Введение 3
Глава 1. Особенности применения информационно-сетевых технологий в Китае в 21 веке 6
1.1. История распространения Интернета в Китае 6
1.2. Государственная информационная политика Пекина 7
1.2.1 Развитие технологий электронного правительства 8
1.2.2 Государственный контроль Интернета и цензура в Китае 11
1.2.3 Международное медиа-пространство как инструмент формирования имиджа Китая 21
Глава 2. Действия Китая в международном информационном пространстве 26
2.1. Внешняя информационная политика Китая 26
2.1.1 Ключевые организации и форумы в области управления интернетом 26
2.1.2 Роль китайских государственных и частных структур в содействии международному управлению интернетом 33
2.1.3 Инициативы Китая по вопросам управления международным интернет-пространством 37
2.2 Проблема информационной безопасности во внешней политике Китая 40
Заключение 46
Список литературы 50
Приложение 59
Развитие информационных технологий обеспечило большой прорыв во многих областях за последние несколько десятилетий. Неудивительно, что многие страны стремятся извлечь как можно больше выгоды из использования этих технологий. Однако, не все страны используют информационные технологии только для ускорения социально - экономического развития. Информационные технологии становятся инструментом контроля со стороны государства в отношении своих граждан, а также для действий, направленных против других государств. Например, кибершпионаж или разрушение информационных систем. Если регулирование информационных систем внутри государства не является большой проблемой, то взаимодействие на международной арене зачастую становится камнем преткновения для многих государств. Проблемы регулирования информационного пространства и роли в нем отдельных государств на данный момент остро затрагивают интересы как государств, так и негосударственных организаций, поэтому вопрос регулирования использования информационных технологий и управления интернетом до сих пор остается открытым. Актуальность данной работы состоит в том, что использование информационных технологий в политике и их роль - пока еще сравнительно новое и не до конца разработанное и изученное направление.
Объектом исследования является глобальное информационное пространство, предмет исследования - действия Китая в нем.
Целью данного исследования является определение степени влияния Китая в международном информационном пространстве путем характеристики его внутренней и внешней информационной политики, а также с учетом рассмотрения его позиции, инициатив и предложений, направленных на регулирование интернет-пространства. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть предысторию развития китайского интернета
2. Дать характеристику государственной информационной политике Китая
3. Определить методы контроля интернета в Китае, а также усилия правительства по развитию информационно-коммуникационных технологий
4. Изучить действия Китая в международном информационном пространстве, направленные на улучшения своего внешнеполитического имиджа
5. Проанализировать предложения и инициативы Китая по вопросу управления интернетом
6. Выявить проблемы, касающиеся информационной безопасности, и действий Китая в информационном пространстве других стран
Методологическую основу работы составляют основные принципы и методы современной теории и практики международных отношений, позволяющие определить особенности и закономерности изучаемых процессов и предполагающие рассмотрение событий в их взаимозависимости и развитии. Были использованы такие методы как системный, сравнительный и исторический анализы.
Степень научной разработанности отдельных аспектов выбранной темы довольно высока, на что указывают источники, использованные в данном исследовании. Многочисленные российские и зарубежные авторы рассматривают различные аспекты информационной политики Китая: развитие интернета внутри страны, кибершпионаж, киберсотрудничество и др. Стоит отметить работы известного российского ученого Демидова О.В., который комплексно рассматривает вопросы информационной безопасности1 и управления интернетом2, исследование австралийских ученых Тристана Галлоуэя и Хэ Баогана, в котором дан анализ позиции Китая на международных форумах по вопросам управления интернетом3, работу Адама Сегала, посвященную отношениям Китая и США в киберпространстве4
В качестве источниковой базы были использованы научные статьи различных авторов, которые позволяют оценить различные аспекты развития интернета в Китае и его информационной политики, статистические данные китайских и международных организаций (China Internet Network Information Center, United Nations E-Government Development Database, OECD, ICANN). Также следует отметить, что в данной работе было использовано большое количество материалов из интернет-источников в том числе таких признанных как The Economist, National Journal, OpenNet Initiative, The Diplomat, The Georgetown Journal of International Affairs, The Jamestown Foundation’s. Материалы с крупных российских и зарубежных новостных порталов - CCTV, South China Morning Post, The New York Times, Independent, People’s Daily, The Guardian, China Daily, Reuters, Xinhua, РБК, РИА Новости - позволяют подтверждать приведенные факты в исследовании. Было использовано достаточное количество иностранных источников, так как это позволило более полно оценить рассматриваемые аспекты информационной политики Китая.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что автором выполнен комплексный анализ внутренней и внешней информационной политики Китая с акцентом на позицию Китая в глобальном информационном пространстве.
Развитие китайского интернета насчитывает не многим более двадцати лет, однако, является, пожалуй, одним из самых динамично развивающихся интернет-пространств в мире. Количество китайских интернет-пользователей неуклонно растет и по количеству занимает первое место в мире. Тем не менее степень проникновения интернета в Китае только лишь приближается к отметке в 50%, что говорит о том, что правительству пока есть над чем работать, чтобы достичь уровня развитых стран. На данный момент интересной особенностью распространения интернета в Китае является то, что большую часть интернет-пользователей составляют пользователи мобильных устройств. Это является логичным следствием поскольку на данном этапе развития интернета доступ мобильных устройств к интернету осуществляется значительно легче и проще, чем доступ стационарных устройств.
