Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАТОМИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ

Работа №132282

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Анатомическая коллекция Кунсткамеры 7
Глава 2. Университетские анатомические музеи 24
Глава 3. Музей гигиены 40
Глава 4. Современные анатомические выставки 54
Заключение 70
Приложения 73
Список источников и литературы 86

Анатомические коллекции всегда являлись особой категорией музейных предметов. С момента их появления и до настоящего времени, они вызывают постоянный интерес у зрителей любого возраста и рода занятий. Конечно, анатомическое собрание Кунсткамеры разительно отличается от современных интерактивных образовательных анатомических выставок, но концептуально мы можем обозначить достаточное количество общих черт.
Целью работы является изучение истории существования различных анатомических коллекций в России для определения информативности, экспрессивности и аттрактивности, заключённых в них, рассмотрение новых способов актуализации собраний, а также предположение вектора будущего развития подобных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи: произвести подробный анализ музеев, имеющих анатомические коллекции, по следующему набору критериев: источники комплектования коллекций, выделение предметов музейного значения, их включение в музейное собрание, формирование музейного предмета, обеспечение сохранности, особенности экспонирования, контингент посетителей музея и экскурсионное обслуживание.
Говоря «анатомические коллекции», мы подразумеваем те или иные собрания музейных предметов, напрямую связанные с показом и объяснением внутреннего и внешнего строения человеческого тела. В данный перечень экспонатов входят только натуральные анатомические препараты, изготовленные различными способами, относящиеся к категории предметов из анатомо-хирургических коллекций.
Соответственно, объектом исследования будут являться сами музейные анатомические проекты, а предметом исследования - образовательный, научный и культурный потенциал, в них заключенный.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью анализа трансформации способов и целей экспонирования антропологических коллекций в российских музеях в связи с резким увеличением количества подобных выставок. Анатомические экспозиции за последние несколько стремительно набирают популярность, новые музеи такого типа создаются в интерактивном ключе и являются прекрасными современными образовательными платформами. Но сам феномен показа человеческого тела как музейного объекта представляется гораздо более сложным, поэтому для составления объективного представления об объекте исследования стоит обратиться к истории.
Работа разделена на четыре главы по тематико-хронологическому принципу. Каждой главе соответствует определенный этап в развитии анатомических экспозиций. Первый включает в себя XVIII - нач. XIX века, когда подобные музеи (Кунсткамера) воспринимались лишь как собрания диковин, редкостей и, в данном случае, уродств. Второй период (кон. XIX - нач. XX века) можно отнести ко времени создания медицинских музеев при университетах, например, музей Военно-медицинской академии, анатомический музей Первого медицинского института, Новороссийского, Томского, Казанского и пр. университетов. Третий период связан с появлением экспозиций посвященных гигиене - это конец XIX - начало XX вв. они были рассчитаны уже на широкую аудиторию, но сохраняли медицинскую направленность. Четвертый период, современный нам, начинается в конце XX века и является временем внедрения интерактивного подхода к экспонированию анатомических коллекций; новые экспозиции имеют просветительские цели и рассчитаны на самую широкую публику.
Степень изученности данной проблемы в историографии очень фрагментарна. Начальный период, а именно, история анатомической коллекции Петровской Кунсткамеры представлен достаточным количеством компетентных исследований, в первую очередь стоит упомянуть труд Т. В. Станюкович1 «Кунсткамера петербургской Академии наук». В этой работе прослеживается история каждого отдела и, конечно же, имеется рассмотрение анатомической коллекции знаменитого анатома Ф. Рюйша. Монография снабжена описаниями и иллюстрациями навсегда утерянных анатомических препаратов.
Полезным представляется использование сборника, издаваемого музеем антропологии и этнографии при Императорской академии наук в начале XX века, а именно II том в нескольких выпусках за 1912 - 1915 год под редакцией доктора медицины К. З. Яцута.2 В них представлено подробное систематическое описание тератологической коллекции музея.
Из современных работ нельзя не упомянуть юбилейное издание Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, посвященное 295-летию Кунсткамеры. В книге можно найти историю основания, как самого музея, так и каждого его отдела, кроме того, авторы подробно рассматривают историю исследования коллекций, в том числе и анатомических.3
Большое количество ценных сведений по истории анатомической коллекции Рюйша можно почерпнуть из совместного российско-голландского издания «Голландские корни Кунсткамеры Петра Великого: история в письмах»4.
