Введение 3
1. Анализ туристического потенциала Иордании 6
1.1 Понятие сферы услуг и туристического сектора 6
1.2 Характеристика туристического сектора Иордании и его особенности 13
1.3 Основные проблемы затрагивающие туристический сектор Иордании и пути их решения 21
2. Анализ туристического потенциала Египта 27
2.1. Характеристика туристического сектора Египта и его особенности 27
2.2 Основные проблемы затрагивающие туристический сектор Египта и пути их решения 38
3. Анализ туристического потенциала Израиля 44
3.1 Характеристика туристического сектора Египта и его особенности 44
3.2 Основные проблемы затрагивающие туристический сектор Израиля и пути их решения 52
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 1. Устройство туризма 69
Приложение 2. Вклад туристического сектора в ВВП страны 70
Туризм является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики страны, ведь именно благодаря ему государства получают большую часть доходов, а местное население рабочие места. Способность национальной экономики извлекать максимальную выгоду и полностью использовать потенциал туристического кластера зависит от наличия инвестиций, которые государство готово вкладывать в развитие необходимой инфраструктуры, а также способности удовлетворять потребности потребителей. В 21 веке именно туристический кластер стал ведущей отраслью мировой экономики, занимающей по доходам третье место среди самых крупных экспортных отраслей мирового хозяйства, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В настоящее время сфера туризма в большей или меньшей степени оказывает влияние на жизнь местного населения любой страны, его материальные и духовные составляющие, а также систему ценностей и манеру поведения. Именно этот кластер включает в себя не только размещение, но и транспортные услуги, связь, индустрию питания, развлечений и др., эта отрасль влияет на каждый континент, страну и город. Развитость туризма напрямую влияет на все смежные обслуживающие сектора, а также оказывает большое влияние на местную экономику, стимулируя экспортных локальных продуктов и услуг.
При написании данной работы, мы поставили перед собой достижение следующей цели: дать комплексную и полную характеристику туристического сектора трех стран, а именно: Иордании, Египта и Израиля, обозначить его роль, а также изучить специфику и перспективы развития данной отрасли в каждой из названных стран. Мы неслучайно выбрали именно эти три государства Ближнего Востока. Каждое из них имеет богатую культуру, берущую свое начало в древности и имеющую свои отличительные черты и оригинальность. Кроме того, все эти страны омываются водами Красного моря, рекреационный потенциал которого позволяет им предоставлять туристические услуги круглый год. Более того, в двадцать первом веке все большую популярность у туристов набирают экзотические и еще не слишком известные направления, которыми, в свою очередь и являются страны Ближнего Востока. Актуальность исследования заключается еще и в том, что туризм является неотъемлемой частью современного общества, именно благодаря нему становится возможно разрешить ряд международных проблем. Он помогает изучить, понять и принять различные менталитеты стран, их культуру и традиции, и тем самым способствует улучшению отношений между государствами мира. Кроме того, именно туристический сектор является катализатором социально-экономического развития, оказывая влияние на развитие самых ключевых отраслей экономики, таких как транспорт, сельское хозяйство, связь, торговля и производство товаров народного потребления.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач, без изучения которых невозможно провести анализ туристического кластера:
1. Изучение понятия сферы услуг, а в особенности туризма, его устройства и компонентов, которые задействованы в этой системе;
2. Исследование научной и публицистической литературы по данной теме;
3. Изучение особенностей развития и специфики туристического сектора Иордании, Египта и Израиля, а также его значение и влияние на экономику государств.
