Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация модернистской модели театрального пространства в немецкой культуре

Работа №131600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ В ГЕРМАНИИ 7
1.1 Начало реформаторского движения: архитектура театрального пространства Ф. Шинкеля и Г. Земпера 7
1.2 Статус архитектуры и театрального пространства в проекте Рихарда Вагнера „Gesamtkunstwerk“ 10
1.2.1 Музыкальная драма „Gesamtkunstwerk” как высшая форма искусства 10
1.2.2 Архитектура «прошлого» и «будущего» в проекте „Gesamtkunstwerk“ 15
1.2.3 Реализация концепции „Gesamtkunstwerk” Р. Вагнера в театре в Байройте. Пространственные практики 20
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕРНИСТСКОЙ МОДЕЛИ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КУЛЬТУРЕ ГЕРМАНИИ 24
2.1. Основные тенденции развития немецкого театра и мотивы его реформы в начале XX века 24
2.2. Модель «идеального» театра и ее статус в немецкой культуре XX века 28
2.3. Баухауз: концепция «Тотального театра» как универсального театрального пространства 45
2.4. Проект «Тинг-театра» как попытка создания «государственного» театра «Третьего Рейха» 53
Заключение 58
Список литературы 61

Актуальность исследования. Многовековая история европейского театра, как хорошо известно, берет своё начало в греческом искусстве. Уже классическая триада - единство времени, места и действия - указывает на существенную связь театрального действия как события и встречи с самим пространством театральной репрезентации, со структурой театрального пространства. Ведь всё «нутро» театра - с его интерференцией реального и мнимого в театральном действии, вкупе с особыми «пространствами» восприятия и переживания зрителя - неразрывно связано, а во многом даже обусловлено, пространственными характеристиками репрезентативного ресурса.
В театральном искусстве XX века понятие пространства приобретает необычайно важную роль, поскольку и сама модель театра, берущая свое начало с эпохи Возрождения и строившаяся на фундаментальной оппозиции «пространства наблюдаемого» и «пространства наблюдателя», подвергается коренной трансформации. В этой связи «модернизм» как художественно-эстетическое течение в культуре XX века, противопоставившее себя предшествующей традиции и выработавшее стратегии и новые модели театральной репрезентации, представляется важным для понимания тенденций развития современного театра и статуса театрального пространства в современной культуре.
Понятие «театральное пространство» как культурологическая категория многозначно и в рамках данной работы требует некоторого уточнения. В работе «Производство пространства» французский философ Анри Лефевр разработал концепцию пространства как продукта социального взаимодействия, представляющего собой единство трех составляющих: репрезентации пространства (т.е. «задуманного пространства», воспринятого и осознанного людьми, имеющими отношение к его производству/созданию - художников, архитекторов, инженеров и др.); пространства репрезентации (переживания пространства его «пользователями» через образы и символы); пространственные практики (практики «жителей» пространства в нем самом). Лефевр отмечает, что «театральное пространство предполагает репрезентацию пространства, то есть пространство сценическое, которое соответствует определенной концепции пространства (античный, елизаветинский, итальянский театр)»1. Вместе с тем, театральное пространство оказывается также и пространством репрезентации, которая реализуется в театральном действии в определенный момент времени.
Таким образом, предложенное Лефевром понятие «театрального пространства» представляется нам весьма продуктивным и важным. Театральное пространство мы понимаем как «систему координат», своеобразную топографию театра, и вместе с тем оно есть физическое пространство, которое является одним из условий художественного диалога и коммуникации. Опираясь на разработанное Лефевром понятие социального пространства, и рассматривая театр как особое социальное пространство, в рамках данного исследования будут проанализированы стратегии становления и последующей трансформации модернистской модели «театрального пространства» как отражения социокультурных реалий Г ермании во второй половине XIX - первой трети ХХ века.
Источниковедческую базу исследования составляют теоретические работы деятелей культуры Германии (Р.Вагнера, П. Беренса, Г. Фукса, А. Аппиа, В. Гропиуса и др.), в которых излагаются их концепции театрального пространства. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных, преимущественно немецких, ученых, посвященные анализу архитектурно-пространственных решений театрального пространства в проектах и постройках середины XIX - первой трети XX века - Т. Ю. Гнедовской, С. Коннеффке и М. Браунека. В работе активно использовалась научная литература, посвященная теории синтеза пространственных искусств (Е.Б. Мурина) и теории, истории и философии театра (В.И. Березкин, Г.Б. Бархин, В. Шевченко, Г.Д. Гачев, Т.Ю. Гнедовская, В.В. Головня), теории и истории архитектуры (Г.Б. Бархин, В.И. Березкин, В. Базанов и др.).
