Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности 6
1.1. Понятие эмоционального интеллекта 6
1.2. Структура эмоционального интеллекта14
Глава 2. Применение эмоционального интеллекта в деятельности продюссера 20
2.1. Роль эмоционального интеллекта в продюссировании и управлении командой 20
2.2. Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта продюссера 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Структурной основой управления в сфере шоу-бизнеса является организация, эффективность работы которой находится в прямой зависимости от того, насколько правильно будет найдена модель управления, а также от особенностей личности и уровня профессиональной подготовки менеджера. В рамках профессионального искусства в задачи менеджмента входит несколько сфер, в рамках которых осуществляется управление: художественный процесс, а также организационная и хозяйственная деятельность.
Значимое место в рамках организации и производства художественных продуктов отводится продюсеру. Данное понятие появилось в момент зарождения кинопроизводства и послужило толчком для возникновения нового типа предпринимательской деятельности, которая включает в себя финансовый, художественный и идейный контроль над процессом создания художественного произведения. Ввиду того, что имеет место некоторая схожесть между теми технологиями, которые используются при производстве кино и телевизионных продуктов, произошло закрепление термина продюсер в рамках данных сфер.
В задачи продюсера входит поиск новых идей, а также разработка путей для их реализации. В течение всего процесса создания продукта в сферу его ответственности входит контроль как творческой, так и производственной деятельности. Так, продюсер разрабатывает бюджет проекта, подбирает сотрудников для реализации, формирует график работы и следит за тем, чтобы он соблюдался, а также разрабатывает стратегию продвижения продукта.
Продюсеры обращают пристальное внимание на эффективное взаимодействие с артистом, добившимся успеха благодаря средствам и усилиям продюсера. Для эффективного продюсера характерно не только умение подбирать стиль руководства таким образом, чтобы он максимально соответствовал той или иной ситуации, но также и использовать специальные навыки при общении с коллективом, которые основаны на эмоциональном интеллекте. Важным в руководстве коллективом со стороны продюсера является создание благоприятной атмосферы и повышение мотивации сотрудников для успешной организации работы в рамках проекта. В связи с этим развитие высокого уровня эмоционального интеллекта у продюсера является одним из важных факторов, влияющих на успешность и эффективность его деятельности. Можно сказать, что эмоциональный интеллект в этом случае играет такое же важное значение, как профессиональные навыки и качества личности.
Ввиду высокого значения эмоционального интеллекта в продюсерской деятельности, можно сделать вывод о том, что исследование данной проблемы является актуальным и требует обратить особое внимание на анализ той роли, которую играет эмоциональный интеллект в отношении успешного продюсирования.
Объект исследования - эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности.
Предмет исследования - значение эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности продюссера.
Цель исследования - определить роль, которую играет эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности продюссера.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к пониманию эмоционального интеллекта.
2. Рассмотреть структуру эмоционального интеллекта.
3. Изучить особенности использования эмоционального интеллекта в продюссерской деятельности.
4. Разработать рекомендации продюссерам для развития эмоционального интеллекта.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Несмотря на существование разных подходов к трактовке эмоционального интеллекта, все авторы имеют в виду способность понимать эмоциональный мир людей. Суть феномена эмоционального интеллекта заключается в способности человека воспринимать, обрабатывать эмоциональную информацию, регулировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Основными признаками эмоционального интеллекта являются: регуляция взаимоотношений между людьми, способность управлять и контролировать свои эмоции.
Результат проведенного анализа моделей позволил сделать вывод о том, что в научной литературе представлено различное понимание того, какую структуру имеет эмоциональный интеллект. При этом структурными компонентами большинства моделей являются умение понимать эмоции и управлять ими. Последний компонент также позволяет оказывать воздействие на разного рода стрессовые ситуации, отношения, умение регулировать собственные эмоции, прогнозировать состояния и поведение
Эмоциональный интеллект играет важную роль в продюссерской деятельности и межличностном взаимоотношении внутри творческого коллектива. Если продюссер имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, он способен эффективнее построить процесс взаимодействия в команде, повысить уровень мотивации ее членов, избежать конфликтов и лучше принимать такие решения, которые будет приняты внутри коллектива.
Развитие эмоционального интеллекта — это непрерывный процесс, который включает работу в рамках всех компонентов эмоционального интеллекта. Для развития эмоционального интеллекта у продюссеров были разработаны практические рекомендации. В основу рекомендаций были положены основные компоненты эмоционального интеллекта, такие как самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки.
1. Алексеенко И.В. Букатых Е.Д., Еске К.С., Радзевич А.В. Значение эмоционального интеллекта в деятельности руководителей и способы его повышения // Вестник УРАО. 2018. №3. С. 17-24
2. Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммукатив-ного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и Школа. 2018. № 3. С. 53
3. Богачева Е.А. Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образовательном пространстве // Известия Саратовского университета. 2018. № 4. С. 386
4. Бруннер Е.Ю., Иванова В.И. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект-картирования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2. С. 262
5. Бучило Н.Ф. Философия: Учеб. пособие. М.: Знание, 2014. С. 262
6. Гудкова Т.В., Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта подростков в условиях раздельного и смешанного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2002. № 6. С. 157
7. Жуков В.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие. М.: Институт Психотерапии, 2018. С. 565
8. Журавлева М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга // Вестник московского универ-ситета. 2013. № 3. С. 74
9. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев. М.: ПБОЮЛ, 2019. С. 460
10. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. С. 358
11. Люсин, Д. В. (2006). Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, 4, 3-22.
12. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 1(81). С. 158
13. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 1(81). С. 158
14. Морозова И.С., Каргина А.Е. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 25. С. 76-88.
15. Ситников М.А. Эмоциональный интеллект руководителя и деятельность группы // Организационная психология. 2019. №3. С. 153-173
16. Солонин Ю.Н. Культурология. М.: Высшее образование, 2018. С. 134.
17. Ушаков, Д. В. (2009). Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. В сб.: Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. (ред.) Социальный и эмоциональный интеллект : от процессов к измерениям (11-30). М.: Изд-во ИП РАН.
18. Шинкарева О.В., Майорова Е.А. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25). С. 264
19. Bar-On, R. (1997). Emotional Intelligence Inventory (EQ-i). Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems.
20. Goleman, D. (2006). Emotional Intelligence. The 10th Anniversary Edition. New York: Bantam Books.
21. Joseph, D. L., Newman, D. A. (2010). Emotional Intelligence: An Integrative Meta-Analysis and Cascading Model. Journal of Applied Psychology, 95(1), 54-78.
22. Salovey, P., Mayer, J. D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 9, 185-211; Mayer, J. D., Salovey, P. (1997). What is emotional intelligence? In P. Salovey, D. J. Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: Educational implications (3-34). Harper Collins: New York.