Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепты «рая» и «ада» в германских медиа 30-40х гг. XX в.

Работа №131808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4-6
ГЛАВА 1. Образы ада и рая в христианской традиции 7
1.1. Топосы ада и рая в христианской традиции 10-12
1.2. Двойственность образа рая в христианской традиции. Божественное vs. дьявольское 12-18
1.3. Концепции милленаризма, хилиазма, теозиса в христианской традиции 18-19
ГЛАВА 2. Импликаты христианских концептов «рая» и «ада» в расовых теориях 20
2.1. Понятие расы. Импликаты «рая» и «ада» в классификации рас Жозефа Артюра де Гобино 20-25
2.2. Импликаты «рая» и «ада» в расовых воззрениях Людвига Вольтамана 25-26
2.3. Образ «своих» и «чужих» в контексте расовой теории Х.С.Чемберлена 26-28
2.3.1. Германцы в европейской истории. Образ евреев как «чужого народа» 28-30
2.3.2. Германцы vs. евреи 30-31
2.4. Жорж Ваше де Лапуж: арийцы 31-33
2.5. «Движение кольца», «Политический колледж» 33-36
ГЛАВА 3. Концепции ада и рая в медиа Третьего Рейха 37
3.1. Предтеча Третьего Рейха: националистические воззрения Мёллера ван ден Брука 38-40
3.2. Генрих Гиммлер: мифологема «Untermensch» 41-42
3.3. Альфред Розенберг: основа идеологии Третьего Рейха 42-45
3.4. Образы «рая» и «ада» в медийном пространстве Третьего Рейха 45
3.4.1. Что такое пропаганда? 45-47
3.4.2. Пропаганда как аспект социальной коммуникации. Йозеф Геббельс и специфика пропаганды национал - социализма 47-49
3.4.3. Образы «рая» и «ада» в кинематографе Третьего Рейха 49-54
3.4.4. Репрезентация концептов «рая» и «ада» в немецкой публицистике 30-40х гг. XX в 54-56
3.4.5. Визуализация образов «рая» и «ада» в плакатах Третьего Рейха 56-57
Заключение 58-60
Список литературы и интернет источников 61-62

Актуальность исследования. Третий Рейх как тема исследования является одной из самых популярных тем для тех, кто занимается изучением культуры Германии. Несмотря на то, что по этой теме написано множество работ, она остается актуальной по сей день, поскольку все процессы, происходящие в современной Германии, те решения, которые принимают Бундестаг и канцлер, зачастую косвенно связаны с её недавним прошлым. Историческая дистанция слишком мала, чтобы этот феномен Третьего Рейха был забыт, поэтому продолжаются различные исследовании этого исторического периода при казалось бы уже окончательно разработанной теме. Так, например, политика мультикультурализма, проводимая по окончании Второй мировой войны в ФРГ, ставила своей целью быть диаметрально противоположной нацистскому режиму. Так называемую политику «открытых дверей», которую проводит нынешнее правительство Германии в ситуации с миграционным кризисом, можно также рассматривать как очередную попытку Германии дистанцировать себя от эпохи Третьего Рейха.
Исследуемые в данной работе стратегии репрезентации трансформированных христианских концептов «ада» и «рая» в германских медиа 30-40х гг. XX в., были ориентированы на создание особого информационного поля с целью трансляции идеологии национал- социализма. Государство, заимствуя и трансформируя христианские идеи об аде и о рае, позиционировало себя в образе своеобразного «рая на Земле», утверждало веру в «спасение» избранного германского народа, и в соответствии со своей идеологией сформировало особый образ «земного ада». Образ ада и рая в период национал - социализма формировался на основе специфического смешения христианских идей и расовых теорий, которые с середины XIX в. оформились в особую научную дисциплину, поэтому в теории и практиках расовой политики Третьего Рейха мы можем усматривать не только импликаты христианских представлений об аде и рае, но и специфические трансформации этих идей.