Для понимания места анатомических коллекций в деятельности современной Кунсткамеры использовались материалы, размещенные на странице отдела антропологии: виртуальные экскурсии по материалам прошедших выставок и планы развития отдела.
Более поздние анатомические музеи и выставочные проекты, представлены в историографии гораздо меньшим количеством работ. Для изучения истории возникновения университетских анатомических музеев использовались труды их создателей, написанные, как правило, в конце XIX - начале XX вв. Также были проанализированы каталоги музеев, изданные в это же время. При описании современного состояния университетских музеев использовались интернет-ресурсы - страницы кафедр учебных заведений - хранителей анатомических коллекций.
Коллекции Музея гигиены описаны в статьях сотрудников музея А. В. Дубовик, Т. М. Голубевой, Л. В. Винтуховой и др. Появление музея на базе Педагогического музея военно-учебных заведений раскрывается подробно в статье Е. И. Лелиной «Русский отдел на первой международной гигиенической вытсавке 1876 г. в Брюсселе».5
Специализированных музеологических исследований, посвященных современным анатомическим выставочным проектам в России практически нет. Источниками для последней главы являлись публикации в СМИ (в основном иностранных) о Гюнтере фон Хагенсе и его авторской выставке «Body Worlds». Для изучения отечественных современных анатомических музеев был проведен опрос посетителей и интервьюирование директора выставки «Тело человека» Шевченко П. А.
Несколько работ, написанные М. П. Кузыбаевой, специалистом по истории медицины рассматривают анатомические коллекции в комплексе6. Но описание является слишком фрагментарным, поэтому данная работа является попыткой объединить уже имеющиеся сведения и привлечь новейшие, полученные в результате опроса.
В ноябре 2015 года состоялось публичное представление доклада «Эволюция анатомических коллекций в России» в рамках студенческой научной конференции Института истории СПбГУ «Ноябрьские чтения - 2015». Кроме того, по материалам третьей главы работы автором была написана статья «Богатый внутренний мир», опубликованная во втором номере журнала «Мир музея» за 2016 год.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив историю формирования анатомических коллекций в России мы можем выделить 4 этапа их развития. Первый этап связан с учреждением Кунсткамеры Петром Великим. Для ранних анатомических коллекций первого российского музея характерно отношение к препаратам как к «редкостям и диковинам». Собрание формировалось из приобретенной в Голландии коллекции Ф. Рюйша и пополняемой российскими анатомами Русской тератологической коллекции, эти препараты отражали развитие анатомической науки в первой половине XVIII века. Особое внимание уделялось художественному оформлению экспозиции и ее эстетическим характеристикам. Увидеть экспонаты мог любой желающий, таким образом, Кунсткамера становится первым анатомическим музейным проектом в России.
Ко второму этапу были отнесены анатомические музеи при медицинских университетах. Период их появления относится ко второй половине XIX - началу XX века. Эти проекты отличает строгость исполнения, отсутствие декоративных элементов. Экспонаты расположены в соответствии с разделами анатомии. Основной массой посетителей этих музеев являлись студенты и профессорско-преподавательский состав университетов. Рядовые зрители получили доступ к некоторым из них лишь в конце XX века.
Третий вариант экспонирования анатомических коллекций представлен в Музее гигиены, доступном для посещения любому желающему. Здесь натуральные препараты используются в качестве иллюстрации нормального и патологического развития человеческого тела, а также для демонстрации дегенеративного влияния болезней и пагубных привычек на здоровье человека. Такие приемы используются в рамках исполнения главной задачи музея - осуществления пропаганды ведения здорового образа жизни и соблюдения гигиенических норм. Для подобного типа музея становится характерным проведение различных образовательных программ и интерактивная работа с экспонатами.
Четвертый этап характеризуется появлением современных интерактивных анатомических экспозиций. В качестве объекта рассмотрения была выбрана выставка «Тело человека» в Санкт-Петербурге. Выставка рассчитана на самую широкую аудиторию, в качестве экскурсоводов выступают компетентные медицинские работники. Основное отличие от предыдущих вариантов заключается в технике изготовления препаратов. Новейшая отечественная методика полимерного бальзамирования в корне меняет подход к экспонированию анатомических коллекций. Выполненные в этой технике предметы более не нуждаются в дополнительном уходе, они долговременны, не имеют неприятного запаха, и что самое главное - посетитель может подержать их в руках, что создает новый уровень восприятия предмета. Кроме того, дополнительный интерес вызывают мультимедийные материалы, представленные на выставке, а также специальные образовательные программы для различных категорий посетителей.
