиллионную аудиторию новым и ни на что не похожим форматом, когда ведущие путешествуют в условиях «ограниченного и безграничного бюджета». Об успешности передачи говорят высокие рейтинги передачи. Программа «Непутевые заметки» является своеобразным долгожителем на российском телевидении. Более чем за десять лет она претерпела некоторые изменения, в том числе, касающиеся формата. Подаваемая информация с познавательной сменилась на более развлекательную, появилось большое количество рекламы. Эти изменения в дальнейшем повлекли за собой спад рейтингов и внимания к передаче. Эту ситуацию мы подробнее рассмотрим во второй главе.
Общие хронологические рамки исследуемых материалов охватывают период с июня 2001 года по март 2017 года и обусловлены стремлением автора проанализировать динамику изменений формата популярных трэвел- программ.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении современных тенденций развития современных программ о путешествиях.
Практическая значимость работы заключается в составлении основных критериев современных программ о путешествиях, и в возможности применения их на практике при анализе современных трэвел- программ в дальнейшем. Учитывая выделенные нами тенденции и основные особенности, результаты исследования могут быть применены при создании уникальной телепередачи.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматривается история развития трэвел-журналистики как самостоятельного жанра, ее основные характеристики, динамика изменения. Также дается характеристика инфотейнмента как основного способа подачи информации и важнейшего тренда на современном телевидении. Вторая глава посвящена анализу программ «Орел и решка» и «Непутевые заметки», их сравнению и выделению отличительных особенностей. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Современная трэвел-журналистика в течение времени своего существования, а также в настоящий период постоянно подвергается содержательным изменениям. Данные преобразования происходят в связи с тем, что на современном телевидении зародилось несколько специфических процессов, в числе важнейших из которых следует отметить:
1. Стереотипизация образов по типам определенных культур, которые зачастую сопровождаются изображением в превосходстве одной культуры над другой, то есть культур, условно определяемых в телепередачах, как «высшие» над «низшими».
2. Заимствование стилевых элементов, которое производится из телепрограмм, работающих в других жанрах. Цель данного процесса заключается в привлечении к своей передаче массового зрителя, такого, как поклонника реалити-шоу, юмористических, кулинарных, игровых и иных телевизионных шоу-программ.
Таким образом, мы выяснили, что трэвел-журналистика, как и многие другие телевизионные направления СМИ, подвергается влиянию инфотейнмента в качестве особого приема в подаче информации, которому свойственны:
1. Драматизация сюжета. Она заключается в превращении медийной продукции в вариант масскульта, телевизионного шоу. Программы в стиле «инфотейнмент» апеллируют к эмоциям слушателей и зрителей, вызывая чувство сопереживания экранным героям.
2. Имитация некоторой спонтанности, в которой текст и действия героев уже заранее прописаны в сценарии, однако их реализация происходит в стиле «лайв», то есть конкретно в режиме, который называется «режим реального времени».
3. Персонификация. «Информация преподносится как бы с точки зрения одного человека, реализуясь через его частную историю, и становится основой для создания обобщений».1 Также персонификация проявляется при выборе ведущих и героев телевизионной программы. Его популярность преподносится выше, нежели его профессионализм.
4. Бытовизация. Она находит себя в проявлении обилия в телевизионной передаче потребительской информации о сувенирах, отелях, шопинге и т.д.
Во многих аспектах эволюция отечественного жанра научно-популярного телевидения в сфере географической тематики обуславливается технологическими и структурными изменениями, которые происходят в СМИ.
Так, технологические изменения, которые произошли за последнее десятилетие в области телевизионной трэвел-журналистики, имеют глобальный характер. Современные программы о путешествиях пребывают на переходном пороге к новому этапу развития. Данный этап, судя по всему, даст возможность пользователю телевидения самому по желанию не только составлять собственные телевизионные программы, но также принимать активное и деятельное участие в её непосредственном создании и равитии.
Таким образом, в нашем исследовании были выделены две концептуальные проблемы, которыми можно, в свою очередь, определить коммуникативные режимы телепрограмм в области трэвел-журналистики:
1. Проблема во взаимоотношениях автора телевизионной передачи и «других». К категории «другие» можно отнести события и факты действительности. Однако, при этом, чаще всего, имеются в виду люди- местные жители.
2. Проблемы презентации дестинации в телевизионной программе. Притом, что дестинация (англ. destination), - есть место назначения, как национально-географическое единство. Данная проблема заключается в изложении ложных или недостоверных фактов, подмене понятий, что провоцирует недопонимание обществом различных социально-культурных ценностей, исторического значения и быта определенного народа.
В данном контексте симбиотическим отношением может быть создано глубокое проникновение героя-путешественника в местную культуру, при помощи построения им особой драматургии, а также отработки визуальной концепции программы. К настоящему времени подобный тип телевизионной программы становится наиболее актуальным и распространенным. Именно по такой схеме некогда строились качественные познавательные программы «Клуб путешественников», «Их нравы», «Вокруг света».
Сегодня большее число передач на телеканале «Моя планета» также выстраивается именно по данному образцу. Однако программы, имеющие высшие рейтинги и пользующиеся особой популярностью у современной аудитории создаются иным путем и преследуют другие цели.
