Введение…………………………………………………………………………………….…...3
Глава I. Теоретические основы исследования……………………………………………..8
1.1. Понятие публичной дипломатии…………………………………………………………..8
1.2. Основные инструменты публичной дипломатии……………………………….……….15
Глава II. Влияние кинематографа на современные международные отношения…...18
2.1. Роль кино в мировой экономике………………………………………………………….18
2.2. Влияние кинематографа на международную политическую обстановку………….…..21
2.3. Гуманитарный аспект роли киноискусства в международном взаимодействии……...25
Глава III. Формирование положительного имиджа США посредством американского кинематографа
3.1. Мессианство Америки в кинематографе США
3.2. Образ «Американской мечты»
3.3. Свобода и равноправие в американском кино
Заключение
Список источников и литературы
Современная система международных отношений отличается своей сложностью и многогранностью. Основу данной системы составляют политические, экономические и культурные связи. В современную эпоху интеграции и глобализации международные гуманитарные связи имеют абсолютно исключительную роль. Именно они способствуют наиболее продуктивному взаимовыгодному сотрудничеству между странами и устранению потенциально опасных стереотипов, которые могут приводить к развитию кросс-культурных конфликтов. Именно культура определяет облик того или иного государства, его репутацию и авторитет на международной арене.
Несомненно, особая роль в культурном обмене принадлежит киноискусству. Кинематограф как вид искусства является относительно «молодым» направлением. Данный факт выделяет его среди музыки, театра и литературы – история кино довольно коротка в сравнении с богатейшей историей вышеупомянутых искусств. Однако доступность, зрелищность кинематографа на протяжении последних лет делает его самым массовым видом искусства. Более того, даже в условиях всемирного локдауна кино остаётся довольно прибыльной индустрией, во многом определяющей экономику отдельных стран и всего мира. Также кинематограф особенно сильно воздействует на человека посредством ярких форм и жанров.
Признанным «гигантом» в области кинематографа является США – государство, которое мастерски научилось использовать свою культуру в политических целях. В условиях современной жизни невозможно представить поход в кино или вечерний просмотр телевизора без продуктов именно американской киноиндустрии. Нельзя не признать тот факт, что американские фильмы, мультфильмы и сериалы стали неотъемлемой частью наших жизней.
Безусловно, столь популярное, американское кино вносит огромный вклад в формирование образа Соединенных Штатов Америки (преимущественно положительного) и легко может быть использовано в качестве инструмента публичной дипломатии правительством США. Именно поэтому актуальность выбранной нами темы состоит в том, что анализ использования самого популярного современного вида искусства в качестве инструмента публичной дипломатии является важным для понимания современных международных отношений в целом и политики США в частности.
Актуальность проблемы определяют цель нашей работы - анализ и исследование роли кинематографа как инструмента публичной дипломатии США.
В связи с поставленной целью данной работы нами были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть основные подходы в разработке понятия публичной дипломатии
2) выявить главные инструменты публичной дипломатии, помимо кинематографа
3) показать роль кинематографа в международном сотрудничестве
4) показать реальные примеры использования кинематографа как инструмента публичной дипломатии США в формировании положительного образа США в мире
5) рассмотреть отдельные темы, находящие свое отражение в американском кинематографе.
Объект нашего исследования – кинематограф США с 1940-х годов по настоящее время.
Данные хронологические рамки обусловлены тем, что именно с периода холодной войны можно наблюдать тесное сотрудничество между правительством США и представителями американской киноиндустрии.
Предметом являются действия публичной дипломатии Соединенных Штатов Америки, использующие кинематограф в качестве инструмента распространения политического влияния.
Несмотря на большое внимание к кинематографу и его значимости для международных отношений, специальных исследований, посвященных использованию кинематографа в публичной дипломатии государства, нам не удалось найти ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе, за исключением отдельных статей, что говорит о новизне исследуемой проблемы и создает определенную нишу для ее научной разработки. Основу настоящей работы составила преимущественно источники, официальные документы, материалы, фильмы, созданные в США и популярные в разных странах мира и научная литература.
