Введение 3
1. Мода в Германии с начала ХХ века до окончания Второй мировой войны 8
1.1. Мода на рубеже веков: коренной перелом модной парадигмы 8
1.2. Образ «Neue Frau» как трансляция моды в Веймарской республике 16
1.3. «Немецкая мода»: результат пропаганды в Третьем рейхе 23
2. Биполярность Германии: мода в ФРГ и ГДР 33
2.1. Западная мода как репрезентация идеала женственности 33
2.2. Феномены утопической, социалистической и повседневной моды в Восточной Германии 38
3. Мода в современной Германии 49
3.1. Полистилизм как явление эпохи постмодернизма 49
3.2. Основные тенденции современной моды в Германии 54
Заключение 61
Список литературы 64
Мода — это и новизна, и подражание, и проявление индивидуальности, это такой феномен культуры, который рождается произвольно. Но ее развитие неотделимо от сложной и противоречивой жизни нашего времени. Процветание науки, технический прогресс, новые условия жизни создают невиданно быстрые темпы смены мод, изменяются и ее социальные функции. Мода с течением времени перестает быть привилегией избранного общества и постепенно приобретает массовый характер, становится доступной широким слоям населения. Она — дитя времени.
Мода — отражение постоянной смены образцов культуры и массового поведения. Это явление характерно для самых разных сфер культуры и в целом деятельности человека, однако в данной работе будет ставиться акцент на проявлении моды в оформлении внешнего облика человека — его костюме. И поскольку эта тема является очень обширной, то сделаем упор на женском костюме, так как именно он претерпевал в течении всего ХХ века и претерпевает в настоящее время большие трансформации, нежели мужской.
Костюм — это система материальных оболочек на фигуре человека, своеобразное «мобильное жилище», «портативный мини-дом»1. В процессе истории своего развития костюм выполняет множество функций, которые являются необходимыми для человека, начиная от основных и первоначальных — утилитарной, символической и эстетической — до все более дифференцированных и усложняющихся в соответствии с эволюцией цивилизации и культуры. Разные по своему характеру функции в одном костюме органично сосуществуют, взаимно обусловливая и дополняя друг друга.
Костюм так же, как и любой другой объект искусства обладает определенной, только ему присущей знаково-информационной системой, или, по- другому, знаковостью, т.е. семантической выразительностью формы, цвета, материалов, орнамента и пр. Эта знаковость может быть воспринятой и расшифрованной достаточно однозначно. Информация, заключенная непосредственно в костюме, в первую очередь касается образа человека, его носящего, человека-носителя, подчеркивает и выражает его внешность, характер и тип, проявления социального в индивидуальном. В костюме ярко отражаются характерные физические и духовные качества, которые культивирует и развивает общество у людей самых различных социальных и половозрастных групп. Следом, данная информация распространяется на характеристику окружающей среды и тех действий, для выполнения которых одежда предназначена, она является указателем определенного порядка социальных ценностей, которые установились в данном обществе. Подобное более глубокое социальное содержание проявляется и воспринимается главным образом посредством системы костюмов, принадлежащих одной социальной общности с присущим ей стилем и модой. Каждый отдельный костюм, чем-то дополняя другие, входит в систему, как часть в некое целое. Кроме того, костюм воплощает идею структуры общества, к которому он принадлежит, отражая его разновидность или единство, идею необходимых обществу «социальных ролей», видов деятельности, профессий и пр. и дает оценку их социальной значимости, престижности и материального положения. В своей совокупности костюмы людей определенной эпохи создают обобщенную картину действительности и выражают идею содержания и смысла жизни с позиций определенного общества.
На человеке костюм выступает в роли некоей объемной формы — оболочки, расчитанной непосредственно на фигуру человека. По словам Кристиана Диора: «Основой всего является женская фигура. Искусство модельера состоит в том, чтобы установить и уравновесить совокупность форм, подчеркивающих эту фигуру»1.
Таким образом, костюм — это такая оболочка, вступающая со своей основой в диалектиче ские отношения «форма — содержание». Не смотря на то, что в системе «человек — костюм» явное лидерство принадлежит «содержанию», «форма», а в нашем случае костюм оказывает значительное и немаловажное влияние на человека. В процессе формирования внешнего вида костюм вторгается в сферу эмоционально-психического состояния человека. И если определенный характер костюма и создаваемый им в процессе облик является стабильным в жизни человека, особенно начиная с раннего возраста, то он оказывает значительное воздействие на формирование «концепции Я». Кроме того, костюм влияет на межличностные связи и социальные отношения, вырабатывает определенную манеру поведения, может привести к соответствующим привычкам и даже характеру. В системе культуры костюм представляет собой одну из самых явных визуальных характеристик человека.
