Введение. Обзор источников и историографии 3
Глава 1. Своеобразие эпохи Константина Великого 12
Глава 2. Христианское нравственное учение о семье и браке 33
§ 1. Священное Писание и раннехристианские мыслители о семье и браке 33
§ 2. Поместные церковные соборы 43
Глава 3. Римская фамилия в конституциях Константина Великого 51
§ 1. Теория римской фамилии 51
§ 2. Законы Константина о подвластных отеческой власти 57
§ 3. Законы о браке и брачных отношениях 82
Заключение 103
Список источников и литературы 106
Объектом настоящего исследования является правовая культура Поздней Античности.
Избираемый нами период изучения представляет собой рубеж в истории римской культуры, в которой закладывались основы для ее преобразования в культуру византийскую. Важно отметить идею «вечного Рима», которая заключается в непрерывности жизни римского универсума. В начале IV в. в годы правления императора Константина I (306-337, единоличный император Римской империи 324-337) будущая Византия именовалась современниками Восточной Римской империей, на территории которой население жило по римским законам. Основанный 11 мая 330 г. Константинополь носил титул Нового Рима, а его жители в последующие столетия относили себя к ромеям, т.е. к римлянам1. Восточно-римская культура в то же время подверглась трансформации: сочетание институтов светской имперской власти и христианской веры дало начало явлению византинизма. По определению Ф. Успенского, византинизм представляет собой объединение всех восточных (греческих, иудейских, персидских) элементов, которые, включаясь в римскую культуру, постепенно трансформировали ее в культуру византийскую, что выражалось в языковом, народном аспектах, в области искусства, придворного церемониала и философии2. Но рассуждая о формировании византийской культуры и Византийской империи, необходимо упомянуть о спорах в историографии относительно периодизации.
На сегодняшний момент в ней преобладают две точки зрения. Одни исследователи считают период IV-VI вв. начальным этапом ее истории, они именуют ее Ранней Византией. В то же время они усматривают в этом времени формирование основ византийской христианской культуры: пример благочестивого правителя, заложенный первым христианским императором Константином, на которого должны были равняться его потомки, образ проповедника в лице Иоанна Златоуста, Софийский собор, освященный в 537 г., ставший главным в Византийской империи. Они определяют этот рубежный период как «протовизантийский» или период «христианской античности»3. В целом, ученые определяют этот период как переходный, в котором намечается начало новой формы. Из этого следует вопрос о том, к какой культуре отнести императора Константина I. Монументальные труды по истории Византии начинают отсчет с времени его правления, поскольку он заложил ее основы в области политического устройства, строительства Церкви и отношения с ней государя. По мысли Ф. Успенского и Г. Острогорского, главная заслуга императора состоит в основании новой столицы на Босфоре. Это событие давало не только культурные (единство трех составляющих: римской политической и правовой культуры, эллинистической и христианской), но и экономические (территория Малой Азии была источником военных и продовольственных ресурсов) и стратегические преимущества (в условиях войны с персами) Восточной Римской империи4. Помимо всего выше перечисленного, ученые связывают с личностью императора Константина переворот в римском праве, который выразился в его христианизации.
Правовая культура Римской и Позднеримской империи является традиционным объектом научных изысканий в отечественной и зарубежной историографии. Из историков права, на чьи работы мы опираемся в настоящем исследовании, стоит отметить дореволюционных исследователей И. А. Покровского (один из основателей русской школы изучения римского права наряду с Хвостовым, Муромцевым и др.), специалиста по истории византийского права Д. И. Азаревича. Их труды включают в себя теоретические сведения, экскурс в историю римского законодательства, ими уделялось внимание проблеме развития права на протяжении нескольких веков в истории Римского государства, а также вопросы о преемственности римской правовой культуры в Европе и России5. Из советских и современных отечественных ученых, а также зарубежных авторов обобщающих работ по истории римского права стоит упомянуть И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского, А. Борковски, П. дю Плесси6. Важно отметить, что перечисленные труды служат также учебными пособиями по юриспруденции. Из советских и современных исследователей эволюции ранневизантийского права и правосознания стоит упомянуть Е. Э. Липшиц, С. Я. Гагена, Д. А. Макарова, А. Д. Рудокваса7. Помимо обобщающих работ, на сегодняшний момент мы располагаем трудами, посвященными анализу развития законодательной системы в период Поздней Античности: Дж. Харриеса и Т. Оноре8.
