Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжетно-ролевая игра как средство формирования финансовой грамотности детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития (Новосибирский педагогический колледж №1)

Работа №131938

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 360 «Журавушка».
Выборка: 10 детей с ОНР третьего уровня речевого развития.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОНР 5
1.1. Понятие финансовой грамотности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Сюжетно-ролевая игра для развития финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 9
1.3. Особенности формирования финансовой грамотности детей с ОНР 3-го уровня 14
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА И МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОНР 19
2.1. Основы когнитивного развития и игрового обучения 19
2.2. Проведение сюжетно-ролевых игр с детьми ОНР 3-го уровня 23
2.3. Сюжетно-ролевые Игры для формирования финансовой грамотности: виды, проведение и адаптация 25
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР 3-ГО УРОВНЯ 30
3.1. База исследования 30
3.2. Диагностика 31
3.3.Перспективный план 34
Заключение 37
Список используемых источников 40
Приложения 43


Традиционно обучение финансовой грамотности начинается в более позднем детстве или подростковом возрасте, упуская из виду важнейшую возможность, которую предоставляет дошкольный возраст. Для детей 5-6 лет с III уровнем речевого развития этот период особенно важен для закладки фундамента прочных финансовых привычек и формирования навыков общения, необходимых для решения денежных вопросов на более позднем этапе жизни. Именно здесь ролевая игра становится мощным инструментом, предлагающим уникальный и увлекательный подход к развитию финансовой грамотности у этих маленьких учеников.
Дошкольный возраст – это время когнитивного и социального развития, характеризующееся расцветом воображения и активным познанием мира через игру. Как отмечал Лев Выготский, ролевая игра позволяет детям «моделировать смыслы человеческого существования». Финансовая грамотность включает сложные понятия заработка, трат, сбережений и ответственного принятия решений в безопасной и игровой обстановке.
Для детей с III уровнем развития речи, которые могут испытывать трудности с вербальной коммуникацией, ролевая игра предлагает альтернативный путь для выражения и понимания финансовых понятий. Имитируя реальные жизненные сценарии, такие как поход в продуктовый магазин, распоряжение пособием или ведение притворного бизнеса, они могут усвоить важную финансовую лексику и практику, не полагаясь исключительно на устную речь.
Социальная природа ролевых игр способствует развитию ценных коммуникативных навыков, необходимых для финансовой грамотности. Переговоры о ценах, сотрудничество в решении финансовых задач и обсуждение денежных решений в контексте игры дают детям возможность практиковать четкое общение, активное слушание и разрешение конфликтов – все ключевые составляющие будущего финансового успеха.

Данное исследование посвящено изучению потенциала ролевой игры как средства формирования основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет с III уровнем речевого развития.
Объект исследования – процесс формирования финансовой грамотности у детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития.
Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра как средство формирования финансовой грамотности у детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития.
Основной целью исследования было практическое и теоретическое обоснование влияния сюжетно-ролевой игры на процесс формирования финансовой грамотности у детей 5-6 лет с ОНР на III уровне речевого развития.
Конкретными задачами данного исследования являются:
 Проанализировать существующую литературу по ролевым играм, финансовой грамотности и развитию речи у детей дошкольного возраста.
 Выявить уникальные проблемы и возможности, связанные с процессом формирования финансовой грамотности у детей с ОНР III уровня речевого развития.
 Проанализировать возможности сюжетно-ролевой игры в качестве средства формирования финансовой грамотности у детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития.
 Подобрать и провести диагностические методики для определения уровня сформированности финансовой грамотности у детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития.
 Разработать и апробировать перспективный план на основе сюжетно-ролевых игр, направленный на формирование финансовой грамотности у детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития.
Методы: анализ научной, психолого-педагогической литературы, наблюдение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было изучение потенциальной эффективности сюжетно-ролевых игр в развитии финансовой грамотности у 5-6-летних детей с нарушениями речи (ОНР) 3-го уровня речевого развития. Отсутствие специализированных образовательных подходов, отвечающих потребностям финансовой грамотности детей с ОНР на данном этапе развития, было названо критической проблемой.
Была выдвинута гипотеза о том, что включение сюжетно-ролевых игр в образовательные рамки для данной демографической группы может значительно улучшить понимание ими финансовых концепций, несмотря на проблемы с речевым развитием. Для оценки этой гипотезы был использован многоступенчатый диагностический подход. Первоначально была проведена диагностика с использованием методики Д.Б. Эльконина «Определение соблюдения правил на основе наблюдения» и последующее тестирование финансовой грамотности на основе диагностики А.Д. Шаталовой. После этого с определенными интервалами проводилась серия сюжетно-ролевых игр с повторной диагностикой для определения наблюдаемых улучшений.
Теоретическая значимость исследования заключается в объединении сюжетно-ролевых игр с обучением финансовой грамотности детей с ОНР. Это объединение включает в себя теории когнитивного развития, образовательной психологии и специализированные методики обучения, представляя тем самым целостный и инновационный подход.
С практической точки зрения, в данном исследовании оцениваются индивидуальные и групповые сюжетно-ролевые игры, разработанные с учетом уникальных потребностей в обучении детей с ОНР на третьем уровне речевого развития. Исследование было направлено на улучшение понимания ими финансовых концепций и способности принимать решения, предлагая понимание эффективных образовательных стратегий для этой демографической группы.
Методологический подход включал всесторонний обзор существующей литературы по финансовой грамотности, психологии развития и специализированному образованию для детей с нарушениями речи. Этот системный подход был направлен на синтез соответствующих теорий, методологий и эмпирических данных, которые легли в основу данного исследования.
На основе количественного и качественного анализа улучшений по трем критериям содержательный, операционная деятельность и мотивационные аспекты можно сделать несколько заслуживающих внимания выводов по результатам исследования:
Количественные результаты свидетельствуют о значительном улучшении в определении и понимании детьми различных профессий. Уменьшение количества низких и увеличение количества высоких баллов после сеанса свидетельствует об улучшении усвоения знаний.
С качественной точки зрения, дети продемонстрировали более широкое понимание различных профессий и проявили больший энтузиазм в изучении различных профессий, что свидетельствует об усилении их мотивации и интереса.
В количественном отношении, несмотря на небольшое снижение числа детей, получивших высший балл, уровень вовлеченности умеренно повысился. Это свидетельствует об изменении уровня вовлеченности во время ролевых игр.
С качественной точки зрения, дети лучше понимали сценарии ролевых игр. Хотя некоторые из них по-прежнему были менее вовлечены, общий уровень осознания различных ролей повысился, что свидетельствует об улучшении вовлеченности в деятельность.
Количественный анализ выявил заметное увеличение числа детей, проявляющих повышенный интерес, что свидетельствует о значительном повышении уровня их мотивации.
С качественной точки зрения, дети проявили повышенное любопытство к социально-экономическим аспектам, активно участвовали в беседах и проявляли живой интерес к предмету.
Ролевые игры оказались эффективными в расширении представлений детей о различных профессиях, способствуя повышению вовлеченности и мотивации в изучении различных ролей.
Несмотря на видимые улучшения по всем критериям, стратегии, направленные на поддержание и дальнейшее повышение вовлеченности детей, могут оказаться полезными для углубления их понимания и вовлеченности, в связи, с чем предложен перспективный план.
Качественные наблюдения убедительно свидетельствуют об эффективности сюжетно-ролевой игры в повышении финансовой грамотности и устранении нарушений речи у детей 5-6 лет. Эти результаты подчеркивают потенциал сюжетно-ролевой игры как эффективного образовательного инструмента для этой демографической группы.
В заключение следует отметить, что результаты данного исследования могут дать ценные сведения об интеграции сюжетно-ролевых игр в качестве эффективного инструмента для развития финансовой грамотности у детей с ОНР 3-го уровня, что открывает путь к созданию более инклюзивных и инновационных образовательных практик, учитывающих их специфические потребности.



