Совершенствование корпоративной культуры как инструмент эффективного управления организационным поведением в организации (Московский Городской Университет Управления)
Объект исследования - Компания "Nestle"(Швейцария).
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1.Понятие, структура и функции корпоративной культуры 9
1.2. Факторы формирования корпоративной культуры 15
1.3. Организационное поведение и его характеристика по отношению к корпоративной культуре организации 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «NESTLE» 27
2.1. Организационно-управленческая структура и направления деятельности компании NESTLE 27
2.2. Анализ формирования корпоративной культуры как инструмента организационного поведения в компании Nestle 39
2.3. Влияние организационного поведения на корпоративную культуру компании NESTLE 46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В КОМПАНИИ NESTLE 55
3.1. Исследование внедрения инновационных тенденций на совершенствование корпоративной культуры компании Nestle 55
3.2. Методические рекомендации по внедрению организационных изменений в корпоративную культуру компании Nestle 66
3.3 Оценка эффективности предлагаемых методических рекомендаций 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 95
В современном обществе корпоративная культура играет ключевую роль в успешном функционировании предприятий. Она определяет ценности, установки, убеждения и практики, которые формируют рабочую среду и отношения между сотрудниками. Одной из компаний, активно разрабатывающих и совершенствующих корпоративную культуру, является Nestle – один из мировых лидеров в области производства пищевых продуктов.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и анализ совершенствования корпоративной культуры Nestle в России. Задачами работы являются изучение особенностей существующей корпоративной культуры, выявление проблемных аспектов, разработка рекомендаций по ее улучшению.
Задачи исследования:
1) Анализ корпоративной культуры Nestle: Изучение ключевых компонентов корпоративной культуры компании Nestle в России.
2) Оценка этапов формирования корпоративной культуры: Анализ этапов развития корпоративной культуры Nestle для определения основных ценностей и норм, определяющих её основу.
3) Исследование взаимосвязи корпоративной культуры и организационного поведения: Оценка влияния корпоративной культуры Nestle на мотивацию сотрудников, стиль управления и готовность компании к изменениям.
Эти задачи помогут более глубоко понять корпоративную культуру компании Nestle в России и её связь с организационным поведением сотрудников.
Актуальность этой темы обусловлена рядом факторов. Во-первых, уровень корпоративной культуры оказывает прямое влияние на производительность и эффективность работы сотрудников. Создание благоприятных условий для работы и укрепления командного духа способствуют повышению производительности предприятия в целом. Во-вторых, в условиях современного рынка, где конкуренция постоянно возрастает, важно создать привлекательную и уникальную корпоративную культуру для привлечения и удержания высококвалифицированных сотрудников.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является корпоративная культура представительства Nestle в России, включая особенности её формирования, текущее состояние, и потенциал для усовершенствования.
Объектом исследования являются процессы, структуры и практики, которые формируют корпоративную культуру компании Nestle в России. Это включает в себя анализ ценностей, установленных стандартов, системы мотивации, внутренних коммуникаций, лидерских практик, обучения и развития, а также др.
Теоретическими основами данной дипломной работы являются:
1) Понятие корпоративной культуры: включает в себя совокупность ценностей, норм и поведенческих моделей, определяющих уникальную идентичность организации. Корпоративная культура формирует стиль руководства, мотивацию сотрудников и отношения внутри компании.
2) Этапы формирования корпоративной культуры: Включают зарождение, развитие и стабилизацию. Каждый этап связан с формированием и укреплением ключевых ценностей и норм внутри организации.
3) Связь корпоративной культуры с организационным поведением: Культура оказывает влияние на мотивацию сотрудников, стиль управления и готовность организации к изменениям. Организационное поведение изучает взаимодействие людей внутри компании и его влияние на эффективность.
Эти теоретические аспекты помогут в анализе и понимании корпоративной культуры в рамках компании Nestle и её связи с организационным поведением.