Китайские власти задолго до появления интернета успешно контролировали деятельность своих граждан. Выдвигались предположения, что с развитием интернета властям будет труднее с этим справляться, так как изначально интернет позиционировался как площадка для свободного общения и обмена мнениями, которую сложно будет контролировать, и авторитарному режиму придет конец, но, как показывает практика, государство вполне успешно справляется с контролем действий своих граждан в интернете. Преобладание в китайском интернет-пространстве государственных методов контроля явилось следствием того, что граждане стремятся использовать интернет как инструмент, с помощью которого они могут защитить свои гражданские права или публично подвергнуть власти критике. Опасаясь возможных последствий со стороны развития интернета, но в то же время понимая его значимость для развития страны, Китай создал внутреннее контролируемое интернет-пространство. Все это ведет к тому, что государство всячески старается контролировать свое интернет-пространство, чтобы не допустить политической нестабильности.
Тем не менее китайское правительство стремится развивать информационные технологии в особенности те, которые связаны с электронным правительством. Еще в начале девяностых годов китайское правительство начинает создавать полномасштабную систему “Золотых проектов”, призванную связать территорию страны в одну информационную систему и служить инструментом для сбора экономических данных. Однако, пока Китай далек от развитых стран по уровню развития электронного правительства.
Помимо развития информационных технологий китайское правительство никогда не упускало из внимания тот факт, что они могут служить не только средством развития государства, но и угрозой устоявшемуся политическому режиму. поэтому китайское правительство стремится контролировать информационные потоки как на техническом уровне, внедряя достаточно сложные системы ограничения и фильтрации информации, так и на уровне работы с самой информацией, которая появляется в интернете. Ипользуются два основных способа контроля интернета: “Великий китайский файервол” (“Great Farewall”) и проект “Золотой Щит” (Golden Shield), который является его частью. Первая система технически блокирует нежелательный контент, главная задача второй системы - цензура и контроль над информацией. Существуют также различные государственные ведомства, которые ответственные за те или иные аспекты контроля за интернетом.
Помимо контроля своего внутреннего интернет-пространства Китай стремится выступать значимым игроком в интернет-пространстве других стран, продвигая и создавая свой внешнеполитический образ посредством продвижения своих медиа, которые подчинены Пекину. Китай увеличивает количество зарубежных представительств своих основных вещательных компаний и газет таких как CCTV или Xinhua. Стоит отметить, что выход китайских СМИ на зарубежный рынок сопровождается значительными финансовыми вливаниями со стороны правительства, что позволяет им успешнее конкурировать с западными медиа, которые в большинстве своем не могут опереться на государственную поддержку. Еще одним важным моментов в действиях Китая в медиапространстве является то, что сейчас Китай стремится сам формировать информационный фон в отношении событий, которые так или иначе затрагивают его интересы, предпочитая не замалчивать события, а освещать их со своей точки зрения.
В этой связи Китай не может оставить без внимания вопрос управления интернетом на международном уровне, который обсуждается на многих площадках. Он вызывает беспокойство большого числа государств и Китая в том числе. Китайское правительство придерживается концепции доминирования государства в своем внутреннем интернет- пространстве и стремится продвигать такие же идеи на международном уровне. Мультистейкхолдерская модель управления, направленная на расширение числа сторон, вовлеченных в управление интернетом, которой придерживается большинство западных стран во главе с США, не отвечает интересам Пекина. Китай выступает за сохранение главенствующей роли государства в решении вопросов, связанных с интернетомю. В том числе стоит отметить, что Китай недоволен сложившейся гегемонией США в интернете и подконтрольностью ICANN американскому правительству. Таким образом китайское правительство активно использует международные площадки в рамках ICANN, IGF, WSIS, чтобы, с одной стороны, донести свое видение системы управления интернетом, с другой стороны, препятствовать внедрению мультистейкхолдерской модели. Однако, пока китайская модель управления не находит отклика особенно в сочетании с обвинениями западных стран в нарушении свободы слова в интернете и жесткой цензуре. Китай, несмотря на свое растущее влияние в мире, в целом пока не обладает достаточной силой, чтобы диктовать свои условия в международном интернет-пространстве
Еще одной чувствительной проблемой, которая встает перед китайским правительством, становится проблема информационной безопасности. Китай часто обвиняют во вторжениях в информационное пространство других стран и считают основным агрессором и спонсором кибератак. Его главной мишенью служат США, которые являются не только геополитическим соперником, но и ведущей экономической державой, поэтому конфликты между Китаем и США возникают не только на почве кибершпионажа, но и из-за кражи интеллектуальной собственности американских компаний. Большое недовольство со стороны США вызывают кражи интеллектуальной собственности американских компаний, которые могут существенно помочь Китая в развитии производства или технологий. Американские власти довольно четко разделяют государственный кибершпионаж и просто кражу коммерческих данных, если первое вполне приемлемо, то второе вызывает значительный протест со стороны американских властей. Стороны пытаются вести диалог, также проводя встречи на высшем уровне, однако, зачастую принятые решения довольно сложно реализуются на практике.
