Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа региональных конфликтов 6
1.1. Региональный конфликт: понятие и сущность 6
1.2. Геополитический подход к пониманию региональных конфликтов 18
Глава 2. Геополитическое измерение региональных конфликтов (на примере сирийского конфликта) 26
2.1. Формирование и реализация геополитических интересов на региональном уровне на примере сирийского конфликта 26
2.2. Проблема разрешения и регулирования геополитических противоречий на региональном уровне на примере сирийского конфликта 44
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Характер международных отношений второй половины XX века был обусловлен противостоянием двух сверхдержав - США и СССР. После окончания «холодной войны» мировое сообщество вступило в период масштабных и динамичных изменений, отмеченных противоречивыми тенденциями в области международной безопасности. Однако данный процесс нельзя считать до конца завершившимся, и рано говорить о том, что уже сформировалась новая система международных отношений. Неопределенность в области безопасности, которая сохраняется, несмотря на прекращение блокового противостояния, проявляется при урегулировании внутригосударственных конфликтов, а также в процессе борьбы с международным терроризмом. Создание ООН положило начало международной деятельности по поддержанию мира, а окончание холодной войны позволило говорить о появлении новых перспектив для урегулирования кризисов.
C окончанием холодной войны значительно увеличилось количество конфликтов по всему миру, изменился их характер, состав участников, причины конфликтов и методы борьбы. Данные изменения вызвали необходимость пересмотра содержания понятий безопасности, конфликта, выработки новых концепций и инструментов, реформирования существующих международных институтов. Если раньше основная часть конфликтов носила межгосударственный характер, то сегодня растет число внутригосударственных конфликтов.
Региональные конфликты на современном этапе в том числе обуславливаются геополитическими факторами, что только затрудняет процессы их урегулирования. В настоящем исследовании взят пример современного сирийского конфликта. На современном этапе в Сирии продолжается гражданская война, которая началась в так называемый период «арабской весны» в 2011 году. В нынешнем году ситуация в стране остается крайне тяжелой, военные действия набирают силу. Особое значение данной работе придает выбор региона, который в настоящее время больше всего привлекает внимания в виду своей конфликтогенности, а также как источник многих глобальных проблем человечества. Здесь пересекаются геополитических интересы многих государств, что придает особую актуальность выбранной тематике.
Объект исследования - региональные конфликты.
Предмет исследования - геополитические факторы и их влияние на происхождение, развитие и протекание региональных конфликтов.
Целью исследования является оценка влияния геополитических факторов на региональные конфликты.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• дать анализ содержания понятия и сущности регионального конфликта;
• раскрыть специфику геополитического подхода к пониманию региональных конфликтов;
• определить понятие геополитического фактора;
• рассмотреть процесс формирования и реализации геополитических интересов на региональном уровне (на примере сирийского конфликта);
• оценить возможности регулирования геополитических противоречий и разрешения региональных конфликтов.
Данная постановка задач обусловила структуру исследования, которое состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам анализа региональных конфликтов.
Вторая глава определяет специфику геополитического измерения региональных конфликтов (на примере сирийского конфликта).
В Заключении представлены соответствующие выводы.
В качестве методов анализа использованы общенаучные методы, такие как индукция и дедукция, системный анализ, методы прогнозирования.
На современном этапе международным сообществом накоплен обширный опыт совместного разрешения конфликтов. В этом контексте особое место занимают международные стратегии, направленные на разрешение региональных конфликтов, которые имеют четкую геополитическую окраску, отличаются комплексностью причин и последствий, как для сторон конфликта, так и для группы стран, их народов и системы региональной безопасности.
Происходящие сегодня на Ближнем Востоке процессы объективно ставят регион в центр мировой политики и оказывают все возрастающее влияние на общую ситуацию в мире в XXI веке. Действительно, политическая ситуация на Ближнем Востоке отличается значительной подвижностью, многоуровневой комплексностью и слабой предсказуемостью развития дальнейших событий. А складывающиеся сегодня тенденции, которым, очевидно, суждено в будущем определять развитие региона, имеют зачастую разновекторную направленность и скорость протекания. При этом «проблемный пакет» региона отнюдь не исчерпывается арабо-израильским конфликтом, хотя он и оказывает самое непосредственное воздействие на все составляющие «конфликтного потенциала» Ближнего Востока. Речь идет прежде всего о тесной взаимосвязи проблемы смены властных поколений с эффективностью демократических преобразований на Ближнем Востоке. Нынешний конфликт в Сирии может быть рассмотрен как раз с этих позиций.