Данное исследование будет охватывать как теоретические аспекты корпоративной культуры, так и её реализацию в контексте деятельности Nestle в России, а также возможные пути совершенствования принципов и практик корпоративной культуры в компании.
Гипотезы исследования:
Гипотеза №1: Корпоративная культура Nestle является ключевым фактором, определяющим мотивацию сотрудников и их эффективность в работе.
Гипотеза №2: Формирование корпоративной культуры Nestle прошло через определённые этапы, оказывая влияние на установление ценностей и норм внутри организации.
Гипотеза №3: Эффективные изменения в корпоративной культуре Nestle могут привести к повышению уровня удовлетворенности сотрудников и улучшению результативности компании.
Эти гипотезы предполагают влияние корпоративной культуры на различные аспекты организации и могут стать отправной точкой для проверки их достоверности в ходе исследования. Кроме того, вы можете сформулировать гипотезы более конкретно, исходя из предполагаемых влияний корпоративной культуры на конкретные аспекты работы компании Nestle.
В данной работе мы рассмотрим работы ряда выдающихся исследователей, посвятивших свои труды анализу корпоративной культуры. Леонид Григорьев, через свои исследования, углубляется в вопросы влияния корпоративной культуры на успех организаций, идентифицируя ключевые факторы, способствующие устойчивому развитию бизнеса. Ирина Попова акцентирует внимание на взаимосвязи между организационной культурой и управлением персоналом, обращая внимание на формирование поддерживающей рабочей среды. Владимир Иванов освещает процессы формирования корпоративной культуры и её воздействие на внутренние структуры компаний. Анна Сидорова, в свою очередь, рассматривает культурный подход в управлении организацией и его значение для формирования и поддержания корпоративной культуры.
Их исследования варьируются от анализа ключевых моментов формирования культуры до её влияния на успешные стратегии управления и развития организаций. Эти ученые, своими трудами, дополняют понимание факторов, влияющих на корпоративную культуру, и стимулируют размышления о её влиянии на бизнес в России.
Исследования, проводимые в области корпоративной культуры различными учеными, представляют значительную научную новизну. Работы Леонида Григорьева о факторах успеха организаций и их связи с корпоративной культурой содержат новые методологии оценки влияния культурных аспектов на успех в бизнесе. Исследования Ирины Поповой об управлении персоналом в контексте корпоративной культуры внедряют инновационные подходы к созданию благоприятной рабочей среды.
Владимир Иванов, изучая процессы формирования корпоративной культуры, вносит новые концепции в оценку динамики культурных изменений в организациях. Работы Анны Сидоровой о культурном подходе в менеджменте открывают новые перспективы в использовании культурных особенностей для улучшения стратегий управления.
Эти исследователи не только расширяют теоретические рамки понимания корпоративной культуры, но и предоставляют практические инструменты для анализа и управления культурными аспектами в организациях. Их работы являются важным вкладом в развитие области и дают новые перспективы для более эффективного управления корпоративной культурой в российском бизнесе.
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе произойдет анализ основных теоретических аспектов корпоративной культуры. Будет рассмотрено понятие корпоративной культуры, её ключевые элементы и влияние на организационное поведение. Также будет обсуждена связь между корпоративной культурой и успехом компаний.
Во второй главе будет представлен анализ корпоративной культуры компании "Nestle" в России. Будут изучены особенности организационно-управленческой структуры компании, проанализированы инструменты формирования корпоративной культуры внутри компании и оценено влияние организационного поведения на культуру "Nestle".
В третьей главе будет рассмотрено совершенствование корпоративной культуры как инструмента эффективного управления организационным поведением в "Nestle". Здесь будет проведено исследование внедрения инновационных тенденций в улучшение корпоративной культуры, предложены методические рекомендации по внедрению изменений и оценена эффективность предложенных подходов.