Источниковедческая база данной работы представлена в трудах авторов расовых теорий (Ж.Гобино, Л.Вольтман, Х.С.Чемберлен и др.), которые оказали существенное влияние на формирование идеологии национал-социализма. В работе использованы исследования концепций милленаризма и теозиса, что позволяет полнее понять специфику импликатов «рая» и «ада» во времена Третьего Рейха. В рамках данного исследования были проанализированы две ключевые работы Генриха Гиммлера и Альфреда Розенберга, в связи с необходимостью исследования аспекта преемственности расовых теорий. В работе использовалась немецкоязычные источники, прежде всего работы Г енриха Краусса и Хельмута Хайбера .
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме концептуализации топосов «ад» и «рай» в христианской традиции: труды Н.А.Бердяева, С.С.Аверинцева, М. Элиаде Ж. Ле Гофф и др. В исследовании использованы работы Васильченко А.В. и Эрвина Феллоуза.
Объектом исследования являются стратегии репрезентации концептов «ада» и «рая» в культуре Германии 30-40 х гг. XX века
Предметом исследования является медийное пространство Германии 30-40х гг. XX в.
Цель данной выпускной квалификационной работы: анализ стратегий репрезентации концептов «ада» и «рая» в медийном пространстве Германии 30-40х гг. XX в. Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда исследовательских задач, а именно:
1. проанализировать образы рая и ада в христианской традиции, выявить аспекты их влияния на жизнь общества;
2. проанализировать важнейшие аспекты концепции милленаризма, хилиазма и теозиса в рамках христианской традиции;
3. выявить импликаты «ада» и «рая» в расовых теориях;
4. проанализировать трансформацию концепций милленаризма хилиазма и теозиса в идеологии национал-социализма;
5. проследить, специфические трансформации этих идей в теории и практиках расовой политики Третьего Рейха;
6. Проанализировать стратегии репрезентации образов рая и ада в германских медиа на примере произведений кинематографа, публицистики и искусства плаката.
В работе были использованы следующие методы:
• Дескриптивный подход
• Метод сравнительно-исторического анализа позволил выявить специфику концептов «ада» и «рая» в христианской традиции и выявить их историко-культурное значение;
• Также в работе были использованы принципы семиотического подхода изучения культуры.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как было представлено в первой главе данной работы, идея ада как места, куда попадают грешники и «плохие» люди, т.е. их отдельного мира, не прописана в священных текстах, но была сформирована «хорошими» людьми для «плохих» людей с целью контроля, надзора за их прижизненным поведением и их запугиванием. Национал - социалисты взяли эту идею на вооружение. Для них «плохими» и грешниками стали совсем не «плохие» и грешники, но те, кто, по их мнению, не достоин жизни в Германии и на земле. Как грешники должны быть низвергнуты в ад, так как они не имеют права попасть в рай, так и «недочеловек» не имел права на тот рай, который создавался национал - социалистами.
Образ христианского рая также был значительно доработан национал - социалистами. В первой главе один из пунктов был посвящен двойственной природе рая - рай земной и рай небесный. В Третьем Рейхе две природы рая были слиты воедино: заново возрождающаяся Германия с её техническим прогрессом и условиями жизни получила статус рая на земле, а фюрер - Адольф Гитлер - воплощал в себе образ мессии - спасителя избранного германского народа. Причем, «новый мессия» спасал Г ерманию как духовно, так и физически. С приходом богочеловека (этот образ дополнялся постоянными перемещениями фюрера по стране) настал конец истории, произошло спасение на земле, и началась тысячелетняя эпоха Третьего Рейха. Здесь хочется сказать, что расовая нацистская политика позволила воплощать трансформированные идеи ада и рая.
Об избранности германского народа начали говорить намного раньше прихода нацистов к власти. С появлением расовых теорий стало обычным говорить о превосходстве белой европеоидной расы, которая доминирует над всеми как духовно, так и физически. С конца XIX в. белая европеоидная раса становится синонимом арийской расы, хотя все авторы подчеркивают, что они имеют в виду под термином «ариец». Национал - социалисты, опираясь на труды расовых теоретиков, вывели своё понимание арийцев - тех, кто принадлежит к германским народам. Только эти избранные народы могут спасти человечество от «недочеловеков» и быть творцами мира, так как ни один народ не может стать приемником того духовного наследия, что было создано германским народом.
