Введение 3
ГЛАВА 1. Образ жизни молодежи 7
1.1. Понятие “Молодежь” в социологии 7
1.2. Категория “образ жизни”. Структура и компоненты образа жизни 12
1.3. Интернет. Сущность, эволюция, воздействие на образ жизни 19
Глава 2. Интернет и его влияние на образ жизни молодежи России и Финляндии 27
2.1. Россия и Финляндия: распространение Интернета, сравнение по уровню социально-экономического развития и уровню развития ИКТ 27
2.2. Интернет и образование 39
2.3. Интернет и досуговые практики 44
2.4. Интернет и трудовая деятельность 62
Заключение 73
Список использованной литературы 79
Развитие новых информационно-коммуникационных технологий и их широкое внедрение в повседневную жизнь происходит сегодня чрезвычайно быстрыми темпами. Действительно, характер, скорость и объем изменений, наблюдаемые сегодня, не имеют аналогов во всем предыдущем опыте нашего общества. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности в хранении, обработке, поиске информации а также коммуникации в любое время в любом месте. Удивительные технологические преобразования происходят благодаря развитию ИКТ: искусственный интеллект, беспилотные автомобили, SD-печать, дополненная и виртуальная реальность, Интернет вещей, блокчейн и др. Такие прорывы в технологической сфере оказывают существенное воздействие на образ жизни людей, в первую очередь, на образ жизни молодежи, так как молодежь представляет из себя группу, наиболее восприимчивую к технологическим нововведениям, наиболее гибкую и адаптивную по отношению к происходящим трансформациям.
Актуальность исследования: Интернет в современную информационную эпоху становится одним из основных факторов, преобразующих характер жизнедеятельности общества. Молодое поколение характеризуется особенно активным использованием Интернета. Цифровые технологии проникают во все сферы жизни молодых людей, оказывая влияние на социальную коммуникацию и способы социального взаимодействия, на формы получения информации и образование, на досуговые практики и трудовую деятельность молодого поколения и др. Глобальные изменения, происходящие в обществе в последние годы, актуализируют необходимость исследования ряда вопросов, связанных с изучением компонентов жизнедеятельности молодежи. Интерес в проведении сравнительного анализа образа жизни молодых людей России и Финляндии обусловлен некоторыми особенностями. Это две страны имеющие общую границу, общую историю и, во многом, схожие климатические условия, однако развитие обеих стран на протяжении последнего столетия происходило разными путями. Интернет в Финляндии с самого начала распространялся и развивался достаточно активно. Уже 2001 году страна занимала пятое место в Евросоюзе по количеству подключений. В целом, Финляндия сегодня характеризуется высоким уровнем социально-экономического развития и представляет из себя одну из передовых стран по распространению ИКТ. В России Интернет стал распространяться несколько позже, однако в последние годы это распространение протекает крайне быстрыми темпами.
Значительную роль в осмыслении трансформаций происходящих под влиянием новых информационных технологий и в изучении проблем нового информационного общества сыграли такие социологи, как Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Ж. Бодрийяр, Д.В. Иванов. Существует множество работ в отрасли знания, называемой социология молодежи. Свой вклад в нее внесли такие исследователи, как В.Т. Лисовский, И.С. Кон, О.Н. Безрукова, С.О. Елишев. Проблематику и теоретическое обоснование понятия образа жизни можно найти в работах И.В. Бестужева-Лады, А.А. Возьмителя, Л.И. Михайловой, И.В. Романовой, Н.П. Романовой, И.Р. Казарян.
Объект исследования: объектом данного исследования выступает молодежь Предмет исследования: предметом исследования является образ жизни молодежи России и Финляндии
Цель исследования: оценка влияния Интернета на образ жизни молодежи, сравнение такого влияния в двух странах - России и Финляндии
Задачи исследования:
• Дать характеристику понятию “молодежь”, как объекту исследования
• Проанализировать категорию “образ жизни”, выделить компоненты для сравнительного анализа
• Рассмотреть сущность понятия “Интернет”, охарактеризовать тенденции и изменения в образе жизни людей, происходящие под влиянием Интернета в контексте теорий информационного общества
• Описать как развивался Интернет в России и Финляндии а также сравнить эти страны по уровню социально-экономического развития и уровню развития ИКТ
• Сравнить Россию и Финляндию по влиянию Интернета на такие сферы жизнедеятельности молодежи, как образование, досуговые практики и трудовая деятельность
Методы исследования: в данной работе теоретическая часть характеризуется использованием методов синтетического обобщения, описания и объяснения для того чтобы охарактеризовать категории “образ жизни”, “молодежь” и проанализировать влияние Интернета на образ жизни молодежи. Методом эмпирического исследования является контент-анализ: на основе данных многочисленных докладов и исследований, социологических опросов и данных статистики различных российских, финских и международных исследовательских организаций и центров, органов статистики и социологических организаций осуществляется сравнение стран по различным статистическим показателям.