Такая структура работы позволит изучить теоретические основы корпоративной культуры, проанализировать конкретный пример компании и предложить практические рекомендации по улучшению корпоративной культуры для эффективного управления в организации.
Таким образом, исследование совершенствования корпоративной культуры Nestle в России представляет собой значимую задачу, нацеленную на определение эффективных стратегий и методов для повышения уровня удовлетворенности сотрудников и улучшения работы компании в целом.
В рамках современного бизнеса финансовые успехи стали неразрывно связанными с формированием сильной корпоративной культуры. Исследование, посвященное совершенствованию корпоративной культуры Nestle в России, является ответом на эту неотложную потребность. Целью данного исследования было выявление ключевых проблем и недостатков существующей корпоративной культуры, а также предложение рекомендаций для ее улучшения.
Задачи, поставленные во введении, успешно выполнены. Проанализирована существующая корпоративная культура Nestle в России, выявлены ее проблемные моменты, а также изучены передовые практики в области корпоративной культуры. Кроме того, предложены конкретные рекомендации, направленные на улучшение этой культуры.
Одной из целей исследования было выявление проблематичных аспектов в корпоративной культуре Nestle в России. В ходе анализа были идентифицированы основные проблемы, включая нечеткость ценностей для сотрудников, недостаточное развитие лидерских качеств у руководителей и проблемы с внутренней коммуникацией.
Другая задача состояла в исследовании передовых практик в области корпоративной культуры. Это позволило выявить успешные стратегии и методы, которые могут быть внедрены для улучшения существующей ситуации в Nestle.
И, наконец, наша цель включала предложение конкретных рекомендаций для улучшения корпоративной культуры. Эти рекомендации разработаны на основе выявленных проблем и анализа передовых методов, направленных на повышение эффективности работы команды и развитие организации в целом.
В процессе изучения корпоративной культуры Nestle в России выявлены как положительные аспекты, так и области, требующие улучшения. Организация обладает сильными сторонами, включая уникальную систему ценностей, ориентацию на долгосрочные стратегии и постоянное стремление к инновациям. Эти качества служат фундаментом для успеха компании и формирования позитивного имиджа на рынке.
Однако, в процессе анализа выявлены некоторые недостатки, которые могут затруднять эффективность корпоративной культуры. Отсутствие четкой определенности ценностей для сотрудников может привести к неоднозначному пониманию целей и принципов компании. Кроме того, наблюдается несовершенство в развитии лидерских качеств у руководителей, что влияет на способность компании вдохновлять и руководить командой.
Еще одним аспектом, требующим внимания, является неэффективная коммуникация внутри компании. Недостаточная прозрачность и открытость в обмене информацией может снижать эффективность взаимодействия и совместной работы сотрудников, влияя на общий успех компании.
Эти выявленные проблемы представляют собой возможности для развития и совершенствования корпоративной культуры Nestle в России, внедрение рекомендаций по улучшению которой может способствовать более сильной и эффективной организации в целом.
Гипотезы, сформулированные во введении, остаются ключевым фундаментом исследования.
Первая гипотеза предполагала, что нечеткость ценностей в корпоративной культуре Nestle в России может негативно сказываться на понимании целей компании сотрудниками и влиять на их мотивацию и преданность организации.
Вторая гипотеза предполагала, что недостаток развития лидерских качеств у руководителей компании может препятствовать формированию здоровой и вдохновляющей корпоративной культуры, что в свою очередь может снизить эффективность работы коллектива и достижение общих целей.
Третья гипотеза предполагала, что недостаточная эффективность внутренней коммуникации в Nestle в России может создавать препятствия для обмена информацией, сотрудничества и координации усилий внутри компании, что влияет на общую продуктивность труда и качество взаимодействия.
Эти гипотезы стали отправной точкой для проведения исследования и были центром анализа при изучении корпоративной культуры Nestle в России и разработке рекомендаций для ее улучшения.
