ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, содержание и место в правовой системе России правого статуса лиц с ограниченными физическими возможностями……………………6
1.1. Российское социальное государство как правовой инструмент защиты прав и свобод лиц с ограниченными физическими возможностями…………………..6
1.2. Понятие, содержание и элементы правового статуса лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации………………………...18
Глава 2. Механизм реализации правового статуса лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации…26
2.1. Особенности реализации личных прав и свобод человека и гражданина в правом статусе лиц с ограниченными физическими возможностями………….26
2.2. Особенности реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в правовом статусе лиц с ограниченными физическими возможностями…32
2.3. Система юридических гарантий прав и свобод лиц с ограниченными физическими возможностями в России…………………………………………..66
2.4. Перспективы развития законодательства России о правовом статусе лиц с ограниченными физическими возможностями…67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……77
Актуальность исследования. Конституция Российской Федерации закрепляет стандарты международных соглашении и договоров, которые были заключены Россией. Данные права носят демократический и подлинно гуманистический характер, они должны полностью обеспечивать защиту прав каждого слоя населения. Однако, некоторые положения, закрепленные в правовом акте (равноправие, социальное равенство), не обеспечивают действительное равенство людей, так как они имеют естественные различия и индивидуальные особенности. Например, реализация своих возможностей и способностей в полной мере не могут выполнить лица с ограниченными физическими возможностями.
За последние годы был принят ряд законодательных мер по ратификации и реализации некоторых зарубежных правовых актов, которое затрагивают защиту прав лиц с ограниченными физическими возможностями. Основным нормативно-правовым актов в Российской Федерации является Конституция РФ, которая была принята в декабре 1993 г. В Конституции регламентированы основы устройства общества и государства, система отечественных органов власти, границы их деятельности и порядок создания, обязанности и права граждан государства. Именно это обуславливает создание законов, предусматривающих некоторые правовые льготы определенным категориям людей.
Данное положение базируется на идее социальной справедливости. Основными законодательными решениями в сфере защиты прав лиц с ограниченными физическими возможностями являются следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и лиц с ограниченными физическими возможностями» «О социальной защите лиц с ограниченными физическими возможностями»; «Об основных гарантиях прав ребенка»; «Об образовании»; Семейный кодекс РФ, которые имеют особую ценность для научного исследования.
Объектом данного исследования являются общественные правоотношения, возникающие в связи с реализацией законодательства о социальной защите лиц с ограниченными физическими возможностями.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование и функционирование института социальной защиты лиц с ограниченными физическими возможностями.
Цель исследования - механизм реализации правового статуса лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- изучить особенности правового статуса лиц с ограниченными физическими возможностями;
- изучить государственную политику и нормативно-правовое обоснование социальной защиты лиц с ограниченными физическими возможностями;
- рассмотреть практические меры социальной защиты лиц с ограниченными физическими возможностями;
- провести анализ правоприменительной практики в области защиты лиц с ограниченными физическими возможностями.
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания. Общетеоретической основой исследования являются системный и диалектический методы познания правовых явлений.
Поставленные задачи также решались автором с использованием в работе общенаучных (сравнительного) и юридических (историко-правового, сравнительно-правового) методов исследования, которые применялись при изучении объекта и предмета исследования.
Исторический метод позволил проследить эволюцию научных взглядов на социальное государство как правовой инструмент защиты прав и свобод лиц с ограниченными физическими возможностями.
Метод сравнительного правоведения применялся при изучении особенностей реализации личных прав и свобод человека и гражданина в правом статусе лиц с ограниченными физическими возможностями.
Структурно-функциональный метод применялся при изучении системы юридических гарантий прав и свобод лиц с ограниченными физическими возможностями в России .
Теоретическая основа исследования представлена научными работами таких авторов как Е.И. Холостовой, Е.Е. Мачульской, А.М. Лукьяненко, Г.В. Игнатенко и др.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты в сфере социальной защиты лиц с ограниченными физическими возможностями, научная литература, материалы периодической печати, указанные в библиографическом списке, информация, размещенная в сети Интернет.
