Введение 4
1. Вибрационная установка с одним неуравновешенным ротором 6
1.1. Описание модели 6
1.2. Моделирование системы 7
1.3. Результаты моделирования 8
2. Вибрационная установка с двумя неуравновешенными роторами 11
2.1. Описание модели 11
2.2. Моделирование системы 12
2.3. Результаты моделирования 14
Заключение 17
Список литературы 18
Приложение 20
2.4. Приложение 1 21
2.5. Приложение 2 23
Вибрационные установки с неуравновешенными роторами широко используются в различных отраслях промышленности: горной промышленности, машино- и судостроении. Одной из основных характеристик таких установок является максимальная мощность электродвигателя. При работе установки, максимальная мощность необходима на этапе запуска и разгона двигателя. При снижении максимальной мощности, а, как следствие, и номинальной, в системе может возникнуть так называемый эффект Зоммерфельда.
Эффект Зоммерфельда назван в честь немецкого физика Арнольда Зоммерфельда, который первым наблюдал его на экспериментальной установке в 1902 г. [1, 10]. Эффект представляет собой “застревание” угловой скорости вращения ротора. В случаях, когда двигатель обла- дет небольшой мощностью, колебания основания влияют на ротор, в следствии чего двигатель не может выйти на нормальный режим работы и угловая скорость начинает колебаться около некоторого значения.
Такие колебания могут навредить системе. К примеру, в железнодорожном транспорте мотор представляет собой установку, располагающуюся на упругом основании. Известны случаи, когда машинист локомотива не мог увеличить скорость движения машины, несмотря на соответствующие действия с его стороны, и лишь при сильном увеличении подводимой мощности скорость скачкообразно увеличилась [9].
Стоит отметить, что при рассмотрении разных типов двигателей (синхронных и асинхронных) получаются различные результаты в проявления эффекта Зоммерфельда, вплоть до его отсутствия, что стимулирует их дальнейшее изучение.
В работе [4] рассмотрен синхронный электродвигатель с асинхронным запуском и доказано, что эффект Зоммерфельда не проявляется. В данном случае, стабилизирующие свойства двигателя препятствуют возникновению эффекта.
Для борьбы с эффектом и его влиянием разрабатываются различные методы управления двигателем, такие как “метод двойного пуска” [11], метод скоростного градиента [7] и другие методы [2, 5, 6].
В работе рассмотрены следующие электромеханические системы с асинхронным двигателем: вибрационные установки с одним и двумя неуравновешенными роторами. Проведено численное моделирование систем, в ходе которого был выявлен эффект Зоммерфельда при различных управляющих воздействиях(вращающих моментов двигателей).
В работе были промоделированы вибрационные установки с одним неуравновешенным ротором, и с двумя неуравновешенными роторами, описанные в [2, 6].
При рассмотрении вибрационной установки с одним неуравновешенным ротором была построена математическая модель и ее нормальная форма.
С помощью компьютерного моделирования было установлено, что эффект Зоммерфельда проявляется. Следует отметить, что для одного и того же параметра управления и различных начальных данных, в системе могут возникать различные режимы работы установки.
Дальнейшее исследование показало, что эффект проявляется для достаточно широкого интервала управляющего момента, получены концы этого интервала и построена биффуркационная диаграмма. Проведено уточнение границы параметра преодоления застревания частоты для параметра из [2].
Для моделирования системы был написан программный код на языке Python 2.7.
Также была получена математическая модель для вибрационной установки с двумя неуравновешенным роторами и ее нормальная форма.
В ходе численного анализа установлено, что в системе, наряду с нормальным режимом работы, может возникать эффект Зоммерфель- да. Выявлено что в системе имеются два режима работы установки для одного и того же параметра управления и различных начальных данных.
Дальнейшее моделирование с различными начальными данными показало, что эффект Зоммерфельда проявляется внутри интервала. Также для системы была построена бифуркационная диаграмма.
Реализован код численного моделирования системы на языке программирования Python 2.7.
[1] Eckert M., Marker K. Arnold Sommerfeld.— Springer, 2004.— Vol. 2. —P. 1919-1951.
[2] Fradkov A., Tomchina O., Tomchin A. Controlled passage through resonance in mechanical systems // Journal of Sound and Vibration. — 2011. —Vol. 330. —P. 1065-1073.
[3] Landau Rubin H., Paez Manuel J., Bordeianu Cristian C. Computational Physics: Problem Solving with Python. — John Wiley & Sons, 2015.
[4] Leonov G.A. The passing through resonance of synchronous machine on elastic platform // Proceedings of the 6th EUROMECH nonlinear dynamics conference. — 2008. — P. 1-6.
[5] Tomchin D. Switching speed-gradient control of passage through resonance for the two-rotor vibration unit. — 2011.
[6] Tomchin D.A., Fradkov A.L. Control of passage through a resonance area during the start of a two-rotor vibration machine // Journal of Machinery Manufacture and Reliability. — 2007. — Vol. 36, no. 4. — P. 380-385.
[7] Tomchina O.P., Tomchin D.A., Fradkov A.L. Speedgradient control of passing through resonance in one-and two-dimensional motion // 16th IFAC World Congress Autom. Control / Citeseer. — 2005.
[8] Айзерман М. А. Классическая механика. — Изд-во Физико-математической литературы М., 2005.
[9] Блехман И.И. Что может вибрация //О «вибрационной механике» и вибрационной технике. М.— 1988.
[10] Блехман И.И. Вибрационная механика. — Наука. Физматлит М, 1994.
[11] Гортинский В.В., Хвалов Б.Г. Об одном способе управления запуском колебательной системы с инерционным возбудителем. Механика машин. — 1981.
[12] Гуськов А.М., Пановко Г.Я. Расчет периодических движений в задаче Зоммерфельда о взаимодействии механических систем с двигателем ограниченной мощности // Вестник научно-технического развития. — 2012. — Vol. 6.
[13] Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. — Б. м., 2004.
[14] Пановко Я.Г., Губанова И.И. Устойчивость и колебания упругих систем: Современные концепции, парадоксы и ошибки. — ’’Наука”, Глав. ред. физико-математической лит-ры, 1987.