Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мода в культуре Германии XX-XXI веков

Работа №131865

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Мода в Германии с начала ХХ века до окончания Второй мировой войны 8
1.1. Мода на рубеже веков: коренной перелом модной парадигмы 8
1.2. Образ «Neue Frau» как трансляция моды в Веймарской республике 16
1.3. «Немецкая мода»: результат пропаганды в Третьем рейхе 23
2. Биполярность Германии: мода в ФРГ и ГДР 33
2.1. Западная мода как репрезентация идеала женственности 33
2.2. Феномены утопической, социалистической и повседневной моды в Восточной Германии 38
3. Мода в современной Германии 49
3.1. Полистилизм как явление эпохи постмодернизма 49
3.2. Основные тенденции современной моды в Германии 54
Заключение 61
Список литературы 64

Мода — это и новизна, и подражание, и проявление индивидуально­сти, это такой феномен культуры, который рождается произвольно. Но ее развитие неотделимо от сложной и противоречивой жизни нашего времени. Процветание науки, технический прогресс, новые условия жизни создают не­виданно быстрые темпы смены мод, изменяются и ее социальные функции. Мода с течением времени перестает быть привилегией избранного общества и постепенно приобретает массовый характер, становится доступной широ­ким слоям населения. Она — дитя времени.
Мода — отражение постоянной смены образцов культуры и массового поведения. Это явление характерно для самых разных сфер культуры и в це­лом деятельности человека, однако в данной работе будет ставиться акцент на проявлении моды в оформлении внешнего облика человека — его костю­ме. И поскольку эта тема является очень обширной, то сделаем упор на жен­ском костюме, так как именно он претерпевал в течении всего ХХ века и пре­терпевает в настоящее время большие трансформации, нежели мужской.
Костюм — это система материальных оболочек на фигуре человека, своеобразное «мобильное жилище», «портативный мини-дом»1. В процессе истории своего развития костюм выполняет множество функций, которые яв­ляются необходимыми для человека, начиная от основных и первоначальных — утилитарной, символической и эстетической — до все более дифференци­рованных и усложняющихся в соответствии с эволюцией цивилизации и культуры. Разные по своему характеру функции в одном костюме органично сосуществуют, взаимно обусловливая и дополняя друг друга.
Костюм так же, как и любой другой объект искусства обладает опре­деленной, только ему присущей знаково-информационной системой, или, по- другому, знаковостью, т.е. семантической выразительностью формы, цвета, материалов, орнамента и пр. Эта знаковость может быть воспринятой и расшифрованной достаточно однозначно. Информация, заключенная непосред­ственно в костюме, в первую очередь касается образа человека, его носящего, человека-носителя, подчеркивает и выражает его внешность, характер и тип, проявления социального в индивидуальном. В костюме ярко отражаются ха­рактерные физические и духовные качества, которые культивирует и разви­вает общество у людей самых различных социальных и половозрастных групп. Следом, данная информация распространяется на характеристику окружающей среды и тех действий, для выполнения которых одежда предна­значена, она является указателем определенного порядка социальных ценно­стей, которые установились в данном обществе. Подобное более глубокое со­циальное содержание проявляется и воспринимается главным образом по­средством системы костюмов, принадлежащих одной социальной общности с присущим ей стилем и модой. Каждый отдельный костюм, чем-то дополняя другие, входит в систему, как часть в некое целое. Кроме того, костюм во­площает идею структуры общества, к которому он принадлежит, отражая его разновидность или единство, идею необходимых обществу «социальных ро­лей», видов деятельности, профессий и пр. и дает оценку их социальной зна­чимости, престижности и материального положения. В своей совокупности костюмы людей определенной эпохи создают обобщенную картину действи­тельности и выражают идею содержания и смысла жизни с позиций опреде­ленного общества.
На человеке костюм выступает в роли некоей объемной формы — оболочки, расчитанной непосредственно на фигуру человека. По словам Кри­стиана Диора: «Основой всего является женская фигура. Искусство моделье­ра состоит в том, чтобы установить и уравновесить совокупность форм, под­черкивающих эту фигуру»1.
Таким образом, костюм — это такая оболочка, вступающая со своей основой в диалектиче ские отношения «форма — содержание». Не смотря на то, что в системе «человек — костюм» явное лидерство принадлежит «содержанию», «форма», а в нашем случае костюм оказывает значительное и немаловажное влияние на человека. В процессе формирования внешнего вида костюм вторгается в сферу эмоционально-психического состояния чело­века. И если определенный характер костюма и создаваемый им в процессе облик является стабильным в жизни человека, особенно начиная с раннего возраста, то он оказывает значительное воздействие на формирование «кон­цепции Я». Кроме того, костюм влияет на межличностные связи и социаль­ные отношения, вырабатывает определенную манеру поведения, может при­вести к соответствующим привычкам и даже характеру. В системе культуры костюм представляет собой одну из самых явных визуальных характеристик человека.