Тем не менее, говоря о теоретической базе настоящего исследования, необходимо отметить целый ряд документов и используемых нами статей, опубликованных как в научных изданиях, сборниках, периодических журналах, а также помещенных на различных Интернет-сайтах. Весь комплекс использованных нами источников и литературы можно условно разделить на несколько групп, исходя из содержания и значения для исследуемой проблематики.
Во-первых, особая роль принадлежит источникам, к которым прежде всего относятся нормативно-правовые документы США. Данные документы позволили глубже понять цели и задачи публичной дипломатии США как политики Государственного департамента в данной сфере.
Оригинальными источниками в данной работе являются фильмы, которые способствуют формированию позитивного образа США за рубежом. Полный список фильмов, к которым мы обращаемся в исследовании представлен в Списке Источников и Литературы данной работы. (раздел Источники)
Во-вторых, огромное значение для данной работы имели исследования, содержащие теоретические подходы к определению понятия «публичная дипломатия». Эта литература была незаменима при исследовании теоретических основ нашей темы. В этом отношении необходимо особо отметить работу доктора исторических наук Цветковой Натальи Александровны, а также доктора исторических наук Кубышкина Александра Ивановича. Данная литература позволила выявить существующие подходы к определению понятия публичной дипломатии государства.
В-третьих, стоит отдельно отметить работы исследователей, посвященных проблеме «пост-правды» в международных отношениях в целом и публичной дипломатии в частности, так как именно данные исследования еще раз подчеркнули, что информационное противостояние в сфере международных отношений является основным инструментом борьбы. Также данные исследования показали, что развитие публичной дипломатии способствует не только продвижению государства на мировой арене, но и защите государства от воздействия «чужой» публичной дипломатии.
В-четвертых, определенное значение имела литература, посвященная исследованию роли кинематографа в международном культурном обмене. А именно идеологическому противостоянию США и СССР в годы «Холодной войны» посредством кинематографа. В этом отношении, в первую очередь, необходимо отметить работу Ермакова Романа Олеговича.
В-пятых, в отдельную группу следует отнести целый ряд работ, посвященных образу США, формируемому кинематографом, а также важности его формирования и распространения с точки зрения маркетинга. Особенно хотелось бы выделить работы профессора Гарварда Стефана Уолта, в которых он подчеркивал, что фильмы, снятые Голливудом, служат для восхваления достоинств американского образа жизни, продвигают основные промышленные продукты и укрепляет позитивный национальный имидж. В работе, в том числе, рассматриваются отдельные характеристики мессианства и исключительности Соединенных Штатов Америки.
В-шестых, статьи из различных средств массовой информации позволили нам проследить отклик зрителей на тот или иной фильм, а электронные ресурсы дали нам доступ к статистике, отражающей кассовые сборы фильмов как в США, так и по всему миру.
Методология исследования продиктована поставленными задачами, отражает междисциплинарный подход к данной проблеме и основана на комплексной методике. Во-первых, нами применялась совокупность методов анализа и синтеза, которые позволили выяснить наиболее точное определение понятия «публичная дипломатия», а также выявить ее главные инструменты. При помощи метода индукции удалось рассмотреть отдельные фильмы и выявить некоторые общие тенденции, связанные с формированием имиджа США.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке показать роль кинематографа в формировании политики публичной дипломатии, а также его важность для международных отношений и межкультурного сотрудничества.
Практическая значимость исследования вытекает из необходимости переосмысления имеющегося опыта осуществления государствами публичной дипломатии посредством кинематографа и ее улучшения в будущем.
Структура исследования подчинена сформулированной цели и поставленным задачам. Настоящая работа состоит из введения, трех глав (поделенных на параграфы) и заключения, в котором сформулированы основные выводы автора.
В первой главе исследовано понятие публичной дипломатики государства, а также обозначены основные инструменты публичной дипломатии, помимо кинематографа.
Вторая глава посвящена роли кинематографа в международном сотрудничестве, рассмотрены политический, экономический и гуманитарный аспекты.