Для осуществление поставленных задач мы использовали информацию, полученную в результате полевых исследований, а также богатый по своему содержанию материал предоставленный Министерствами Туризма трех стран, а также различные статьи, публикации и отчеты, связанные с туристическим сектором. Кроме того, мы опирались и на работы российских исследователей сферы услуг и туристического сектора для того, чтобы полностью изучить все их особенности и дать их полную характеристику. Например, Разомасова Е.А. в своей работе «Сфера услуг: теория, состояние и развитие» рассматривает понятия, сущность и классификацию услуг, анализирует положение отрасли в современном мире, ее вклад в уровень жизни населения страны. Она также делает акцент на том, что именно сфера услуг является гиперотраслью современной экономики любой страны. Кроме того, мы опирались на статью «Роль туризма в экономике Египта» Балашовой О.А., в которой автор рассматривает все факторы развития данной отрасли, дает оценку экономических последствий туризма на макроэкономическом уровне. Более того, при написании данной работы мы использовали работу Максимильана Беннера «Модернизация туристического кластера: Эйлат», которая помогла нам четко понять особенности развития данного курорта, структуру его туристического потенциала, а также разобраться с тем, какие методы и шаги должны предпринимать власти Израиля для того, чтобы повысить конкурентоспособность города в долгосрочной перспективе и вывести его на уровень международного туристического направления. Необходимо отметить, что мы использовали различные данные интернет ресурса на арабском языке, благодаря которым смогли дать полную и точную оценку динамики притока и оттока туристов в каждую из трех стран, а также причины таких скачков. Из статьи доктора Омара Шедифата и Мусы Мохсен «Туризм в Иордании» мы смогли понять принципы ведения туристической деятельности со стороны государства, а также проблемы и трудности, которые мешают полноценному развитию потенциала страны. В своей статье «Новые территории туризма в Египте: локально-глобальная граница?» Вигнал Л. рассматривает экономическую либерализацию Египта, как первый толчок для развития массового туризма, который, в свою очередь изменил экономику страны. Благодаря этой информации мы смогли более точно понять все преимущества туристического кластера, а также препятствия, с которыми он сталкивается и которые не дают раскрыть полный потенциал Иордании, Египта и Израиля, а также проанализировать проблемы, с которыми сталкивается туристический сектор трех упомянутых ваше стран и дать свой прогноз по вопросу его дальнейшего развития.
В настоящее время туризм является одним из самых быстроразвивающихся секторов экономики. Для многих стран именно он является инструментом регионального развития, поскольку благодаря нему происходит диверсификация и стимулирование новых видов экономической деятельности. Именно туризм может оказывать положительное влияние на платежный баланс, на занятость населения, а также валовый доход страны, однако, он может иметь и негативные последствия, особенно для окружающей среды, что, в свою очередь, характерно для Иордании, Египта и Израиля.
Все три страны сделали ставку на развитие туристической отрасли совсем недавно, однако экономика и уровень жизни каждой из них сильно зависят от развитости упомянутого сектора, именно поэтому власти прикладывают все усилия для того, чтобы инвестировать в туризм, тем самым диверсифицируя предоставляемые услуги и повышая уровень обслуживания, который ни в одной из них до сих пор не соответствует международным стандартам качества.
Министерства туризма и другие вспомогательные органы, помогающие развиваться данному сектору, должны сделать акцент на специфике и особенностях своей страны, для этого нужно учитывать все составляющие, влияющие на желание клиента приобретать услугу. Одной из главных задач правительства Иордании и Израиля на данный момент является изучение состава и структуры ценообразования в данном кластере, а также ориентирование не только на путешественников, предпочитающих отдых класса люкса, но и на туристов со средним уровнем достатка.
Кроме того, окружающая среда является фактором успешного развития туристического кластера, особенно, если он основывается на историко-культурном наследии государства. Власти Египта должны акцентировать свое внимание на сложившейся в стране ситуации, ведь огромное количество путешественников в настоящее время готовы рассматривать другие туристические направления и курорты, предлагающие более высокие цены за свои услуги, из-за сложившееся в стране экологической ситуации.
Более того, Израиль, Иордания и Египет сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с региональной нестабильностью во всем ближневосточном регионе. Противостояние между рядом арабских стран, а также различными военизированными радикальными группировками, которые поддерживает часть коренного арабского населения, с одной стороны, и государством Израиль сильно влияют на репутацию данных стран. Многие туристические агентства предупреждают и предостерегают путешественников об опасности посещения данных направлений. Именно поэтому власти страны должны проводить различные маркетинговые мероприятия по привлечению туристов со всех краев мира, учитывая тот факт, что их потенциал почти безграничен.