Структура исследования: данная работа состоит из двух глав: три параграфа в первой главе, четыре параграфа во второй. В первой главе раскрывается сущность понятия “образ жизни, характеризующие его факторы, определяются основные его черты. Кроме того, дается определение понятию “молодежь”, описываются главные характеристики этой социально-демографической группы и представляются основные подходы к ее изучению. В первой главе также дается определение Интернета, характеризуются подходы к его осмыслению, рассматривается его эволюция. Описывается влияние информационных технологий на образ жизни общества в контексте теорий информационного общества. Вторая глава представляет из себя сравнительный анализ двух стран. Во-первых, дается краткая история развития Интернета в России и Финляндии. Во-вторых, две страны сравниваются по уровню социально-экономического развития. Во-третьих, они сравниваются по степени развития ИКТ. Наконец, предлагается сравнение влияния Интернета на образ жизни молодежи в обеих странах.
В данной работе мы попытались провести сравнительный анализ воздействия Интернет-технологий на образ жизни молодежи России и Финляндии. Мы рассмотрели в социологическом ракурсе понятие “молодежь” и его основные характеристики. Мы попытались проанализировать категорию “образ жизни”, выделить его компоненты для социологического анализа и сравнения. В настоящей работе мы решили сфокусировать внимание на трех компонентах образа жизни - важных для молодого поколения сферах жизнедеятельности: образование, досуговые практики и трудовая деятельность. Мы охарактеризовали сущность Интернета, и обозначили через призму концепций информационного общества то, как он преобразует общественную жизнь.
Мы рассмотрели, как развивался и эволюционировал Интернет в России и Финляндии. Методом контент-анализа на основе данных докладов и исследований, социологических опросов и данных статистики мы попытались осуществить социологическое сравнение. Для начала мы сравнили Россию и Финляндию по уровню социально-экономического развития. Финляндия характеризуется более высоким уровнем жизни, уровнем благополучия. Затем мы сравнили страны по уровню распространения и развития ИКТ. В обеих странах степень использования Интернета населением (в особенности, у молодого поколения) является достаточно высокой. Однако, по уровню доступности, развитию инфраструктуры, открытости, безопасности, по уровню навыков работы с ИКТ и др. Финляндия опережает Россию.
И Россия и Финляндия характеризуются высокой степенью образованности молодежи. В России доля молодых людей с высшим образованием в целом весьма высокая, в Финляндии доля молодежи со средним и средним профессиональным образованием превышает долю молодежи с высшим образованием. Интернет проникает в повседневную жизнь молодежи в раннем возрасте, особенно в Финляндии (в меньшей степени в России). Всемирная паутина, таким образом, становится одним из факторов адаптации молодого поколения. Вдобавок, Интернет приобретает статус важнейшего источника информации и познания мира для молодежи. И в России и в Финляндии почти половина (40% и 50% соответственно) молодого населения тратит ежедневно от двух до шести часов на Интернет вне школы. Всемирная сеть способствует развитию определенных навыков и формированию определенных ценностей, которые отличают молодых людей от предыдущих поколений.
Особую важность приобретают различные формы дистанционного обучения (дистанционные курсы, онлайн-платформы). В Финляндии степень пользования дистанционным обучением почти в три раза выше, чем в России. Однако, наблюдается и предсказывается устойчивый и активный рост онлайн обучения в обеих странах и по всему миру, что свидетельствует о возрастающей степени воздействия информационно-коммуникационных технологий на образование молодежи. Среди негативных аспектов влияния Интернета можно выделить чрезмерное погружение в сеть и отсутствие определенных навыков в реальной жизни, ложная информация и др.
Досуговая деятельность молодежи возрастающими темпами перемещается в Интернет. Возрастает роль Интернета как чрезвычайно популярного средства коммуникации молодежи, что обусловлено его постоянной и повсеместной доступностью, его интерактивной, мультимедийной природой, удобством использования. Интернет преобразует коммуникацию. Онлайн-коммуникация часто характеризуется краткостью и информативностью сообщений, насыщенностью образами, наличием особого языка и знаковых выражений эмоционального состояния, возможностью конструирования виртуального образа и др.
Одним из наиболее популярных среди молодежи способов активности в Интернете становятся использование социальных сетей, предлагающих широкий спектр возможностей. Соцсети трансформируют некоторые проявления образа жизни молодого поколения, потому что переводят в виртуальную реальность такие способы жизнедеятельности как знакомство и общение, творческая активность, развлечения, саморепрезентация и самовыражение, обучение, информационный обмен и многое другое.
Кроме того, традиционные медиа, особенно радио, газеты и журналы, а также, в меньшей степени, телевидение, постепенно теряют свое значение, а их аудитория сокращается. Основные формы досуга перемещаются в Интернет и молодежь занимает самое активное место в этом процессе. Доля продаж от цифровой музыки как в России так и в Финляндии превышает продажи музыки на физических носителях. Процент использования онлайн видеосервисов растет в обеих странах, тогда как потребление линейного телевидения медленно снижается. Активно и стремительно развивается рынок мобильных приложений и рынок мобильных и компьютерных игр и в России и в Финляндии. По количеству доходов в игровой индустрии Россия существенно опережает Финляндию.
