Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИЗУАЛЬНОГО И НАРРАТИВНОГО В КИНОИСКУССТВЕ

Работа №132261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы46
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВИЗУАЛЬНОМ 8
1.1. Визуальное. Понятие образа и его исследование 8
1.2. Визуальное как часть кинематографа 12
ГЛАВА 2. НАРРАТИВ КАК ПОНЯТИЕ 19
2.1. Возникновение и становление понятия нарратива 19
2.2. Нарративность в кинематографе 22
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМЫЙ СИНТЕЗ ВИЗУАЛЬНОГО И НАРРАТИВНОГО В КИНО 26
3.1. Время и образ 26
3.2 Нарратологические приёмы в кинематографе 30
3.3. Зрелищность и нарратив 32
3.4 Приёмы визуального повествования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43


В настоящее время, визуальная грамотность становится одним из важнейших условий продуктивного участия человека в современной публичной сфере, а киноискусство имеет статус мощного средства массовой коммуникации. Поэтому, важно не только изучать и понимать различные киноязыки и визуальные приёмы, исследовать историю кино, но также необходимо уметь понять всё то существующее множество методологических подходов к анализу визуального текста. Вот почему данное исследование обладает актуальностью.
В названии этой работы речь идёт именно о киноискусстве, так как кинематограф – это такой социокультурный феномен, одной из составных частей которого является и зрительская аудитория, рассматривающая фильм исключительно как массовый коммерческий продукт. Киноискусство же – это именно фильмы, новые режиссерские открытия и технические инновации. Собственно, поэтому рассмотрение взаимосвязей между визуальным и нарративным будет происходить в контексте именно киноискусства. Но, тема кинематографа, так как он является довольно общим и обширным понятием, также будет необходимо затронута в настоящем тексте.
Исследование творческой продукции, производимой кинематографом, неизбежно усложняется её синтетической природой. Ведь что такое кино по своей сути? Это история, рассказанная через движущиеся изображения, связанные между собой с помощью монтажа.
Следовательно, если изображение находится в постоянном движении, значит оно находится в непрерывном изменении самого себя. Благодаря этому, перед нами, как зрителями, открывается возможность увидеть показанные на экране объекты в момент их перехода из одного состояния в другое. А этот переход, безусловно, требует времени.
Каким же образом происходит слияние этой повествовательности и изображения, какими средствами визуализируется рассказ, сообщаемый зрителю языком кино – это, как раз и является тем, о чём будет вестись речь в данной работе.
В настоящее время современная нарратология всё чаще обращает своё внимание на нелитературные явления в мире искусства. Именно то, что структура фильма сходна со структурой литературного произведения, дало толчок к активному развитию кинонарратологии.
На сегодняшний день нарратология является ведущим направлением в междисциплинарных исследованиях. Она необходима нам для такого анализа повествования, в котором соблюдается строгость и системность всех принятых ей понятий и аналитических процедур. А нарратологический анализ фильмов помогает нам выявить их специфику.
Несмотря на такую всеобъемлемость данной науки, объектами исследования в нарратологиив основном становятся лишь тексты высокого искусства и семиотические объекты.«…кинематограф ещё по существу серьёзно не тронут». Поэтому, в настоящей работе нарративность анализируется именно в контексте кинофильма.
Но и в кинематографе существует похожее разделение на «достойное» и «недостойное». Так, например, С. И. Фрейлих писал о том, что никто из известных ему режиссёров ни разу не сказал о своём намерении поставить «китч», но все постоянно ставили «притчи». Это как раз связано с тем, что китч ассоциируется с низкими жанрами искусства, а многими исследователями вообще не считается его частью. А притча – это возвышенный жанр, будто бы вершина искусства. Из-за этого возникает проблема недостаточной изученности тех произведений, которые не соответствуют понятию элитарности.
Целью данного исследования, собственно, является попытка проанализировать кинематограф как безусловно необходимую совокупность визуального и нарративного, показа и рассказа, образа и времени, изображения и повествования.
Для достижения данной цели был выполнен целый ряд задач, обозначенных ниже.
