ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
|
Введение
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения размещения и функционирования промышленных зон
1.1. Понятие промышленной зоны
1.2. Эволюция подходов к размещению промышленных зон в пространственно-планировочной структуре города
1.3. Методика проведения экономико-географической оценки условий развития промышленных зон СПб
Глава 2. Формирование и современное состояние промышленных зон Санкт-Петербурга
2.1. Историко-географические особенности появления и развития промышленности в Санкт-Петербурге
2.2. Характеристика современного этапа развития промышленных зон
2.3. Характеристика промышленных зон, подлежащих реновации
2.4. Механизмы поддержки промышленных зон Санкт-Петербурга.
Глава 3. Сравнительный анализ промышленных зон разных типов
3.1. Сводная оценка условий развития промышленных зон
3.2. Оценка условий и перспектив развития промышленных зон (на примере промзон Шушары и Лиговская)
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения размещения и функционирования промышленных зон
1.1. Понятие промышленной зоны
1.2. Эволюция подходов к размещению промышленных зон в пространственно-планировочной структуре города
1.3. Методика проведения экономико-географической оценки условий развития промышленных зон СПб
Глава 2. Формирование и современное состояние промышленных зон Санкт-Петербурга
2.1. Историко-географические особенности появления и развития промышленности в Санкт-Петербурге
2.2. Характеристика современного этапа развития промышленных зон
2.3. Характеристика промышленных зон, подлежащих реновации
2.4. Механизмы поддержки промышленных зон Санкт-Петербурга.
Глава 3. Сравнительный анализ промышленных зон разных типов
3.1. Сводная оценка условий развития промышленных зон
3.2. Оценка условий и перспектив развития промышленных зон (на примере промзон Шушары и Лиговская)
Заключение
Список литературы
Приложения
Санкт-Петербург с момента основания города Петром I развивался как крупный промышленный центр, где сосредотачивались самые инновационные и передовые производства. При этом промышленные предприятия размещались, главным образом, вокруг центральной части города. Рост уровня урбанизации, изменение факторов размещения промышленных предприятий, развитие технологий привели к изменению географии размещения предприятий в планировочной структуре города. Произошла дифференциация промышленных зон на новые, перспективные и депрессивные, старопромышленные. Тем не менее, промышленность на данный момент остается опорой экономики города. Поэтому изучение современного состояния, проблем и перспектив развития промышленных зон актуально для формирования представлений о настоящем и будущем города.
Объект исследования – промышленные зоны Санкт-Петербурга, предмет – условия их развития.
условия их развития.
Цель работы – оценить текущие и перспективные условия развития промышленных зон Санкт-Петербурга разных типов. Для достижения поставленной цели выделяется насколько задач исследования:
• Анализ теоретико-методические основ изучения промышленных зон;
• Разработка методики экономико-географической оценки условий развития промышленных зон Санкт-Петербурга;
• Анализ историко-географических особенностей появления и развития промышленности в Санкт-Петербурге;
• Оценка современного состояния старопромышленных зон города и промышленных зон, сохраняющих свою функцию;
• Выявление механизмов поддержки промышленных зон в Санкт-Петербурге;
• Проведение анализа перспектив развития промышленных зон на примере промышленной зоны Шушары и промышленной зоны «серого пояса» Лиговская.
В работе использовались типологический и сравнительно-географический подходы, статистический и картографический методы, а также метод экспертных интервью.
Информационной основой исследования выступила составленная автором база 53 промышленных зон Санкт-Петербурга с использованием открытых данных комитета по промышленности и инновациям Санкт-Петербурга, и информация, полученная в ходе экспертных интервью.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены такие понятия, как «промышленная зона», «старопромышленный район»; проанализированы подходы к размещению промышленных зон в архитектурно-планировочной структуре города, разработана методика исследования. Вторая глава посвящена анализу особенностей формирования промышленности в Санкт-Петербурге, оценке современного состояния промышленных зон города - как старопромышленных, так и новых, а также механизмов их поддержки на основе действующего законодательства и экспертных оценок. В третьей главе проведена сводная оценка условий развития промышленных зон. Проанализированы условия развития двух промышленных зон-ключей исследования.
Объект исследования – промышленные зоны Санкт-Петербурга, предмет – условия их развития.
условия их развития.
Цель работы – оценить текущие и перспективные условия развития промышленных зон Санкт-Петербурга разных типов. Для достижения поставленной цели выделяется насколько задач исследования:
• Анализ теоретико-методические основ изучения промышленных зон;
• Разработка методики экономико-географической оценки условий развития промышленных зон Санкт-Петербурга;
• Анализ историко-географических особенностей появления и развития промышленности в Санкт-Петербурге;
• Оценка современного состояния старопромышленных зон города и промышленных зон, сохраняющих свою функцию;
• Выявление механизмов поддержки промышленных зон в Санкт-Петербурге;
• Проведение анализа перспектив развития промышленных зон на примере промышленной зоны Шушары и промышленной зоны «серого пояса» Лиговская.
