Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности личности и совладающее поведение у подростков в трудной жизненной ситуации

Работа №131537

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Литературный обзор. 8
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации 8
1.2 Копинг-стратегии 17
1.3 Доверие 27
1.4 Вера в справедливость 32
Глава 2.Организация и методы исследования. 36
2.1 Цели и задачи исследования. 36
2.2 Предмет и объект исследования 36
2.3 Гипотезы исследования. 37
2.4 Описание выборки исследования 37
2.5 Методы исследования 38
2.6 Описание условий и процедура исследования 41
2.7 Математические методы обработки данных 41
Глава 3. Представление и обсуждение результатов исследования 42
3.1 Описание средних значений группы подростков из детских
домов 42
3.2 Описание средних значений группы подростков из семей 46
3.3 Сравнительный анализ исследуемых характеристик подростков из детских домов с подростками из семей 50
3.4 Анализ межфункциональных связей 53
3.4.1 Анализ межфункциональных связей группы подростков из детских
домов 53
3.4.2 Анализ межфункциональных связей группы подростков
из семей 56
3.5 Обсуждение результатов 60
Выводы 67
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение А 77
Приложение Б 80
Приложение В 82
Приложение Г 84
Приложение Д 86
Приложение Ж


Подростковый возраст давно и достаточно подробно изучается. Существует большое количество исследований совладающего поведения, в том числе и подростков, однако полученные данные являются противоречивыми. Доверие к миру и вера в справедливость являются одними из важнейших аспектов взаимодействия личности с собой, с другими и с миром в целом. Активное формирование и перестройка этих феноменов происходит именно в подростковый период. Несмотря на вклад этих феноменов не только в общее психологическое благополучие, но и в правомерность поведения подростков, данная проблема недостаточно широко представлена в литературе. Подростковый период является переходным моментом в взрослении, также являясь сензитивным для многих новообразований личности. Именно поэтому так важно изучать личность именно в этот период развития. На данный момент в России приблизительно 47000 детей проживает в детских домах. Необходимо не только изучать особенности личности этих подростков, но и исследовать характеристики взаимодействия их с воспитателями. В последствии полученные результаты можно будет использовать при составлении психологических программ сопровождения воспитателей и подростков.
Целью нашего исследования является изучение особенностей личности, совладающего поведения подростков из семей и детского дома.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1.Изучить особенности личности: доверие к миру, чувство справедливости у подростков из семей и подростков из детских домов.
2. Изучить способы совладания со стрессом подростков из семей и подростков из детских домов.
3. Изучить оценку подростком отношения к нему значимого взрослого.
4. Изучить удовлетворенность жизнью подростков из детских домов и семей.
5. Проанализировать взаимосвязи уровня чувства справедливости, доверия к миру и способов совладания со стрессом с местом проживания и характеристиками взаимоотношения подростка со значимым взрослым.
Объект: особенности личности и совладающее поведение подростков.
Предмет: доверие к миру, чувство справедливости и способы совладания со стрессом у подростков из семей и детских домов.
Были сформулированы следующие гипотезы исследования:
1. Воспитание в различных условиях влияет на выбор способа совладания со стрессом.
2. Уровень доверия к миру и уровень чувства справедливости ниже у подростков из детского дома, чем у подростков из семей.
3. Взаимосвязи между уровнем доверия к миру, уровнем чувства справедливости, способом совладания со стрессом и характеристиками взаимодействия подростка со значимым взрослым различны в зависимости от условий воспитания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования являлось изучение особенностей личности и совладающего поведения подростков из детского дома и семей.
В исследовании приняли участие 30 подростков из детских домов и 30 подростков из семей.
Наше исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость работы состоит в расширении научных представлений о различиях формирования личностных особенностей и копинг-стратегий в зависимости от условий воспитания подростка. Подтверждены гипотезы исследования:
Подтверждена первая гипотеза, воспитание в различных условиях влияет на выбор способа совладания со стрессом, так подростки из детских домов реже своих сверстников из семей используют копинг-стратегию Решение проблем.
Подтверждена вторая гипотеза уровень доверия к миру и уровень чувства справедливости ниже у подростков из детского дома, чем у подростков из семей.
Третья гипотеза о взаимосвязях между уровнем доверия к миру, уровнем чувства справедливости, способом совладания со стрессом и характеристиками взаимодействия подростка со значимым взрослым различны в зависимости от воспитания в различных условиях подтверждена частично: у подростков, воспитывающихся в детских домах показатель доверия связан с копинг-стратегией Дистанцирование, но отделен от основной структуры взаимосвязей.
Практическая значимость исследования выражается в том, что Результаты проведенного исследования можно использовать при составлении программ психологической подготовки и сопровождения воспитателей детского дома, а также в психологической работе с подростками.
В последующих исследованиях было бы целесообразно глубже изучить структуру доверия и справедливости, изучить на большей выборке способы совладания со стрессом подростков, а также изучить личностные особенности воспитателей.



