ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ 12
1.1. Социально-рыночная экономическая модель 12
1.2. Внешнеэкономические связи 17
1.3. Основные проблемы экономики 21
ГЛАВА 2. ИНИЦИАТИВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ 30
2.1. Экспертный совет по оценке макроэкономического развития Германии 31
2.2. Торгово-промышленные палаты Германии 35
2.3. Федеральный союз германской промышленности 40
2.4. Объединение немецких профсоюзов 44
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ ГЕРМАНИИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Источники 63
Литература 71
Последнее десятилетие экономика Федеративной Республики Германия претерпевает такие структурные изменения, как развитие постиндустриального общества, глобализация, демографический потенциал, расширение Европейского Союза и лидирующие позиции в его становлении. Всё это непосредственно влияет на её экономическое развитие.
Происходящие экономические изменения современного мира требуют адекватной и своевременной реакции на них. Определение вызовов и угроз и выбор эффективного способа их предотвращения являются важной экономической деятельностью для правительственных и общественных организаций Германии. Это обусловлено не только её экспортоориентированностью, но и влиянием на международной арене за счёт экономической мощи. Кроме того, развитие всей мировой хозяйственной конъюнктуры в целом зависит от состояния экономического развития ведущих мировых держав. Германия, являясь одной из таковых, играет одну из ключевых ролей в этом плане не только в Европе, но и во всем мире. В этой связи, можно заключить, что состояние экономики Германии является одной из важнейших определяющих стабильности всей мировой экономики и залогом устойчивого развития общества. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается актуальность выбранной темы, так как знание положительных и отрицательных сторон экономического развития Германии поможет ориентироваться в происходящих экономических процессах и прогнозировать их будущее.
Объектом настоящего исследования является экономика Федеративной республики Германия.
Предмет исследования: инициативы государственных и общественных организаций по экономической модернизации Германии.
Хронологические рамки: период с сентября 2005 по март 2016 гг., то есть время правления блока Христианско-демократического союза Германии и Христианско- социального союза во главе с А. Меркель.
Цель: выявить специфику развития экономики современной Германии через определение и сопоставление инициатив государственных и общественных организаций, направленных на экономическую модернизацию.
В связи с изложенным, можно определить следующие задачи исследования:
1. охарактеризовать отличительные черты социально-экономической модели Германии и её внешнеэкономических связей;
2. установить экономические проблемы, требующие экономической модернизации;
3. проанализировать пути решения экономических проблем согласно предложениям государственных и общественных организаций;
4. охарактеризовать деятельность государственных и общественных организаций и их воздействие на экономическую модель Германии.
В процессе решения указанных задач были использованы следующие методы исследования: исторический, системный и статистический методы, сравнительный анализ.
Источниковая база: при изучении правового регулирования экономики Германии и деятельности её лоббистских организаций были использованы Основной закон, законы ФРГ и ЕС1.
Основными источниками исследования экономики являются статистические материалы, представленные Федеральными министерствами и ведомствами Германии, международными организациями2.
Для рассмотрения позиций государственных и общественных организаций по экономической модернизации анализировались уставы, справочники, публикации и отчёты Экспертного совета по оценке макроэкономического развития Германии3, торгово-промышленных палат Германии4, Федерального союза германской промышленности5 и Объединения немецких профсоюзов6.
Степень разработанности: развитие экономики Федеративной Республики Германия изучается как зарубежными, так и отечественными научными центрами. Особо следует выделить фонды Конрада Аденауэра и Фридриха Эберта, Институт по изучению экономики Германии (DIW), Центр германских исследований Института Европы РАН.
Свой вклад в установление отличительных черт экономики Германии внесли такие отечественные авторы, как В.В.Антропов, В.Б.Белов, Е.Ю.Гуреева, В.П.Гутник, Ю.А.Хромушина, А.Ю.Чепуренко, В.Н.Шенаев, Н.Ю.Шинакова. Среди зарубежных авторов следует отметить А.Мюллер-Армак, Л.Эрхард3.
Исследование экономических проблем Германии современными авторами характеризуется сравнительно высокой степенью разработанности. Так экономические проблемы Германии были проанализированы Е.А.Абрамовой, Б.Е.Зарицким, A. Н.Ильченко, М.Л.Ларионовой, С.Ф.Серегиной и Е.Сидоровой4.
