Роль валентностной структуры глагола в понимании его семантики русскоговорящими детьми младшего дошкольного возраста (экспериментальное исследование)
|
Введение 4
1. Детская речь: развитие 7
1.1. Мышление и речь 7
1.2. Стратегии усвоения грамматической системы и лексических значений в родном языке 9
1.3. Усвоение глаголов 13
1.3.1 Семантический бутстреппинг 13
1.3.1.1 Основные положения семантического бустреппинга 13
1.3.1.2 Проблемы семантического бутстреппинга 16
1.3.2. Синтаксический бутстреппинг 17
1.3.2.1 Основные положения синтаксического бустреппинга 17
1.3.2.1.1 Связь синтаксиса и семантики 17
1.3.2.2 Синтаксический бутстреппинг в усвоении языка детьми 18
1.3.2.3 Проблемы синтаксического бутстреппинга 22
1.3.2.4 Актуальность синтаксического бутстреппинга в русском языке. 23
1.4. Семантика и синтаксис в русском языке 23
1.4.1. Семантические роли 23
1.4.2. Соответствия между синтаксисом и семантикой 25
1.4.3. Расхождения между семантикой и синтаксисом 26
1.5. Усвоение грамматики русскоязычными детьми 28
1.5.1. Морфология и формирование парадигм 28
1.5.2. Трудности при изучении детской речи на материале русского языка 29
Глава 2. Анализ влияния типа стимула на распознавание глагола 32
2.1. Экспериментальная основа для исследования 32
2.2. Эксперимент 34
2.2.1. Гипотеза 34
2.2.2. Испытуемые 35
2.2.3. Стимулы 35
2.2.4. Дизайн 38
2.2.4.1. Отличия в данном эксперименте от оригинального 39
2.2.5. Принципы разметки ответов 40
2.2.6. Результаты 42
2.2.6.1 Зависимость ответов от типа стимула 42
2.2.6.2 Зависимость ответов от синтаксической структуры 43
Заключение 47
Список литературы 50
1. Детская речь: развитие 7
1.1. Мышление и речь 7
1.2. Стратегии усвоения грамматической системы и лексических значений в родном языке 9
1.3. Усвоение глаголов 13
1.3.1 Семантический бутстреппинг 13
1.3.1.1 Основные положения семантического бустреппинга 13
1.3.1.2 Проблемы семантического бутстреппинга 16
1.3.2. Синтаксический бутстреппинг 17
1.3.2.1 Основные положения синтаксического бустреппинга 17
1.3.2.1.1 Связь синтаксиса и семантики 17
1.3.2.2 Синтаксический бутстреппинг в усвоении языка детьми 18
1.3.2.3 Проблемы синтаксического бутстреппинга 22
1.3.2.4 Актуальность синтаксического бутстреппинга в русском языке. 23
1.4. Семантика и синтаксис в русском языке 23
1.4.1. Семантические роли 23
1.4.2. Соответствия между синтаксисом и семантикой 25
1.4.3. Расхождения между семантикой и синтаксисом 26
1.5. Усвоение грамматики русскоязычными детьми 28
1.5.1. Морфология и формирование парадигм 28
1.5.2. Трудности при изучении детской речи на материале русского языка 29
Глава 2. Анализ влияния типа стимула на распознавание глагола 32
2.1. Экспериментальная основа для исследования 32
2.2. Эксперимент 34
2.2.1. Гипотеза 34
2.2.2. Испытуемые 35
2.2.3. Стимулы 35
2.2.4. Дизайн 38
2.2.4.1. Отличия в данном эксперименте от оригинального 39
2.2.5. Принципы разметки ответов 40
2.2.6. Результаты 42
2.2.6.1 Зависимость ответов от типа стимула 42
2.2.6.2 Зависимость ответов от синтаксической структуры 43
Заключение 47
Список литературы 50
Настоящее исследование посвящено изучению способов усвоения детьми грамматической информации. Давно установлено, что семантика глагола тесно связана с его актантной структурой. В связи с этим в рамках генеративного подхода к проблеме усвоения языка детьми возникли две точки зрения, одна из которых утверждает, что в первую очередь дети усваивают семантические роли, а затем уже выводят из них правила морфосинтаксиса – такой подход получил название semanticbootstrapping (семантический вспомогательный механизм). Противоположная позиция заключается в том, что семантика глагола познаётся, наоборот, через анализ актантной структуры глагола (данный подход называется syntacticbootstrapping – синтаксический вспомогательный механизм). И та, и другая точка зрения не была до конца ни опровергнута, ни подтверждена, таким образом, поиск решения проблемы определения роли семантической и синтаксической информации в процессе усвоения грамматической информации остается по-прежнему актуальным.
