Эффективность ведения государственного земельного контроля (Ижевская Государственная Сельскохозяйственная Академия)
|
Работа сделана на примере Удмуртской Республике.
Проведен анализ данных за 2018-2020 годы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ведения государственного земельного надзора
1.1 Государственный земельный надзор как функция управления земельными ресурсами
1.2 Нормативно-правовая база в сфере государственного земельного надзора
1.3 Структура и общая характеристика деятельности органов управления, осуществляющих государственный земельный надзор
ГЛАВА 2. Анализ ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике
2.1 Характеристика Удмуртской Республики
2.2 Использование земельного фонда Удмуртской Республики
2.3 Ведение государственного земельного надзора в Удмуртской республике
2.4 Проблемы ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике
ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности ведения государственного земельного контроля (надзора) в Удмуртской Республике (по материалам ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской республике)
3.1 Направления совершенствования методики оценки эффективности деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике
3.2 Оценка эффективности ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проведен анализ данных за 2018-2020 годы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ведения государственного земельного надзора
1.1 Государственный земельный надзор как функция управления земельными ресурсами
1.2 Нормативно-правовая база в сфере государственного земельного надзора
1.3 Структура и общая характеристика деятельности органов управления, осуществляющих государственный земельный надзор
ГЛАВА 2. Анализ ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике
2.1 Характеристика Удмуртской Республики
2.2 Использование земельного фонда Удмуртской Республики
2.3 Ведение государственного земельного надзора в Удмуртской республике
2.4 Проблемы ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике
ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности ведения государственного земельного контроля (надзора) в Удмуртской Республике (по материалам ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской республике)
3.1 Направления совершенствования методики оценки эффективности деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике
3.2 Оценка эффективности ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Почва – это один из наиболее ценных даров природы. Статья 9 Конституции РФ закрепила, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По существу почва является невозобновимым природным ресурсом, поэтому ее охране должно уделяться как можно больше внимания. Земельный кодекс РФ закрепил широкие права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков на их использование.
Надзор за рациональным использованием и охраной земель является одним из традиционных инструментов земельного законодательства. Земельный кодекс Российской Федерации установил следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный. Наиболее эффективным исходя из перечня полномочий является государственный земельный надзор.
Утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» Положение о государственном земельном надзоре устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучение понятия, содержания и эффективности ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике. Исходя из указанной цели, можно выделить следующие частные задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе:
1) рассмотреть функции земли и ее значение как основу жизнедеятельности народов и природный ресурс;
2) раскрыть сущность, нормативно-правовую базу института государственного земельного надзора;
3) проанализировать нормативное содержание компетенции государственных органов и должностных лиц, управомоченных на осуществление государственного земельного надзора;
4) на примере Удмуртской Республики показать основные направления деятельности отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике и его результаты; выявить проблемы реализации государственного земельного надзора;
5) предложить направления совершенствования деятельности государственного земельного надзора.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является государственный земельный надзор населенных пунктов.
Предметом исследования является процесс ведения земельного надзора в Удмуртской Республике.
При написании выпускной квалификационной работы использована следующая законодательная база: Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Кодекс административных правонарушений РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Источниками информации для написания выпускной квалификационной работы являются: отчеты «О государственном земельном контроле», «Контроль за соблюдением земельного законодательства», Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, сведения об административных правонарушениях в сфере экономики, Государственный доклад «О состоянии и использовании земель в Удмуртской Республике в 2020 году».
Также для написания выпускной квалификационной работы использованы информационные ресурсы интернета: информационно-правовой портал «Гарант», «Консультант Плюс», сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В процессе исследования были использованы общенаучные и специальные методы исследования: статистический, метод экспертных оценок, анализ, сравнение и другие.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
– раскрыты теоретические основы государственного земельного надзора;
– сделан анализ состояния и проблем развития государственного земельного надзора;
– даны рекомендации по совершенствованию методики оценки эффективности государственного земельного надзора.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности государственного земельного надзора, которые могут быть использованы в управлении.
Объём и структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объекты, предметы, цели и задачи, теоретическая и методологическая основа, информационная база, отражена научная новизна и теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе представлены теоретические основы государственного земельного надзора как функции управления земельными ресурсами, нормативно-правовая база регулирования надзора (контроля), состав и структура деятельности органов управления.
Во второй главе представлена характеристика Удмуртской Республики, сделан анализ использования земельного фонда Удмуртской Республики, оценено ведение государственного земельного надзора, освещены проблемы ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике.
