Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений у детей 6-7 лет в сюжетно ролевых играх (Тульский государственный педагогический университет)

Работа №132103

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ № 143-центр развития ребенка-детский сад «Тулячок» г. Тула.
Выборка: 22 ребенка возраста 6–7 лет (подготовительная группа).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ 7
1.1. Понятие коммуникативных умений в психолого-педагогической науке 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей 6–7 лет 13
1.3. Возможности сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных умений у детей подготовительной группы 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ 24
2.1. Диагностика особенностей коммуникативных умений у детей подготовительной группы 24
2.2. Разработка комплекса сюжетно-ролевых игр, направленного на развитие коммуникативных умений у детей подготовительной группы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………47

Язык и речь играют важную роль в жизни каждого человека. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и включает в себя «владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и речевого творчества» [57, с. 43-44].
Исследователями в области развития речи детей М.М. Алексеевой, А.А. Краевой, О.С. Ушаковой, Д.Б. Элькониным, В.И. Яшиной затрагиваются теоретические и практические условия, психологические и педагогические особенности ее формирования и становления ее компонентов. Развитие коммуникативных навыков в процессе игры изучали А.Г. Арушанова, О.А. Бизикова, К.В. Ильинова, Н.В. Краснощекова, М.И. Лисина и др. Анализ научно-методической литературы по обозначенной проблеме таких ученых, как Н.К. Беридзе, И.Е. Буршит, О.К. Васильева, Л.С. Выготский, А.А. Зайцева, О.В. Исаева, М.А. Кужим, В.А. Новикова, З.В. Патрушева, Л.В. Скитская, Е.О. Смирнова показал, что наиболее эффективным средством развития коммуникативных умений дошкольников являются сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях отображают их деятельность и отношения. Именно сюжетно-ролевая игра заключает в себе весь необходимый потенциал, чтобы благотворно влиять на развитие диалогической речи. Кроме того, игровая деятельность не только формирует речь, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к обучению.
Таким образом, обзор научных исследований показывает, что проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх исследована достаточно глубоко. Тем не менее, методические аспекты реализации данного средства, а также практика внедрения в ДОО, оставляют желать лучшего. Таким образом, поиск методики развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх определяет актуальность исследования.
Исходя из сказанного, следует выделить противоречие между высоким потенциалом использования сюжетно-ролевых игр в процессе развития коммуникативных умений, с одной стороны, и недостаточным количеством содержательного и методического обеспечения по реализации в современной педагогической практике, с другой стороны.
Итак, актуальность и противоречие данного исследования определили тему работы: «Развитие коммуникативных умений у детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх».
Проблема исследования: каковы особенности развития коммуникативных умений у детей 6-7 лет в сюжетно-ролевых играх?
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс сюжетно-ролевых игр, позволяющих развивать у старших дошкольников коммуникативные умения и описать их использование.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на развитие у старших дошкольников коммуникативных умений.
Гипотеза исследования: Развитие коммуникативных умений у детей 6-7 лет будет эффективно, если:
1. Создать пространственно-образовательную среды, которая будет способствовать всестороннему развитию ребенка.
2. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на улучшение коммуникативных умений детей.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования, дать характеристику понятию коммуникативных умений.
2. Рассмотреть особенности коммуникативных умений у детей 6-7, раскрыть возможности сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных умений у детей подготовительной группы.
3. Подобрать диагностический инструментарий для оценки развития коммуникативных умений у детей подготовительной группы.
4. Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей подготовительной группы.
5. Проанализировать проведенную работу.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение учебно-методической и педагогической литературы по теме, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические: наблюдение, метод математической статистики.