Во-первых, понятие визуального было проанализировано с точки зрения своего исторического становления со времён античности и до наших дней. Вдобавок, оно было рассмотрено в тесной связи с кинематографом, как его неотъемлемая часть. Дополнительно было проведено исследование феномена зрелищности, а также обзор приёма внутрикадрового движения кинокамеры и его видов. Обо всём этом идёт речь в первой главе данной работы.
Во-вторых, было исследовано понятие нарратива во всей полноте его толкований и рассмотрены этапы развития науки нарратологии. Далее, взяв нарративность как основную часть кинематографа, без которой фильм как таковой не мог бы существовать, были рассмотрены понятие фокализации и временная структура фильмов. Также, был проведён анализ постепенного вывода понятия нарратива из исключительно литературного контекста и его ввод в контекст кинематографический. Об этом повествуется во второй главе данного исследования.
В-третьих, приняв за истину утверждение, что кинофильм не может существовать, если в нём одновременно не присутствуют две вышесказанные составляющие – визуальное и нарративное, было проанализировано взаимо-влияние этих двух явлений в контексте кинофильма. А именно, были рас-смотрены два типа времени, всегда присутствующие в киноискусстве; сложности, возникающие при нарративном анализе документального кино и то, как визуальный образ входит в нарратив фильма.
Также, были исследованы нарратологические приёмы, применяющиеся в кинематографе для достижения определённых авторских целей. Далее, была проанализирована связь между зрелищностью в кино и нарративом с точки зрения присутствия в кинофильме женского персонажа; прослежено влияние зрелищности на нарратив.
Наконец, с помощью анализа используемых в кинематографе визуальных приёмов повествования, а именно кадра, плана и ракурса, было выявлено, что их использование в различных комбинациях друг с другом придаёт нарративности кинофильма определённые смыслы. Речь обо всём этом идёт в третьей главе настоящей работы.
Соответственно, объектом исследования для этой работы стал феномен киноискусства во всей его антропологической и эстетической полноте.
Предметом исследования, таким образом, стала взаимосвязь понятий нарративного и визуального в контексте киноискусства.
Для того, чтобы решить поставленные задачи и достигнуть выше обозначенную цель, были применены несколько теоретических методов исследования. Ими явились анализ и изучение материалов научных публикаций подходящей проблематики. Также, на основе синтеза проанализированной литературы, были выявлены существующие взаимосвязи между рассматриваемыми понятиями. Вспомогательными методами исследования явились описание, сравнительный анализ, обобщение и классификация.
Основными литературными источниками, являющимися базой для раз-мышлений и послужившими обоснованием настоящего исследования, стали труды таких авторов, как А. Базен, Р. Барт, М. М. Бахтин, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж. Женнет, З. Кракауэр, Ю. Лотман, Л. Малви, А. А. Тарковский, С. М. Эйзенштейн.
Данная работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ключевая характеристика нарративности – развёртывание повествования во времени, становится проводником теории нарратива из мира литературы в мир киноискусства. Там, сливаясь с экранными визуальными образами, она приобретает новую, уникальную форму. Благодаря такому сложному синтезу и рождаются кинофильмы.
С помощью методов исследования, которые были применены в данной работе, было выявлено, что визуальное и нарративное, регулируемое в про-порциях друг с другом, всегда одновременно присутствует в кинематографе. Между данными понятиями существует неоспоримая крепкая связь, влияющая на то, как свой замысел воплотит автор и как этот замысел воспримет и интерпретирует для себя зритель. Следовательно, можно сделать вывод, что цель данного исследования была достигнута.
В достижении этой цели помогло последовательное выполнение следующих задач:
1. понятие визуального исследовано во всей своей исторической полноте;
2. также, данное понятие проанализировано в контексте кинематографа;
3. было рассмотрено понятие зрелищности и его соотношение с кинематографом;
4. проведён обзор внутрикадрового движения кинокамеры.
Данные задачи были выполнены в первой главе.
