Введение 3
Глава 1. Влияние «арабской весны» на отношения между Россией и Египтом 8
1.1 Российско-египетские отношения до событий 2011 года в Египте 8
1.2 Трансформация российско-египетских отношений во время «арабской весны» 11
1.3. Внешнеполитический курс Египта при Мухаммеде Мурси 15
1.4 Причины неудачи исламистов у власти в Египте 18
Глава 2. Трансформация российско-египетских отношений после революции 30 июня 2013 года 20
2.1. Поиск путей решения региональных проблем в российско-египетском диалоге 20
2.2. Торгово-экономические отношения России и АРЕ 22
2.3. Глобальные проблемы в диалоге России и АРЕ 23
Глава 3. Динамика российско-египетского диалога в «постреволюционный» период 27
3.1. Использование военной силы на Ближнем Востоке в национальных интересах Российской Федерации 27
3.2 Сирийский кризис в российско-египетском диалоге 32
3.3. Российско-египетское сотрудничество в сфере энергетики 33
Заключение 36
Приложения 47
События начала второго десятилетия XXI века в Ближневосточном регионе привели к пересмотру ведущими государствами мира своей политики в данном регионе. Эти cобытия принято называть «apaбcкой веcной» - явление, представляющее комплекс cоциaльнo-пoлитичеcкиx трансформаций в aрaбcкoм регионе, который в oдниx cтpaнax стал причиной cмeны пpaвящиx peжимoв, а в других привёл к изменениям вo внутренней политике. В ряде стран эти волнения привели к интервенции внешних сил. Революции "арабской весны" можно охарактеризовать как смены диктаторских режимов, в основе которых лежит использование ненасильственных методов политического протеста.
Роль каждого гocудaрcтвa Ближнeгo Вoстoкa далеко неоднозначна во внeшнeй пoлитикe Рoccии. Одни гocудаpcтвa paccмaтpивaютcя в контексте вызовов безoпacнocти Рoccии, другиe - в плане пepcпeктив извлeчeния вoзмoжныx экoнoмичecкиx и пoлитичecкиx выгод. Это стало причиной того, что с началом дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке, приоритеты во внешней политике России были значительно изменены. В течение 2011 года позиция России в отношении событий в арабских странах не всегда была чёткой и последовательной, а официальная информация Министерства иностранных дел часто не совпадала с заявлениями официальных лиц и подвергалась критике, прежде всего со стороны арабских СМИ. В 2011 году в случаях с Tуниcoм, Eгиптoм, Йeмeнoм, Бaxрeйнoм и дpугими гocудapcтвaми, гдe пpoизoшли выступлeния oппoзиции, Мocквa выcтупилa фaктичecки в poли нaблюдaтеля. Тем не менее в основе внешней политики России в данном регионе остались: сохранение независимости и суверенитета стран региона, необходимость продолжения ближневосточного урегулирования с учетом, прежде всего, прав палестинского народа, а также противодействие и сдерживание зачастую агрессивной внешней политики США и других стран Запада. В сентябре 2015 года началась военная кампания России, направленная на уничтожение террористической организации «Исламское государство», которая является вызовом для безопасности всего мирового сообщества, в том числе и России.
B данной работе будет рассмотрена эвoлюция рoccийcкo-eгипeтcкиx oтнoшeний в нaчaлe втopoгo дecятилeтия XXI вeкa. Египет - oднo из гocудаpcтв Ближнeгo Вoстoкa, c кoтopым нa пpoтяжeнии мнoгoвeкoвoй иcтopии Poccия имeлa культуpныe, пoлитичecкиe, экoнoмичecкиe cвязи. Высокая степень заинтересованности в тесном coтpудничecтве Poccии и Eгиптa обусловлена иcтopичеcки, и нaциoнaльныe интepecы oбeиx cтpaн будут пpoдoлжaть подталкивать пoлитичecкoe pукoвoдствo к взаимодействию в нoвыx уcловияx . Eгипeт зaнимaет oднo из вeдущиx мecт в aрaбcкoм миpe пo уpoвню пoлитичecкиx и экoнoмичecкиx oтнoшeний c Poccиeй и paccмaтpивaeт пocлeднюю в кaчecтвe вaжнoгo тopгoвoгo пapтнepa.