Относительно состояния правовой системы дореволюционные исследователи полагали, что вплоть до начала правления императора Юстиниана, о византийском праве говорить затруднительно9. Со второй половины XX в. стали выходить работы, в которых ученые проводили мысль о том, что, начиная с IV в., римское право переживало глубокие изменения под влиянием нескольких факторов, в числе которых стоит назвать включение восточных элементов, социально-экономические процессы после кризиса III в., официальное признание христианства. Данные изменения выражались в корректировке древних принципов и законов10.
Другой важной особенностью рассматриваемого периода является угасание практики обсуждений юристов, которая доминировала в III в. в пользу законодательной деятельности императоров, чьи рескрипты были обязательны для всего римского населения. В то же время, труды ведущих юристов классического периода таких, как Модестина, Ульпиана, Папиниана, Гая, Павла, оставались авторитетными на протяжении IV-VI вв. и оказывали воздействие не только на формирование византийского права, но и на каноническое право. В частности, определение брака Модестина вошло в Номоканон XIV титулов11. Некоторые ученые характеризуют несколько веков между концом классического периода и изданием кодекса Юстиниана как период упадка в истории римского права. Они связывают подобное явление с масштабными переменами в римском обществе. Например, официальное признание христианского вероисповедания привело к появлению серии законодательных мер, которые определяли положение христиан и Церкви. В то же время они полагают, что отсутствие выдающихся юристов подобно тем, которые были в классическом периоде, связано с бюрократической реформой императора Диоклетиана (284-305 гг.), с которого началась эпоха Домината, в которой император определял себя как dominus et deus. Имперские реформы требовали анонимности составителей законов с тем, чтобы в глазах общества постановления и решения исходили от одного императора12.
Важно отметить тенденцию сужения предмета изучения в исторической науке. На сегодняшний момент мы располагаем работами, посвященными отдельным отраслям и институтам римского права.
В настоящей работе мы избрали предметом изыскания римскую фамилию в римском праве в правление Константина.
Актуальность избранных нами объекта и предмета исследования заключается, во- первых, в преемственности русской культурой римской правовой системы посредством Византийского государства, которая оказала воздействие на становление отечественной юридической науки. Римское частное право, включающее в себя термины, понятия, принципы и идеи, до сих пор включено в программы обучения будущих юристов в вузах. Во-вторых, изучение наследия средиземноморской культуры в большем масштабе помогает нам проследить истоки таких общественно-значимых ценностей, как семья. В нашей работе мы поставили перед собой цель проанализировать эволюцию римской семьи в аспектах заключения брака, брачных отношений супругов, расторжения брака, отеческой власти и опекунства с применением процессуального подхода и проследить динамику семейных ценностей в римском обществе.
На сегодняшний момент мы располагаем множеством работ, посвященных данной правовой отрасли в классический период римской истории. Классическими работами по этому вопросу служат монографии Д. И. Азаревича, С. Диксон, сборник статей под редакцией Б. Роусона13. Что касается интересующей нас эпохи, то ей в большей степени посвящены статьи по вопросам отдельных институтов: отеческого права: А. В. Махлаюк, Л. В. Дячук, Ф. Арьявы, М. Виал-Думас, Н. Бенке14, брака: М. Куэфлер15, наследования: Дж. Гарднер и Дж. Тэйт16 и др. Отдельно стоит упомянуть Дж. Эванс-Граббс, чья докторская диссертация, монографии и несколько статей посвящены рассматриваемому нами вопросу17, а также Дж. Натана18. В большинстве своем, помимо законодательных документов, исследователи опираются на данные агиографических и эпиграфических памятников, а также они привлекают обширный материал частноправовых документов, в которых рассматривались отдельные индивидуальные судебные случаи. Таким образом, в своих работах историки ставили цель реконструировать историю повседневности.
Новизна нашей диссертационной работы заключается в том, что она представляет собой первое отечественное исследование, посвященное целостному рассмотрению семейной отрасли римского права в эпоху Константина Великого. Помимо этого, в нашей работе мы сочли целесообразным сделать акцент на законодательных памятниках императора Константина и его предшественников с тем, чтобы проследить эволюцию римской фамилии как правового института.
