Введение 3
Глава I. Петроградский университет в годы революции и Гражданской войны 13
Глава II. Петроградский-Ленинградский университет в 1922-1925 гг 40
Глава III. Ленинградский университет в 1925-1929 гг 55
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 77
Приложения 92
История образования и, в частности, высшей школы России при советской власти является, на наш взгляд, одной из самых сложных тем для исторического исследования. Сложность проистекает не от бедности источниковой базы и историографии, но, напротив, - от многообразия первого и второго, объять весь их спектр - задача чрезвычайной трудности. Сложность заключается и в многоплановости объекта исследования: изучать историю высшей школы, особенно в постреволюционный период, в отрыве от истории науки, культуры, социально-экономических и политических условий, внутри- и внешнеполитической ситуации решительно невозможно. Каждая из упомянутых отраслей представляет собой колоссальный историографический пласт, изучение которого для плодотворной работы совершенно необходимо.
Изучение истории высшей школы в советском государстве, ее сложных отношений с советской властью, особенно в период 1917 - 1920-х и 1930х гг., пользуется неослабевающим интересом среди как российских, так и зарубежных исследователей. Работы, посвященные преобразованию российской высшей школы в советскую, начали появляться практически одновременно с воплощением в жизнь планов и установок большевиков. Начальный период историописания был в меньшей степени подвержен влиянию политической конъюнктуры, благодаря чему в первые годы советской власти имел место известный плюрализм оценок проводившихся преобразований, делались указания на откровенную неудачность некоторых из них, отражались глубокие противоречия внутри самого Наркомпроса, отмечалась сложность социального состава и политического облика высшей школы, что «объяснялось не только относительной свободой отечественной науки в первые годы существования большевистского режима, но и тем, что исследованиями занимались непосредственные участники былых событий, основываясь в том числе и на собственном опыте».1 С.О. Шмидт заметил, что «до насильственного насаждения в 1930-е годы единогласия в науке имело место многообразие исторических взглядов, а также представлений о путях поиска исторической истины».2
Впоследствии, когда демократизм в партии сошел на нет и попытки критики мероприятий государственной власти и Коммунистической партии, указания на наличие других путей развития стали расцениваться как «антисоветские вылазки», а прямые идеологические противники большевиков по тем или иным причинам были вынуждены замолчать, все пореволюционные преобразования освещались лишь в санкционированном властью свете, причем партия и ее вождь И.В. Сталин присвоили себе право единственно правильного толкования истории,3 словом, произошло «искривление исторического и историографического пространства»:4 «стал невозможен плюрализм мнений, утверждались цитатнический догматизм, комментирование цитат как форма «исследований», и история откровенно политизировалась».5 Никакая критика, за исключением «вредительской деятельности врагов народа» и отдельных несущественных недочетов деятельности советских и партийных органов, была невозможна.6 Очень точно суть этой историографической проблемы выразил М.В. Ходяков, подчеркнув факт превалирования государственно-партийных интересов над научным знанием, что «не могло не сказаться на подходах авторов к разрабатываемой теме и на постановке ряда принципиальных вопросов, суть которых на известных этапах развития общества в значительной степени выхолащивалась, сводя на нет смысл исследования».7
После ХХ съезда КПСС и начала «оттепели» идеологический гнет несколько смягчился, однако власть не могла допустить возможности полностью независимого изучения прошлого, выпустить монополию на толкование истории из своих рук. Курс на «восстановление» «ленинской концепции» исторического процесса не привел к качественному пересмотру историографии; продолжалось замалчивание масштабов ущерба, нанесенного высшей школе, деформации образовательной системы (особенно гуманитарного знания), разгрома и идеологизации науки. Уже в постперестроечное время В.А. Шишкин отметил, что «в 60-70-е годы ... историкам негласно или открыто предписывалась обязательность рассматривать события и явления ... прежде всего с так называемой классовой точки зрения, с уч етом тех догм и схем, которые «рекомендовались» партийно -государственными структурами».8 Ю.Н. Афанасьев резко отозвался о большинстве работ того времени, как о строго дозированно иллюстрирующих положения «классиков марксистской мысли» некоторыми историческими примерами.9 Советские историки второй половины 1960-х - 1980-х гг. стремились максимально осторожно показать объект исследования, обходя острые углы и затушевывая резкие, дискуссионные моменты. Результатом такого подхода становилась примитивизация исторического процесса, превращение его в лубок, раз от разу пересказываемый с помощью одних и тех же, раз и навсегда затверженных формул. Вместе с тем, нельзя упускать из внимания слова Б.А. Романова (в передаче Р.Ш. Ганелина): «Историки писали и печатались. Приспособленчество всегда считалось дурным качеством, но приспосабливаться было необходимо, если уж Вы стали профессиональным историком».10 Нельзя, впрочем, отрицать значительного расширения тематического спектра исследований и их источниковой базы. Происходило накопление фактологического материала, велась широкая исследовательская работа в доступных архивных фондах.