Практическое и теоретическое значение работы состоит в комплексном исследовании вопросов реализации законодательства о социальной защите лиц с ограниченными физическими возможностями как в юридической доктрине, в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Исходя из этого, выявляются проблемы и пути совершенствования законодательства в данной сфере.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Довольно длительный период проблемы лиц с ограниченными физическими возможностями рассматривались только в контексте милосердия (благотворительности), и в результате эта более уязвимая категория граждан была исключена из жизни соответствующего общества. Однако с развитием правозащитного сегмента международного права человечество постепенно приходит к осознанию того, что проблемы лиц с ограниченными возможностями по сути своей являются проблемами прав человека, дискриминации, социальной изоляции. Действительно, эти проблемы нельзя игнорировать, когда число принадлежащих к этой уязвимой категории лиц в мире превышает 650 миллионов человек, а в России их число превышает 12,8 миллионов человек.
Понимание правового статуса лиц с ограниченными физическими возможностями является одним из вопросов, связанных с особым правовым статусом граждан. В данном случае можем отметить, речь идет об специальных правах и обязанностях, предусмотренных законодательством для определенных групп населения, объединенных общими-специфическими особенностями их положения в обществе и государстве. Эти группы, исходя из общего конституционного статуса гражданина, имеют свою специфику, дополнительные права и обязанности, льготы, предусмотренные действующим законодательством.
Конституционно-правовой статус лиц с ограниченными физическими возможностями − это система прав, свобод и обязанностей, основанная на принципах социального государства, закрепленных государством в Конституции и других нормативных правовых актах, нормы которых охватывают особый статус лиц с ограниченными физическими возможностями, содержащий дополнительные специальные права в связи со степенью ограничения жизнедеятельности, признаваемые в установленном законом порядке.
В части обеспечения доступности инвалидам объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности должна проводится длительная и сложная комплексная (организационная, правовая, финансовая, информационная, методическая) работа, направленная на приведение сфер образования, труда, медицины, социального обслуживания в соответствие с потребностями и интересами лиц с ограниченными физическими возможностями. Ключевой целью социальной политики должно быть обеспечение того, чтобы инвалиды не только имели права, но и могли в полной мере их осуществлять. К решению этой масштабной проблемы должно стремиться общество, в том числе государство, бизнес, общественные организации.
Несмотря на большие изменения социально-экономической политики государства в лучшую сторону, поддержка незащищенных слоев населения, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями и лиц с ограниченными возможностями остается острейшей социальной проблемой. Конечно, необходимо изменять ситуацию в лучшую сторону, но для этого необходимо не только усилия государства, направленные на поддержание высокого уровня жизни лиц с ограниченными физическими возможностями, но и усилия общества, повешение уровня образования, самообразования лиц с ограниченными физическими возможностями, нацеленность к труду и улучшению уровня благополучия каждого.
В заключении на основании вышесказанного автором предложены пути совершенствования механизмов реализации прав и свобод лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации, к ним можно отнести к ним следующие: − необходимость принятия единого кодифицированного документа, составляющего основу права социального обеспечения − устранить фиктивность и придать содержательную реалистичность категории «прожиточный минимум», с повышением ее правового значения и положения; − установление размеров пенсий всем категориям лиц с ограниченными физическими возможностями, позволяющих обеспечить достойный уровень жизни, то есть не менее размера прожиточного минимума, а также дополнение пенсионного законодательства Российской Федерации нормой об увеличении размера пенсии инвалида в зависимости от количества лиц, находящихся на его иждивении; − законодательное закрепление круга государственных органов, ответственных за реализацию элементов социальной защиты лиц с ограниченными физическими возможностями, нормативное уточнение и закрепление их обязанностей. В целом современное законодательство РФ охватывает различные аспекты жизни лиц с ограниченными физическими возможностями, определяет их правовой статус, их положение в обществе.
Для того чтобы механизмы поддержки лиц с ограниченными физическими возможностями стали эффективными и разработка программ, направленных на их поддержку действовали, правительству РФ нужны тщательно продуманные целевые программы государства, совершенствование действующего законодательства, направленного на улучшение социальной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, которое специально адресовано этой категории граждан РФ. Реализация всех тех норм, которые закреплены в нормативных правовых актах, и пути совершенствования механизмов реализации прав и свобод лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации позволит людям с ограниченными возможностями вести достойную жизнь и не чувствовать себя изгоями в современном обществе.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации», (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563 7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 06.03.2019)// Российская газета, 31.12.2013, N 296.
3. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2012 г. N 1067 «О внесении изменений в Положение о денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей»
4. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2016 г. N 171 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам использования воздушного транспорта для проезда отдельных категорий лиц, которым расходы на проезд возмещаются за счет средств федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями)
5. Письмо Минфина РФ от 24 марта 2009 г. N 02-04-02.1/1320 Об администрировании межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение равного с МВД России повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат
Научная и учебная литература
6. Горшков А. В. Право социального обеспечения / А. В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2018. - 158 с.
7. Егоров Е.В. Социальное страхование. – М.: Экономист, 2018. – 418с.
8. Жуковская Е.Н. Социальная защита. – М.: Инфра-М, 2018. – 465с.
9. Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. – М.: БЕК, 2019. – 697с.
10. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция. М.: Велби. 2016. С.172.
11. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М.: Норма-ИНФРА-М, 2011. С. 268.
12. Колотова Н.В. Обеспечение социально-экономических прав - задача социального государства // Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2011
13. Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. М., 2005.
14. Лыхина Т.А. Права лиц с ограниченными физическими возможностями: проблемы международно-правового регулирования и международные обязательства Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 3
15. Романов П., Ярская-Смирнова Е., Ваитфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями в Россиискои Федерации: Анализ основных результатов исследования. М., 2015. С.60.
16. Скуратов Ю.И. Евразийская природа России и некоторые современные проблемы развития государственно-правовых институтов. Улан-Удэ, 2012. С. 42.
17. Сидоров В.Е. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2012.
18. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2017. С. 472.
19. Черкашина М.И. Правовые аспекты безопасности при проведении спортивных мероприятий с участием лиц с инвалидностью // М.И. Черкашина, А.С. Абдульманов, А.Г. Черкашина, Т.Н. Оглезнева // Сборник VI Международной конференции workshop «Аргуновские чтения-2020».- Якутск, 2020.-Т.1.-С.426-431.
20. Черкашина М.И. Подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья для сдачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // М.И. Черкашина, А.С. Абдульманов, А.Г. Черкашина, Т.Н. Оглезнева // Сборник всероссийской научно-практической конференция Социально-экономические и гуманитарные аспекты физической культуры и спорта (15 октября 2020 г.).- Уфа : ЦНИЗиР БашИФК, 2020. – С.187-189.
21. Черкашина М.И. Правовая помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья // М.И. Черкашина, А.С. Абдульманов, Л.В. Исаева, А.Г. Черкашина //Сборник Республиканской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора, доктора юридических наук М.М. Федорова «Федоровские чтения». – Якутск, на публикации.
22. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014. 270 с.
23. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 311 с.
24. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2002. 54 с.
25. Зуева Е. Л., Григорчук В. Д. Методологические и правовые основы интеграции в общество людей с ограниченными физическими возможностями // Саяпинские чтения. 2019. С. 295–308.
Статьи и периодические издания
26. Гасанзаде С.Б. Проблемы совершенствования правового регулирования социальной защиты лиц с ограниченными физическими возможностями Юридические науки. 2017, № 2. С. 84-90.
27. Трунов И.Л. Социальная защита лиц с ограниченными физическими возможностями в России: взгляд на проблему Право и политика. 2017. № 5. С. 84-87.
28. Черкашина М.И. Правовые основы социальной политики в области защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья / М.И. Черкашина // Научно-практический электронный журнал Аллея науки. – 2019.-№ 4 (31).
29. Штрафы за равнодушие. Дмитрий Медведев предложил вести ответственность за отказ обслуживать пенсионеров и лиц с ограниченными физическими возможностями//Российская газета.2019.
30. Карпова Т. П., Макарова Т. К. Исследование системы интеграции инвалидов в гражданское общество через общественную организацию // Вестник международного института рынка. 2016. № 1. С. 104–114.
31. Грибукова О. Г., Касаткина Н. Э. Модель подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными физическими возможностями // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 93–100.
32. Верин А. Ю. К вопросу о структуре правового статуса личности // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 2. С. 113–116.
33. Зуева Е. Л., Григорчук В. Д. Методологические и правовые основы интеграции в общество людей с ограниченными физическими возможностями // Саяпинские чтения. 2019. С. 295–308.