1. Авдулова Т.П.,Представления о справедливости у подростков, воспитывающихся без родителей // Клиническая и специальная психология.-2015.-№4.-с.29-46
2. Авдулова Т.П. Социальные представления подростков, склонных к риску// Социальная психология и общество.-2015.- Том. 6(2).- с.105–116
3. Адамян А.А Вера в справедливый мир: влияние семейных факторов на ее формирование и развитие в онтогенезе // международный симпозиум "Л.С. Выготский и современное детство" Сборник тезисов. Ответственный редактор К.Н. Поливанова. -2017.-с.118-120
4. Александрова О.В., Дерманова И.Б. Субъективная картина трудной жизненной ситуации и копинг-поведение взрослых//XIX Национальный конкурс "Золотая Психея" по итогам 2017 года. Материалы к проекту "Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг-поведения взрослых в трудной жизненной ситуации" (диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук) https://psy.su/psyche/projects/2026/:01.06.2020)
5. Анцыферова. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал.- 1994.-том 15(1).-с.3-18
6. Аргентова Т.Е. , Тополова Е.В.Особенности совладающего поведения детей-сирот подросткового возраста// Сибирский психологический журнал.-2007.-№25.-с.67-72
7. Астанина Н.Б Особенности базового и ситуативного доверия к миру и к себе у несовершеннолетних правонарушителей .(автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук).-Москва.-2011.-с.24
8. Астанина Н.Б. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. C. 19–32.
9. Астанина Н.Б.,Вера в справедливый мир как коррелят психологического благополучия подростков // Клиническая и специальная психология.-2016.-№5.-с.26-38
10. Астанина Н.Б.Особенности веры в справедливый мир у несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков // Электронный журнал «Клиническая и специальная психология» 2017. Том 6. № 4. С. 19–32.
11. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование.-2007.-№4.-с.87-93
12. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
13. Вачков И.В., Вачкова С.Н. Доверие к себе и к другим у старших подростков // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.М. Митиной.-2017.- с.92-95
14. Володина Ю.А. Особенности деинституционализации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства// Педагогика.-2008.-№3.-с.16-22
15. Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков.(автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук).-Ростов-на-Дону.-2004.-с.24
16. Григорова Т.П., Крюкова Т.Л. Особенности отношений привязанности между детьми и родителями в замещающих семьях и их совладающее поведение/ Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2016.- том 22.- с.121-127
17. Данилова Ю.Ю. Особенности доверия в подростковом возрасте в связи с личностными характеристиками и социальным опытом // Гуманизация образования. - 2016. -№6.-с.121-130
18. Дементий Л. И., Дружинина Ю. А. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения // Вестник Омского университета.- 2013.- № 1. -С. 13–19.
19. Достовалов С.Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков // Психология и право.-2013. -том 3(1).
20. Дружинина Ю.А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте//Омский научный вестник.-2012.-№5(112).-с.172-176
21. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношенийСПб.: Речь, 2010, с.141.
22. Дячук А.С. Феномен фанфикшн как способ преодоления жизненных трудностей в юношеском возрасте//Сборник тезисов участников научно-практической интернетконференции по юридической психологии (21-24 мая 2018 года). – М.: МГППУ, 2018. – 252 с.
23. Калинина Н. В., Лукьянова М. И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование.- 2000.- № 3.-с.16-25
24. Камынина И.В. Копинг стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности .(автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук).-Хабаровск 2008.-с.23
25. Кочюнене Ю. Экзистенциальный взгляд на “трудного” подростка: возможность и пространство для терапевтических изменений // Московский психотерапевтический журнал.-2002.-№ 3.-с.89-95
26. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2013.- том 5.- с.184-188
27. Куфтяк Е. В. Совладающее поведение в контексте семейных трудностей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.-2007.-том 13.- с.144-149
28. Куфтяк Е. В. Защитное поведение возвращенных детей-сирот// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2012.- том 18.- с.209-212
29. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. -2012. -№ 2(22). -С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.05.2020)
30. Куфтяк Е.В., Лебедев А.П. Совладающее поведение как адаптационные ресурсы лиц с особыми потребностями:Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 3 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. – М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. – 289 с., с.211