Послабление наступило лишь в годы «перестройки». Именно тогда, а впоследствии и в 1990-е гг. на волне шквального интереса к истории, введения в научный оборот недоступных ранее сведений, масштабного рассекречивания архивных фондов, рождается историография, совершенно по-иному оценивающая как приход большевиков к власти, так и их политику, в том числе и в отношении высшей школы .11 Одновременно отечественные исследователи и читатели получили широкий, практически неограниченный доступ к материалам, долгое время находившимся в практически недоступных хранилищах спецхранов, а также зарубежной историографии. Еще в 1994 г. Н.Н. Смирнов отметил, что мнения зарубежных исследователей «не всегда совпадают с теми, что годами преобладали в отечественной литературе, подчас они бывают диаметрально противоположными, но, тем не менее, требуют к себе пристального внимания и скрупулезного анализа».12
Эмигрантская историография науки и высшей школы советского государства также несет на себе идеологический отпечаток, однако диаметрально противоположного советской свойства. Значительная часть работ постреволюционной эпохи имеет откровенный характер реквиема по российской высшей школе.13
Отдельный крупный вид источников представляют опубликованные и неопубликованные источники личного происхождения: воспоминания, мемуары, дневники, также широко использованные в настоящей работе. Тем более ценны эти свидетельства оттого, что «террор сталинской эпохи вообще отвратил основную часть образованного общества от писания искренних дневников, писем и воспоминаний»,14 поскольку «дневники, в которых искренне выражались мысль и душа, несли в себе роковую опасность: за них арестовывали, ссылали и даже расстреливали».15 Так, использованы были воспоминания и дневники И.А. Боричевского, С.А. Пионтковского, П.А. Сорокина, С.Б. Веселовского, Е.С. Вентцель (И. Грековой), С.Э. Фриша, И.В. Егорова, М.Б. Рабиновича, Н.И. Гаген-Торн, И.Б. Збарского, В.Р. Лейкиной-Свирской, в той или иной мере имевших отношение к высшей школе в 1920-е гг.16
Особняком стоит сборник «На штурм науки. Воспоминания бывших студентов Факультета общественных наук Ленинградского университета».17 Значимость его отражена уже в аннотации: «Статьи сборника раскрывают ... создание ... в Петроградском университете факультета общественных наук, ставшего центром подготовки марксистских кадров». Тематически этот сборник является уникальным в своем роде.
Источниковая база исследования обширна и основывается, главным образом, на материалах архивов Санкт-Петербурга. Наиболее значимый пласт информации отложился в фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Зачастую не фигурирующие в других источниках сведения отложились в фондах Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), в частности, использованы были документы фонда 984 (Первичная партийная организация ЛГУ им. Жданова). Ценные сведения, касающиеся списочного состава студенчества, а также профессорско -преподавательского состава и работников университета, были почерпнуты из фондов Объединенного архива Санкт-Петербургского государственного университета (ОА СПбГУ), а также Архива Музея истории университета (АМИ СПбГУ). Весьма существенным оказался вклад Научно -исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН (НИА СПбИИ РАН), Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ).