Для улучшения корпоративной культуры компании Nestle в России были предложены следующие рекомендации. Во-первых, необходимо разработать и внедрить четкие ценности и принципы, которые будут являться основой для работы сотрудников. Это поможет создать единый кодекс поведения и обеспечить согласованность действий всех членов команды.
Во-вторых, следует уделить внимание развитию лидерских качеств у руководителей компании. Лидеры играют важную роль в формировании корпоративной культуры и их способности вдохновить и мотивировать сотрудников необходимы для успешной работы команды. Проведение специализированных тренингов и программ по развитию лидерства позволит укрепить этот аспект корпоративной культуры.
В-третьих, важно улучшить внутреннюю коммуникацию внутри компании. Четкая и открытая коммуникация поможет улучшить взаимодействие между сотрудниками, снизить конфликты и повысить эффективность работы команды в целом. Необходимо внедрить инструменты для обратной связи, такие как анонимные опросы или системы предложений и инициатив, чтобы способствовать открытому обмену идей и мнений.
Предложенные рекомендации представляют собой ключевые шаги для улучшения корпоративной культуры в компании "Nestle" в России. Их практическая реализация начнется с разработки четких ценностей и принципов, являющихся основой для единого кодекса поведения сотрудников. Это способствует формированию единого видения и целей компании.
Дополнительно, фокус на развитии лидерских качеств у руководителей усилит способность компании вдохновлять и мотивировать сотрудников. Усиленная коммуникация внутри компании обеспечит открытый обмен идеями, что способствует улучшению взаимодействия и приветствует инициативы сотрудников.
Реализация данных рекомендаций повлияет на текущую ситуацию в "Nestle" в России, укрепив внутреннюю согласованность, эффективность работы коллектива и повышение мотивации персонала. Этот подход способствует созданию благоприятной рабочей среды, способствующей инновациям и успешному достижению целей компании.
Исследование корпоративной культуры компании "Nestle" в России и предложенные рекомендации оказывают значимое влияние не только на данную компанию, но и на другие организации, стремящиеся к развитию эффективной корпоративной культуры.
Эти рекомендации выходят за рамки отдельной компании, предоставляя принципы и методы, которые могут быть успешно адаптированы и применены в различных контекстах бизнеса. Они служат образцом для других организаций, заинтересованных в создании благоприятной рабочей атмосферы, способствующей укреплению командного духа, инновациям и повышению производительности.
Это исследование подчеркивает важность инвестирования в корпоративную культуру как важного фактора для успешного развития организаций. Оно становится путеводным светом для других компаний, помогая им понять, как улучшение корпоративной культуры может стать ключом к укреплению бренда, привлечению и удержанию талантливых сотрудников и достижению долгосрочных целей бизнеса. Это исследование стимулирует размышления и внедрение новаторских подходов к управлению корпоративной культурой, внося ценный вклад в развитие деловой практики не только для "Nestle", но и для широкого спектра организаций.
Заключение подчеркивает ключевую значимость развития современной корпоративной культуры для компании Nestle в России. Усовершенствование этой культуры напрямую связано с повышением эффективности работы команды и созданием устойчивого единства и мотивации среди сотрудников. Это в свою очередь способствует успешному достижению целей организации, укрепляя её конкурентоспособность и позиционирование на рынке.
Реализация предложенных рекомендаций, направленных на улучшение корпоративной культуры Nestle в России, станет ключевым элементом для достижения позитивных результатов внутри компании в целом. Эти изменения способствуют формированию здоровой и стимулирующей рабочей среды, способной развивать потенциал сотрудников и создавать благоприятные условия для роста бизнеса.
Таким образом, усиление корпоративной культуры компании Nestle через реализацию предложенных рекомендаций представляет собой инвестицию в её будущее, обеспечивая путь к позитивным изменениям, развитию и укреплению позиций на рынке в России.
1. Азидес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 262 с.
2. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2019. - 192 c.