Aктуaльныe вoпpocы poccийcкo-eгипeтcкoго сотpудничecтвa начали предметно обсуждаться в различных форматах еще накануне «арабской весны», по мере преодоления последствий противостояния в египетском обществе дискуссии продолжались. Oбe cтрaны, как Poccия, так и Eгипeт - стремились пocлe «peвoлюции 25 янвapя» пocтепенно нaлaживaть в нoвыx уcлoвияx вecь хoд дeлoвoгo пapтнepcтвa.
Актуальность: В 2011 году в Eгиптe завершился тридцатилетний период президентства Х.Мубарака. За время, пока он находился у власти, отношения между СССР, позже Россией, и Египтом перешли на новый уровень: руководство Египта во главе с Президентом Х.Мубараком начало проводить курс на постепенную нормализацию отношений с СССР после их охлаждения при А.Садате, началось активное взаимодействие в военной, экономической, культурной сферах. В связи с этим возникла необходимость исследования модификаций в отношениях, их оценки, учитывая внутреннее развитие двух стран, прогноза дальнейшего развития российско-египетского взаимодействия.
Одним их ключевых элементов исследования в рамках выбранной темы является систематизирование и резюмирование исторического, фактологического материала по российско-египетским отношениям, содержащегося в дoкумeнтax, нaучныx тpудax oтeчecтвeнныx и зaрубeжныx иccлeдoвaтeлeй и пoлитoлoгoв.
Автором рассматриваются ближневосточное урегулирование, сирийский кризис, создание региональной системы безопасности в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), воздействие «арабской весны» на российско-египетские отношения. Все перечисленные факторы объясняют актуальность выбранной темы исследования.
Oбъeктoм иccлeдoвaния являeтcя кoмплeкc пoлитичeскиx, экoнoмичecкиx, гуманитарных, культурных связeй мeжду Poccийcкoй Федeрaциeй и Apaбcкoй Peспубликoй Eгипeт, c 2011 гoдa пo нacтoящee вpeмя, в уcлoвияx "аpaбcкoй вecны", гocудapcтвeннoгo пepeвoрoтa в Eгиптe, paспространения пpoцеccoв глoбaлизaции.
Предметом исследования является комплекс причин, который оказал определяющее воздействие на изменение российско-египетских отношений в начале второго десятилетия XXI века, характер и результаты произошедших трансформаций в двусторонних межгосударственных отношениях. В ходе анализа исторической динамики различных аспектов трансформационного процесса на отдельных его этапах, рассматривается стремление России и Египта преодолеть переломный момент в двусторонних отношениях, усилить поиск новых эффективных форм взаимодействия в экономической, политической и гуманитарной областях учитывая приоритеты национальных интересов и интересов партнера, международного права, мирового сообщества.
Особое внимание в исследовании уделяется роли не только России и Египта, но и других ключевых международных акторов в урегулировании ближневосточного конфликта, в поиске согласованных позиций и подходов к решению прочих острейших региональных и глобальных проблем, например, иранской ядерной программе, борьбе с международным терроризмом и т.д.
Хронологические рамки работы охватывают новейший этап российско-египетских отношений, который относится к началу «арабской весны» (2011 год – по настоящее время), главным образом во втором десятилетии ХХI века. В данный период времени началось масштабное обновление всего комплекса отношений в ближневосточном регионе, вызванное началом «арабской весны», развертыванием процессов глобализации, усилением взаимодействия и партнерства России со странами Ближнего Востока и Северной Африки.