В третьей главе представлены основные направления развития системы государственного земельного надзора, включая совершенствование методики оценки эффективности государственного земельного надзора.
В заключении изложены результаты исследования, подведены итоги.
Надзор за рациональным использованием и охраной земель является одним из традиционных инструментов земельного законодательства. Земельный кодекс Российской Федерации установил следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный. Наиболее эффективным исходя из перечня полномочий является государственный земельный надзор.
Утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» Положение о государственном земельном надзоре устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучение понятия, содержания и эффективности ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике. Исходя из указанной цели, можно выделить следующие частные задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе:
1) рассмотреть функции земли и ее значение как основу жизнедеятельности народов и природный ресурс;
2) раскрыть сущность, нормативно-правовую базу института государственного земельного надзора;
3) проанализировать нормативное содержание компетенции государственных органов и должностных лиц, управомоченных на осуществление государственного земельного надзора;
4) на примере Удмуртской Республики показать основные направления деятельности отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике и его результаты; выявить проблемы реализации государственного земельного надзора;
5) предложить направления совершенствования деятельности государственного земельного надзора.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является государственный земельный надзор населенных пунктов.
Предметом исследования является процесс ведения земельного надзора в Удмуртской Республике.
При написании выпускной квалификационной работы использована следующая законодательная база: Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Кодекс административных правонарушений РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Источниками информации для написания выпускной квалификационной работы являются: отчеты «О государственном земельном контроле», «Контроль за соблюдением земельного законодательства», Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, сведения об административных правонарушениях в сфере экономики, Государственный доклад «О состоянии и использовании земель в Удмуртской Республике в 2020 году».
Также для написания выпускной квалификационной работы использованы информационные ресурсы интернета: информационно-правовой портал «Гарант», «Консультант Плюс», сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В процессе исследования были использованы общенаучные и специальные методы исследования: статистический, метод экспертных оценок, анализ, сравнение и другие.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
– раскрыты теоретические основы государственного земельного надзора;
– сделан анализ состояния и проблем развития государственного земельного надзора;
– даны рекомендации по совершенствованию методики оценки эффективности государственного земельного надзора.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию оценки эффективности государственного земельного надзора, которые могут быть использованы в управлении.
Объём и структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объекты, предметы, цели и задачи, теоретическая и методологическая основа, информационная база, отражена научная новизна и теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе представлены теоретические основы государственного земельного надзора как функции управления земельными ресурсами, нормативно-правовая база регулирования надзора (контроля), состав и структура деятельности органов управления.
Во второй главе представлена характеристика Удмуртской Республики, сделан анализ использования земельного фонда Удмуртской Республики, оценено ведение государственного земельного надзора, освещены проблемы ведения государственного земельного надзора в Удмуртской Республике.
В третьей главе представлены основные направления развития системы государственного земельного надзора, включая совершенствование методики оценки эффективности государственного земельного надзора.
В заключении изложены результаты исследования, подведены итоги.
В рамках данной выпускной квалификационной работы рассматривался процесс Государственного земельного надзора. По результатам выполненной работы были получены следующие результаты и сделаны выводы.
Была изучена сущность отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, который осуществляет деятельность Государственного земельного надзора.
Государственный земельный надзор в Удмуртской республике осуществляют отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природного пользования поУР Результаты дипломной работы показали, что отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР эффективно осуществляет свою деятельность.
Проблемы, возникшие в землепользовании, вызваны несовершенством государственной политики рационального использования земельных ресурсов и их охраны, несовершенством земельного законодательства.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации основным отличием государственного земельного надзора от муниципального земельного контроля является то, что должностные лица последнего не имеют право самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушения и привлекать к административной ответственности, а лишь указывают в акте проверки информацию о наличии признаков выявленного нарушения и направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который и принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе.
Снять нагрузку с органов, осуществляющих государственный земельный надзор, могло бы дополнение статьи 72 ЗК РФ положениями, позволяющими органам, осуществляющим муниципальный контроль, самостоятельно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в отношении физических лиц.
Из основных предложений по совершенствованию государственного земельного надзора можно выделить следующее:
1. Дооснастить инспекторов высокоточным геодезическим оборудованием и повысить их квалификации путем проведения практических занятий по эксплуатации такого оборудования; освоение новых технологий, связанных с применением беспилотных летательных аппаратов.