Среди причин, способствующих интересу к изучению истории высшей школы в наши дни, на наш взгляд, следует назвать, во-первых, коренную перемену отечественной исторической парадигмы. Появилась широкая возможность практически неограниченного обращения к архивным материалам, в том числе бывшим в течение весьма длительного времени недоступными для рядовых исследователей и тем более широкого круга читателей. Стал допустимым немыслимый прежде широкий спектр мнений, в том числе и по поводу методов и результатов политики советских и партийных органов в отношении российской науки и высшей школы. Во-вторых, история образования и науки в советском государстве, несмотря на богатство спектра научных исследований, все еще имеет немало белых пятен. Одной из досадных лакун остается недостаток исторических исследований, посвященных всестороннему изучению прошлого российских вузов. Весьма остро ощущается недостаток обобщающих работ, рассматривающих и сопоставляющих действие поветрий революционного лихолетья и проблемы проведения преобразований новой власти в различных учебных заведениях и регионах страны. В-третьих, и в настоящее время продолжается мучительный поиск путей развития системы образования и организации науки в постсоветской России. Очевидно, что для успешного и эффективного реформирования высшей школы необходимо если не извлекать уроки из опыта советской власти в этой сфере, то хотя бы иметь такой опыт в виду.
Хронологические рамки настоящей работы продиктованы логикой исторического развития политики советской власти в отношении науки и высшей школы в той мере, в какой она отражалась на жизни Петроградско- го/Ленинградского университета. В качестве стартового рубежа исследования были избраны события октябрьского 1917 г. переворота, которые ознаменовали принципиальную смену государственной политики. Безусловно, нельзя было выпустить из внимания и события более раннего времени, напрямую обусловившие те трудности, с которыми пришлось столкнуться - с одной стороны, большевикам, с другой стороны - высшей школе - в годы реализации новой политики. Конечный рубеж - 1929 г. - выбран нами по ряду обстоятельств. Во -первых (и главным образом по этой причине), в 1930 г. последнего на тот момент выборного ректора Ленинградского университета М.В. Серебрякова сменил назначенный Главпрофобром Н.Ю. Никич (Никич- Криличевский), заместитель уполномоченного Наркомпроса по вузам, рабфакам, научным и музейным учреждениям Ленинграда.18 Переход от многотрудных выборных кампаний к прямому назначению означал выход политики государства в отношении высшей школы на принципиально новый уровень. В немалой степени такой переход был возможен с началом «серьезных изменений в реализации государственной научной и образовательной политики», повлекших отставку условного «либерала» А.В. Луначарского с поста наркома просвещения.19 (Л.В. Иванова тактично отметила, что «устранение его с поста наркома в 1929 году нельзя, по -видимому, объяснить только состоянием здоровья».20) Во-вторых, именно на рубеже 1920-х - 1930-х гг. начинается массированное наступление на старую интеллигенцию (особенно научную), фабрикуется череда «дел», направленных в первую очередь против «буржуазных спецов», академических ученых и вузовской профессуры . Изменяется структура государственных органов управления высшей школой: ликвидируется Главпрофобр и управление его уполномоченного в Ленинграде, а Ленинградский университет переходит в ведение Комитета по делам высшей школы, подчиненного уже непосредственно Совнаркому.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором была впервые сделана попытка комплексного исследования истории Петроградского/Ленинградского университета в указанных хронологических рамках с привлечением впервые введенных в научный оборот источников и в контексте общей общественно -политической и экономической ситуации в государстве, а также самом Петрограде/Ленинграде.
Цель настоящей работы - исследовать историю Петроградско- го/Ленинградского университета в 1917-1929 гг. в контексте общегосударственной культурно-образовательной и научной политики, а также социально-экономической и политической ситуации в Петрограде/Ленинграде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить историю Петроградского/Ленинградского университета на ее протяжении с 1917 по 1930 гг., используя библиографические и архивные источники.
2. Проанализировать взаимоотношения Петроградского/Ленинградского университета с местными советскими и партийными органами, центральными органами государственной власти, выявить имевшиеся особенности и найти их обоснования.
3. Изучить историю внутренних преобразований университета, становление его партийной организации как неотъемлемой части внутренней жизни и проводника партийно -государственной политики в отношении высшей школы; уделить внимание советизации университета и встраиванию его в новые социально -экономические и политические реалии.
4. Сделать вывод о развитии Петроградского/Ленинградского университета на протяжении 1917-1930 гг., характере, знаковых моментах и результатах преобразований.