Информация о возможной трансформации социально-рыночной экономической модели бралась из работ учёных в рамках сборников «Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России» (Х.Ф.Вюнше, B. П.Гутник, Ю.В.Латов, С.И.Невский, М.А.Сторчева, А.Ю.Чепуренко) и «Economic Policy Issues of the New Economy» (C.L.Mann). Помимо этого для исследования автор обращался к монографиям H.Siebert (Х.Зиберт)5.
Воздействие государственных и общественных организаций на экономику Германии представлены трудами следующих отечественных учёных Г.А.Барышева, Э.А.Грязнов, С.Г.Дембицкий, И.М.Коцан, Г.С.Кузнецов, А.П.Любимов, Ю.С.Нехорошев, O. Н.Рыбковская, С.П.Сиротенко, В.П.Фёдоров. Также следует отметить исследования зарубежных (преимущественно немецких) авторов: Р.Гриффин, М.Пастей, P.Birke, W.Buhrer, P.Clever, H.Dribbusch, P. Losche, W.Nienhuser, F.Schurzholz, I. Sehrbrock, R.Speth, H.Tietmeyer, C.Twickel6.
Несмотря на широкий круг исследователей, ощущается недостаточная глубина анализа позиций и эффективности деятельности государственных и общественных организаций как среди отечественных, так и зарубежных авторов. Названные работы лишь обобщают их теоретическое влияние на принятие политических решений в области экономики, а не рассматривают конкретные успешные проекты указанных лоббистских организаций.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе собран, систематизирован и обобщён новейший фактический материал, включая статистические данные, позволяющие не только раскрыть проблематику экономического развития Германии, но и проанализировать их возможное решение с точки зрения государственных и общественных организаций.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях, а также государственными учреждениями для экономического сотрудничества с Германией.
Аннотация: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе указываются особенности социально-рыночной экономики ФРГ, её внешнеэкономических связей и проблематика современного экономического развития. Приведены статистические данные. Во второй главе анализируются мнения государственных и общественных организаций по модернизации экономики Германии. В третьей главе поднимается вопрос о воздействии данных организаций на принятие социально-экономических решений государственной власти и, как следствие, на трансформацию социально-рыночной модели ФРГ. Автором делается вывод, что в отличие от политических организаций указанные лоббистские объединения могут способствовать выработке долгосрочного плана экономического развития Германии.
Экономика Федеративной республики Германия (ФРГ) имеет ряд отличительных черт, влияющих на её экономическое развитие.
По общественно-экономической системе экономика Германии представляет социально-рыночную модель. С одной стороны, важным элементом данной модели является поддержание свободной рыночной экономики, с другой стороны, она дополнена механизмом государственного регулирования. Такая система определяет относительно равномерную обеспеченность граждан и благоприятствует высокому уровню и качеству их жизни.
По зависимости отраслей хозяйства от их доли в ВВП и структуре занятости германскую экономику можно охарактеризовать как постиндустриальную. Однако традиционная промышленность до сих пор остаётся ведущей отраслью в Германии и обеспечивает её высокий уровень индустрии.
По товарообороту ФРГ занимает высокие позиции в сравнении с другими странами мира. При этом высоко ориентированная на экспорт страна также представляет собой одного из значительных потребителей импортного сырья.
По объёму привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Германия является одной из наиболее привлекательных стран. Этому способствуют удачное геополитическое положение, наличие необходимой инфраструктуры и её структурное разнообразие, наличие нормативно-правового поля, инновационный потенциал, высокий уровень производительности и качества жизни.
Совокупность отличительных черт экономики Германии также предопределяет проблематику её экономического развития.
Внутренние трудности экономики Германии в основном вызваны проводимой социальной рыночной моделью хозяйствования. Демографическая ситуация, представляющая низкий уровень рождаемости, увеличение числа пожилых людей, и как итог - старение населения в целом, исторически обусловленная неравномерность развития Восточной и Западной Германии, высокое налогообложение с целью социального обеспечения граждан и экономические административные барьеры выявляют такие проблемы, как низкая предпринимательская активность и наличие высокого уровня безработицы, в особенности стимулирующейся социальными пособиями длительной безработицы.