В работе использовались типологический и сравнительно-географический подходы, статистический и картографический методы, а также метод экспертных интервью.
Информационной основой исследования выступила составленная автором база 53 промышленных зон Санкт-Петербурга с использованием открытых данных комитета по промышленности и инновациям Санкт-Петербурга, и информация, полученная в ходе экспертных интервью.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены такие понятия, как «промышленная зона», «старопромышленный район»; проанализированы подходы к размещению промышленных зон в архитектурно-планировочной структуре города, разработана методика исследования. Вторая глава посвящена анализу особенностей формирования промышленности в Санкт-Петербурге, оценке современного состояния промышленных зон города - как старопромышленных, так и новых, а также механизмов их поддержки на основе действующего законодательства и экспертных оценок. В третьей главе проведена сводная оценка условий развития промышленных зон. Проанализированы условия развития двух промышленных зон-ключей исследования.
На основе различных источников литературы были выявлены и проанализированы различные трактовки понятия промышленная зона, а также выделено определение, которое стало базовым в работе: промышленная зона – это зона размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду. Они предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Путем сравнительного анализа различных категорий (промышленная зона, промышленный ареал, промышленный комплекс) сформулированы основные черты промышленной зоны, среди которых наиболее важное значение имеют строго регламентированные границы и площадь, наличие санитарно-защитных зон, компактное размещение предприятий на территории (предприятия могут быть как конкурирующими между собой, так и образующими производственные связи), зависимость от транспортного положения и инженерной подготовки территории.
Анализ эволюции подходов к размещению промышленных зон внутри города показал, что на ранних этапах индустриализации промышленные зоны размещались в центральных частях городов. Затем, вследствие процессов субурбанизации, роста уровня автомобилизации, изменения локализации центрального транспортного узла (он уже не обязательно должен находиться в центре города), совершенствования технологий производства (конвейерная сборка – строительство одноэтажных заводов большой площади) они повсеместно стали выноситься за черту города, образуя внешний промышленный пояс.
Нами была разработана методика исследования условий развития промышленных зон. Она включила в себя 4 этапа: сбор первичных данных, анализ условий развития и современного состояния промышленных зон, выявление проблем развития и эффективности механизмов поддержки промышленных зон, сравнительная оценка развития промышленных зон – ключей исследования. Составление авторской базы данных по промышленным зонам, а также проведение экспертных интервью стали ключевым этапом, определившим дальнейший ход исследования.
В ходе работы был проведен анализ историко-географических особенностей появления и развития промышленных зон. Он был важен для понимания особенностей, обусловивших возникновения «серого пояса». Был подтвержден тезис, что появление и развитие промышленности в Санкт-Петербурге диктовалось государственными потребностями. Отраслевая специфика промышленности также менялась в соответствии с ними, последовательно стимулируя развитие судостроения, иных отраслей транспортного машиностроения, металлургию и т.д.
Анализ современного этапа развития промышленных зон показывает, что в настоящее время формируется новый пояс производственных зон – вокруг КАД. Это создает опасность его трансформации, по мере разрастания города, в новый «серый пояс». Кроме того, в городе преобладают производственные территории небольших площадей, размещенные неравномерно по районам города.
Для зон, сохраняющих промышленные функции, важными условиями развития являются характеристики экономико-географического положения с учетом актуальных транспортно-логистических схем, текущая степень освоенности территории и уровень обеспеченности инфраструктурой.
Промзоны «серого пояса» в связи с общемировой тенденцией выноса за городскую черту большинства промышленных предприятий могут и должны развиваться путем полной или частичной смены функций. Процессы реновации проходят тем скорее, чем выше инвестиционная привлекательность территории, которая зависит от транспортной доступности, близости к историческому центру, набережным, зеленым зонам и другим рекреационным аттракторам.
Успешность развития обоих типов промышленных зон находится в зависимости от эффективности мер поддержки со стороны городских властей. Для тех зон, которые сохраняют свою функцию, главные меры поддержки со стороны Администрации города – это создание необходимой производственной инфраструктуры, а также разработка проекта планировки территории. Что касается промзон «серого пояса», органы власти обязательно должны участвовать в разработке проектов редевелопмента промышленных территорий, так как только таким способом можно обеспечить их комплексное освоение.
Экономико-географическая оценка условий развития промышленных зон – ключей исследования позволила выявить характерные особенности факторов появления, проблем и перспектив развития территорий разных типов. Исследование первой зоны – Шушары – доказало огромную важность транспортно-географического положения как фактора развития промзоны. Пример данной зоны показал, насколько серьезно влияет государственное участие на стремительное развитие территории. Своевременные действия органов власти Санкт-Петербурга по обеспечению инженерной подготовки территории и строительству улично-дорожной сети способствовали привлечению крупного инвестора (завод Тойота) и формированию промзоны как таковой.