Сирия действительно играет активную роль в ближневосточных делах, но не может полностью контролировать развитие важнейших событий в регионе. Поэтому региональная ситуация и отношения с соседними странами и ведущими мировыми державами серьезно влияют на развитие внутренних процессов в стране.
Нынешний конфликт в Сирии 2011-2016 гг. создает действительно крайне опасную обстановку во всем регионе, власти этой страны не собираются сдавать свои позиции и настроены продолжать войну с оппозицией.
От позиции и политики российского государства в отношении последних событий в Сирии зависит многое. Сегодня, через более чем двадцать лет после распада СССР, Россия остается крупным международным игроком и постоянным членом Совета Безопасности. Москва обладает собственным представлением о мироустройстве, все больше расходящимся с позицией Запада, и решительно выступает с инициативой альтернативного решения целого ряда проблем международного характера. Это особенно важно в связи с тем, что она имеет возможность блокировать шаги США в Совете Безопасности ООН, и если Вашингтон решит обойтись без санкции этого органа, его действия в соответствии с международным правом будут считаться незаконными.
За время сирийского конфликта Россия оказывала военную помощь редиму Б. Асада, поставляя ему вооружения. Однако 20 сентября 2015 года В.В. Путин при поддержке Совета Федерации принял решение о начале использования своих военно-воздушных сил на территории сирийского государства. Это было сделано по просьбе Б. Асада, чьи силы в последние месяцы начали сильно проигрывать оппозиции и особенно боевикам ИГИЛ, которые смогли захватить стратегически важные объекты Сирии.
Россия по-прежнему выступает за диалог между конфликтующими сторонами в Сирии при участии всех заинтересованных стран, включая Иран, Турцию и Саудовскую Аравию. Такая позиция России подразумевает выработку инструмента принятия политического решения в многополярном мире, но никак не одобрение права отдельной группы государств военным путем решать все внутренние и региональные проблемы. И именно эта последовательность, с которой проводилась российская политика в сирийском вопросе, позволила удержать ситуацию в рамках международного права.
Позиция Соединенных Штатов и их западных союзников не предусматривает построение какого-либо диалога с режимом Б. Асада, которые полагают, что после жестокого подавления оппозиции сирийские власти должны уйти, во главе государства должен находиться вновь избранный лидер, который будет поддерживаться большинством населения.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе Сирия является примером регионального конфликта, где сосредоточились геополитические интересы разных мировых держав - как региональных, так и нерегиональных. Перспективы урегулирования геополитических интересов пока не очень высоки.
1. Асад в письме попросил Путина о военной поддержке // URL: http: //www.gazeta.ru/pol itics/news/2015/09/30/n_7651301. shtml
2. Безруков А., Мамонов М., Маркедонов С., Сушенцев А. Международные угрозы-2016 // URL: http://ru.valdaiclub.com/upload/iblock/ 343/343230ab6e89107dff6199873c9f1a1b.pdf
3. Бурцев С.Н. Иранский фактор во взаимоотношениях России и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М., 2014.
4. ВМФ РФ модернизирует пункт базирования кораблей в Сирии // URL: http://ria.ru/defense_safety/20090720/177967779.html
5. «Второй сирийский фронт»: боевики «Аль-Каиды» воюют против бывших союзников-повстанцев // URL: http: //9tv .co.il/news/2014/01/10/166812. html
6. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам председательства России в Совете Безопасности ООН, Нью-Йорк, 1 октября 2015 года // URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1825252
7. Гасанова Д. Сирия после выборов: настоящее и будущее // URL: http://www.grtribune.ru/home/politicreview/9058-2014-06-10-01-26-30. html
8. Глава ФСБ объяснил причины военного вмешательства России в Сирии // URL: http://www.interfax.ru/russia/475934
9. Дробот Г.А. Военная сила в мировой политике // URL: http: //worldspol .socio. msu. ru/programmi/Voennaq_sila_v_mirovoj_politike. doc
10. Зайдельман Р. Теории конфликтов и мира: концепции, подходы и методы // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Под ред. Б. Коппитерса, Э. Ремакль, А. Зверева. М.: Издательство «Весь мир», 1997.
11. Зачем России Сирия и Иран? // URL: http: //www.odnako .org/blogs/show_16843/
12. Иран: интервенция в Сирию грозит США «серьезными последствиями» // URL: http://rus.ruvr.ru/news/2013_08_25/Iran-predostereg-SSHA-ot-voennogo-vmeshatelstva-v-Siriju-6816/
13. Кашеутова Е. Ситуация в Сирии // Доклады международной конференции «Молодежная модель ООН-2013». Тюмень: ТГУ, 2013.
14. Козер Л. Основы конфликтологии. СПб.: Светлячок, 1999..
15. Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
...