1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи // https://ds360nsk.edusite.ru/sveden/education.html)
2. Баженова Ю.А., Мохова Ю.С. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского университета. 2020. №2 (31). С. 20-35.
3. Белозерова С.Н. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101). С. 140-147.
4. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. С. 100-115.
5. Горная Т.И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье // Современные наукоёмкие технологии. 2018. №10. Ч.1. С. 5-15.
6. Дудник Н.А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Концепт. 2018. №12. С. 120-130.
7. Ермакова В.Р., Колягина В.Г. Результаты изучения особенностей письма у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях учебно-методического образовательного центра // Московский педагогический журнал. 2021. №1. С. 75-90.
8. Жмакина Н. Л. Исследование сформированности финансовой грамотности у детей 5–6 лет / Н. Л. Жмакина, Т. В. Некрасова // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN622.pdf
9. Исаева О.В., Кужим М.А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-3. С. 130-142.
10. Карпунина Е.П., Мусихина С.А. Особенности пересказа повествовательных текстов старших дошкольников с ОНР III уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4 (51). С. 125-138.
11. Китаева Н.Н., Косагова Г.В. Об особенностях фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Царскосельские чтения. 2018. №XVII. С. 115-125.
12. Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. Особенности эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи III уровня // Современное педагогическое образование. 2018. №2. С. 120-135.
13. Крамаренко А.С., Клименко М.Е. Средства развития внимания у старших дошкольников // Форум молодых ученых. 2018. №12-2 (28). С. 3-10.
14. Красноперова И.В. Проектирование системы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник «Сознание». 2020. №1. С. 3-12.
15. Крежевских О.В., Юдина В.А., Михайлова А.И. Особенности цифровизации дошкольного образования для детей с ОНР III уровня в условиях инклюзивной группы // МНКО. 2021. №3 (88). С. 50-60.
16. Малкова Е.В. Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника // Проблемы науки. 2020. №2 (50). С. 6-12.
17. Мовчан Т.И. Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольной педагогике // Вестник науки. 2023. №8 (65). С. 135-148.
18. Трущенко О.С. Формирование финансовой грамотности у дошкольников // Вестник науки. 2023. №11 (68). С. 9-12.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Минобрнауки РФ / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. Москва: Сфера, 2017. 96 с.: табл
20. Хайдарова Д.Р. Выявление устойчивости в следовании игровому правилу в условиях сюжетно-ролевой игры старших дошкольников // Интерактивная наука. 2019. №4 (38). С. 10-15.
21. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Economic Consultant. 2018. №1 (21). С. 150-165.
22. Чичева И.Б., Николаева Л.Ю., Степаненкова А.В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. С. 12-27.
23. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