Проводимая внешняя политика ФРГ в отношении Европейского Союза (ЕС) является источником её основной внешнеэкономической проблемы - финансовой помощи странам-участницам союза. Евросоюз, открывая новые рынки сбыта для высоко ориентированной на экспорт Германии, в то же время заставляет её нести ответственность за финансовое положение отдельных стран-участниц. Прежде всего, это связано с валютным союзом между странами.
Функционированию национальной экономики Германии угрожают и такие внешнеэкономические проблемы, как высокая зависимость экспорта от изменения состояния мировой экономики, а также связанные с формированными государством неблагоприятными условиями для привлечения прямых ПИИ, выраженными в административных барьерах и высоком налогообложении.
Все вышеперечисленное является негативной предпосылкой для темпа экономического роста Германии. Однако сложившаяся экономическая ситуация позволяет ликвидировать обозначенные препятствия. При этом их преодоление - преимущественное направление не только государственных учреждений, но и общественных.
Экспертный совет по макроэкономическому развитию особо отмечает необходимость гибкости на рынке труда в связи с демографической ситуацией и притоком беженцев. Эффективность проводящихся реформ стоит увеличивать через образование, инновационную политику и нейтральность налогов. Недостатки институциональной структуры валютного союза ЕС могут быть преодолены за счёт концепции «Маастрихт 2.0», основанной на двухуровневой банковской системе эффективного наднационального надзора и государственной экономической и налогово-бюджетной политики. Кроме того, следует расширять участие в международном разделении труда и рассматривать принцип защиты инвесторов, предложенный соглашением о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (TTIP), как необходимый фактор для привлечения ПИИ.
Торгово-промышленные палаты (ТПП) выступают за упрощение бюрократии на рынке труда, повышение качества образования и поддержку предпринимателей, в том числе за счёт налогов. Внешнеторговые палаты поддерживают строгое соблюдение всех европейских соглашений и договоров. Увеличение товарооборота должно происходить вследствие преодоления барьеров в рамках многосторонних соглашений и совершенствования правовой базы. Улучшению инвестиционной активности должна способствовать разработка чёткого многоэтапного плана, состоящего из устранения бюрократических препятствий, снижения налоговой ставки и поддержки образования и инноваций.
Федеральный союз германской промышленности (BDI) акцентирует внимание на взаимозависимости развития крупных промышленных предприятий и инноваций. Инновационная стратегия должна включать такие улучшающие конкурентную среду элементы, как упрощение бюрократических процедур, создание надёжной правовой базы, реформирование налогообложения корпораций, содействие нетипичным формам занятости и развитию образования. Ключевыми средствами для улучшения условий внешней торговли Германии являются заключение международных договоров и поощрение ПИИ путём увеличения самостоятельности, свободы и конкуренции как на национальном уровне, так и на международном.
Основная цель профсоюзов (DGB) - это улучшение перспектив трудоустройства, связанное со строгим следованием бюрократических требований, совершенствованием системы образования и введением упрощенных иммиграционных законов. При этом в условиях глобализации важно реализовывать демократические требования трудящихся не только на национальном уровне, но и на международном.
Следовательно, данные организации придерживаются разных мнений относительно совершенствования экономической модели Германии. Для Экспертного совета характерно умеренное, научно обоснованное направление развития экономики вне определённой модели, для ТИП и BDI - либеральное, а для DGB - социально-ориентированное. При этом оптимальный вариант решения экономических проблем требует компромиссных реформ с учётом позиций всех заинтересованных сторон, тем более, данные организации являются посредниками между социальными группами, группами интересов и органами принятия решений. Несмотря на то, что указанные лоббистские организации лишены права законодательной инициативы, они осуществляют консультирование и квалифицированную помощь государственным органам и учреждениям с целью проведения наиболее подходящих и эффективных экономических реформ, установления выгодных внешнеэкономических связей и улучшения национального экономического положения в мире.