Антагонистические по виду отношения могут складываться, если путешественник не вовлекается в сам процесс путешествия, но смотрит на все места пребывания и людей, проживающих там, с относительно безопасного расстояния. В качестве возможных форм путешествия в данных программах используются сафари, автобусные туры, экскурсии и т.д. Ведущий в такой программе не принимает особого участия в каком-то совместном виде деятельности с местными жителями.
В данном случае, путешествие выстраивается, как абстрактное, а телевизионной картинкой включаются панорамы, карты, живописные виды, экзотика исследуемых в передаче мест, а также особенности представленных там людей.
Однако антагонистические трэвел-программы иногда имеют в своем содержании и подаче некоторые симбиотические элементы, примером такой передачи являются ранее анализируемые нами «Непутевые заметки» с Дмитрием Крыловым. Тонкое, взвешенное соотношение, в котором была соблюдена мера серьезности и иронии, индивидуальности и массовости, а также коммерческой рекламы.
Несмотря на переломный момент, после которого формат программы изменился, а ведущий выбрал иное, ориентированное на зрителя-потребителя направление, передача по-своему представляет уникальность для российского телевидения. Как минимум это выражается в ее продолжительности.
Выбор программы «Непутевые заметки» был обусловлен продолжительностью ее выхода на телевидении. За долгий период вещания, формат данной телепередача претерпел ряд изменений, связанных как с течением времени, так и с потребностями аудитории. Выбор программы «Орел и решка» основывался на ее высоких рейтингах, так как данное шоу является одним из самых популярных на российском телевидении.
Проанализировав данные программы, мы смогли определить основные специфические особенности, а также тенденции присущие современным передачам о путешествиях:
1. Непрофессионализм ведущих. Отсутствие профессионального мастерства и опыта в ведении программ сказывается на манере поведения ведущих в кадре. Некомпетентность и нехватка определенных знаний, при подготовке программы, сказывается не только на подаче информации, но и на ее качестве.
2. Разговорный стиль речи как основной функциональный стиль, используемый при подаче информации. Лексику отличает экспрессивность и эмоциональность. Общение между ведущим и зрителем строится в формате диалога.
3. Перефокусировка внимания. Главным объектом повествования становятся не местные жители, а ведущий. Концепция связи «мы - они», сбалансировано презентующая информацию, уступила место формату «мы среди них», где на первый план выходит ведущий и все происходящее с ним и вокруг него. Герои становятся дополнением, а не причиной рассказа.
4. Реклама и прилегающие коммерческие проекты. Прием продакт- плейсмента все чаще внедряется авторами в современные программы. Метод скрытой и неявной рекламы широко используется для продвижения определенных товаров компаний, которые чаще всего являются спонсорами шоу. Еще одна тенденция - создание коммерческих проектов, связанных с трэвел-программами. Использование аудиторией мобильных приложений, сайтов, покупка билетов на мастер-классы ведущих, фестивали приносят дополнительный заработок продюсерам и авторам.
Нестандартные способы презентации информации, а также методы коммерциализации играют большую роль в создании новых путевых программ. Несмотря на ряд недочетов, подобные телепередачи служат для передачи основной авторской мысли о красоте окружающего нас мира. Даже неформальное общение ведущего с телезрителем, использование разговорного стиля речи (что не является положительной чертой современных программ), стирает границы между аудиторией и тем, кто находится «по ту сторону экрана». Задача трэвел-журналистики - приближать человека к уважению, правильному пониманию многообразия культур нашего мира. Она должна воспитывать толерантность в человеке, принятие «инаковости» других, политических, этнических и социокультурных различий среди народов.
Книги, монографии, сборники
1. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. - 320 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Изд. 11-е. СПб.: Питер, 2005. - 800с.
3. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики: Опыт этического кодекса / С.А. Муратов. - М., 1997. - 230 с.
4. Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. // - М.: Диалог, 2003. - 202 с.
5. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. - СПб., 2008. - 208 с.
6. Панцырев К. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра. СПб.: РГБ, 2004. - 207 с.
7. Станиславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах в 50-70 годы. М., 1979. - 165 с.
Научные статьи
8. Аникина М.Е. Куда идет ТВ: от журналистики к развлечению / М.Е. Аникина // СМИ в меняющейся России / под ред. Е.Л. Ватановой. - М., 2010. - С. 127-138.
9. Еремина Д.А. Тенденция к развлекательности современных массмедиа в контексте философской традиции / Д.А. Еремина // Вестник МГОУ. Серия Философские науки. - 2013. - № 4. - С. 10.
10. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. № 10. - С. 42-51.
11. Новикова А.А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 10. - С. 58-65.
12. Показаньева И.В. Генезис отечественного научно-популярного телевидения географической тематики: возникновение телевизионной трэвел-журналистики / И. В. Показаньева // Научн. журнал Санкт- Петербургск. гос. уни-тета. - 2014. - Вып. 5. - С. 74-82.
13. Редькина Т. Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел- тексте // Вестник СПбГУ. Серия 9. 2011. № 4. - С. 210 - 218.
14. Редькина Т.Ю. Этические и речевые нормы в трэвел-медиатексте / Т.Ю. Редькина // Экология языка и коммуникативная практика. - СПб., 2014 - №1. - С. 150-160.
15. Сайко Е.Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции / Е. Л. Сайко // Вестник Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2011. - Вып. 4. - С. 44-49.
...