Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Колористика в эстетике Баухауза в контексте немецкой культуры первой половины XX века

Работа №131744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Краткая характеристика и история школы Баухауз 6
1.1. Краткая история школы Баухауз 6
1.2. Эстетические принципы школы Баухауз 15
ГЛАВА 2. Основы колористики Баухауза 23
2.1. Общая характеристика отношения к цвету 23
2.2. Психологический и символический аспекты использования цвета 25
2.3. Прагматическая колористика мастеров Баухауза 36
ГЛАВА 3. Цвет в немецкой культуре первой половины ХХ в 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65

Современный человек живёт в эпоху активного развития медийных коммуникаций, а также в эпоху доминирования визуальных образов - со всех сторон его окружает реклама, а периодические издания уже невозможно представить без фотографий и иллюстраций. Рост количества визуальной информации не может не привести к заинтересованности проблематикой цвета, ведь цвет является важным средством художественной выразительности и при правильном использовании может влиять на психологическое и физическое состояние человека.
Проблематика цвета стала особенно популярной в первые десятилетия прошлого столетия, когда массовая культура начала активно развиваться в рамках европейской цивилизации и завладевать умами мыслителей. Поскольку мы находимся в рамках эпохи доминирования медийных коммуникаций, нам очень трудно изучать ее современные проявления из-за отсутствия временной дистанции, тогда как изучение феноменов прошлого столетия представляется чрезвычайно плодотворным.
В начале XX в. проблематика цвета завладела умами представителей многих художественных направлений. Представители такого феномена культуры Германии как Баухауз, несомненно, не могли не внести свой вклад в дело изучения цвета. Можно говорить о том, что цвет как важный компонент художественной выразительности, начал активно изучаться именно в рамках школы Баухауз, что позволяет говорить о необходимости изучения данного временного периода для понимания процессов, которые продолжают развиваться и в современном мире. Таким образом, активное использование цвета в современной рекламе с целью воздействия на покупателя заставляет задуматься об истоках исследований, посвященным проблематике использования цвета, а изучение колористики в эстетике школы Баухауз представляется наиболее плодотворным.
Предметом исследования в данной выпускной работе является учение о цвете в эстетике школы Баухауз, а объектом исследования - то, как идеи о роли цвета и его функциях отразились на немецкой культуре первой половины XX в.
Цель выпускной квалификационной работы - проследить, какое место в немецкой культуре занимают теории цвета, развитые в рамках школы Баухауз. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• дать краткую характеристику истории развития школы Баухауз и проследить, как изменялась общая эстетическая концепция школы;
• рассмотреть и сравнить теории цвета, созданные представителями школы Баухауз;
• опираясь на рассмотренные теории цвета, проследить, как изменялось отношение представителей Баухауза к проблематике цвета на протяжении времени;
• рассмотреть контекст немецкой культуры первой половины XX века, обращая особое внимание на проблематику использования цвета.
Для выполнения поставленных задач необходимо воспользоваться различными методологическими подходами к изучению культуры. Так, дескриптивный подход позволяет раскрыть специфику изучаемого объекта, используясь при изложении особенностей теорий цвета мастеров Баухауза и при описании контекста культуры, компаративистский подход необходим в процессе сопоставления различных теорий цвета, а диахронический подход позволяет проследить, как с течением времени изменялось отношение художников и теоретиков искусства к цвету. Тот факт, что при анализе теорий цвета и при анализе использования цвета в культуре Третьего Рейха приходится столкнуться с проблематикой символики цвета, позволяет говорить о необходимости использования и семиотического подхода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе выпускной квалификационной работы изложена краткая история школы Баухауз, а также раскрыты характерные черты эстетической концепции, пропагандируемой представителями школы.
Вторая глава посвящена анализу теорий цвета, которые были разработаны представителями школы Баухауз, в ней также осуществлена попытка проследить, как с течением времени менялось отношение к цвету и его функциям в рамках школы Баухауз.