Римская фамилия - это правовой институт, который является прообразом империи, в ней главным лицом выступает господин - домовладыка, держащий в своих руках полную власть над материальными и людскими ресурсами своего домохозяйства. Как лицо империи, такая семья отражала изменения в обществе, что выражалось в обосновании принципов гражданского долга в классический период римской истории и включении идеи о духовном спасении каждого человека с момента официального признания христианства по Миланскому эдикту 313 г., начала формирования канонического права. В нашей работе мы опираемся на материал правовых источников. Ими выступают законы Константина Великого, вошедшие в своды Кодекса Феодосия и Кодекса Юстиниана.
В 429 г. император Феодосий II (408-450) принял решение сформировать комиссию для собрания и систематизации законов. Кодекс Феодосия был обнародован в 438 г. в Константинополе. Это первое имперское собрание всех постановлений, ранние из которых датируются 312 г., принадлежащими императору Константину. Кодекс вошел в силу 1 января 439 г. и был также принят в Западной части империи Валентинианом III, кузеном и зятем Феодосия. Источниками свода послужили документы, хранившиеся в Бейрутской юридической школе, в которой в рассматриваемый период проходили подготовку юристы19. Помимо того, что он был первым примером систематизированного сборника конституций, Кодекс Феодосия также служил пособием для истцов, советников, налогоплательщиков, судей и руководителей. В него вошли законы об укреплении положения христианского вероисповедания в римском государстве и обществе, в то же время, как отмечают ученые, его отличает преемственность предшествующей юридической традиции. Факт его издания служил констатацией объединения христианской и правовой культур на Востоке в вопросе регулирования поведения людей. В то же время он явился выражением необходимости укрепления правовой безопасности и защиты империи20. Помимо этого, составители кодекса, совершая переработку законов, ставили задачу представить последние более доступными и понятными21. Текст кодекса был написан на латыни, он состоит из 16 книг, разделенных на титулы по тематикам. В каждом титуле были собраны по хронологии все конституции по указанному в названии титула вопросу.
Кодекс дошел до нас только в копиях, ранняя из которых датируется VI в., а поздняя - X в., в каждой рукописи представлены фрагменты книг кодекса. В данный момент они хранятся в Национальной Библиотеке Франции и Ватиканской библиотеке. Свод несколько раз издавался. Сегодня авторитетным изданием является публикация источника в 1905 г. Т. Моммзеном22.
На сегодняшний момент мы располагаем полным переводом кодекса на английский язык, выполненном Кл. Фарр в 1951 г., а также переводами на русский язык отдельных титулов23.
Дело императора Феодосия II было продолжено императором Юстинианом (527-565), которому принадлежит проект по созданию масштабного свода Corpus juris civilis. Он состоял из следующих разделов: Кодекс, Дигесты, Институции и Новеллы.
Кодекс был обнародован в двух версиях: начальная датируется 529 г., вторая - 534 г. В него вошли имперские законы, ранний из которых датируется 117 г. Он состоит из 12 книг. Текст в первоначальном виде до нас не дошел. Ранняя рукопись с выдержками из Кодекса, Веронская, относится к VII в. Источник был издан в 1877 г. П. Крюгером24. Перевод на английский язык был выполнен Ф. Х. Блюмом (1939 г.)25.
В 533 г. комиссии под руководством квестора Трибониана было поручено составить собрание правовых суждений авторитетных юристов классического периода с I в. до н.э. - сер. III в.: Модестина, Ульпиана, Марциана, Папиниана, Павла и др. Дигесты включают в себя 50 книг. Самая ранняя Флорентийская рукопись Дигест относится к VI-VII вв. Более поздние манускрипты датируются XI-XII вв. Впервые источник был издан в 1583 г.
В том же 533 г. были также обнародованы Институции, служившие теоретическим пособием по римскому праву, а спустя 2 года - Новеллы императора Юстиниана.
Издание Институций и Дигест было подготовлено в 1888 г. П. Крюгером и Т. Моммзеном26. Сегодня мы располагаем их переводами, выполненными Д. Расснером, И. С. Перетерским и Л. Л. Кофановым27.
Историками права позднеантичного периода была констатирована тенденция переработки прежних юридических положений путем интерполяций. К этому выводу ученые пришли благодаря сравнительному анализу одних и тех же законов, получивших свое отражение в Кодексах Феодосия и Юстиниана, и Дигестах Юстиниана28.
Из сохранившихся до нас текстов законов авторству Константина Великого принадлежит около 340-350 постановлений, из которых около 70 эдиктов посвящены рассматриваемому нами вопросу.