База исследования: МБДОУ № 143 - центр развития ребенка – детский сад «Тулячок», г.Тула. В исследовании принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) в количестве 22 человек.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и два приложения. Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования. В первой главе проанализированы теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных умений у детей посредством сюжетно-ролевых игр. Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования сформированности коммуникативных умений в подготовительной группе, разработан комплекс сюжетно-ролевых игр для воспитателей. В заключении сделаны основные выводы по работе. Список литературы включает 62 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических исследований и практики педагогической деятельности показал, что проблема развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых была и остается в центре внимания педагогов и психологов. Грамотная и правильная речь – это залог успешной адаптации ребенка в обществе, необходимое условие благополучного обучения в школе.
Наиболее эффективными для развития коммуникативных умений являются сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра – это то, что воспроизводится ребенком в качестве отраженного понимания сущности отношений и деятельности взрослых. Данный вид игры можно отнести к такой, в которых старшие дошкольники активно используют речь на всех этапах и во всех ее структурных компонентах. Именно этот тип мотивирует каждого участника на выбор диалога как языкового средства общения, способствует формированию коммуникативных умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях. Значит, такие игры весьма неплохо подходят для развития коммуникативных умений старших дошкольников.
С целью развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры педагог может использовать различные приемы руководства игрой. Например, совместные игровые действия, подразумевающие вопросно-ответную форму проведения игры; включение воспитателя в сюжетно-ролевую игру детей; применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком; подсказывающие вопросы; обучение использованию в игре предметов-заместителей через вопросно-ответную форму.
Также в процессе работы нами была проведена опытно-экспериментальная работа по проблеме сформированности коммуникативных умений в которой приняло участие 22 ребенка старшего дошкольного возраста. Диагностика, позволяющая выявить уровень коммуникативных умений у детей 6-7 лет, проводилась по методике М.М. Алексеева, В.И. Яшина
После систематизации и анализа теоретического материала, проведенного констатирующего этапа эксперимента, нами была предпринята попытка разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1). В комплекс входят следующие игры: «Почта», «Тренажерный зал», «Ярмарка», «На заводе», «Больница», «Магазин», «Дом мод», «Детский сад», «Семья», «День рождение».
Таким образом, задачи исследования решены , цель исследования достигнута, гипотеза исследования доказана.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2020. – 400 с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Изд. центр Академия, 2016. – 158 с.
3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук // Е.М. Алифанова. – Волгоград, 2011. - 48 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2019. 363 с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
6. Белинова Н.В. Развитие диалогических умений детей в условиях педагогического сопровождения / Н.В. Белинова, С.К. Тивикова, О.В. Колесова // Нижегородское образование. – 2015. – №. 3. – С. 96-101.
7. Бичева И.Б., Нарядчикова А.А., Бочкарева Ю.Ю. Коммуникативные умения и особенности их формирования у дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. – 2022.
8. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
9. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. М., 2002.
10. Борисова Т.И. Детская речь и пути ее совершенствования. – Свердловск: СГПИ, 2014. – 109 с.
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-46.shtml (дата обращения 17.09.2023). – Загл. с экрана.
12. Буршит И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит, А.А. Зайцева // Символ науки. – 2016. – № 1-2. – С. 139-141.
13. Васильева О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста и её виды [Электронный ресурс]. – 2022. – URL:https://rep.barsu.by/server/api/core/bitstreams/f3631bdf-c9b0-4104-9b9c-699b5291e376/content (дата обращения 13.10.2023). – Загл. с экрана.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
15. Гашкова О.Н. Развитие диалогической речи дошкольников посредством использования сюжетно-ролевой игры (из опыта работы) // Инновационные психологические и педагогические технологии как средство повышения качества образования. – 2019. – С. 10-12.
16. Глебова И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2014). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 33-39.
17. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 465 с.
18. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет [Электронный ресурс]. – URL: https://profilib.net/ (дата обращения 07.11.2023). – Загл. с экрана.
19. Дмитриева О.В. Организация дидактических игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОО [Электронный ресурс]. – URL: http://detsad43-abinsk.ru (дата обращения: 15.10.2023). – Загл. с экрана.