На материале русского языка, обладающего развитой морфологической системой, исследования, проверяющие непосредственно действие семантического и синтаксического вспомогательных механизмов, ранее не проводились, что и обуславливает новизну работы.
Целью исследования является выявить роль, которую играет морфосинтаксическая информация в процессе определения семантики глагола.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• изучить основы взаимодействия семантического и синтаксического представления глагольной структуры;
• изучить современные подходы к описанию процессов усвоения семантики родного языка в онтогенезе;
• определить специфику действия семантического и синтаксического вспомогательного механизмов в целом и понять особенности их функционирования в процессе усвоения русского языка;
• подобрать и адаптировать дизайн эксперимента по изучению действия семантического и синтаксического вспомогательных механизмов в русском языке;
• провести эксперимент и проанализировать полученные результаты;
• определить роль семантической и синтаксической информации в процессе усвоения валентностной структуры русского глагола.
Объект исследования составляет усвоение валентностной структуры глагола русскоязычными детьми.
Предметом является действие семантического и синтаксического вспомогательных механизмов при усвоении глагольной семантики.
Для ответов на поставленные вопросы были выбраны следующие методы: экспериментальный метод, аналитический метод, статистические методы.
Материалом анализа стали результаты эксперимента, в котором приняли участие 29 детей в возрасте от 3 лет 4 месяцев до 4 лет 4 месяцев. Дизайн эксперимента основывается на методике, предложенной в работе Д. Джиллетт [Gilletteetal., 1998], где проверялась гипотеза о действии механизма синтаксического бутстреппинга, предложенная Лилой Гляйтман [Gleitman, 1990].
Теоретическая значимость работы заключается в определении роли семантической и синтаксической информации в процессе усвоения аргументной структуры глагола русскоязычными детьми, а также в выявлении действия в этом процессе семантического или синтаксического вспомогательного механизмов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут способствовать разработке методов развития родной речи у русскоязычных детей дошкольного возраста, а также методик обучения русскому языку детей-инофонов.
На материале русского языка, обладающего развитой морфологической системой, исследования, проверяющие непосредственно действие семантического и синтаксического вспомогательных механизмов, ранее не проводились, что и обуславливает новизну работы.
Целью исследования является выявить роль, которую играет морфосинтаксическая информация в процессе определения семантики глагола.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• изучить основы взаимодействия семантического и синтаксического представления глагольной структуры;
• изучить современные подходы к описанию процессов усвоения семантики родного языка в онтогенезе;
• определить специфику действия семантического и синтаксического вспомогательного механизмов в целом и понять особенности их функционирования в процессе усвоения русского языка;
• подобрать и адаптировать дизайн эксперимента по изучению действия семантического и синтаксического вспомогательных механизмов в русском языке;
• провести эксперимент и проанализировать полученные результаты;
• определить роль семантической и синтаксической информации в процессе усвоения валентностной структуры русского глагола.
Объект исследования составляет усвоение валентностной структуры глагола русскоязычными детьми.
Предметом является действие семантического и синтаксического вспомогательных механизмов при усвоении глагольной семантики.
Для ответов на поставленные вопросы были выбраны следующие методы: экспериментальный метод, аналитический метод, статистические методы.
Материалом анализа стали результаты эксперимента, в котором приняли участие 29 детей в возрасте от 3 лет 4 месяцев до 4 лет 4 месяцев. Дизайн эксперимента основывается на методике, предложенной в работе Д. Джиллетт [Gilletteetal., 1998], где проверялась гипотеза о действии механизма синтаксического бутстреппинга, предложенная Лилой Гляйтман [Gleitman, 1990].
Теоретическая значимость работы заключается в определении роли семантической и синтаксической информации в процессе усвоения аргументной структуры глагола русскоязычными детьми, а также в выявлении действия в этом процессе семантического или синтаксического вспомогательного механизмов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут способствовать разработке методов развития родной речи у русскоязычных детей дошкольного возраста, а также методик обучения русскому языку детей-инофонов.
Целью данной работы было определить роль семантической и синтаксической информации в усвоении семантики глагола, а также проверить на материале русского языка гипотезу о синтаксическом бутстреппинге, которая утверждает, что дети узнают семантические характеристики глагола, опираясь на его валентностную структуру.
Для этого предварительно были изучены основные принципы взаимодействия синтаксиса и семантики, проанализированы известные стратегии усвоения языковой системы детьми, а также рассмотрены ряд экспериментов, направленных на выявление роли синтаксиса в понимании значений глаголов.