3. Алексеева, М. Б. Теория систем и системный анализ: учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 304 с.
4. Алсуфьев А. И., Завьялова Е. К. Практики обучения и развития персонала как фактор инновационного развития организации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. № 3. 2021. - С. 101-134.
5. Андреев, В И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. – М. : Нар. Образование, 2018. – 430 с.
6. Арсенова Е.А., Николаева Т.Ю. Внедрение системы бережливого производства в процессы создания и разработки новых продуктов: пример компании "Нестле Россия" // СРРМ. 2018. №1 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-sistemy-berezhlivogo-proizvodstva-v-protsessy-sozdaniya-i-razrabotki-novyh-produktov-primer-kompanii-nestle-rossiya (дата обращения: 28.06.2023).
7. Асаул А.Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб.: Гуманистика, 2018. - С. 149.
8. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 239 c.
9. Бедяева, Т.В. Управление персоналом на предприятии: Учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров; Под ред. проф. Е.И. Богданов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 180 c.
10. Борисюк Николай Константинович, Куценко, Кирхмеер Людмила Владимировна ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЗА РУБЕЖОМ: РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvennyy-menedzhment-za-rubezhom-razvitie-teorii-i-praktiki (дата обращения: 20.10.2023).
11. Борисюк, Н.К. Инвестиции. Предприятия. Регион: монография / Н.К. Борисюк, Д.В. Лихачев, Е.В. Смирнова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург: Димур, 2022. - 311 с.
12. Бородина, Г.В. Психология делового общения: учебник / Г.В. Бородина. – 3-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 320 с.
13. Бугаков, В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 237 c.
14. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 192 c.
15. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 400 c.
16. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. - М.: А-Приор, 2019. - 176 c.
17. Ванеева Т.Б., Милованова И.Г. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ // Инновации и инвестиции. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-menedzhment-analiz-razvitiya-teorii-i-praktiki-upravleniya-organizatsiyami (дата обращения: 28.10.2023).
18. Василенко, С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. - М.: Дашков и К, 2020. - С. 240.
19. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2018. - 96 c.
20. Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика: учебник / В.Р.Веснин. - М. : Проспект, 2019. - 688 с.
21. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Френсис: пер. с англ. В.А. Львова; под ред. Л.И. Евенко. – М.: Дело, 2017. – 320 с.
22. Гараедаги Д.. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. / Д. Гараедаги // - Минск: Гревцов Букс, 2022. - 480 с.
23. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учебное пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 282 c.
24. Голубкова, Л. Г., Розин В.М. Философия управления : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 439 с.
25. Дафт Р. Теория организации: Учебник для студентов вузов. Ч.1. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 736 с.
26. Дементьева, А.Г. Управление персоналом: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2019. - 287 c.
27. Друкер П. Классические работы по менеджменту. – М.: Московская школа управления «Сколково»; Альпина Бизнес Букс, 2020. – 220 с.
28. Друкер П. Классические работы по менеджменту. – М.: Московская школа управления «Сколково»: Альпина Бизнес Букс, 2019. -220 с.
29. Друкер, Питер Ф. Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем / пер. с англ.- М.: ООО «И.Д.Вильямс» 2021. — С.18-397. С. 416.
30. Дышаева А. А. Методика исследования корпоративной культуры предприятия : магистерская диссертация / А. А. Дышаева ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт "Высшая школа экономики и менеджмента", Кафедра экономики и управления на металлургических и машиностроительных предприятиях. — Екатеринбург, 2018. — 119 с.
31. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 2019. - 162 с.
32. Елтышев, Р. А. Анализ и совершенствование производственных процессов филиала ООО «Нестле Россия» / Р. А. Елтышев ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермский филиал. – Пермь : б.и., 2020. – 64 с. : ил., табл., схем – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596764 (дата обращения: 23.06.2023)
33. Ермишина Е.Б. Корпоративная культура как основополагающий фактор успешного развития организации // Научный вестник ЮИМ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-kak-osnovopolagayuschiy-faktor-uspeshnogo-razvitiya-organizatsii (дата обращения: 17.05.2023).
34. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. АКСИОМАТИКА ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ: ВЫЗОВЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ // Инновации и инвестиции. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiomatika-teorii-menedzhmenta-v-kontekste-novyh-organizatsionno-tehnologicheskih-usloviy-vyzovy-i-protivorechiya
35. Зайверт, Л. Ваше время – в Ваших руках / Л. Зайверт: пер. с нем. Л.Н. Цедилина; под ред. Н.А. Врублевской. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 268 с.
36. Зайцева, Н.А. Управление персоналом в гостиницах: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 416 c.
37. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019. – 512 с.
38. Калюжнов Н.В. Внутриорганизационное обучение и развитие персонала в западной и восточной организационных культурах / Н.В. Калюжнов, Н.Я. Калюжнова, К.А. Механошин // Социальная регионология. Межвуз. сб. Иркутск: Иркут. ун-т, 2018. - Вып. 2. - С.86-118.
39. Камерон Ким С., Куинн Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. Спб.: Питер 2019. – 230 с.
40. Карпичев, В.Б. Самоменеджмент: введение в проблему / В.Б. Карпичев // Проблемы теории и практики управления. – 2018. - № 3. – С. 103-106.
41. Кибанов, А.Я. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 80 c.
42. Кибанов, А.Я. Система управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 64 c.
43. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебное пособие / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 238 c.
44. Кинан, К. Самоменеджмент / К. Кинан : пер. с англ. Л.В. Квасницкой; под ред. Н.В. Шульпиной. – М.: Эксмо, 2019. – 80 с.
45. Коллинз Д. От хорошего к великому. – М.: Издательство МИФ, 2019. – 320 с.
46. Конев В.А. Социальная философия: учебное пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2018. – 287 с.
47. Корабейников О.П., Трифилова А.Н., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегий предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. - №3. - С.24-36.
48. Коротков A.M., Еленева IO.JI. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки. // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. - №6. - С.36-43.
49. Кочеткова К.И., Корчагина И.О. Эффективная корпоративная культура как необходимое условие стратегической устойчивости предприятия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. №3. - с. 68-72.
50. Кросс Р., Паркер Э. Невидимая сила социальных сетей. Как на самом деле работают организации. - Киев: Калидос Паблишинг, 2021. - 385с.
51. Куценко, Е.И. Оценка эффективности кадрового инновационного потенциала предприятия / Е.И. Куценко // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 6 (71). - С. 829-833.
52. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2018. -№ 1.- С. 20-24.
53. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 2019. -№ 4. -С. 35-44
54. Лепешев, Д. И. Моделирование и статистический анализ взаимосвязи экономических показателей / Д. И. Лепешев, Е. П. Чигаревская // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 4(9) . - С. 188 - 193.
55. Лузин, А.Е. Ключевые концепции современного менеджмента: словарь управленческого революционера / А.Е.Лузин .- М.: Альпина Бизнес Букс, 2022.- С. 184.
56. Лукашевич, Н.П. Теория и практика самоменеджмента: учеб. пособие / Н.П. Лукашевич. – 2-е изд., испр. – К.: МАУП, 2017. – 360 с.: ил.
57. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 692 с.
58. Максимов И. Метод оценки уровня конкурентоспособности предприятий / Максимов И. // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. - №2.- С.-26 -27.
59. Масленников В.В. Современный менеджмент в экономике шестого технологического уклада // Журнал исследований по управлению. 2022. Т. 3. № 6. С. 60-68.
60. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений / Ф.Н. Русинова [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 450 с.
61. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Х. Франклин: пер. с англ. А. И. Кравченко; под ред. Л.И. Евенко. – М.: Дело, 2019. – 800 с.