31. Леонова Е.Е. Восстановление доверия к взрослым как одно из условий преодоления последствий возврата подростков из замещающих семей. /Сибирский педагогический журнал.-2018.-№4.-с.102-110
32. Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России // Всероссийская научно-практической конференция с международным участием, посвященная 35-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.- Омск.- ноябрь 2009.-с.393
33. Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В .Формирование совладающего поведения у детей // Российский психологический журнал. -2006. -№3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sovladayuschego-povedeniya-u-detey (дата обращения: 25.05.2020).
34. Михайлова Н.Ф, Смирнова А.В., ЖелобовУ.А.,. Максимова К.Ю. Совладающее поведение у детей с нормальным и аномальным развитием: новый методический инструментарий для исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2016. – Т. 9, № 1. – С. 32–43. DOI: 10.14529/psy160104
35. Мягких Н.И., Ларина Н.И. Теория и практика психологии кризисных ситуаций // Психология и право.-2011.-№2.-с.1-16
36. Нартова-Бочавер С.К., Подлипняк М.Б. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых Клиническая и специальная психология.-2013.-№3. https://psyjournals.ru/psyclin/ (26.04.2021).
37. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
38. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
39. Полина А.В. Особенности доверительных отношений подростка и их влияние на социометрический статус в классе// Гуманитарные и экономические науки.-2015.-№2.-с.92-97
40. Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых - М.: Институт психологии РАН, 2015. 670 с.
41. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы подростков: учебное пособие.-СПБ РГПУ им.А.И.Герцена.-2012.-с.34
42. Савенкова И. В. Особенности доверия к себе у подростков, имеющих приводы в милицию // Российский психологический журнал.- 2009.- №5. –с.61-64
43. Сапоровская М.В. Социально-психологические механизмы развития совладающего поведения детей и подростков в семье// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2008.- том 14.- с.153-158
44. Свистунова Е.В. Субъективное восприятие психологического благополучия и справедливости мира подростками с девиантным поведением и их родителями//Успехи современной науки.-2017.-№4.-с.133-135
45. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учебное пособие –М.:Академия.-2000.-с.264
46. Сонин В.А. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) / Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.169-178.
47. Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них .(автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук).-Москва 2003.-с.23
48. Терелянская И. В. Доверие как составляющая социальной креативности подростков
49. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни.Учебное пособие.-2002.-с.69
50. ФоминоваА.Н., МикульскаяВ.Г. Трудный ситуации подростков и как им могут помочь взрослые // Народное образование.-2015.-№6.-с.186-191
51. Фролова С.В., Сенина Т.В. Cтресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях // Проблемы cоциальной психологии личности. URL: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30326_full.shtml (дата обращения : 13.05.2020)
52. Хазова С.А. Совладающее поведение старшеклассников, воспитывающихся в школе-интернате// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2009.- том 15.- с.155-160
53. Хьелл Л. А., Зиглер Д. Д.Теории личности.- СПб.: Питер Пресс.-1997.-с.419
54. Чеботаева Я. Э. Доверие и субъективное благополучие как значимые элементы в картине мира подростков, обучающихся в довузовских военных учреждениях// Векторы психологической безопасности современного общества: доверие и субъективное благополучие. Материалы VII международного симпозиума. Гуманитарный университет; Российское психологическое общество; Российская академия образования.-2016.-с.104-107
55. Юдина А. И.Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации// Вестник КемГУКИ.-2013.-№24.-с.231-243
56. Вопаппо G. Л., Button С. L. Regulatory Flexibility: An Individual Differences Perspectiveon Coping and Emotion Regulation // Perspectives on Psychological Science. 2013. № 8 (6).P. 591-612
57. Dalbert C. The justice motive as a personal resource: Dealing with challenges and critical life events. New York, 2001.
58. Griffith, A. N., Larson, R. W., & Johnson, H. E. (2018). How trust grows: Teenagers’ accounts of forming trust in youth program staff. Qualitative Psychology, 5(3), 340-357
59. Laurent B. Beliefs in justice and faith in people: just world, religiosity and interpersonal trust // Personality and Individual Differences,- Volume 32, Issue 3, February 2002, Pages 375-382


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