Помимо текстов законов, мы привлекаем также труды церковных и языческих писателей, современников императора и тех, кто жил в последующие века. Их свидетельства содержат в себе не дошедшие до нас тексты конституций, а также интерпретацию законодательной политики государя. Их сочинения интересны для нас тем, что они содержат подробности обстоятельств составления и обнародования постановлений, а также оценку деятельности императора и ее последствий.
Важно отметить, что церковные деятели и писатели, входившие в окружение императора, брали на себя задачу формирования правосознания общества, отвечающего христианским идеям. На рубеже III-IV вв. в римском обществе происходит осмысление общественных ценностей и их корректировка с христианских позиций. Основоположником церковной историографии является Евсевий, епископ Кесарии Палестинской (264-340), современник императора Константина. Он был выходцем из Палестины, его учителем был пресвитер Памфил Кесарийский, вместе с кем он подвергся гонению за исповедование христианской веры и будучи свидетелем преследований в первое десятилетие IV в. Евсевий написал в 309 г. «Историю палестинских мучеников». Спустя два года он стал одним из приближенных императора Константина, которому он посвятил впоследствии хвалебные речи в честь двадцатилетия и тридцатилетия правления, а также панегирик «Жизнь Константина» и получил епископство в Кесарии Палестинской. В его десятитомной «Церковной истории», написанной в 324 г. Евсевий продемонстрировал читателю описание христианского движения и его победу, благодаря Константину Великому, который предстал в его сочинении защитником и поборником христианской веры, Церкви и избавителем Римской империи от лжеучений. Помимо этого, Евсевию принадлежат рассуждения на предмет взаимоотношений светской и духовной властей, которые в будущем оформились в концепцию симфонии29.
Автор привлек множество документальных материалов, которые включают в себя послания, решения церковных соборов, тексты постановлений, речи и выступления императора и его сторонников. Сведения Евсевия служат для нас ценным материалом, дополняющим картину внутренней политики государя.
Продолжателями дела Евсевия по написанию «Церковной истории», и развитию основополагающих идей о единстве Церкви, ее месте в Римской империи и о духовном росте римского народа благодаря его обращению к Богу выступили константинопольский юрист Сократ Схоластик (380-440), юрист Эрмий Созомен Саламинский (ум. 450), Евагрий Схоластик (род. 536). Современником Константина был Лактанций (250-325). Он также входил в его окружение, был наставником его сына Криспа. Его авторству принадлежит работа «О смертях преследователей», написанная в 314-316 гг. и посвященная пережившим многовековые гонения за исповедание христианства и обретшим официальное признание веры по Миланскому эдикту 313 г. Также ему принадлежит философский труд «Божественные установления», в котором писатель выражал собственные суждения на предмет христианской веры, морали и поведения в обществе. Важно отметить, что среди советников императора были и те церковные деятели, которые принимали участие в Первом Вселенском Никейском Соборе в 325 г., а также в более ранних Поместных церковных соборах (305-314 гг.), имевших место в Эльвире, Анкире и Неокесарии, на которых обсуждались и принимались правила, обязательные для всех христиан по вопросу нравственного поведения. Одним из таких деятелей был епископ Осий Кордубский. Мы сочли целесообразным привлечь данные канонов вышеупомянутых соборов с тем, чтобы проследить преемственность правил, выраженных в законах Константина о семье.
Вместе с тем, стоит упомянуть мыслителей, которым принадлежат толкования христианских заповедей относительно морали и их проведение в общество: Климент Александрийский (150-215) и Тертуллиан (155-230). Им принадлежат философские, догматические произведения, а также труды, адресованные обществу по вопросам дисциплины.
Оценка деятельности Константина также принадлежит представителям языческой мысли. Первыми следует упомянуть современников императора Юлиана Отступника: Флавий Евтропий и Секст Аврелий Виктор. Евтропию принадлежит «Краткая история от основания Города» в десяти книгах. Данный труд служил пособием по истории Римской империи вплоть до эпохи Нового времени. Доступ к важнейшим источникам был для него открыт благодаря его придворной службе: он руководил придворными имперскими писцами. Ученые отмечают простоту и ясность языка пособия, и его нацеленность на широкую общественную аудиторию30. Секст Аврелий Виктор был префектом Второй Паннонии и консуляром. Его перу принадлежат труды «О цезарях», «Извлечения о жизни и нравах императоров».