Естественно, что для воплощения какой-либо идеи необходима ее трансляция с целью воздействия на людей, т.е. убеждение их в правильности той или иной теории. Было необходимо визуализировать образ арийца и образ «врага», чтобы каждый человек мог ассоциировать себя с ним. Кинематограф как средство пропаганды является уникальным и идеальным средством, т.к. позволяет представлять зрителю искусственно созданный конструкт, выдаваемый за реальность. Не имея большой возможности путешествовать и своими глазами наблюдать жизнь Германии, люди могли видеть новую реальность на экране. Идеализированный мир, в котором каждому из правильных германцев есть место, заставлял верить в рай на земле, особенно после просмотра антисемитских фильмов, где реальность была представлена как разрушающийся мир, из которого нет исхода. Вера в становящийся рай также подкреплялась правильным распределением социальных ролей и их исполнением.
Печатные издания и плакаты как средство трансляции концептов ада и рая дополняли кинематограф. Статичное изображение на плакате с кричащим лозунгом каждый раз давало представление о том, как выглядит рай, и как выглядят те, кто попадёт в ад.
Можно сказать, что христианская традиция рассматривает рай и ад как сферы загробной жизни и объясняет их назначение, описывает их. Национал - социалисты, взяв эту христианскую идею рая и ада, трансформировали её под свои нужды: рай стал воплощением государственной мощи и государства благоденствия, ад рассматривался как вместилище неугодных и тех, кто не попадал под критерии «подходящих». Германские медиа этого исторического периода справились со своей задачей и сформировали нацистские представления об аде и рае, что позволяет нам говорить о наличии этих концептов в теоретических и практических средствах Третьего Рейха.


1. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика,1993.-383 с.
2. Мирча Э. Мефистофель и андрогин или мистерия целостности Paris, Gaimard,1962 (вторая часть из пяти, 1958) пер. А. Нестерова, - 43 с.
3. Гобино Ж.А. де Эссе о неравенстве человеческих рас. Книги 1-2 - М.: Самотека, 2006, - 272 с.
4. Л.Вольман Политическая антропология/ Издание второе исправленное и дополненное. Серия «Библиотека расовой мысли». Перевод с немецкого. Предисловие Авдеева В.Б. - М.: Белые альвы, 2000,- 448 с.
5. Чемберлен Х.С. Основания девятнадцатого столетия/Пер. Е.Б.Колесниковой. -СПб.: «Русский Миръ», 2012, т.1, - 688 с.
6. Лапуж, Жорж Ваше де Ариец и его социальная роль/ Пер.с фр. A. А.Родионова/Предисл. В.Б.Авдеева.-М.: Кучково поле; Медиа групп, 2014, - 384 с.
7. Ле Гофф, Ж. Рождение чистилища/ Жак Ле Гофф; пер. с фр. B. Бабинцева, Т.Краевой. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. - 544 с.
8. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий/ Пер.с фр. Н.Н.Кулаковой, В.Р.Рокитянского, Ю.Н.Стефанова. - М.: Академический Проект, 2008. - 622 с. - (Философские технологии: религиоведение)
9. Миф о вечной империи и Третий Рейх/Артур Мёллер ван ден Брук, Андрей Васильченко.-М.: Вече, 2009. - 368 с.
10. Августин: pro et contra/Сост.примеч. Р.В. Светлова; сост., всуп.ст.примеч. В.Л.Селиверстова. - СПБ.: РХГИ, 2002. - 976 с. - (Русский путь)
11. Розенберг А. Миф XX века. Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. Перевод с немецкого. Таллинн. Shildex, 1998, - 527 c.
12. Феллоуз Эрвин У. Политическая лингвистика №29/2009 перевод И.П.Зыряновой, с.155
13. Зигфрид Кракауэр От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино = From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. — Москва: Искусство, 1977. — 320 с.
14. Салкелд, Одри. Лени Рифеншталь. Триумф и воля. A Portrait of Leni Riefenstahl. - Эксмо, 2003.-448 с.
15. Зигфрид Кракауэр. Пропаганда и нацистский военный фильм. — «Киноведческие записки», 1991, № 10.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