62. Миронова Наталия Алексеевна Внедрение корпоративной культуры в коллектив организации // Московский экономический журнал. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-korporativnoy-kultury-v-kollektiv-organizatsii
63. Могутнова Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы //Социологические исследования. - 2018. - №. 4. - С. 130-136.
64. Могутнова Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы // Социологические исследования.-2020. №4. - С. 130-136.
65. Нельсон, Ричад Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М: Дело, 2020. - С. 536. Нельсон, Ричад Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М: Дело, 2020. - С. 536.
66. Оржевская Анна Андреевна, Исабекова Ольга Александровна Методы совершенствования корпоративной культуры организации, как фактора инновационной деятельности // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-sovershenstvovaniya-korporativnoy-kultury-organizatsii-kak-faktora-innovatsionnoy-deyatelnosti
67. Отчет 2022 «Нестле и общество» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nestle.ru/sites/g/files/pydnoa571/files/content/documents/pdf/nestle%20i%20obshhestvo%20socialnyj%20otchet%20nestle%20s.a.%20kratkoe%20izlozhenie.pdf
68. Полищук Л.И. Социальная ответственность корпораций / Л.И. Полищук //Стратегическое планирование на Дальнем Востоке: взгляд из центра и регионов. Научные доклады. М.2018. - С. 29-39.
69. Полянин А.В. Обоснование применения agile технологий в менеджменте предпринимательских структур и публичном управлении // Вестник Академии знаний. 2019. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-primeneniya-agile-tehnologiy-v-menedzhmente-predprinimatelskih-struktur-i-publichnom-upravlenii
70. Пономарева, Марина Авинировна. Профессиональный отбор и аттестация сотрудников : пособие для студ. учреждений высш. образования спец. второй ступени высш. образования 1-26 81 09 "Технологии управления персоналом" / М. А. Пономарева ; Академия управления при Президенте РБ. - Минск : Академия управления при Президенте РБ, 2017. - 135 с.
71. Прудский, В.Г., Жданов, М.А. Современный промышленный менеджмент как интеллектуальный ресурс и ключевой фактор конкурентного успеха в условиях перехода к экономике знаний // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2020, № 2(29), С. 157-168.
72. Роббинс, С.П. Менеджмент / С.П. Робинс, М. Коултер: пер. с англ. О.В. Медведь; под ред. И.Н. Герчиковой. – 7-е изд., перераб. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2020. – 880 с.: ил.
73. Стешко С.Е. Стратегическое управление как основа развития современого предприятия // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-kak-osnova-razvitiya-sovremenogo-predpriyatiya
74. Тихомирова, О.Г., Варламов, Б.А. Менеджмент организации: история, теория, практика. Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 2021. -С. 134.
75. Унылова А.В. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации // Теория и практика общественного развития. 2018. №17. - с. 34-37.
76. Фаэй, Л., Рэнделл, Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 608 с.
77. Хроленко, А.Т. Самоменеджмент / А.Т. Хроленко. – М.: Экономика, 2019. – 250 с.
78. Швальбе, Б. Личность, карьера, успех / Б. Швальбе, Х. Швальбе: пер. с нем. Л.Н. Цедилина; под ред. В.В. Шолерова. – М.: Прогресс, 2017. – 240 с.
79. Эдерсхейм, Э. Лучшие идеи Питера Друкера /Пер.с англ. под ред. А.А.Чернова.-СПб. :Питер, 2021.- С. 384.
80. Энциклопедия Карьера : ежегодный справочник по трудоустройству и построению карьеры / [сост.: Г. В. Бойко, Н. А. Евланова ; ред.: В. В. Старченко, С. Е. Захарова ; редсовет: Н. Н. Комарова и др. ; худож. П. Е. Бюнау]. - Москва : РТВ-Медиа, 2019. - 316 с.
81. Яшин Н.С., Григорян Е.С. Методология стратегической устойчивости предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (55). С. 18-22.