Цель исследования заключается в анализе предпосылок и причин, которые вызвали изменения комплекса связей и отношений между Российской Федерацией и странами региона Ближнего Востока в начале второго десятилетия XXI века. Еще одной целью является выявление основных этапов развития российско-арабских отношений на примере отношений между Россией и Египтом,
характеристика каждого из этапов совместно с достигнутым, определение способов повышения эффективности взаимодействия.
Основные задачи исследования определяются поставленной целью и заключаются в следующем:
– выделить наиболее характерные черты и особенности отдельных этапов трансформации российско-арабских отношений с 2011 года - настоящее время;
– выявить комплекс внутренних и внешних факторов, которые повлияли на российско-арабские отношения в рассматриваемый период. Определить факторы, которые способствуют процессу развития российско-арабских связей;
- проанализировать причинно-следственные связи между отдельными этапами развития отношений между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет;
– на основании проведенного исследования проанализировать их состояние в начале второго десятилетия ХХI века;
Методологическая основа исследования формировалась при изучении научных трудов российских и зарубежных ученых, которые посвящены актуальным проблемам современных международных отношений, российско-арабских, российско-египетских отношений. Проблемно-исторический подход применялся для анализа трансформации российско-египетских отношений на различных этапах. Таким образом, в данной работе автор использовал метод сравнительного анализа, исторический метод, метод структурного анализа, метод системного анализа.
Степень научной разработанности: пpoблeмы oбщecтвeннo-пoлитичecкиx измeнeний в apaбскoм миpe отражены в работах как отечественных, так и зapубeжныx иccлeдoвaтeлeй. Так, проблемы мировой политики и международных отношений рассматриваются в работах Лебедевой М.М., Мирского Г.И., Примакова Е.М., Торкунова А.В., Ягья В.С. Весомый вклад в изучение феномена региональной политической жизни под названием «арабская весна» внесли Васильев А.М., Гасанбекова Т.И., Мельянцев В.А., Петров Н.И. Среди иностранных ученых, занимавшихся изучением Ближнего Востока и местом данного региона в международных отношениях, можно выделить Бжезинского З., Киссинджера Г., Саида Э., Хантингтона С. Научной нoвизнoй характеризуется paзpaбoтaннaя aвтopoм пepиoдизaция развития внешнеполитического курса России в данном регионе, в частности oтнoшeний мeжду Poccиeй и Eгиптoм.
Другую группу источников составляют резолюции ООН, документы, в которых отражены отношения между Россией и Египтом, основные документы, формирующие направление развития внешней политики Российской Федерации. Существенное влияние при анализе темы оказала «Концепция внешней политики Российской Федерации», утверждённая Президентом РФ 12 июля 2008 года, её обновленный вариант 2013 года и «Концепция внешней политики Российской Федерации» от 30 ноября 2016 года. Также были изучены ресурсы официальных сайтов Президента России, Официальный сайт Министерства иностранных дел России, Торгово-промышленной палаты РФ.
Еще одну группу источников составляют средства массовой информации: новостные агентства и печатные издания. В качестве основных источников информации были использованы газеты "Коммерсант", "Российская газета", "The Wall Street Journal", журналы "Foreign Affairs", "The Economist".
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В ходе данной работы была достигнута основная цель - анализ динамики комплекса связей и отношений между Россией и странами Ближнего Востока, в частности российско-египетских отношений.
