ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОТОГРАФИЯ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ 7
1.1 Понятие фотографии 7
1.2 Система целеполагания рекламной фотографии 10
1.3 Факторы эффективности и достоверности рекламной фотографии 14
1.4 Жанровая специфика фотографии в рекламной коммуникации 22
ГЛАВА 2. СПОРТИВНАЯ ФОТОГРАФИЯ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ 28
2.1 Становление и развитие спортивной фотографии 29
2.2 Современные технологии в спортивной фотографии 34
2.3 Конфликт требований спортивной и рекламной фотографии 43
ГЛАВА 3. РЕКЛАМНАЯ ФОТОГРАФИЯ В СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 49
3.1. Особенности спортивной хоккейной фотосъемки 49
3.2. Практика использования спортивной фотографии в рекламной коммуникации спортивной организации на примере ХК СКА, ХК СКА-Нева 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность проблемы. За последние 20 лет физическая культура и спорт претерпевают ряд изменений, конечным результатом которых является превращение их из орудия идеологической борьбы в товар. Становясь частью рыночной экономики, они не могут не подчиняться законам предпринимательской деятельности, одной из важнейших составных частей которой выступает реклама - информация о потребительских свойствах физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг с целью их реализации и создания спроса на них1.
Спорт не развивается изолированно от других областей социальной практики, он создает вокруг себя определенную социальную среду: развилась мощная индустрия производства спортивных товаров и услуг; спортивные праздники и шоу рождают новые специфические средства выразительности; интенсивно развиваются массовые коммуникации в сфере спорта2. Можно сказать, что спорт - это вид общественного производства, в рамках которого складываются нормы и стереотипы, создаются и воспроизводятся идеалы, а нередко и своего рода “идолы“, то есть можно говорить о заметном влиянии спорта на массовое сознание через средства массовой информации. Спортивные организации активно используют средства массовой коммуникации для продвижения и создания имиджа. Важным и основополагающим инструментом продвижения является реклама. Для более эффективного воздействия на потребителя используют различные иллюстрации, а именно фотоматериалы. Наша цель изучить механизмы воздействия рекламы посредством иллюстраций в сфере физической культуры и спорта.
Научная разработанность темы исследования
Теоретическую основу социологии массовых коммуникаций, где основным элементом является реклама, создали известные исследователи Э. Фромм, Ж. Бодрийяр. Эту тему продолжили развивать Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер.
Отечественные исследователи, которые занимались анализом психологического воздействия рекламной коммуникации: А.Н.Лебедев- Любимов, М.А.Мануйлов, А.Менегетти, А.П.Слободяник и др.
Исследованием фотографии занимались Чихольд, Ааронс, Котлер, Брюссон, Арнхейм. Из современных исследователей: Беленький, Фризе, Гейлер.
Исследовательских работ о спортивной фотографии рекламной коммуникации нет.
Объект исследования: фотография как часть рекламной коммуникации.
Предмет исследования: спортивная фотография как способ визуализации рекламной коммуникации.
Цель работы: выявить и сформировать свод правил для эффективного использования спортивной фотографии в рекламной коммуникации на примере спортивной организации.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
• определить понятие фотографии и рекламной фотография;
• выявить факторы эффективности и достоверности фотографии в рекламной коммуникации;
• изучить становление спортивной фотографии;
• изучить современный этап существования спортивной фотографии;
• изучить особенности спортивной хоккейной фотосъемки;
• исследовать практику использования спортивной фотографии в рекламной коммуникации в спортивной организации.
Методология исследования:
Теоретическую базу данного исследования составили статьи, монографии зарубежных и российских авторов, а также и диссертации отечественных исследователей, занимающихся изучением рекламной коммуникации и фотографии.
Эмпирическая база: фотоматериалы спортивного характера, которые использованы для рекламной коммуникации в спортивных организациях, а также рекламные плакаты, щиты, баннеры Хоккейной команды «СКА» за 2015-2017 год.
Методы исследования: исторический метод, сбор сведений, анализ, синтез теоретического и эмпирического материалов, а также метод моделирования.
Новизна данного исследования: изучение рекламно-визуальной коммуникации, синтеза рекламной фотографии и спортивной фотографии, а также формирование правил для эффективного использования спортивной фотографии в рекламно-визуальной коммуникации.
Положения, выносимые на защиту:
1) Определены понятия фотографии и рекламной фотографии, также на основе полученной информации при изучении и анализе источников была сформулирована система целеполагания рекламной фотографии и факторы её эффективности. Основными целями рекламной фотографии являются привлечение и захват внимания потенциального покупателя, осведомление об объекте рекламы, создать желаемый визуальный образ. Эффективность рекламной фотографии зависит от правильного воплощения авторами идеи и сюжета.
2) Изучить исторический и современный этапы развития спортивной фотографии. Спортивная фотография является одной из самых сложных съемок, так как к каждому виду спорта нужно готовиться заранее, изучать его, и иметь в наличии дорогостоящую функциональную технику.