2. Разработать программный продукт для учета и работы государственных инспекторов по использованию и охране земель.
3. Увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, до одного года.
4. Указать в ст. 4.5 КоАП РФ о применении годичного срока в отношении составов, предусмотренных ст. 8.8 КоАП РФ.
5. Ввести признаки определения факта неиспользования земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ.
6. Расширить полномочия государственных инспекторов по использованию охране земель в рамках проведения мероприятий по фактам нецелевого использования земельных участков (контрольная закупка).
Внеплановые проверки на основании поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан проводятся органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки. Процедуру внеплановых проверок можно ускорить, упразднив необходимость согласования проверки с органом прокуратуры, так как органы государственного земельного надзора обладают достаточной компетенцией для принятия самостоятельных решений.
Также законодательство о земельном надзоре должно уделить гораздо больше внимания учету различий между собственниками и несобсвенниками земли, так как права и обязанности (у собственников обязанностей гораздо больше) далеко не совпадают. Соответственно, и методы, посредствам которых органы государства могут и должны контролировать хозяйственную деятельность на принадлежащих и не принадлежащих ему землях, должны отличаться. Если же методы останутся одинаковыми для всех случаев, то институт частной земельной собственности, признанный Конституцией Российской Федерации, во многом окажется мертвой буквой закона. Таким образом, необходима разработка процессуальных норм, которые обеспечат своевременное применение норм земельного законодательства в области государственного земельного надзора. Для этого можно включить процессуальные нормы в специальный раздел Земельного кодекса Российской Федерации.
Была изучена сущность отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, который осуществляет деятельность Государственного земельного надзора.
Государственный земельный надзор в Удмуртской республике осуществляют отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природного пользования поУР Результаты дипломной работы показали, что отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР эффективно осуществляет свою деятельность.
Проблемы, возникшие в землепользовании, вызваны несовершенством государственной политики рационального использования земельных ресурсов и их охраны, несовершенством земельного законодательства.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации основным отличием государственного земельного надзора от муниципального земельного контроля является то, что должностные лица последнего не имеют право самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушения и привлекать к административной ответственности, а лишь указывают в акте проверки информацию о наличии признаков выявленного нарушения и направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который и принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе.
Снять нагрузку с органов, осуществляющих государственный земельный надзор, могло бы дополнение статьи 72 ЗК РФ положениями, позволяющими органам, осуществляющим муниципальный контроль, самостоятельно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в отношении физических лиц.
Из основных предложений по совершенствованию государственного земельного надзора можно выделить следующее:
1. Дооснастить инспекторов высокоточным геодезическим оборудованием и повысить их квалификации путем проведения практических занятий по эксплуатации такого оборудования; освоение новых технологий, связанных с применением беспилотных летательных аппаратов.
2. Разработать программный продукт для учета и работы государственных инспекторов по использованию и охране земель.
3. Увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, до одного года.
4. Указать в ст. 4.5 КоАП РФ о применении годичного срока в отношении составов, предусмотренных ст. 8.8 КоАП РФ.
5. Ввести признаки определения факта неиспользования земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ.
6. Расширить полномочия государственных инспекторов по использованию охране земель в рамках проведения мероприятий по фактам нецелевого использования земельных участков (контрольная закупка).
Внеплановые проверки на основании поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан проводятся органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки. Процедуру внеплановых проверок можно ускорить, упразднив необходимость согласования проверки с органом прокуратуры, так как органы государственного земельного надзора обладают достаточной компетенцией для принятия самостоятельных решений.
Также законодательство о земельном надзоре должно уделить гораздо больше внимания учету различий между собственниками и несобсвенниками земли, так как права и обязанности (у собственников обязанностей гораздо больше) далеко не совпадают. Соответственно, и методы, посредствам которых органы государства могут и должны контролировать хозяйственную деятельность на принадлежащих и не принадлежащих ему землях, должны отличаться. Если же методы останутся одинаковыми для всех случаев, то институт частной земельной собственности, признанный Конституцией Российской Федерации, во многом окажется мертвой буквой закона. Таким образом, необходима разработка процессуальных норм, которые обеспечат своевременное применение норм земельного законодательства в области государственного земельного надзора. Для этого можно включить процессуальные нормы в специальный раздел Земельного кодекса Российской Федерации.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы, принципы и порядки составления земельного баланса
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы, принципы и порядок составления земельного баланса
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРИМЕРЕ
ПАО АКБ «АВАНГАРД»
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016