Китай за десятилетия, прошедшие с момента развития своего интернет- пространства, активно внедряет и развивает информационные технологии и также пытается занять ключевую роль в международном интернет-пространстве и продвигать свое видение в управление интернетом. Однако, Китай часто становится объектом критики мирового сообщества за свою внутреннюю информационную политику, которая идет в разрез с представлениями большинства западных стран о том, каким должен быть интернет, что затрудняет диалог на международных площадках. Западные страны, в особенности США, оказывает серьезное сопротивление действиям и инициативам Китая по вопросу управления интернетом.
Несмотря на экономическую мощь Китая и его авторитет на мировой арене, его степень влияния на международные процессы, происходящие в области управления интернетом пока сравнительно мала. Тот режим, которого Китай придерживается, регулируя собственное интернет-пространство, не вызывает доверия и невольно заставляет многие государства недоверчиво относиться к тому, чего хочет китайское правительство в сфере управления интернетом. Довольно очевидным в позиции Китая является то, что он не хочет отдавать управление интернетом негосударственным акторам или работать с ними на равных условиях. Доминирование государства во внутренней информационной политике переносится и на внешнюю. Китай также активно сотрудничает с группой развивающихся стран, стараясь создать свой блок в противовес западным странам во главе с США. В то же время стоит отметить, что ему пока сложно противостоять американской позиции по данному вопросу, поэтому на данном этапе можно сделать вывод, что Китаю еще предстоит долгий путь в достижении своих целей по регулированию интернета на международном уровне.
Документы:
1. Руководство по участию в работе ICANN для начинающих// ICANN. URL: https://www.icann.org/en/system/files/files/participating-08nov13-ru.pdf (дата обращения 26.04.16)
2. Предложение о передаче координирующей роли в осуществлении функций Администрации адресного пространства Интернет (IANA) от Национального управления по телекоммуникациям и информации (NTIA) Министерства торговли США глобальному сообществу заинтересованных сторон// IANA Stewardship Transition Coordination Group. URL: https://www.ianacg.org/icg- files/documents/IANA-stewardship-transition-proposal-RU.pdf (дата обращения 26.04.16)
3. Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности// Архив МИД РФ. 2015. Январь. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/ns-dmo.nsf/c85969b2329a429944257d5600225ebb/44257b100055f7e6c3257db4004192e4/ /A%2069%20723%20Ru.pdf (дата обращения 26.04.16)
4. Заявление Монтевидео о будущем сотрудничества в сфере интернета// ICANN. 2013. Октябрь. URL: https://www.icann.org/news/announcement-2013-10-07- ru (дата обращения 26.04.16)
5. UN E-Government Survey 2014// United Nations E-Government Development Database. 2014. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en- us/Reports/UN-E-Government-Survey-2014 (дата обращения 25.04.16)
6. The IANA Functions. An Introduction to the Internet Assigned Numbers Authority (IANA) Functions// IANA. URL: http://www.iana.org/about/informational- booklet.pdf (дата обращения 26.04.16)
7. Statistical Report on Internet Development in China //China Internet Network Information Center (CNNIC). 2013. July. URL: http://www1.cnnic.cn/IDR/ReportDownloads/201310/P020131029430558704972.pdf (дата обращения 21.02.16)
8. Statistical Report on Internet Development in China //China Internet Network Information Center (CNNIC). 2015. July. URL: http://www1.cnnic.cn/IDR/ReportDownloads/201601/P020160106496544403584.pdf (дата обращения 21.02.16)
9. Report of the Working Group on Internet Governance// Working Group on Internet Governance. 2005. June. URL: http://www.wgig.org/docs/WGIGREPORT.pdf (дата обращения 26.04.16)
10. IANA Stewardship Transition Implementation.Presentation [EN]// ICANN. 2015. October. URL: https://meetings.icann.org/en/dublin54/schedule/wed-iana-stewardship-implementation/presentation-iana-stewardship-implementation-21oct15-en (дата обращения 26.04.16)
11. Global E-Government Survey 2003// United Nations E-Government Development Database. 2003. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en- us/Reports/UN-E-Government-Survey-2003 (дата обращения 25.04.16)
12. Background paper: implementing e-government in OECD countries: experiences and challenges. URL: http://www.oecd.org/mena/governance/36853121.pdf (дата обращения 25.04.16)
13. <«МЛ^1ШЛВЖ5тШ^Й№ . Цзуйгао жэньминь фаюань гуаньюй жэньминь фаюань цзай хуляньван гунбу цайпань вэньшу дэ гуйдин. Закон Верховного народного суда КНР в отношении публикации судебных решений в сети интернет. 2013. URL: http://www.chinacourt.org/law/detail/2013/11/id/147242.shtml (дата обращения 27.04.16)
Литература:
14. Курбалийя Й. Управление Интернетом/ Курбалийя Й. - М., 2010. - 208 c.
15. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях/ Манойло А.В. - М.: МИФИ, 2003. - 388 c.
...