3) Изучить, проанализировать сходства и различия спортивной и рекламной съемки. Провести анализ практики применения спортивной фотографии в рекламной коммуникации на примере спортивной организации. Создать свод правил или принципов, которых нужно придерживать для эффективного использования спортивной фотографии в рекламных целях.
Информационная эффективность рекламного объявления зависит не только от текстового наполнения, но и от иллюстрации. Человек получает 90% информации посредством зрения, в первую очередь мы обращаем внимание на форму и цвет, так как это основные элементы восприятия, которые способствуют в дальнейшем визуализации запечатленного в памяти образа.
Иллюстрации не менее важны, чем текст, если их неправильно использовать, основной посыл будет потерян. Графическая часть должна облегчить усвоение и понимание рекламной информации.
Отсутствие анализа постоянно меняющихся запросов населения в области физкультуры и спорта не позволяет отечественным спортивным руководителям дать верный прогноз на будущее и принять необходимые меры по продвижению на рынок необходимых товаров и услуг. Также многим руководителям необходимо постоянно повышать зрелищность спортивных мероприятий, которую можно считать специфической формой спортивной рекламы.
В настоящее время спортивные соревнования превращаются в спортивные - зрелища или шоу, что способствует повышению его конкурентоспособности в борьбе за потребителя с другими составляющими индустрии развлечений. Сегодня существование того или иного вида спорта напрямую зависит от его зрелищности, которая является мощным фактором привлечения не только пассивного потребителя (болельщика), но и активных участников физкультурно-спортивного процесса. Подводя итоги, можно заключить, что практика использования спортивных фотографий в рекламновизуальной коммуникации хоть и трудна, но весьма успешна.
В проведенном исследовании была поставлена цель выявить и сформировать свод правил и принципов для эффективного использования спортивной фотографии в рекламной коммуникации на примере спортивной организации.
В результате были выявлено, само предпосылки к зарождению понятия фотография были еще в древние времена, и что фотоаппарат и процесс съемки - это не открытие одного человека, а синтез идей и результатов экспериментов и случайных наблюдений, копившийся на протяжении столетий. Также мы изучили становление спортивной фотографией и специфику современной спортивной съемки. Также нами была изучена рекламная фотография, выявлена система целеполагания коммерческой съемки и факторы эффективности.
На основе изученных материалов мы сделали вывод, что существует конфликт между спортивной и рекламной съемкой, так как их цели отличаются друг от друга. Спортивная фотография показывает нам реальную жизнь, а рекламная показывает нам то, что мы хотим видеть, приукрашенную реальность, не существующую. Тем не менее, мы нашли возможность взаимодействия и конвергенции этих двух направлений фотосъемки, посредством синтеза самых основных частей рабочего процесса и формирования единого целого направления.
В ходе анализа рекламных материалов ХК СКА, мы проанализировали и изучили рекламные материалы, а именно баннеры в интернете, рекламные щиты и рекламу в печатных изданиях, и пришли к выводу, что для создания рекламно-визуальной коммуникации они в большинстве случаев используют спортивную фотографию, а не постановочную, что в свою очередь делает их рекламу привлекательной и интересной.
Результатом исследования стало создание принципов и основных правил для спортивной съемки с целью использования её в рекламно-визуальной коммуникации. На основе проведенного анализа, и придерживаясь принципов и основных правил, мы смогли сами создать рекламные баннеры, посредством использования фотографий спортивного характера для рекламно-визуальной коммуникации в хоккейной организации ХК СКА- Нева.
В итоге в ходе работы были решены все поставленные задачи, и достигнута цель данного исследования.
1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logos-pravo.ru/page.php?id=3093. - Загл. с экрана (08.05.2016)
2) Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_996/. - Загл. с экрана (08.05.2016)
3) Амблер Т., Вакратсас Д. Как работает реклама: что нам известно об этом в действительности? // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2001. №6.
4) Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
5) Аренс У.Ф. Современная реклама / У. Ф. Аренс, К. Л. Бове. Тольятти. 1995
6) Арцибашев В.Н. Коммуникативные механизмы рекламы. РГСУ, Ростов-на-Дону, 2002.
7) Беленький А. И. Цифровая фотография. Школа мастерства. СПб. 2012.136 с.
8) Беленький, А. И. Фотосъёмка в сложных условиях. СПб. 2012. 128 с.
9) Беленький А. И. Практическая фотография. Учебное пособие СПБГУ ВШЖМК 2013
10) Белякова Е.П. Новая культура России -- глянец [Электронный ресурс] / Е.П. Белякова // Артсинтезтерапия. -- 2008.
11) Березин В. М. Фотожурналистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности 030601 "Журналистика" / В. М. Березин. М., 2006
12) Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэл, П. Миниард, Дж. Энджел: пер. с англ. Изд. 10-е. СПб.: Питер, 2007. - 944 с.
13) Бове K., Арене Ф. Уилльям Современная реклама. М.: Издательский дом «Довгань», 1995;
14) Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 2001.
15) Борисовский, Ю. По ту сторону рекламы. Классификация услуг в области непрямой рекламы / Ю. Борисовский, Н. Семина, С. Соболев // Индустрия рекламы,2005. №12, июнь. - 200-205 с.
...