Наконец, стоит упомянуть о Зосиме, константинопольском писателе V в. Ему принадлежит работа «Новая история», написанная в 498 г. В работе он проводит идею об ослаблении Римской империи, которое началось с правления Константина.
В задачи нашей работы, таким образом, с помощью вышеописанных источников и трудов историков входят, во-первых, определить характерные особенности изучаемого нами периода и правления императора Константина для выявления идейного вектора в его политике, во-вторых, выявить основные положения христианского учения и древней римской традиции по вопросу о семье и браке, в-третьих, провести разбор законов императора Константина и его предшественников по указанному вопросу на предмет новшеств и преемственности позднеантичным правом права классического.
С учетом цели и задач работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Период правления Константина Великого является переломным в истории римской культуры. Исходя из литературных и правовых документов, мы выяснили, что император начал проводить масштабные изменения в обществе, выразившиеся в признании христианства, укреплении его положения в империи и включении его культуры в различные сферы жизни общества, одной из которых было посвящено наше исследование.
В настоящей работе нами были рассмотрены законодательные меры императора Константина в семейно-правовой отрасли римского права. Проанализировав конституции в отношении институтов отеческой власти, наследования, дарения, брака, опекунства, мы пришли к выводу о том, что не все законы императора можно трактовать однозначно.
В законах, ограничивающих сферы действия власти домовладыки, наделявших большими имущественными и личными возможностями женщин и детей, регулирующих аспекты обручения, заключения брака и его прекращения, запрещающих прелюбодеяния и сожительства представителей полярных социальных положений Константин во многом выступил продолжателем римской правовой мысли. В то же время, в вопросах, не совсем определенно заявленных его предшественниками, он выступил решительно и категорично. Например, в вопросе о праве жизни и смерти домовладыки в отношении своих детей. Нужно сказать, что любые проявления самосуда были Константином отвергнуты, что явилось новшеством в римском праве. Отцу более не давалось никаких исключений в вопросе лишения жизни детей.
Константин продолжил заявленную в прежних эпохах линию по предоставлению большей свободы и независимости подвластным домовладыки в имущественном вопросе. Эмансипация, ставшая общественной нормой и констатированная им в законе 318 г., однако не приводила к полному разрыву юридических связей детей с отцом. Они обладали правом наследовать друг после друга. Также и в вопросе опеки юноши и девушки в возрасте 18-20 лет получили право претендовать на получение статуса совершеннолетия досрочно. Что касается положения женщины в семье и в обществе, то наряду с предоставлением ей больших имущественных прав, которые включали в себя принятие наследства, даров и их удержания за собой, тем не менее, в случае отсутствия домовладыки и мужа, ей полагался опекун для помощи в отправлении дел. Также Константин постановил не налагать на женщин бремени по ведению судебных тяжб.
Новым стало упрощение процедур составления завещания, передачи наследства и совершения дарений, которые впредь не требовали следования формальных громоздких схем. Они были неудобны в использовании и на практике могло случаться так, что умирающий или пребывающий в военных условиях солдат не мог воспользоваться своим правом изъявления воли в полной мере. Мы полагаем, это было выражением шага навстречу к неримским народам на Востоке империи. Данная мера была положительно оценена церковными авторами, как и та, касавшаяся возвращения наследственных прав безбрачным и бездетным. Нам представляется, что этот закон был адресован для всего общества и явился выражением положения Нового Завета о том, что брак есть свободный выбор человека. Прекращение преследований людей по этому вопросу отменяло принцип долга перед империей, заявленный Октавианом Августом. Помимо этого, закон явил собой проявление воздействия христианской культуры, некоторые из представителей которой решали посвятить себя служению Богу. Мы полагаем, этот закон входит в перечень мер по защите и укреплению положения священства, с которым Константин пребывал в непрерывном общении на протяжении всего своего правления.
В его окружение входили Евсевий Памфил, Осий Кордубсий и другие епископы, которым он адресовал послания с поручениями и конституции. Он заседал на церковных соборах, участвовал в разрешении доктринальных споров, ему принадлежит оформление культуры придворного церемониала, который уподоблялся Евсевием Царствию Божия.
Показательны его законы о введении воскресного дня, прекращении казни через распятие, о запрещении кровавых зрелищ и др.
