Особенности личности и совладающее поведение у подростков в трудной жизненной ситуации
|
Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Литературный обзор. 8
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации 8
1.2 Копинг-стратегии 17
1.3 Доверие 27
1.4 Вера в справедливость 32
Глава 2.Организация и методы исследования. 36
2.1 Цели и задачи исследования. 36
2.2 Предмет и объект исследования 36
2.3 Гипотезы исследования. 37
2.4 Описание выборки исследования 37
2.5 Методы исследования 38
2.6 Описание условий и процедура исследования 41
2.7 Математические методы обработки данных 41
Глава 3. Представление и обсуждение результатов исследования 42
3.1 Описание средних значений группы подростков из детских
домов 42
3.2 Описание средних значений группы подростков из семей 46
3.3 Сравнительный анализ исследуемых характеристик подростков из детских домов с подростками из семей 50
3.4 Анализ межфункциональных связей 53
3.4.1 Анализ межфункциональных связей группы подростков из детских
домов 53
3.4.2 Анализ межфункциональных связей группы подростков
из семей 56
3.5 Обсуждение результатов 60
Выводы 67
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение А 77
Приложение Б 80
Приложение В 82
Приложение Г 84
Приложение Д 86
Приложение Ж
Введение 6
Глава 1. Литературный обзор. 8
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации 8
1.2 Копинг-стратегии 17
1.3 Доверие 27
1.4 Вера в справедливость 32
Глава 2.Организация и методы исследования. 36
2.1 Цели и задачи исследования. 36
2.2 Предмет и объект исследования 36
2.3 Гипотезы исследования. 37
2.4 Описание выборки исследования 37
2.5 Методы исследования 38
2.6 Описание условий и процедура исследования 41
2.7 Математические методы обработки данных 41
Глава 3. Представление и обсуждение результатов исследования 42
3.1 Описание средних значений группы подростков из детских
домов 42
3.2 Описание средних значений группы подростков из семей 46
3.3 Сравнительный анализ исследуемых характеристик подростков из детских домов с подростками из семей 50
3.4 Анализ межфункциональных связей 53
3.4.1 Анализ межфункциональных связей группы подростков из детских
домов 53
3.4.2 Анализ межфункциональных связей группы подростков
из семей 56
3.5 Обсуждение результатов 60
Выводы 67
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение А 77
Приложение Б 80
Приложение В 82
Приложение Г 84
Приложение Д 86
Приложение Ж
Подростковый возраст давно и достаточно подробно изучается. Существует большое количество исследований совладающего поведения, в том числе и подростков, однако полученные данные являются противоречивыми. Доверие к миру и вера в справедливость являются одними из важнейших аспектов взаимодействия личности с собой, с другими и с миром в целом. Активное формирование и перестройка этих феноменов происходит именно в подростковый период. Несмотря на вклад этих феноменов не только в общее психологическое благополучие, но и в правомерность поведения подростков, данная проблема недостаточно широко представлена в литературе. Подростковый период является переходным моментом в взрослении, также являясь сензитивным для многих новообразований личности. Именно поэтому так важно изучать личность именно в этот период развития. На данный момент в России приблизительно 47000 детей проживает в детских домах. Необходимо не только изучать особенности личности этих подростков, но и исследовать характеристики взаимодействия их с воспитателями. В последствии полученные результаты можно будет использовать при составлении психологических программ сопровождения воспитателей и подростков.
Целью нашего исследования является изучение особенностей личности, совладающего поведения подростков из семей и детского дома.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1.Изучить особенности личности: доверие к миру, чувство справедливости у подростков из семей и подростков из детских домов.
2. Изучить способы совладания со стрессом подростков из семей и подростков из детских домов.
3. Изучить оценку подростком отношения к нему значимого взрослого.
4. Изучить удовлетворенность жизнью подростков из детских домов и семей.
5. Проанализировать взаимосвязи уровня чувства справедливости, доверия к миру и способов совладания со стрессом с местом проживания и характеристиками взаимоотношения подростка со значимым взрослым.
Объект: особенности личности и совладающее поведение подростков.
Предмет: доверие к миру, чувство справедливости и способы совладания со стрессом у подростков из семей и детских домов.
Были сформулированы следующие гипотезы исследования:
1. Воспитание в различных условиях влияет на выбор способа совладания со стрессом.
2. Уровень доверия к миру и уровень чувства справедливости ниже у подростков из детского дома, чем у подростков из семей.