Необходимо отметить тот факт, что несмотря на развитость данной отрасли, рабочих мест для местного населения не хватает. Важно привлекать различные иностранные инвестиции в страны для того, чтобы развивать данные сектора, строить отели, рестораны и различные заведения развлекательного характера, тем самым обеспечивая жителей работой и одновременно привлекая больше туристов.
В заключении хотелось бы заметить, что развитость и современность туристического кластера напрямую будет способствовать росту и других секторов экономики, например, транспортному, торговому и строительному. Более того, большая часть иностранных туристов готовы отправляться на обучения в данный регион, тем самым расширяя образовательный сектор. Все три страны имеют огромный потенциал быть самыми востребованными на мировым рынке направлениями, а развитый туристический сектор привлекает крупных инвесторов, как внутренних, так и зарубежных. Однако для развития данного кластера важно поддержание стабильных отношений в регионе, а в особенности между Израилем, Иорданией и Египтом, которые находятся в самом эпицентре ближневосточного конфликта. Смогут ли страны в ближайшие годы прийти к консенсусу для того, позволить туристического сектору развиваться в полную силу?
1. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям. - Минск, 2010. - 524 с.
2. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия. – М, 1999. – 804 с.
3. Балашова О. Роль Туризма в экономике Египта / О. Балашова // Вестник Кемервского государственного университета культуры и искусств . - 2011. - С. 85-92
4. Барановский А. Израиль на конгрессе по медицинскому туризму // А. Барановский // Турбизнес – №3 – 2011. – С. 29-38
5. Бурменко Т.Д. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг.- М, 2010. – 424 с.
6. Голубков Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - № 6. – С. 3-17
7. Золотова Е.В., Экономическая эффективность воздействия туризма в Египте, - Египет, 2016, - 5 с.
8. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм./ Д. Боуэн. Д. Мейкенз - М, 2012. – 1071 с.
9. Разомасова Е.А Сфера услуг: теория, состояние и развитие : монография. - Новосибирск: 2011. - 136 с.
10. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 2-е изд. исп. – М, 1999. – 478 с.
11. Романович Ж.А. Сервисная деятельность: Учебник. –М, 2006. - с. 284
12. Селим М. Роль туризма в обеспечении экономической безопасности Египта // М. Селим // Предпринимательство. - 2015. - С. 54-67
13. Супян В.Б. Экономика США: Учебник для вузов. – СПб, 2003, - 656 с.
14. Торгпредство Российской Федерации в Арабской Республике Египет, Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Египта за 2016 год. – Египет. 2017. – 87 С.
Источники на английском языке
1. Al-Shamaileh Dr.M. The Effects of the Global Financial Crisis on the Tourism Sector. / Dr. M. Al-Shamaileh, Dr.A. Dalain. // Journal of Economics and Sustainable Development. - 2013. – P. 161-169