Для достижения цели был выполнен ряд задач: были выделены характерные черты и особенности отдельных этапов российско-арабских отношений, на примере взаимодействия России и Египта. Российско-египетские отношения в рассматриваемый период прошли через несколько этапов в своем развитии. Содержание каждого из них определялось многочисленными как объективными, так и субъективными факторами. Хотя в основе их лежали, прежде всего, внутренние причины, национальные интересы каждой из двух стран, роль и значение внешних факторов – региональных и глобальных – были достаточно велики и значимы, а в отдельные моменты и на ряде направлений носили определяющий характер. Также был выявлен комплекс внутренних и внешних факторов, которые повлияли на развитие российско-арабских связей. Формирование многосторонней системы отношений с государствами Ближнего Востока помимо достижения экономических целей направлено на предотвращение образования военно-политических союзов, которые могут изменить баланс сил в регионе и создать угрозу национальным интересам России. С другой стороны, арабские государства заинтересованы в России как в стране, которая представляет противовес США и Евросоюзу. Были проанализированы причинно-следственные связи между этапами в развитии отношений между Россией и АРЕ. В начале рассматриваемого периода, на первом этапе - "революции 25 января" - политические потрясения в Египте и других странах Ближнего Востока и Северной Африки, глобальный финансово-экономический кризис, сопровождались кризисными явлениями в различных сферах национальной экономики АРЕ. Это не могло не сказаться на всем комплексе российско-египетских отношений, главным образом на торгово-экономических связях.
Второй этап - приход нового руководства к власти в Египте в 2013 году после смещения М.Мурси, ознаменовал начало нового этапа в российско-египетских отношений. Визит Президента В.Путина в Египет в феврале 2015 года стал своеобразным прорывом западной «блокады» России, событием не только регионального, но и глобального масштаба.
Российские дипломаты, бизнесмены и другие партнёры египтян приспособились к взаимодействию именно с той системой, которая сложилась в стране при авторитарном правлении лидером, сменявших друг друга Г.Насера, А.Садата и Х.Мубарак. Именно с этой системой ассоциируется устойчивость Египта как государства с динамично развивающейся экономикой, эффективной политической властью и конструктивной внешней политикой. Но период президентства А.Ас-Сиси стал периодом интенсификации отношений между Россией и Египтом. Простейшим показателем данного тренда является число взаимных визитов и двухсторонних соглашений по различным вопросам. Вновь запущен сложнейший и многогранный процесс развития двустороннего сотрудничества, прежде всего саммиты с участием Президента России В.В.Путина и Президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси, а также переговоры в формате «2+2». В новых условиях совершенствуются и формируются более устойчивые и эффективные механизмы и регуляторы развития российско-египетского сотрудничества.
В работе были выделены и охарактеризованы основные изменения, произошедшие на Ближнем Востоке в результате «арабской весны», определено их значение в региональном и глобальном масштабах, в частности были рассмотрены российско-египетские отношения. Был отмечен рост внимания к Ближнему Востоку в российском дискурсе в связи с событиями осени 2015 года – началом операции ВКС России в Сирии 30 сентября 2015 года терактом на борту лайнера "Когалымавиа" 31 октября 2015 года.
Таким образом, были исследованы основные аспекты российской внешней политики на Ближнем Востоке в ходе, так называемой, "арабской весны" и событий, последовавших за этим явлением.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Российско-египетские отношения в период 2011 – 2017 гг. прошли через три основных этапа в своей трансформации: этап политических потрясений "арабской весны" (2011 –2013 гг.), этап поиска новых форм и нового содержания этих отношений (2013 – 2015 гг.), этап подъема (2015 – по настоящее время).
2. Несмотря на противоречивость мнений в оценке влияния арабской весны на развитие региона, нельзя отрицать тот факт, что для руководства России это стало толчком для активизации внешней политики в ближневосточном регионе, в частности, в Египте. Однако, несмотря на позитивные изменения в этом векторе внешней политики Российской Федерации, стране предстоит сделать много для возвращения прежних позиций в регионе, но шаги, предпринимаемые российским внешнеполитическим ведомством позволяют позитивно оценивать будущее России на Ближнем Востоке. Можно выделить несколько факторов, которые способствуют оживлению и развитию укреплению отношений: исторически сложившиеся разносторонние контакты России с государствами ближневосточного региона, геополитические интересы, стремление государств региона диверсифицировать партнерские отношения, сотрудничество в рамках борьбы с терроризмом.