Формой временных изменений костюма является мода. Не зря мода в узком смысле идентифицируется с костюмом, потому что костюм выступает главным проявлением модных тенденций в жизни человека. Существует множество определений моды. Моду можно рассматривать как:
— непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме (Т. В. Козлова)3;
— общественное явление, которое регулирует процесс развития и видоизменения костюма и в целом внешнего облика человека, на основе диалектического единства социального и индивидуального, исторической преемственности и прогресса, искусства и массового вкуса;
— упрощенное проявление общественных процессов, происходящее в недрах массового сознания (А. Мень)2;
— вид бизнеса, имеющий способность управления массовым сознанием.
Целью данного исследования является рассмотрение моды, свойственной Германии ХХ — XXI веков, в культурно-историческом контексте.
Поставленная цель будет реализована через следующие задачи исследования:
— выявить закономерности и влияние социально-экономических, культурно-антропологических предпосылок на моду, в том числе взаимодействие модных тенденций и их приложения к повседневной моде;
— рассмотреть трансформацию образа женщины и его взаимосвязь с модой в течении указанного периода;
— определить значимость модной пропаганды на внешний облик женщины в Германии;
— охарактеризовать модные тенденции в современной Германии и сопоставить их с миром постмодернизма.
Хронологические рамки исследования: непосредственно исследуемый период начинается с 1900 г. и заканчивается настоящим временем. Кроме этого необходимо обратить внимание на период рубежа Х1Х — XX веков, чтобы получить возможность для дальнейшего анализа моды. Исследование будет опираться на хронологические периоды, оказавшие непосредственное влияние на культуру Германии в целом, такие как Первая и Вторая мировые войны, образование Веймарской Республики и Третьего рейха, раскол Германии на ФРГ и ГДР.
В основу настоящего исследования легли теоретические труды как отечественных, так и зарубежных авторов: Е. Косаревой, М. Мерцаловой, А. Гофмана, Р Барта, Г. Зиммеля, К. Бар, Д. Харви, И. Гюнтер, Д. Ермиловой, Дж. Бартлетт, Л. Свендсен, Л. Грусман, В. Липской, Т. Бортниковой и др.
В работе были использованы следующие методы:
— культурно-исторический, позволивший рассмотреть социокультурный контекст развитие моды в ХХ веке;
— компаративный, который дал возможность сравнения и сопо став- ления модных тенденций разного периода времени;
— системный, основываясь на котором мода была охарактеризована как сложная система, состоящая из многих элементов;
— аксиологический, позволивший выделить взаимосвязь ценностей общества в определенный период времени и моды.
Нельзя не отметить, что являясь столь сложным и разноаспектным феноменом, мода представляет собой объект изучения различных наук о человеке и культуре, а именно культурологии, социологии, психологии, экономики, этики, эстетики, семиотики и многих других. Данная тема представляет большой интерес и имеет огромный потенциал для изучения, особенно в российской культурологии, так как является мало исследованной отечественными учеными.
ХХ век характеризуется переориентацией и демократизацией моды. Прежние функции непререкаемого диктата и уравнивания всех людей, следующих моде, под один стереотип уступают место гораздо более значительному разнообразию предложений, расчитанных на индивидуальные вкусы. Это — своеобразная реакция моды на появление ряда новых, приоритетных ценностей в характеристике человека.
В понятие красоты и привлекательности женщин и мужчин все сильнее включается ярко выраженная, импонирующая современному вкусу индивидуальность. В моде на образ человека, его внешний облик и костюм происходит постоянная смена идеала. Хотя цель остается неизменной: привести в гармонию форму и содержание. В качестве источников, формирующих костюм и моду, выступает вся многообразная, окружающая человека действительность.