Во второй главе оказались выполненными следующие поставленные задачи:
1. проанализировано понятие нарратива с точки зрения исторического становления и проведён обзор всех этапов развития науки о нём;
2. нарратив исследован как часть кинематографа;
3. рассмотрены понятия фокализации и временная структура фильма;
4. проведено исследование выхода понятия нарратива из чисто литературного контекста.
В третьей главе, также были достигнуты успехи в решении поставленных ранее задач:
1. рассмотрена взаимосвязь понятий визуального и нарративного в киноискусстве, что явилось главной целью исследования;
2. проанализированы два типа времени, необходимо присутствующие в киноискусстве;
3. проведён обзор проблем нарративного анализа документального фильма;
4. исследован вход визуального образа в кинонарратив;
5. проведён анализ нарратологических приёмов, применяющихся в кинематографе;
6. найдена связь между зрелищностью в кино и нарративом с точки зрения присутствия в кинофильме женского персонажа;
7. исследовав используемые в кинематографе визуальных приёмы повествования, а именно кадр, план и ракурс, было выявлено их влияние на смысловую нагрузку кинонарратива.
Подводя итог проделанной работе, необходимо упомянуть, что присутствующие в фильме движение и ритм повествования, выраженные зрительно, являются обязательным условием для выражение авторского порыва и замысла.
Та пропасть, возникающая между автором и зрителем, из-за различия в видении фильма и его восприятии, становится причиной появления его раз-личных интерпретаций. Фильм, вышедший в прокат, теперь является культурным текстом.
Закончить данное исследование мне бы хотелось цитатой А. Хичкока о кинематографе: «Во множестве выпускаемых фильмов очень мало кино: они по большей части представляют собой то, что я называю “фотографией разговаривающих людей”. Рассказывая историю на экране, к диалогу следует прибегать лишь тогда, когда без него никак не обойтись. Я всегда пытаюсь сначала представить истории средствами кино через последовательность кадров, монтаж. К сожалению, с появлением звука кино мгновенно приобрело театральную форму. Подвижность камеры не меняет дела. Камера движется туда-сюда, но театральность не исчезает. Вместе с утратой кинематографического стиля пропала и фантазия. Создавая сценарий, важно четко отделять диалог от визуальных элементов и где только возможно полагаться на видимое, а не на слышимое. Какими приемами вы бы ни пользовались, главная забота должна состоять в том, чтобы целиком овладеть вниманием публики».



1. Адо П. Что такое античная философия? / Пер. с французского В. П. Гайдамака. – М: Издательство гуманитарной литературы, 1999. – 320 с.
2. Аристарко Г. История теорий кино. – М.: Искусство. 1966. – 356 с.
3. Аронсон О. Кинематографический образ: экономика времени. //Новое литературное обозрение, 2014. №2 (126). / http://magzines.russ.ru/nlo/2014/126/9a.html, 28.04.2018
4. Базен А. Что такое кино? / Пер. с французского И. Эпштейна. – М: Искусство, 1972. – 384 с.
5. Барт Р.S/Z /Пер. с французского под ред. Г. К. Косикова – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 232 с.
6. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов. / Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе/ Пер. с французского Г. К. Косикова. – М.: МГУ, 1987. – 512 с.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
8. Березовчук Л. Зрелищность в кино (к вопросу о содержании понятия) // Киноведческие записки, 2010. №97.
9. Брессон Р. Заметки о кинематографе. – Rosebud Publishing, 2017. – 100 с.
10. Гинзбург С. Очерки теории кино. – М.: Искусство,1974. – 264 с.
11. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990. – 223 с.
12. Делёз Ж. Кино / Пер. с французского Б. Скуратова – М.: Ад Маргинем, 2003. – 560 с.
13. Деррида Ж. О грамматологии. – М.: AdMarginem, 2000 – 511 c.
14. Ефименко В. А. Кинонарратив как объект нарратологического анализа. / Филологические науки. Вопросы теории и практики / – Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27).
15. Женетт Ж. Фигуры. – М.: Изд-во им. Сабашниковых. 1998.– 944 с.