Методологическую основу данной работы составляют непреложные принципы современной исторической науки - принципы историзма, объективности и системности. В ходе исследования широко использованы общеисторические методы: проблемно -хронологический, по которому описание событий ведется в исторической последовательности; историко - генетический, позволяющий выявить организационную структуру университета и его структурных подразделений и динамику их трансформации в указанных хронологических рамках; достаточно часто приходилось обращаться к историко -сравнительному методу для сопоставления процесса и результата преобразований в Петроградском/Ленинградском университете и других высших учебных заведениях и научных учреждений города и России, что непреложно диктуется конъюнктурой существующей историографии и источников; историко-биографическому для уточнения деталей биографий деятелей, внесших вклад в преобразование высшей школы и, в частности, университета.
Применение комплексного междисциплинарного подхода к проблемам взаимодействия высшей школы, научных учреждений, общества и государства с учетом взаимовлияния этих институтов позволило рассмотреть развитие ситуации в университете в контексте более широких исторических пр е- образований. Это поспособствовало созданию целостного представления об объекте исследования и глубокому осмыслению внутридисциплинарных и организационных изменений в системе высшей школы в целом и в университете в частности. При изучении различных видов источников применен комплексный источниковедческий подход.
Таким образом, была рассмотрена и исследована история Петроград- ского/Ленинградского университета в 1917-1929 гг. Кажется, в ходе работы удалось решить поставленные задачи и достигнуть цели - комплексно, на материалах различных источников изучить ход развития университета.
Исследование сложных и противоречивых хитросплетений истории университета в данный период - весьма сложная, но, как представляется, также и весьма важная работа. Многообразность факторов, определяющих развитие университетской структуры, методов преподавания, роли университета в подготовке квалифицированных кадровых специалистов, определила и направления и резкие повороты деятельности университета. Каждый новый ректор привносил что -то новое в университет, стараясь - и порой небезуспешно - выдержать баланс между натиском новой власти и складывавшейся долгие десятилетия университетской системой, вовсе не готовой к резким коренным переменам.
Отдельное внимание в работе было уделено становлению и развитию партийной организации Петроградского/Ленинградского университета, ее роли в общественно-политической жизни. Исследованные архивные и библиографические источники подводят к выводу, что эта роль в жизнедеятельности университета в 1917-1929 гг. была исключительно заметной. К середине 1920-х гг. она возрастает настолько, что имеет смысл говорить об определяющем значении парторганизации в жизни университета. Несмотря на известную неблагодарность партийной работы, некоторую ее абстрактность и незначимость с точки зрения аполитичного в своей массе студенчества первой половины 1920-х гг. (а с точки зрения части профессуры, эта работа носила откровенно бесполезный и даже вредный характер), в весьма непродолжительный срок при массированной поддержке государственно -партийной машины университет фактически оказался подконтролен парторганизации, встроенной в жесткую систему органов РКП(б)/ВКП(б).
Материальное положение профессуры и студенчества университета, значительно ухудшившееся в годы Первой Мировой войны, в первые годы советской власти продолжало деградировать. Результатом этого стала череда безвременных смертей выдающихся ученых университета, массовое бегство студенчества из города. Впоследствии вмешательство государства, в том числе и проводимая им политика, позволяло, с одной стороны, привлечь на свою сторону квалифицированные преподавательские кадры и обеспечить их лояльность, а с другой - положить конец инакомыслию в студенческих рядах, вычистив большую часть вольнодумцев из университетских аудиторий и щедро разбавив оставшихся просоветски настроенными пролетариями «от станка и сохи». Тем не менее, преподавательская зарплата оказалась на несравненно более низком уровне, нежели до революции, а студенческие стипендии не были в состоянии обеспечить достаточно высокий жизненный уровень.
Состояние материально -технической базы университета в целом повторяло динамику развития материально-бытового положения профессорско - преподавательского состава и студенчества. Испытав на себе влияние разрухи, неуклонно разраставшейся на протяжении 1917-1921 гг., она не могла не оказывать, в свою очередь, влияния на качество преподавания и обучения в университете. В последующие годы она начала восстанавливаться - отчасти за счет более щедрых государственных ассигнований, но главным образом благодаря энтузиазму сотрудников университета.