В третьей главе выпускной квалификационной работы раскрывается проблематика контекста немецкой культуры первой половины XX в.: описываются художественные направления, предшествовавшие Баухаузу и повлиявшие на его колористические концепции, приводятся примеры влияния теорий цвета, разработанных в рамках школы Баухауз, на немецкую культуру, а также рассматривается использование цвета в Третьем Рейхе, отличавшееся от использования цвета в школе Баухауз.
При написании выпускной квалификационной работы использовались теоретические работы мастеров Баухауза (В. Кандинского, И. Иттена, П. Клее, Л. Мохой-Надя, Й. Альберса), посвященные проблематике цвета, а также работы исследователей (М. Дросте, В.Р. Аронова, О.И. Рожновой, С.М. Михайлова, Г.Б. Минервина и др.), посвященные истории дизайна в целом или развитию Баухауза в частности. Для раскрытия контекста немецкой культуры использовались работы мыслителей (З. Фрейда, Х. Ортега-и- Гассета, М. Хоркхаймера, Т.В. Адорно, Е.Г. Соколова, Н.А. Хренова), посвященные проблематике массовой культуры, а также работы по психологии (Г. Роршаха, М. Люшера, Н.В. Серова) и культуре Третьего Рейха (И.Н. Голомштока, Б. Хинца, А.В. Васильченко, О.Ю. Пленкова и др.). Важным является и корпус работ искусствоведов и теоретиков искусства XX в. (М. Германа, В.С. Турчина, А.В. Ефимова, Р. Арнхейма, Б. Гройса и др.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Период конца XIX - начала XX в. ознаменован ростом интереса к проблематике цвета в разных областях культуры. Цвет стал объектом изучения многих наук, а также начал рассматриваться как одно из основных средств художественной выразительности в живописи. Такая заинтересованность проблематикой цвета в данный исторический период неслучайна, ведь именно в это время начали активно развиваться такие феномены как массовая культура и массовое сознание. Анализ психологии человека массы позволяет сделать вывод, что некоторые черты его психики, такие как внушаемость и инфантильность, делают его особенно восприимчивым к влиянию извне, что позволяет с легкостью манипулировать человеком массы, в том числе и при помощи цвета. Этот факт объясняет, почему интерес к цвету возрос именно в период активного развития массовой культуры.
Представители всех авангардных художественных направлений, развивавшихся в начале XX в. в Европе в целом и в Германии в частности, пытались выработать новый язык художественной выразительности, обращая особое внимание на цвет. Однако, наивысшей точки развития проблематика цвета достигла в рамках школы Баухауз, которая, возникнув в Германии в 1919 г., впитала в себя множество идей предшествующих художественных направлений и творчески переработала их в своих стенах. Такая преемственность позволила мастерам Баухауза создать выдающиеся теории цвета, разносторонне раскрывающие проблематику цвета и продолжающие оказывать влияние на современных художников и дизайнеров.
Отношение к цвету в рамках школы Баухауз постоянно видоизменялось в зависимости от эстетических концепций, пропагандируемых в стенах школы. На первом этапе развития школы, характеризуемом эстетизацией ручного труда, активно развивались теории цвета, изучение которых должно было привести к созданию нового языка художественной выразительности, при помощи которого можно было бы благотворно воздействовать на эстетические и психологические чувства зрителей. Эстетизация ручного труда довольно быстро сменилась эстетизацией машинного производства. Интерес к проблематике цвета стал прагматичным. Цвет рассматривался уже не с точки зрения психологии. а с точки зрения физики и физиологии восприятия.