Формой временных изменений костюма является мода. Не зря мода в узком смысле идентифицируется с костюмом, потому что костюм выступает главным проявлением модных тенденций в жизни человека. Существует множество определений моды. Моду можно рассматривать как:
— непродолжительное господство в определенной общественной сре­де тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме (Т. В. Козлова)3;
— общественное явление, которое регулирует процесс развития и ви­доизменения костюма и в целом внешнего облика человека, на основе диа­лектического единства социального и индивидуального, исторической преем­ственности и прогресса, искусства и массового вкуса;
— упрощенное проявление общественных процессов, происходящее в недрах массового сознания (А. Мень)2;
— вид бизнеса, имеющий способность управления массовым созна­нием.
Целью данного исследования является рассмотрение моды, свойственной Германии ХХ — XXI веков, в культурно-историческом контексте.
Поставленная цель будет реализована через следующие задачи иссле­дования:
— выявить закономерности и влияние социально-экономических, культурно-антропологических предпосылок на моду, в том числе взаимодей­ствие модных тенденций и их приложения к повседневной моде;
— рассмотреть трансформацию образа женщины и его взаимосвязь с модой в течении указанного периода;
— определить значимость модной пропаганды на внешний облик женщины в Германии;
— охарактеризовать модные тенденции в современной Германии и со­поставить их с миром постмодернизма.
Хронологические рамки исследования: непосредственно исследуемый период начинается с 1900 г. и заканчивается настоящим временем. Кроме это­го необходимо обратить внимание на период рубежа Х1Х — XX веков, чтобы получить возможность для дальнейшего анализа моды. Исследование будет опираться на хронологические периоды, оказавшие непосредственное влия­ние на культуру Германии в целом, такие как Первая и Вторая мировые вой­ны, образование Веймарской Республики и Третьего рейха, раскол Германии на ФРГ и ГДР.
В основу настоящего исследования легли теоретические труды как отечественных, так и зарубежных авторов: Е. Косаревой, М. Мерцаловой, А. Гофмана, Р Барта, Г. Зиммеля, К. Бар, Д. Харви, И. Гюнтер, Д. Ермиловой, Дж. Бартлетт, Л. Свендсен, Л. Грусман, В. Липской, Т. Бортниковой и др.
В работе были использованы следующие методы:
— культурно-исторический, позволивший рассмотреть социокультур­ный контекст развитие моды в ХХ веке;
— компаративный, который дал возможность сравнения и сопо став- ления модных тенденций разного периода времени;
— системный, основываясь на котором мода была охарактеризована как сложная система, состоящая из многих элементов;
— аксиологический, позволивший выделить взаимосвязь ценностей общества в определенный период времени и моды.
Нельзя не отметить, что являясь столь сложным и разноаспектным феноменом, мода представляет собой объект изучения различных наук о че­ловеке и культуре, а именно культурологии, социологии, психологии, эконо­мики, этики, эстетики, семиотики и многих других. Данная тема представля­ет большой интерес и имеет огромный потенциал для изучения, особенно в российской культурологии, так как является мало исследованной отечественными учеными.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ХХ век характеризуется переориентацией и демократизацией моды. Прежние функции непререкаемого диктата и уравнивания всех людей, сле­дующих моде, под один стереотип уступают место гораздо более значитель­ному разнообразию предложений, расчитанных на индивидуальные вкусы. Это — своеобразная реакция моды на появление ряда новых, приоритетных ценностей в характеристике человека.
В понятие красоты и привлекательности женщин и мужчин все силь­нее включается ярко выраженная, импонирующая современному вкусу инди­видуальность. В моде на образ человека, его внешний облик и костюм проис­ходит постоянная смена идеала. Хотя цель остается неизменной: привести в гармонию форму и содержание. В качестве источников, формирующих ко­стюм и моду, выступает вся многообразная, окружающая человека действи­тельность.