3. Взаимосвязи между уровнем доверия к миру, уровнем чувства справедливости, способом совладания со стрессом и характеристиками взаимодействия подростка со значимым взрослым различны в зависимости от условий воспитания.
Целью нашего исследования является изучение особенностей личности, совладающего поведения подростков из семей и детского дома.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1.Изучить особенности личности: доверие к миру, чувство справедливости у подростков из семей и подростков из детских домов.
2. Изучить способы совладания со стрессом подростков из семей и подростков из детских домов.
3. Изучить оценку подростком отношения к нему значимого взрослого.
4. Изучить удовлетворенность жизнью подростков из детских домов и семей.
5. Проанализировать взаимосвязи уровня чувства справедливости, доверия к миру и способов совладания со стрессом с местом проживания и характеристиками взаимоотношения подростка со значимым взрослым.
Объект: особенности личности и совладающее поведение подростков.
Предмет: доверие к миру, чувство справедливости и способы совладания со стрессом у подростков из семей и детских домов.
Были сформулированы следующие гипотезы исследования:
1. Воспитание в различных условиях влияет на выбор способа совладания со стрессом.
2. Уровень доверия к миру и уровень чувства справедливости ниже у подростков из детского дома, чем у подростков из семей.
3. Взаимосвязи между уровнем доверия к миру, уровнем чувства справедливости, способом совладания со стрессом и характеристиками взаимодействия подростка со значимым взрослым различны в зависимости от условий воспитания.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей личности и совладающего поведения подростков из детского дома и семей.
В исследовании приняли участие 30 подростков из детских домов и 30 подростков из семей.
Наше исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость работы состоит в расширении научных представлений о различиях формирования личностных особенностей и копинг-стратегий в зависимости от условий воспитания подростка. Подтверждены гипотезы исследования:
Подтверждена первая гипотеза, воспитание в различных условиях влияет на выбор способа совладания со стрессом, так подростки из детских домов реже своих сверстников из семей используют копинг-стратегию Решение проблем.
Подтверждена вторая гипотеза уровень доверия к миру и уровень чувства справедливости ниже у подростков из детского дома, чем у подростков из семей.
Третья гипотеза о взаимосвязях между уровнем доверия к миру, уровнем чувства справедливости, способом совладания со стрессом и характеристиками взаимодействия подростка со значимым взрослым различны в зависимости от воспитания в различных условиях подтверждена частично: у подростков, воспитывающихся в детских домах показатель доверия связан с копинг-стратегией Дистанцирование, но отделен от основной структуры взаимосвязей.
Практическая значимость исследования выражается в том, что Результаты проведенного исследования можно использовать при составлении программ психологической подготовки и сопровождения воспитателей детского дома, а также в психологической работе с подростками.
В последующих исследованиях было бы целесообразно глубже изучить структуру доверия и справедливости, изучить на большей выборке способы совладания со стрессом подростков, а также изучить личностные особенности воспитателей.
В исследовании приняли участие 30 подростков из детских домов и 30 подростков из семей.
Наше исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость работы состоит в расширении научных представлений о различиях формирования личностных особенностей и копинг-стратегий в зависимости от условий воспитания подростка. Подтверждены гипотезы исследования:
Подтверждена первая гипотеза, воспитание в различных условиях влияет на выбор способа совладания со стрессом, так подростки из детских домов реже своих сверстников из семей используют копинг-стратегию Решение проблем.
Подтверждена вторая гипотеза уровень доверия к миру и уровень чувства справедливости ниже у подростков из детского дома, чем у подростков из семей.
Третья гипотеза о взаимосвязях между уровнем доверия к миру, уровнем чувства справедливости, способом совладания со стрессом и характеристиками взаимодействия подростка со значимым взрослым различны в зависимости от воспитания в различных условиях подтверждена частично: у подростков, воспитывающихся в детских домах показатель доверия связан с копинг-стратегией Дистанцирование, но отделен от основной структуры взаимосвязей.
Практическая значимость исследования выражается в том, что Результаты проведенного исследования можно использовать при составлении программ психологической подготовки и сопровождения воспитателей детского дома, а также в психологической работе с подростками.
В последующих исследованиях было бы целесообразно глубже изучить структуру доверия и справедливости, изучить на большей выборке способы совладания со стрессом подростков, а также изучить личностные особенности воспитателей.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Соотношение личностных адаптаций и способов разрешения трудных жизненных ситуаций (Высшая школа экономики)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Музыкотерапия как метод формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАЦИИ И ПРОАКТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта средствами арт–терапии (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023