Интернет-источники получения новостей сегодня превосходят традиционные СМИ по популярности во всем мире и в Финляндии, в частности. Процент онлайн-СМИ и их потребление в России быстро растет, хотя телевидение по-прежнему занимает первое место в жизни россиян в качестве источника новостей. Наконец, Интернет-ресурсы обеспечивают легкость и простоту создания собственного контента, в силу чего молодые пользователи становятся активными участниками распространения продуктов творчества. В России доля пользователей распространяющих собственный контент в четыре раза выше, чем в Финляндии: блогинг в Рунете является достаточно развитым.
Доступность, степень использования и навыки работы с Интернетом представляют из себя важнейшие условия, необходимые для осуществления трудовой деятельности молодежи вследствие возрастающей роли информации и ее использования в современном мире. Множество профессий характеризуются высокой необходимостью владения навыков работы с ИКТ работником для выполнения задач. Степень интенсивности заданий в трудовой деятельности, требующих навыки владения ИКТ в Финляндии выше чем в России.
Инновации и знания в информационном обществе представляют из себя ключевые ресурсы для производственного процесса, образование и наука играют центральную роль в цифровой экономике. Важную роль играют люди, трудящиеся в сфере научно-исследовательских работ а также в сфере разработки и внедрения новых технологических и информационных продуктов. И Россия, и Финляндия имеют примерно одинаковый (и весьма высокий) процент выпускников высших учебных заведений в сфере технических наук и информационных технологий, однако доля профессий в сфере ИКТ в Финляндии почти в два раза превышает такой показатель в России. Количество трудящихся, занятых в R&D в Финляндии выше, чем в России. Процент занятых в сфере услуг несколько выше в Финляндии, однако он примерно одинаков в обеих странах. Использование Интернета сегодня является необходимым для любой организации для осуществления коммуникации. По степени внедрения новейших технологий организациями, по степени использования Интернета для взаимодействия B2B Финляндия опережает Россию. Однако, Россия обгоняет Финляндию по использованию Интернета для взаимодействия компаний с потребителями B2C. Интернет делает возможной организацию рабочего места в любой географической точке и множество людей переходит на дистанционный труд. Доля сотрудников, работающих удаленно в Финляндии выше чем в России почти в три раза. Молодежь является наиболее активным субъектом дистанционного труда.
Представляется сложным охарактеризовать то воздействие, которое ИКТ будут в дальнейшем оказывать на трудовую деятельность людей. Здесь можно отметить следующие проблемы. Во-первых, люди, занятые фрилансом характеризуются неустойчивым социальным положением, социальной незащищенностью и отсутствием социальных гарантий. Во-вторых, всеобщая автоматизация, очевидно, будет заменять труд технологией и сокращать рабочие места.
1. Антонов А. Стриминг повсюду: как телевидение и интернет адаптируют модели “видео по запросу” [Электронный ресурс] // Forbes.2017. 2 июня. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/342897-striming-povsyudu-kak-televidenie-i-inter net-adaptiruyut-modeli-video-po-zaprosu.
2. Бабинцев В.П. Социология молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 64.
3. Башкина А.С., НосковаМ.П. Анализ образа жизни и коммуникативной деятельности студентов в интернет-среде // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. С. 120-125.
4. Безрукова О.Н. Социология молодежи: учебно-методическое пособие / О.Н. Безрукова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 39 с.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / В. Иноземцев. М.: Академия. 2004. 790 с.
6. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории образ жизни. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М., 1979. С.15.
7. Богданов Д.В. Социальные функции Интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2011. № 1. С.114-120.
8. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Л. Данкова. М.: Постум. 2017. 240 с.
9. Возьмитель А.А. Концептуальные основы социологии образа жизни // Вестник института социологии. 2017. № 4. С.13-44.
10. Возьмитель А.А Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России / А.А. Возьмитель. М., 2012. 230 с.
11. Главный аналитический доклад: рунет сегодня [Электронный ресурс] // Материалы 22-го российского Интернет-форума РИФ 2018. URL: https://2018.rif.ru/itogi (дата обращения:12.05.2018).
12. Голицына А. Доходы от музыкального стриминга в России удвоились в 2016 году: платными сервисами вроде Apple Music или «Яндекс.Музыка» пользуется уже больше миллиона россиян [Электронный ресурс] // Ведомости. 2017. 3 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/05/03/688474-dohodi-striming a.
13. Громов А., Ильин В., Мороз О. Другая дружба: как социальные сети изменили отношение к дружбе, что это нам дает и чем грозит [Электронный ресурс] // Новая этика. URL: https://etika.nplus1.ru/druzhim-setyami/otherfriendship (дата обращения: 15.03.2018).
14. Демография [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/d emography/# (дата обращения: 28.04.2018).
15. Дубгорин А.А. Социальные сети и их влияние на человека // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. № 5. С.492.
...