2. American Chamber of Commerce in Egypt, Tourism sector Developments in Egypt,-America,2008, - 48 p.
3. Benner M., Dollinger M., Upgrading a tourism cluster: The case of Eilat. – Israel, 2017. – 16 p.
4. Blanke J. The travel and tourism competitiveness report. – Switzerland, 2009. – 495 p.
5. Cuadro-Roura J. Service Industries and regions. – Spain, 2013. – 223 p.
6. Dale G. Travel and Tourism. – UK, 2010. - 212 p.
7. Fischer J. Jordan Tourism Cluster. / J. Fischer, I. Khan, T. Khemani, D. Mak. – London, 2009. – 29 p.
8. Fritz B. Egypt on the way to a sustainable destination. – Egypt, 2008. – 1 p.
9. Getmansky A., Tourism and Cross-Border Conflict: An Empirical Analysis of the Israeli-Palestinian Case// A. Getmansky // Tourism and cross-border conflict. – Israel, 2012. – P. 64-74
10. Helmy O. Promoting Services for Development in Egypt/ Helmy O,Mamdouh A. H. // The Egyptian Centre for economic study. - 2015. - 10, June.- P. 1-2
11. Interview with Hala [Electronic resource] // El-Guna. – Режим доступа: http://www.elgouna.com (18.12.2016)
12. Kassem M. The Dynamics of Authoritarian Rule. – UK, 2004. – 212 p.
13. Levit S., Israel's Tourism Industry: Recovering from Crises and Generating Growth.- Israel, 2008.- 29 p.
14. Ministry of Tourism, Tourism to Israel 2015: Statistical Report. – Israel, 2016. – 7 P.
15. Ministry of Tourism and Government of Israel, Israel: Land of creation, - Israel, 2016. – P. 4
16. Ministry of Tourism in Egypt, Hotel Guide 2008-2009. – Egypt, 2010. – 15 p.
17. Ministry of Trade and Industry, Industry and trade development strategy. - Egypt, 2016. – 82 p.
18. MOT. All Arrivals & Departures by Point of Entry, Exit & Region – Jordan, 2015. – 4 p.
19. Osta I. Jordan tourism sector assessment: challenges today, opportunities tomorrow. Report. - USAID, 2013. - 89 p.
20. Orieqat H.M. Is Tourism a gene sector to Jordan’s GDP? / H.M. Orieqat, A.F. Saymeh // International Journal of Development and Economic Sustainability . – 2015. – Vol. 3. №5. - P.76-84
21. OECD. OECD Tourism Trends and Policies 2014. – Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development, 2016. – 298 p.
22. OECD, OECD Tourism Trends and Policies 2016. - Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development, 2017, - 127 p.
23. Priampolsky M., The hotel sector in Israel. – Israel, 2016. – 10 p.
24. Richter T., Steiner Ch. Sectoral Transformations in Neo-Petrimonial Rentier States: Tourism Development and State Policy in Egypt. – Germany,2007.- 30 p.
25. Robinson S., An uptade on medical tourism development in Israel. – Israel, 2013. – 2 p.
26. Robinson D., Crowcroft O., Lonely Planet Israel and the Palestinian Territories. – Israel, 2015. – 134 p.
27. Scott A.J, Social Economy of the Metropolis: Cognitive-Cultural Capitalism and the Global Resurgence of Cities,- UK, 2008. – 6 p.
28. Shdeifat Dr.O. Tourism in Jordan. / Dr.O. Shdeifat, Dr. M. Mohsen, Dr.M. Mustafa. – Zarqa, 2006. – 67 p.
29. UNWTO. UNWTO World Tourism Barometer. – Spain,2010. – 13 p.
30. Vignal L. The new terrirories of tourism in Egypt: a local- global frontier? / L. Vignal // Cebergeo. - 2010, - № 509.- P. 1-15
31. Wahab M. Oracom Hotels and Development. – Egypt, 2008.- 25 p.
32. Walaa H. Сan egypt's tourism industry get back on track after Sinai crash? – Egypt, 2016. – 22 P.
33. Zaytoun M. Implications of the global financial and economics crisis on the tourism sector in Egypt. – Egypt, 2011. – 44 p.
Источники на французском языке
1. Vignal L. Une métropole des marges de la mondialisation. L’exemple du Caire / L. Vignal // Esprit.- 2004.-№303.- P. 164-174
Источники на немецком языке
1. Schächter S., Wolffs S. Zielmarktanalyse Tourismuswirtschaft Israel, (Target market analysis tourismus industry of Israel). – Israel, 2012. – 32 P.
Источники на арабском языке
1 شادي محمود حسن القاسم.- السياحة البيئية في محميات الأردن. - الاردن ٢٠١٢. - ١٢١٤صفحة.