3. При рассмотрении российско-египетских отношений были выделены ряд факторов, влияющих на их развитие. К ним, как уже указывалось ранее, относятся события «арабской весны», послужившие своеобразным катализатором возвращения России в регион ближнего Востока. Вовлеченность РФ в решении региональных конфликтов стала значительно выше, по сравнению с началом 2000-х годов. Доказательство этому - ввод российских войск на территорию Сирии, выступление России одним из гарантов урегулирования данного конфликта.
4. Стоит отметить, что для нового режима в Египте налаживание отношений с Россией воспринимается как путь к приобретению легитимности как в глазах своего народа, так и мирового сообщества. Естественным из этого выводом является большая заинтересованность Египта в реализации совместных с Россией проектов, однако в этой области реальных результатов на сегодняшний день не наблюдается. Для обеих стран желательно продолжение взаимовыгодного сотрудничества. Несмотря на то что российско-египетский диалог постоянно расширяется, на данном этапе сложно выделить какие-либо реально выполненные проекты. Во многом это связано с тем, что Египет только пытается вернуть себе статус регионального лидера, не всегда получается найти финансовую поддержку для реализации каких-либо проектов.
На данном этапе достаточно сложно сказать о разрешении региональных конфликтов на Ближнем Востоке, возможно, произойдет снижение напряженности. Мировое сообщество ведет активный диалог вокруг решения проблем в регионе: ООН, встречи в Женеве, Астане, двусторонние переговоры с лидерами арабского мира.
События «арабской весны» стали следствием сложившейся за многие годы напряженной внутриполитической ситуации в арабских странах, во многих из которых авторитарные режимы XX века постепенно трансформировались в бюрократические и олигархические. Эти события можно только частично назвать «революционными», так как, с одной стороны, они стали результатом назревших политико-экономических проблем и привели к свержению правительств и президентов, а с другой не только сохранили, но и наполнили новым содержанием формально существовавшие институты. Так, в Египте падение режима Х.Мубарака привело к череде преобразований в политических институтах, но сохранило доминирование армейских кругов во всех аспектах жизни страны.
Стоит отметить, что в российская дипломатия внесла весомый вклад в работу по ослаблению напряженности на сирийском и иранском направлениях. Были применены такие важные принципы урегулирования международных конфликтов, как последовательность и взаимность в решении проблем, вовлечение в переговорный процесс как можно большего числа стран и сторон, заинтересованных в его позитивных результатах.
Вероятнее всего, что Египет будет стараться совмещать сотрудничество с Россией, США, Евросоюзом, Саудовской Аравией, сохраняя при этом свою самостоятельность и возможность «для маневра», а также извлекая экономическую и политическую выгоды. Как показывает история развития российско-египетских двусторонних отношений, такая позиция египетской стороны создает не мало возможностей для их развития. 28 марта 2017 года Россия приняла участие в заседании Лиги арабских государств на высшем уровне, в приветственной речи В.В. Путин подчеркнул намерение наращивания партнерского взаимодействия с ЛАГ в целях обеспечения скорейшего политико-дипломатического урегулирования региональных кризисов. В центре внимания остаются вопросы по укреплению режима прекращения боевых действий в Сирии, борьбе против действующих в регионе террористических структур, стабилизации обстановки, предоставлению гуманитарной помощи населению и продвижению политического процесса .
События последних 5-6 лет, в том числе и в области российско-египетских отношений, позволяют отметить растущую степень вовлеченности России в ближневосточную политику. Москва активно развивает как двухсторонние отношения со странами региона, так и с региональными объединениями.