Теории цвета мастеров Баухауза можно классифицировать, взяв за основу два этих подхода к цвету: отношение к цвету как к символу и увлеченность психологией цвета и прагматическое отношение к цвету. В таком случае, теории цвета Василия Кандинского и Пауля Клее являются иллюстрацией для первого подхода, тогда так отношение к цвету Ласло Мохой-Надя и Йозефа Альберса носит прагматический характер. Теория цвета Иоханнеса Иттена занимает промежуточное положение, так как в ней проблематика цвета раскрывается наиболее полно - с точки зрения обоих подходов к цвету. Все теории цвета мастеров Баухауза представляют интерес для исследователей различных областей знаний, во всех теориях цвета затрагивается тема применения цвета, что позволяет использовать их на практике. Таким образом, теории цвета, разработанные представителями школы Баухауз, являются важной вехой в истории развития проблематики цвета, все они оказали влияние на развитие дизайна и продолжают с успехом использоваться современными художниками.
В контексте немецкой культуры первой половины XX в. Баухауз выступает как наиболее яркое художественное явление, развивавшееся в 20-ых — 30-ых гг. Теории цвета, разработанные в его стенах, получили дальнейшее развитие в работах других художников, например, Шютте- Лихотцки, а предметы, созданные дизайнерами Баухауза с опорой на теории цвета, определили облик многих помещений Германии.
Интересно, что приход к власти национал-социалистов не привел к исчезновению заинтересованности проблематикой цвета. Цвет в Третьем Рейхе служил целям пропаганды, осознанно выбираясь Гитлером с опорой на символические и психологические аспекты цвета. Представители Баухауза выступали против такого способа использования цвета, хотя сам механизм использования цвета был схож с их идеями.
Можно сказать, что многие идеи, развитые в стенах школы Баухауз, не получили импульса развития на территории Германии из-за прохода к власти национал-социалистов, однако они развились в других странах и оказали огромное влияние на развитие дизайна во всем мире.


1) Арнхейм, Р. В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем / Р. Арнхейм; пер. с англ. и предисл. В.П. Шестакова. СПб.: Алетейя, 2012. 104 с.
2) Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; пер. с англ. В.Н. Самохина. М.: Прогресс, 1974. 386 с.
3) Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм; пер. с. англ. Г.Е. Крейдлина. М.: Прометей, 1994. 352 с.
4) Аронов, В.Р. Дизайн в культуре ХХ века. 1945-1990 / В.Р. Аронов. М.: Издатель Д. Аронов, 2013. 406 с.
5) Ауэр, К. Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология / К. Ауэр, Г. Филинг; сокр. перев. с нем. О.В. Гавалова. М.: Стройиздат, 1973- 118 с.
6) Браэм, Г. Психология цвета / Г. Браэм; пер. с нем. М.В. Крапивкиной. М.: АСТ: Астрель, 2009. 158 с.
7) Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / В. Беньямин; пер. с нем., сост., предисл. и примеч. С.А. Ромашко. М.: Медиум, 1996. 240 с.
8) Брик, Осип. О рекламе / О. Брик. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 96 с.
9) Васильченко, А.В. Арийский реализм. Изобразительное искусство Третьего Рейха / А.В. Васильченко. М.: Вече, 2009. 272 с.: ил. (Элегантная диктатура)
10) Всеобщая история искусств / Под ред. А.Д. Чегодаева. Т. 6, кн. 1. М.: Искусство, 1965.
11) Герман, М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века / М. Герман. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с.
12) Голомшток, И.Н. Тоталитарное искусство / И.Н. Голомшток. М.: Галарт, 1994. 296 с.
13) Гройс, Б. Василий Кандинский = Wassily Kandinsky / Б. Гройс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 52 с. (Серия «Имена»). Текст парал. рус., англ.
14) Гройс, Б. Комментарии к искусству / Б. Гройс. М.: Художественный журнал, 2003. 342 с.
15) Дросте, Магдалена. Баухауз. 1919-1933. Реформа и авангард / Магдалена Дросте; пер. с фр. Ю.Ю. Котовой. М.: Арт-Родник, Taschen, 2008. 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