Объектом данного исследования являются стратегии репрезентации театрального пространства, где ключевым элементом становится архитектурное структурирование пространства. Предметом исследования является трансформация модели театрального пространства в рамках немецкого театрального модернизма. «Модернизм» как художественно-эстетическое явление в культуре XX века, имеет довольно нечеткие временные границы, поэтому в качестве таковых в пределах выбранной темы заявлен временной промежуток, охватывающий первую треть XX столетия (около 1900-1937 гг.).
Таким образом, цель работы заключается в исследовании стратегий трансформации модернистской модели театрального пространства в немецкой культуре. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать модели театрального пространства протомодерна, разработанные в концепциях и архитектурных проектах Ф. Шинкеля, Г. Земпера, а также статус архитектуры и театрального пространства в концепции синтетического произведения искусства „Gesamtkunstwerk“ Рихарда Вагнера;
• раскрыть специфику театрального ландшафта немецкой культуры первой трети XX века;
• проанализировать стратегии трансформации театрального искусства и театрального пространства в контексте культурного ландшафта Германии первой трети XX века;
• выявить сущностные характеристики концепций реформирования театрального пространства в эпоху национал- социалистической диктатуры;
• проследить изменение позиции зрителя в ходе трансформации модернистской модели театрального пространства.
Культурологический анализ концепций и моделей театрального пространства базируется на нескольких методологических принципах и подходах: 1) использование дескриптивного подхода обусловлено спецификой объекта исследования; 2) метод структурного анализа позволил выявить сущностные характеристики концепций театрального пространства; 3) в работе использованы принципы семиотического подхода; 4) в работе использовались принципы компаративистики при сопоставлении отдельных концепций театрального пространства, а также принципы сравнительно-исторического анализа при сопоставлении отдельных проектов реформ театрального пространства; 5) на основе диахронического метода выявляются основные этапы развития и закономерности трансформации театрального пространства в работах немецких авторов - практикующих архитекторов и теоретиков искусства - в первой трети XX века. Диахронический метод в рамках исследования дополняется синхроническим, позволяющим рассматривать реформаторские интенции в определенном историко-культурном контексте Германии.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 2 главы, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
1) Анализ протомодернистской модели театрального пространства показал, что именно проект музыкальной драмы Рихарда Вагнера „Gesamtkunstwerk“ предварил многие новаторские и смелые тенденции в культуре, в том числе театральные революции XX века. „Gesamtkunstwerk” в своей сущности и содержании выходит за рамки эстетики - искусство выходит за собственные рамки и внедряется в жизнь, и целостное произведение искусства рассматривается как культурфилософский концепт, репрезентирующий целостное художественное произведение, воздействие которого должно преобразовать общество путем достижения им аналогичного единства.
Архитектура в концепции „Gesamtkunstwerk” определяет пространственную организацию театрального здания и наделяет ее эстетическими качествами, не утрачивая своей роли в синтезе искусств. Архитектура не является лишь богатым обрамлением для идеи „Gesamtkunstwerk”, она - незаменимая ее часть, поскольку создает условия для полноценного восприятия драматического произведения.
Несмотря на конструктивные неудачи построенного Вагнером в соавторстве с О. Брюквальдом театра «Фестшпильфауз», в общем историко-художественном и культурологическом контексте в области архитектуры и театрального искусства можно обозначить ряд концепций и идей трансформации театрального пространства и поиска альтернативы ранговому театру и сцене-коробке, источником которых стал революционный по своему характеру концепт синтетического произведения искусства „Gesamtkunstwerk” Р. Вагнера.
2) Таким образом, в XX веке с экспериментов с театральным пространством начинается практическое постижение свойств этого пространства, и складываются различные типы театрального пространства, которые впоследствии стали основой развития мировой театральной архитектуры. Весь спектр рассмотренных концептов условно можно разделить на два основных этапа трансформации модернистской модели театрального пространства. При этом, во взглядах на трансформацию пространства театра от К.Ф. Шинкеля до Э.Пискатора, а затем и национал- социалистического «тинг-театра», прослеживается преемственная связь - идеализирование и возрождение принципов устройства античного театра, как наиболее отвечающего истинным задачам театрального зрелища.
Для рассмотренных модернистских проектов начала XX века (П. Беренса и Г. Фукса, А. ван Вельде, Ж. Далькроза, Х. Тессенова, А. Аппиа, М. Рейнхардта и Х. Пёльцига) по конструированию «идеального» пространства характерны стремления к художественному синтезу в рамках театра, к неразрывности искусства и жизни, постоянной коммуникации зрителей и актеров и воплощение идеи равенства каждого зрителя при «приближении» к актерам, которые планировалось осуществить в архитектурном плане с помощью таких конструктивных приемов как использование просцениума, создание низкой, немеханизированной рельефной сцены, синтез «открытого» пространства с традиционной сценической площадкой, а также путем «слияния» зала и сцены, уничтожения пространственной границы между ними.