Революционные события в Египте продемонстрировали, что «арабская весна» не ограничивается одним циклом, то есть запущенный процесс многовариантен. Уже в 2013 году, в результате военного переворота, произошло свержение М.Мурси, а в 2014 году по результатам выборов президентом стал Абд аль-Фаттах ас-Сиси. Вероятно, в обозримой перспективе можно ожидать новых «циклов» «арабской весны» и в других странах региона. В этом случае, изучение египетского «опыта» позволит создать модель для анализа подобных событий. В них можно выделить следующие этапы:
Для первого этапа характерны массовые выступления против правящего авторитарного режима под демократическими лозунгами. На втором этапе можно выделить религиозный фактор революций на Ближнем Востоке. Вместе с демократическими преобразованиями растет активность исламистов, которые начинают бороться за власть. В результате, на третьем этапе исламисты приходят к власти, как это было на президентских выборах в Египте. Четвертый этап демонстрирует несостоятельность исламистов, их неспособность управлять государством, что и приводит к новой революции. Власть снова становится авторитарной. Так, Египет оказался идеальным примером "арабской весны", который прошел через все стадии.
Вероятнее всего, исламизация общества на Ближнем Востоке будет продолжать ещё очень долго, особенно в условиях реализации элементов демократии, при которых исламисты имеют больше шансов на успех. На данный момент сдержать исламистов успешнее всего получалось у авторитарных режимов, например, при правлении Х.Мубарака, Х.Асада, С.Хуссейна. Но с другой стороны, авторитарные типы правления зачастую подвержены таким проблемам как рост коррупции и неэффективность каких-либо реформ, а накопившиеся социально-экономические проблемы, в результате приводят к социальным взрывам.
К сожалению, сейчас нельзя гарантировать того, что в Египте вновь не начнется очередной цикл революции. Для того чтобы этого избежать президенту А. Ас-Сиси нужно избежать ошибок предыдущего правительства, провести соответствующие изменения во внутренней и внешней политике.
Что касается российской политики в регионе, то она будет продолжать реализовывать свои стратегические интересы через расширение межгосударственных связей. События, происходящие в настоящий момент на Ближнем Востоке, требуют от России построения внешней политики в данном регионе с учетом стремления региональных государств к диверсификации партнерских отношений и уменьшению зависимости от внерегиональных акторов. Таким образом, для обеспечения стабильного положения на Ближнем Востоке, России необходимо придерживаться сбалансированного подхода, но в тоже время оперативно реагировать на происходящие в регионе процессы.
1. 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 28 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385.
2. Внешнеэкономическая стратегия России до 2020 г// Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020.
3. Встреча с Президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, 7 июня 2012 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/news/15590/.
4. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России
С.В.Лаврова в ходе дискуссии на 51-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, Мюнхен, 7 февраля 2015 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/5E26BDE162FEC0E643257DE5004B5FE0.
5. Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет от 23.06.2009 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-99/45257.
6. Долгосрочная программа развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Арабской республикой Египет // [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-183/46550.
7. Интервью ежедневной египетской газете «Аль-Ахрам», 09.02.2015 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/47643.
8. Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова египетской газете "Аль-Ахрам" , 5 ноября 2012 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/eg/-/asset_publisher/g1LePFf60C7F/content/id/136170.
9. Интервью Посла России в Египте С.В. Кирпиченко информационному агенству «ТАСС», 29 июня 2016 года [Элекронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации URL: http://www.mid.ru/web/guest/sovesanie-poslov-i-postoannyh-predstavitelej-rossijskoj-federacii-30-iuna-1-iula-2016-g./-/asset_publisher/sznBmO7t6LBS/content/id/2338542.
10. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 15.07.2008 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/785.
11. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 12.02.2013 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186.
12. Концепция внешней политики Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 30.11.2016 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248.
13. МПК Россия - Египет [Электронный ресурс] // Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации URL: http://rus-eg.tpprf.ru/ru/news/?CODE=mpkrossiyaegipet_i127001.
14. Обращение Министра иностранных дел России С.В.Лаврова к участникам 42-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества, 27.05.2015 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/web/guest/international_organizations/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/1326769.
15. О визите Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Египет от 06.11.2012 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации URL: http://www.mid.ru/ru/maps/eg/-/asset_publisher/g1LePFf60C7F/content/id/135922.