В конце Х1Х — начале XX вв. мода перестает быть делом узкого круга лиц и теперь она занимает умы миллионов людей. С тех пор развитие моды находится в теснейшей взаимосвязи с изменениями, происходящими во всех областях общественной, культурной и экономической жизни. Но помимо социальных потрясений, на развитие мировой моды ХХ в. особое влияние оказали отдельные личности, творцы Haute Couture. Именно они решали, что и как следует носить, вводили новые силуэты, разрушали стереотипы, влияли на общественный вкус. За каждой культовой вещью ХХ в. стоит человек, благодаря которому она появилась или стала популярной. Таким образом, история моды ХХ века ассоциируется только и не столько с популярностью определенных фасонов и тенденций в шитье одежды, сколько с названиями Домов моды и яркой индивидуальностью их основателей.
Эмансипация женщины, получение ею права работать, а также деятельность Поля Пуаре и Коко Шанель явились теми факторами, которые позволили кардинально повернуть моду в новое русло. «Neue Frau», ставшую символом 1920-х годов, можно рассматривать как высвободившуюся в многогранный мир птицу из клетки.
Принципы удобства и комфорта одежды, но не ее изысканности подобно парижскому шику, легли в дальнейшем в основу пропагандируемого нацистами идеала внешнего облика подлинно «арийской» женщины, зародившегося в период Веймарской республики и получившего расцвет в годы Третьего рейха.
Агрессивная пропаганда того, что следует носить и как нужно выглядеть, искусственное навязывание модных тенденций — нить, связывающая моду Третьего рейха и Восточной Германии. Показная политика социалистической моды, утверждавшая об успешном соперничестве с западной, а также игнорирование того факта, что обычная женщина могла приобрести в магазине лишь низкокачественную и плохо пошитую одежду, — все это прекрасно иллюстрировало противоречивое положение моды при социализме. Соревнуясь с западной модой, вновь воспевавшей оды женственному стилю после ужасных военных потрясений и имеющей при себе таких великих кутюрье как Кристиана Диора и Коко Шанель, социалистическая мода изначально обрекла себя на поражение. Но сам факт ее существования, поддерживаемого гигантскими усилиями государства, пропагандировавшего ее при помощи официальных институтов и женских журналов, свидетельствовал о глубоком беспокойстве, которое феномен вызывал у строителей социалистической системы.
Мода в современном мире более не подчиняется диктату Haute Couture в следствие, прежде всего, развития среднего класса и «общества потребления», а в связи с этим популяризация и особый спрос на одежду pret-a- porter является вполне объяснимыми. Современный человек волен сам решать вопросы, связанные с его внешностью, с одеждой, которую он носит и хочет носить. Настоящее время — время глобализации и полистилизма.
На протяжении всего затронутого в данной работе времени по сей день Париж считается главной столицей моды, а Парижская неделя мод — событие, которого ждут все люди, пристально наблюдающие за модными трендами. Но нельзя умаливать значение Берлина, ведь это город, где мода находит свое свободное выражение.
1. Бар Кристин. Политическая история брюк / Кристин Бар; пер. с франц. С. Петрова. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 320 с: ил.
2. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
3. Бартлетт Дж. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе / Джурджа Бартлетт; пер. с англ. Е. Кардаш. — М.: Новое литературное обозрение, 2011.
4. Бодо, Ф. Шик и шарм / пер. с фр. Е. Д. Богатыренко, О. Р Будкиной, В. Д. Румянцева. — М. : Слово, 2006. илл.
5. Бортникова Т. Социально-культурная сфера как отражение процесса модернизации общественной жизни Веймарской республики. — Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (58): в 3х ч. Ч. III.
6. Вырупаева А. Мода, изменившая мир: Эмансипация и рождение современного образа женщины в Веймарской Германии. — Вестник Челябинского гос. ун-та. — 2011., №23.
7. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Дизайнеры ХХ века: Учебное пособие. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999.
8. Гофман А. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
9. Гришаева Т. Мода как феномен современной культуры. // [Электронный ресурс ] URL: http://hub.sfedu.ru/media/diss/74429c44-a3 53-11e3- a4fd-003048621912/REF 106556a.pdf (дата обращения 12.05.16)
10. Грусман М. Полистилизм в культуре моды // [Электронный ресурс] URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/Veche%20Ko20-12.pdf (дата обращения 12.05.16)
11. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ в. — М., 1977.
12. Ермилова Д. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений // М.: Издательский центр Академия, 2003.
13. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды / пер. с англ. — Минск: Гревцов Паблишер, 2009. C. 14
14. Косарева Е. Мода. ХХ век. Развитие модных форм костюма. — СПб.: Издательство Петербургский институт печати, 2006.
15. Липская В. Философия костюма. Монография / В. М. Липская. — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.
...