/ Shadi Mahmud Hasan Al-Qasim – As-siyaha al-baa'iya fi mahmiyat al-’urdun.– Al-’urdun 2012 .- 1214 safha
2. محمد الفرجات. مخطط البتراء الاستراتجي .- ألاردن, ٢٠١١.- ٥٩صفحة
/ Muhammad al-Furjat. Mukhatat al-batra’ al-’istratigiy. - Al-’urdun, 2011. – 59 safha
Интернет источники
1. В Израиле хотят ввести НДС на туризм [Электронный ресурс] Прочее.- Режим доступа: http://zagrannik.org (date of the address 24.03.09.2018).
2. Египет потерял треть туристов из-за политического кризиса в 2011 году [Электронный ресурс] Российское агентство международной̆ информации «РИА Новости».- Режим доступа: http://ria.ru ( 12.02.2018)
3. Израиль ждет туристов [Электронный ресурс] // Интерфакс –- Режим доступа: http://www.interfax.ru/237286 (12.01.2018)
4. Иордания [Электронный ресурс] // Кругосвет: онлайн энциклопедия. – Онлайн энциклопедия “Кругосвет”, 2001. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru. (04.12.2017)
5. Основные отрасли Израиля [Электронный ресурс] // Экономика. – Министерство иностранных дел Израиля. - Режим доступа: http://mfa.gov.il (04.02.2018)
6. About us [Electronic resource] // Jordan Hotel Association. - Режим доступа: http://www.johotels.org. (19.10.2015)
7. Araf news [Electronic resource] // The Jordan Times. – Режим доступа: http://www.arafnews.ru (20.02.2018)
8. Jordan [Electronic resource] // Countries and Region. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/trade (15. 03. 2016)
9. Ministries Projects [Electronic resource] //Contents. – Режим доступа: http://www.tourism.jo (20.03.2016)
10. Nation Masters [Electronic resource] // Country info. – Режим доступа: http://www.nationmaster.com (23.02.2017)
11. The importance of tourism in the national economyhttp [Electronic resource] // Home. – Режим доступа: http://egyptlastminute.com (1.12.2017)
12. Tourism [Electronic resource] // Central Bank of Egypt. – Режим доступа: http://www.cbe.org.eg ( 12.04.2016)
13. Tourism Ministry, Vatican sign deal [Electronic resource] // Travel in Israel– Режим доступа: http://www.ynetnews.com ( 13.01.2018)
14. Medical tourism in Israel [Electronic resource] // Medical Units. – Режим доступа: https://www.trustmed.co.il (12. 01.2018)
15. World Tourism Organization UNWTO [Electronic resource] // Ближний Восток. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/ru/home (12.03.2017)
16. [Electronic resource] مقالات عامة // مقالات منشورة. – Режим доступа: http://www.muflehakel.com (12.03.2016)
17. [Electronic resource]محليات// 12.6 % نسبة الاشغال الفندقي في العقب . – Режим доступа: http://alrai.com (19.03.2017)
18. [Electronic resource] أسواق // ارتفاع عدد سياح العقبة 13. – Режим доступа: https://www.khaberni.com (5.11.2017)
19. [Electronic resource] الرئيسية//169 % ارتفاع اعداد زوار البحر الميت في 9 أشهر.– Режим доступа: http://www.jfranews.com.jo (30.12.2017)
20. [Electronic resource]كتاب//أهم التحديات التي تواجه القطاع السياحي الأردني..– Режимдоступа: http://www.jfranews.com.jo (10.04.2017)
21. [Electronic resource]رسائل/تحديات السياحة في الاردن.. – Режим доступа: http://www.jfranews.com.jo (12.10.2017)
22. [Electronic resource]الرئيسية /اتحاد الجمعيات السياحية تناقش مشاكل قطاع السياحة في الأردن .– Режидоступа: http://www.jfranews.com.jo (7.09.2017)
23. [Electronic resource]أخبار عاجلة//"السياحة": 2 مليون و389 ألف سائح روسى زاروا مصر خلال عام 2015 ا .– Режим доступа: http://www.jfranews.com.jo (4.03.2018)