Для того, чтобы выявить роль, которую играет морфосинтаксическая информация в процессе определения семантики глагола, для русского языка и детей младшего дошкольного возраста была адоптирована экспериментальная методика, предложенная в [Gillette etal., 1998]. Двум группам детей в возрасте от 3 лет 4 месяцев до 4 лет 4 месяцев демонстрировалось по три серии стимулов, которые различались количеством и типом информации, доступной для интерпретации значения глагола. Первой группе показывались сначала только изображения (экстралингвистический контекст), затем они слышали фразу, в которой использовался выдуманный глагол и реальные существительные (синтаксическая структура совместно с семантической информацией о существительных), вся морфологическая информация лексем соответствовала грамматике русского языка. Второй группе на первом этапе давали прослушать фразы, состоящие полностью из выдуманных слов (синтаксические структуры), в которых только грамматические показатели соответствовали правилам русского языка. На втором этапе испытуемым демонстрировались картинки и вместе с ними воспроизводили новые фразы с вновь полностью выдуманными словами (экстралингвистический контекст вместе с синтаксическими структурами). Третий этап совпадал у обеих групп: в нём испытуемым были доступны все три вида информации: картинка (экстралингвистический контекст), синтаксическая структура и семантика, выраженная в существительных.
Результаты анализа подтвердили гипотезу о том, что наличие всех трёх источников информации будет лучше всего распознаваться детьми. Однако вторая гипотеза, которая предполагала, что, чем сложнее валентностная структура глагола, тем чаще она будет успешно идентифицироваться детьми, не подтвердилась. В своих ответах дети прежде всего опирались на семантику и экстралингвистическую информацию, морфосинтаксическая же информация не играла значимой роли.
Данные факты никак не отрицают наличие синтаксического бутстреппинга как вспомогательного механизма. Из других исследований, представленных в первой главе данной работы, понятно, что некоторые глаголы не могут быть усвоены благодаря одному только наблюдению. Однако роль данного механизма на самых ранних этапах усвоения языковой системы по-прежнему остаётся под вопросом: значимых подтверждений работы механизма синтаксического бутстреппинга в процессе усвоения русского глагола обнаружить не удалось.
Для этого предварительно были изучены основные принципы взаимодействия синтаксиса и семантики, проанализированы известные стратегии усвоения языковой системы детьми, а также рассмотрены ряд экспериментов, направленных на выявление роли синтаксиса в понимании значений глаголов.
Для того, чтобы выявить роль, которую играет морфосинтаксическая информация в процессе определения семантики глагола, для русского языка и детей младшего дошкольного возраста была адоптирована экспериментальная методика, предложенная в [Gillette etal., 1998]. Двум группам детей в возрасте от 3 лет 4 месяцев до 4 лет 4 месяцев демонстрировалось по три серии стимулов, которые различались количеством и типом информации, доступной для интерпретации значения глагола. Первой группе показывались сначала только изображения (экстралингвистический контекст), затем они слышали фразу, в которой использовался выдуманный глагол и реальные существительные (синтаксическая структура совместно с семантической информацией о существительных), вся морфологическая информация лексем соответствовала грамматике русского языка. Второй группе на первом этапе давали прослушать фразы, состоящие полностью из выдуманных слов (синтаксические структуры), в которых только грамматические показатели соответствовали правилам русского языка. На втором этапе испытуемым демонстрировались картинки и вместе с ними воспроизводили новые фразы с вновь полностью выдуманными словами (экстралингвистический контекст вместе с синтаксическими структурами). Третий этап совпадал у обеих групп: в нём испытуемым были доступны все три вида информации: картинка (экстралингвистический контекст), синтаксическая структура и семантика, выраженная в существительных.
Результаты анализа подтвердили гипотезу о том, что наличие всех трёх источников информации будет лучше всего распознаваться детьми. Однако вторая гипотеза, которая предполагала, что, чем сложнее валентностная структура глагола, тем чаще она будет успешно идентифицироваться детьми, не подтвердилась. В своих ответах дети прежде всего опирались на семантику и экстралингвистическую информацию, морфосинтаксическая же информация не играла значимой роли.
Данные факты никак не отрицают наличие синтаксического бутстреппинга как вспомогательного механизма. Из других исследований, представленных в первой главе данной работы, понятно, что некоторые глаголы не могут быть усвоены благодаря одному только наблюдению. Однако роль данного механизма на самых ранних этапах усвоения языковой системы по-прежнему остаётся под вопросом: значимых подтверждений работы механизма синтаксического бутстреппинга в процессе усвоения русского глагола обнаружить не удалось.