Таким образом, можно констатировать, что интерес к анатомическим музейным коллекциям в России не ослабевает на протяжении трех столетий. Результаты опроса посетителей выставки «Тело человека» показали, что публика приветствует развитие подобных проектов и готова посетить музей повторно. А также значительная часть опрошенных высказалась «за» относительно новых форматов анатомических экспозиций, например, выставка «Body Worlds» профессора Гюнтера фон Хагенса. В целом, развитие анатомических проектов в России соответствует общему руслу мировых музеологических тенденций.
Все больше перспектив открывает сфера IT. В настоящее время на сайте Кунсткамеры можно ознакомиться с онлайн-каталогом анатомических коллекций, посетить виртуальный музей, дающий возможность осмотреть любой препарат и ознакомиться с его описанием. Нельзя не упомянуть о проекте компании Google «Zygot Body», стартовавшем в 2010 году под названием «Google Body». Это онлайн-приложение, позволяющее изучить строение человеческого тела с помощью интерактивной 3D модели. Данный ресурс предоставляет возможность постичь азы анатомии, не посещая музей, но, несмотря на это, интерес к выставкам натуральных препаратов не ослабевает.
Причины такой высокой популярности музейных анатомических проектов кроются в постоянном стремлении человека к самопознанию и самоидентификации. Неизменный академический подход в организации анатомических музейных проектов в России обеспечивает воплощение образовательной функции выставок. Такие экспозиции транслируют научное знание, обучают и просвещают публику.
Кроме того, анатомические препараты, безусловно, являются предметами высокой аттрактивности и экспрессивности. Другими словами, подобные предметы неизменно вызывают у зрителя эмоциональный отклик и привлекают его внимание.


1. Альбом «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» СПб, 1744.
2. Бакмейстер И. Г. Опыт о библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной коллекции. СПб., 1776.
3. Бурлыкина М.И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII - первая четверть XX вв.). Сыктывкар, 1996.
4. Винтухова Л. В., Дубовик А. В. Музей гигиены в первом десятилетии XXI века. Организация профилактической работы с населением. Проблемы и пути решения // Материалы конференции, посвященной 90-летию образования городского центра медицинской профилактики и музея гигиены. - 2009.
5. Воробьев В. П. Учебный музей при кафедре нормальной анатомии частного Женского Медицинского института Харьковского медицинского общества. Харьков, 1913.
6. Ворошин С. Д. К истории формирования университетских музеев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2015. - № 2.
7. Гавловский В. З. Всероссийская гигиеническая выставка в Санкт- Петербурге. Киев, 1913.
8. Гайворонский И. В. Нормальная анатомия человека. Т. 1 СПб., 2013.
9. Гайворонский И. В., Пащенко П. С., Ничипорук Г. И., Бутенко К. Г. История создания музея огнестрельных ранений периода Великой Отечественной войны при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2013. - № 3(43).
10. Гончаров Н. И. Зримые фрагменты истории анатомии. Волгоград., 2005.
11. Гохман И.И., Козинцев А.Г. Систематическое описание коллекций отдела антропологии МАЭ. Ч. 1. Остеологические коллекции. Раздел 1. Палеолит, мезолит, неолит и энеолит // Исследования по палеоантропологии и краниологии СССР. - 1980.
12. Дриссен-ван хетт Реве Й. Голландские корни Кунсткамеры Петра Великого: история в письмах (1711-1752). СПб., 2015.
13. Дубовик А. В. Голубева Т. М. Музей гигиены: прошлое и настоящее // Материалы научно-практической конференции, посвященной 300- летию Санкт-Петербурга «Гигиеническое обучение и воспитание населения в профилактике заболеваний». - 2003.
14. Дубовик А. В. Музею гигиены 80 лет. // Материалы конференции, посвященной 80-летию Центра медицинской профилактики «Санитарное просвещение в работе по профилактике заболеваний». - 1999.
15. Иосифов Г. М., Азбукин А. П., Колмаков А. И., Макаров Г. И. Систематический указатель препаратов музея нормальной анатомии в Императорском Томском Университете. Томск, 1913.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