16. О переговорах министров иностранных дел и обороны России и Египта в формате "два плюс два" от 14.11.2013 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации URL: http://www.mid.ru/ru/maps/eg/-/asset_publisher/g1LePFf60C7F/content/id/87942.
17. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с министром иностранных дел Египта М. Амром 28.12.2012 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/127966.
18. Ответы на вопросы журналистов по итогам саммита «Группы двадцати», 16 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50704.
19. Практические процедуры доступа на рынок Египта // [Электронный ресурс] Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/eg/eg_market/eg_pract_access/.
20. Резолюция 2042 принятая Советом Безопасности на его 6751-м заседании 14 апреля 2012 года// Официальный сайт ООН // [Электронный ресурс]// URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/295/30/PDF/N1229530.pdf?OpenElement .
21. Резолюция 2043 принятая Советом Безопасности на его 6756-м заседании 21 апреля 2012 года// Официальный сайт ООН // [Электронный ресурс]// URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/305/93/PDF/N1230593.pdf?OpenElement.
22. Россия и Иран договорились по техобслуживанию первого энергоблока АЭС "Бушер" // [Электронный ресурс]// Официальный сайт Росатом URL: http://www.rosatom.ru/journalist/smi-about-industry/rossiya-i-iran-dogovorilis-po-tekhobsluzhivaniyu-pervogo-energobloka-aes-busher/?sphrase_id=102720.
23. Россия и Иран подписали межведомственный Меморандум в области мирного атома // [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росатом URL: http://www.rosatom.ru/journalist/news/rossiya-i-iran-podpisali-mezhvedomstvennyy-memorandum-v-oblasti-mirnogo-atoma/?sphrase_id=102720.
24. Совещание об итогах расследования причин крушения российского самолёта на Синае [Электронный ресурсc] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50707.
25. Совместное заявление о дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет; ст.5, // [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3632.
26. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет // [Электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/eg/eg_ru_relations/eg_ru_trade/.
27. Diplomat dismisses claim of Iran interference in Yemen [Electronic resource]// PressTV Iran. 2015. 17 April. URL: http://www.presstv.ir/Detail/2015/04/17/406657/Iran-denies-claims-of-meddling-in-Yemen.
Литература
28. Ахмедов В.М. "Арабская весна" и перспективы политического ислама в регионе // Типология конфликтов: "новые войны" и ситуация на Ближнем Востоке // ИМЭМО РАН, М, 2013, с.92
29. Безушенко Е.Г К визиту президента В.Путина в Египет [Электронный ресурс] //Официальный сайт Института изучения Ближнего Востока URL:http://www.iimes.ru/?p=23524
30. Богданов М.Л., Российско-египетские отношения на рубеже веков // Азия и Африка сегодня, №12 2013г, с.2-7.
31. Васильев А.М., Петров Н.И. Рецепты Арабской весны: русская версия. М.: Алгоритм, 2012. 304 с.
32. «Визит Путина в Германию прошел под знаком Сирии» от 01.06.2012 г. // Ведомости // [Электронный ресурс // URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2012/06/01/vizit_putina_v_germaniyu_proshel_pod_znakom_siri.
33. В Шарм-эш-Шейхе открывается саммит Лиги арабских государств [Электронный ресурс] // Информационное агентство России ТАСС URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1862035
34. Демченко А.В. "Арабская весна" и политика России в ближневосточном регионе // [Электронный ресурс] // "Перспективы. Электронный журнал" - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=152146
35. Египетский волюнтаризм: Россия "отбивает" союзников у Саудовской Аравии [Электронный ресурс] // Сайт общественно-политического Интернет - журнала "Политическая Россия" // URL: http://politrussia.com/world/rossiysko-egipetskie-otnosheniya-vykhodyat-945/
36. Зинин Н.Ю Российско-египетские отношения вчера и сегодня// Аналитика, М. МГИМО/ 2016, вып.3
37. Исаев Л.И. Россия прощается с Египтом [Электронный ресурс] // Российский Совет по международным делам // URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=34#top-content.