16. Земцова Я. М. Визуальный образ в историческом контексте. // Вест-ник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия, 2012. №2 (17). – 218 с.
17. Коновалова Н. В. Образ и нарратив: Взаимодействие в цивилизации образа. // Северо-Кавказский психологический вестник, 2008. №6/4.
18. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. – М.: Искусство, 1974. – 235 с.
19. Кувшинова М. Кино как визуальный код. – СПб: Мастерская «Сеанс», 2014. – 320 с.
20. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики– Таллин: Ээсти Раамат, 1973. – 92 с.
21. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории– Минск: Пропилеи, 2000.– 383с.
22. Омон Ж., Бергала А., Мари М., Верне М. Эстетика фильма / Пер. с французского И.И. Челышевой. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 248 с.
23. Поселягин Н. В. Кинофильм как объект и не-объект нарратологии // Narratorium, 2012. №2(4) // http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2628907, 28.04.2018
24. Пронин А. А. Документальный фильм как нарратив: пределы интерпретации. / Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, 2016. № 2
25. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. – 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 224 с.
26. Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу ХХI века. – М.: Прогресс-Традиция, 2012. – 575 с.
27. Соколов В. С. Киноведение как наука. – М.: Канон +РООИ «Реаби-литация»,2010. – 416 с.
28. Тарковский А. Уроки режиссуры / Учебное пособие. – М.: Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии (ВИППК), 1992. – 92 с.
29. Татару Л. В. Формализм, деконструкция и пост-классическая нарратология // Л. В. Татару. Русский след в нарратологии. – Материалы Международной научно-практической конференции. Балашов, Балашовкий институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 26—28 ноября 2012 г. – Балашов: Николаев, 2012. – 272 с.
30. Титченер Э. Б. Очерки психологии. / Пер. с английского М. Чепинской. – СПб.: Типография «Общественная польза», 1898. – 286 с.
31. Трюффо Ф. Хичкок/Трюффо. 1996.– М: Эйзенштейн-центр, 1996.– 224 с.
32. Тюпа В. И. Нарратологический минимум / В. И. Тюпа // Русский след в нарратологии // Материалы Международной научно-практической конференции. – Балашов,2012. – 259 с.
33. Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского / Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2015. – 512 с.
34. Хаакман А. По ту сторону зеркала. Кино и вымысел. – М.: Издательство Ивана Лимбаха,2006. – 392 с.
35. Хренов Н. Кино. Реабилитация архетипической реальности. – М. 2006. – 736 с.
36. Шкловский В. Б. Искусство как приём. // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы XX века (сборник).– РГГУ, 2003. – 720 с.
37. Шкуратов В. А. Рассказывать и нормальность. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 2003. №1.
38. Эйзенштейн С. М. За кадром: ключевые работы по теории кино / С. М. Эйзенштейн. – М.: Гаудеамус: Академический проект, 2016. – 727 с.
39. Ямпольский М. Язык – тело – случай / М: Новое литературное обозрение. – М., 2004. – 376 с.
40. Ярская-Смирнова Е. Р. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики. / Журнал социологии и социальной антропологии, 2001. Том IV. № 2
41. Chatman S. Coming to Terms. The Rhetoric of Narrative in Fiction and Film. – Ithaca: Cornell University Press, 1990. – 240 p.
42. Fulton. H. Narrative and Media. – Cambridge: Cambridge University Press,2005. – 329 p.
43. Genette G. Narrative Discourse: an Essay in Method. – Ithaca: Cornell University Press, 1980. – 285 p.
44. Herman D. Narratologies: New Perspectives on Narrative Analysis. – Ohio State University Press, 1999. – 396 p.
45. Kindt T., Müller H. H. What is Narratology?: Questions and Answers Regarding the Status of a Theory. – Walter de Gruyter & Co, 2003. – 368 p.
46. Pier J. Why Narratology? // Journal of Narrative and Language Studies, 2014. №2 (2).
47. Tarkovsky A. Sculpting in Time: Reflections on the Cinema – Austin: University of Texas Press, 1987.– 245 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