Пример Лиговской промышленной зоны показал, что процесс редевелопмента «серого пояса» не всегда протекает быстрыми темпами. В данном случае институциональные условия развития зоны имели как положительные, так и отрицательные последствия. Администрация города способствовала проведению конкурса на разработку проекта комплексного развития территории. Однако, одна из важных функций – консолидация земель бывших предприятий – была передана девелоперу, что значительно замедлило процесс реализации проекта.
Анализ эволюции подходов к размещению промышленных зон внутри города показал, что на ранних этапах индустриализации промышленные зоны размещались в центральных частях городов. Затем, вследствие процессов субурбанизации, роста уровня автомобилизации, изменения локализации центрального транспортного узла (он уже не обязательно должен находиться в центре города), совершенствования технологий производства (конвейерная сборка – строительство одноэтажных заводов большой площади) они повсеместно стали выноситься за черту города, образуя внешний промышленный пояс.
Нами была разработана методика исследования условий развития промышленных зон. Она включила в себя 4 этапа: сбор первичных данных, анализ условий развития и современного состояния промышленных зон, выявление проблем развития и эффективности механизмов поддержки промышленных зон, сравнительная оценка развития промышленных зон – ключей исследования. Составление авторской базы данных по промышленным зонам, а также проведение экспертных интервью стали ключевым этапом, определившим дальнейший ход исследования.
В ходе работы был проведен анализ историко-географических особенностей появления и развития промышленных зон. Он был важен для понимания особенностей, обусловивших возникновения «серого пояса». Был подтвержден тезис, что появление и развитие промышленности в Санкт-Петербурге диктовалось государственными потребностями. Отраслевая специфика промышленности также менялась в соответствии с ними, последовательно стимулируя развитие судостроения, иных отраслей транспортного машиностроения, металлургию и т.д.
Анализ современного этапа развития промышленных зон показывает, что в настоящее время формируется новый пояс производственных зон – вокруг КАД. Это создает опасность его трансформации, по мере разрастания города, в новый «серый пояс». Кроме того, в городе преобладают производственные территории небольших площадей, размещенные неравномерно по районам города.
Для зон, сохраняющих промышленные функции, важными условиями развития являются характеристики экономико-географического положения с учетом актуальных транспортно-логистических схем, текущая степень освоенности территории и уровень обеспеченности инфраструктурой.
Промзоны «серого пояса» в связи с общемировой тенденцией выноса за городскую черту большинства промышленных предприятий могут и должны развиваться путем полной или частичной смены функций. Процессы реновации проходят тем скорее, чем выше инвестиционная привлекательность территории, которая зависит от транспортной доступности, близости к историческому центру, набережным, зеленым зонам и другим рекреационным аттракторам.
Успешность развития обоих типов промышленных зон находится в зависимости от эффективности мер поддержки со стороны городских властей. Для тех зон, которые сохраняют свою функцию, главные меры поддержки со стороны Администрации города – это создание необходимой производственной инфраструктуры, а также разработка проекта планировки территории. Что касается промзон «серого пояса», органы власти обязательно должны участвовать в разработке проектов редевелопмента промышленных территорий, так как только таким способом можно обеспечить их комплексное освоение.
Экономико-географическая оценка условий развития промышленных зон – ключей исследования позволила выявить характерные особенности факторов появления, проблем и перспектив развития территорий разных типов. Исследование первой зоны – Шушары – доказало огромную важность транспортно-географического положения как фактора развития промзоны. Пример данной зоны показал, насколько серьезно влияет государственное участие на стремительное развитие территории. Своевременные действия органов власти Санкт-Петербурга по обеспечению инженерной подготовки территории и строительству улично-дорожной сети способствовали привлечению крупного инвестора (завод Тойота) и формированию промзоны как таковой.
Пример Лиговской промышленной зоны показал, что процесс редевелопмента «серого пояса» не всегда протекает быстрыми темпами. В данном случае институциональные условия развития зоны имели как положительные, так и отрицательные последствия. Администрация города способствовала проведению конкурса на разработку проекта комплексного развития территории. Однако, одна из важных функций – консолидация земель бывших предприятий – была передана девелоперу, что значительно замедлило процесс реализации проекта.
Подобные работы
- Промышленные зоны как формы территориальной организации производства Ленинградской области
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Пространственные различия в уровне социального благополучия пригородных территорий Санкт-Петербурга
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - Разработка и реализация кластерной политики (на примере Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023 - Трансформация городского общественного пространства в постсоветский период (на материалах Центрального района Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Разработка и реализация кластерной политики (на примере Санкт-Петербурга)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Экономико-географическая характеристика крупнейших городских агломераций Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ГОРОДА САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2015 - Особенности трансформации дворовых пространств Санкт-Петербурга в современных условиях
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022