20. Егорова У.Г. Работа с родителями по развитию связной речи у старших дошкольников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – Т. 22. – №. 74. – С. 21-25.
21. Жданова Л.У. Роль игровой деятельности дошкольников в формировании коммуникативных способностей / Л.У. Жданова, Л.Р. Кульгарина // ScienceTime. – 2015. - № 5 (17). – С. 174-178.
22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 287 с.
23. Иванова В.С. Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи // NovaUm. Ru. – 2020. – №. 24. – С. 92-94.
24. Ильинова К.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка / К.В. Ильинова, О.Ю. Логинова, С.В. Мещерякова, И.Ю. Кулько // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – С. 487–489.
25. Исаева О.В. Влияние сюжетно ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников / О.В. Исаева, М.А. Кужим // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №. 61-3. – С. 87-90.
26. Карпова С.Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №3. – С. 92-95.
27. Касаткина Н.С. Социально-развивающий проект «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности» / Н.С. Касаткина, Е.А. Воробьёва, Н.В. Констанц // Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27 ноября 2020 г.). – 2021. – С. 51.
28. Козлова С.А Дошкольная педагогика. Учеб. пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 15-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с.
29. Краева А.А. Основы формирования учебного диалога у детей шести-семи лет в образовательном процессе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №. 8-1 (62). – С. 186-189.
30. Крамченинова Е.Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста // Международный научный журнал «Вестник науки». – 2020. – № 1 (22). – С. 19-22.
31. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.
32. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. – 2011. – №4. – С. 138-166.
33. Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №. 2-9. – С. 1988-1992.
34. Леонтьев А.Н. Психология общения. Учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
35. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
36. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
37. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации: учебно-методическое пособие / А.А. Максимова. - Орск: Издательство Орско-го гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012. - 170 с.
38. Малкова Е.В. Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника // Проблемы науки. – 2020. – № 2 (50). – С. 82-84.
39. Махмудова К.Р. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Вестник науки и образования. – 2020. – №. 15-3 (93). – С. 4-6.
40. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001.
41. Немов Р.С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. 686 с.
42. Нигматуллина Э.Н., Савицкий С.К., Умаров М.Ф., Хаустов С.Л. Коммуникативные умения: классификация и структура // Высшее образование сегодня. – 2020
43. Новикова В.А. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста / В.А. Новикова, Е.А. Татаринцева // Инновационные технологии нового тысячелетия. – 2017. – С. 226-228.
44. Отто Л.А. Диагностика уровня развития диалогической речи детей подготовительной группы / Л.А. Отто, И.Н. Андреева // Экономика, социальная сфера, образование: возможности и риски. – 2020. – С. 168-173.
45. Патрушева З.В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста / З.В. Патрушева, Е.Е. Холина // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 февраля 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 84-87.
46. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989. 216 с.
47. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 25.11.2023). – Загл. с экрана.
48. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: АСТ, 2020. – 960 с.
50. Саввонова О.А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 25 (1). – С. 39-43.
51. Сиротюк А.С. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – № 3. – С. 32-37.
52. Скитская Л.В. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр // Педагогический опыт: от теории к практике. – 2018. – С. 116-121.
53. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – СПб: Питер, 2009. – 304 с.
54. Смирнова Е.О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2016. – 224 с.
55. Ступак Л.В. Онтогенез диалогической речи // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 109-113.
56. Фардиева Л.М. Влияние речевых упражнений на развитие диалогической речи дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/13/konsultatsiyadlya-vospitateley-tema-vliyanie-rechevykh-uprazhneniy-na (дата обращения 20.11.2023). – Загл. с экрана.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями на 8 ноября 2022 года) [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887?marker=6560IO (дата обращения 21.09.2023). – Загл. с экрана.
58. Холомина Ю.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-2. – С. 431-434.
59. Чеканова М.В. Становление диалогической речи в онтогенезе // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1509-1512.
60. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 220 с.
61. Шерешик Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. - № 5. – С. 111-114.
62. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2014. – 404 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