Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №131905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Профессиональное становление личности……………………......9-15
1.2.Кризис профессионального обучения …………………………….16-23
1.3.Особенности образовательной системы курсантов ……………..24-29
1.4.Профессионально важные качества для курсантов……..………30-33
1.5.Специфика деятельности курсанта после окончания обучения..34-40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Организация и процедура исследования……………………..…41-42
2.2. Методы исследования…
2.3 Описание психодиагностической процедуры
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Результаты исследования уровня адаптации …………………..56-58
3.2 Результаты исследования самооценки и Я-концепции...............59-74
3.3 Результаты исследования мотивационной индукции.................75-77
3.4 Результаты исследования временной перспективы…………….78-85
3.5 Результаты исследования способов реагирования в ситуации неопределенности
3.6 Результаты исследования типов реагирования в морально-трудной ситуации
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Воспитание имеет принципиальное значение для специалистов многих профессий, являясь, определяющим для формирования как морального, так и профессионального облика в целом. К числу представителей подобных профессий, несомненно, относятся спасатели и пожарные, для которых нравственность и чувство ответственности за жизнь, безопасность, здоровье людей особо важны.
Вузы Государственной противопожарной службы (далее – ГПС) – главный, наиболее важный, элемент системы подготовки сотрудников МЧС России. Достижение высокого уровня эффективности воспитания в вузах ГПС МЧС России является основным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС МЧС России, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способные решать задачи ГПС МЧС России. Спасение человеческих жизней напрямую зависит от уровня воспитания и обучения молодых специалистов. Формирование сотрудника осуществляется на протяжении всего обучающего процесса и включает в себя прохождение кризисов профессионального становления.
Еще в те времена, когда наша страна переходила на рыночные отношения, произошли кардинальные изменения во многих сферах жизнедеятельности российского общества. Они затронули и сферу обеспечения общественной безопасности. Так называемый «человеческий» фактор стал причиной учащения случаев техногенных катастроф и аварий. Это привело к осознанию того, что настала пора пересмотра подходов к обеспечению безопасности. Решение этой задачи зависело от эффективности деятельности военных институтов государства. Одним из таких институтов является государственная противопожарная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.
Не вызывает сомнения, что эффективность деятельности ГПС зависит от степени профессиональной подготовки специалистов и уровня технической оснащенности. Кроме того, специалисты государственной противопожарной охраны являются активными участниками всех общественных изменений, происходящих в стране, а не только субъектами профессиональной деятельности. При этом фактором, влияющим на формирование их социально-профессиональных качеств, ценностных и мировоззренческих установок, норм и правил поведения, умений и навыков, является их профессиональная социализация, особенно на стадии обучения в институте ГПС. Поэтому исследование профессионально важных качеств у курсантов имеет ключевое значение, как в научном, так и прикладном аспектах. Данная работа позволит отследить зависимость формирования личности специалиста от среды обучения, что в дальнейшем может привести к изменениям в воспитательном процессе. Это, в свою очередь, позволит подготавливать более психологически-устойчивых и адаптированных сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России.
В процессе поиска информации для написания диплома, мы нашли достаточное количество статей, посвященных обучению в университетах ГПС. Но все они связанны с профессиональной социализацией или адаптацией курсантов к процессу обучения. Наша же работа посвящена изучению формирования такой личности курсанта, которая будет адаптивной по завершении процесса обучения. Таким образом, мы рассматриваем ситуацию адаптации не к среде, в которой необходимо полное подчинение уставам и приказам, а в среде самостоятельных принятий решений. В этом мы находим интересный момент, курсанты, обучающиеся и адаптирующиеся к среде «исполнения, выполнения приказов» выходят из университета кадрами «управляющими», то есть, попадают в среду, в некотором смысле, противоположенную по ролевому содержанию. Такой специалист формируется по средствам прохождения кризисов профессионального становления. Одной из важных ступеней его является кризис профессионального обучения. Именно на этом этапе происходит формирование профессионального мышления и идентичности.
Целью исследования является изучение профессионально важных качеств личности курсантов Университета Государственной Противопожарной Службы формируемых в процессе прохождения ими кризиса профессионального обучения.
Объектом исследования являются курсанты 2 и 4 курсов университета государственной противопожарной службы МЧС России.
Предметом исследования являются такие профессионально- важные качества курсантов, находящихся на разных ступенях обучения и в разных служебных статусах (рядовые и командиры), как личностная идентичность, мотивационная направленность, стратегии принятия решений в ситуации неопределенности.
Материал исследования:
Выборку составили 60 курсантов проходящих обучение в университете государственной противопожарной охраны (мужчины), из них 30 курсантов второго курса и 30 курсантов четвертого курса. Исследуемые каждого курса так же разделены по служебному статусу, а именно 15 командиров и 15 рядовых обучающихся. Возраст курсантов варьируется от 17 до 27 лет.
Гипотезы исследования:
1. Прохождение кризиса профессионального обучения сопровождается появлением мотивов, направленных на обучение и профессиональную деятельность и расширением структуры временной перспективы, а именно большей направленностью на будущее.
2. Прохождение кризиса профессионального обучения сопровождается изменениями в структуре идентичности, появлением профессионального «Я» и выраженной учебно-ролевой позиции.
3. Служебный статус курсантов оказывает воздействие на процесс прохождения кризиса профессионального обучения (выполнение служебных обязанностей активирует прохождение кризиса).
4. Кризис профессионального обучения сопровождается изменением типа реагирования в ситуации неопределенности и при решении морально-трудных задач. Взаимодействует со служебным статусом.