Развитие взаимоотношений университета с органами государственной власти и партийными органами убедительно доказывает всю важность построения конструктивных отношений, которую осознавали обе стороны. Недопустимость одергиваний и грубых окриков была очевидна; позиции ортодоксальных коммунистов, заявлявших о необходимости радикального реформирования университета или даже полной его ликвидации, не могли быть и не были поддержаны рационально мыслящим большинством Наркомпро са. В результате советская власть проводила более гибкую политику в отношении высшей школы - с помощью введения классового приема, платы за обучение, реформирования учебных планов, программ и даже самих методов преподавания. Но даже такое вмешательство в дела высшей школы большинству профессорско -преподавательского состава казалось возмутительным. Еще более возмутительным оказалось «заигрывание» Наркомпроса с профессурой, непоследовательность и несогласованность политики в центре и на местах. Все это не могло не отвращать от советской власти даже нейтрально настроенных к ней преподавателей.
Новая историческая реальность, в которой оказался университет, поставила его перед дилеммой: измениться или сойти со сцены. В этой реальности не оказалось места фундаментальному всестороннему образованию: гораздо более ценными представлялись выпускники «узких» втузов, социалистическая интеллигенция, которая должна была прийти на смену «буржуазным спецам». Убедившись в конечном итоге, что университет не сможет самостоятельно пойти на сознательное «усекновение голов» студентов, партийно-государственный аппарат сделал попытку навязать ему свое видение образовательной системы - путем выведения всех гуманитарных специальностей из стен вуза и навязывания ему новой структуры и руководства, превращения бывшего императорского университета в советский вуз.
Подводя итог, можно отметить тот огромный по своей тягостности путь, который был пройден университетом за 1917-1929 гг. Несмотря на сложность складывания отношений с новой властью, университет не подчинился ей безоглядно, стремился сохранить лицо , - до тех пор, пока это было возможно. Катастрофическое материальное положение, в котором оказался университет, профессура и студенчество, стало еще одним влиятельным аргументом в руках советской власти. Структурные преобразования, продиктованные Наркомпросом, больно ударили по качеству образования в университете; особенно сильным оказался удар по гуманитарному образованию. И все же вплоть до 1930 г. университет сохранял небольшую частицу автономии, на которую до определенного момента советская власть не покушалась. Когда же полная зависимость университета стала очевидной, от этой частицы избавились.
В 1930-м же году пост выборного ректора был упразднен. Вместо него появился назначенный директор Ю.Н. Никич, человек с крайне причудливой судьбой и еще более причудливыми представлениями о высшей школе, соответствующими, впрочем, ожиданиям партийно -государственного руководства. Исследователь истории экономической науки Л.Д. Широкорад отметил, что «университеты с их ориентацией на развитие фундаментальных научных исследований, зачастую не дающих немедленной практической отдачи, были объявлены ненужными универсальными мастерскими, где выделываются бесполезные, но очень дорогие «игрушки». Особенно малополезными «игрушками» представлялись гуманитарные факультеты. В мае 1930 г. впервые в стране именно в Ленинградском университете были ликвидированы все гуманитарные факультеты. «Ленинградский государственный университет представляет собою естественно -научный, физико -математический и химический комбинат», - с гордостью заявлял в конце 1931 г. его директор Ю.Н. Никич».1
Источники
Архивные материалы
1. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.
1. Ф. 2551 (Комиссариат народного просвещения Союза коммун Северной области).
2. Ф. 2552 (Отдел народного образования Исполнительного комитета Ленинградского губернского совета).
3. Ф. 2555 (Ленинградское отделение Главного управления научных учреждений Академического центра Наркомпроса РСФСР).
4. Ф. 2556 (Управление уполномоченного Наркомпроса по вузам и рабфакам Ленинграда).
5. Ф. 7240 (Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова).
2. Центральный государственный архив историко -политических документов Санкт-Петербурга.
1. Ф. 984 (Первичная партийная организация Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова).
3. Центральный государственный исторический архив Санкт -Петербурга.
1. Ф. 14 (Императорский Петроградский университет).
4. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки.
1. Ф. 93 (Боричевский Иван Адамович).
2. Ф. 283 (Жижиленко Александр Александрович).
3. Ф. 671 (Самойлович Александр Николаевич).
4. Ф. 813 (Филипченко Юрий Александрович).
5. Научно-исторический архив Санкт-Петербургского института истории РАН.
1. Ф. Диссертаций.
6. Архив Музея истории Санкт-Петербургского государственного университета.
1. Ф. ИУ [История университета].
2. Ф. ФИК [Факультеты и кафедры].
7. Объединенный архив Санкт-Петербургского государственного университета.
1. Ф. 1.
...