Таким образом, Экспертный совет, ТИП, BDI и DGB способны выполнять важную функцию для долгосрочного планирования экономического развития страны. Будучи неограниченными политическими факторами и временем деятельности, они могут спрогнозировать общий вектор направления развития социально-экономической модели ФРГ и предложить государственным органам власти её значительные улучшения.
1. Основной закон Германии (Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland) // juris.de: ein Service des Bundesministeriums der Justiz und fur Verbraucherschutz in Zusammenarbeit mit der juris GmbH. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/gg/gesamt.pdf (дата обращения: 07.04.2016).
2. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.). Консолидированный текст // garant.ru: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2566557/1/ #block_1111#ixzz45PknuNll (дата обращения: 09.04.2016).
3. European Transparency Initiative // EUR-lex: Access to European Union law. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV%3Aai0003 (дата обращения: 20.04.2016).
4. Gesetz uber die Bildung eines Sachverstandigenrates zur Begutachtung der gesamtwirtschaftlichen Entwicklung. URL: http://www.sachverstaendigenrat-wirtschaft.de/fileadmin/dateiablage/Sonstiges/Gesetz_SRW.pdf (дата обращения: 06.04.2016).
5. Gesetz zur vorlaufigen Regelung des Rechts der Industrie- und Handelskammern. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/ihkg/BJNR009200956.html (дата обращения: 09.03.2016).
6. Vertrag uber die Schaffung einer Wahrungs-, Wirtschafts- und Sozialunion zwischen der Deutschen Demokratischen Republik und der Bundesrepublik Deutschland vom 18. Mai 1990 // verfassungen.de: gegenwartige und historische nationale und internationale Verfassungstexte in deutscher Sprache. URL: http://www.verfassungen. de/de/ddr/waehrungsunionsvertrag90.htm (дата обращения: 07.04.2016).
7. Unternehmensteuerreformgesetz 2008. URL: http://www.buzer.de/gesetz/7859/index.htm (дата обращения: 21.04.2016).
8. Auslandshandelskammer Aufgaben // Deutsche Auslandshandelskammern. URL: http://www.ahk.de/ueber-ahk/ahk-aufgaben/ (дата обращения: 09.03.2016).
9. Anteil der Wirtschaftszweige an der Bruttowertschopfung in Deutschland im Jahr 2015 // Statista: das Statistik-Portal. URL: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/36846/umfrage/anteil-der-wirtschaftsbereiche-am-bruttoinlandsprodukt/ (дата обращения: 07.04.2016).
10. Anzahl der Erwerbstatigen in Deutschland nach Wirtschaftsbereichen von 2007 bis 2015 (in 1.000) // Statista: das Statistik-Portal. URL: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/ 74315/umfrage/anzahl-der-erwerbstaetigen-mit-arbeitsort-in-deutschland-nach- wirtschaftsbereichen/ (дата обращения: 07.04.2016).
11. Arbeitslosenquote in Deutschland im Jahresdurchschnitt von 1995 bis 2016 // Statista: das Statistik-Portal. URL: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/1224/umfrage/arbeitslosenquote-in-deutschland-seit-1995/ (дата обращения: 11.04.2016).
12. Arbeitsmarkt im Uberblick: die aktuellen Entwicklungen in Kurze // Statistik. Bundesagentur fur Arbeit. 03.2016. URL: http://statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/Statistik-nach-Themen/Arbeitsmarkt-im- Ueberblick/Arbeitsmarkt-im-Ueberblick-Nav.html (дата обращения: 11.04.2016).
13. Auf einen Blick Bruttostromerzeugung 2015 // Statista: das Statistik-Portal. URL: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/Wirtschaftsbereiche/Energie/Energie.html#Tabelle n (дата обращения: 07.04.2016).
14. Ausbildungsreport 2014 // Studie. Der Deutsche Gewerkschaftsbund. Berlin, 09.2014. URL: http://www.dgb.de/++co++6c4de58a-338a-11e4-b49d-52540023ef1a/DGB-Jugend-Ausbildungsreport-2014.pdf (дата обращения: 23.03.2016).
15. Auslandshandelskammer Organisation // Deutsche Auslandshandelskammern. URL: http://www.ahk.de/ueber-ahk/ahk-organisation/ (дата обращения: 09.03.2016).
...