Задачи исследования:
1. Оценить уровень адаптации курсантов ГПС находящихся на разных ступенях обучения и в разных служебных статусах.
2. Выявить особенности самооценки и Я-концепции курсантов, а именно идентичность, дифференцированность идентичности, уравновешенность самооценки.
3. Исследовать особенности мотивационной индукции и временной перспективы курсантов, формирование мотивов, связанных с учебной и профессиональной деятельностью, временной ориентацией на будущее.
4. Выявить особенности реагирования курсантов при необходимости принятия решения в ситуации неопределенности, а именно, принятие ответственности.
5. Оценить особенности морально-нравственной сферы курсантов, в частности, тип реагирование при решении моральных дилемм.
6. Сравнить личностные особенности курсантов университета государственной противопожарной безопасности, находящихся на разных ступенях обучения и в разных служебных статусах.
Методы исследования
1. Тестовые методики:
1) Тест нервно-психической адаптации И.Н. Гурвича
2) Тест Куна-Макпартленда «кто Я?» модификация Румянцевой
2. Проективные методики:
1) Метод мотивационной индукции ММИ (Ж. Нюттен)
2) Метод диагностики морального сознания. Моральные дилеммы Л. Кольберга.
3) Метод исследования уровня личностной ответственности. Собственная модификация методики «Вагонетки».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проведенного нами исследования можно заключить, что задачи выполнены в полной мере, все гипотезы частично доказаны. Удалось доказать зависимость похождения кризиса профессионального обучения от служебного статуса курсантов. Так же мы подтвердили факт перестройки Я-концепции, временной перспективы, мотивационной сферы и изменения в сфере принятия решений во время становления будущего профессионала, обучающегося в специфической среде Университета Государственной Противопожарной Службы МЧС России. Подтвердилось и наше предположение о том, что кризис протекает неравномерно и не одновременно, не у всех курсантов он результативен.
Прохождение кризиса профессионального обучения имеет огромное значение для формирования личности будущего спасателя, ведь от его действий в экстремальных ситуациях, являющихся в его трудовой деятельности частыми, рабочими, зависит жизнь и здоровье людей.
Важно и то, что личное благополучие спасателей и пожарных напрямую связано с приобретенными профессионально-важными личностными качествами, в период обучения и прохождения всех кризисов профессионального становления. Приобретение их способствует не только формированию квалифицированного и работоспособного кадра Министерства Чрезвычайных ситуаций, но и сохранению психологического здоровья спасателя. Снижает риск проявления синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации.
Мы надеемся, что в дальнейшем эта значимая и интересная тема будет исследоваться и, возможно, накопленные данные и сформулированные выводы смогут повлиять на преобразование и улучшение процесса обучения людей помогающих профессий, в том числе спасателей и пожарных.



1. Антоневич, С. П. Социализация курсантов военного вуза : дис. . канд. социол. наук: 22.00.04 / С. П. Антоневич. М., 2002. - 146 с
2. Губин, В. А. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности / В. А. Губин, В. М. Лыткин // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. № 3. С. 34–45.
3. Гурвич, И. Н. Тест нервно-психической адаптации / И. Н. Гурвич // Вестник гипнологии и психотерапии. СПб., 1992. № 3. С. 46–53.
4. Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Урал, 1988, 89 с
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
6. Канаева Н. А. Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 67-71.
7. Кемеров В.Е. Современный философский словарь. М. 1998
8. Кисляковская В.В. Подходы к идентичности в русскоязычной психологии // Научное сообщество студентов XXI столетия., Гуманитарные нуки: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004
10. «Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (административный документ ГПС МЧС России). 2 с.
11. Кун М., Макпартленд Т. (модификация Румянцевой) тест «Кто Я?» / по материалам интернет-сайтов
12. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. 365 с.
13. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие .Саратов,1991. 135 с.
14. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

15. Матолыгина Н.В. Профессиональное становление студентов на основе индивидуально-творческого подхода в условиях педагогического колледжа: дисс... канд. пед. Наук. Кемерово, 1999. 221 с.
16. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.103-112.
17. Методические рекомендации «В помощь курсовому офицеру». 6-7 с.
18. Нюттен Жозеф. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004
19. Общая и профессиональная педагогика / В.Д Симаненко.М.: Вентана-Граф, 2006, 386 с.
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. 928
21. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. — М.: Вече АСТ, 2003
22. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.:
Изд-во УРАО, 2002. 160 с
23. Приказ ГПС МЧС России об организации учебной деятельности 2016-2017.
24. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. М.: Академия, 2003
25. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства М.: Академия, 2003
26. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика / Абульханова-Славская К.А., Бодалев А.А., Гусева А.С. и др.; Под общ.ред. Деркача А.А.; М.: Изд-во РАГС, 1998.
27. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания // Вестник ТГПУ. 2005. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-identichnost-teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovaniya (дата обращения: 15.03.2017).
28. Семикин Р.С. ОТБОР КАНДИДАТОВ ДЛЯ СЛУЖБЫ В ГПС МЧС РОССИИ Интернет-журнал "Технологии техносферной безопасности" (http://ipb.mos.ru/ttb) Выпуск № 5 (57), 2014 г.
29. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Моногр. М., 2000.
30. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. Обнинск, 1993
31. Kuhn M. H. Major Trends in symbolic interaction theory in (he past thenty-five years // Manis J. G., Meltzer M. Symbolic inter action, Boston, 1973.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