В конце Х1Х — начале XX вв. мода перестает быть делом узкого кру­га лиц и теперь она занимает умы миллионов людей. С тех пор развитие моды находится в теснейшей взаимосвязи с изменениями, происходящими во всех областях общественной, культурной и экономической жизни. Но помимо социальных потрясений, на развитие мировой моды ХХ в. особое влияние оказали отдельные личности, творцы Haute Couture. Именно они решали, что и как следует носить, вводили новые силуэты, разрушали стереотипы, влияли на общественный вкус. За каждой культовой вещью ХХ в. стоит человек, бла­годаря которому она появилась или стала популярной. Таким образом, исто­рия моды ХХ века ассоциируется только и не столько с популярностью опре­деленных фасонов и тенденций в шитье одежды, сколько с названиями Домов моды и яркой индивидуальностью их основателей.
Эмансипация женщины, получение ею права работать, а также дея­тельность Поля Пуаре и Коко Шанель явились теми факторами, которые поз­волили кардинально повернуть моду в новое русло. «Neue Frau», ставшую символом 1920-х годов, можно рассматривать как высвободившуюся в мно­гогранный мир птицу из клетки.
Принципы удобства и комфорта одежды, но не ее изысканности по­добно парижскому шику, легли в дальнейшем в основу пропагандируемого нацистами идеала внешнего облика подлинно «арийской» женщины, заро­дившегося в период Веймарской республики и получившего расцвет в годы Третьего рейха.
Агрессивная пропаганда того, что следует носить и как нужно выгля­деть, искусственное навязывание модных тенденций — нить, связывающая моду Третьего рейха и Восточной Германии. Показная политика социалисти­ческой моды, утверждавшая об успешном соперничестве с западной, а также игнорирование того факта, что обычная женщина могла приобрести в мага­зине лишь низкокачественную и плохо пошитую одежду, — все это прекрас­но иллюстрировало противоречивое положение моды при социализме. Со­ревнуясь с западной модой, вновь воспевавшей оды женственному стилю по­сле ужасных военных потрясений и имеющей при себе таких великих кутю­рье как Кристиана Диора и Коко Шанель, социалистическая мода изначально обрекла себя на поражение. Но сам факт ее существования, поддерживаемого гигантскими усилиями государства, пропагандировавшего ее при помощи официальных институтов и женских журналов, свидетельствовал о глубоком беспокойстве, которое феномен вызывал у строителей социалистической си­стемы.
Мода в современном мире более не подчиняется диктату Haute Couture в следствие, прежде всего, развития среднего класса и «общества по­требления», а в связи с этим популяризация и особый спрос на одежду pret-a- porter является вполне объяснимыми. Современный человек волен сам ре­шать вопросы, связанные с его внешностью, с одеждой, которую он носит и хочет носить. Настоящее время — время глобализации и полистилизма.
На протяжении всего затронутого в данной работе времени по сей день Париж считается главной столицей моды, а Парижская неделя мод — событие, которого ждут все люди, пристально наблюдающие за модными трендами. Но нельзя умаливать значение Берлина, ведь это город, где мода находит свое свободное выражение.


1. Бар Кристин. Политическая история брюк / Кристин Бар; пер. с франц. С. Петрова. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 320 с: ил.
2. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
3. Бартлетт Дж. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе / Джурджа Бартлетт; пер. с англ. Е. Кардаш. — М.: Новое литературное обо­зрение, 2011.
4. Бодо, Ф. Шик и шарм / пер. с фр. Е. Д. Богатыренко, О. Р Будкиной, В. Д. Румянцева. — М. : Слово, 2006. илл.
5. Бортникова Т. Социально-культурная сфера как отражение процесса мо­дернизации общественной жизни Веймарской республики. — Тамбов: Гра­мота, 2015. № 8 (58): в 3х ч. Ч. III.
6. Вырупаева А. Мода, изменившая мир: Эмансипация и рождение современ­ного образа женщины в Веймарской Германии. — Вестник Челябинского гос. ун-та. — 2011., №23.
7. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Дизайнеры ХХ века: Учебное пособие. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999.
8. Гофман А. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
9. Гришаева Т. Мода как феномен современной культуры. // [Электронный ре­сурс ] URL: http://hub.sfedu.ru/media/diss/74429c44-a3 53-11e3- a4fd-003048621912/REF 106556a.pdf (дата обращения 12.05.16)
10. Грусман М. Полистилизм в культуре моды // [Электронный ресурс] URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/Veche%20Ko20-12.pdf (дата обра­щения 12.05.16)
11. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ в. — М., 1977.
12. Ермилова Д. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. заве­дений // М.: Издательский центр Академия, 2003.
13. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды / пер. с англ. — Минск: Гревцов Паблишер, 2009. C. 14
14. Косарева Е. Мода. ХХ век. Развитие модных форм костюма. — СПб.: Из­дательство Петербургский институт печати, 2006.
15. Липская В. Философия костюма. Монография / В. М. Липская. — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