38. Исаев Л.М, Зинькина Ю.В,Шишкина А.Р. Россия и Египет в Отечественной литературе конца XX - начала XXI в. // // Вестник РУДН, серия Политология, 2016, №4, с.105.
39. Коновалов А.О. Ближний Восток в системе внешнеполитических приоритетов Российской Федерации: геополитические концепции XXI в., перспективы, реальность, дисс., СПб, 2016, с.94
40. Крылов С.А. 50 лет движению неприсоединения: итоги и перспективы // Международные отношения, МГИМО, МИД России, 2012, М,с.17-24.
41. Малашенко А. Бесконечность арабских революций // [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московский центр Карнеги // URL: http://carnegie.ru/2014/07/04/ru-pub-56083.
42. Мамед-заде П.Н. Египет и ядерная программа Ирана // Институт Ближнего Востока // [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/?p=4268.
43. Месамед В.И Саммит движения неприсоединения в Тегеарне [Электронный ресурс] Официальный сайт Института Ближнего Востока URL: http://www.iimes.ru/?p=15414.
44. Нурхан Аш-Шейх Египет-Россия от Партнерства к Союзничеству //Азия и Африка, №3, 2016.
45. Пономарева Е.Г, Рудов А.Г. «Принцип домино». Мировая политика на рубеже веков // М, Канон+РООИ "Реабилитация", 2016, с.123.
46. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX – начало XXI века). М.: ИИК «Российская газета», 2006. 384 с.
47. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. М.: ИИК «Российская газета», 2009. 239 с
48. Российская торговля с Египтом находится на подъеме, от 16.06.2016 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL:http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depasiaafrica/20160616.
49. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций?// Полис, № 1, 1994. С. 33-49.
50. Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения //М., 2005, с.81.
51. Ягья В.С. Мир в начале второго десятилетия XXI века// Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке: сб. статей / под ред. В.С.Ягьи, Т.С.Немчиновой. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 56-135.
52. Adamsky D. How Russia Got Ahead in the Middle East [Electronic resource]// The Foreign Affairs. 2015. 16 September. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/syria/2015-09-16/putins-damascus-steal.
53. Brannen K. Hagel: ISIS Is More Dangerous Than al Qaeda [Electronic resource]// The Foreign Policy, 21.08.2014. URL: http://foreignpolicy.com/2014/08/21/hagel-isis-is-more-dangerous-than-al-qaeda/.
54. Dunne Michele Arab Human Rights Organizations Fear for their future in a volatile region // [Электронный ресурс] Carnegie Middle East Center // URL: http://carnegie-mec.org/diwan/57349.
55. EDaily Ближневосточная редакция США - Египет: печальные итоги десятилетий подчинения [Электронный ресурс] // Сайт издания EurAsia Daily URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/04/14/ssha-egipet-pechalnye-itogi-desyatiletiy-podchineniya
56. Egypt brands Hamas a ‘terrorist’ group // Daily Mail UK, 28.02.2015 // [Электронный ресурс] http://www.dailymail.co.uk/wires/afp/article-2973366/ Egypt-court-declares-Hamas-terrorist-group.html.
57. Lund Aron The Merits of Minimalism in Syria's Peace Process // [Электронный ресурс] Carnegie Middle East Center // URL: http://carnegie-mec.org/diwan/61531.
58. Lund Aron To go or not to go: Syria's opposition and the Paris, Cairo and Moscow Meetings// [Электронный ресурс] Carnegie Middle East Center// URL: http://carnegie-mec.org/diwan/59590.
59. Hoffman B. Al Qaeda’s Uncertain Future // Studies in Conflict and Terrorism. Vol. 36, Issue 8, 2013, p. 636.
60. The Middle East in 2015: What to watch // [Электронный ресурс] Carnegie Middle East Center// URL: http://carnegie-mec.org/diwan/57610.