Нам представляется, что в христианстве есть идеи, созвучные идеям древней римской традиции. Например, о помолвке, и отношении к ней как к прообразу брака, отстаивание положения о ее неприкосновенности. О браке как моногамном и единственном в жизни человека событии, о его святости, который не должен быть осквернен неверностью и насилием в семье, о целомудрии, о почитании старших и об иерархии в семье, о ее единстве.
Император Константин проводил в обществе эти положения, дозволяя развод только по причинам общественно-опасных преступлений: убийство, чародейство, осквернение могил, неверность, однако последний пункт рассматривался как нечестие женщины, нежели мужчины, что было всегда в римском праве и что расходится с постулатом Нового Завета, в котором виновным мог быть провозглашен каждый из супругов. Также поддерживание внутренней политики прежних правителей проявилось в поощрении деторождения. Несмотря на придание женщине без ius liberorum больших прав в вопросе наследования, те женщины, которые имели по трое-четверо детей, все равно находились в преимуществе. Поощрение ius liberorum было продолжено императором и в отношении мужчин, которые освобождались от имперских обязанностей, если у них было пять детей. Еще один момент, в котором Константин выступил продолжателем, является упоминание масок предков в главном доме фамилии, и придание этому domus особого статуса, который требует удержание его в пределах одного рода.
Проводя в обществе законы об официальном браке, Константин пытался искоренить явления конкубината, незаконных сношений с рабами, адюльтер и разврат. С точки зрения христианской мысли, любое внебрачное сношение считалось тяжким грехом. В период правления предшественников Константина, подобная практика не считалась правомерной, но она никогда не преследовалась из прагматических соображений. Константин отверг эту линию и установил жесткие материальные санкции для нарушителей закона.
Необходимо отметить, что параллельно с мерами Константина, в это время были проведены первые канонические правила Поместными Церковными соборами в Эльвире, Анкире и Неокесарии по вопросам дисциплины мирян. Каноны, карающие повторные браки вдов, но все же дозволяющие их, говорят нам о приспособлении христианской культуры к актуальным условиям. Было невозможно сразу христианизировать сознание общества, поэтому в канонах и законах Константина мы усмотрим некоторые несоответствия с положениями в Новом Завете.
Напоследок отметим, что помимо христианизации общества посредством права, этому способствовала также кропотливая работа церковных авторов, которым принадлежат многочисленные трактаты и толкования различных мест из Евангелия, церковные истории, в которых они приводили особо важные имперские постановления и интерпретировали их обществу.
1. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. I. Казань: Типография губернского правления, 1859. 912 с.
2. Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской Духовном Академии в русском переводе. Казань: Типография Императорского Университета, 1901. 155 с.
3. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат. Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. IV. М.: «Статут», 2004. 780 с.
4. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат. Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. V. Полутом II. М.: «Статут», 2004. 602 с.
5. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат. Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. VI. Полутом I. М.: «Статут», 2005. 728 с.
6. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат. Отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. VII. Полутом II. М.: «Статут», 2005. 564 с.
7. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского. М.: «Наука», 1984. 456 с.
8. Евагрий Схоластик. Церковная История. Книги I-VI / Пер. И. В. Кривушина. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2010. 672 с.
9. Евтропий. Краткая история от основания Города / Пер. с лат. А. И. Донченко // Римские историки IV в. М.: «РОССПЭН», 1997. С. 5-76.
10. Зосим. Новая история: о Константине и основании Константинополя (II. 8-39) / Пер. Н. Н. Болгова // Мир Византии: материалы Международного научного семинара (г. Белгород, 27-28 октября). Белгород: БелГУ, 2007. С. 215-239.
11. Иероним Стридонский. Книга о знаменитых мужах / Пер. М. Ф. Высокого // Церковные историки IV-V веков. М.: «РОССПЭН», 2007. С. 11-60.
12. Институции Юстиниана / Пер. с лат. Д. Расснера / Под ред. Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова. М.: «Зерцало», 1998. 400 с.
13. Климент Александрийский. Строматы. Том I (Книги 1-3). СПб.: «Изд- во Олега Абышко», 2003. 544 с.
14. Лактанций. Божественные установления. Книги I-VII / Пер. с лат. В. М. Тюленева. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2007. 512 с.
15. Лактанций. Эпитомы Божественных установлений // О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественный установлений / Пер. с лат. В. М. Тюленева. СПб., «Изд-во Олега Абышко», 2007. С. 173-243.
...