В третьей главе исследования особое внимание уделяется действиям публичной дипломатии Соединенных Штатов Америки и значимости кинематографа как ее инструмента. Особое внимание уделялось образу, формируемому кинематографом США как одному из главных инструментов американской публичной политики.
Выбор кинофильмов, а также анализ публичной дипломатии США позволили, на наш взгляд, достаточно широко рассмотреть особую роль кинематографа и кинематографических связей в качестве инструмента публичной дипломатии.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
Сегодня культурный обмен в международных отношениях играет особую роль, особенно в области кино. Сотрудничество в кинематографе охватывает многие аспекты наших жизней: политический, экономический, гуманитарный и др. Кинематограф является важнейшим инструментом «мягкой силы» в международных отношениях и, в силу его возможности влиять на мировоззрение человека, является важным инструментом публичной дипломатии.
Современная публичная дипломатия отличается от традиционной активным использованием Интернета как площадки для формирования и распространения позитивного имиджа государства посредством социальных сетей, публикации музыки и кино. Интересно, что в эпоху «Публичной дипломатии 2.0» кинематограф распространяется не столько посредством официальных дистрибьютеров, сколько пользователями сети «Интернет» - можно сказать, что на современном этапе популяризация американского кино в большинстве своем не подконтрольна американскому правительству. Более того, государства ведут активную борьбу с нелегальным распространением фильмов по сети.
В современных международных отношениях можно проследить активное слияние публичной дипломатии и концепций маркетинга для того, чтобы создать полноценный «бренд» государства и продвигать именно его. На данный момент, например, можно говорить, например, о бренде свободы и равноправия в США.
Положительный образ США в американском кинематографе и его распространение в мире является важным инструментом внешней политики США в целом и публичной дипломатии США в частности. В разные периоды американской истории различные государственные институты, а особенно Министерство обороны активно влияли на киноиндустрию США, преследуя цель о формировании и распространении позитивного образа США за рубеж.
Рассматриваемые в работе фильмы позволили нам сделать вывод о том, что главными образами США, экспортируемым в мир, являются образы мессианства и исключительности Америки. Мессианский образ США демонстрирует всему миру, что именно Соединенные Штаты Америки способны защитить мир от любой угрозы. Для демонстрации силы в подобных фильмах зачастую используется реальная военная техника США, а также военные американской армии. Однако отражение мессианства Америки также можно увидеть в абсолютном большинстве американских супергеройских фильмов. Америка позиционирует себя как мирового лидера остальных государств, способного привести их в «Американскую мечту».
Американская киноиндустрия мастерски «продает» «Американскую мечту» и американский образ жизни, рекламируя его посредством экономической стабильности, красивых домов и ровных лужаек, а также провозглашая себя страной свободы и равноправия. В последнее время наиболее актуальными сюжетами для фильмов о свободе и равноправии являются тема феминизма, проблема полицейского насилия над чернокожими американцами, а также важность свободы слова и самовыражения. Политики США также используют концепт «Американской мечты», хоть и обновленной, в своих предвыборных речах, так как данный концепт знаком и понятен американцам уже много лет.
Можно говорить о том, что образ мессианства и исключительности Америки дает США оправдание для американского экспансионизма во всем мире.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что кинематограф все-таки является инструментом публичной дипломатии США, активно используемым уже на протяжении шестидесяти лет. В условиях современных международных отношений становится очевидно, что государство, неспособное активно и эффективно использовать собственную публичную дипломатию, неизбежно сталкивается с рисками, связанными с обеспечением внешнего суверенитета. Правильное использование публичной дипломатии становится одним из конкурентных качеств любого государства на международной арене. Принимая во внимание стремительное развитие информационных технологий и закономерное усложнение современных международных отношений, сложно не признать публичную дипломатию одним из важнейших инструментов как внешней, так и внутренней политики.
Несмотря на то, что значительная часть российского населения, например, в целом не особо положительно относится к американскому кино, все равно продолжает регулярно смотреть его. Американский кинематограф, со всеми его плюсами и недостатками, прочно укрепился в нашем современном укладе жизни и вряд ли уступит это место кому-либо еще.