В рамках художественной школы «Баухауз» складывается модель «Тотального театра», которая предоставляет театральному искусству свободу действия в театральном пространстве - оно не замыкается на сцене, а выходит за ее пределы, подразумевает, тем самым, полное овладение зрителем, тотальный захват его внимания на представлении. В это же время, в 20-е годы XX века, намечается основной путь, по которому пойдут в дальнейшем реформаторы театрального пространства второй половины столетия - «слияние» зала и сцены и обогащение театрального пространства различными техническими средствами, осуществление модернизации классической сцены путем ее механизации. Проект «Тотального театра» и трансформации модернистской модели театрального пространства был завершен в Третьем Рейхе в театральной эстетике «тинг»-движения с использованием возможностей античного театрального пространства, а затем и с отказом от закрепленного и постоянного пространства для «разыгрывания» национал-социалистических «спектаклей» в виде политических митингов, шествий, парадов.
3) Можно утверждать, что при всем разнообразии теоретических и мировоззренческих установок обнаруживается ряд элементов, которые позволяют рассматривать этот этап реформации театра как относительно унифицированное движение, чему поспособствовала общность исходных установок деятелей культуры в новом понимании задач театрального искусства в XX столетии.
4) Преобразование театрального пространства в немецкой культуре первой трети XX века основывается на трансформации статуса зрителя - происходит постепенная смена позиции наблюдателя на позицию участника, осуществляющего свой выбор в рамках театрального действа. Именно исходя из понимания театра и переосмысления фигуры зрителя и его роли в театре, деятели культуры Германии конструировали пространство. В то же время происходит смена интенций театрального действия, переход от утверждения элиты в качестве своего адресата к массовому театру.
5) Несмотря на всё разнообразие проектов по конструированию и производству театрального пространства, многие из которых так и не были реализованы, и стратегий репрезентации пространства в немецкой культуре, можно утверждать, что трансформация модернистской модели пространства идет по линии преодоления фундаментальной оппозиции пространства наблюдаемого и пространства наблюдателя, на которой строилась предшествующая модель театра, берущая свое начало с эпохи Возрождения.


1. Базанов, В. Техника и технология сцены [Текст] / В. Базанов. - Л.: Искусство 1976. - 368 с.
2. Бархин, Г.Б. Архитектура театра [Текст] / Г. Б. Бархин. - М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1947 г. - 248 с., ил.
3. Бачелис, Т.И. Эволюция сценического пространства (от Антуана до Крэга) [Электронный ресурс] / Т.И. Бачелис // Театральная лаборатория Вадима Максимова - URL: ййр://1еа1г-1аЬог.тГо/’№р/библиотека/397-2/ (дата обращения 04.04.16)
4. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера XVI-XX [Текст] / В.И. Березкин. - М..: Едиториал УРСС, 2002. - 296 с.
5. Вагнер, Р. Избранные работы [Текст] / Р. Вагнер. - М.: Искусство, 1978. - 696 с.
6. Волконский, С.М. Мои воспоминания [Текст]: в 2 Т. / С.М. Волконский. - М.: Искусство, 1992. - Т.1. Лавры. Странствия. - 399 с.
7. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр) [Текст] / Г.Д.Гачев. - М.: Просвещение, 1968. - 302 с.
8. Гвоздев, А. О смене театральных систем [Текст] / А.Гвоздев // О театре: Временник отдела истории и теории театра Государственного института истории искусств: Сборник статей. - Л.: Academia, 1926. - с. 7-36.
9. Гнедовская, Т.Ю. Немецкий веркбунд и его архитекторы [Текст] / Т. Ю. Гнедовская. - СПб.: Пинакотека, 2011. - 352 с.
10. Гнедовская, Т.Ю. От драматического театра - к большому драматическому, от идеального театра - к тотальному. Реформа немецкого театра и её итоги в эпоху Веймарской республики [Текст] / Т. Ю. Гнедовская // Вопросы Театра. PROSCAENIUM, №1-2, Вып. 11., - М., 2012. - С. 248 - 273.
11. Головня, В.В. История античного театра [Текст] / В. В. Головня. - М.: Искусство, 1972. - 400 с.
12. Горбатенко, М.Б. Реформаторы европейской сцены: Оскар Кокошка [Текст] / М.Б. Горбатенко // Материалы Международной конференции «Вена-Будапешт-Санкт-Петербург. Две империи - три столицы». - Будапешт, 2005. - С.120-134.
13. Гропиус, В. Границы архитектуры [Текст] / В. Гропиус. - М.: Издательство «Искусство», 1971. - 286 с.
14. Гудкова, Н. Сценический свет как компонент художественной выразительности спектакля: основные этапы становления [Текст] / Н. Гудкова // Вопросы Театра. PROSCAENIUM №1-2. -М., 2010. - С. 93-133.
15. Давыдова, М.Ю. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. [Текст] / М.Ю. Давыдова. - М.: РГГУ, 2001. - 436 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